Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ЗЕРНИКАВ [нем. Zernikaw - Черниговский] (1652, Кёнигсберг [Крулевец] - 1692/93), правосл. богослов, апологет. Из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия. Под влиянием книги иером. (впосл. Александрийского Патриарха) Митрофана Критопулоса «Ομολογα τς Ανατολικς Εκκλησας τς καθολικς κα ποστολικς» (Исповедание Вост. кафолической апостольской Церкви; изд. на лат. языке: Confessio catholicae et apostolicae in Oriente Ecclesiae. Helmstadii, 1661) А. З. усомнился в основных положениях лютеранства. В б-ках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов А. З. изучал деяния Всел. Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности правосл. догматов. Перебравшись на территорию Русского гос-ва, А. З. явился в 1680 г. в Чернигов к еп. Лазарю (Барановичу) , перешел в Православие и с 1681 г. жил в Батурине при дворе гетмана И. Самойловича. В Чернигове стал называть себя Зерникавом. Несмотря на то что его знания весьма высоко ценили (он был военным инженером, владел неск. европ. языками, знал рим. право), карьера у него не сложилась, попытки поступить на службу к царю Феодору Алексеевичу не удались. Ок. 1683 г. А. З. принял монашество. Скончался в одном из южнорус. мон-рей (возможно, в Батурине). Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, А. З. ок. 1682 г. написал трактат на лат. языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Св. Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата А. З. показывает истинность правосл. учения об исхождении Св. Духа и доказывает необоснованность введения католич. Церковью Filioque в Символ веры. Рукопись хранилась в б-ке КДА, где ее читал Феофан (Прокопович) , к-рый использовал трактат А. З. при составлении своего сочинения на эту тему (изд. на рус. языке: История о начатии и происхождении раздора между греками и римлянами о исхождении Святого Духа. М., 1773). После переезда в С.-Петербург (1716) Феофан (Прокопович) ходатайствовал и добился 2 указов Петра I о присылке подлинника сочинения А. З. в Сенат, что не было исполнено. Трактат А. З. переписывался, списки его были в б-ках многих духовных школ. Впервые трактат был напечатан в Кёнигсберге в 1774-1775 гг., в 1797 г. вышел его перевод на греч. язык, выполненный архиеп. Славянским Евгением (Булгарисом) , к-рый снабдил перевод многочисленными примечаниями. По указу императрицы Екатерины II перевод книги А. З. на рус. язык был сделан киево-печерским иером. Иеронимом (Копцевичем), но не был напечатан и вышел только в 1902 г. Соч.: [Автобиографическая записка]//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 173-204; Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца. Почаев, 1902. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 1. СПб., 1884. С. 209; Евгений. 1995. С. 27-30. Б. Серов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63462.html

Ко времени норманнских завоеваний на острове был всего один епископ, живший в Палермо; это Никодим, упоминаемый по случаю взятия сего города (в январе 1071 года). И это был последний греческий епископ в Сицилии. Потому что после него настали уже латинские епископы в Палермо, как и во всех других местностях, где норманнскими государями постановлены были епископские кафедры. О Тавромине же в частности известно, что этот (взятый в августе 1078 года) город до того потерял значение, что завоеватели даже не сделали его епископским, а включили в число местностей, составлявших епархию Троинскую и с 1090 года причислили к епархии Мессинской. Оставлены были, конечно, старожитные греки при своём богослужении, но духовенство их получало посвящение от латинских архиереев, или, если приходило со стороны, утверждалось ими на местах. Итак, ни малейшего довода не представляется относить нашего проповедника ко временам XI или XII века. Адам Зерникав в своём творении «Об исхождении Св. Духа» считает Феофана принадлежащим десятому веку; не выставляет оснований своему мнению (потому что и упоминает о Феофане случайно), но говорить, вероятно имея к тому основания. Для нас такими основаниями представляются: а) ссылка на Симеона Метафраста , и б) некоторые в его проповедях выражения о сицилийских мусульманах. Когда жил