Влияние архитектурных памятников Константинополя чувствовалось на Востоке, например, в Сирии, и на Западе, в Паренцо, в Истрии и особенно в Равенне.    Св. София может произвести впечатление, очаровать своим куполом, скульптурными украшениями колонн, многоцветным мрамором стен и пола, и еще более изобретательностью воплощения всего ансамбля; однако чудесные мозаики этого замечательного храма были до последнего времени недоступны из-за того, что они были закрашены в турецкое время. Новая эра в истории Св. Софии все же началась недавно, благодаря просвещенной политике турецкого правительства под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Здание было прежде всего полностью открыто иностранным археологам и ученым. В 1931 году вышло распоряжение турецкого правительства, дающее американскому Византийскому Институту (Byzantine Institute) разрешение раскрыть и законсервировать мозаики Св. Софии. Профессор Томас Уитмор (Whittemore) обеспечил (secured) разрешение раскрыть и законсервировать мозаики, и в 1933 году работа началась во внешнем притворе (нартексе). В декабре 1934 года Мустафа Кемаль объявил, что здание закрыто как мечеть и будет отныне сохраняться как музей и памятник византийского искусства. Благодаря неутомимой и систематической работе Т. Уитмора чудесные мозаики Св. Софии постепенно появляются во всем своем блеске и красоте. После смерти Уитмора в 1950 году работа была продолжена профессором П. А. Андервудом (P. A. Underwood).    Прекрасное представление о византийских мозаиках дает североитальянский город Равенна. Полторы тысячи лет тому назад Равенна была цветущим приморским городом на Адриатическом море. В V веке находили в Равенне убежище последние западные римские императоры; в VI веке Равенна была столицей остготского королевства; наконец, с середины VI века и до половины VIII века Равенна была центром управления византийской Италии, отвоеванной Юстинианом у остготов, где жил византийский наместник-экзарх. Это было лучшее время для Равенны, в которой била могучим ключом политическая, торговая, умственная и артистическая жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   До основанья сгоришь ты, твое богатство погибнет,    И в жилищах твоих поселятся лисицы и волки:    Ты запустеешь тогда, тебя как бы не было вовсе.    Где твой палладиум будет? Какие спасут тебя боги -    Медные, каменные иль златые? Где Рея, где Кронос,    Те, которых ты чтил, — бездушные демоны эти -    Изображения мертвых бессильных?..    Продолжая созерцать будущие судьбы Рима, сивиллист говорит далее: «Вот уже пятнадцать царей (столько насчитывали от Юлия Цезаря до Адриана), подчинив мир от востока до запада, перестали править, придет еще один, коего имя будет подобно морю (здесь игра слов: Адриатическое море указывает на Адриана), затем будут править еще три (т.е. Антонин Пий, Марк Аврелий и Вер, при которых, вероятно, и составлено пророчество), но их время будет последним временем. Ибо тогда возвратится из дальних пределов земли матереубийца (т.е. Нерон, изображающий собою антихриста), и, о Рим, ты будешь сетовать, снимешь пурпур властелина и облечешься в одежду плача. Ибо произойдет смятение между всеми смертными, когда приидет всесильный Владыка и, восседая на своем престоле, будет судить живых и мертвых. Вопль, землетрясение и пагуба постигнут тебя и бездны земные разверзутся». Тот же предмет в поэтических красках изображали и другие сивиллисты, и один из них с воодушевлением воспевал победу христианства, которую он изображает так: с неба нисходит храм и объемлет собою всех смертных. Так велики были чаяния христиан II века касательно непрочности язычества и торжества христианства; это казалось им очень, очень недалеким. В том же роде можно находить свидетельства в апологиях II века. Сравнительно спокойные времена для христиан во II веке настолько возвысили самочувствие христианского общества, настолько дали ему возможность ценить ему себя как силу необоримую, что христиане не задумывались прямо заявлять о своем достоинстве и превосходстве пред лицом самих царей и власти. Это именно можно находить в апологиях II века. Татиан вообще говорит о себе как провозвестнике истины, голос которого, как бы исходя из самых небес, раздается по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закрыть itemscope itemtype="" > Битва за коридоры Геополитический очерк 25.12.2009 637 Время на чтение 19 минут Коридоры - это стратегические автомагистрали завтрашнего дня для европейской экономики. Это морские и сухопутные узлы, определяющие геополитические будущее Евразийского континента. Это - нефтегазовые трубопроводы, имеющие геостратегическое значение для мировой экономики. Сражение за получение контроля