Еще, по мнению сего св. Отца, о том же предрекал прор. Иеремия в словах: «человек есть, и кто по­знает его»? ( Иер.17:9 ) 432 , а также, когда, «созерцая Слово, соделавшееся плотию, говорил: «Дух лица нашего, помазанный Господь» ( Плч. 4:20 ), чтобы не заключил кто о Господе из видимого, что Он простой человек, но слыша слово: Дух, знал, что Он есть сущий в теле Бог» 433 . Из других пророков о Спасителе как Богочеловеке, по мнению Св. Отцов Церкви, яснее других предсказывал про­рок Михей. Такой именно смысл св. Ефрем Сирин при­дает словам пророка: «се, Господь исходит от места Своего и снидет и наступит на высоты земныя» ( Мих. 1:3 ), замечая, что «вполне исполнено сие Господом нашим, Который, не отступая от места Своего (потому что наполняет небо и землю), из страны небесной пришел в мир наш и соде­лался человеком (по действию), и в восприятом Им теле человеческими стопами попирал высоты земные» 434 . Еще яснее пророк Михей по выражению св. Иоанна Златоуста , «указывает и на Божество, и на человечество» Спасителя, когда говорит: «и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из­начала от дней века» ( Мих. 5:2 ), – ибо начальными словами про­рок «изображает рождение Его по плоти», так как «из Вифлеема, конечно, произошло не Божество, а плоть», а по­том «восходит и к Божеству, изображая предвечное суще­ствование Господа» 435 . Св. Ириней Л. указывает на подобное же пророчество Аввакума, который, предрекая о Спасителе, «ясно показывает, что это Бог», когда говорит: «Бог от юга приидет» ( Авв. 3:3 ), «и что Он – человек, ибо сказал: «стопы Его пройдут по полям», а это – признак человека» 436 . Наконец, по мнению св. Кирилла Ал., «на две природы в Спасителе указывают слова Ангела к Иисусу, Иерею вели­кому, в видении пророка Захарии: «се, Аз ввожду раба Моего востока» ( Зах.3:8 ), ибо «рабом Он называется здесь, потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше по­добие, для нашего спасения восприяв по воле Своей зрак раба, а востоком, – потому что Он есть «сияние славы» Отца и «образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Что человеческое образование, даже обыкновенное, y пророков не всегда было необходимо, ясно видно на пророке Амосе, который говорит Амасии: не бех пророк аз, ниже сын пророч, но пастырь бехе, и ягодичия обирая; и поя мя Господь от овец и рече ко мне: иди, и прорцы на люди моя Израиля ( Ам.7:14,15 ). Но как ни разнообразны были действия Божия в сообщении пророкам откровений, у всех истинных пророков необходимым условием было то, чтобы они в своих мыслях и действиях управляемы были Духом Божиим ( Пс.49:16,17 ), и чтобы они могли сказать о себе, как говорил прор. Михей о себе: я исполнен силы Господней, рассудительности и твердости, чтобы показать Иакову преступление его, Израилю грех его ( Мих.3:8 , по евр. текст.). Во всем, что ни говорили и пророчествовали, они сознавали одну цель – совершать волю Божию пред народом Божиим. Разные способы, чрез которые пророки сообщали народам откровение Способ, которым пророки сообщали другим полученные ими от Бога откровения, главным образом был троякий: 1) Посредством символических знаков: тако рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди, и сверзли вретище с чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице ходя наг и бос. И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаия наг и бос три лета: три лета будут в знамении и чудеса египтяном, и эфиопляном ( Ис.20:2,3 ). 2) Посредством устной проповеди : возопий крепостью, и не пощади, яко трубу возвыси глас твой, и возвести людем моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их ( Ис.58:1 ). 3) Посредством писания: и отвеща Господь ко мне, и рече: впиши видение, и яве на дске, яко да постигнет читаяй я ( Авв.2:2 ). Иногда сами пророки писали свои проповеди , a иногда из уст их писали другие ( Иер.36:4 ). Книга пророка Исаии Время пророческого служения Исаии В продолжение по крайней мере 60-летнего пророческого служения Исаии, от царствования Озии до Манасии, совершилось в мире и в избранном народе Божием много важных событий и перемен, в которых пророк Исаия принимал такое или иное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