Симеон Метафраст ? Бароний относил деятельность его ко второй половине IX века, Аллатий не обозначая точно – к X веку, преосвященный Филарет Черниговский полагал смерть его около 940 года, а г. Васильевский в статье «О жизни и трудах Симеона Метафраста » (см. Журнал Министерства Нар. Просвещения 1881 года) отодвигает кончину его к восьмидесятым годам десятого века. И преосвященный Филарет, и г. Васильевский имеют свои основания; хотя последний, кажется, напрасно придаёт цену некоторым найденным им указаниям; сирский летописец мог по дошедшим до него слухам не точно, а только приблизительно означить время деятельности Симеона Метафраста . Во всяком случае мы полагаем, что Феофан ознакомился с метафразами (переложениями и исправлениями старинных текстов) житий святых в самом Константинополе, где вероятно получил и образование, и в последствии проживал там несколько времени на пути в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Место, занимаемое Лазарем Барановичем в Иерархии Малоросийской, и желания Церкви вызывали его на состязания с противниками православия, которые не переставали делать на него нападения 18 . Не задолго пред тем вышли в свет сочинения под именем двух Иезуитов, – Циховича: «Суд св. Отцев об исхождении Св. Духа» (1659 г.) и Боймы: «Старая вера о власти пап римских и об исхождении Св. Духа» (1668 г.). Потом и сам Митрополит Униатский Киприан Жоховский (1674–1694), пользуясь смутными обстоятельствами Малороссии, вооружился на отвергнутое им православие. Противники истины усиливались доказать, что не они оставили древнее православие, или, как говорили они, старую веру, но православные. Надлежало опровергнуть эту вредную клевету. Лазарь Баранович и сам возстал на защищение истины, издав книгу; «Новая мера старой веры (1676 г.) 19 », и призвал к тому же бывшего ректора Киевской Академии Иоанникия Галятовского, которого вызвал из Литвы, тогда отделенной от Малороссии и состоявшей под Польской Державой (1669 г.) 20 . Иоанникий, известный уже своим прением с Иезуитом Пекарским, в Белой Церкви (1663 г.), также приготовил ответ противникам истинного учения древней Церкви. – Около того же времени явился к Архиепископу Черниговскому ученый чужестранец, который собственным разсмотрением всех отеческих писаний о главном предмете спора между Православными и Латинянами, именно об исхождении Св. Духа, убедился в справедливости Восточного учения, и изъявлял желание не только принять православное вероисповедание, но и защищать его своими писаниями. Это был Адам Зерникав 21 . Может быть, для тех же трудов, в соединении с сими учеными мужами, предназначал Лазарь Баранович и св. Димитрия. Но полемика с Иезуитами требовала всей утонченности диалектики и школьного богословского приготовления. А собственное расположение Димитрия к предметам наиболее важным в практическом отношении более привлекало его к таким занятиям, которые могли доставлять пищу его сердцу. Итак он остался при Лазаре Барановиче только проповедником. Впрочем и это звание имело тогда высокое значение в Церкви Малороссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Место, занимаемое Лазарем Барановичем в Иерархии Малороссийской, и желания Церкви вызывали его на состязания с противниками православия, которые не переставали делать на него нападения 18 . Незадолго пред тем вы­шли в свет сочинения под именем двух Иезуитов, – Циховича : «Суд св. Отцев об исхождении Св. Духа» (1659 г.) и Боймы : «Старая вера о власти пап римских и об исхождении Св. Духа» (1668 г.). Потом и сам Митрополит Униатский Киприан Жоховский (1674 – 1694), пользуясь смутными обстоятельствами Малороссии, воору­жился на отвергнутое им православие. Противники истины усиливались доказать, что но они оставили древнее православие, или, как говорили они, старую веру, но православ­ные. Надлежало опровергнуть эту вредную клевету. Лазарь Баранович и сам восстал на защищение истины, издав книгу: «Новая мера старой веры» (1676 г.) 19 , и призвал к тому же бывшего ректора Киевской Академии Иоанникия Голятовского , которого вызвал из Литвы, тогда отделенной от Малороссии и состоявшей под Польскою Державою (1669 г.) 20 . Иоанникий, известный уже своим прением с иезуитом Пекарским в Белой Церкви (1663 