над ними - это сражение для одних стран за получение прибыли во многие сотни миллиардов евро, а для других - сражение за свое существование. Укажем несколько коридоров. Первый: Румынский порт Констанцу - Бухарест - Будапешт - Вена - Берлин. Благодаря этому коридору, Австрия и Германия получают доступ к нефти, газу и другому стратегическому сырью, поступающему с Кавказа через Россию и Черное море. Второй коридор: Триест (Италия), Любляна (Словения), Будапешт и Киев. Два ответвления: Загреб (Хорватия), Братислава (Словакия). Италия и Россия были заинтересованы в том, чтобы был осуществлен этот проект, равно как и Германия, ставшая крупнейшим инвестором Словении. Но явно антироссийская политика Киева заставили Россию пересмотреть свою позицию, и Москва выдвинула проект «Южный поток». Этот газопровод будет проложен из России по дну Черного моря до Болгарии, затем две его ветки протянутся до Австрии и Италии. Маршрут газопровода на прединвестиционной стадии проекта рассматривается в нескольких вариантах и включает в себя сухопутные части газопровода по территории Российской Федерации - от КС (компрессорной станции) «Починки» до берега Черного моря - и территориям ряда европейских государств, а также морские газопроводы через Черное и Адриатическое моря (в случае выбора варианта поставок газа в южную часть Италии). Проектная производительность «Южного потока» составляет 31 млрд. кубометров газа в год. Ввод в эксплуатацию газопровода намечен на конец 2014 года - начало 2015 года. После многочисленных заявлений болгарских чиновников о том, что они из-за кризиса пересматривают свое участие в российских энергетических проектах, в том числе в строительстве тех же трубопроводов Бургас-Александруполис и " Южный поток " , атомной электростанции в Белене, этот коридор тоже оказался не совсем надежным. Тогда Россия договорилась с Турцией. Премьер-министры Турции и России: Тайип Эрдоган и Владимир Путин 6 августа 2009 г. подписали соглашения о нефтегазовом сотрудничестве, предполагающие выдачу Турцией разрешения России на прокладку газопровода " Южный поток " через свои территориальные воды.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/26/...

«Когда читаешь письма Феофилакта, часто кажется, будто прикасаешься к самой сердцевине великого исторического скупала, или будто тебе рассказали столь странный анекдот, что смеха он не вызывает, или же будто ты пытаешься разгадать зашифрован­ный текст, написанный алфавитом, из которого тебе известно лишь несколько букв». Во-вторых «деконкретизацию» литературного материала, как на звали это современные ученые, усугубляет то обстоятельство, что мы не располагаем ответными письмами корреспондентов Феофилакта, и потому датировка его собственных писем наталкивается иногда на непреодолимые трудности. Придерживаясь абстрактных условнос­тей, он иногда обходит почти полным молчанием самые знаменатель­ные события, происходившие в его епархии. Например, он едва упо­минает, и то вскользь, в единственном письме, о том, что через Охрид весной 1087 года прошло огромное войско первого крестового похода. А касательно появления между Охридским озером и Адри­атическим морем Боэмунда, норманнского принца Антиохии, кото­рый намеревался осадить Диррахий, он писал еще более туманно. По поводу обоих этих нашествий Фсофилакт сообщает в весьма не­лестных выражениях. Но иногда Феофилакт в своих письмах отбрасывает литературные условности. Личное чувство, очень сильное и отчетливо выраженное, прорывается сквозь модную риторику и архипастырские заботы. Осо­бенно это чувствуется в письме неизвестному константинопольскому другу, в котором Феофилакт делится первыми впечатлениями после своего приезда в Охрид. Охрид, расположенный на северо-восточном берегу одноименного озера, был отнюдь не тихой заводью: древнерим­ская Лихнида имела богатое историческое прошлое; войдя в состав Болгарского царства, она стала в конце XI века – во многом благода­ря св. Клименту – крупным центром славянского христианского мира. В конце X века Охрид был столицей болгарского царя Самуила. Во время византийского владычества один из предшественников Феофилакта увенчал драгоценную россыпь охридских церквей и монастырей перестройкой монументальной церкви Св. Софии, ставшей кафедраль­ным собором епархии. Кроме того, Via Egnatia, римская дорога, связывавшая Константинополь через Фессалонику, Охрид, Внутреннюю Македонию с византийскими форпостами на Адриатическом море – Аполлонией и Диррахием, способствовала международным связям охридской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

