Ныне создан фонд Андрея Первозванного, которого мы тоже поздравляем, это, как бы и престольный праздник для них. Фонд свершает благие дела для Русской Православной церкви и для России. А Андреевскому флагу посвящено много песен и маршей. Еще раз дорогие, радонежцы, с праздником! И я с радостью представляю вам нашего сегодняшнего собеседника, священника, которому вы будете задавать свои вопросы, присылать сообщения. Этого батюшку вы уже знаете, он у нас был однажды, это отец Сергий Конобас, протоиерей, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы. - Добрый вечер, мы Вам безмерно благодарны, что Вы сегодня вечером приехали к нам в студию, чтобы побеседовать с многочисленной аудиторией наших радиослушателей. Сначала, может быть, скажете пастырское слово благословения всем нам, кто в студии, кто слушает, и немножко о посте. Да? - Да. Да пребудет благословение Господне на всех нас в эти великие, прекрасные дни поста! Я, вот, сейчас ехал по Москве и был в Кремле, где сейчас проходит, как раз, вручение наград апостола Андрея Первозванного. Кремлевский дворец съездов полон людьми, как много там наших близких духовно людей! И вот, сегодня вручается премия апостола Андрея Первозванного. - И орден они тоже вручают. Да? Но, орден теперь вручается даже женщинам. Это немножко нарушение, но, наверное, сейчас другая Россия, поэтому можно. - Ну, да, да… - И другой орден. - Да, сейчас женщины тоже трудятся для России не покладая рук. Был офицер один, которого наградили этим орденом, он спас много людей, когда тридцать лет назад на его лодку в Босфорском проливе, случайно или не случайно, наехал огромный корабль, который нашу подводную лодку потопил. Она на тридцать метров ушла под воду, и, там в этом ужасном месте, где они очутились, был огонь, вода и так далее. Господь им помог, часть экипажа погибла, часть экипажа спаслась. Капитан, который последним покинул эту лодку, он сегодня получил этот орден. Это очень приятно, что есть такие люди на Руси, которые трудятся для России, спасают людей, таких людей множество, просто мы о них не знаем.

http://radonezh.ru/text/v-studii-protoie...

Император Павел, очевидно, желал иметь Амвросия вблизи и осыпал его знаками своего внимания. Тотчас по прибытии Амвросия он возложил на него орден Иоанна Иерусалимского, а в 1799 г., 20 Февраля, – орден св. Андрея Первозванного и вместе с ним орден св. Анны I ст. С.-Петербургский митрополит Гавриил, пользовавшийся расположением Екатерины, не пользовался благосклонностью Павла. Старец понял, что ему нужно удалиться и уступить место новому избраннику. В 1799 году он выпросил себе увольнение от управления С.-Петербургскою епархиею, в 1800 г. от управления Новгородскою епархиею, а в следующем году скончался. Амвросий наследовал одну за другой бывшие в управлении Гавриила епархии и 10 Марта 1801 г. пожалован митрополитом. Но на другой же день после того, как получил от Императора белый клобук, он услышал о кончине Государя. Император Александр I не только не обнаруживал к нему такой благосклонности, к какой он привык в два предшествовавших царствования, но относился к нему даже холодно. Что было причиною этой холодности неизвестно, но в духовном кругу она была примечена. Ходили слухи, далее об удалении его из Петербурга тем же следом, каким только что прошёл предшественник его митр. Гавриил. Евгений, впоследствии митрополит Киевский, бывший в то время префектом Александро-Невской академии, писал 18 Апреля по секрету приятелю своему в Воронеж: «Глава наш со дня на день всё больше грустит. Слышно, что за Киевским фельдъегерь послан. Может быть и возвратят его сюда на всякий случай, но не для дел, потому что к делам он не пригоден, а разве только чтобы поставить в тени других. Времена переменяются». Поводом к этому, дошедшему до Евгения слуху, было то, что Государь в это самое время пожаловал Киевскому митрополиту, Гавриилу Бодони, орден Св. Андрея Первозванного и повелел ему быть членом Св. Синода. Было ли тогда же предлагаемо ему место митр. Амвросия, не знаем, хотя невероятного в этом ничего нет, так как Амвросия Государь не жаловал, а к Гавриилу, и теперь и после, показывал почему-то особенную благосклонность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Во время Французской революции 1789 года Крест был брошен революционерами в огонь для уничтожения, но, рискуя жизнью, один католический священник изъял из пламени его большие части. Спасенные части Креста были обнаружены в подземной крипте монастыря святого Виктора в Массалии и заключены в большой кивот, имеющий форму правильного Креста, части которого пересекаются перпендикулярно, – он сейчас хранится в Старом храме святого Андрея в Патрах. Имя апостола Андрея Первозванного проходит через всю русскую историю, связуя, подобно нити, эпохи и человеческие судьбы. Император Nemp I yчpeдuл в честь апостола Андрея первый российский орден, который в Российской империи был высшей государственной наградой. В 1998 году орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен как высшая государственная награда уже Российской Федерации. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг. Царь собственноручно определил, как он будет выглядеть: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия  святое крещение». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июля, 2013 27 июля, 2013 18 сентября, 2013 5 августа, 2013 29 июля, 2013 29 июля, 2013 28 июля, 2013 28 июля, 2013 27 июля, 2013 27 июля, 2013 27 июля, 2013 18 сентября, 2013 5 августа, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-rossiyu-pribudet-kre...

Апостолу Андрею достались Восточные страны. Уже в древности существовало несколько традиций представления о путях апостола. По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима три путешествия вдоль берегов Чёрного моря, причем всегда по маршруту юг – восток – север. В первом он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу. В Амисе он вместе с Матфием и семью другими учениками проповедовал в синагоге, которую превратил в храм Богородицы. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с ап. Иоанном. Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, Андрей Первозванный отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через два года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Побывав среди множества прочих городов в Феодосии и Херсонесе, апостол прибыл в Патры, где и был распят на косом кресте около 62 года от Р.Х. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 году, при императоре Константине Великом, мощи апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. В 1208 году мощи святого Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. В 1458 году честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра. Апостол Андрей — почитание в России Апостол Андрей особо почитается в России и считается покровителем Российского государства. В 1699 г. император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С 1998 года орден Святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Российской Федерации. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X).

http://pravmir.ru/den-andreya-pervozvann...

В Одессе, где паства подверглась чужеземным влияниям, им учреждено было Братство святого апостола Андрея Первозванного. Здесь же им было основано женское епархиальное училище. Немало было сделано митрополитом Платоном и в Киеве для просвещения вверенной ему паствы. Он постоянно заботился о церковно-приходских школах и особенно о духовной семинарии и академии, преобразовал Братство святого князя Владимира, основал и открыл два женских училища. За свою долголетнюю и полезную деятельность награжден орденами: святого Андрея Первозванного с алмазами, святого князя Владимира I степени, святого Александра Невского, святой Анны I степени и двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями. Из иностранных орденов он имел: сербский орден Uakoba I степени, Черногорский орден князя Даниила I степени, болгарский орден Александра I степени. Преосвященный Платон состоял членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений. Митрополит Платон отличался чрезвычайной ласковостью, добротой, сердечным, живым отношением ко всем, кто только обращался к нему с какой-либо нуждою. В 1888 году пожертвовал пятнадцать тысяч рублей на возобновление Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря, упраздненного после пожара. Митрополит Платон пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник. Труды: Пастырское послание к глаголемым «старообрядцам». – Киев. 1888. См. также: Церковные ведомости. – 1888, 31–32, 33. – С. 823, 886. Речь, предшествующая благодарственному молебствию по случаю избавления благоверного государя императора Александра Николаевича от угрожающего ему убийства в 19 день ноября 1879 г. Пастырское вразумление посылающим безымянные письма. – Киев. 1885. Слова и речи на разные случаи. Христос Воскресе! (Слово на Святую Пасху). – Киев. 1890. Три слова о ходатайстве святых. – Киев. 1883. Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией. – Киев, 1883. Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресные и праздничные. – Киев. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1795 г. Амвросий был вызван в синод и вскоре получил от Императрицы крест из драгоценных камней для ношения на клобуке. В июне следующего года он приветствовал Екатерину с рождением внука, Великого Князя Николая Павловича. В ноябре 1796 г. Государыня скончалась. В день ее погребения Амвросий говорил слово. Изобразив ее великие деяния, оратор во всех распоряжениях ее находит выражение высоких качеств ее души. С воцарением Павла, Амвросий еще ближе стал к престолу. Павел собственноручно возложил на него орден Александра Невского и, в заключении своего рескрипта, писал ему: «Мы удостоверены, что вы, продолжением вашей службы, потщитесь заслужить вящшую Монаршую нашу милость». Ноября 10, 1796 г. В 1797 г., апреля 5, в день Пасхи, Амвросий имел счастие быть при священном короновании Императора Павла. Вскоре после этого пожар опустошил Казань и разрушил часть семинарского корпуса. Испросив единовременно 5000 р. Амвросий быстро исправил корпус. Но вскоре опять был он вызван в Петербург следующим указом Императора (от 18 декабря 1797 г.): «Преосвященный архиепископ казанский! Находя прибытие ваше сюда нужным, я желаю, чтобы ваше преосвященство оным поспешили». 21 декабря 1792 г. Павел возложил на него орден св. Иоанна Иерусалимского большого креста. В следующем 1799 г., 20 декабря, по случаю обручения великой княгини Александры Павловны с эрцгерцогом Иосифом, Амвросий получил орден Андрея Первозванного, а также и орден св. Анны 1-го класса. 16 октября 1799 г., с увольнением от управления петербургской епархией митрополита Гавриила, Амвросий наименован архиепископом с.-петербургским, эстляндским и выборгским. В следующем 1800 г., 19 декабря, Амвросию Высочайше повелено управлять и новгородской епархией, за старостию и болезнию митрополита Гавриила. В 1801 г., марта 10, он сделан митрополитом. В июне того-же года, посетив Новгород, Амвросий приветствовал свою паству в Софийском соборе и, изображая историю собора, поставлял в честь Новгороду и в побуждение к благочестию то, что в этой стране уже 1000 лет сияет свет веры евангельской, и от него загорался новый свет для северных племен; указывал на безмолвную, но сильную проповедь почивших архипастырей, из коих иные просияли нетлением мощей, как они, из самых освященных гробов своих, тоже проповедуют, что проповедовали во время жизни: неверующих обличают нетлением своих мощей, развратных постыждают примером своей жизни и проч. В заключение архипастырь молит Бога, чтобы он сохранил паству, до скончания века, непоколебимою в вере и благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дело даже не столько в том, что орден - детище одного из главнокомандующих этой войны и потому заведомо обладает иным статусом, чем императорский; в случае победы Белого движения «врангелевский» орден, какая бы форма правления ни установилась, требовал бы нового утверждения и определения его места в старой системе наград. Но и без этого орден Святителя Николая Чудотворца, учрежденный 30 апреля (13 мая) 1920 года, обладал рядом специфических черт. Прежде всего нужно обратить внимание на девиз - обязательную часть всякого «настоящего», созданного по правилам ордена (орденской организации). Девизы императорских орденов большей частью указывали на заслуги и добродетели награждаемых (кавалеров, членов ордена): «За веру и верность» (орден Андрея Первозванного), «За службу и храбрость» (Георгия Победоносца), «Польза, честь и слава» (Святого равноапостольного великого князя Владимира)... Для того чтобы родился девиз «Верою спасется Россия», присвоенный ордену Святителя Николая, Россия должна была быть поставлена на грань гибели, уничтожения. И показательно, что девиз отмечал не воинскую доблесть (непременную черту награждаемых и, так сказать, земное средство спасения Отечества), а надмирную составляющую спасения страны, которое отнюдь не ограничивалось победой в войне. Кстати, следует упомянуть, что девиз многое говорит и об учредителе нового ордена, даже если Врангель не придумал его, а лишь воспользовался чьим-то советом. Ведь сам по себе главнокомандующий был человеком сложным и временами весьма далеким от христианского идеала. Гордый, иногда болезненно самолюбивый, нередко несправедливый в своих оценках и действиях, Врангель, тем не менее, утвердил именно такой, если угодно, лозунг всей Белой борьбы, быть может, приоткрывая немного те черты своей души, о которых как-то упомянул в разговоре с епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым), будущим митрополитом: «Владыка! Мы тоже верующие. Но у нас иное было воспитание в семьях и школах, мы не афишировали нашей религиозности, даже стеснялись показывать ее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

