Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1135  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 75  голосов:  4.7 из  5) Одна из главных православных книг XX века. Может быть лучшая в богословии. До сих пор “Очерк мистического богословия Восточной Церкви” служит основным источником о Православии на Западе. В.Н. Лосский гениально показывает сокровенный духовный опыт Церкви на твёрдых догматических основаниях. Именно в этом единстве опытного познания и ясного точного догматического его выражения состоит главное достижение “Очерка мистического богословия”. Вот формула Лосского, ставшая уже хрестоматийной: “Богословие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым.” Помимо прочего, это выдающаяся христианская философия, учитывающая современную мысль, ни в чём не отходя от святоотеческого наследия. Надо ещё добавить, что “Очерк мистического богословия Восточной Церкви” лучшее, что было создано в рамках программы неопатристического синтеза, провозглашенной Флоровским. Еще во время второй мировой войны Владимир Лосский читает лекции о православном мистическом богословии как опытном богопознании. Эти лекции Лосский читал для группы католических богословов, близких к Э. Жильсону, собиравшихся в доме Марселя Моро, среди которых были такие крупные фигуры как Гандильяк, Массиньон и Марсель. На основе этих лекций он и пишет книгу “Очерк мистического богословия Восточной Церкви”, которая вышла на французском языке в 1944 году, а в 1958 году появилась в английском переводе и на долгие годы стала для Запада, да и для Востока образцом подлинного православного богословия. Замысел “Очерка мистического богословия Восточной Церкви” Лосский выражает следующим образом: “Мы задались целью рассмотреть здесь некоторые аспекты духовной жизни и опыта Восточной Церкви в их связи с основными данными православного догматического предания. Таким образом, термин “мистическое богословие” означает в данном случае аспект духовной жизни, выражающий ту или иную догматическую установку.” Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2020 –:– 11:04 Стоп через Рекомендуемые аудио 4 комментария Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/ocherk-mistichesk...

Уникальность выставки не только в том, что на ней представлены фото, отпечатанные с недавно обнаруженных негативов, но и в том, что посетители знакомятся с еще неопубликованными выдержками из тайного писательского дневника, в  том, что отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина в его исполнении: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Дневниковые записи писателя читает заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Кроме того, гости выставки смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие. 1930 год. Сергиев Посад. 8 января. Оттепель продолжается. Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого . Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный. Был какой-то еще старик, как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!» Везде шныряет уполномоченный ГПУ. Его бесстрастие. И вообще намечается тип такого чисто государственного человека: ему до тебя, как человека, нет никакого дела. Холодное неумолимое существо. 9 января. На колокольне идет работа по снятию Карнаухого , очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял, работа опасная и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим колоколом, тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребятами, с утра до ночи колокол звонит. 19 января. Весь день отделывал снимки колокола. «Разрушьте храм сей…» На какие-нибудь 30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле на всех языках. Но… вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово, чтобы звучало как бронза! Все это время лебедкой поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на куски Карнахого и Большого , дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать…

http://pravmir.ru/mihail-prishvin-i-vse-...

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+Аудио) Память 22 декабря/4 января MP3 (MP3 файл. Продолжительность 10:56 мин. Размер 7.9 Mb Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святая Анастасия, имя которой означает «воскресение», жила в Риме на рубеже III–IV столетий, в правление императора Диоклетиана. Отцом девушки был богатый и знатный язычник по имени Претекстат. Мать, благочестивая Фауста, заронив в сердце девочки начатки веры, отдала ее на воспитание почтенному мужу по имени Хрисогон, исполненному мудрости и весьма сведущему в святых Писаниях, дабы он научил ребенка закону Божию.      Когда Анастасия подросла, отец против воли выдал ее замуж за нечестивца Публия, который помышлял лишь об удовлетворении своих грубых желаний. Девушка же всей душой стремилась к Небесному Жениху и желала сохранить девство, делающее человека подобным ангелам. Поэтому она под предлогом болезни отказывалась разделить супружеское ложе с мужем. По ночам святая Анастасия облачалась в простые одежды, дабы ничем не выделяться из толпы, и в сопровождении служанки отправлялась в тюрьмы, где за веру томились воины Христовы. Дева не скупясь раздавала золото стражникам, и они пропускали ее внутрь. Святая с великой любовью и самоотвержением старалась утешить исповедников Христовых и облегчить их страдания. Она омывала им ноги, очищала и перевязывала свежие раны от перенесенных пыток и призывала быть твердыми до самого конца, чтобы принять затем победные венцы вечной славы. Когда Публий узнал о том, что жена все это время обманывала его и унижала себя общением с презираемыми христианскими узниками, он пришел в неописуемую ярость и велел запереть Анастасию в ее покоях, запретив любое общение с внешним миром. По соседству от Анастасии жила старая женщина-христианка, и святая с ее помощью послала письмо своему духовному отцу Хрисогону, также брошенному в темницу по приказу императора. В ответном послании, исполненном радости и надежды, Хрисогон утешил Анастасию в печали, увещевая вооружиться терпением и мужеством, ибо заточение, гонения и всяческие страдания – это удел последователей Того, Кто добровольно принял крестную муку ради нашего спасения.