На это они кичливо ответили со свойственным им [как всегда, так] и теперь высокомерием, сказав среди прочего и следующее: «Если бы ты поклонялся единому Богу, Создателю всего, мы могли бы беззаботно жить в не окруженном стеной месте, полагаясь на незыблемость клятв. Теперь же, не зная, какому из бесконечного множества богов, которым ты поклоняешься, ты вручаешь залоги своей верности, мы вынуждены опасаться, как бы наш слух не был обманут омонимией и упоминанием единого Бога, и мы бы не потонули в разлитии того бесконечного множества и не потерпели бы телом и душой бесконечные кораблекрушения». Книга 26, раздел 11 Услышав это, император решил, что получил смертельный удар в сердце, и вместо всякого другого лекарства замыслил убедить патриарха Александрийского, а также Антиохийского, которых он еще издали обхаживал [осыпая] дарами, чтобы они, лично прибыв в столицу, согласились с новыми и противозаконными Томосами и, подписав их, были бы впредь единомышленными [с ним], рассчитывая на простоту их нрава и безыскусность в обращении с текстами. Он думал таким образом получить возможность называть уже всеобщим собором то частное и разбойничье собрание и в дальнейшем игнорировать всех порицающих его как безумцев и нисколько не смущаться. Таким образом, полагая, что может все уладить своим умом, он, как видно, совсем не учел промысел Божий. Книга 26, раздел 12 Когда осень была уже где-то около восхода Арктура 126 , и распространился слух, что более ста венецианских триер миновали Ионийский залив и, оставив по правую руку Адриатическое море, обходят керкирские, закинфские и пелопонесские города, набирая там мужчин во цвете лет, годных к военной службе, которых они побуждают записываться в войско обещанием значительного денежного довольствия – ибо корабли те были громадного размера и нуждались в команде более чем в триста человек каждый, – то дозорные триеры генуэзского флота, проведав о том, как можно скорее пришли на Хиос с этим сообщением и, взбудоражив остров, без малейшего промедления снялись в тот же день и на всех веслах устремились прямо в Византий, поскольку [считали, что] лучше там ожидать нападения врагов, где и Галатская крепость могла бы принести им большую и разностороннюю пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее идея совместного с арабами движения на Византию не умирала среди славян и обнаружилась на другом театре. Известно, что славяне, владевшие флотом на Адриатическом море, в занимающее нас время состояли в тесной дружбе с египетскими арабами и совершали по их указаниям опустошительные набеги на имперские владения. Хотя о корсарах из славян у побережья Далмации мы знаем еще в IX в., но после военных экспедиций адмирала Орифы, по-видимому, корсарству нанесен был удар, по крайней мере до 924–925 гг. с этой стороны не было более угрозы южноитальянским владениям. Но на службе арабов в X в. в значительном числе появляются славянские матросы. Они распространяются, кроме того, большими колониями в Сицилии, в Африке и даже в Испании. Не входя здесь в подробности этого вопроса, бросающего новый свет на историю южных славян, ограничимся некоторыми более яркими фактами 398 . В IX и X вв. и гораздо позже адриатические славяне вели постыдный торг военнопленными, которых они набирали посредством разбоя на морях и набегов на прибрежные области. Этот товар главным образом шел в Африку. В мусульманских владениях было множество таких рабов из греческой и славянской народности; они переходили в мусульманство, достигали важных должностей на службе и нередко играли значительную роль в событиях. Эти славяне, жившие во множестве в Африке и Сицилии между сарацинами, должны были служить посредниками в сношениях арабов с свободными славянами. В описании города Палермо у арабского писателя ибн-Хаукала есть любопытное место о славянах (Sacalibab). «Квартал Сакалиба есть самый населенный из других кварталов города. Здесь находится морской порт». Если славяне занимали отдельный квартал в таком населенном городе, как Палермо, то очевидно, что их было здесь большое количество. В египетских владениях Фатимидов славяне имели военное значение. Военные походы из Египта в Апулию в 924 г. были организованы под предводительством славянских вождей, таковы Масуд, Саян, Сареб 399 и др. Саян командовал флотом в 50 кораблей и осаж- дал Тарент, Масуд овладел крепостью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