1 Кор 1:19 Ис 29:14. 1:31 Иер 9:24. 2:16 Ис 40:13. 3:19 Иов 5:13. 3:20 Пс 93:11. 10:7 Исх 32:6. 10:26 Пс 23:1. 14:21 Ис 28:11-12. 15:27 Пс 8:7. 15:32 Ис 22:13. 15:54 Ис 25:8 15:55 Ос 13:14. 2 Кор 4:13 Пс 115:1. 6:2 Ис 49:8. 6:16 Лев 26:11-12. 6:17 Ис 52:11. 9:9 Пс 111:9. 10:17 Иер 9:23-24. 13:1 Втор 19:15. Гал 3:6 Быт 15:6. 3:10 Втор 27:36. 3:11 Авв 2:4. 3:12 Лев 18:5. 3:13 Втор 21:23. 3:16 Быт 13:15; 24:7. 4:27 Ис 54:1. 4:30 Быт 21:10. Еф 4:8 Пс 67:19. 4:25 Зах 8:16. 4:26 Пс 4:5. 5:31 Быт 2:24. 6:3 Исх 20:12. 1 Тим 5:18 Втор 25:4. 2 Тим 2:19 Числ 16:5, 26; Наум 1:7. Евр 1:5 Пс 2:7; 2 Цар 7:14; 1 Пар 17:13. 1:6 Пс 96:7. 1:7 Пс 103:4. 1:9 Пс 44:7-8. 1:12 Пс 101:26-28. 1:13 Пс 109:1. 2:8 Пс 8:5-7. 2:12 Пс 21:23. 2:13 Пс 15:1; Ис 8:18. 3:11, 15 Пс 94:7-11. 4:3, 5 Пс 94:11. 4:4 Быт 2:2. 5:5 Пс 2:7. 5:6 Пс 109:4. 6:14 Быт 22:17. 7:2 Быт 14:17-20. 7:17, 21 Пс 109:4. 8:5 Исх 25:40. 8:12 Иер 31:31-34. 10:7-9 Пс 39:7-9. 10:17 Иер 31:33-34. 10:30 Втор 32:35-36; Пс 134:14. 10:38 Ис 26:20; Авв 2:3-4. 11:5 Быт 5:24. 11:21 Быт 47:31. 12:6 Притч 3:11-12. 12:20 Исх 19:13. 12:21 Втор 9:19. 12:26 Агг 2:6. 13:5 Втор 31:6. 13:6 Пс 117:6-7. Арыл 2:27-28 Пс 2:8-9. Бу аан тылы Д.К.Сивцев – Суорун Омоллоон Саа Кэс Тыл манайгы тахсыытыгар (Библия тылбааын Института, Москва, 2004) анаан суруйбута. Ветхий Завет – Эргэ Кэс Тыл кинигэлэрэ сахалыы тылбаастана иликтэрин быыытынан ааттарын нууччалыы биэрдибит. 2:11 Лаадан – лаадан маыттан ылыллар чгэй сыттаах сымала; смирна – илии дойдуларга лбт киини оунуохтуурга туттуллар чгэй сыттаах сымала. 3:2 Аньыыны билинии ( грек. метанойа, нууч. покаяние) – аньыыттан аккаастанан Таараа эргиллии, аньыыны кэмсинии, йдн-санаалыын чгэй ттгэр тосту уларыйыы. 5:22 Оруна суохха – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар. Рака (арамей.) – акаары. 5:44 Кырааччылары алаа, абааы крччлэргэ тн оору, эигини атаастааччылар... – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар. 6:13 Ол эмит Эн Саарыстыба, Эн к-кдэи, албан ааты йэлэртэн йэлэргэ муура суох. Аминь – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Наказуя, накажешь народ Твой, но смерти не предашь его; расплавишь, но не так, как серебро, изберешь его в горниле страдания; ибо этот раб властелинов есть раб Твой Иаков, и Святый израилев верен ( Пс.117:18 ; Ис.48:10 ; Ис.49:7 ; Иер.46:28 ; Иер.30:10 ). Будет есть халдей ( Иер.51:34 ), но не помрет ( Авв.1:13 ), кого не выдаст Бог! Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахом ( Ис.33:2 ). Ты во святем живеши, хвало израилева. На Тя уповаша отцы наши: уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша и спасошася: на Тя уповаша и не постыдешася ( Пс.21:4–6 )! Блажен народ, у которого Бог есть Иегова, племя, которое Он избрал Себе в наследие ( Пс.32:12 ; Пс.143:15 ). Иегова с высоты возревет и из святого жилища Своего подаст глас Свой, возревет страшно на селение Свое ( Иер.25:30 ): но и вратам адовым не даст преодолеть его ( Мф.16:18 ). Начнет суд от дома Своего: но кончину соблюдет для нечестивых ( 1Пет.4:17,18 ). Живущий под покровом Всевышнего, в тени Всемогущего почивает, и не убоится он ужасов ночи, стрелы летящей днем, язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень; будет ли он переправляться через воды, – реки не потопят его; войдет в огонь, – и не обожжется и пламень не опалит его ( Пс.90:1,5,6 ; Ис.43:2 ). Само грозное слово Иеговы не сокрушит сердца, утвержденного на камне веры в нераскаянные дарования и звание Божие ( Рим.11:29 ), и только более воспламенит его в молитвах и молениях: заступник мой и прибежище мое, Бог мой... ( Пс.90:2 ); единого просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его ( Пс.26:4 ); накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости ( Иер.10:24 ); призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя ( Пс.79:15 ). От взгляда на народ избранный обращаясь к народу нечестивому и вождю его – орудию гнева Господня, пророк еще более укрепляется в дерзновенной молитве к Судящему народы праведно и племенами на земле Управляющему ( Пс.66:5 ): «Чисты очи (Твои для того), чтобы (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

