Утром называет пророк воплощение Бога и Спасителя нашего, потому что из него воссияет свет истины. О нем по всей вселен­ной устами всех поет блаженный Давид, прославляя божественные благодеяния. " Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и до облаков истина Твоя» ( Пс.107:5 ). Величие Твоей милости превосходит высоту небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. Мы уже сказали, что облаками он называет и пророков, и апостолов, и облеченных благодатию учительства, потому что они, подобно каким-то, облакам приносят людям духовное орошение, и чрез них мы научаемся догматам истины. Милостью же и истиной называется тайна домостроительства Христова, как этот же пророк говорил в другом месте: «милость и истина встретились» во едино ( Пс.84:11 ). Божество Христа и человечество встретились в воплощении Слова. Милость относится к божеству воплотившегося Слова, потому что оно именно помиловало свое создание, а истина – к плоти, потому что не призрачно, как ду­мают некоторые из еретиков, но истинно и действительно Бог Слово воплотился. В разъяснение этого Давид опять говорил: «истина от земли воссияла», разумея человечество Господа, от нашей земли, оче­видно – человечества, воссиявшее. Конечно, на небесах божество Хри­ста было велико и окружено славой, которую Он приобрел Себе Своими делами, но на земле оно было неведомо и прикрыто тенью плоти. " Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле (да будет) слава Твоя!» ( Пс.107:6 ). Это и бла­женный Аввакум сказал: «покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» ( Авв.3:3 ). Это же блаженный Давид говорил в восьмом псалме: «Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось ...выше небес» ( Пс.8:2 ). След., «вознесись» – сказано в смысле: покажи Себя высоким, высшим всего, и пусть вся земля узнает Твою славу. «Да избавятся возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь мен я» ( Пс.107:7 ). Просит, чтобы скорее наступила Его благодать и чтобы Вознесшийся на небеса явил Свою славу по всей земле, чтобы были спасены те, которые могут говорить: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа», Господа Нашего ( Ефес.1:4–5 ). Возлюбленные же Божии суть люди, спасенные любовью Его к роду нашему; их именно, вознесшись на небеса, Он освободил от древ­него плена, как говорит Павел: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Ефес.4:8 ). Десницей же Божией называет Его благое действие или Духа Святого, так как Он на­зывается и перстом Божиим в силу того, что Троица имеет единое существо, силу и действие. Итак, пророк просит, чтобы мы были спасены и услышаны Духом Святым, чтобы нам сделаться духов­ными и участниками божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Изъяснение псалма 112-го. «Аллилуия». Другая песнь, написанная также нам на пользу, и возбуждающая людей к песнопению Благодетеля. Пс.112:1 .   Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Пс.112:2 .   Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. «Хвалите отроцы Господа». Отроками называет здесь Пророк не юных, как предполагали иные, но рабов. Ибо так перевели и Акила, и Симмах, и Феодотион; да и в еврейском сказано: «авди»; а тоже и у сирскаго переводчика. И слово: «хвалите» в еврейском читается: «аллилуия»: откуда явствует, что «аллилуия» толкуется: «хвалите Господа». «Хвалите имя Господне». «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Вам, как рабам и получившим бытие от Бога, говорит Пророк, надлежит песнословить имя Его, хотя не знаете естества; потому что имеет безначальное и вечное благословение и благохваление. Сие означают слова: «от века и до века». Должны же и мы возносить Ему, как Творцу, благодарственную песнь. Пс.112:3 .   От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. «От восток солнца до запад хвально имя Господне». Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единороднаго. Ибо древле Бог всяческих песнословим был даже не всеми Иудеями, а только не многими живущими благочестиво. Но по рождении от Девы, и по спасительном страдании, «во всю землю изыде вещание» проповедников истины, «и в концы вселенныя глаголы их» ( Псал. 18, 5 ), и наполнилась «вся земля ведения» Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей ( Авв. 2, 14 ). Сие Бог всяческих изрек устами и другаго Пророка: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фuмiaм приносится имени Моему, и жертва чиста» ( Мал. 1, 10–11 ). Согласно с сим предрекает и сие духовное сладкопение. Пс.112:4 .   Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. «Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его». Все народы дознали, что Он есть Вышний и Бог, Создатель всех, песнословимый небесными Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

