Первоначально один человек мог быть членом только одного ордена и носить только его знаки. Когда ордены фактически перестали быть организациями, эта норма ушла в прошлое. Однако статуты некоторых орденов еще и в ХХ веке требовали, чтобы их знаки не соседствовали на одежде со знаками других орденов.В практике обычно носились на одежде знаки только высшего ордена. Знаки остальных орденов надевались лишь в торжественных случаях. В это же время – в начале XVIII века – ордена, как государственная награда , появились в России. Сам по себе обычай награждать особо отличившихся воинов или служивых людей за верность и отвагу существовал на Руси задолго до этого, с древних веков. В качестве награды использовались оружие, дорогие меха, золотые и серебряные кубки или ковши, реже – золотые и серебряные нательные кресты. В XV–XVII вв. широкое распространение приобретают жалованные золотые. Князья, а затем и цари щедро награждали ими участников сражений и военных походов. При награждении учитывалось общественное положение награждаемых: чем знатнее было их происхождение, тем большего размера и веса был золотой. Тысячи таких наград были пожалованы участникам Крымских походов в 1687 и 1689 годах. Тогда же вошло в обычай носить их, пришивая на рукав или на шапку. Среди награжденных этими государственными наградами были и духовные лица. В начале XVIII в. отечественная традиция жалованных золотых нашла свое отражение в наградных медалях императора Петра I. Среди них особое место занимали золотые миниатюрные царские портреты под короной, украшенные эмалью и бриллиантами. Этой высокой и почетной награде Петр I предавал особое значение и лично награждал ею своих ближайших сановников и полководцев, отличившихся в сражениях. Однако, именно при нем в основу государственных наград была положена западная традиция орденов. Первый российский орден возник после Полтавской битвы по личному указу императора Петра I. Им стал орден Святого апостола Андрея Первозванного . Эта высшая государственная награда вручалась за особые военные подвиги и государственную деятельность, «дабы взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». 10 марта 1699 года первым кавалером ордена стал фельдмаршал Ф.А. Головин. Сам же царь, в звании бомбардир-капитана, был награжден орденом Св. Андрея в 1703 году за взятие двух шведских кораблей в устье Невы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

