Святитель Амвросий вообще был яркой харизматичной личностью, талантливым богословом, который простым языком изложил Символ веры, учение о Святой Троице, о Таинствах. Он оставил подробные наставления священникам по ведению церковной службы. А также коснулся в своих трудах и нравственных вопросов писал «о девах», «о вдовах». Он провел реформы церковного пения, например, ввел хоровое (антифонное) пение на восточный манер. Это позволяло прихожанам не только наслаждаться красотой исполнения музыки, но и принимать участие в ее исполнении. А в 386 году им была составлена хвалебная песнь «Тебе, Бога, хвалим», которая не только вошла в круг православного богослужения, но и исполняется по сей день. Скончался святитель Амвросий в возрасте 57 лет. Он был погребен в Медиолане, в усыпальнице построенного им храма. Спустя четыреста лет, в 824 году архиепископ Ангельберт II торжественно перенес мощи в порфировый саркофаг. Этот саркофаг был обретен спустя еще тысячу лет. Преподобный Амвросий Оптинский Через полтора тысячелетия после кончины святителя Амвросия Медиоланского, в другой, куда более северной стране родился мальчик. Его дед был священником, а отец -пономарем. Когда мальчик подрос, то пошел учиться в Тамбовское духовное училище, которое окончил с отличием, а затем решил поступить в семинарию. Но вскоре он сильно заболел. Тогда- то Александр Гренков дал обет, что в случае выздоровления уйдет в монастырь. Свой обет он исполнил не сразу, а лишь через четыре года, когда в Троице-Сергиевой лавре он побеседовал с затворником Иларионом. Он принял монашеский постриг в Введенской Оптиной пустыни с именем Амвросий. В скромном юноше, знавшем пять языков, но смиренно подвизавшемся в посте и молитве, преподобный Лев, насельников Оптиной, прозорливо угадал великого человека. Отец Амвросий не стал епископом, не вел богословских споров на самом высоком уровне, но влияние его на духовную жизнь Российской империи тем не менее было значительным. Из-за болезней, которые одолевали его, он был выведен за штат и уже в возрасте 36-ти лет пострижен в схиму. Несмотря на болезнь, по благословению преподобного Макария Оптинского, он переводил святоотеческую литературу и учился умной молитве. Как говорит житие, преподобный Макарий готовил себе достойную смену, привлекая ученика к исповеди своих духовных чад.

http://foma.ru/imya-amvrosij-svyatitel-s...

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления. Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища. Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО) Оптинские старцы Оптинское старчество основал Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841) Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860) Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Еще одним учеником старца Льва был Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862) Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865) Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». У старца Макария был преемник Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873) Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках. Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891) Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Помянник Нямецкого монастыря. Почерк старца Паисия.      Помогали о. Макарию в издании трудов преп. Паисия также отцы Амвросий (Гренков), Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин). Большую помощь в качестве знатока греческого и латинского языков оказал известный ученый магистр греческой словесности К.К. Зедергольм (впоследствии – иеромонах Климент), главный письмоводитель о. Амвросия. Сын немецкого пастора, он принял Православие, постригся в монашество, был рукоположен и поселился в Оптиной. Среди других лиц, оказавших ценные услуги в этом деле, был также цензор и профессор Московской духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский. И сегодня в Оптиной существует мощный издательский отдел, возглавляет который 45-летний выпускник МИФИ иеромонах Мефодий. Книги тут выпускаются – на загляденье. Красивые и нужные, как насущный хлеб. Тропарь преподобному Паисию Величковскому, глас вторый, речет: «Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Мощам старца Паисия можно поклониться в его последней обители – в Нямецком монастыре во имя Вознесения Господня. Если прежде считалось, что в 1910 г. были обретены лишь частицы мощей преподобного, а сами мощи оставались под спудом, то, по информации А. Власюка, главного редактора издательства «Наследие Православного Востока», совсем недавно в Нямецком монастыре во имя Вознесения Господня мощи были обретены и 15 ноября с.