351 Кагамлик С. Киево-Печерська лавра: cbim i культури (XVII–XVIII ст.). К., 2005. С. 237–239. 354 Ibid. P.154–155; Живов В.М. Из церковной истории времен Петра Великого: исследования и материалы. М., 2004. С. 25–26. 355 Bushkovitch P. Op. cit. P. 155; Панченко А.М. Епифаний Славинецкий//Словарь Книжников и книжности… С. 309–313; Румянцева В.С. Епифаний Славинецкий в Москве. С. 280. 357 Также существует версия, что Самуил окончил Полоцкую иезуитскую коллегию, см. Ролланд П.А. Указ. соч. С. 157. 370 Опарина Т.А. Число 1666 в русской книжности середины − третьей четверти XVII в.//Человек между Царством и Империей. Сб. материалов международной конференции. М., 2003. С.298–301. 371 Гурьянова Н.С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск, 2007. С. 73–74. 378 Адам Зерникав (обозрение рукописи, содержащей в себе автобиографию его)//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 196–197. 379 Петр Артемьев, диакон (1670–1700) – выпускник Славяно-греко-латинского училища Лихудов. В 1689 г ездил с Иоанникием Лихудом в Венецию, побывал также в Риме и Вене. По возвращении стал ревностным католиком, проповедовал свои взгляды в московском храме, где служил в 1690-х гг. После того, как его отстранили от служения, организовал домашний филокатолический кружок. Всё это привело к тому, что в 1698 г. Пётр Артемьев был арестован, и церковные власти начали розыск о причинах его отпадения в «латинство». Сам Пётр написал в своё оправдание пространные «тетради» в которых в исповедальной форме повествовал, как разочаровался в наставниках-Лихудах, увидев их невежество и лицемерный криптокатолицизм, и пришёл к осознанию того, что Католичество, с которым дьякон познакомился во время путешествия и через беседы с московскими иезуитами, есть истинная вера, куда более просвещённая и терпимая чем московское Православие. Опровержение на «тетради» написал престарелый Евфимий Чудовский, которого диакон также грубо критиковал своих записках. В итоге Петра Артемьева сослали Соловки, где он вскоре скончался, перед смертью выразив раскаяние в своих заблуждениях. См. Кагин М.А. Петр Артемьев//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3. XVII в. Часть 3.М., 1998. С. 32–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Aug. Zöllig , – Die Inspirationslehre des Origenes. Line Beitrag zur Dogmengeschichte. Freiburg im Br., 1902 (Strassburger theologische Studien. Bd. V, Hft. 1). – «Ориген» (Статья в «Философск. Лексиконе» С. С. [Гогоцкого], Т. 3, стр. 623–628). – Вл. С. Соловьев , – Ориген («Энцикл. Словарь» Брокгауза и Эфрона, Т. 22, стр. 141–145=Ив. В. Попов , – Конспекты лекций по патрологии, 1907–8 г. стр. 122–139. – id., 1911–12 г., Москва, стр. 125–182. – А. А. Спасский , – История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906, Т. I, стр. 85–127. – Ф. Елеонский , – Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святого и об отношении их к Богу Отцу. СПб., 1879. – Свящ. Г. Малеванский , – «Догматическая система Оригена ». Киев, 1870. 165 Указываемое в тексте общее впечатление неразвитости учения о Духе Св. мы неизбежно составляем себе, – и притом способом беспристрастнейшим, – если рассмотрим хотя бы бегло богословскую лит. о Духе Св. – Вот некоторые из относящихся сюда сочин.: Архимандрит [впосл. Епископ] Сильвестр , – Опыт православного догматического богословия. – Н. Богородский , – Учение Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа, изложенное в связи с тезисами Боннской конференции 1875 года. СПб., 1873. – С. В. Кохомский , – Учение древней Церкви об исхожд. Св. Духа, СПб., 1875. – H. M. Богородский , – Дух Св. Историко-догматический очерк, Гродно, 1904. – Серг. Асташков , – Исхожд. Св. Духа и вселенское первосвященство, Фрейбург в Бризгаве, 1886. – Адам Зерников , – Православно-богословские исследования об исхожд. Св. Духа от одного только Отца. Пер. с лат. Б. Давидовича. Т. 1; свято-отеч. свидетельство, Почаев, 1902 [капитальное старинное исследование]. – А. А. Некрасов , – Учение Иоанна Дам. о личном отношении Духа Св. к Сыну Божию («Прав. Соб.», 1883, 4). – К. F. Nösgen. Das Wesen und Wirken des Heiligen Geistes, Berlin, 1907. 