1866 года, марта 27-го, за неусыпное стремление ко благу церкви и отечества, высокопреосвященный Исидор Всемилостивейше сопричислен к ордену св. апостола Андрея Первозванного. Октября 5-го, отношением г. обер-прокурора Святейшего Синода, графа Дмитрия Андреевича Толстова, от 7-го октября 1866 года за 5371, объявлена митрополиту Исидору Всемилостивейшая благодарность за архипастырское попечение о духовно-учебных заведениях петербургской епархии. Высочайшим рескриптом, данным 23-го октября 1866 года объявлена митрополиту Исидору Монаршая признательность и благоволение, как главному попечителю Императорского человеколюбивого общества, за обильные плоды христианской деятельности того общества и постоянное расширение его благотворительности на пользу неимущих. 1872 года, апреля 16-го, Всемилостивейше пожалованы митрополиту Исидору алмазные знаки ордена св. Андрея Первозванного; ноября 2-го Высочайшим рескриптом объявлена ему Высочайшая душевная благодарность за вполне удовлетворительную деятельность по Императорскому человеколюбивому обществу. 1873 года, января 26-го, по предложению управления музея имени Его Императорского Высочества, Наследника Цесаревича, в Москве, высокопреосвященный Исидор получил звание почетного члена оного. 1875 года, сентября 5-го, в ознаменование 50-ти летних, со времени рукоположения, 5-го сентября 1825 г., в сан иеромонаха, подвигов на благо св. церкви, и на пользу отечеству, митрополит Исидор Всемилостивейше пожалован архипастырским посохом, осыпанным драгоценными каменьями. 1877 года, марта 27-го, Всемилостивейше пожалован украшенною драгоценными каменьями митрою, с водруженным на ней крестом, по киевскому обычаю, во внимание к особым нуждам по переложению книг свящ. писания на русский язык. Октября 15-го, высокопреосвященный Исидор избран почетным членом Императорского московского университета, во свидетельство глубокого уважения к трудам по переводу книг свящ. писания на русский язык и заслугам по народному просвещению. 1881 г., августа 15-го, Высочайше разрешено митрополиту Исидору принять и носить пожалованный его высочеством, князем черногорским, Николаем 1-м, орден князя Даниила 1-го черногорского, 1-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Подобно героям Дюма (которых, напомню, в 1812 году ещё и в замыслах не было), Милорадович и маршал Мюрат соревновались в удали, пируя на аванпостах. Если Мюрат под обстрелом лишь выпил шампанского, Милорадович ещё и основательно закусил: обед из трёх блюд при грохоте вражеской артиллерии пришёлся ему по вкусу. Под Лейпцигом, в Битве народов, Милорадович командует гвардией. Что такое Битва народов? Это трёхдневное сражение на равнине под Лейпцигом, к началу которого у Наполеона было 155 тысяч солдат, а у союзников – 220 тысяч. В первый же день общие потери составили около 70 тысяч! Но армии не дрогнули. Подкрепления, пришедшие во второй день, были неравноценными. Бонапарт получил свежий пятнадцатитысячный корпус, а союзники – более ста тысяч под командованием Беннигсена и Бернадотта. В разгар нового боя саксонская армия повернула штыки против Наполеона. Соотношение сил стало критическим, но французский император и не думал складывать оружие. Только в ночь на 19-е Наполеон начал отступление. Около 130 тысяч полегло в те дни под Лейпцигом. Но было ясно, что, несмотря на гениальное умение Наполеона набирать новые и новые армии, его ресурсы под Лейпцигом истощились. Милорадович и вверенная ему гвардия в Битве народов проявили себя лучше всех союзнических частей. И генерала-счастливчика отличили! Александр жалует ему, в добавок к графскому титулу, полученному в мае, орден Андрея Первозванного, а также почётное право носить солдатский Георгиевский крест: «Носи его, ты друг солдат!» На том и стояла слава удалого Милорадовича. Девизом графского герба стали слова «Прямота меня поддерживает». Однако прямодушный генерал не был профаном и в придворных раскладах. Он и в этом напоминал героев Дюма! В свите императора Милорадович победителем – истинным победителем! – въезжает в Париж весной 1814-го. После гибели Багратиона он да Ермолов (ну ещё, может, чрезвычайно любимый казаками Матвей Платов) были олицетворением воинской доблести, верности солдатскому призванию, непобедимой русской удали. Лучшие ученики Суворова! Молва восторженно повторяла кредо Милорадовича: «Никогда не заставлял войско ждать меня ни в походе, ни на учебном месте; ездил не за колоннами, не в экипаже, но всегда верхом на лошади, всегда в виду солдат; не изнурял их на войне пустыми тревогами; являлся первый в огонь; при несчастных случаях был веселее обыкновенного». Излишних «изнурений» войскам он не давал и в мирное время: начальника гвардии не раз упрекали в распущенности вверенных ему полков, в том, что он поощряет гуляк. Но генерал был готов доказать стойкость гвардии на полях сражений.