г. в первый раз выставлены для всеобщего почитания. Рака с мощами преп. Паисия Величковского в Церкви Вознесения Нямецкого монастыря Рейтинг: 8.9 Голосов: 43 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Орехова Надежда 30 мая 2017, 07:30 Глубоко о старчестве, хотя духовные глубины эти непостижимы и вовсе нашими мирскими умами, но любое, даже мало-мальское соприкосновение с плодами трудов или душами старцев, гранит и нашу несовершенную породу. Чтение старцев, наставления и просто любое речение их, что благодатный молочный поток с Небес, только глаза открывай и всё увидишь, только прими без заслонов себялюбия и гордыни, тогда и засветишься изнутри, поймёшь многое, что в миру и при заумствовании не даётся... О свободе, что монета, две стороны имеет, взвешивать её всегда и различать необходимо для контроля над плотским, ведь без духовной дисциплины, даже доля свободы во блуд обратится, ментальный, вербальный или физический, но вседозволенность разлагает истинные основы свободы, оттого и бдение духа неустанно необходимо, благо есть в нашей святоотеческой традиции на то прекрасные светочи, маяки, духовные путеводители и ориентиры, и отче Паисий один из самых достойнейших тому примеров.

http://pravoslavie.ru/66256.html

В 1872 г. за пределами монастырской ограды была возведена гостиница. В М. м. на могиле отца бывал К. Н. Леонтьев (в т. ч. в 1875 г., при игум. Марке (Чебыкине)) и оставил отзыв: «Монастырь бедный, скромный, малолюдный, но игумен в нем прекрасный, ученик знаменитой Козельско-Оптинской пустыни» ( Леонтьев К. Н. Избранные письма, 1854-1891. СПб., 1993. С. 123). Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Большое наследие оставил настоятель (1878-1894) игум. Досифей (Силаев), к-рый тоже пришел из Оптиной пуст., а в 1894 г. вернулся туда и стал ее настоятелем. При нем были уплачены монастырские долги, в кон. 80-х гг. XIX в. сооружены большой каменный 5-главый собор во имя апостолов Петра и Павла в русско-визант. стиле и каменный братский корпус. При игум. Досифее у М. м. установились связи с вел. кн. Георгием Александровичем, св. покровителю к-рого был посвящен мон-рь, а также с вел. кн. Николаем Александровичем (впосл. имп. св. Николай II ). Игумен обменивался с вел. кн. Георгием Александровичем телеграммами, высылал ему в дар книги об обители, иконы. Вел. князь в 1881 г. пожертвовал в монастырь 500 р. и сребровызолоченную лампаду к иконе вмч. Георгия, в 1890 г.- 12 икон с изображением лицевых святцев на кипарисных досках в рамке с серебряными украшениями, а вел. кн. Николай Александрович - 500 р. По инициативе игум. Досифея с 1882 г. в обители на ектениях среди членов имп. фамилии стали поминать вел. кн. Георгия Александровича. Духовником и старцем братии при игум. Досифее был иером. Иларий († 1890), которого благословил перейти в М. м. иеросхим. Амвросий (Гренков): «Иди в Мещовский монастырь, там твой Валаам и Афон, ты там нужен» (ЖПодв. Июль. С. 166-167). Впосл. старец Амвросий поручал нек-рых своих духовных детей иером. Иларию. В 1894-1897 гг. настоятелем М. м. был архим. Агапит (Беловидов) , известный агиограф. К нач. XX в. в М. м. действовали странноприимный дом и богадельня на 8 чел. В XIX - нач. XX в. настоятелями М. м. часто ставили бывш. экономов Калужского архиерейского дома и воспитанников Оптиной пуст., которые поддерживали связи с оптинскими старцами и настоятелями. М. м. посещал старец Макарий (Иванов) . Переходило в мон-рь и немало рядовых монахов из Оптиной, особенно в 40-х и 70-х гг. XIX в. В 1865 г. в братстве состояло 23 монашествующих, в 1890 г.- 31, в 1900 г.- 34 (и 24 неуказных послушника), в 1910 г.- 31 (и 18 неуказных послушников), в 1915 г.- 27 (и 14 неуказных послушников) (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355. Л. 132-150; Д. 1833. Л. 163-182; Д. 2210. Л. 205-219; Оп. 3. Д. 766. Л. 23-23 об.; Д. 1806. Л. 139-147). Последним настоятелем перед революцией (1915-1918) стал иером. преподобноисп. Георгий (Лавров). В 1916 г. был открыт приют для детей воинов, погибших во время первой мировой войны. Обители было преподано благословение Синода за заслуги «по обстоятельствам военного времени».

