Мн. происходящие события не соответствуют понятиям людей о справедливости и разумном устройстве мира: «...праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем» (Еккл 7. 15). Это наблюдение на первый взгляд противоречит мн. высказываниям, имеющимся в ВЗ, о том, что Бог избавляет праведника от смерти (Пс 33. 23; Притч 10. 2; 11. 4; 12. 21), в то время как грешник гибнет за свои грехи (Пс 1. 6; 33. 22; Притч 11. 5-8); долголетие и благополучие обещаются обычно тем, кто соблюдают закон (Втор 4. 40; 5. 16 и др.). Высказываемая Екклесиастом идея о том, что человек не всегда в этой жизни получает то, что он заслужил, также встречается в ВЗ, хотя и не так часто (напр., Иер 12. 1: «...почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?»; см. также: Авв 1. 4, 13; Иов 21. 7-26), однако в Е. к. на основании такого наблюдения делается непростой для толкования вывод о том, что не следует быть ни слишком строгим, ни слишком мудрым (Еккл 7. 16). Нек-рые ученые полагают, что речь идет о недопустимости лицемерия, когда человек выдает себя за праведника и мудреца; такое объяснение (принимаемое, по-видимому, и синодальным переводом: «не выставляй себя...» - Еккл 7. 16) не отвечает смыслу евр. глагола  , у к-рого нет значения «выдавать себя за мудреца»; по этой причине Екклесиаст скорее всего призывает не гордиться своей имеющейся (а не мнимой) мудростью ( Seow. 1997. P. 267). Это понимание вполне соответствует идущему далее утверждению: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл 7. 20); можно предположить, что увещание Екклесиаста направлено против тех людей, к-рые полагают, что они уже достигли полной безгрешности или могут достичь ее в будущем. Указание «не быть слишком строгим» не означает призыва творить грех в малых количествах; хотя грех и неизбежен, он несет в себе смерть, и потому надо по возможности устраняться от него: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл 7. 17).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Хвалим есть... благословим есть: греч. παινεται... νευλογεται можно было бы здесь понять в смысле, сходном с русск. переводом «хвалится…благословляет себя». Раздраж гда гршный: по множеств гнва своег не взыщетъ: нсть бга пред нимъ. 25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» 25 . Развращенный нечестивец в высокомерии своём позволяет себе пренебрегать и хулить ( Раздраж) Господа, не обнаруживает в себе желания веровать в Него ( не взыщетъ), а во всех своих намерениях и действиях является совершенным безбожником, для которого нет ничего недозволенного и святого (ср. Иов.21:14–15; 15:25–26 ). Так язычники, нападавшие на Израиля, только одну свою силу считали за бога ( Авв.1:11 ; Иов.12:6 ) и, неистовствуя над побеждёнными, позволяли себе пренебрегать и хулить Господа Бога израилева ( Иез.35:12 и 13). По множеств гнва своег не взыщетъ. Большинство древних толкователей разумели эти слова (ср. 34 ст.), как мнение нечестивых о Боге, что Он «не станет достойно взыскивать с них, как бы того требовал праведный гнев Его» (Евф. Зигабен). Правильнейшим представляется, согласно с изъяснением Златоуста и пер. халдейским, тот смысл, что нечестивый не ищет Господа, т. е. не верует, в Него, не стремится к Нему (ср. Пс.13:2; 33:5; 77:34 и др.); весь стих, по такому толкованию и по букв. смыслу евр. т.: «нечестивый пренебрегает Господа; в надмении своём не ищет Его»… сквернютс на вско врем: емлютс сдьбы тво лица всми враги своими бладаетъ. 26. Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; кз. Рече бо въ сердцы своемъ: не подвижс рода въ родъ без 27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; 26–27. Нечестивый беспрепятственно совершает злые дела ( – ср. Пс.1:1:6 ) свои, и заслуженные им наказания праведного суда Божия ( сдьбы ср. ст. 17), по каким-то непостижимым действиям промысла, минуют его (= емлютс... лица не постигая его в здешней жизни (ср. Иов.21:7–9 и 80; Иер.12:1 ); а ко всем земным врагам своих он относится с презрением, не опасаясь с их стороны мщения, потому что, обнадеженный долговременною безнаказанностью, он вполне уверен в совершенной непоколебимости своего счастья и всегдашней безопасности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1 . Св. Иеремия «как бы вступает в прение с Богом» (св. Ефрем Сирин ). Он уверен в правде Божией, но не знает, как примирить с нею то, наблюдаемое им, явление, что грешники благоденствуют. Сам Господь угрожал им наказанием  ( Иер. 11:11 ), и однакоже «вероломные», т. е. отступившие от веры в Бога истиннаго, «благоденствуют». Ср. Иов. 21:7 ; Пс. 72:3 ; Авв. 1:13 . Угобзишас вси Соответствующее греч. чтение: εϑνησαν πντες ο ϑετοντες ϑετσει, принимая во внимание точный смысл текста евр., можно было бы перевести так: «благоуспеша (ср. слав.-греч. перевод Иов. 21:23 ) вси богоотступники». Иер. 12:2 2. Насадилъ ес ихъ, и укоренишас: чада сотвориша, и сотвориша плодъ: близъ ес ты устъ ихъ, далече же тобъ ихъ. 2. Ты насадил их, и они укоренились, выросли, и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. 2 . Первая половина стиха, по смыслу своему, имеет сходство с последнею половиной стиха предыдущего. Мысль о благоденствии нечестивых выражается словами, которые нужно понимать в переносном смысле. Как в Иер. 11:16, 17 весь народ иудейский представляется маслиною, которую насадил Господь: так здесь о нечестивых говорится, что их насадил Господь, и они укоренились, стали рости и приносить плод. Господь хранил их благосостояние, и оно даже увеличилось с помощию Божиею. Но они не понимали, где источник их благополучия, и призывая Бога, уверяя Его в любви и привязанности устами своими, сердце свое держали вдали от Него, помыслами своими были привязаны к делам, которые запрещены законом Божиим. Ср. Иер. 5:2 . Слав. чада сотвориша (τενοποησαν) основано на чтении вм. . Иер. 12:3 3. И ты, Гди, размеши м, билъ м ес, и исксилъ ес сердце мо пред тобою: собер ихъ к овцы на и чисти ихъ в день ихъ. 3. А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня, и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. 3 . Выразив (в стихе Иер. 12:1 ) уверенность в правосудии Божием, пророк исповедует здесь свою непорочность пред Богом. Богу известны не только внешние деяния пророка, но и внутренние его помыслы. Он знает истинное достоинство нравственного настроения пророка, подобно как плавильщик знает подлинное достоинство металла. Исповедуя свою непорочность пред праведнейшим Судиею, пророк молит о наказании своих врагов. Это наказание, это дело правосудия Божия представляется священнодействием ( и очисти ихъ=евр. «освяти их»). Оно сравнивается с закланием мелкого скота в жертву. И в самом деле, жертвенное животное несло на себе грехи приносившего жертву лица, которое, возлагая руки на животное, тем самым слагало на него грехи свои ( Лев. 4:4 ). Преступникам, которым наказания просит Иеремия, не допускается искупить свои грехи кровию жертвенных животных. Их собственная кровь должна быть пролита за их вину. Ср. Иер. 46:10, 51:40 ; Ис. 34:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Л. А. Беляев Вавилон в Библии В Свящ. Писании названия г. Вавилон и носящей его имя державы получают глубокое символическое значение и воспринимаются как олицетворение зла во вселенском масштабе, но иногда - как орудие Промысла Божия. Первые упоминания есть в рассказах кн. Бытие о начальной истории человечества, где они связаны с человеческой гордыней, доходящей до богоборчества. Согласно Быт 10. 