http://pravoslavie.ru/58558.html

Раскаявшейся России… (+Аудио) Пожалуй, таких тяжёлых обвинений Россия не слыхала ни от П.Я. Чаадаева, ни от П.А. Вяземского, ни от И.С. Тургенева, ни от других язвительных критиков российских пороков. На первый взгляд, славянофил Хомяков приближается к самым дерзновенным скептическим тезисам А.И. Герцена… 25 апреля, 2012 Пожалуй, таких тяжёлых обвинений Россия не слыхала ни от П.Я. Чаадаева, ни от П.А. Вяземского, ни от И.С. Тургенева, ни от других язвительных критиков российских пороков. На первый взгляд, славянофил Хомяков приближается к самым дерзновенным скептическим тезисам А.И. Герцена… Размышления о поэзии Алексея Степановича Хомякова (1804 – 1860). Арсений Замостьянов читает стихотворение А. С. Хомякова «Раскаявшейся России» Воин, богослов, учёный, публицист… Хомяков для нас остаётся образцом  давно утраченного высокого аристократического дилетантизма. Никто точнее не раскрыл природу русского самодержавия, чем Хомяков. Стихи Хомякова, к сожалению, недооценены, в том числе и самим автором. Но разговор о стихах невозможен в отрыве от идеологии и  биографии Хомякова. В молодые годы он служил в Астраханском кирасирском полку, в столичном лейб-гвардии Конном полку,  в 1828-м осознанно  вернувшись в армию, отправился на Турецкую войну. Сражаясь в Белорусском гусарском полку, снискал славу мужественного офицера, одного из последних рыцарей войны суворовского образца. Служивший не щадя живота своего, привыкший с молитвой идти на вражеские штыки, он, как никто другой, имел право написать: Подвиг есть и в сраженьи, Подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг в терпеньи, Любви и мольбе. Если бы такие строки написал сугубо штатский стихотворец – наверное, стихотворение не склеилось бы. Потому что в такой трактовке трудно было бы избежать гордыни… Нередко утончённые творцы высокомерно относятся к «сапогам», к «солдафонам». А Хомяков всё испытал, к себе он был беспощаден – и сумел измерить величие духовного подвига на точных весах. Все мы умеем и любим – хлебом не корми! –  гладить себя по шерсти, красивничать, любоваться прозорливостью и честностью собственных мыслей, убеждений, принципов. Вот она, гордыня . Вот она, родимая.