http://pravoslavie.ru/71973.html

Русской артиллерией во время Полтавского сражения командовал потомок знатного шотландского рода Брюсов - Яков Вилимович - не случайно сыскавший прозвание «колдуна пушечного боя». Введенная в битву в количестве всего лишь трети от возможного количества стволов (подобно тому, как на завершающем этапе в дело было введено не более 15-20 процентов от имеющихся сил: «При сем же и сие ведати надлежит, что из нашей пехоты токмо одна линея, в которой с десять тысяч не обреталось, с неприятелем в бою была»), артиллеристы Брюса филигранно разили противника - иначе от пушек могли бы пострадать и свои конница с пехотой. Особенно впечатляющ был снайперский расстрел отряда, пытавшегося эвакуировать с поля битвы короля: «...королевский отряд был снова атакован справа русским батальоном с полковыми пушками. Поливаемые градом пуль и претерпевая картечные выстрелы полковых орудий с северной стороны, каролинцы, неся немалые потери, прорвались далее, но русский батальон следовал позади, продолжая обстрел. Во встретившемся на пути болоте конные носилки короля застряли. Пушечным ядром была поражена в них одна лошадь, потом пала и вторая. Вскоре разнесло прямым попаданием ядра и сами носилки. Стоя по краю топкого болотца, русские пехотинцы поливали застрявших посреди него шведов беглым огнём. Короля посадили на лошадь, но спустя несколько мгновений пушечное ядро оторвало ей ногу. Драбанты, офицеры свиты, драгуны Сконского полка, придворные, скопившись вокруг короля, защищали его своими телами от рассекавших воздух пуль и ядер. Тут же рядом с разбитыми носилками короля пал сражённый ядром Г. Адлерфельт, историограф и камергер монарха. Написание его «Истории Карла XII» закончилось...». Но столь же эффективно действовала русская артиллерия и ранее, на прежних этапах сражении. Заслуженной наградой командующему, Я.В. Брюсу, стал полученный им из рук самого царя орден святого Андрея Первозванного - один из семи лишь таких, заказанных государем заранее для вручения отличившимся (два ордена, заметим, тогда так и не нашли своих кавалеров; статус награды был чрезвычайно высок).

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/13/...

Орден святой Екатерины Орден святой Екатерины " За любовь и Отечество " Орден святой Екатерины Петр I учредил в память о злополучном прусском походе, который чуть не стоил ему армии и жизни. Летом 1711 года на реке Прут малочисленная армия, которую возглавил сам император, попала в окружение турок. Новые атаки янычар, отчаянность, с которой османы совершали вылазки, а также потеря позиций, грозила русской армии неминуемой гибелью. Переговоры и подкуп турецкого визиря – решение, которое принял военный совет. Из казны взяли 150 тысяч рублей. А Екатерина Скавронская, которая как верная жена сопровождала императора даже на поле брани, говорят, отдала в пользу «подарка» паше все свои драгоценности. Исход переговоров, почетное перемирие, которое заключил вице-канцлер Шафиров, как и ожидалось, спасло армию и императора. 24 ноября по старому стилю 1714 года, в день памяти святой Екатерины, Петр I вручил своей супруге орден, учрежденный им в честь ее покровительницы, великомученицы Екатерины. Орден Освобождения по сути был персональной благодарностью супруге. Он предназначался только и исключительно Екатерине Скавронской. Но очень скоро Орден святой Екатерины стал в России не только высшей наградой для женщин, но своего рода символом принадлежности к клубу избранных лиц. За время своего двухсотлетнего существования орден был выдан 734 раза. Орден святой Екатерины имел две степени и жаловался особам императорского дома, а так же представительницам высшей знати. Орден высшей степени, или большого креста, носили на белой ленте с золотой каймой через плечо. К нему прилагалась восьмиконечная звезда. Она была усыпана множеством бриллиантов и крепилась на платье слева. Кавалерственный орден, или орден меньшего креста, носили на белом банте с вышитым серебром девизом «За любовь и отечество». Однако в 1797 году Павлом I был издан новый статут. Во-первых, цвет лент, на которых полагалось носить орден, с белого был изменен на красный. С золотой каймой в случае с орденом святой Екатерины первой степени, и с серебряной каймой для кавалерственного ордена. Тогда же было установлено жаловать Орден святой великомученицы Екатерины каждой родившейся великой княжне. Великие князья соответственно награждались Орденом святого Андрея Первозванного. Следуя этому установлению, сразу после крещения, новорожденного ребенка перепоясывали: мальчиков – голубой (Андреевской) лентой, а девочек – алой (Екатерининской) лентой. Обычай перевязывать младенцев лентами, напоминающими по цвету орденские, быстро прижился в дворянской среде. Мещане не отставали. Традиция, связанная с этой историей, сохранилась до наших дней – при выписке из роддома конверт с новорожденным младенцем перевязывают лентой. Мальчиков – голубой. Девочек – розовой.