8-10, Вавилон входил в царство внука Хама Нимрода , к-рый «начал быть силен на земле». Быт 11. 1-9 повествует о намерении людей построить башню до небес с целью «сделать себе имя» и о разрушении Господом этого предприятия путем смешения языков (см. Вавилонская башня ). Место строительства башни получает название Вавилон (евр.  , библейская этимология возводит это название к глаголу   - смешивать). Вавилон. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис св. Севера. Сер. XI в. (BNF. Ms. Lat. 8878. F. 217r) Вавилон. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис св. Севера. Сер. XI в. (BNF. Ms. Lat. 8878. F. 217r) В повествованиях библейских книг (прежде всего пророческих) о войнах Вавилона с Иудейским царством VII-VI вв. до Р. Х. и переселении евреев в этот город он предстает как носитель зла. Подчеркиваются его гордость и дерзкая самоуверенность (Ис 47. 7, 10; Авв 1. 11), стремление уравнять себя с небожителями и уподобиться Всевышнему (Ис 14. 12-13; ср.: Иер 51. 53), восстание «против Господа, против Святаго Израилева» (Иер 50. 29), жестокость (4 Цар 25. 6-7; 2 Пар 35. 17; Иер 52. 10-11; Пс 136. 7), идолопоклонство (Иер 51. 44, 47, 52; ср.: Ис 46. 1) и чародейство (Ис 47. 12). Однако усиление Вавилона входит в Божественный промысл. Именно Господь дает его царю меч (Иез 30. 24-25) и предает в его руки Иудею и окружающие ее царства (Иер 23. 1-10; 27. 1-7). Вавилон - посланная Богом чаша «с вином ярости», к-рую должны испить все народы (Иер 25. 15-29; 51. 7), молот, к-рым Господь поражает людей и разоряет царства (Иер 51. 20), орудие суда Божия над ними и прежде всего над осквернившей себя многочисленными грехами Иудеей. Сопротивление ему бесполезно и богопротивно, а те пророки, к-рые возвещают скорое избавление от него, суть лжепророки (Иер 27-29).

http://pravenc.ru/text/153803.html

57 . Ср. Иер. 51:39, 50:35–38 . И воевды ег, и ви ег. Последние два слова представляются переводом того же евр. , которое вслед затем по слав. переведено словами: и силны ег. За то слова: и воевды ег соответствуют еврейским , которые в Остр. слав. изд. вслед за лат. вульгатою были переведены: «воеводы его и правителя его». Иер. 51:58 58. Так глаголетъ Гдь Вседержитель: стна Вавлнска преширока, подкопана бдетъ, и врата ег выски огнемъ сожжены бдтъ, и бдтъ трдитис вотщ, и зыцы в начал погибнтъ. 58. Так говорит Господь Саваоф: толстыя стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокия ворота его будут сожжены огнем; и так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня. 58 . Стна Вавлнска в евр. тексте обозначается словом, имеющим форму множеств. числа (ср. русский перевод). Как сказано под стихом Иер. 51:44 , Вавилон действительно обнесен был двумя параллельными стенами, которых постройка (по памятникам клинообразного письма, см. Oppert, Expédition scientifique en Mésopotamie I, 227, 230) принадлежит отчасти ассир. царю Асаргаддону, отчасти вавилонскому Навуходоносору (может быть, отчасти также отцу последнего Набополассару). О толщине стен вавилонских можно судить на основании свидетельства Страбона (стр. 853 по изд. Ксиландра, Basiliæ 1571) по которому на стене можно было разъехаться двум четверкам лошадей. По Геродоту (I, 178), толщина стен равнялась 50 царским локтям, а царский локоть на три пальца длиннее обыкновенного. О высоте ворот можно судить по высоте стен (см. толков. Иер. 51:53 ). И так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня (ср. Авв. 2:13 ). Постройка стен вавилонских производилась главным образом руками различных, покоренных ассирийскими и вавилонскими царями, народов, и если эти стены должны пасть, то для того-ли приложены труды стольких рук?... И зыцы в начал погибнтъ: ср. русск.: и племена мучили себя для огня. Последнее слово – перевод еврейск. , прочитанного 70-ю толковниками как . Погибнтъ=перевод греческ. λεφουσι, которое могло бы быть переведено совершенно согласно с значением соответствующего евр. чтения (букв. «изнемогают»): «изнемогут».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

