жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца ( Ис. 34,6; 1,7.14 ; Иер. 46,10 ; Иез. 39,17–19 ). назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора ( Ис. 10,5–10 ; Авв. 1,6 ). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание. 1 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев. 1 порог. Т.е. порог святилища ( 1Цар. 5,5 ). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян. 1 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах ( Ам. 8,4–6 ). 1 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа ( Ам. 9,1–4 ; Пс. 138 ; Лк. 15,8 ). тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина. 1:14–18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2,1–3. 1 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор. 28,28.29 ). они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3,1–5). 1 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс. 48,7–10 ; Притч. 11,4 ; Мф. 16,26 ; Лк. 12,13–21 . ревности. См. Исх. 20,5; 34,6.14 ; Втор. 4,24 . Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ «уделом Бога» ( Исх. 19,5 ), а взамен требует от него абсолютной покорности. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

приникла» ( Пс.84:11–12 ). Здесь пророк указывает на встречу Божества и человече­ства, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: «встретились»; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом: " облобызались», потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, – говорит Христос, – что отдал Сына Своего Единородного» послал в него ( Ин.3:16 ). Но как произошла эта встреча? «Истина от земли вос сияла и правда с небес... приникла». Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Боже­ство, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Боже­ство, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разде­ляются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ), равно весь назы­вается и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). Продолжая изъяснять таинство, пророк говорит: «ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой» ( Пс.84:13 ), – Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: «никто не благ, как только один Бог» ( Лк.18:19 ). «И земля наша даст плод свой» – рожден­ную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действо вали и Бог и земля. «Правда» ( Пс.84:14 ), о которой пророк раньше ска­зал: «с небес... приникла». Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. «пред лицем Его идет язва») ( Авв.3:5 ), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. – «а по стопам Его – жгучий ветер») (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в за­ключение говорит: «пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» ( Пс.84:14 ). Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроитель­ства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким чело­веческим заблуждениям и обманам. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тогда же и Рапсак нападает на самый Иерусалим и отверзши необузданные уста против Бога, произносит известные богохульнейшие слова. Тогда же в стане Ассирийском погибли сто восемьдесят пять тысяч (воинов) в одну ночь, пораженные рукою Ангела. В настоящем случае об этом не без пользы сказано, потому что слово пророческое искусно применяется к каждому событию: то обличает оно жителей Самарии, то угрожает неприятельским нападением жителям Иерусалима, предвозвещает плен, возбуждает страх, обещает помощь, призывает к обращению. В пророчестве не опущено ни одного слова, ни одного выражения, необходимых для пользы заблуждавшихся в то время. Оно говорит: Ос.1:2. Начало словесе Господня во Осии: и рече Господь ко Осии.    