    27:23—25. Древние авторы нередко прерывали повествование, чтобы рассказать о предшествующих событиях, которые еще не упоминались.    В одной древней легенде рассказывается о том, что во время сильной бури даже неверующие начали молить богов о спасении, но бывший среди них философ Биант приказал им замолчать, чтобы боги не узнали, что они находятся на борту и не потопили корабль! Позиция Павла, проявляющего заботу обо всех, кто плывет вместе с ним, резко отличается как от поведения этого философа, так и от поведения ветхозаветного Ионы (Ион. 1:6—16). (Говорят, что Цезарь выражал уверенность, что корабль, на борту которого находится он, не может потонуть, но Павел объясняет свою уверенность в спасении тем, что он исполняет поручение Бога и несет Его весть, а не тем, что он важная персона.) Покровителями мореплавателей называли разных богов, например Исиду или Диоскуров (28:11), но истинным защитником и хранителем является только Бог.     27:26. Перспектива быть выброшенными на берег никого не привлекала, но Павел сообщает об этом заранее, чтобы в урочный час их сердца открылись вере.     27:27,28. Море, омывающее Мелит (остров Мальту; 28:1), находится далеко к югу от той области, которую ныне мы называем Адриатическим морем, но в древности оно причислялось к «морю Адрии». Подсчитано,что свободный дрейф от Клавды до Мальты действительно занимает ровно четырнадцать дней. Замеры глубины, о которых говорится в ст. 28, показывают, что они находились в тот момент близ Куры, к востоку от Мальты. Они могли слышать шум волн, о берег, поскольку находились всего в получасе пути от того места, которое сейчас называется заливом Святого Павла.     27:29. Якоря использовали для остановки и обычно бросали с носа корабля. Здесь их бросили с кормы, как это делается в случаях, когда ветры дуют со всех сторон.     27:30. Известны случаи, когда члены корабельной команды спасались с тонущего судна на маленьких лодках; эти лодки не были спасательными шлюпками в строгом смысле слова и вмещали мало людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Следует думать, чго эта реформа произведена еще при Никифоре Фоке, именно в 965 г. им был послан в Бари магистр Никифор с подчинением ему обеих фем 552 . Первые катепаны: анфипат Михаил, Калокир Дельфина и Григорий Траханиот имеют титул катепанов Италии, а поздней – Италии и Калабрии. Так как византийская летопись весьма мало уделяет внимания южноитальянским делам, то можно думать, что они действительно не имели серьезного значения. Набеги сицилийских арабов были слишком обычным и повторяющимся явлением, так что отошли в разряд местных событий, подведомственных катепану Италии. Но вследствие ослабления византийских сил в Южной Италии увеличиваются и расширяются предприятия сарацин. Они не ограничиваются набегами, но остаются в стране и укрепляются в прибрежных городах. Так, в 986 г. они заняли город Жераче, в 988-м грабят окрестности Бари, резиденцию катепана и осаждают Тарент, в 994 г. захватили континентальный город Матеру. В самом начале XI в. (1003) сарацины осаждают Бари с суши и с моря, и город освободился от неминуемой опасности лишь благодаря венецианскому флоту под водительством дожа Петра Орсеоло. Это весьма любопытный факт, который показывает, что на Адриатическом море господствует уже не византийский, но венецианский флот. Все это особенно усиливает значение того крайнего напряжения, какое испытывала империя в своих предприятиях в Болгарии и Сирии. Неудачи в Южной Италии не только действовали удручающим образом на западных императоров, но они, кроме того, способствовали подрыву императорской власти в самой Германии. Неожиданная смерть Оттона II, не успевшего назначить регентства для управления империей за малолетством сына его, подала повод к смутам, стоящим в связи с известными в истории Германии притязаниями двоюродного брата умершего императора, Генриха Сварливого. Заявив притязания на регентство, этот последний нарушил материнские права вдовы Оттона II, императрицы Феофано, овладел особой малолетнего Оттона III и помышлял уже о том, чтобы присвоить себе королевскую власть в Германии. При этом обнаружилась нелюбовь немцев к гречанке Феофано и к ее ближайшим советникам. Но на стороне прямого наследника была тоже значительная партия. Особенно сторону его держал Майнцский архиепископ Виллигис, которому удалось раскрыть замыслы Генриха и вызвать из Италии вдовствующих императриц Феофано и Адельгейду. Мать Оттона III объявлена была опекуншей (29 июня 984 г.) и стояла во главе правительства до самой смерти своей, т. е. до 991 г. Правление Феофано не было популярным в Германии, хотя она оказалась на высоте положения и успела удовлетворить своевременными уступками враждебную ей политическую партию. Немцы говорили об ней много дурного, но едва ли не следует объяснять это тем, что она держала себя недоступно, окружила роскошью, какая неизвестна была в Германии, и не скрывала презрения к германской грубости нравов. Эта черта, как увидим ниже, замечается и в Оттоне III.