И соберет яко песок, пленники, т. е. Халдейский народ наберет множество пленных, напр. из Финикии, Идумеи, Египта, из земель Моавитской и Аммонитской (см. Ис. 20:4 ; Иер. 17 ; Иер. 18 ; Иез. 25 ; Ам. 1:11 ), а также из Иудеи. Авв.1:10 . И той над царьми посмеется, и мучители играние его, и той над всякою тверделею поругается, и обложит вал, и возобладает ею. С Евр. «И издевается он над царями, и владыки в поругании у него, над всякою крепостию смеется, осыплет землею, и возьмет ее». Пророк изображает могущество и легкость Халдеев, с которою они побеждали царства, попирали царей и властителей, брали крепости, как бы играя. По восточному обычаю, побежденные цари и властители подвергались многим оскорблениям. Так, например, поступили враги с царем Манассиею: он закован был в кандалы, связан цепями, в ноздри его были продеты кольца, и в таком виде, как зверь какой, отведен был в Вавилон, и там подвергался новым унижениям, находясь в тесноте, в темнице ( 2Пар. 33:10–18 ). Так поступали и с другими властителями (мучителями), 24 над которыми ругались, издевались всячески, особенно в дни пиров и веселий 25 . Тогда они были, действительно, шуткою, игранием, или забавою для врагов. Пророк показывает, каким образом Халдеи возьмут крепости, они будут делать насыпи кругом, и таким образом легко будут брать их (Под. 2Цар. 20:15 ; Иер. 32:24, 33:4 .) «Играя более, нежели прилагая какое либо усилие, разрушит (Навуходоносор) законные царства и противозаконные владычества, обводя окопы и употребляя в дело стенобитные орудия (тараны) раззорит до основания всякий крепкий оплот». Бл. Феод. Авв.1:11 . Тогда пременит дух, и прейдет, и помолится. сия крепость Богу моему. С Евр: «Тогда дух его выступит из пределов, перейдет за черту, и согрешит. Сие могущество его. – вот его бог». Блаж. Феодорит видит ту мысль, что когда Иудеи будут наказаны Халдеями, тогда Бог переменит гнев свой на милость, будет милостив к Иудеям и прекратит их скорби. Потому-то пророк, крайне изумленный Божиим человеколюбием, воззвал: сия крепость Богу моему.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

931 Das Buch Henoch v. Dillm. cap. 8; 10, 4; 13, l ff. Раввины Менахим, Елиезер, Абрагам. Cnf. Eisenmenger. Entdecktes Iudenthum, II, ss. 153–157 f. Buxtorf. Talmud, lexic. p. 1495; Fabricius. Cod. Pseudoepigr. V. Test. I, pag. 179, 182, 191. 932 Origen. Contra Cels. (ed. Spencer) lib. V I, p. 305. Iren, adv. haeres. I, 12 ; Epiph. Haeres. XXXIV, 4. 933 Правда, возражением против самой возможности у священных библейских писателей такого воззрения, служить, по-видимому, то, что с древнейших времен в Библии решительно проводится такой взгляд на языческих богов, что они – не более, как идолы, дела рук человеческих, и что никакой реальности им не принадлежит. Обычным названием языческих богов служить gillul, истукан, идол ( Лев. 26:30 ; Втор. 29:16 ; 3Цар. 15:12, 21:26 ; 4Цар. 17:12, 21:12; 23:24 ; Иер. 50:2 ; Иез. 6:4, 20:8, 30:13, 37:23  и др.). Понимать ли имя gillulim в смысле dii lapidei (Gesenius, Thesaurus, t. I, p. 287, слово gillul), «груды камней» (Hitzig, zm Ezech. 