http://pravenc.ru/text/2563152.html

В 1847 г., после кончины настоятеля Оптина болховского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастыря архим. прп. Макария (Глухарёва), несмотря на ходатайство болховских граждан М. не был назначен настоятелем обители. 30 нояб. 1853 г. М. был освобожден от должностей скитоначальника и братского духовника. 26 февр. 1854 г. указом Синода по старости и из-за болезней М. был исключен из штата мон-ря. 1 июля того же года награжден наперсным крестом. По плану М. в скиту была проведена роспись и вновь вызолочен иконостас Иоанно-Предтеченского храма, выстроена ограда на каменном фундаменте, в 1857 г. построены каменные св. ворота с колокольней (повешен большой колокол), новая братская трапезная; келейные корпуса, находившиеся по обе стороны от св. ворот, обложены снаружи кирпичом, оштукатурены и покрыты листовым железом. В 1860 г. колокольня и св. ворота были расписаны (М. занимался подбором изображений), а на вост. стороне скита заложен каменный фундамент для нового братского корпуса с кельями и мезонином для размещения скитской б-ки. Благодаря авторитету М. и по ходатайству митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) было принято определение Синода от 9 февр. 1857 г. об увеличении штата пустыни. М. нек-рое время возглавлял переводческую и издательскую деятельность в Оптиной пуст. В обители были собраны списки переводов прп. Паисия (Величковского), сверены с греч. оригиналами и изданы с комментариями и пояснениями. Ближайшими помощниками М. в этой работе были прп. Амвросий (Гренков) , прп. Леонид (Кавелин) , иеромонахи Иувеналий (Половцев) и Климент (Зедергольм) , а также И. В. Киреевский , С. П. Шевырёв, М. П. Погодин, М. А. Максимович, В. И. Аскоченский . Митр. Филарет (Дроздов) принимал непосредственное участие в издании книг. Благословение старцев оптинских Льва и Макария их ученику прп. Амвросию. Роспись над ракой с мощами прп. Макария в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст. Нач. XXI в. Благословение старцев оптинских Льва и Макария их ученику прп. Амвросию. Роспись над ракой с мощами прп. Макария в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст. Нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Имп. Павел I стал оказывать помощь заштатным мон-рям. С 1797 г. М. м. получал ежегодное подаяние в 300 р., с 1798 г. владел мельницей и рыбной ловлей на р. Рессе, при с. Тараскове близ г. Мосальска, а с 1801 г.- 30 дес. земли близ ограды. В XIX в. земельные владения были еще расширены: в 1851 г. мон-рь получил ок. 69 дес. леса в урочище Бурдыкино Мосальского у., в 1861 г. по указу Калужской духовной консистории взамен этого участка - ок. 72 дес. на казенной даче Каменка Перемышльского у., а по завещанию помещика Н. М. Егорова - ок. 101 дес. при с. Никитине Мещовского у. При М. м. были посажены фруктовые сады площадью 4 дес., а также березовая роща. К 1914 г. денежный капитал М. м. в банке составлял 55 901 р. 81 к. ( Осипов В. И. К вопросу об экон. деятельности мон-рей Калужской губ. (сер. XIX в.- 1917 г.)//Вопросы археологии и истории В. Поочья. Калуга, 1989. С. 63). В 1802 г. в М. м. был введен общежительный устав. Важным событием стало торжественное погребение в июне 1812 г. в монастырской средней вост. башне блж. Андрея Мещовского . Рядом положили его топорик, к-рый он всегда носил с собой. На могиле стали служить панихиды, были зафиксированы случаи исцелений. Башню после этого стали называть Андреевской. 