http://pravmir.ru/raskayavsheisa-rossii/

Если ребенок не читает, надо ли его заставлять? Ирина Лукьянова о современных детях и чтении 13 мая, 2016 Ирина Лукьянова о современных детях и чтении Стоит ли радоваться, если ребенок не расстается с книгой? Что делать, если школьник совсем не читает? Какое произведение разбирать в седьмом классе – сказки Пушкина или «Тихий Дон»? Писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова отвечает на вопросы родителей о литературе в жизни их детей. Ирина Лукьянова – Ирина, что происходит сегодня с чтением — дети читают? Или все — перестали? – Ответ на этот вопрос будет таким же, как и ответ на вопрос «читают ли современные взрослые?» Есть люди, которых не оторвать от книги, а есть те, кто не знает, как выглядит книга. Так было всегда, и в советские времена тоже. Мы часто слышим «раньше больше читали», но не надо забывать, что способы передачи информации всё время меняются. Довольно долго в человеческой истории книг вообще не было, вся информация от поколения к поколению передавалась в устной форме. Потом книги появились, но их было мало, и грамотными были далеко не все. Со временем книга стала практически монополистом в передаче информации, а теперь стремительно это положение теряет. Развитие человечества остановить нельзя, нельзя заставить человека вернуться в какой-то условно золотой век – век устной традиции или век монополии книги. Можно ли научиться вязать по книге? Можно, но проще сделать это по видеоурокам. Можно ли поставить по книге английское произношение? Разумеется, я сама в школе так себе его ставила – по самоучителю госкурсов иняза перед зеркалом, но аудио- и видеозаписи в этом смысле принесут больше пользы. О жизни обитателей океанских глубин можно узнавать из книги, а можно из фильмов ВВС, например. В этом смысле книгу теснят со всех сторон другие носители информации – но при этом, разумеется, книга может то, чего не могут они. И дети, конечно, очень быстро обучаются пользоваться другими носителями информации – требующими от них меньше усилий, чем чтение. А человеку вообще свойственно минимизировать усилия. Это, впрочем, не значит, что сложные умения не нужны.

http://pravmir.ru/chitayushhiy-rebenok-n...

А отец мой был соловецкий заключенный. Я этого тогда еще не ценил, у меня была простая арифметическая формула, я думал: если в нашем поселке такая служба у отца моего, то в больших городах и митрополиях – там вообще, наверное, совершенно просто невероятно! Оказалось, нет такой зависимости. Господь одинаково в любом храме посылает благодать – что в громаднейшем соборе, что в простом сельском храме, что при звучании хора отца Матфея Мормыля, и при звучании простого-простого хора и простых людей. Я этого тогда еще не знал. И вот отец, как он мог читать это Евангелие? Он старался ни в коем случае не поддаться своему внутреннему радостному чувству этого чтения. Он старался читать, сдерживая себя, как и я стараюсь сдерживать себя, когда я говорю об этих вещах. И вы знаете, хочу вспомнить… Когда в 71-м году я пришел из армии, то был дуб дубом, в армии меня довели до кондиции, я пришел совершенно бесчувственный – такой настоящий солдат, солдафон. Это был я, тогда будущий отец Сергий, который присутствовал на службе Великой Субботы… И я почему-то стоял не рядом с отцом, где надо было мне стоять,  я стоял почему-то на клиросе – выше. И у меня было совершенно обычное чувство рядового солдата. Я стою и слушаю: ага, отец, да, я знаю, он хорошо читает. Больше ничего, ну никаких эмоций. И вдруг отец читает: «В вечер субботний свитающи, во едину от суббот, при и де Мария Магдалина…» И я слышу… Отец читал в тот раз без эмоций, он читал мужественно, он внутри все чувствовал. Я тогда не был лысым человеком, я стоял на клиросе, мое сердце было совершенно спокойно, никаких эмоций, но у меня на голове вдруг волосы поднялись. Нечто в храме наполнило всё так, как, наверное, бывает только у мучеников-исповедников. Я этого не понимал. Это было помимо меня. Не моя эмоция, не мое личное восхищение, а это взаимодействие могущественнейших сил ангельских и священника, который не предал Господа. Это было тоже один раз. Всё — сколько я ни служил, я больше этого никогда не слышал, не видел, но это совершенно поразительно! «Режиссеры» преподобные отцы

http://pravmir.ru/voskresni-bozhe-sudi-z...