6, 4, 1847) или dii stercorii (как некоторые pabbuhы u Thenius, zu I König 15, 12, Евр. словарь Штейнберга), – во всяком случае, этим именем обозначается ничтожество языческих богов. Это же выражается и в таких наименованиях их, встречающихся особенно у пророков, как – Elilim, ничто ( Ис. 2:8, 18:2, 10:10, 19:1–2, 31:7 ; Авв. 2:18 ; Иез 30:13 ; Пс. 95:5,96:7 ; Лев. 19:4 ) – имя, представляющее созвучность и вместе противоположность имени Elohim; liebel, призрак, пар ( Иер. 2:5, 8:19, 10:8, 15, 14:22, 16:19, 51:18 ; Втор. 32:21 ; 3Цар. 16:14, 20 ; 2Цар. 17:15 ; Ион. 2:9 ; Пс. 30:3 ); avert, пустота, ничтожество ( Ис. 41:29, 66:3  ср. Bet-aven., Ос. 4:15 ). И такими языческие боги представляются в Библии не только по фирме, под которою они являются в культе, но и по самому существу их. Ничтожны не истуканы только, но и предполагаемые в них язычниками символы или духи: все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24, 29 ), совершенная пустота, дело заблуждения ( Иер. 10:3, 15 ), почему и культ языческих богов – совершенное заблуждение, глупость ( Иер. 10:15; 51:18 ; Ион. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 1 Авв.1:1 . Видение, еже виде Аввакум пророк. С Евр: «Бремя, которое видел Аввакум – пророк». Под видением 9 здесь бл. Феодорит (как у св. пр. Наума – Наум. 1:1 .) разумеет восхищение ума, и от дел человеческих перехождение к откровению Божественному «В Еврейском это видение названо бременем 10 . Это слово обыкновенно означает тяжелое, нерадостное предсказание; ибо св. Аввакум пророчествует о бедствиях, которые имели причинить Иудее Халдеи». Авв.1:2 . Доколе, Господи, воззову, и не услышиши; возопию к Тебе обидим, и не избавиши. С Евр: «Долго ли, о Иегова, буду я вопиять, и Ты не внемлешь? взываю к Тебе: обида! и не спасаешь?» По мнению бл. Иеронима, это говорит Иудейский народ, видя, какия опустошения производит Навуходоносор в Иудее и Иерусалиме, и разумеет не будущие, а уже постигшие бедствия. Но правильнее разуметь это о нечестии самих Иудеев, которые нагло попирали законы. Так разумеют блаж. Феодорит и св. Кирилл Александрийский , оставившие нам свои толкования на книгу св. пр. Аввакума, и притом, по их мнению, пророк предлагает нам не собственные помыслы, а помыслы людей обидимых, богобоязненных, которых возмущало нечестие людей порочных, и которые недоумевали, почему эти нечестивцы господствуют и злодействуют, а добродетельные притесняются и гонятся. Доколе, говорят эти недоумевающие, нечестивые будут благоденствовать и притеснять невинных, доколе мы будем жаловаться на это и вопиять к Тебе – Господи, и Ты не внемлешь нашим воплям, оставляешь нечестивых обижать невинных? Нас оскорбляют, нас притесняют люди злые, мы молимся Тебе об избавлении а Ты, Господи, молчишь; не внемлешь нам. Подобн. Псал. 12:1, 43:24, 27, 2, 23 ; Иов. 3:2 ; Иер. 20:14 – и др. По замечанию бл. Иеронима, это говорят так люди, незнающие не постижимых судов Божиих и глубины богатства, премудрости и разума Божия, говорят подобно людям, находящимся в горячке и требующим себе от врача холодной воды, но врач им отказывает. «Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, иногда не слышит вопиющего, дабы испытать его, дабы более побудить его к молению, и, как бы искусив огнем, сделать его праведнейшим, и чистейшим» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Правда, изображение нравственного или, точнее, безнравственного состояния современников Аввакума ( Авв.1:1–4 ) напоминает нам первые времена Иосии ( Иер.5:1–13 ; Иер.6:7 ) 11 ; но главнейшая черта в сем изображении – насилие, угнетение слабых (ст. 2. 