168 Несмелов , стр. 266–295. – Как и многие другие, Григ. Нис. тоже ссылается на то, что мы «не научены Св. Писанием называть Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Чтобы не возвращаться к теме аристотелизма, скажем, что он был совсем не чужд преподобному Максиму Исповеднику . Настоящий, схоластический в лучшем смысле слова аристотелизм – «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина , являющиеся философско-терминологическим фундаментом его «Точного изложения православной веры». И в поздней Византии убежденный антилатинянин святитель Григорий Палама читал при Дворе лекции по философии Аристотеля. Сказанное позволяет предположить, что transsubstantiatio есть калька греческого μετουσωσι, поскольку термин появился на Западе в эпоху Крестовых походов, несмотря ни на что усиливших влияние Востока на Западе и укрепивших сам западный аристотелизм. Гипертрофированная, раздутая концепция «западного пленения» православного богословия не подтверждается историческими фактами. Скажите на милость, какому Западу, католическому или протестантскому, следовали Адам Зерникав или Феофан Прокопович , когда они составляли свои, самые пространные и самые содержательные в нашей литературе, трактаты о Filioque? Ведь они опровергали догмат, одинаково принятый и Римом, и Реформой. Неправильная исторически, концепция «пленения» жестоко бьет по вероучительному авторитету Церкви. Как может претендовать на обладание полнотой истины Церковь , которая могла долгие века заблуждаться, идти на поводу у инославия в таких важнейших истинах веры, как Боговоплощение, Искупление или Евхаристия? Мы позволяем себе высокомерно судить наших богословов XIX века, не взяв на себя даже труда изучить их творения. Если бы мы рассмотрели вкупе и фундаментальные догматики, и журнальные статьи позапрошлого века, мы увидели бы, что стоящий ныне перед нами вопрос рассмотрен там с гораздо большей основательностью, нежели в нашей скороспелой полемике. Прот. Валентин Асмус   Предисловие автора Данная книга сформировалась на основании материала, собранного и проанализированного автором в процессе подготовки лекций по Сравнительному богословию, которые автор читал на протяжении десяти лет в Самарской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Благодаря лаконичности и лапидарной нерасчлененности архитектурных масс ансамбль производит впечатление суровой неприступной крепости, хотя его сугубо военное значение не было важным. Это - самый поздний на Левобережной Украине монастырский ансамбль оборонного типа, строительство которого при достаточно спокойной военно-политической ситуации в этом регионе в 1720–1730-х г.г. можно объяснить более стремлением к определенной театральности, архитектурной стилизации, чем подлинно оборонительными потребностями. В.В.Вечерский «Достопримечательности Украины», 2001 г., 4, перевод с украинского, орфография сохранена. Уже долгое время совершаются богослужения в церкви св. Харлампия при Шосткинской исправительной колонии 66, но немногие наши земляки знают то, что известно каждому осужденному этого учреждения – оно имеет очень интересную историю... В 32-х километрах от Глухова на берегу реки Шостка расположен Гамалиевский Харлампиев монастырь. С востока и севера монастырь защищен лесами. За 160 лет до его открытия вокруг были глухие леса. Цитадель православия состоит из главного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с тремя пристройками в честь святой мученицы Варвары, святого Николая и святого Иакова-исповедника. Фасад его и внутреннее расположение однотипны с Троицким храмом Черниговского Ильинского монастыря. Теплый храм, также каменный, - во имя священномученика Харлампия. Двухэтажный корпус настоятельских келий соединен с теплой церковью. Остальные, четыре каменных корпуса, предназначены для проживающих, трапезный корпус также большой. Все здания сооружены весьма прочно, удобно и красиво. Автор проекта храма Рождества Богородицы-профессор Сорбонны Адам Зерникау. Почти все это - пожертвование гетмана Ивана Скоропадского и жены его Анастасии Марковны, врожденной Маркевичевой, которая присматривала за сооружениями до кончины своей. Портреты их, бывшие раньше в храме, потом висели в настоятельских кельях. Ктиторы назначили на содержание монастыря довольно большое число богатых имений.