24 сент. 1816 г. в 2-этажном каменном здании, специально построенном в мон-ре, открылось Мещовское ДУ. В 60-х гг. XIX в. смотрителем ДУ был прот. Валентин Амфитеатров . В XIX в. обсуждался вопрос о переводе уч-ща из мон-ря в город; оптинский старец Амвросий (Гренков) призывал «очистить обитель от училищного населения». Перевод состоялся в 80-х гг. XIX в., в училищном корпусе была размещена братская трапезная с кухней. 24 сент. 1916 г. настоятель М. м. иером. преподобноисп. Георгий (Лавров) участвовал в праздновании 100-летия училища. В 1819-1820 гг. вместо разобранной обветшавшей колокольни при храме была возведена колокольня с часами. От сильной бури в 1833 г. пострадала одна из башен, а в 1836 г.- все здания обители. Синод выделил более 19 тыс. р. на их восстановление. Настоятель (1842-1853) иером. Никодим (Демутье) занимался перестройкой мон-ря. Со старого 2-этажного храма были сняты 4 угловые главы, он был оформлен фасадом в итал. стиле, полностью переделан изнутри и расписан. Колокольня стала выше и была увенчана шпилем. Были перестроены ограда (шатровые верхи на некоторых башнях заменены надстройками с бойницами), св. ворота (разобрана надвратная Вознесенская ц.), келейный корпус, конный двор. Иером. Никодим строго следил за соблюдением монастырских правил, в храмовые праздники обители устраивал обеды для 200 нищих.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Своего расцвета Оптина достигает при старце Амвросие, ученике о.Льва и о.Макария. Александр Гренков (будущий о.Амвросий) был из семьи пономоря и родился в один из крестьянских праздников на который к его деду священнику приехало много гостей, была суматоха: “Как на людях я родился, — шутил старец, — так все на людях и живу”. В детстве он был очень бойкий и веселый, все ему не сиделось. В церковные праздники он вместе с отцом читал и пел на клиросе и, воспитываясь в церковной среде, не видел ничего дурного. Он прекрасно закончил духовное училище и семинарию, здесь у него были исключительные способности. Сначала Александр служил домашним учителем, а потом наставником в Липецком духовном училище. За остроумие и доброту его все любили. Вскоре он заболел и когда надежды на поправку совсем не осталось, он дал обещание уйти в монастырь, и хотя он выздоровел, но еще 4 года “жался”. Периоды беззаботности и веселья сменялись грустью, он стал усиленно молиться. Однажды Александр приехал за советом к известному подвижнику старцу Иллариону. “Иди в Оптину, -сказал он, — и будешь опытен”. Он послушался, приехал и был ласково принят старцем Львом. Вскоре он был пострижен в честь св.Амвросия Медиоланского (в Оптиной есть целебный колодец в честь этого святого), а потом и рукоположен. Когда о.Макарий начал свою издательскую деятельность, о.Амвросий, знавший 5 языков, стал его ближайшим помощником. Так он перевел “Лествицу” Иоанна, игумена Синайского. Вскоре он опять заболел, да так тяжело, что почти все время был в кровати. Так умерился его живой характер. “Монаху полезно болеть, — говорил старец, — и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться”. Братия отмечала, что он всегда ощущал Божие присутствие, а поэтому что бы ни делал, старался делать для Бога. Но, конечно, не за издательство почитается он народом. Старец Амвросий стал опытным руководителем в жизни духовной, и в делах практических. Несмотря на болезнь, он был необыкновенно жизнерадостен и давал советы в такой простой и шутливой форме, что они легко запоминались слушателями. Сам Бог вещал и действовал через него. А когда не помогали слова, он наставлял палкой или эпитимией. Все, без различия могли поговорить с ним, в том числе были Соловьев, Леонтьев, Достоевский, А.К.Толстой.

