Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Водонапорная башня . В возвышающемся за трапезной здании находится водонапорная башня, обеспечивающая водой весь монастырь. Построена на средства С.В. Перлова в 1906 году. Больничный корпус. Это здание было пожертвовано в 1905 году Анной Яковлевной Перловой для устройства монастырской больницы с амбулаторией для оказания медицинской помощи сестрам и местным жителям. В больнице имелось несколько палат на 60 коек, в амбулатории принимали иногда до двухсот человек в сутки. Дом С.В. Перлова (1836-1910), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь. Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами преп. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с настоятельницами. Анна Яковлевна после его смерти жила в Москве, часто приезжая в Шамордино с детьми и внуками. Перед смертью (1919 г.) приняла постриг с именем Амвросия. В настоящее время дом Перловых восстановлен и используется для монастырских нужд. В деревне Каменка направо уходит дорога к селу Шамордино, известному своим женским монастырём. От прочих монастырей округи Шамординский отличает то, что он молод, начало своё берёт от женской общины, основанной в 1884 году. Однако история его появления самым непосредственным образом связана с более древней Оптиной пустынью, лежавшей отсюда в 12 верстах, и потому, что основатель монастыря был оптинский старец Амвросий, и потому, что многие женщины сначала приходили в Оптину пустынь за советом и утешением, а потом сделались насельницами в Шамордино. Итак - Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891) родился в Тамбовской губернии в семье пономаря. Окончил семинарию, во время учёбы серьёзно заболел и дал обет, если выздоровеет, уйти в монастырь. В 1839 году пришёл в Оптину пустынь. Сначала был в послушании у старца Льва, потом келейником старца Макария. В 1845 году сильно простудился, долго болел, едва не умер, но в 1848 году пошёл на поправку. Примерно с этого времени, можно сказать, он и сам стал старцем. Старец - не обязательно старый, но мудрый и проницательный человек, хороший психолог, к которому люди приходили за советом в сложных жизненных обстоятельствах. И он, всепонимающий и прозорливый, выслушивал людей, вникал в их проблемы и давал им советы и наставления. При этом важно, чтобы пришедший к старцу твёрдо верил, что данный совет правильный и старец знает, что говорит. От этого происходили исцеления, у отчаявшихся появлялась надежда.

http://sobory.ru/article/?object=00905

На совр. иконах М. одета в традиц. облачение преподобной: она в охристой рясе, темно-красной мантии, синих схиме и куколе. Ее правая рука поднята перед грудью в молении, в левой - модель ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» тамбовского Вознесенского мон-ря. Первые единоличные иконы святой (поясная и ростовая) были написаны в 2005 г. к торжеству обретения ее мощей и находятся у раки М. в юж. приделе ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На зап. стене этой же церкви выполнен образ М. в рост в стиле академической живописи XIX в. (кон. 90-х гг. XX в.; Прп. Марфа, старица Кирсановская//Вестник Православия. Тамбов, 2001. 9 (71). Прилож. 3). М. стоит на зеленом поземе на фоне Скорбященского храма со склоненной в задумчивости головой, правая рука в молении прижата к груди, в левой - четки. Изображение М. также включено в состав местных подвижников на иконе «Собор Тамбовских святых». А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2562490.html