http://pravoslavie.ru/66521.html

Каждый из представленных орденов имеет статут, предписывающий, кто и при каких обстоятельствах достоин быть им награжден. Так, в наградной системе Русской Православной Церкви как минимум двумя орденами могут быть удостоены женщины. Первый из них – орден святой равноапостольной княгини Ольги – был учрежден еще в 1988 году. Им награждают женщин за достижения «на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних». Второй – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской – появился в 2007 году в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской. Девиз ордена — «Блаженни милостивии». Этот орден вручается женщинам за особый вклад в развитие социального служения Церкви и усердные труды во благо Русского Православия. Еще одной наградой, которой могут быть удостоены как мужчины, так и женщины, посвященной благотворительности и имеющей своим девизом слова «За дела милосердия», является орден святого благоверного царевича Димитрия. Эта награда появилась благодаря совместному решению Священного Синода Русской Православной Церкви и Российского детского фонда. С 1997 года ею награждаются те, кто трудится на поприще благотворительности, в детских домах, приютах и больницах. Каждый из представленных орденов имеет не только статут, девиз, но также день празднования, орденское знамя и орденский храм. «Эта система работала еще и до революции, – поясняет экскурсовод выставки Антонина Гурьянова. – Существовали орденские храмы. Например, в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре хранился орден Андрея Первозванного. В современное время эта традиция возрождена. Каждому ордену соответствует храм, правда, это положение находится в стадии становления. Так, орден Славы и чести, которого не было до революции, вместе с орденским знаменем, списками орденоносцев и регалиями хранится в тронном зале Храма Христа Спасителя. Когда учреждается орден, тогда же учреждаются все знаки отличия, в том числе знамя. Оно выполняется в том же цветовом решении, что и орденская лента, представляет собой хоругвь, иначе говоря, знамя церковное. Также у каждого ордена есть день памяти. Он совпадает с днем памяти святого, в честь которого получил свое название. А 21 ноября (8 ноября по старому стилю), когда мы вспоминаем Архистратига Михаила и прочие Небесные Силы бесплотные, установлен как день празднества всех орденов».

http://pravmir.ru/on-vzyav-v-ruki-krest-...

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду высшим сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого было одержано множество побед. Мы спустились в крипту собора, где почивают честные мощи апостола Андрея, и спели акафист. Поднявшись по лестнице в храм, мы приложились в правой капелле, рядом с главным престолом, к множеству мощей и других христианских святых… Заканчиваем наше путешествие по Амальфитанскому побережью в солнечном городе Салерно. В кафедральном соборе города почивают мощи одного из четырех евангелистов – апостола Матфея. В Салерно эти честные мощи были привезены лангобардским принцем Джизульфом в 954 году, а положены в крипту в 1081 году, после освящения храма. Сделав своим покровителем апостола Матфея, жители Салерно сильно его почитают. Мы спускаемся в расписанную фресками крипту и поем тропарь апостолу. На этом наше путешествие по побережью Тирренского моря заканчивается. Завтра мы уже будем на другой стороне Аппенинского полуострова, на Адриатическом море. День пятый. Альберобелло Трулли в Альберобелло Альберобелло – городок удивительный. Странные жилища его жителей приезжают посмотреть тысячи туристов. Белые сказочные домики, названные просто труллями, напоминают остроконечные белые грибы, которые плотно прилегают друг к другу, как осиные улья. Когда ходишь по историческому центру, кажется, что попал в сказку. Трулль – домик без окон с одной дверью. В современном трулле теперь есть все, от горячей воды до туалета. В труллях же теперь расположились и магазинчики, и ресторанчики, и даже есть церковь в трулле. Проснувшись рано утром в Альберобелло, мы, прогулявшись по городку, посетили кафедральный собор бессребреников Космы и Дамиана – небесных покровителей города и помолились этим святым братьям, врачам безмездным. Рядом со статуями братьев-целителей находится реликварий с частицей руки святого Космы и частицей черепа святого Дамиана.

http://pravoslavie.ru/564.html

В самом начале Великой Отечественной войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с призывом к христианам всего мира о помощи России. Его ближайший сподвижник митрополит гор Ливанских Илия был избран Промыслом Божьим сугубым молитвенником о победе России. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери, Владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божьей Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божья и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божье для этой страны. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет. Тогда Владыка, по благословению Антиохийского Патриарха Александра, связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божье. Голос Антиохийской Церкви был услышан не только правительством Советского Союза, но и Верховноглавнокомандующим Сталиным. Москва и Ленинград были обнесены чудотворными иконами, стали открываться храмы, возобновлен орден Александра Невского. 6 мая 1945 г., в день Георгия Победоносца, пал Берлин, а 8 мая, в светлый праздник Пасхи Христовой, была подписана капитуляция гитлеровской Германии. Наше Отечество было спасено. Однако долг платежом красен. Теперь наша очередь. Похороны Патриарха Антиохийского и всея Востока Блаженнейшего Игнатия IV состоялись в понедельник, 10 декабря. Это день памяти иконы Божией Матери «Знамение», прославившейся в лихие времена XII века, когда Русская Земля стонала от междоусобиц. 9 день преставления Блаженнейшего Патриарха Игнатия IV – день всехвального апостола Андрея Первозванного, первым принесшим Свет Христов на нашу Родину. Святейшие Патриархи Алексий и новопреставленный Игнатий, молите Бога и Пресвятую Богородицу о нас грешных. Прилагаем портрет Патриарха Антиохийского Игнатия IV, сделанный во время пребывания в Сирии паломников из России в мае 2010 г.

http://pravoslavie.ru/58061.html

Ваше Святейшество, для меня большая, огромная честь отметить Ваши заслуги, труды на благо Родины и вручить Вам высшую награду России — орден святого апостола Андрея Первозванного, особо почитаемого просветителя и проповедника христианской веры. Еще раз от души поздравляю Вас с юбилеем. Желаю доброго здоровья, успехов в Вашем благородном служении. Патриарх Кирилл: Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Я сердечно благодарю Вас за те слова, которые Вы сейчас сказали, отметив мой скромный труд, и, конечно, за этот высший орден России. Орден Андрея Первозванного — это государственная награда, но неслучайно эта высшая награда установлена в честь апостола Андрея. Он был одним из двенадцати апостолов, который просветил светом Христовой истины ту землю, которая сегодня является значительной частью России. И поэтому, конечно, этот орден является в каком-то смысле не только высшим государственным знаком отличия, но и святыней, потому что на нем изображен святой Андрей Первозванный. Отталкиваясь от того факта, что высшим орденом современной России является орден Андрея Первозванного, просветителя нашей земли, я бы хотел сказать о том, как изменилась жизнь нашего народа за последние десятилетия, как изменились люди. Известно, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», — так говорит мудрость церковная. Но и нет ни одного человека, который бы прожил жизнь, не ошибаясь. Бывают и коллективные ошибки, и мы знаем, что в истории нашего народа и страны были такие ошибки. На излете XX века и в начале XXI века таким удивительным образом выстроилась наша жизнь — государственная, общественная, личная жизнь огромного количества людей, — что мы сознаем, что живем в счастливой стране. И хотя много проблем, и они всем нам знакомы, мы имеем самое главное — мы свободны, мы независимы, мы сохранили нашу культуру, мы сохранили нашу веру. Сохранился наш народ, несмотря на тяжелейшие перипетии XX века. Сегодня Россия с большим запасом прочности идет по своему историческому пути, и в этот особый период нашей истории Вы возглавляете Отечество наше.

http://radonezh.ru/2021/11/20/prezident-...

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы Х, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее, этот приговор остался в силе. Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62-го года после Рождества Христова. Русская церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед. Тропарь апостола Андрея Первозванного: Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися,/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак апостола Андрея Первозванного: Мужества тезоименитаго богоглагольника/и Церкве возследователя верховнаго,/Петрова сродника восхвалим,/зане якоже древле сему/и ныне нам воззва://приидите, обретохом Желаемаго. Молитва святому Андрею Первозванному Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. Акафист перед иконами святого Андрея Первозванного Кондак 1

http://pravmir.ru/svyatoj-apostol-andrej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010