Так празднуется временная Пасха Христова на земле и к сему празднованию допускаются все христиане, достойные и недостойные, потому что настоящая жизнь подлежит изменению: нередко достойные делаются недостойными, и наоборот – недостойные делаются достойными, что явно показано на Иуде и разбойнике. Первый был в лике избранных дванадесяти апостолов Христовых, три лета следовал за Христом, непрестанно слушая учение Его, и имел дарование изгонять бесов и исцелять многоразличные болезни. Но наконец, обезумев от нерадения и сребролюбия, предал Христа, и погиб навечно. Разбойник же более тридцати лет был в шайке закоренелых злодеев, но, вразумившись на кресте, исповедал волею Распеншагося Сына Божия Господом и Царем, и первым вошел в рай. Примеры эти да содержим всегда в памяти, чтобы воздержаться от греха осуждения, хотя бы мы видели кого-либо и при конце жизни грешащим, как убеждает нас святой Иоанн Лествичник . Но иной будет порядок празднования на Небеси Пасхи вечной после всеобщего воскресения и суда. К празднованию оной будут допущены только одни избранные, достойные. И кто единожды допущен будет в чертог Небесный к празднованию Пасхи вечной, тот навечно и останется в лике празднующих оную, во гласе радования. Кто же окажется недостойным участия в этом праздновании, тот пребудет в вечном лишении и вечном отчуждении. Но теперь неблаговременно говорить подробно о горькой участи последних по причине всерадостного праздника. А скажем только то, что все мы, христиане, пока живы, должны быть осторожны и внимательны к своему спасению. И мнящиеся из нас стояти, по слову апостольскому, да блюдутся, да не падут, памятуя всегда ужасающий пример погибшего Иуды. Немощные же из нас и падающие да возбуждаются надеждой исправления, видя утешительный пример благоразумного разбойника, наследовавшего рай. «О Пасха, велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». 5. ЗНАЧЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. ЯКОЖЕ ЧАДА СВЕТА ХОДИТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Этим людям было совершенно не свойственно ездить на богомолья, ходить в крестные ходы, купаться в освящённых источниках, брать благословение у священников, выслушивать длинные всенощные. Они жили совершенно другой жизнью: строили у себя в парках и усадьбах версали, эрмитажи, зимние сады, играли на фортепиано, устраивали дворцовые театры. Т.е. это две совершенно разные России, они не пересекались. А кто может свести их воедино? Нужно было, чтобы возник такой феномен оптинской святости, при которой какой-то простой монах родом из крестьян, например, Моисей Путилов, или Амвросий Гренков, который из дьячков, из причетников церковных, из самых низов народных, привлекли вдруг к себе таких светил, как Киреевский, Хомяков, Гоголь, Достоевский, Толстой, Леонтьев и многих других. Что-то такое должно было произойти в жизни общества, в духовной жизни России и в самом монашестве, чтобы вдруг туда пошли не только богомолки — крестьянские бабы старше среднего возраста, обычный богомольный контингент, в лаптях одетые, в онучах, лет пятидесяти-шестидесяти... Эти молятся больше всех, горячее всех, они за внуков молятся, за детей молятся, они просто Бога хвалят, а мужики где-то там по своим делам, а уж образованные — те тем более по своим делам. И вот Оптина Пустынь преодолела разрыв между обществом образованным и обществом, так сказать, обычным, сермяжным, от земли, обществом той простой России, которая составляла основу тела её, девяносто процентов её. Туда ходили и образованные и простые, и Оптинские старцы умели и одного и другого причастить из общей чаши, одного с другим помирить, слово найти и для образованного человека, пришедшего, и для простого человека, пришедшего. И в этом смысле Оптина Пустынь — это совершенно уникальный монастырь в истории России, потому что других таких монастырей, которые бы дали такую целую плеяду святых старцев, одновременно удовлетворяющих духовные потребности образованного общества и простых людей, в России в таком качестве, в такой степени развитости не было.

http://radonezh.ru/text/pamyat-optinskik...