Подпишитесь на наш Телеграм Шагал. Давид, играющий на арфе Собрали для вас аудио и видео записи современных христианских русскоязычных поэтов, читающих свои стихи. Это, конечно, настоящее сокровище: поэзия, так сказать, в «прямом доступе»; сам поэт дарит нам свою поэзию. Кроме того, радостно видеть — несмотря на всё, что происходит с верой, атеизмом, «доверием» к Церкви и т. д. — что христиане занимают командные высоты современной культуры: ведь среди выдающихся современных поэтов — львиная доля христиан. Несмотря на всю медийную круговерть, христианство остается актуальной и мощной силой в глубинах духа — там где всё на самом деле решается. Вероятно, лучший современный поэт — в мировом масштабе — читает свои стихи . Ольга Седакова читает полностью свои сборники «Китайское путешествие», «Старые песни», «Тристан и Изольда», а также стихи из других сборников. Кроме того, Ольга Седакова отвечает на вопросы. О поэзии говорить сложно: просто приведем одно из стихотворений Седаковой: Похвалим нашу землю, похвалим луну на воде, то, что ни с кем и со всеми, что нигде и везде — величиной с око ласточки, с крошку сухого хлеба, с лестницу на крыльях бабочки, с лестницу, кинутую с неба. Не только беда и жалость — сердцу моему узда, но то, что улыбалась чудесная вода. Похвалим веток бесценных, темных купанье в живом стекле и духов всех, бессонных над каждым зерном в земле. И то, что есть награда, что есть преграда для зла, что, как садовник у сада, — у земли хвала. «…миру явилась едва ли не лучшая (и уж точно самая цельная и стройная) книга Тимура Кибирова… Ее одной хватило бы на оправдание современной словесности» — Андрей Немзер. Действительно, «Песенки и потешки» Тимура Кибирова — одно из самых оригинальных, своеобразных, мощных да и просто — прекрасных поэтических достижений последних лет. И, как убедится слушатель, — одно из самых живых и аутентичных христианских высказываний. Просто приведем одно из стихотворений этого сборника: Их-то Господь — вон какой! Он-то и впрямь настоящий герой!

http://blog.predanie.ru/article/poety-ch...

Для Ольги Александровны тот разум, который культура Нового времени привыкла противопоставлять сердцу и поэзии, творчеству и свободе, изымается из этих парных противопоставлений. Обращаясь к Пушкину через книгу Ольги Александровны, мы обнаруживаем, что для него (для Пушкина) атеизму противостоял не зов сердца и не муки совести, а потребность ума. Четыре из даров Духа Святого имеют интеллектуальную природу: дух премудрости, дух разума, дух знания, дух совета. Через открытие интеллектуальной природы даров Духа Святого мы можем открывать и духовную природу разума. В этом смысле весьма показательно, как Ольга Александровна именно там, где она приветствует новые открытия разума, отвергая все сентиментальные, поэтизирующие и мистицизирующие упрощения, на первый план выдвигает экзистенциальную, витальную силу этого разума и подчеркивает, что самая характерная его способность — это понимание. Понимание как способность к состоянию внимания и усвоения, как готовность никогда не прерывать собеседования, обмен не только одними лишь идеями, но и куда более радикально — опытом и жизнью. Через понимание Ольга Александровна нам показывает еще одну характеристику настоящего разума — его чувствительность к тайне. Ольга Александровна открывает нам еще одно важное понятие — мы совсем или почти совсем забыли это понятие на Западе — понятие «сердце». Сердце не как чувство, а как объединяющий центр человеческой жизни. И там, где современный мир порождал отстраняющий ум и рациональную силу, не поверяемую умом, такое сердце через нашу книгу нам дарует новую разумную силу и новую, или, если хотите, вечный ум усваивающий. Переводчик Джованна Парравачини: Преемственность как чудо Ольга Александровна часто читает лекции студентам в итальянском университете. Есть в Италии такая замечательная инициатива: каждый студент, чтобы сохранить память о Данте, учит наизусть три песни, и читает публично: в метро — ад, на улице — чистилище, а рядом с храмами — рай. Они пригласили именно Ольгу Александровну из России, потому что чувствовали, что у нее и у них есть одно и то же стремление и глубокое понимание смысла поэзии Данте.

http://pravmir.ru/olga-sedakova-i-reabil...