Бог начинает открывать в пророке тайны, как подобное же ясно сказано чрез другого пророка: «на стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети, что возглаголет во мне» Господь Бог (Авв.2:1); ибо Бог всяческих дает откровение святым, сообщая их уму знание будущего. Так и блаженный Давид говорит: «услышу что речет во мне (ν μο) Господь Бог: яко речет мир на люди своя» (Пс.84:9). Точно так же и блаженный Пророк Захария выражается подобными же словами, говоря: «и рече... ангел глаголяй во мне» (Зах.1:9); ибо ангелом святые пророки обыкновенно называют слово Божие, как возвещающее им и ясно открывающее волю Бога и Отца. Об этом засвидетельствует и пророк Исаия, говоря: «яко всякую одежду собранну лестию с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко отроча родися нам, ... и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис.9:5—6). А что откровение святым было недоступно телесным органам и сообщалось не языком и словами, как это бывает у нас, — в этом удостоверяет Павел, говоря: «искушения ищете глаголющаго во мне Христа» (2Кор.13:3). Итак, выражения, что было слово Божие «во Осии», по моему мнению, не на что иное может указывать слушателям, как на то, что откровение было «во Осии», и что знание будущего осияло его наподобие света, просвещающего не телесные очи, но ум и сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что нам передали великие наши родоначальники, и какое родство имеют сегодняшние монахи с ними? Способствует ли внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу? Приведет ли монаха строгое исполнение заведенного в монастыре порядка к совершенству в духовной жизни? Чтобы постараться ответить на эти вопросы вспомним, чему нас учат выше перечисленные древние иноческие уставы. Разумность устава зависит от душевного настроения и характера того, кто положил устав. Так было и в случае великих наших отцов, оставивших нам древние уставы. В первую очередь отметим, что они тесно связаны с жизнью их составителей. Рассматривая древние уставы, надо брать во внимание обстоятельства жизни этих великих авв и учителей монашества. В них передаются правила, на формирование которых подавали повод случаи жизни. Определенные дополнения в уставах были обусловлены тем, что эти святые отцы брали во внимание и обстоятельства жизни братии . В целом все древние иноческие уставы передают подробности внешней жизни и выясняют внутреннюю сторону разных ее проявлений, указывают строй монастыря, дают правила приема в обитель и обучения новоначальных, поведения монашествующих, указывают епитимии – меры исправления и вразумления. Уставы полагают чин молитвословия – порядок ночных и дневных молитв и псалмопения. Устав вышеотмеченного Петрицонского монастыря был положен нами в основу нового устава женского монастыря Хахульской Иконы Божией Матери – Новая Шуамта. Этот монастырь, основанный в XVI веке, был закрыт в 1920-е годы советской властью. Первые сестры возобновленного монастыря в начале 1990-х годов начинали свое монашеское житие в греческом монастыре Архангела Михаила, который является женским подворьем Филофейского монастыря св. Горы. Поэтому многое было взято и из устава монастыря Архангела Михаила, который в свою очередь представляет собой афонскую традицию монашества и основывается на опыте подвижника благочестия старца Иосифа Исихаста. Следуя древнему уставу, сестры взяли за правило в течение четырех постов прочитывать устав своего монастыря за трапезой, чтобы напоминанием возбуждать чистый смысл монашеского жития и заповедь Господа и Спасителя (см. 2 Петр. 3:2), чтобы, встав один раз на путь истинной свободы через познание Господа, избежать скверн мира, опять не запутаться в них и поработиться ими, т. к. «последнее бывает для таковых хуже первого».

http://pravoslavie.ru/90109.html

Вот почему они и спрашивали своего Учителя: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). Вера в близость парусии красной нитью проходит через послания апостольские. Ап. Иаков призывает своих читателей к долготерпению, потому что «приближается пришествие Господне» (τι παρουσα το κυρου γγικεν) и убеждает их не судить друг друга, ибо «вот, Судия стоит у дверей» ( Иак.5:7–9 ). Также и ап. Пётр, призывая христиан к терпению в страданиях и бодрствованию в молитвах, говорит: «но близок уже всему конец» (πντων δ τ τλος γγικεν 1Пет.4:7 ), потому что скоро должен начаться суд ( 1Пет.4:17, 18 , ср. ст. 13), Господь «готов уже ныне судить живых и мёртвых» ( 1Пет.4:5 ). Ожидание близкой парусии Господней сообщило своеобразный характер нравственному учению (этике) св. ап. Павла. В виду «сокращённости» или «краткости времени», оставшегося до пришествия Господня и конца этого мира, Апостол убеждает коринфских христиан прекратить все земные отношения: «Сие же говорю, братие, ибо