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. В 1996 г. еп. (ныне архиеп.) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) передал архив И. в ОР РГБ. Впервые в новейшей истории в гос. архивохранилище был создан личный архивный фонд священнослужителя (862. Картоны 1-99). Соч.: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; Схиархим. Севастиан (Фомин)//Там же. 1966. 6. С. 37-39; Св. мч. Трифон//Там же. С. 59-63; Равноап. вел. кнг. Российская Ольга//Там же. 7. С. 56-66; Хранитель Церкви Русской: (Прп. Сергий Радонежский)//Там же. 1969. 9. С. 76-79; Заступник и светильник Отечества: (В связи с 750-летием со дня рожд. св. блгв. вел. кн. Александра Невского)//Там же. 1970. 9. С. 62-74; Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//Там же. 1971. 9. С. 69-78; Иеросхим. Амвросий (Гренков)//Там же. 1971. 11. С. 61-67; Библиогафия трудов архим. Леонида (Кавелина)//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Памяти Лаврского духовника: К годовщине со дня кончины схиархим. Серафима (Семеновых)//ЖМП. 1972. 1. С. 24-27; Памяти еп. Виссариона Нечаева: (К 150-летию со дня рожд.)//Там же. 2. С. 70-78; О Таинстве Евхаристии//Там же. 3. С. 64-73 (псевд.: А. Вольгин); Из Жития свт. Григория Паламы//Там же. 10. С. 65-66; Схиархим. Паисий Величковский: (К 250-летию со дня рождения. 1722-1972)//Там же. 1972. 12. С. 62-64; Митр. Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки)//Там же. 1973. 6. С. 66-78; В похвалу прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу//БТ. 1973. Сб. 11. С. 210-215; Афон и Русская Церковь: Исслед.//ЖМП. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; На пути к диалогу с Древними Вост. Церквами//ЖМП. 1975. 2. С. 18-20; Пасхальные дни в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Афоне//Там же. 8. С. 20-27; В Афонском Пантелеимоновом подворье в с. Лукино под Москвой//Там же. 10. С. 23-24; Афон и Русская Церковь: Библиография//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; Св. блж. Николай Псковский//ЖМП. 1976. 1. С. 70-71; Свт.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Однажды гвардейцы собрались на очередной свой раут; было шумно и весело; звенели бокалы, звучали музыка, шутки, смех. Один из сослуживцев играл на гуслях; неподалеку был и Иван Ушаков. И вдруг тот, игравший, дотоле совершенно здоровый, веселый человек, упал замертво. Все были потрясены; смерть товарища сильно подействовала на молодых людей, но для Ивана Игнатьевича она стала судьбоносной. Глубоко верующий человек, он глубоко переживал, что друг его умер без христианского напутствия, без покаяния и приготовления к смерти, внезапно… Вся переменчивость и непрочность жизни с предельной ясностью предстала перед ним. Что-то внутри него (или, кто знает, быть может, и знамение свыше) подсказало молодому Ушакову, что эту жизнь он должен прожить иначе, что его путь — не мирской. Что он может и должен стать монахом. Это решение не было внезапным порывом; Иван Игнатьевич все тщательно и трезво продумал, подготовился к такой решительной перемене, и через некоторое время, взяв отпуск, отправился из Петербурга якобы домой; но, отъехав немного, отпустил слугу с каретой и поклажей обратно, а сам, переодевшись простолюдином, направился на север, в Поморские леса. Во все времена неожиданное решение молодого успешного человека оставить все и уйти в монахи вызывает непонимание и даже протест окружающих Такая таинственность может показаться несколько излишней, но здесь нужно принять во внимание особенности того времени. XVIII век был непростым для Церкви, и довольно неприязненное отношение к монахам, заданное Петром I, держалось крепко. Да и во все времена неожиданное решение молодого успешного человека оставить все и уйти в монахи вызывает часто непонимание и даже протест окружающих. Иван Ушаков не без оснований думал, что его могут просто не отпустить; даже почти сто лет спустя из тех же соображений так же внезапно исчезнет из мира Александр Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский, хотя он, в отличие от дворянина Ушакова, происходил из духовного сословия, что упрощало дело. Итак, бедная одежда, непривычно долгий пеший одинокий путь. Иван Игнатьевич шел по дороге и вдруг увидел приближающийся экипаж, а в нем — своего родного дядю… Иван поклонился ему, но дядя, не признав в бедном простолюдине молодого Ушакова, проехал мимо. Дрогнуло сердце молодого подвижника: прежняя жизнь, яркая, полная как богатства и удобств, так и семейного тепла, живо припомнилась ему… Но жизнь эта была уже не его. Молодой человек осенил себя крестным знамением и продолжил путь.