15 декабря день памяти святого пророка Аввакума 15 декабря 2009 г. 11:30 В дни Рождественского пост Церковь воспоминает пророков Ветхого Завета, возвещавших о пришествии в мир Спасителя. 2/15 декабря — память пророка Аввакума. АВВАКУМ (память 2 декабря, в Соборе св. Праотец и в 1-ю Неделю Великого поста), 8-й из 12 малых пророков, автор названной его именем книги. О значении еврейскога имени пророка — Хаваккук, которое дважды упоминается в книге (Авв 1:1; 3:1), у исследователей нет единого мнения. Достоверных сведений о жизни Аввакума не сохранилось. В неканонической части книги Даниила (Дан 14:33-39) имеется рассказ об Аввакуме, который принес еду пророку Даниилу, брошенному в ров со львами. По греческому надписанию легенды о Виле и драконе (Дан 14 в Септуагинте) Аввакум был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью Аввакума была сонамитянка, которой пророк Елисей (кон. X — нач. IX в.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему еврейскому источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, сообщается, что Аввакум был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в г. Кеиль. О захоронении А. в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний. На основании свидетельства самой книги местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим (ср. Авв 2:7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1:6) и описанием состояния иудейского общества, в котором, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяетпо-разному датировать служение пророка: временем правления царей Езекии, Манассии или Иоакима либо эпохой халдейского нашествия. Надписания (Авв 1:1; 3:1) делят книгу пророка Аввакума на 2 части. «Пророческое видение» относится к первым двум главам, основной темой которых является предсказание о грядущем нашествии халдеев и обличение неправедных народов; «Молитва Аввакума, пророка, для пения» выделяет теофанический псалом, изображающий грядущего на суд Господа (Авв 3).

http://patriarchia.ru/db/text/965005.htm...

Содержание Слово о спасительном Божием смотрении к роду человеческому, кратко составленное на основе святого Евангелия, на пользу всякого, кто хочет знать Причину и образ спасения нашего     «Господи! Услышал я слух Твой и убоялся» (Авв 3:2).    Когда Всемогущий Бог сотворил небо и землю, и прочие видимые и невидимые вещи, после всего создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую, дал ему имя Адам, и ввел его в рай — место прекрасное, всякими изрядными и плодоносными деревьями украшенное (Быт 2:15). Адаму создал Бог помощницу Еву, и обоим им, Адаму и Еве, дал Бог заповедь такую, чтобы от всех деревьев плоды вкушали, а от того дерева, которое было посреди рая, не дерзали вкушать плода (Быт 3:3). Притом объявил им Бог: если вы от того дерева заповеданного вкусите плода, «смертью умрете» (Быт 2:17).    Адам и Ева не сохранили заповеди Божией, от заповеданного дерева вкусили. На то преступление и вкушению от того дерева заповеданного, змей, или сам сатана, дух лукавый, в змее действующий, прельстил их (Быт 3:4—5, 13). Этим преступлением праотцы Адам и Ева Бога весьма прогневали, и на себя Божию клятву навели, из-за чего из рая были изгнаны и на смерть осуждены, и вечному мучению подпали (Быт 3:23). А с ними и мы все, как их сыны, той же клятве и казни стали подвержены Божиим правосудием.    Однако же Бог, как весьма Благой и Милостивый, тогда еще обещал им, и всем людям, которые должны были быть после них, послать избавление. Это избавление, которое должно было быть всему миру, Милосердный и Человеколюбивый Бог разнообразно предвозвещал: предъявлял через патриархов и святых мужей знамениями всякими, предсказывал через пророков Духом Своим Святым, о чем написано в книгах Ветхого Закона.    А как приблизилось то время, в которое определил Бог послать роду человеческому избавление, родился от неплодных и старых родителей, Захария священника и Елизаветы праведных, пророк именем Иоанн, рождение которого празднуется 24 июня. Сей пророк был как бы посредник между Ветхим и Новым Законом, поскольку от его рождения Ветхий отступает, а наступает Новый Закон. Сего сына Захарии и Елизавете дал Бог через явление Архангела Гавриила. Назван он Предтечей потому, что от Бога послан уготовить путь Избавителю и возвестить людям пришествие в мир Спасителя. И возвестил так, как утренняя звезда возвещает приближающееся восхождение солнца. Потому и Церковь называет его денницей, то есть утренней звездой Солнца Праведного Христа, в мире воссиявшего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

ТАЙНЫ РОДОСЛОВИЯ ХРИСТОВА 07.01.2016 22:09:36 Протоиерей Олег Стеняев ТАЙНЫ РОДОСЛОВИЯ ХРИСТОВА «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Такими словами начинается Родословие Христово. Это Евангелие, по преданию, писалось для христиан Палестины, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус и из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид (Мф.2:6). «Сын» Он для них только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов». Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). С другой стороны, само слово «Христос»означает, по истолкованию древних Отцов, и «царя» и «первосвященника» (архиерея) и пророка. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником Авраам. При этом и Давид и Авраам были пророками Бога. Но царское достоинство Христа выше любого человеческого (царского достоинства). Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь…» (Пс.23:8); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс.94:3). Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником, – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв.2:20). В Православном догматическом богословии (Макарий), делается акцент на Царском, Первосвященническом и Пророческом служении Господа Христа Иисуса.