– Но нет ничего странного, если Иоиль словом „народ“ означил и саранчу, потому что в Библии это слово часто имеет подобное приложение. Так, Притч.30:25, 26 слово прилагается к муравьям и кроликам, а в Пс.73 ; Евр.74:14 , как Соф.2:14 , – к зверям 101 . Взыде– . Гл. означает: „поднимался“, „восходил“. Так как Палестина имеет более возвышенную местность, чем многие соседние ей страны, то такое значение вполне приложимо к ней и в рассматриваемом нами месте. Неприятельский народ, под образом которого представляется саранча, должен был, действительно, „подниматься“, „восходить“, чтобы достигнуть страны иудейской. Но кроме такой мысли, , имеет еще и другой оттенок. В Библии оно, особенно в соединении с предл. , нередко означает: „поднимался“, „восходил“, в смысле: „„делал нападение“ ( Наум.2:2 ; Авв.3:16 ; 3Цар.20:22 ; Ис.7:1, 6 ; Мих.2:13 ). Таким образом, и у Иоиля выражение может указывать, что народ, т. е. саранча, взошел в землю иудейскую с целью разграбить и опустошить ее. На землю мою. Евр. . Многие думают, что здесь местоимение 1-го лица должно относить к Иегове, говорящему устами пророка 102 . Но из контекста видно, что Иоиль ведет речь не от лица Божия, а от своего собственного, хотя и по внушению Божественному (ст. 1). Так, он говорит (ст. 9): „дом Господень“, „служители Господни“, а не „дом Мой“, „служители Мои“. Отсюда понятно, что и в слове суфф. первого лица должно относить к лицу пророка. Называет же пророк землю своею потому, что опустошение ее близко касалось его как горячо любящего свое Отечество. Крепокъ и безчисленъ. Евр. , „сильный и нет числа“ (бесчисленный). Такие эпитеты вполне приложимы к саранче. Страшные опустошения, производимые ею, известны всем; а в каких громадных массах прилетает она, можно заключать из того, что ею иногда заслоняется свет солнечный. Поэтому и в Библии саранча нередко берется как образ бесчисленного множества ( Суд.6:5, 7:12 ; Пс.104 ; Евр.105:34 ; Иер.46:23, 51:14 ; Наум.3:15 ). Зубы ег, коже зубы львовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

34:2. 35:4. 21. 36:15. 41:2. при слове: по брег, замечено: ахи р; 46:27. на слова: дшъ – а во в. См. и 49:19. Исх. 13:6 . Лев. 14:4 . Чис. 4:7 . Суд. 14:11 . Руф. 4:14 . 1Цар. 9:22. 20:19 . на слово: при оргав, – столпъ каменный на пт пстый; 20. на слово: до – в примт; 2Цар. 6:1 . Евр: л. и вга: а (как было) нигд нсть; 3Цар. 15:13 . страшилище, 4Цар. 11:8 . полк, 15:8. 1Пар. 3:12 . 4:2. рада, 22. весь стих переведён, 11:22. лва, 15:6. 20. при словах: со гусльми таины поху, на поле замечено (вм. тайны) – надъ алемоомъ () 20:3. градмъ, 21:20. на слово: цр– аггла; 2Пар. 16:1. 28. 7. 29:32. 34:3 . 1Ездр. 2:58 . Неем. 7:70 . Иов 1:3. 2:12. 7:1. 7 . на слово: дхъ– втръ, 13:8. 14:23. 16:18. стне смертна; 20:15. на слово: агглъ– Бгъ, 21:15. 28:10. 15. 18. 26. Прит. 7:17 , мро. и аллое, 18:18. на слово: молчаливый– 30:1. словеса Агра, сына 28. на слово: щерица– пакъ, 31:1. словеса цр, Еккл. 9:9 . во вс дн живота юности– сеты. Иса. 3:17. срамот; 5:25. 6:5. к милихс– молчахъ, 9:8. смерть посла– слово, 11:4. жезломъ, 16:1. (весь стих), 25:8. пожерта бде смерть, 51:1. 63:11. мор, Иер. 2:2. 5:10. 17:6 . мнрика– мождевель, 19:2. 25:26. 31:22. к сода Гдь в ново, во обыдтъ члци новое на земл: жена быметъ мжа, Плач. 3:36 . Иез. 28:14 . ты с вчинихъ т– ты 38:9. падеши ты– бдеши; 42:20. межд людми. Ам. 4:4 . и прочтоша ивн законъ; и приваша пожрите кваснаго хлва 6:5. аки стоща мнша, а не к бжаща–кже избртоша сев органы, 8:3. стропове– псни, Ион. 3:4 . ещ тр дн, и превратитс, – четыредес дней, Авв. 3:3 . и горы присненны чащи– Фара к , Соф. 1:10 . вратъ избодающихъ– рыбны, Зах. 9:12. 