821 В этом легко увериться из прочтения самой речи и сравнения приведенных в ней свидетельств с источниками. V. apud Labb. Concil. VII, p. 1199 et equ.; Confer. Zoernicaw. de process. Spir. S. p. 304–308 et 373 et squ., ed. citat. 823 В заключение своего разговора с послами Лев III будтобы сказал: sic fiat..., ut quod jam nunc a quibusque prius nescientibus recte creditur, credatur. Labbei T. VII, p. 194–198. 825 Quisquis ad hoc sensu subtiliori pertingere potest, et id scire, ant ita sciens credere noluerit, salvus esse non poterit. Sunt enim multa, e quibus istud unum est, sacrae fidei altiora mysteria, ad quorum indagationem pertingere multi valent, multi vero.... non valent. Et ideo, ut praediximus, qui gotuerit et noluerit, salvue esse non poterit. И далее: bonum certe et bonum valde, utpote tam fidei sacramentum magnum, quod non licet non credere, quisquis valet ad hoc pertingere. Ibid. 826 ...non tam humana, quam divina sapientia illuminati fecerunt...; non audeo dicere, istud eos nobis minus intellexisse. Ibid. Возражения по поводу всего, изложенного здесь случая и опровержения их см. у Зерникава стр. 393–398. 827 Известно, например, что Адам Зерникав в своем знаменитом сочи­нении привел таких свидетельств почти до тысячи из 57-ми восточных пи­сателей первых десяти веков и 45 западных – первых восьми веков, хотя и он не все еще исчерпал, потому что некоторыми древними писаниями, особенно теми, которые изданы по смерти его, не пользовался. V. Zoernicaw. de process. Spir. S. Tract. I. IV. V. VIII-XIII. 832 Haeres. LXXIV, Opp. Ерирнап. Т. 1, p. 900–901, ed. 1822. χ τς ατς θετητος ις κα τ γιον πνεμα... ις δ γννητος κ πατρς κα Πνεμα προσελθν κ Πατρς. 838 Haymo, episc. Halberstadensis – homil. æstival. dominic. IV post Pascha, p. 125, ed. Colon. 1535. 839 Rabanus Maurus – homil. 105, in Opp. T. V, p. 653, ed. Colon. 1626. И в другом месте: Pater origo est Divinitatis, quando sicut de Patro genitus est Filius, ita et Spiritus S. procedit a Patre (in Ecclesiasticum lib. VI. cap. 2, T. III, p. 456).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Между тем, отношение к «внешним знаниям» у ранних старообрядцев было резко отрицательным. Православные полемисты обрушивались на церковную оппозицию, лидеров раннего старообрядчества, с обвинениями, которые по большей части сводятся к двум позициям: невежество и непокорство Церкви. И здесь Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий выступили согласно, отличаясь лишь тональностью своих реплик. Ранние старобрядцы для них − «тайноучители», скрытно смущающие народ, «мужики-неуки». Отвечать на эти обвинения ранне-старообрядческие лидеры не могли, т.к. образование их в действительности не шло ни в какое сравнение с учёностью московских «властителей дум»: Спиридон Потемкин с его «братским» образованием так и остался скорее внешним авторитетом, чем участником движения. В период раннего старообрядчества обвинения в невежестве вызывали реакцию в виде демонстративного «бравирования» неученостью и «простотой» со стороны части вождей «раскола». 377 Так, протопоп Аввакум и ряд других ранних старообрядцев стремились соотнести свой конфликт с «никонианами» с житийным топосом противостояния плотской мудрости философов и духовной мудрости простецов-святых. Адам Зерникав, посетивший Москву в конце 1670-х, так описал её элиту: «Презирают тех, кто не происходит от знатных фамилий, учёных не любят, составляют партии» 378 . Эти характеристика весьма точно отражает положение в интеллектуальной элите Великороссии к началу 1680-х годов, после смерти последнего из «великих киевлян», Симеона Полоцкого . К началу 1680-х годов в великорусской культуре произошли