Конечно, отец Амвросий скрывал свою духовную жизнь, свои молитвенные и аскетические подвиги. Под руководством старца Макария начал он проходить умную молитву и, лежа в болезни, не только не оставлял ее, но в ней укреплялся более и более. При старце же Макарии, работая с ним над приготовляемыми к изданию рукописями, много читал святоотеческих писаний и у себя в келии, многое проходил делом и запоминал так хорошо, что, когда к нему как к духовнику обращался кто-нибудь из братии, он мог взять книгу и открыть место, где содержался ответ на предложенный вопрос. В 1852 году, 8 мая, отъезжая в Москву по неотложному делу, старец Макарий собрал скитскую братию к себе на чай и объявил, что в его отсутствие за порядком в скиту будет смотреть иеромонах Пафнутий, а назидание духовное братии поручается отцу Амвросию. Игумен Марк вспоминал, что он ходил к отцу Амвросию для откровения помыслов и всегда заставал его за книгой. Тот же отец Марк вспоминал, что наставления свои старец Амвросий «преподавал не от своего мудрования и рассуждения, хотя и богат был духовным разумом. ...Предлагал не свои советы, а непременно деятельное учение святых отцов. Для сего, бывало, раскроет книгу того или другого отца, найдет, сообразно с устроением пришедшего брата, главу писания, велит прочитать и затем спросит, как брат понимает ее. Если кто не понимал прочитанного, то старец разъяснял содержание святоотеческого учения весьма толково. И все это делалось с безграничною отеческою любовию и благопожеланием. К согрешающим, но чистосердечно кающимся и исправляющимся он был снисходителен и милостив паче меры» 281 . По поручению старца Макария отец Амвросий ходил для беседы с посетителями и на гостиницу. Ему же были поручены для духовного окормления монахини Борисовской пустыни Курской губернии, которые приезжали в Оптину, и отец Амвросий беседовал с ними на гостинице. Настало время, когда уже и те из монахов, которые – по немощи человеческой – некогда завидовали его столь быстрому рукоположению в священный сан, начали относиться к нему с уважением. Внутренняя жизнь отца Амвросия стала обнаруживаться в делах. Еще до кончины отца Макария он был келейно пострижен в схиму (дата этого события неизвестна). После кончины старца Макария он перешел в ту келию у скитских ворот, где и прожил до конца жизни, вернее – до отъезда в Шамординскую обитель. Отец Амвросий стал признанным старцем. В 1862 году ему уже помогают в писании писем к духовным чадам два письмоводителя, которых он для смирения называл писарями. Когда не стало сначала архимандрита Моисея , а потом и его брата отца Антония, то многие из их чад перешли под руководство отца Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Время текло своей обычной неудержимой чредой, и уже давно настала пора родителям Александра позаботиться о его школьном образовании, которое почему-то несколько оттянулось. Мальчику минуло уже лет 12, когда родитель его включил в первый класс Тамбовского духовного училища. Бедность и неприглядность старой духовной школы, равно как и недостаточность в приемах преподавателей и в преподаваемых науках, не мешали даровитому мальчику хорошо заниматься своим делом 6 . По-прежнему он всегда был весел и любил детские игры, без упущения, впрочем, заданных ему уроков. Последнее еще объясняется и тем, что в те былые времена наставники духовных училищ обращались с воспитанниками очень строго. Из училищной жизни Александра ничего особенно замечательного не известно. Передавал только старец по временам один рассказ о каком-то училищном портном, делавшем для мальчиков платье, что ласковое обращение последнего очень было ему по сердцу. «Когда я был мальчиком, – так говорил он, – был у нас общий портной. Я был высоконький, и он меня всё Сашей звал; других же моих товарищей так ласково не называл. Признаюсь, меня это очень затрагивало». Случай в сущности, почти не имеющий значения, но для Саши, проведшего всё время юности среди не очень расположенной к нему семьи, и эта ласка портного была очень приятна. Не по этому ли отчасти поводу у покойного старца сложилось что-то в роде поговорки: «От ласки у людей бывают совсем иные глазки». В июле 1830 года Александр Гренков, как один из лучших учеников, назначен был к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. В семинарии, как и в училище, благодаря своим богатым способностям, он учился очень хорошо. Наука давалась ему легко. Сказывал его товарищ по семинарии 7 : «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь, твердишь заданные уроки; он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писанному, лучше всех.» Имея посему в своем распоряжении много свободного времени и обладая от природы веселым и живым нравом, он и в семинарии склонен был к увеселениям. Любимым развлечением Александра Михайловича было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться, так что он всегда был, так сказать, душею веселого общества молодых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Отец Амвросий долго не мог встать на ноги и только летом 1848 года впервые вышел из келии на воздух. Он прошелся, опираясь на палку, по дорожке за скитской сажалкой вдоль восточной ограды. Уже здесь он получил монашеский урок, о котором вспоминал потом с благодарностью. Встретил его на дорожке игумен Варлаам и спросил: «Ну что, поправляешься?». Отец Амвросий отвечал: «Да вот, слава милосердому Господу, оставил на покаяние». «Отец игумен остановился и, глядя на меня, – вспоминал старец, – начал говорить смиряющим тоном: “А что ж, ты думаешь, лучше что ли будешь? Нет, не будешь лучше: хуже, хуже будешь”». Рассказывая об этом, старец говорил: «Вот теперь и сам вижу, что стал хуже» 279 . «Болезни тяжелее скорбей» – так говорил отец Амвросий. Коснемся здесь еще раз его физического состояния, чтобы хотя отчасти представить себе, что он преодолевал (а его недугов, пожалуй, и на пятерых хватило бы). «С течением времени, – пишет отец Агапит, – здоровье отца Амвросия... несколько поправилось, но совершенно не восстановилось, и разные его недуги более или менее давали себя чувствовать уже во всю последующую его жизнь до самой кончины. То усиливался у него катар желудка и кишок, открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. К тому же еще стали появляться геморроидальные кровоистечения, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели точно мертвый. Несмотря на это, он не только никогда не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния. Веруя вполне и уразумевая собственным опытом, что аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни ( 2Кор.4:16 ), он никогда и не желал себе совершенного оздравления. И другим потому всегда говаривал: “Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться” для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим. Так и сам он постоянно подлечивался. На столе у него потому всегда стояло много пузырьков с разными лекарствами. Доктор же приглашался только в крайних случаях» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тебя смущает то, что у тебя прочие благословляются на дела разные. Так как ты назначена старшей сестрой, то ничтоже сумняся говори – Бог благословит! – на всякое дело, где нет преступления заповеди Божией, не предвидится душевного вреда или внешнего какого-либо ущерба. В чем недоумеваешь, можешь потолковать и посоветоваться со старшими сестрами, а где требуется – и с основателями обители. Слышу, что у вас утреннее правило начинается в 6 часов; это поздненько, по крайней мере, нужно начинать утреннее правило в 5 часов, как делают в Казанской общине, в Шамордине, когда там не бывает обедни. Еще слышу, что касательно пищи нет у вас настоящего порядка. Следует в простые дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу; или – щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи – холодное, щи, лапшу, и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае. Благожелательно о Господе приветствую сестер, живущих в Николо-Тихвинской общине. Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 419. СНОВА О НЕУДОБСТВАХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЯХ Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Недавно послал тебе письмо, но вероятно ты его еще не получила, и опять пишешь о неудобствах, какие ты встретила с С-скими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в Житиях святых отцов, особенно русских, что все новые обители устроялись с большими затруднениями, так что нередко все братия бывали по два дня без пищи, а после все устроилось, и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями. Б.В. и В.Н. пожелали устроить обитель, а им два года аренды не платят. Вот через это и затруднение вышло; у них есть леса; когда устроится продажа, тогда и дела поправятся, с Божией помощью. А пока подождем и потерпим. Есть правильная поговорка: «Стерпится – слюбится». Советую и тебе с сестрами потерпеть. Жалуешься, что ты с сестрами зависите от других. А.