30 августа 1725 года, в день перенесения Мощей Святого Благоверного Александра Невского, Императрица Екатерина I возложила на себя знаки ордена. В дальнейшем 30 августа, как день перенесения Мощей Святого Князя, становится орденским днем. При учреждении ордена Статут его не был утвержден. Только 5 апреля 1797 года Император Павел I утвердил «Установление для Российских орденов», в котором впервые было дано официальное описание знаков ордена Святого Благоверного Александра Невского. – Лента красная, носимая чрез левое плечо. Крест золотой с красной с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединяются между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в середине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне Святого Александра Невского в боевом облачении синего цвета с красным плащом на белом коне. Конь может быть обращен и вправо, и влево. Обычно на этом изображении присутствует рука, благословляющая всадника. На другой стороне латинский его вензель SA под Княжескою короною. – Звезда серебряная, в средине которой в таковом же поле вензелевое имя Святого Александра Невского под Княжескою короною. В окружности на красном поле изображен золотыми буквами орденский девиз: «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО». В Установлении от 5 апреля 1797 года отмечается, что «Класс Ордена Российского, именуемый Святого Александра Невского, следуя в общем порядке за орденом Святого Апостола Андрея Первозванного и орденом Святой Екатерины, должен почитаться для особ мужского пола вторым». Орденской церковью был определен Свято-Троицкий собор Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге. Орден имел одну степень, или класс. Однако кавалер ордена мог быть награжден фактически до четырех раз: первый раз — орден за гражданские заслугу, то есть без мечей; второй раз — «мечи к имеющему ордену Святого Александра Невского» за военные заслуги; третий раз — «бриллиантовые знаки к имеющемуся ордену Святого Александра Невского» и четвертый раз – «бриллиантовые мечи к имеющимся уже бриллиантовым знакам ордена Святого Александра Невского». Всего с 1797-го по 1917 год бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского награждено 1275 человек, из них 24 человека с мечами, причем пять человек были награждены дважды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

В 1797 г. имп. Павел I учредил общий К. д. для всех российских орденов - 8 нояб. (память архистратига Михаила), издал общий орденский статут, причислил нек-рые иностранные ордена к российским, закрепил за нек-рыми российскими орденами ряд петербургских церквей, освященных во имя того же святого. В их число входили: 1) собор ап. Андрея Первозванного на Васильевском о-ве; 2) ц. вмц. Екатерины в Таврическом дворце; 3) соборная церковь Александро-Невской лавры; 4) ц. святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Литейной части С.-Петербурга. За кавалерским обществом в целом была закреплена ц. святых Бесплотных сил в Михайловском замке. Церкви, закрепленные за орденами, назывались орденскими или капитульными, и праздничные богослужения К. д. совершались преимущественно в них. Впосл. орденские храмы могли меняться: напр., в 1845 г. для ордена вмц. Екатерины была назначена церковь училища этого ордена (домовый храм, построенный в 1798 на набережной Фонтанки). При Павле I отмечался К. д. католич. Мальтийского ордена - празднование Рождества Иоанна Предтечи 24 июня. Накануне вечером разводились костры, на к-рых сжигались простыни (традиция, напоминающая о сожжении постельного белья больных), а в сам день праздника кавалеры Мальтийского ордена присутствовали на литургии и молебне (в правосл. и католич. храмах). При Александре I Мальтийский орден теряет влияние и празднование К. д. 24 июня перестает совершаться. Установление 1797 г. завершает в целом оформление системы К. д. для синодального