http://radonezh.ru/analytics/tayny-rodos...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аввакум прор. - житие Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами (1), родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир. Самое имя - Аввакум (2), - данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого. Аввакум пророчествовал и жил после царствование благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии (3). По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству. Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу: - Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2-4).

http://pravicon.com/info-1601

Икона «Распятие Христа»: Столп огненный и облачный Далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Христос, думали они, покорит и сметет державу римлян, кощунственно зовущих себя ‘сынами божиими’. Но Сын Мариин оказался иным. 14 августа, 2012 Далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Христос, думали они, покорит и сметет державу римлян, кощунственно зовущих себя ‘сынами божиими’. Но Сын Мариин оказался иным. Посреди земли, «населенной и молчащей», посреди языческой римской ойкумены, вне стен града святого Иерусалима , возвышается Крест Сына Божия. На глазах у всех четырех концов земли, которых Он пришел воздвигнуть с Собой в Воскресении Своем, смертью Крестной умирает Он, совершает Он Свой спасительный Исход, Пасху Свою Крестную. Земля умолкла пред Богом Живым (Авв.2:20). Репродукция иконы Дионисия В Крестной тишине слышит ответ на свой вопрос пророк Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь, буду вопиять о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Закон потерял силу, и суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Аввак. 1, 2-4). Внимает молчанию ответу Бога на Кресте и псалмопевец Давид: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93, 3) Да! – все концы земли увидят спасение Бога нашего (Ис.52:10) – не так, как приносил спасение яростный Сын Навин, не знавший страха и пощады к неприятелю, приносит спасение Израилю и миру Сын Мариин. Он воздевает руки не для того, чтобы продолжалось уничтожение врагов – Он отдает Себя, чтобы Его уничтожили, чтобы страданиями и смертью Он лишился части с живыми и стал одним из мертвецов. «Нага и помазана Мертвеца» (Канон на Плач Богородицы) примет Его на руки Матерь Его вскоре… Он вознесен от земли, отторгнутый от земли живых, претерпевает казнь за преступления народа Своего (Ис. 53:8). Если взирать на икону издали, то цветовые пятна риз жен и Иоанна Богослова , стоящих у Креста – алые и синие – как столп облачный и столп огненный, сопровождавший Израиль в его Исходе ветхозаветном из Египта. Стоп огненный и облачный были место Богоявления – Сам Бог Израилев шел с народом Своим в столпе огненном и облачном. (Исх.12:21)

http://pravmir.ru/ikona-raspyatie-xrista...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Аввакум. Мозаика ц. Осиос Давид в Фессалонике. Посл. чemb.V в. [евр.  ,  , греч. Αμβακουμ, лат. Abacuc] (пам. 2 дек. в Соборе св. праотец и в 1-ю Неделю Великого поста; пам. зап. 15 янв), 8-й из 12 малых пророков, автор названной его именем книги. О значении евр. имени пророка Хаваккук (  ), к-рое дважды упоминается в книге (Авв 1. 1; 3. 1), у исследователей нет единого мнения. Иудейская традиция (Зогар 1. 7; 2. 44-45), блж. Иероним Стридонский и нек-рые толкователи XIX-XX вв. (свящ. А. Глаголев , архиеп. Варфоломей (Ремов)) имя А. возводят к евр. глаголу   (обнимать). Однако ряд ученых (М. Нот, У. Олбрайт и др.) выводит имя пророка из аккад. слова hambakuku(m) - садовое растение (ср. в Септуагинте - Αμβακουμ). Достоверных сведений о жизни А. не сохранилось. В неканонической части Дан 14. 33-39 имеется рассказ об А., к-рый принес еду прор. Даниилу , брошенному в ров со львами. По греч. надписанию легенды о Виле и драконе (Дан 14 (LXX)) А. был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью А. была сонамитянка, к-рой прор. Елисей (кон. X - нач. IX в.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16) (Зогар 1. 7; 2. 44-45). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему евр. источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому , Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому , сообщается, что А. был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в г. Кеиль (Eusebii Onomasticon 114. 15, но есть и указание на г. Габату - Onomasticon 70. 23). О захоронении А. в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний (De vita prophetarum. 16). На основании свидетельства самой книги местом проповеди А. считается Иудея, возможно Иерусалим (ср. Авв 2. 7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1. 6) и описанием состояния иудейского об-ва, в к-ром, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяет датировать служение пророка по-разному: временем правления царей Езекии (Юнгеров - между 714 и 700), Манассии (Глаголев, еп. Палладий), Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590 - доминирующая в научной лит-ре датировка).

http://pravenc.ru/text/62564.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Псалом пророка Аввакума 15.12.2014 402 Время на чтение 3 минуты Пророк Аввакум На страницах Ветхого Завета мы встречаем и такое. Только вот в Синодальном переводе и в славянской Библии про псалом Аввакума ничего не сказано. Книга пророка Аввакума , конечно, есть. И завершается она в третьей главе молитвой, которую надлежало петь. Вот это и есть тот самый псалом. Нет сомнений, что он когда-то звучал в Иерусалимском храме. Заглянем в греческую Септуагинту, здесь пространная молитва Аввакума делится характерным богослужебным указанием: диапсалма . Указание дано для храмовых певчих. И в новозаветной Церкви поныне поют этот псалом, пусть и отдельные его стихи. Приведу для памяти несколько строчек из псалма Аввакума: «Господи, услышах слух твой и убояхся... Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3: 1-3). Эти строки у многих православных на слуху. На Пасху мы в церкви слышим, как богоглаголивый Аввакум стоял на божественной страже. Он духовно бодрствовал, когда другие спали. Чего же он ждал, что сторожил? Со страхом и надеждой он ожидал, что «Бог от юга приидет», и видел, как «покры небеса добродетель Его». А в это время вокруг пророка сгущалась тьма. Замышлялись и творились злые дела. Всё это мучило пророка. Вот он обратил к Богу скорбный вопль: «Доколе, Господи, я... буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» (Авв. 1: 2-3). В наши дни людям тоже близки и понятны терзания пророка. Господь утешил Своего служителя. Но из Его уст прозвучали не сладенькие уверения: «Не всё так плохо, как тебе кажется. Потерпи, всё устроится. Светлое будущее не за горами». Господь видел бедствия тех дней и предвидел еще большие бедствия. О чем и открыл пророку: народу Божию предстоит пережить возвышение и нашествие колоссальной халдейской державы. Халдеи собираются с силой. Как от них отбиться? Надменные и жестокие халдеи обожествляют силу: у кого сила, тот и прав, сильнейший указывает остальным, как жить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРМОЛОГИЙ [греч. Ερμολγιον, Ιρμολγιον; церковнослав.        ], богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей. Тексты ирмосов, как правило, содержат аллюзии на библейские песни , послужившие основой для гимнографических канонов: 1) прор. Моисея после перехода израильтян через Чермное м. (Исх 15. 1-19), 2) прор. Моисея во время шествия в пустыне (Втор 32. 1-44), 3) Анны, матери прор. Самуила (1 Цар 2. 1-10), 4) прор. Аввакума (Авв 3. 1-19), 5) прор. Исаии (Ис 26. 9-19), 6) прор. Ионы (Иона 2. 1-10), 7) трех вавилонских отроков (Дан 3. 26-56), 8) тех же отроков (Дан. 3. 57-88а), 9) Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55) и св. прав. Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк 1. 68-79). Почти все И. состоят из 8 разделов по числу гласов , на которые распеты соответствующие ирмосы (хотя встречаются исключения, когда последования ирмосов расположены по датам праздников и памятей независимо от гласовой принадлежности, напр. греч. список Ath. Dionys. 95, XIII в.). По способу расположения ирмосов внутри гласовых разделов выделяют 2 типа И. (в научной лит-ре впервые это сделал Э. Кошмидер ). В 1-м типе ирмосы сгруппированы по канонам: сначала все ирмосы одного канона, затем другого и т. д. (И. с последованиями канонов); во 2-м типе - по песням: сначала ирмосы 1-й песни всех канонов, затем 2-й песни и т. д. (И. с последованиями песней). Греческий И. появился не позднее кон. VIII в. в связи с резким увеличением числа канонов и с появлением практики заимствования ирмосов для новых канонов из уже существовавших. Накопление большого количества ирмосов и канонов привело к созданию сборника, содержащего ирмосы-образцы. Такой сборник, с одной стороны, облегчал авторам новых канонов заимствование готовых ирмосов, с другой - мог использоваться певчими как пособие для заучивания наизусть ирмосов, на мелодии которых исполнялись тропари канонов. Грузинский И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010