12:10 . возртъ нань–на м, Мал. 2:11 . прейде к богмъ чюждимъ– по в жен дщерь бога Иногда исправители ссылаются на Полиглотту. Так Нав. 12:17 . они замечают: имена в полглот иначе лежа 3Цар. 15:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Правописание сей части ркп. (с л. 493 до конца) не представляет влияния Польского языка, как в предыдущих тетрадях (л. 354–492), писанных тоюже рукою, и, по разметке писца, входивших в состав какой-то другой ркп. 204 (по преж. кат. 576). Сборник, в 4 д. пис. полууставом, в нач. XVI в, на 380 л. Рукопись состоит из двух частей. Первая л. 1–266 содержит в себе книги шестнадцати Пророков Ветхозаветных; – вторая собрание по большей части иноческих произведений. Текст книг пророческих – в том же виде, как в списках Пророков с толкованием 78–80. В начале помещены меньшие Пророки, потом большие. В 48-й гл. Иезекииля таже вставка, в книге пророка Иеремии теже опущения (гл. 1:9–10. 18. 19. 2:1. 13:25, 14. 33:14–26. и 46:1–52:3.), какие замечены в упомянутых списках. – В книге пр. Иезекииля, чаще на полях, а иногда и на ряду с текстом, вписаны некоторые замечания из сего толкования. Напр. л. 140. замечание на 19:2., л. 151. на 26:2. (на ряду). Кроме того, вся книга, соответственно толкованию, разделена на известные отделения, которые обозначаются на полях числами. Книга пр. Иеремии, с гл. 28. постоянно, писана с толкованием в тех местах, где они положены в означенных списках. – Во всех книгах пророческих отмечаются на поле все места, где говорится об идолах, словом: кр. или идо. – На полях встречаются иногда и свои исправления, или пояснения перевода. Напр. Ис. 1:6 . в тексте: главы до ног н в не цлбы. ни стрпа. ни бреда... на поле: все стру. 3:18. злата. на глав, – на поле: наше споики. 6:13. вместо: церъ и желдь ( τερβινθος κα βλανος), – на поле: береза, дбъ. 6:8. вместо: Раасин (имя царя Сирского) на поле: реци (с Евр.). 40:1. тшаите тшаите люди мо, на поле: молете молите. 60:13. слава дбравы к теб приде т . кипарисо. и боро. и смрче вкп , – на поле: ливано певго и кедро. 11. готовающеи бс трапез, – на поле: рожаница. Л. 185. Иер. 26:18 . неизвестно почему, на поле написано имя пр. Авдия, по Еврейскому произношению и с вадь. в слжебьни беи. – Но и в самом тексте перевода встречаются некоторые изменения. Так замеченная в описании 1–3. частица: то изменилась в вото. Ам. 9:7 . не ли вото изведо из земли Мих. 2:7 . не се ли вото словеса его добра с ни. Авв. 2:13 . н ли се вото пре гмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Рим.7:7–13 ). Зато што свет, Закон том баца светлост на грех, раскрива природу греха и како грех страховит и ужасан и проклет, како грех «одвише грешан» – καθ’ περβολν μαρτωλς ( Рим.7:13–14 ). Пошто су сви грешници, пошто су «сви под грехом» ( Рим.3:9 ), и нема ни би испунио све што написано у Закону, зато на свима проклетство. Тога ради и речено у Закону: «проклет сваки не остане у свему што написано у Закона да то чини» ( Втор.27:26 ; ср. Иер.11:3 ). И желе повратак на Закон самим тим желе да се врате под проклетство, Закон изриче на свакога у да испуни све прописе А живот и искуство да то нико у да испуни. 