http://pravmir.ru/obitel-prepodobnogo-am...

Спасибо за статью, очень поучительно и справедливо. mila t 13 декабря 2014, 05:25 Низкий поклон вам отче святе Андрей когда моя бабуля умирала я просила прощения у нее просила просила а она не отвечала я думала уже что она не слышит мы держали наши руки рука в руке и она вдруг легонько пожала мою ладонь и как будто из далекого далекого далека тонким голосом отозвалась ээээээээй--на мое прости и ушла а ей было 100 с половиной лет моей милой бабуле Марии как то увидела ее во сне она мне сказала я помогу тебе вот такая история одна радость что я хоть и была совсем невоцерковленной но батюшку приглашала и за несколько дней до смерти Мария исповедалась и причастилась и соборовалась я ни на йоту не сомневась что все мои предки у Господа на Небесах я молюсь о них как могу по моей немощи. прости меня Господи Всемилостивый грехи мои тяжкие думаю также а будут ли мои 2 сына молиться и поминать меня а так же у меня есть крестники и я конечно же поминаю их в молитвах но я не могу материально им подарков делать наверно они совсем не захотят и знать меня к сожалению весь мир в основном помешан на деньгах-- как это сказано было-- товарно денежные отношения . Простите меня все родные православные братья и сестры . р Божия людмила Nadin 13 декабря 2014, 01:34 " Однажды, гуляя в соседнем лесу, он (Александр Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский), стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...» " Вся природа восхваляет Творца! А человек всё в суете. Спасибо за отрезвляющее эссе. С днем АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ Вас, о.Андрей! Да укрепит Вас Господь в назидании и повторении прописных истин! Турок_Православный 11 декабря 2014, 03:14 Слава, Слава, Слава Господу нашему Иисусу Христу!!! Слава Богородице!!! nn 10 декабря 2014, 15:38 Наверное молитву деревьев нечисть слышит, ведь как в последнее время начали усиленно вырубать хорошие, не гнилые деревья. Даже березы во дворах нещадно рубят-рубят!!! А чем дышать то будем? А нечисть и радуется! Приучайся, грешный человек к запаху смрада и вони, который будет в аду. И все укапывают в бездушный асфальт. Опять же- начинайте летом " жариться на сковородочке " , привыкайте к пеклу и духоте. Сами, ведь себе дорогу в ад прокладываете прямую, удобную, чтоб на каблучках и на машине влететь с шиком-блеском

http://pravoslavie.ru/75693.html

Слушая словесные науки, мальчик настраивался на поэтический тон, и попытка самому писать стихи, о которой старец однажды говорил, вероятно, имела место именно в эту юную пору. Он со свойственною ему простотою и неподдельным юмором рассказывал однажды: «Признаюсь вам: пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины, горы и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать. Да так ничего и не написал. А если бы, пожалуй, что и написал, то вышло бы не лучше того, как рассказывают про одного Троице-Лаврского монаха, на которого, вероятно, сочинили академики 67 , что он, пробуя также написать стихи, только и написал, что: Тече и тече Днепр тихий. Писал сии стихи монах Исихий 68 . Не подлежит сомнению, что собственно богословские науки, духовно-нравственное чтение, служба Божия были особенно дороги сердцу даровитого и благочестивого юноши. Конечно, здесь и в это именно время положены были основные зачатки того глубокого и широкого изучения Слова Божия и святоотеческих творений, которым так отличался покойный старец в своей последующей жизни. В 1836 году, в июле месяце, после выпускных испытаний, А. М. Гренков окончил курс семинарского образования и был удостоен звания студента. Вот аттестат студента А. Гренкова. «Объявитель сего, студент Александр Гренков, Тамбовской епархии и округа села Большой Липовицы дьячка Михаила сын, имеющий от роду 22 года; обучался с низших классов в Тамбовских духовных училищах чистописанию, российской грамматике, пространному катехизису, Священной истории, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу, нотному пению, языкам латинскому и греческому. Поступил в семинарию 1830 года, сентября 1-го дня и совершил в