время сокращено есть. Поэтому и имеющие жён, – да будут как не имеющие: и плачущие да будут как не плачущие: и радующиеся как не радующиеся; и покупающие как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся, ибо преходит образ мира сего» ( 1Кор.7:29–31 ). С другой стороны, такие выражения Апостола, как: «День приблизился» ( Рим.13:12 ) или: «Господь близ» ( Фил.4:5 ), могли быть истолкованы верующими, при общем сильном эсхатологическом возбуждении, как указания на близость второго пришествия Господня, хотя эти слова в устах ап. Павла обозначают духовное присутствие Христа в сердцах верующих, отмечают наличность в них благодатных даров Св. Духа. В послании к Евреям Апостол приглашает своих читателей к усилению своего подвига – и «толико паче, елико видите приближающийся день (судный)» ( Евр.10:25 ), и несколько ниже, призывая читателей к терпению, цитирует из пр. Аввакума ( Авв.2:3 ): «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит» ( Евр.10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Выяснив христианское понимание существа всего образа, перейдем к анализу текста и разъяснению отдельных выражений. Стих 1. Не повторяя хронологических замечаний, остановимся на славянском выражении: о нихже видел о Самарии и пр., ср. русск.: «которое открыто ему» (т. е. слово Господне). Еврейское слово (хаза) означает «созерцать» и встречается в Библии как в этом общем смысле ( Иов 19:26; 23:9 ), так и в смысле вообще такого усвоения каких-либо идей, которые по своей ясности и точности равны видению глаз ( Пс. 45:9 ); это есть то самое слово, от которого образовалось (хоза) – провидец, пророк. Напрасно ученые не останавливаются на том факте, что именно этим словом означают пророки бывшие им откровения ( Ис. 1:1, 2:1 ; Ам. 1:1 ; Авв. 1:1 ). «Слово Божие – еже виде», следовательно, речь идет ни о простой диктовке Божественных слов, ни о простом видении глаз. Да и по дальнейшему характеру речи не определить, видение ли видит Михей или передает слышанную речь: се Господь исходит от места Своего ( Мих. 1:3 ) и проч. «Как видят пророки?» – спрашивает при толковании подобного же места свт. Златоуст (Толкование на книгу Исайи – Ис. 1:1 ) и продолжает: «объяснить словом способа их видения мы не можем, но… если изобразить дело подобием, то, мне кажется, с пророками происходило то же, как если бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. Так и души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают видение будущего». Итак, речь идет о некотором более общем озарении скорее, чем о видениях. Богопросвещаемая душа пророка проникается разумением грядущей воли Божией с такою уверенностью, что события будущего расстилаются перед ним, как живые картины природы (еже виде) и с такою ясностью, с таким точным пониманием смысла всех этих событий, что как бы Сам Бог словесно ему их разъясняет (слово Божие). Поэтому нельзя ничего сказать против славянского чтения: «о нихже виде» и проч. Итак, здесь ( Мих. 1:2 ) речь не о коленах израильских, но о всех людях, с дружественным к ним отношением как будущим слышателям слов Бога-Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Да пребудет с нами Господь Своей всесильной благодатью и да помогает нам творить Его волю. Аминь. 3. ЧТО ПРИНЕСЛА ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (из тропаря праздника) Т ак поет св. Церковь , возвещая наступление радостного события – начало открытого служения Господа нашего Иисуса Христа – Учителя и Спасителя заблуждающегося человечества. Исполнились ветхозаветные пророчества; окончились прообразы; открылось неисследимое богатство благодати Божией; сбылись чаяния всех языков – на землю пришло небо. «Господи! услышал я слух Твой и убоялся, – восклицал пророк Аввакум, возвещая наступление св. дней. – Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его» ( Авв. 3, 2 ). Сегодня само собой, как бы невольно, вспоминаются вот какие слова св. ап. Павла: «Помните... что вы были в то время без Христа... А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки» ( Еф.2,11–13 ). Человечество стояло на краю гибели. Оно задыхалось в атмосфере сомнений, эгоизма и ужасающих беззаконий; утопало в крови миллионов рабов и угнетенных; гибло от непримиримой и жестокой