3:11–12 Зар ни старозаветни праведници? Ни они. они су постали праведни не Закона вером, и то вером у имао Таквом вером Авраам постао праведан и отац свима народима се спасти и кроз ту веру, и ради те вере изливен благослов на и на сво потомство: на све народе. И Давид, и пророци, и сви старозаветни праведници постали су праведници том вером у и силом те вере су живели свето и праведно. Та вера им дала праведност, и та праведност их оправдала пред Богом. А да се Законом нико не оправдава пред Богом, свети пророк Духом Светим изрекао и написао: «Праведник од вере живети» ( Авв.2:4 ; ср. Рим.1:17 ; Евр.10:38 ). Од какве вере? Од вере у Од вере, не од Закона. Зашто? Зато што Закон заснива и тражи – на свих прописа Закона. А пошто нико од у да изврши све прописе Закона, то су сви под клетвом. Да би човек живео, треба да их врши, и све изврши. Богом речено у Закону преко «Држите уредбе и законе ко их врши, кроз ( Лев.18:5 ; ср. Иез.20:11–13:21 ; Рим.10:5 ). Грешност природе огромна и страховита, те су да испуне Закон отуда су сви под клетвом, на греху проклетство 3:13–14 Узевши на Себе грех света, Господ Христос у исто време узео на Себе и проклетство греха, да би Собом спасао свет и од и од другог. Шта главно у проклетсрву греха? Смрт. умревши за род безгрешни Господ – Богочовек Христос крсном спасао нас смрти као проклетства: искупио нас дао себе Безгрешна за нас грешне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

в) делу правды: Господь любит правду и не оставляет святых Своих, вовек сохранятся они ( Пс.36:28 ); г) тому, что злой обращается к доброй жизни: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, – и Он помилует его – и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ( Ис.55:7 ). Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешного, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших, для чего умирать вам? ( Иез.33:11 ). Более чем жертвы приятны Богу: а) познание Его: Я хочу Боговедения более, нежели всесожжений ( Ос.6:6 ); б) любовь к Богу и ближним: Любить Бога всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всесожжений и жертв ( Мк.12:33 ); в) повиновение Его заповедям: Самуил сказал Саулу: неужели всесожжение и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар.15:22 ); г) когда делают праведное и справедливое: Соблюдете правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч.21:3 ); д) когда бывают милосерды: Я милости хочу, а не жертвы ( Ос.6:6 ). Пойдите, поучитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Бог не благоволит а) к злым: Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие ( Пс.5:5–6 ); б) к плотолюбцам: Живущие по плоти Богу угодить не могут ( Рим.8:8 ); в) к безрассудным: Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произносить слово пред Богом, потому что Он не благоволит к глупым ( Притч.5:1,3 ); г) к смерти злого: Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? ( Иез.18:23 ); д) к жертвам и почитанию злых: Всесожжения ваши не угодны, и жертвы ваши не приятны Мне; ибо слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли ( Иер.6:20,19 ); е) к уклоняющимся от Вечного: Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Авв.2:4 ; Евр.10:38 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Здесь конечно же раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет» (Авв. 2: 4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. « Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» (Авв. 3: 12). В Книге пророка Исаии (63: 1–6) есть видение, в котором изображен Бог, топчущий точило в ризах красных, и Церковь видит в этом образе Христа, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3: 13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего. Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным способом образы библейских пророчеств переплетены в Пасхальном ирмосе. В песне пророка (Авв. 3) мы видим созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. « Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3: 16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что, получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср. Лк. 13: 6–9), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5: 7), маслина – фарисеев и саддукеев, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс. 51: 10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4: 3), а волы – иереи (1 Кор. 9: 9), возделывающие души [см. 74, т. 30, c. 38].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010