http://sobory.ru/article/?object=48313

Адам Зерникав Адам Зерникав [нем. Zernikaw – Черниговский] (1652–1692/93), православный богослов, апологет. Происходил из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия, но усомнился в основных положениях лютеранства. В библиотеках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов богослов изучал деяния Вселенских Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности православных догматов. Переехав на территорию Русского государства, Зерникав в 1680 году перешел в Православие. Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, он написал трактат на латинском языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Святого Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата Зерникав показывает истинность православного учения об исхождении Святого Духа и доказывает необоснованность введения католической церковью Filioque в Символ веры. Данный труд Адама Зерникава пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Православно-богословские исследования об исхождении Святого Духа от одного только Отца/[Соч. ] Адама Зерникава ; перевод с латинского под ред. Б. Давидовича. - В 2-х томах./Т. 1. - Почаев : Тип. Почаево-Успенской Лавры, 1902. – XI, 604, II с.; Т. 2. – Житомир : Типо-лит. М. Дененмана, 1906. – III, 621, XVII, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ob-...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Адаме» найдены статьи: АДАМ первый человек АДАМ прмч. (пам. 14 янв.) - см. Синайские и Раифские преподобномученики АДАМ (Дубец Александр; род.в 1926), архиеп. Перемышльский и Новосондецкий Польской автокефальной Православной Церкви АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ АДАМ ЗЕРНИКАВ (1652-1692/93), правосл. богосл., апологет АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Адаме.html

463 Напр.. на соборах римских – при Дамасе ( Феодор. Ист. ц. V кн. II гл.) и при Агафоне (Деян. вс. соб. в р. п. VI т. 117 стр.), на соборе 400 африк. епископов (V в.), на соборе латеранском при папе Мартине (649 г.). Самые исповедания поместных и вселенских соборов приведены у м. Макария. Догм. Бог. § 41. 464 Адам Зерников в своем сочинении „Об исхождении Св. Духа“ в подтверждение этого и против учения о Filioque привел до 1000 свидетельств из 57 восточных писателей первых десяти веков (преимущественно в 1 гл) и 45 западных первых восьми веков (IV гл ). 465 Ориг. На Puмл. V гл. Сн. О началах, I кн. I, 13. В произведении „ О божественных именах“, хотя только приписываемом Дионисию ареопагиту , но ему не принадлежащем, однако, относящемся не позднее, как к IV в. христианства, говорится также: „ один источник преестественного Божества – Отец, а ипостаси в отношении неизреченного божественного происхождения не смешиваются взаимно“ (2 гл.). 468 Епиф. Сл. якорное II. Ep. LXXVI. Прот. 8 гл. Аэтия. Сн. прот. XIV, 2; прот. XXII, XXXII гл. Аэтия и др. 470 Подробное раскрытие и обоснование этой мысли см. в вышеуказанном исследовании проф. Богородского. Уч. св. И. Дамаскина о Св. Духе. Некоторые примеры в подтверждение той же мысли приведены у м. Макария. Догм. Бог. § 46. 475 Кирил. ал. Посл. к еп. антиох. Иоанну, о мире. См. Деян. вс. соб. в р. п. III т., 225–226 стр. по изд. 1863 г. 486 В „Точн. изл. пр. в.“ говорится, что Дух, есть „Дух, от Отца исходящий, и в Сыне почивающий – почивающий, „ибо постаси (Св. Троицы) соединены не так, чтобы они сливались, но так, что одна в другой пребывают и одна другую проникают без всякого смешения и слияния“ I, 8 (24 и 29 стр.). 489 Успокаивая восточных христиан, смутившихся тем, что на западе стали учить об исхождении Духа и от Сына, Максим писал пресвитеру Марину следующее: „они (западные) приводили в свое оправдание изречения латинских отцов, а также Кирилла алекс. (содержащиеся) в священном толковании, написанном им на св. евангелиста Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но в Синоде Феофан сделал на него еще новые показания, что он был стрелец, а не казак, и родился в Москве за Сухаревой башней, и что он в Москве вином торговал, с чем и пойман был, а в допросе этого не объявил. Исайя в собрании Синода отвергал эти показания и говорил, что «Феофан затевает то по сердцу и что в Синоде имеется указ 1727 г., по коему допрашивать его не должно, понеже он Синоду не подчинен – и говорил то с неистовством и криком». Исайя точно не церемонился на слова и говорил в лицо Синоду, будто по делу печерской архимаидрии Синод обманул Государыню, будто и теперь, вступаясь в гражданские дела, Синод берется не за свое дело, так что наконец спросили его: в какой надежде он так продерзостно говорит пред собранием св. Синода? В