периода. В качестве К. д. в календарях, документах и лит-ре XIX - нач. XX в. отмечаются 6 дней - 3 февр., 30 авг., 22 сент., 8, 24, 30 нояб. Из-за иностранного происхождения или относительно низкого статуса награды формально имевшиеся даты К. д. нек-рых орденов не включались в общероссийские календари и табели. Польский орден св. Станислава был принят в России согласно статутам 1815 и 1831 гг.; в последнем была указана и дата К. д. этого ордена - 8 мая (видимо, дата по григорианскому календарю). Согласно статуту 1839 г., К. д. ордена св. Станислава является 25 апр. (7 мая) - день учреждения ордена. В календарях и табелях синодального времени этот К. д. не отмечается - возможно, по причине его иностранного происхождения и отсутствия памяти св. Станислава в правосл. месяцеслове. Польск. орден Белого орла был принят при Александре I в качестве российского, однако статут ордена издан не был, дата К. д. не была назначена. Между тем еще в XVIII в. при имп. дворе имели место светские мероприятия, посвященные этому ордену: напр., в придворном церемониальном журнале за 1739 г. отмечается «торжество польской кавалерии ордена Белаго орла» под 23 июля. Днем награждения Мариинским знаком отличия беспорочной службы, учрежденным в 1827 г., было 14 окт., что не является в полном смысле К. д., но привязка награждения к определенной дате является данью традиции К. д. В календарях и табелях этот день не отмечается.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

В своем служении Христу Андрей не выделялся. Таков уж был его характер. Но это не значит, что он потрудился меньше всех. Наоборот, он старался больше делать, чем говорить. В Евангелиях не так много упоминаний об апостоле Андрее, но все они знаковые. Вот мы встречаем его с Христом в родных краях, где он становится свидетелем насыщения пяти тысячной толпы народа пятью хлебцами и двумя рыбами (Ин. 6, 5 – 15). Также нас не может не заинтересовать момент, описанный в Евангелии, когда апостолы Андрей и Филипп приводят к Христу греческих философов (Ин. 12, 20 – 22). Мы, конечно же, скажем, а что здесь, собственно говоря, такого? Дело в том, что евреи считали себя особым богоизбранным народом, и потому крайне неохотно делились своими откровениями с чужеземцами, они и сейчас так поступают, деля всех на своих и чужих («гоев»). Догадываетесь, откуда взялось слово «из-гой»?! Открытость, щедрость, не зашоренность – вот главные черты характера апостола Андрея. Следующий эпизод с апостолом Андреем тоже очень важен. Он стал одним из тех апостолов, которым Христос на Елеонской горе открыл судьбы мира (Мк. 13, 3 – 37). До последнего он был со Спасителем во всех Его страданиях. Стал свидетелем Его Воскресения и Вознесения. А также вместе с остальными апостолами удостоился дара Духа Святого в день святой Пятидесятницы. На апостольском соборе в Иерусалиме, проходившем в 49 году апостолу Андрею, по жребию, досталась проповедь в Северных странах (Вифиния, Фракия, Македония, Ираклия и Великая Скифия). Но он не ограничился только этими странами, был он и в Боспорском царстве, стране Абасков (Абхазия), а также в стране Аланов (Северный Кавказ). Существует древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле, которое принадлежит святому епископу Ипполиту Римскому. О проповеди апостола Андрея в Скифии говорит и учитель Церкви Ориген. Сомнений в том, что апостол Андрей добрался до пределов Скифии у историков нет. Вопрос лишь в том, насколько глубоко он проник в эту страну. Нельзя не упомянуть о двух славянских легендах, описанных, в том числе, в Повести временных лет, в которых апостол Андрей предстает как просветитель Руси, а именно водружает крест на Киевском холме и предсказывает великое будущее этой стране. Прямых подтверждений этому событию нет, но и опровержений тоже. Тем не менее, отметим особую любовь нашего народа к апостолу Андрею Первозванному, которая отразилась и в том, что первый государственный орден на Руси был учрежден в его честь, а также Андреевский флаг, который украшает суда ВМФ России. Апостола Андрея Первозванного чтят более чем в 24 странах мира. А для кого-то он такой же родоначальник христианства, как и для нас. К примеру, Шотландия, на государственном флаге которой также изображен Андреевский крест, к тому же самый престижный университет Шотландии тоже носит имя апостола Андрея.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/on...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010