оной учебный курс при способностях очень хороших, при прилежании постоянном, при поведении очень добром. На окончательном испытании оказался успевшим: по классу чтения Священного Писания похвально, в науках: богословских весьма хорошо, церковно-исторических весьма хорошо, философских очень хорошо, физико-математических изрядно, словесных похвально, гражданской истории похвально. В языках: еврейском изрядно, греческом изрядно, французском хорошо, татарском хорошо. Принадлежит к первому разряду учеников. Сего 1886 года, июля 12 дня семинарским правлением с утверждения его преосвященства, преосвященнейшего Арсения, епископа Тамбовского и Шацкого и кавалера возведён на степень студента, имеющего право Университетского студента, на основании § 62 Начертания правил об образовании духовных училищ Высочайше утверждённого. Падучей болезни не имеет. Ныне он, Гренков, уволен в Тамбовское епархиальное ведомство. Во свидетельство чего от правления Тамбовской семинарии и дан ему сей аттестат за нижеследующим подписанием и с приложением казённой печати. Июля 15 дня 1836 года. Семинарии ректор, архимандрит Адриан. Семинарии инспектор, архимандрит Лаврентий. Секретарь Александр Новосельский. Письмоводитель Павел Гавриловский. N 378» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ГРЕНКОВА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В МОНАСТЫРЬ Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии благодаря природной одаренности Александр Гренков учился очень хорошо. Вот как об этом вспоминал один из его сверстников: " Бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь заданные уроки, Гренков же мало занимается; а придет в класс, станет отвечать: так валяет без запинки, как по писанному, лучше всех " . Больше всего Александр любил Священное Писание, богословские, исторические и словесные науки. Не подлежит сомнению, что собственно богословские науки, духовно-нравственное чтение, а также служба Божия особенно были дороги сердцу благочестивого юноши. Именно в это время и были заложены основные начатки того глубокого и широкого изучения слова Божия и святоотеческих творений, которыми так отличался старец в своей последующей жизни. В семинарии Александр был душой общества. Все любили его за веселость и доброту. Но, будучи веселым и остроумным юношей, он всегда сохранял нравственную чистоту и скромность, внутреннюю собранность духа и глубокое религиозное чувство, что, несомненно, привлекало к нему сердца всех, кто с ним общался. Даровитый юноша любил поэзию и даже пытался писать стихи. Впоследствии отец Амвросий вспоминал, что, будучи еще в семинарии, он однажды " выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать, да так ничего и не написал. Получилось точь-в-точь, как рассказывали академики про одного лаврского монаха. Тот монах (Исихий) задумал однажды писать стихи, ушел на берег Днепра и, взирая на реку, стал писать: " Тече, тече Днепр тихий " , а далее, ничего не мог придумать, просидел до вечера, а уходя, подписал свой стих: " Писал сии стихи монах Исихий " . Не сделавшись поэтом, Гренков, однако, будучи уже старцем, любил говорить поучения своим слушателям в рифму. Кто мог предположить, смотря на молодого юношу, который, от природы обладая живым характером, любил веселое общество, увлекался музыкой и пением и даже помышлял о поступлении на военную службу, что его ждал монастырь. Он сам говорил: " В монастырь я не думал никогда идти,... впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре " . Но мысли человеческие не те, что мысли Божие. " От Господа стопы человеку исправляются " (Пс.36:23). То, что другие провидели в Александре будущего инока, несмотря на его веселость и общительность, свидетельствует, что окружающие видели в нем человека, качества души которого не принадлежали веку сему. Он не обращал внимания на эти черты своей души, но людям были заметны эти особые качества, которые определили его духовные стремления. Окружающие не могли предположить для него иного пути жизни, как только путь всецелого посвящения себя Богу в монашестве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010