ответ на это Исайя поклонился и сказал, что он имеет показать государственную нужду по первому пункту – слово и дело. Синод отослал его в Тайную канцелярию. Между тем Варлаам говорил всем, что Феофан теснит Исайю за показание его о книге Афанасия великаго , что – одним словом – боится в нем докащика. Предусмотрительный Феофан сам вытребовал из Киева эту книгу, и вместе с своим объяснением представил в Кабинет. «Как злобная и ложная на меня клевета и как безумная и безстудная клеветников злоба, произнесших, яко бы я Афанасиеву книгу переправливал – хотя я и прежде по свидетельству совести моея ведал, однакож дела того, от них порицаемаго, яко давнаго и прежде двадцати лета бывшаго, обстоятельно не упомня, не мог и сказать обстоятельно. А ныне книгу оную разсмотрев ясно и точно, сиятельствам вашим предлагаю».... «Некоторыя пометки на полях с поправками перевода с греческаго на латинский – изрядные, да не наши, а надеюсь Адама Зерникова, мужа великаго. Адам Зерников (доселе мне неизвестно рода его, а надеюсь чешской нации) жил в Киеве прежде лета 50 и написал великую книгу: «о исхождении Св. Духа на латин» 419 так сильно, что все до него и даже доселе, как из латин, так и из греков писавшие о том, не в ином возрасте кажутся, но аки бы малые отроки супротив великаго исполина». Феофан признавал своими только две пометки, сделанные для скорейшего приискания; остальные – Зерникова; а ему приписали их приверженцы латинства для того, что в них заключается брань на латинян. Да и сами они не произносили этого 15-ть лет, а начали в 1731 году, спознавшись с Рибейрой». «Того ради – заключал Феофан – всепокорно прошу сиятельств ваших, да благоволите, доложа о сем ея и. в., для защищения общей от мятежников тишины, по первому звания вашего долженству, и меня, вернаго ея и. в. раба и богомольца, от тех напастников по любви и милости оборонить. Ноября 8, 1735 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУКАРА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 64 опубликовано: 7 ноября 2007г. АБУКАРА - см. Феодор Абу Курра . Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) Ключевые слова: Богословы православные Абукара - см. Феодор Абу Курра См.также: АДАМ ЗЕРНИКАВ (1652-1692/93), правосл. богосл., апологет АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии БАРСОВ Николай Иванович (1839-1903), богослов, церковный историк БАСДЕКАС ИЛАРИОН (1878-1946), архим., правосл. духовный писатель, богослов Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62514.html

§ 202 и Zoern. p. 201), и совершененно одинаково опровергают ссылку Барония на приверженца латинян Калеку (Theoph. § 202, Zoern. pp. 202–204). Второе повреждение (§ 203) всецело взято из 2-го повреждения у Зерникава (р. 206); третье – из второго (§ 204 р. 207). Все мысои 4-го повреждения (§ 205) в таком же порядке находятся в 4-м повреждении у Зерникава (р. 208; различие только в цитатах, так у Феофана цитата Зерникава из твор. Григория чуд. дополнена указанием на издание – Gerardo Vossio Paris. 1621, и вновь приведена в t. XXVI p. 383, цитата из max. Bibl. patrum Lugd., чего у Зерникава нет). Все мысли 5-го повреждения (§ 206) заимтсвованы из 5-го же повреждения у Зерникава (рр. 208–209; цитаты Феофанова трактата: «Montfauconii edition operum Athanasii tom. I p. 564» у Зерникава вовсе нет). Шестое повреждение (§ 207) составлено по 6-му повреждению у Зерниква (рр. 209–210), на которого и ссылается сам Феофан (цитаты Феофана из «edit. commeliana» у Зерникава нет). Седьмое повреждение (м 208) составлено по 7-му повреждению Зерникава (р. 210): у Зерникава нет только ссылки Феофана на «edit. parisiens. an. 1608», его указания на то, что рассказ «de passion imaginis Christi» не есть произведение св. Афанасия и что в обоих греческих экземлярах этого рассказа нет упоминания об исхождении Св. Духа, и наконец его цитат из Беллярмина и Фелькманна Коронея. Восьмое повреждение (§ 209) изложено по 8-му повреждению Зерникава (рр. 210–212): из четырех оснований, приводимых Феофаном в доказательство поврежденности афанасиевского символа, первые три в таком же порядке находятся у Зерникава на стр. 211 (четвертого основания Феофана нет у Зерникава). 596 Двадцать четвертое повреждение (§ 215) составлено по 9-му повреждению Зерн. (рр. 213–214), у которого это повреждение изложено подробнее, чем у Феофана, так что последнему оставалось делать только выбор из довольно обильного материала первого. XXV-e повреждение (§ 216) изложено по 10-му повреждению Зерникава (рр. 215–218); о месте из Дидима александрийского : «Loqui ergo Patrem et audire Filium» etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010