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Увеличивая военные расходы, власти Черногории намерены приобрести, как минимум, четыре вертолёта «Белл-505» (Bell-505 Jet Ranger X) для обновления авиапарка. Они должны заменить эксплуатирующиеся более 30 лет винтокрылые машины «Газель». Вертолёт «Белл-505» компании «Bell Helicopter Textron» был продемонстрирован представителям местного армейского командования на авиабазе «Голубовцы» ещё 8 апреля 2019 года. Мероприятие было помпезно организовано Министерством обороны Черногории совместно с посольством Канады и компанией «Bell Helicopter Europe». Тогда впервые было заявлено о планах реализации проекта замены «Газелей» в течение ближайших пяти лет. Вероятнее всего, именно ВВС Черногории станут первым военным оператором «Белл-505». Что же, Запад умеет привязывать к себе нужные ему страны выгодными торговыми сделками. Авиация и геополитика: продажность налицо Так почему же небольшая Черногория, значение крохотных вооружённых сил которой для Европы ничтожно, так нужна Североатлантическому Альянсу? Вся черногорская армия, напомним, насчитывает чуть больше 2000 солдат. Рассмотрим лишь главные мотивы Вашингтона и Брюсселя к подобным действиям. Первое. Черногория занимает важное географическое положение на западе Балканского полуострова, что позволяет контролировать не только воздушное пространство в данном районе, но и часть акватории Адриатического моря. Учитывая данное обстоятельство, лидер оппозиционной Демократической народной партии Милан Кнежевич заявлял, что силы НАТО разместят в Черногории две военные базы. Как ожидается, одна из баз будет дислоцирована в горной местности, а вторая – на побережье страны, в районе межгорья Синяевины, либо Беласицы, где за счёт ландшафта больше всего пригодных условий для создания военной инфраструктуры. М. Кнежевич отметил, что создание баз в Черногории призвано окончательно взять под контроль Альянса Средиземное море Второе. В стране действуют добывающая, лёгкая и сельскохозяйственная отрасли промышленности; также всё большую роль играет туристический сегмент экономики. Основная промышленная деятельность связана с судостроением, добычей соли, бокситов, бурого угля, а также производством алюминия. Экологически чистые земли позволяют производить натуральную продукцию высокого качества. Разумеется, Запад рассматривает балканскую республику в качестве своего дешёвого сырьевого придатка.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/01/...

Об этой дороге, названной римским поэтом Публием Папинием Стацием в произведении «SILVAE» («Леса»), «царицей дорог, вдаль идущих», писали в своих трудах и сочинениях многие известные историки и литераторы: Тит Ливий в «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), Гораций в «Сатирах», византийский историограф Прокопий Гёте в «Путешествии в Италию», Чарльз Диккенс в «Картинах Италии», Байрон в «Чайльд-Гарольде» и др. До конца XVIII века Аппиева дорога оставалась недоступной для проезда. Интерес к христианским памятникам в окрестностях этой дороги существовал еще в эпоху Возрождения. Однако изучение христианских кладбищ и базилик началось в Риме только в конце XVI века, а потом с успехом было продолжено через три столетия. Массовый интерес к проведению археологических раскопок на части Аппиевой дороги возник в XIX веке, а обнаруженные итальянскими учеными артефакты становились достоянием музеев и частных коллекций по всей Европе. В 50-х годах того же века итальянский археолог и архитектор Луиджи Канина (1795–1856) полностью очистил первые 16 километров Аппиевой дороги – до 11-мильного столба – и опубликовал сведения о нескольких тысячах сооружений. Общая протяженность Аппиевой дороги составляла 579 километров (7, c.143), а ее ширина достигала шести метров. Она пересекала Апеннинский полуостров и связывала Рим с Капуей и портовым городом на Адриатическом море Брундизий (современный Бриндизи) в пятке итальянского «сапога». Ныне дорога частично асфальтирована, однако сохранились ее крупные участки с античным покрытием, местами на ней видны выбитые тяжелыми колесами повозок и колесниц глубокие колеи. Читая апокрифы и роман Сенкевича В евангельской истории Аппиева дорога и расположенные на ней «три гостиницы» («три таверны») известны тем, что римские христиане в городках Форум Аппия и Трес-Таберне встретили апостола Павла, следовавшего под стражей в Рима из Путеол (Деян. 28, 15). На определённом расстоянии друг от друга на древней дороге находились своеобразные дорожные станции, служившие местом отдыха для путников. Одна из них – «Три таверны» («Tres Tabernae») – упоминается не только в «Деяних святых апостолов», но и многократно встречается в письмах и других произведениях Цицерона.

http://bogoslov.ru/article/1331533

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010