вражды разных сословий, классов. Трудно себе представить, как мог так низко опуститься человек – эта краснейшая тварь, созданная по образу Божию! «Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями, – говорит слово Божие. – Всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6, 11–12 ). «Все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3, 23 ). И сами язычники свидетельствовали об этом. Одни из них говорили, что правда и мир, которые прежде царствовали на земле, теперь переселились на небо. Боги, – замечали они, – желают людям гибели (Тацит). Другие писали, что миновал золотой век, а наступил век железный, который принес с собой вместо правды ложь и своеволие. Сколько ни старалась языческая мудрость вывести людей из этого состояния, но не могла. Люди отвергли и забыли истинный путь ко спасению, а потому уделом их стали «ярость и гнев, скорбь и теснота» ( Рим. 2, 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Итак, осознаем, что такое любовь Божья. Я знаю, что некоторые из вас приезжают из дальних районов Москвы на занятия школы, я знаю, что некоторые стоят раннюю литургию с своем храме, потом едут сюда. Любовь к слову Божию – это то качество, которое должен развить в себе каждый верующий. Потому что без изучения слова Божия мы не смогли бы понять характер Бога. Мы оставались бы в состоянии неправильного представления о Боге. И мы читаем далее: «… и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» ( Откр.6:1 ). По-славянски «иди и виждь». Андрей Кесарийский поясняет: «И между сущими на Небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, он услышал от одного из четырех животных, льва. Первое животное, лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: “ты поставишь их князьями по всей земле”». Вот такое толкование мы находим у Андрея Кесарийского : апостолы – как львы, демоны боятся их. А вы знаете, что демоны боятся вас? Святые Отцы учат: «Когда ты, христианин, после причастия выходишь из храма, бесы в ужасе разбегаются от тебя, ты для них страшен, как лев, ибо в тебе присутствует Тело и Кровь Сына Божия». Итак, мы видим, что на Небесах царит порядок, удивительный, стройный порядок, который называется небесной иерархией. Это порядок, который существует во взаимоотношениях между духовными личностями, которые любят друг друга. И далее сказано: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ( Откр.6:2 ). Святые Отцы поясняют: «Победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означает первоначальную Церковь Христову; белизна коня означает войну, но не кровавую, не убийственную войну, войну против заблуждений, нечестия и разврата». «Под сим конем у апостолов и пророков истины можно понимать Церковь , благодатью ставшую белее снега, и всадник ее – Христос. Посему ей сказано чрез пророка: “Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные” ( Авв.3:8 ); посему сказано, что держит она стрелу, в которой следует видеть проповедь Слова Божьего, ибо она может, пронзив душу человека, принести плод веры. Потому написано: “остры и могущественны стрелы Твои… народы падут пред Тобою” ( Пс.44:6 ). В этих словах – победный венец проповедникам» (Примасий, VI век).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Манихеи и Прискиллиане, новая отрасль манихейства, подобно Пелагианам, наполняли почти весь Запад, и развращали народ не только в Испании, Галлии, Италии, но даже и в самом Риме 21 . Таково было состояние Церкви того времени, когда единодушный глас народа и клира римского возвел св. Льва на кафедру Церкви Римской, и, таким образом, предавал его бдительности чистоту веры и его попечению благосостояние почти всего Запада. Епископ города Рима, кроме епархии собственно римской, как Патриарх, заведывал всеми епархиями средней и нижней Италии, Сицилии, Сардинии, Корсики, и епархиями Мавритании Цезаринской. Все сии области, составляющия градоначальство Рима, в делах церковных подлежали главному управлению Епископа Римского, и назывались местами подведомственными Риму (loca suburbicaria) 22 . Кроме того, Епископ Римский имел влияние на дела Церквей Галльской 23 , Испанской 24 и Иллирийской 25 . По правилам Собора Сардикийского, во всех сих Церквах Епископ Римский имел право высшего судии