http://pravoslavie.ru/158921.html

Письма рассматривались преподобным Макарием с большим вниманием: «...Всякое письмо достается три раза прочитывать: когда получится, после Батюшки (старца Льва. – Ред.) прочитаю, а в третий – когда отвечаю». Преподобный Макарий Оптинский Худ. Иеромонах Гавриил 1954 год Письмоводителями старца были иноки, позднее сами ставшие богомудрыми пастырями: иеромонах Амвросий (Гренков) , впоследствии преподобный оптинский старец; рясофорные монахи: Иоанн (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий; Лев (Кавелин), впоследствии архимандрит Леонид, наместник Троице-Сергиевой лавры; Павел (Покровский), впоследствии иеромонах Платон и др. «Определенного времени на письма у старца не было. Довольно заметить, что письма не сходили со стола его: окончив утреннее скитское правило, он начинал писать, но двери кельи были отворены для всех приходящих; кроме того, от времени до времени возвещали, что просят его выйти к воротам. Старец выходил; возвратясь, опять принимался за перо; пиша, тут же выслушивал братии, приходивших на откровение своей совести, давал им приличные ответы и советы... Только два раза в неделю, в самый день отхода почты, по утрам, старец прекращал на несколько часов прием посторонних посетителей и до отправки писем усиливал свою обычную деятельность: писал сам, прочитывал, исправлял, подписывал ответы, написанные помогающим учеником, говорил адресы, сам запечатывал...» 6 Среди адресатов старца Макария были люди самого разного общественного положения и рода занятий, разного духовного уровня. Среди монашествующих – это архиереи, настоятели и настоятельницы обителей, монахи и послушники. Среди мирян – философы, писатели, издатели, купцы, предприниматели, мещане; люди как семейные, так и только думающие о вступлении в брак. Письмо-автограф преподобного Макария Большинство наставлений и советов старец давал от Священного Писания и учения святых отцов. Ибо, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова) , «чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания , вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)) Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию. Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо насколько внешний наш человек …тлеет, настолько внутренний …обновляется ( 2Кор. 4:16 ) преподобный Серафим Саровский Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он. И только одно находил в нем — то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости. Но с благодарностиюпереносил болезнь свою, — и посему Бог принял его». Афонский Патерик Равную награду получает больной и кто служит ему. преподобный Пимен Печерский, Многоболезненный Не убий. Убивают, между прочим, и врачи от неведения болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному, хлеба голодному. праведный Иоанн Кронштадтский Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?» «Потому, — отвечал старец, — чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми». Афонский Патерик  Равный вред душе в обоих случаях — и когда плоть непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных болезней изнурена, расслаблена и неподвижна. Потому что душа при таком состоянии тела не имеет времени возводить взоры горе, но по всей необходимостибывает занята ощущением боли; и ослабевает, подавляемая злостраданием тела. Вся жизнь да будет временем молитвы.

http://azbyka.ru/zdorovie/citaty-o-zdoro...

Прп. Амвросий (Гренков) предлагал возобновить отдельное финансирование И. П. с. и изъять его капитал из ведения оптинского настоятеля, но этот вопрос не был решен. В кон. XIX в. средства И. П. с. были весьма ограниченны, их едва хватало на содержание братии и ремонт строений. В нач. XX в., при скитоначальнике прп. Варсонофии (Плиханкове) , скитский капитал вырос со 180 тыс. почти до 1 млн р., здания были отремонтированы, значительно пополнилась ризница. Насельники мон-ря и насельники И. П. с. представляли собой отдельные группы оптинского братства. К 30-м гг. XIX в. у них появились неформальные самоназвания: «монастырские» и «скитяне». Перевод из И. П. с. в мон-рь воспринимался нек-рыми скитянами как ссылка. Иногда даже говорили, что «в монастырь из скита только когда кто умрет, выносят» ( Никон (Беляев). 2004. С. 34). Случались и конфликты между братиями. В скитской летописи за 1833 г. указано, что со времени устройства И. П. с. «восставали различные искушения со стороны братства монастырского, было многое негодование на скитских братий за мнимую якобы славу, приписываемую от светских людей скитским братиям», а также за то, что «якобы скитская трапеза была лучше их». Предпринимались попытки «разорить и совсем уничтожить скит, о чем входили неоднократно с жалобами к преосвященным» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-360. Л. 22 об.- 23). В то же время И. П. с., находившийся в непосредственной близости от Оптиной пуст., был скорее не филиалом, а духовным центром, во многом определявшим атмосферу в монастыре. С. С. Безобразов (впосл. еп. Катанский Кассиан ) писал, что «Оптина пустынь и в ней как средоточие ее жизни и ее работы Предтеченский скит заняли важное место в истории русской общественности и русской духовной культуры» (ОПИ ГИМ. Ф. 521. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 10-10 об.). В 1829 г. в И. П. с. поселился старец прп. Лев (Леонид) (Наголкин) , с к-рого началась история оптинского старчества, основанная на преемственности и непрерывности традиции. После смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый зачастую был его ближайшим учеником.