З. и Е. выдают вам все. При недостатке вещей это для тебя и лучше, ответственность не на тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Некоторые под словами труды плодов твоих разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл одинаковый с вышесказанным, то есть что человек вначале делает и каким путем ходит, то впоследствии или облегчает его участь или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей. 4. КАК ПОДРАЖАТЬ БОГУ Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф. 5: 1 ). Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особо следующих трех Евангельских заповедей: 1 . Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...». «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Лк. 6: 36 ; Мф. 5: 45 ). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А, во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2 . Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1: 14–16 ). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души. 3 . Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5: 48 ). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина , состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял всё, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать» ( Лк.17: 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

О бунтующих перекрещенках я писал В.Н., чтобы их выслать, как и лично ей говорил об этом. Всем С-ским сестрам передай от меня благожелательное приветствие о Господе. 420. ГОСПОДЬ ВЗИРАЕТ НЕ НА НАРУЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАШИ, А НА НАМЕРЕНИЯ Сестра о Господе, мать N.! Деньги, посланные на имя Т., получил, также и письмо твое, от 22-го (по почтовому штемпелю). Пишешь, что в дороге была нездорова, а приехав в Киев и вовсе заболела, и лечилась; говоришь, что, по-видимому, нажила себе ревматизм в голове. Что делать? Положись на волю Божию; как Господу угодно будет, тако и да сотворит с нами! Еще описываешь, как неприятна тебе была езда по железной дороге, и каким средством ты ухитрилась избавиться от докучливых разговоров. И сбылось слово апостольское ( 1Кор. 3: 18 ): аще кто хощет мудр быти в вас... буй да бывает, яко да премудр будет. Тебя безпокоит, что к этому средству пришлось тебе обратиться в храме Преподобного Сергия. Но Господь взирает не на наружные наши действия, а на намерения наши, почему так или иначе поступает, и если намерение – благое, по Богу, то и можно быть покойным. Потому и других не должно судить ни в каком случае: мы видим только внешние поступки, а сокровенные побуждения и намерения, по которым эти поступки будут судиться, ведомы Единому Сердцеведцу Богу. Мир тебе! Мужайся о Господе! Пишешь, что тебя очень поразило, что вагоны, в которых ты сидела, переехали и задавили мужика, работавшего на дороге, и боишься, как бы на том свете тебе за это не отвечать. Но ты ведь не машина, которая задавила человека, и не машинист, который не усмотрел человека; а только сидела в вагоне, и не видала, куда вас везут. 421. БЛАГОДУШНОЕ НЕСЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ИСКУПАЕТ ГРЕХОВНУЮ ПРИЧИНУ ИХ. УКЛОНЯЮЩИЙСЯ ОТ ВОЛЬНЫХ СКОРБЕЙ, ВПАДАЕТ В НЕВОЛЬНЫЕ Сестра о Господе, мать! Получил письма твои. Очень сожалею о расстроенном здоровье твоем. О причине болезни смущаться не должно; святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание. Попущение же Божие, бывающее на пользу нашу Промыслом премудрым, от нас же и истекает. «Уклоняющийся от вольных скорбей, – говорит Марк Подвижник , – впадает в невольные». И все же к пользе нашей и ко вразумлению нашему, но отнюдь не к смущению. 422. НЕ СЛЕДУЕТ ДОВЕРЯТЬ СНАМ, ОТ КОТОРЫХ СМУЩЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Рукоделие оставлять тебе не следует, а только должно заниматься им в приличное время, не оставляя четочного правила и другого молитвенного вычитывания, от которых враг тебя отвлекает, потому что все благословенное составляет существенную пользу монаха; оттого исполнять это бывает тяжело, и как бы неудобно, и как бы все и все этому мешают. Причины и тяжести таких неудобств есть ухищрение и отвлечение вражие, так как все благословенное ему не нравится. Ты же, зная это, понуждайся исполнять по благословению назначенное; равно не оставляй и устной Иисусовой молитвы. Пишешь, что по временам ты очень ослабеваешь, до малодушия, а иногда и до отчаяния. Знай, что главные козни вражии две: бороть