г.), также приготовил ответ противникам истинного учения древней Церкви. – Около того же времени явился к Архиепископу Черниговскому ученый чужестранец, который собственным рассмотрением всех отеческих писаний о главном предмете спора между православ­ными и латинянами, именно об исхождении Св. Духа, убе­дился в справедливости Восточного учения и изъявлял желание не только принять православное вероисповедание, но и защищать его своими писаниями. Это был Адам Зерникав 21 . Может быть, для тех же трудов, в соединении с сими учеными мужами, предназначал Лазарь Баранович и св. Димитрия. Но полемика с иезуитами требовала всей утонченности диалектики и школьного богословского приготовления. А собственное расположение Димитрия к предметам наиболее важным в практическом отношении более привлекало его к таким занятиям, которые могли доставлять пишу его сердцу, Итак, он остался при Лазаре Барановиче только проповедником . Впрочем, и это звание имело тогда высокое значение в Церкви Малороссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Некоторые соображения насчет связи между богословскими взглядами Григория Кипрского и Максима Маргуния приведены в работе 3, с. 156. Автор указывает, что некоторые идеи Максима Маргуния зависели от пневматологии патриарха Константинопольского, на учение которого, в свою очередь, повлияли творения прп. Максима Исповедника. По итогам рассмотрения ряда научных работ и исторических источников, произведенного в процессе подготовки настоящей публикации и работы 19, нами установлен круг живших в 1290-1723 гг. лиц, принадлежащих к Православной Церкви и положительно оценивавших деятельность Григория Кипрского. Среди них Георгий Пахимер, Никифор Хумн, Иоанн Хила (изменивший свое отношение к патриарху после его смерти), Иосиф Калофет, свт. Филофей Коккин, Иосиф Вриенний, свт. Геннадий Схоларий, Адам Зерникав, патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара. Данные сведения позволяют говорить о наличии позитивного отношения к пневматологической доктрине патриарха Григория II в православной богословской среде в XIV-XVII вв. Также в публикации 19 мы представили материалы, позволяющие судить о рецепции учения патриарха, осуществлявшейся церковными Соборами в указанное время, но не дающие возможности для окончательных выводов. Все собранные материалы свидетельствуют о необходимости более подробного изучения отношения Соборов Православной Церкви к пневматологии Григория Кипрского. Автор выражает признательность П.А. Пашкову за плодотворное обсуждение рассматриваемой в тексте проблематики. Без его помощи публикация настоящего материала была бы невозможна. ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРА Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6169648

Однако мнение это является спорным. Крупнейший исследователь жизни свт. Димитрия прот. Александр Державин прямо признает его ошибочным: «Исследователь истории юго-западной России Эйнгорн утверждает, что в 1665 году никакого нашествия на Киев гетмана Дорошенко не было, а, следовательно, и Коллегия в этом году разрушена быть не могла 24 . Ссылаясь затем на показание киевского воеводы Шереметева, который в мае 1666 года говорил дьяку Евстафию Фролову, что «в Киеве школа заведена до приезду его, боярина и воеводы, при прежних воеводах, и в той школе ныне учатца Киевские жители, всяких чинов люди» 25 , Эйнгорн полагает, что в 1665 и 1666 годах ученье в Киевской коллегии не прекращалось, и, следовательно, Даниил Саввич Туптало мог закончить в ней свое образование» 26 . Склоняется к этому мнению и прот. Ф.И. Титов, указывающий на то, что сочинения свт. Димитрия, не исключая и самых ранних по времени написания, являют в нем человека вполне научно образованного 27 . Из Коллегии Даниил вынес хорошее знание риторики, латинского и, в меньшей степени, греческого языков. В восемнадцать лет, 9 июля 1668 года, Даниил принимает монашество в Кирилловом монастыре, расположенном в трех верстах от Киева, получив в постриге имя Димитрий в честь вмч. Димитрия Солунского 28 . Постриг совершил игумен монастыря Мелетий (Дзик). Весной 1669 года монах Димитрий прибыл из Киева в зарубежный город Канев, и в праздник Благовещения был рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Иеродиакон Димитрий жил в Кирилловом монастыре довольно долго – около семи лет. Здесь в 1671 году он начал писать свой «Диарий» 29 или записки на польском языке. В 1675 году состоялось назначение иеродиакона Димитрия проповедником в Чернигове при блюстителе Киевской митрополичьей кафедры архиепископе Лазаре (Барановиче). В этом же году от руки архиепископа Лазаря в день Св. Духа он принимает сан иеромонаха. В Чернигове иеромонах Димитрий оставался до 31 июля 1677 года, находясь к кругу таких ученых людей, как Иоанникий Голятовский и Адам Зерникав 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

правительницы. Описанию этой поездки святитель отводит значительное место в своем дневнике («Диариуше»). С разрешения Мазепы 13 янв. 1691 г. Д. перенес в Батуринский мон-рь из казенной палаты гетмана частицу мощей вмц. Варвары . Д. считал эту святую своей покровительницей. 11 марта 1689 г. Д. получил жалованную грамоту царей Иоанна и Петра с подтверждением грамоты царя Алексея Михайловича на владения Батуринского мон-ря, поступившие в качестве вкладов в разное время от гетманов. В игуменство Д. в Батуринском мон-ре доживал последние годы и скончался Адам Зерникав . 14 февр. 1692 г. Д. оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский мон-рь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го т. «Книги житий...» (изд. в 1695). В сер. 1694 г. Д. был избран игуменом глуховского Петропавловского мон-ря, 22 июня прибыл в Глухов, в янв. следующего года в мон-ре было начато строительство каменного собора. Посылая в марте 1695 г. патриарху Адриану 2-ю ч. «Книги житий...», Д. просил о присылке новых томов Великих Четьих-Миней, к-рые и были ему отправлены в нач. 1696 г. через иером. Кариона (Истомина) . За 1-й том своего труда Д. удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й ч. «Книги житий...». 18 янв. 1697 г., после кончины игум. киевского Кирилловского мон-ря Иннокентия (Монастырского) , Д. стал настоятелем этого мон-ря, но уже 10 июня того же года он был избран настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , 20 июня возведен в сан архимандрита Черниговским еп. св. Иоанном (Максимовичем) . В 1699 г. Д. был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , куда прибыл 22 сент. 18 июня 1700 г. Петр I отправил указ Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) с требованием прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Православие. Первая правосл. община на территории совр. К. о. (в герц-стве Пруссия) появилась в сер. XVII в., она состояла из выходцев из Речи Посполитой. Во 2-й половине того же столетия в Вост. Пруссии имелось несколько правосл. приходов, правосл. храм в Кёнигсберге упоминается в 80-х гг. XVII в. Из Вост. Пруссии происходили видные представители правосл. Церкви 2-й пол. XVII в., трудившиеся в Речи Посполитой: Иннокентий (Гизель) и Адам Зерникав . В 20-30-х гг. XVIII в. при правосл. общине в Кёнигсберге работала типография, где издавались книги на польск., рус. и церковнослав. языках, ее владельцем был купец В. Квасовский. Во время Семилетней войны (1755-1762) в оккупированной русскими войсками Вост. Пруссии было открыто неск. правосл. церквей, в частности, 14 сент. 1760 г. был освящен правосл. храм в честь Воскресения Христова в здании Штайндаммской кирхи. Православие не получило широкого распространения в Вост. Пруссии. В 20-30-х гг. XIX в. в Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии (совр. Польша) поселились старообрядцы- федосеевцы , в нач. 20-х гг. XX в. здесь образовалась единоверческая община (см. Единоверие ), один из ее настоятелей окормлял небольшие группы православных в Вост. Пруссии, в т. ч. общину в Кёнигсберге, состоявшую из неск. десятков рус. эмигрантов. В общину входил религ. писатель, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского ун-тов Н. С. Арсеньев . В 1938-1944 гг. богослужения совершались в здании Лёбенихтской гимназии в Кёнигсберге. И единоверческая, и кёнигсбергская общины состояли в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В годы второй мировой войны численность правосл. населения в Вост. Пруссии увеличилась за счет остарбайтеров (граждане, депортированные нем. властями на территорию Третьего рейха для использования в качестве рабочей силы) и военнопленных, среди перемещенных лиц были и священники. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. После окончания войны и создания К.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию. С 1776 года – почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге. С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры. Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов. Труды: Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. – Амстердам, 1765. Описание жизни блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Галле, 1768. Курс богословия. Логика, из древних и новейших собранная. – Лейпциг, 1766. Метафизика (греч.). – Венеция, 1805. Первое столетие по воплощении Христа Спасителя. Церковная История первого Христианского века (греч.). – Лейпциг, 1806. Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. – Вена, 1801. Трактат о Системе всего сущаго. Астрономического содержания. – Вена, 1806. О приливах и отливах. Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства. Мольба греческого народа ко всей христианской Европе. О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись). Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. – СПб., 1772. Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II. Окружное послание к сербским христианам. О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку). Переводы: с латинского на греческий: Адам Зерников. Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. – СПб., 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Живя в родном доме, Даниил не оставлял занятий теми науками, которые он изучал в Киево-Братском училище. Но наклонность к тихой, уединенной, созерцательной жизни и глубокая религиозность, а также слабое здоровье заставили Даниила избрать иноческий путь жизни. И вот, когда ему исполнилось 17 лет, Даниил, с согласия своих родителей, ушел из дома отца в Кирилловский монастырь, лежащий на живописной горе, в 3 верстах от Киева. Там в 1668 году, июля 9 дня, он принял монашеский чин с именем Димитрия от игумена того яге монастыря Мелетия Дзика, бывшего ректора Киево-Братского училища. Иноческая жизнь, свободная от мирской суеты, давала ему теперь возможность осуществить свою давнишнюю мечту – быть подражателем духовно-нравственных подвигов великих угодников Божиих Антония и Феодосия, первоначальников обители Печерской, сказания о которых приводили его в религиозное воодушевление. И действительно, став иноком, св. Димитрий строго следил за собою и старался неуклонно во всем исполнять данные им иноческие обеты смирения, послушания и братолюбия. Во внимание к его безупречной и добродетельной жизни св. Димитрий был посвящен 25 марта 1669 года в сан иеродиакона Иосифом Нелюбовичем Тукальским, митрополитом Киевским. Это посвящение происходило в г. Каневе, в Каневском древнем монастыре, при архимандрите Иове Заиончковском. По посвящении, до 1675г., св. Димитрий жил в том же Кирилловском монастыре. И здесь, в тиши одиночества, в свободное от молитвенных подвигов время он продолжал усердно заниматься изучением богословских наук, много читал, писал и сочинял «повеленная от игумена или от других вышних начальников». Св. Димитрий служил в сане иеродиакона 6 лет и за это время сделался известен всем своей ученостью и благочестивой жизнью. В 1675 году архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, блюститель в то же время митрополии Киевской, вызвал св. Димитрия в Густынский монастырь близ г. Прилук и здесь в день св. Духа он был посвящен в иеромонаха, сделан проповедником и поселился в Чернигове, где и оставался до 31 июля 1677 года, находясь в кругу таких ученых людей, как Иоанникий Голятовский и Адам Зерников, и проповедуя не только в самом Чернигове, но и в других храмах епархии. В течение двух лет проповедовал св. Димитрий слово Божие и его поучения народ слушал с великим вниманием и наслаждением, потому что «слово его было твердо и солию премудрости растворено». Здесь же он написал и свое первое, дошедшее до нас, сочинение «Руно орошенное», содержащее описание чудес от чудотворной иконы пресвятой Богородицы, находящейся в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010