http://pravenc.ru/text/577926.html

прп. Амвросий Оптинский (Гренков) Спиритизм Отличительной особенностью спиритизма служит признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство (medium) особых лиц, называемых медиумами. Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В новейшее время это верование возродилось в конце 1847 г. в Америке и стало известно под наименованием «спиритизма» (от spiritus – дух). Из Америки современный спиритизм был разнесен по всем странам и быстро распространился во Франции, Германии, Англии, России и несколько позднее в Италии. В России он появился среди образованного общества – сначала в столицах, а оттуда проник в провинцию. В конце семидесятых годов прошлого столетия у нас увлечение спиритическими сеансами приняло эпидемический характер, так что круглые столики, употреблявшиеся для спиритических сеансов, сделались принадлежностью почти каждого интеллигентного семейства. В ряды сторонников спиритизма вступали даже многие серьезные писатели и ученые, напр., писатель В.И. Даль (1801–1872), проф. П.Д. Юркевич (1827–1874), проф. А.М. Бутлеров (1828–1886), академик М.В. Остроградский (1801–1861) и другие. Впоследствии интерес к спиритизму в русском обществе понизился, хотя никогда не падал совершенно.  Читать далее… С. В. Булгаков Не вызывайте мертвых, или Божие наказание за спиритизм Страшная история купца Майкова началась со смерти его жены. Он был православный по крещению, по мере сил своих исполнял заповеди Божии, ходил в церковь . Женился на красавице Екатерине и очень сильно полюбил ее. Они были счастливы в браке. Неожиданно жена его умерла. Горе его было беспредельным. Он страдал по ней, любил ее, мучился от тоски. Однажды в горестных чувствах он сидел на скамье и думал о ней. Случайно рядом присел его знакомый. Узнав, в чем горе, пожалел его и сказал: — Что ты страдаешь напрасно? Приходи к нам на сеанс — и поговоришь со своей возлюбленной.

http://sueverie.net/svyatye-otcy-i-cerko...

Сестры о Господе и матери! Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и утешении духовном. Когда начинается в церкви торжественное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз, грешный, каждую из вас приветствую обычным всерадостным приветствием: Христос воскресе! Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует святитель Златоуст в Огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низложися ад! Воскресе Христос, и падоша демони! Воскресе Христос, и радуются Ангели! Воскресе Христос, и попрася смерть! Воскресе Христос, и воцарися жизнь». Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», то есть радуйся и просвещайся светом Христовым собрание сынов и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас святой апостол Павел, говоря: якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине ( Еф. 5: 8–9 ). Те же самые слова апостол повторяет в другом месте: Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира ( Еф. 6: 14–15 ). Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею ( Мф. 22: 37 )... и всею крепостию твоею ( Лк. 10: 27 ). И паки: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10: 37 ). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместной; особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии. Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближнего твоего яко сам себе ( Мф. 22: 39 ). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облещися в броню правды, то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, творить добро ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящия ны.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Слова: «Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго» ( Пс.126:3 ) – в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, усердно молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ), и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано: «Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается» ( Пс. 109: 3–4 ). Сынове оттрясеных, которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат , означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. Блажен, иже исполнит желание свое от них, то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека; и он получит такую же силу от Бога и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего. 3. ИЗЪЯСНЕНИЕ СЛОВ 127-го ПСАЛМА Что означают слова в 127-м псалме: «Труды плодов твоих снеси?» ( Пс.127: 2 )? Слова эти означают следующее. Кто, особенно с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот в свое время достигает плодов духа, как говорит апостол: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5: 22–23 ). По достижении таких плодов человек, христианин, хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны по причине благой надежды и по причине помощи свыше от благодати Божией. И, с другой стороны, кто живет худо и нерадиво и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010