и главного решителя иерархических споров. Ему давалось право пересматривать дела епископов, недовольных решением частных (областных) Соборов, и в случае несогласия с сими решениями назначать новый Собор, для пересмотра и решения спорных дел 26 . Наконец Епископ города Рима, как древней столицы Римской державы, имел первенство и старейшинство пред всеми епископами христианского мира 27 , и потому необходимо участвовал во всех важнейших собраниях и делах Церкви Вселенской. Так был обширен круг власти и деятельности Епископа Римского, так много было чести и величия возседать на престоле Церкви Римской! Но св. Лев, весьма далекий от той мысли, чтобы смешивать дело Божие с делами человеческими и, устраняя от себя трудности пастырского служения, утешать себя славой видимого могущества и власти, приемля жезл правления, не восхищается, но ужасается своего избрания, и искренно исповедуя немощь свою, смиренно предает себя во власть Бога, его призывавшого. «Взирая на низость скудости своей «и на величие принятого дара, и я, говорит Святитель в Слове на свое избрание, должен воскликнуть пророческим словом: Господи, услышах слух Твой, и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся ( Авв.3:2 ); ибо что необычайнее, что страшнее, как труд скудельному, высота униженному, достоинство не заслуживающему 28 ? Если обращаю взор на себя и на дела свои, едва нахожу что-нибудь, чему бы справедливо мог радоваться; потому что обложен я смертною плотию, подлежу бренности и тлению, никогда по бываю столько свободен, чтоб мужественно держаться на своем месте, не уступая нападениям врага; и в этом борении невозможно одержать такой счастливой победы, чтоб «после торжества по возобновлять снова брани. И если таков удел всех вообще иереев; то тем паче бременить и гнетет он меня. Самое величие принятого мною на себя бремени умножает случаи к преткновению. Тем большую чувствую на себе тяяжесть, чем многочисленнее мои обязанности в служении всем 29 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Но, особенно при настоящем торжестве, мы должны размышлять о том, что ныне раздрано рукописание грехов и осуждения нашего, и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: земля еси, и в землю отидеши, ныне вознесено на небо. Псалмопевец о настоящем торжестве говорит следующее: яко взятся великолепие Твое превыше небес ( Пс. 8:2 ); взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне, ( Пс. 46:6 ); возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех ( Псал. 67:19 ). Восшедши на небеса, Он, подлинно, пленил плен: ибо силой Своего нетления истребил наше тление, и даровал даяние людям, потому что ниспослал Св. Духа на Апостолов, даровав иному слово премудрости, другому слово знания, – иному дух ведения, другому дары исцелений, – одному разные языки, а другому истолкование языков ( 1Кор. 12:8,10 ). Об этой славе вознесения Его и пророк Авакум говорит следующее: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем ( Авв. 3:11 ). Здесь под именем солнца разумеется не иной кто, как Сам Господь; а под именем луны св. Церковь : ибо, пока Господь не вознесся на небо, св. Церковь , противная миру, повсюду была объята страхом, а после вознесения Его она укрепилась, открыто проповедывала то, чему тайно веровали. Таким образом, действительно, сбылись слова: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем, потому что, когда Господь взошел на небеса, тогда святая Церковь Его возросла силой проповеди. Посему-то Соломон от лица Церкви говорил: се Той идет скача на горы, и прескача на холмы ( Песн. 2:8 ). Спаситель, идя на избавление нас, действительно как бы делал некие скачки. Вам желательно знать, какие это скачки? Вот они: во–первых, Он с неба сошел в девическое чрево, – из девического чрева пришел в ясли, – потом от яслей взошел на крест, – с креста сошел во гроб, – из гроба взошел на небо. Таким образом, проходя все степени человеческой жизни, Он пролагал нам путь, чтобы мы следовали за Ним. Поэтому Дух Св. устами Пророка говорит: возрадуется, яко исполин тещи путь ( Пс. 18: 6 ), – для того, чтобы мы от сердца говорили Ему с Премудрым: «влеки нас в след Тебе, в воню мира Твоего течем» ( Песн. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010