значительные перемены. Благодаря деятельности Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого , появлению киевских изданий, московская интеллектуальная элита оказалась в сфере влияния могилянской культуры. Однако это было именно влияние, а не восприятие. Для полноценного восприятия европейской риторической культуры столичным интеллектуалам нужно было обладать систематическим гуманитарным образованием, но получить подобное образование в России не представлялось возможным. В итоге великорусские ученики западнорусских монахов по-своему понимали и осмысляли культурную традицию, носителями которой были их учителя, причем различные ученики усваивали различные грани этой традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

493 Ibid. p. 1115. Вероятно, по этому собранию Дахера и читал Феофан вышеупомянутое сочинение Ратрамна, монаха корбейского, «contra Graecorum opposite, romanam ecclesiam infamantium, libri quatuor» (lib. III §§ 213 et 215). 494 Lib. III, § 238. Подлинное заглавие этого знаменитого сочинения (изданного Genevae 1628) есть следующее: «Pseudo-Isidorus et Turrianus vapulantes seu aditio et censura nova epistolarum omnium, quas piissimis u ibis Romae praesulibus, a beato Clemente ad Sircium etc. nefando ausu, infelici eventu, Isidorus cognomento mercator supposuit, Franciscus Turrianus iesuita adversus Magdeburgensium λγχους aculcato stylo defendere conatus est (Buddei, Isagoge p. 524. b.). 497 Ibid. p. 833. По замечанию издателя (находящемуся под буквой s) упоминаемые здесь анналы находятся в «historia Francorum scriptorium Parisiis anno 1636 ab Andrea Du Chesne edita». Из этой истории Du Chesne Феофан заимствует еще свидетельства Кеноба, Егингарда и автора жизни Карла Великого (р. 833). 515 Lib. III, § 317. Упоминаемый поэт жил в конце XV и начале XVI века. См. прим. Х, сделанное издателем к § 317. 519 В Theol. pp. 556 и 558 Феофан ссылается на известные уважаемые папистами труды – Glossa ordinaria interlinearis и Glossa marginalis. 521 Указанные труды Аманда Полянского и Беллярмина служили главными образцами и для Феофанова введения в богословие, как это видно из исследования г. Черняковского («Христ. Чт.», 1878, т. I, стр. 18–32). 522 В статье «Адам Зерников», находящейся в Трудах киев. д. академии, 1860, ч. II, справедливо замечается о трактате Феофана «de processione Spiritus Sancti», что он «весь одолжен трактатам Зерникова» (стр. 204). 524 Аманд Полянский фон-Полянедорф († 1610), реформатского фероисповедания, долго был профессором богословия в Базеле (В Швейцарии. Gass. Gesch. d. prot. Dogm. s. 396 и Buddei Isagoge p. 1131 в.). О главном его сочинении «Syntagma theologiae», изданном в первый раз Hanoviae 1615, Вальх делает такой отзыв: «opus ast copiosum; nec solum fidei, sed etiam vitae dogmata complectitur, pro regulis methodi scholasticis, satis distincte ac perspicue tradita» (Walchii, Biblioth. theol. sel. tom. I, p. 218). У нас под руками находится издание Hanoviae 1615.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

204 Трактат Тарасия о литургии напеч. к. 1629. 1729. переводы его у Строева (Опис. кн. Толстого 70. 72, Царского 89. 90. Опис. 1841, 36. 43). Сочинения Гизеля: а) мир человеку с Богом (к. 1669 г.); б) синопсис – плохая летопись, но которую много раз печатали; в) о тайне исповеди (к. 1660 г.); г) истинная вера, ответ иезуиту. Радзивиловский издал собрание поучений «огородок 1676 и венец Христов» нап. 1686. Он говорил Петру Великому орацию, которая у Толстого 2, 220. Кроме того известен Феодосий Сафанович, учитель и проповедник, а потом игумен, писавший: аа) речь Царю Алексею Михайловичу (у Бантыш-Каменского 2, пр. 179); бб) хронику; вв) выклад о Церкви Божией, изд. в Киеве 1669 г. (см. § 23). См. словарь Митрополита Евгения, история Малоросс. Б. Каменского 1, 224–227. 