христианина или высокоумием и самомнением, или малодушием и отчаянием. Святой Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни вражии их же оружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил себе и врагам: «Как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие», – и через это отражал злой умысел вражий. Если же враги опять переметывались на другую сторону и начинали хвалить, и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец тут отвечал: «Как же вы не так давно приводили меня в отчаяние; ведь это одно другому противоречит». И таким образом сей подвижник, с помощью Божией, отражал козни вражии их же оружием, благовременно употребляя одно против другого. Также у тебя бывает иногда мысль восставать мужественно против врагов, и спрашиваешь: «Справедливо ли это?» Противоположное сему малодушие показывает, что несправедливо. Не нашей меры восставать против злохитрых врагов, а всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, как советует святой Лествичник: «Именем Иисусовым отражай ратники». Мир тебе. 242. ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ИСКУШЕНИЙ – ВЫСОКОУМИЕ. ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ИСКУШЕНИЯ, КОИХ ПРИЧИНА – САМООБОЛЬЩЕНИЕ Говоришь, что если угодно Богу и Царице Небесной, чтобы тебе перейти туда, то тебе подастся к тому случай, и я тебя благословлю. А я тебе скажу, что если на то будет воля Божия, то тебя туда переведут без всяких усилий с твоей стороны. У Господа Бога средств много устроить это, если это полезно тебе, но никак не следует ни в этом, ни в другом чем-либо исполнять волю врагов душевных, смущающих тебя всякими внушениями и предположениями, которым ты доверяешь на том основании, что это «тебе кажется». Вся стужающая тебе мысленная брань или путаница происходит от этого доверия вражеским внушениям, которым ты приписываешь какое-то значение или вероятие, или которое ты хочешь уловить, вместо того, чтобы презирать их, призывая против них помощь Божию. Главная же причина мысленной твоей брани – великое твое высокоумие, которое во всем проглядывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Также презирай и лукавые внушения вражии: «Не пиши об этом старцу, да не явишися тщеславна, и он может говорить, что ты велика, и будет тебя ставить в пример другим». В какой пример? Разве в пример путанице? Кто путается, тому потщеславиться нечем, и особенно некстати то мнение, что путающийся твердо стоит, и навык великому деланию. Великая путаница – делание не великое. Пока довольно с тебя. Сам Господь да вразумит тебя на все душеполезное и спасительное, и Пречистая Его Матерь да защитит от злых и коварных козней вражиих. 241. НЕ ДОЛЖНО ПОД ПРЕДЛОГОМ СТРАХА БЫТЬ ИЗБРАННОЙ В НАЧАЛЬНИЦЫ, ДУМАТЬ О ПЕРЕХОДЕ В ДРУГОЕ МЕСТО Пишешь, что у тебя опять возродилось желание перейти в Арзамас. Считай это желание за искушение вражие, так как оно внушается тебе как бы с насилием. Если бы на это была (или будет) воля Божия, то это может устроиться само собою. У Господа Бога всяких средств много. По воле же вражией ни в каком случае действовать не должно, ни под какими благовидными предлогами. Враг тебя устрашает тем, что будто тебя в К. могут сделать начальницей. На подобные внушения старинные люди отвечали так: «Бабушка сказала надвое: либо сделают, либо нет». И скорее последнее, потому что у нас с тобою нет начальнических достоинств. И это внушение просто вражие наругание, которым он, вместе с этим, и смущает тебя. Хотя и бывают такие случаи, что людей, путающихся на молитве или в молитвенном подвиге, Промысл Божий иногда устраивает на начальство для того, чтобы привести их в правильное и непрелестное положение; но делом Промысла Божия, Который все устрояет ко благу и к пользе нашей духовной, не должно устрашать себя, а оставлять это на всеблагую волю Господню, с верой и преданностью покоряясь мановению Божественного о нас Провидения и, между прочим, строго исследуя свой помысл и ухищрения вражии, – не скрывается ли тут тонкий какой-либо тщеславный помысл, который должно всячески отвергать, потому что тщеславие, грубое и тонкое, всячески приносит вред человеку. Враг, по-видимому, устрашает тебя начальством; но если как должно рассмотреть это устрашение, то и окажется явно вражие ухищрение, которым тонко он путает тебя, чтобы породить в душе твоей желание к начальству. Так и считай: это устрашение, и старайся презреть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010