Меня поражает больше всего то, что люди не разобравшись до конца ни в словах Осипова, ни в святоотеческом учение начинают критиковать А.И. А вы не задумывались в чем причина? Может быть зависть и гордость подталкивает на это, а отнюдь не благие намерения. Давайте рассуждать логически. Профессоров МДА назначает Синод во главе с Патриархом, то есть элита РПЦ. Сколько же надо иметь самомнения, чтобы пытаться найти ошибки и даже ересь там, где не замечают этого ни Патриарх, ни Священный Синод? Допустим, Осипов впал в ересь (по мнению одного из архимандритов), сколько времени понадобиться, чтобы эту ересь заметил не только известный нам архимандрит, выпустивший брошюрку якобы " разоблачающую " , но и Патриарх, Синод... Так вот более семи лет прошло с тех пор как вышло " разоблачение " , но Осипов все так же читает лекции в самом известном богословском заведение страны. О чем же это говорит? О глухоте, слепоте и бессилии Патриарха и Синода, или же все-таки о заблуждение и ошибке " гореразоблачателей " . Более того, новый Патриарх Кирилл лично благословил показ лекций Осипова по одному из православных телеканалов! Думаю надо трезво оценивать свои силы, чтобы не вызывать сожаления и изучать святоотеческий опыт, тогда не будет иллюзий, что молитва это мантра, которую можно тысячи раз повторять без внимания, покаяния и благоговения, а лучше записать на аудио диск и пусть себе тарабанит, а я пока займусь более важным делом... священник Михаил Капчиц, Байонн, США 12 сентября 2009г. 01:49 Уважаемый Александр, с праздником! Видно, что Вы пишете и возмущаетесь искренне, потому я отвечу Вам, как смогу, хотя, признаться, Ваш тон и многие высказывания весьма далеки от обсуждаемого в статье и в комментарии предмета. Начну с конца - с Вашего главного аргумента. Вы пишете: " ...Осипов все так же читает лекции в самом известном богословском заведении страны. О чем же это говорит? О глухоте, слепоте и бессилии Патриарха и Синода, или же все-таки о заблуждение и ошибке " гореразоблачателей " .

http://bogoslov.ru/article/370130

У нас появилось бы «Х», «Кс», и «С». Если бы мы жили в Греции – приблизительно то же самое. Если бы мы жили бы в Израиле – там другие буковки. Никаких трех шестерок. Давайте разбираться, о чём здесь идёт речь. В древности никаких отдельных знаков для цифр не было, использовали буквы. Кто из вас умеет читать по-церковнославянски церковно-славянскими буквами? Так мало? Не умеете читать? Учиться, обязательно учиться! Вот есть старый-старый-старый прикол, его поймут, кто читает по-церковнославянски церковнославянскими буквами «Господи помилуй (м)!» Потому что буква «м» означает 40. Соответственно там г=3, а=1. Отсюда очень быстро прийти к такому выводу: раз каждая буква обозначает какую-то цифру, какое-то число – а что, если взять какое-то слово и поставить цифры, сложить там, прибавить, умножить, переставить, получить какое-то число, это же можно? Можно, называется это гематрия, когда буквы заменяются числами, и соответственно что-то там высчитывается. Это и породило каббалу – манипуляция с первой главой Книги Бытия, в основном. Называется это гематрия, когда берется какое-то имя, считается и получается какое-то там число. Естественно, если у нас есть число, давайте попробуем восстановить, какое-то же это число. И высчитываний было очень много. Те люди, которые имели цифры как буквы, они видели имя, какое-то имя, и пытались его извлечь. У нас другая ситуация. У нас есть отдельные цифры, и поэтому мы видим какое-то число. То есть раньше люди видели имя, а у нас видят цифру, И вот поэтому появляется страх перед тремя шестерками. Это невозможно, потому что тогда не было каких-то отдельных шестерок, потому что там другая система подсчета была. Поэтому имя. Какое имя? Старообрядцы, начиная с XVIII века, считали, что это слово император . Правда, там не получалось, поэтому они одну буковку выкидывали и получалось иператор , вот там 666 получалось. Мартин Лютер посчитал, получил: Папа Римский. То же самое, кстати, считают адвентисты седьмого дня – что это Папа Римский, там они высчитывают, там очень интересные манипуляции, в общем, 666, Папа Римский.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010