2, 212–217. 205 Почти все сочинения Максимовича (см. словарь Евгения) писаны стихами. Когда вышло его «Богородице дево», нап. в 1707 г., Дмитрий Ростовский писал: «книга стихов печатных прислана мне. Бог дал тем виршописателям типографию и охоту и деньги и свободно житие; мало потребныя вещи на свет происходят». Письмо писано в феврале 1708 года. 206 Рукоп. житие св. Димитрия ростов. говоря о его пребывании в Батуринском монастыре, пишет: «идеже за его игуменством преставися парижский учитель Адам Зерников». Сочинитель указывает потом на апологию Прокоповича против лютеран писанную, по его словам, тогда, как Феофан был ректором, след. в 1711–1716 г. Феофан в апологии так пишет о Зерникове: блаж. памяти Адам Зерников, когда со всей ревностию постарался узнать это дело (о происхождении Св. Духа) и пересмотрел все доказательства св. Писания и свидетельства св. Отцев, обыкновенно приводимыя, невольно покорился истине и, для спасения своего, оставя своих, искал и обрел около 20 лет пред сим отечество небесное, к которому был избран Богом, у нас в малой России. Он издал и превосходное сочинение, исполненное невероятной и самой основательной учености, в котором лучше всех своих предшественников доказал, что Дух св. происходит от Единого Отца. Miscellanea sacra, Wratisl. 1744. p. 22. Св. Димитрий был Батуринским игуменом с февр. 1682 г. по 23 окт. 1682 г. и с февр. 1686 до 14 февр. 1692 г. (Диариай). И по словам Прокоповича, Зерников скончался не прежде 1691 г. О прочем словарь Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Адам был из семьи золотых дел мастера в Кенигсберге. Свою целожизненную учебу начал в местном университете, называвшемся Академией. Уже здесь от лютеранских профессоров философии и богословия Адам усвоил историко-критический метод при изучении христианских догматов. Пробыв несколько лет в Иене и изучая св.-отеческую литературу по несовершенным еще старым патрологическим изданиям, он узнал о богатстве св.-отеческих текстов, и печатных и рукописных, находимых в Англии. Адам переселился в Оксфорд и там, расширяя свои патрологические поиски, убедился в отрыве латинского Запада от догматического наследия восточных, греческих отцов и их понимания троичного догмата. Собрав обширный материал в Англии, Адам пришел и Париж и итальянские библиотеки уже со сложившимся устремлением — самому принять православие. Греческая церковь в ту пору, в половине XVII в., сама раздиралась догматическими спорами. Он устремился в близкую ему юго-западную Русь, помышлял и о Москве. В Чернигове Адам нашел отеческий приют у науколюбивого архиеп. Лазаря Барановича. Тот дал ему хлеб насущный для заканчивания его труда об исхождении Св. Духа. В Чернигове же Адам присоединен через миропомазание к православию в церкви Бориса и Глеба. После этого съездил на поклонение киевским святыням, был ласково встречен в Лавре и получил в дар св. мощи. В Чернигове Адама повидал гетман, оценил его разностороннюю ученость и пригласил на службу при его дворце в Батурине в качестве архитектора-художника. Адам здесь чувствовал себя очень хорошо. Среди технических и служебных дел Адам, отныне «Черниговец», закончил свой труд об исхождении Св. Духа в объеме свыше 1.000 страниц печатного текста. Написал еще и другое полемическое против латинства сочинение, разбив книгу иезуита Т. Рутки. Свои сочинения в латинском тексте Адам вручил на хранение и напечатание в библиотеку киевских митрополитов. Предание говорит, будто к концу своей жизни Адам Зерникав удалился в Киево-Печерскую обитель и там принял пострижение. