2 июля Икона, именуемая Ахтырской Она явилась в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви Даниилу Васильеву, человеку весьма добродетельному и благочестивому. Однажды, при наступлении сенокоса он косил траву на своём огороде и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса. Икона блистала необыкновенным светом. В благоговейном страхе он осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внёс икону в свой дом. В продолжение трёх лет эта икона находилась в доме священника. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно было ночевать от какого-то непонятного страха. В праздник Покрова священник, войдя в эту комнату, так же неожиданно, как в первый раз, был поражён сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том. Однажды он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретённую им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник, проснувшись, поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд, с намерением поутру вылить в реку. Опять заснув, он увидел во сне, что идёт к реке с сосудом воды, которой омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эти воду: она будет исцелять всех страждущих лихорадкой». Священник имел дочь, давно страдавшую лихорадкой; проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкой стали прибегать к Пресвятой Богородице и, как только пили воду от Её иконы, немедленно выздоравливали. В продолжение трёх лет икона оставалась у священника в доме, затем, видя чудесные явления от благодатной иконы, он почёл лучшим внести её в свой приходскую церковь , и здесь-то сия икона особенно просияла силой чудотворений. Иконописец Иоанн, которому отдана была икона для справления, имел у себя ребёнка, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил этой водой больного младенца, болезнь оставила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Все храмы Симеона и Анны (52 всего, 52 на карте) Астраханская область Астрахань, город. Астрахань. Илии Пророка на Ильинском бугре, церковь (с приделом Симеона и Анны) Владимирская область Суздальский район. Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Собор Боголюбской иконы Божией Матери (с приделом Симеона и Анны) Владимир, город. Владимир. Владимира равноапостольного на старом кладбище, церковь (с приделом Симеона и Анны) Вязниковский район. Вязники. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Симеона и Анны) Юрьев-Польский район. Новое. Никольский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (с приделом Симеона и Анны) Юрьев-Польский район. Елох. Иоанна Богослова, церковь (с приделом Симеона и Анны) Ивановская область Ивановский район. Семёновское. Симеона и Анны, церковь Кировская область Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Ахтырской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Симеона и Анны) Кирово-Чепецкий район. Пасегово. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Симеона и Анны) Латвия Елгавский край, г. Елгава. Елгава. Симеона и Анны, собор Московская область Коломенский городской округ. Коломна. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Симеона и Анны) Подольский городской округ. Покров. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Симеона и Анны) Рузский городской округ. Мытники. Рождества Христова, церковь (с приделом Симеона и Анны) Нижегородская область Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Андрея Первозванного, церковь (с приделом Симеона и Анны) Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Рождества Иоанна Предтечи на Торгу, церковь (с приделом Симеона и Анны) Пензенская область Лопатинский район. Луначарское. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Симеона и Анны) Республика Татарстан Буинский район. Киять (Кият). Богоявления Господня, церковь (с приделом Симеона и Анны) Рязанская область Рязанский район. Стафурлово. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Симеона и Анны) Свердловская область Верхотурский район (ГО Верхотурский). Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Церковь Симеона и Анны

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=36

Святыни и достопримечательности Согласно писцовой книге 1630 г., в Предтеченском соборе находились житийный образ «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», иконы «Воскресение Христово», «Страшный Суд», Божией Матери «Одигитрия», «Хвалите Господа с небес», 40 мучеников, в теплой церкви - иконы «Три святителя» (поновлена в 1726), мц. Параскевы Пятницы, свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Одигитрия». В деревянном храме 1672 г. почитался образ вмч. Феодора Стратилата (с XIX в. находился в соборном приделе в честь Виленской иконы Божией Матери). К кон. XIX в. среди чтимых святынь И. П. м. упоминались древний «Нерукотворенный образ Спасителя», иконы Господа Саваофа, «Похвала Пресв. Богородицы», иконы Божией Матери «Знамение», «Всех скорбящих Радость» (список иконы московского Скорбященского храма), «Взыскание погибших», «Огневидная», «Умягчение злых сердец», Ахтырская, Боголюбская («древнего письма»), Грузинская, Тихвинская (в драгоценном окладе), арх. Михаила, свт. Николая Чудотворца, мч. Андрея Стратилата, прп. Нила Сорского, древний образ 4 святых (преподобных Петра Афонского, Григория Декаполита, мч. Христофора с конской (sic!) головой и прп. Марии Египетской), ктиторские иконы мч. Иоанна Воина и мц. Анисии (небесных покровителей сына и невестки Л. А. Чалбышева), свт. Льва Катанского и прмц. Евдокии. По свидетельству И. В. Евдокимова, в соборе И. П. м. находилось «множество икон местных иконников начала XVII [XVIII?] века», а в приделе вмц. Варвары - 2 «большие иконы (по два аршина в длину и по полтора аршина в ширину) - «Живоначальной Троицы» [с Житием прав. Авраама] и «Благовещения», несомненно XVI в.». Высокохудожественной резьбой отличалась икона «Воздвижение Креста Господня». На резных царских вратах нижнего храма изображена композиция «Уверение ап. Фомы». В 1740 г. основатель династии устюжских живописцев К. И. Березин († до 1758) выполнил для местного ряда главного придела Предтеченского собора неск. икон, в т. ч. «Три святителя» (со свт. Львом Катанским, сщмч.

http://pravenc.ru/text/577912.html

6 Архиепископ Амвросий (Ключарев, 1820 †3.9.1901), Харьковский и Ахтырский – сын священника Владимирской епархии. По окончании Московской духовной академии назначен профессором философии Вифанской духовной семинарии. Рукоположен во иереи (1848) в храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве, приступил к изданию журнала «Душеполезное чтение» (1860). Возведен в сан протоиерея (1864), принял монашество (1877), хиротонисан во епископа Можайского (1878), епископ Харьковский и Ахтырский (1882, с 1886 – архиепископ). Учредив при архиерейском хоре безплатную школу для псаломщиков, ввел в Харьковской епархии единообразный церковный напев. Благословил несколько крестных ходов с чудотворными иконами. Преобразовал местные епархиальные ведомости в философско-богословский журнал «Вера и разум». Его проповеди, затрагивающие многие злободневные темы, были изданы в отдельных томах. Погребен под полом устроенного им в Харьковском епархиальном доме (см. прим. 2) двухъярусного храма. Особо следует сказать о сохранении владыкой памяти о чудесном спасении Царской Семьи во время крушения Императорского поезда 17 октября 1888 г. у ст. Борки (Змиевского у. Харьковской губ.). Во время крушения поезда погиб 21 человек прислуги, а 37 получили ранение. Однако вся Царская Семья и вообще все находившиеся в царском вагоне, несмотря на почти полное его разрушение, остались невредимы. В память этого события вл. Амвросий устроил на деньги, собранные духовенством епархии, серебряный колокол на колокольне кафедрального собора, а также основал (1889) Спасов скит при Святогорской пустыни (с 1906 – самостоятельный монастырь). Архитектура скита была выдержана в древнерусском стиле. Небольшой деревянный храм Нерукотворного образа Спаса был срублен в Москве из круглого соснового леса; стены по образцу старинных русских церквей выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены. Рядом со Скитом, на том самом месте, где во время крушения находился царский вагон, была врезана прямо в железнодорожную насыпь сводчатая пещерная часовня. К западу от часовни был сооружен каменный храм во Имя Христа Спасителя, при котором находилась школа и колония для инвалидов железнодорожной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1835 году святителя, здоровье которого ухудшилось под тяже­стью непрестанных трудов, перевели на Слободско-Украинскую ка­федру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства. Он содействовал восстановлению монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом. 2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в горо­де Ахтырске по случаю столетия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырская (празднование 2 июля). Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причащения Святых Таин со словами «Ныне отпу- щаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и, сказав всем «Простите меня», отошел ко Господу. 4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под крестовой церковью Покров­ского монастыря. С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и по­лучали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстоятельств. Особую надежду возлагали верующие жители города Харькова на свя­того Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудес­ным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов. В 1948 году по благословению святейшего патриарха Алексия I гроб­ница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где они находятся и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей. Со времени утверждения в 1977 году святейшим патриархом Пи­меном и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святи­теля о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества. Память святителя Мелетия отмечается дважды в году: 12 февраля в день памяти небесного покровителя святого архиепископа Антиохий­ского Мелетия, жившего в IV веке, и 29 февраля (28 февраля в неви­сокосный год) – преставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При нем же в монастырь поступили пожертвования - 15 т. руб. деньгами и 100 дес. земли. Но важнейшим делом в Бозе почившего была забота о признании св. иконы «Всех скорбящих Радость» чудотворною. Издревле чтимая благоговейными христианами, она привлекала их к себе и в те печальные годы, когда Ахтырский монастырь лежал в развалинах: усердные богомольцы, местные и приходящие из дальних стран России, ежегодно посещали Троицкий храм, в коем она хранилась. Предания о чудесах, явленных иконою «Всех скорбящих Радость» до закрытия монастыря и несколько явлений чудотворной ее силы после его возобновления, чему архимандрит Сергий был очевидцем-свидетелем, вызвали в нем решимость войти с представлением к преосвященному Харьковскому Макарию и просить его ходатайства пред Святейшим Синодом, дабы благоволено было «объявить о ней православным христианам по всей Росии и признать ее за истинно-чудотворную, яко же и многия. Порадоваться успехом этого богоугодного дела не суждено было маститому настоятелю монастыря: уже по кончине его, указом Св. Синода, от 13 февраля 1804 года за 171, преосв. Макарию было предписано представить сведения о событиях чудесных исцелений пред иконою Божией Матери в Троицком Ахтырском монастыре, более замечательных и, по признанию епархиальным начальством, вполне достоверных, помещать в издаваемом при Харьковской семинарии журнале «Духовный Вестник». Из предания, занесенного иноками в летопись монастыря, видно, что икона «Всех скорбящих Радость» привезена была в монастырь каким-то священником еще в первую эпоху его существования. Богоматерь на ней изображена с распростертыми руками. Два предстоящие ей ангела поддерживают с двух сторон над Ее главой корону. Писана икона на деревянной доске, коей длина 3 арш. 3 1/2 верш., ширина 2 арш. З 1/2 верш. Она стоит в южном пределе Троицкой церкви, в киоте. Крестного хода с нею не установлено. При о. Сергии же были открыты давние пещеры. Находящийся при Ахтырском монастыре с первого года его открытия, старец-инок, о. Ксенофонт, был очевидцем этого события.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Скородное. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты В переписной книге Ефремовского  уезда Тульской губернии в 1710 г. упоминается «село Вознесенское, что была деревня Скородное, а в нем церковь во имя Вознесения Господня, у той церкви во дворе поп Фрол Микитин…» (РГАДА. Ф.350.Оп.1.Д.121.Л.153). Вместо деревянного храма в 1802 г. местным помещиком прапорщиком Михаилом Алексеевичем Яблочковым построена каменная Вознесенская церковь. В трапезной храма был устроен второй этаж, где в 1820 г. освящен придельный алтарь в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В 1820-1830-х гг. построена каменная колокольня. Приход Вознесенской церкви включал в себя  с.Скородное, а также деревни Хрущевка, Камынино, Плоское, Стрижи и Щигры, а всего 252 двора. В приходских селениях  действовало  несколько министерских и земских школ. Старостой храма с 1914 г. состоял крестьянин Алексей Григорьевич Морозов.  В 1930 г. церковь была закрыта, в ней было устроено зернохранилище. К сожалению, в настоящее время объект культурного наследия федерального значения, лишенный кровли, окон и дверей, остается бесхозным и продолжает разрушаться. Священно- и церковнослужители  храма Вознесения Господня. Священники: Делицын Павел Алексиевич - 1867-1917, Божанов Владимир - 1918. Диаконы: Лебедев Иоанн Михайлович - 1918. Псаломщики: Соболев Павел Васильевич - 1891-1895, Глаголев Василий - 1896-1899, Архангельский Григорий - 1900-1901, Автономов Тимофей - 1902, Лебедев Иван Михайлович - 1902-1917. Источник информации: А.Ю. Клоков, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский  район» 10 сентября 1902 года прихожане праздновали столетие храма села Скородного Ефремовского уезда. Не зная наверное дня освящения храма, день 10 сентября был выбран, потому что в это число 1887 г. было обновление храма. Храм села Скородного кирпичный, обширный и высокий, двухэтажный, изящно отделанный внутри, величественный по наружному виду. Иконостас прекрасного рисунка, белый с золоченой резьбой и иконами хорошего письма. В нижнем этаже главный придел в честь Вознесения Господня. Алтарь высокий, обширный, светлый; над престолом сень на золоченных столбах. В верхнем этаже небольшой придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17244

Лит.: [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 18-21; [Филарет (Гумилевский), архиеп.]. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1857. Отд. 3: Уезды Ахтырский и Богодуховский, Сумский и Лебединский. Стб. 244-246; Уманов И. И., свящ. Древнее сказание о явлении чудотворной иконы Богоматери Каплуновския, письмени преданное от свидетельства свящ. Иоанна Уманова. Х., 1859, 18662; Тихомиров Е. Жизнь Пресв. Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ее, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1884. Ч. 2. С. 92-94; Коханов С., свящ. Каплуновская чудотворная икона Божией Матери//Рус. паломник. 1889. 20. С. 233-235 с ил.; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 308-310. Ил. на с. 308 (переизд.: М., 2010. С. 299-301. Ил. на с. 299); Бухарев И., прот. Чудотворные иконы Пресв. Богородицы: (История их и изображения). М., 1901, 1994п. С. 103-104; Ильинский С., свящ. Каплуновская чудотворная икона Божией Матери, бывшая среди рус. воинов в Шведскую войну и споспешница Полтавской победы 1709 г. Х., 1907. С. 3-6; Павловский И. Ф. Битва под Полтавой 27 июня 1709 г. и ее памятники. Полтава, 1908. С. 3-4. Ил. на с. 1; Божерянов И. И. Сказание о Каплуновской чудотворной иконе, освященной памятью преславной Полтавской победы, бывшей, по словам Петра Великого, «Воскресением России». СПб., 1909. С. 5-8. Ил. на тит. л.; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 444. Ил. на с. 443; Каплуновская икона Божией Матери//Правосл. энциклопедия Харьковщины/Авт. идеи и рук. проекта В. В. Петровский; сост., отв. ред. А. Д. Каплин. Х., 2009. С. 233-234; Чугреева Н. Н. Казанская Каплуновская икона Богоматери и победа под Полтавой//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 302-311 с ил.; она же. Каплуновская Казанская икона и ее значение в битве под Полтавой//Полтавская битва и ее междунар. значение: Тез. докл. юбил. междунар. науч. конф. 17-20 нояб. 2009 г./Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 2009. С. 123-125; она же. О Казанской Каплуновской иконе Богоматери//Храм Победы: Мат-лы науч.-практ. конф./Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор». СПб., 2009. С. 349-357; Филиппова Э. А. Образ Каплуновской Казанской иконы Пресвятой Богородицы - покровительницы Русской земли//Там же. С. 297-302; Погода Ю. В. Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победе 1709 г. Полтава, 2009; Забвенная святыня: К 320-летию обретения Каплуновской чудотворной иконы Пресв. Богородицы//Biдoмocmi Полтавськоï enapxiï. 2009. 3(87). С. 2-3 с ил.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Одинцово. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1786 и 1789. Адрес: Россия, Тульская область, Тёпло-Огарёвский район, село Одинцово Координаты: 53.405999, 37.734438 Проезд:от автодороги Ефремов - Лопатково в деревне Ивановские дворики повернуть на Бродиловку. Двигаться прямо до села. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Журавлевка-Одинцово. Приход этого села расположен при реке Ситовой Мечи, в 90 вер. от г. Тулы и в 50 вер. от уездного Черни. В составе прихода только два селения: село Журавлевка-Одинцово и сельцо Алексеевское-Пыжево, в числе 486 душ муж. и 535 ж. пола. До 1786 года Журавлевский приход, в нынешнем его составе, принадлежал к приходу с. Алексеевского на р. Ситовой Мечи. В качестве самостоятельного, он является со времени устройства в нем первого храма в 1786 г. Название Журавлевки дано селу по лесному урочищу, сохранившему свое название и до сего времени; а название Одинцова усвоено ему потому, что, по народному преданию, селение это образовалось из одного дома. Основанный в 1786 году и доселе существующий в Журавлевке-Одинцове каменный храм, во имя иконы Ахтырской Божией Матери, окончен постройкой в 1789 г. Храмостроителем был местный помещик, прапорщик Даниил Уарович Еропкин, который и погребен в этом храме. Последний имеет два престольных алтаря, в главном храме, как выше замечено, во имя Ахтырской Божией Матери (освящен 1789 года) и в. трапезной правый придельный во имя Свят. Николая Чудотворца (освящен в год основания храма 1786). Существенною переменою в храме, со времени его основания, было расширение трапезной части его и переустройство придельного алтаря в 1866-67 годах, с заменою старого иконостаса новым, орехового дерева с резьбой и позолотой. Вышеозначенная переделка произведена была на средства помещика Ивана Ивановича Левицкого. Причт храма с. Журавлевки, состоящий из священника и псаломщика, пользуется церковною землею, в размере: усадебной 3 дес., пахатной 29 д.

http://sobory.ru/article/?object=36366

Старый Оскол. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская кладбищенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:1822. Год утраты:приблизительно 1950 (разобрана) Адрес: Белгородская область, город Старый Оскол, перекресток улицы Ленина и Красноармейского переулка, Ахтырское кладбище. Координаты: 51.305959, 37.826786 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По свидетельству летописи: «В начале нынешнего (XIX) столетия вместо деревянного был заложен каменный храм, освященный в 1822 году в честь иконы Божией Матери «Ахтырской», с очень бедным иконостасом». Одноэтажная церковь строилась на возвышенности, простым крестом. Вход в храм располагался со стороны современной Братской могилы советских воинов 1 (ул. Ленина). Длина здания составляла 32 метра, ширина 21,5 метр, высота 30 метров. Две главы – на церкви и колокольне – позолоченные. Кресты на главах медные с позолотой, четырехконечные. Иконостас резной из дерева, резьба помещалась на белом мраморном поле в три яруса. Царские двери, состоящие из двух створок, резные. Кирпичная колокольня построена вместе с храмом, в виде башни, имела семь колоколов. Шесть колоколов установлены со дня построения церкви, седьмой – большой – с 1860-го года с надписью: «Старанием церковнослужителей и церковного старосты Стефана Михайловича Коренева в Старом Осколе в кладбищенскую церковь. Весу 154 п. 15 ф.» (2 т 523 кг) (Метрика Ахтырской (кладбищенской) церкви для получения верных сведений о древне-православных храмах. 1887 г.). При храме имелись и местночтимые иконы: Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» и образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Церковь своего прихода не имела и содержалась за городской счет. При церкви был сад. Ежегодно он сдавался в аренду. Арендный доход Ахтырско-Кладбищенской церкви от сада в конце XIX века составлял 50 рублей. В начале ХХ века в пользу церкви поступало приблизительно от 200 до 300 рублей. Главным жертвователем церкви был Илларион Илларионович Симонов, много способствовавший украшению церкви, улучшению положения священно- и церковнослужителей и кладбищенского сада.

http://sobory.ru/article/?object=60307

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010