3) – с особенной силой относится к временам нечестивого Манассии, судя по замечанию о нем и священного историка ( 4Цар.21:16 ; 4Цар.24:4 ). Наконец, замечательно почти буквальное сходство между выражением того же историка об угрозе нашествия халдеев, угрозе, которую изрекал Господь рукой рабов сво­их пророков на Иерусалим и на Иуду, яко всякому слышащему пошумят обоя уха его ( 4Цар.21:10–12 , сн. 2Пар.33:18 ), – и словами Аввакума также о нашествии халдеев: смотрите, и чудитеся чудесем, и исчезните: понеже дело аз делаю во днех ваших, емуже не имате веровати, аще кто исповесть вам (1, 5). Все эти обстоятельства, особенно в связи их с мыслию предания, могут иметь только одно значение и сами в свою очередь придают ей полную вероятность. Посему основательнейшим оказывается остановиться нам на временах Манассии и ими ограничить служение пророка Аввакума 12 ; в) Более точное определение времени этого служения в продолжительном периоде пятидесятипятилетнего царствования Манассии (699–643) можно сделать только с некоторой, но не с совершенной вероятностью: а) Халдеи – во времена пророка Исаии народ без имени, без большого политического значения ( Ис.23:13 с евр.), хотя и народ древний (сн. Иер.5:15 ), – у пророка Аввакума изображаются народом не только ходящим по пространству земли для завоеваний (1, 6), но, как сказано, уже и покорившим себе многие народы и давшим им почувствовать все ужасы своего деспотизма (2, 5–16). Такое изображение никак неидет к первой половине царствования Манассии, когда Вавилон не был под непрерывной властью халдеев и мог даже принадлежать однажды ассириянам ( 2Пар.33:11 ): оно переносит нас мысленно к тому периоду, который ограничивается с одной стороны началом падения ассирийского владычества (смерть Ассаргадона – 667 г.), а с другой временем усиления халдеев и эрой Набопалассара (625 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Главную мысль первого Божественного ответа составляет высказываемое вначале ст. 6-го положение, что грядущее нашествие неприятелей на Иудею – явление не случайное, а имеющее совершиться по вседержительной воле Божией; именно Бог воздвигнет против Иудеи Халдеев, он вооружит их непобедимою силою, но они и должны считать себя только Его орудием, забвение же этого будет для них же гибельно. Именем «Халдеи», евр. Касдим. LXX: χαλδαιοι, у пророков, начиная с прор. Аввакума ( Авв 1.6–11 ) и Иеремии ( Иер. 21:4 , 24и др.) обозначается народность, известная в клинописных памятниках под именем Kaldu. Первоначально племя это жило из юге библейской долины Сеннаар или Месопотамии, по берегам Персидского залива, но в VII веке оно чрезвычайно усилилось, простерло свои завоевательные стремления к северу, и в 625 году вождь Халдеев Набополассар на развалинах уже гибнущей Ассирии положил начало Халдейско-Вавилонскому или Ново-Халдейскому царству. Это Халдеи были семиты, как свидетельствует и Библия ( Быт 22.22 ), и потому не могут быть отожествляемы с Халдеями Курдистана и Армении, которые были арийцами. Как по Библии ( Быт 22.22 ; Быт 11.28 ), так и по клинообразным документам имя халдеев было известно за несколько сот лет до выступления их в качестве всесветных завоевателей, но в таком качестве они впервые выступают в пророчестве Аввакума 1 , и потому-то он, прежде всего, нарочито предупреждает своих слушателей и читателей о страшном событии их нашествия ( Авв.1:5 ), а затем весьма подробно характеризует свойства этих страшных завоевателей ( Авв.1:6–11 ). Свойства эти в известной степени совершенно соответствуют преступным свойствам Иудеев, и в этом нельзя не видеть карающего действия Промысла Божия. «На вас 2 , живущих в неправде и беззаконии, ради которых огорчаются не знающие законов Промысла, наведу жестоких и неудержимых Халдеев, которые из алчности к чужому ополчаются против всех народов» (блаж. Феодорит, с. 24). Для характеристики же воинственности Халдеев рассматриваемое место должно быть признано столь же классическим, сколько Ис 5.26–30 дает классическую характеристику Ассириян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010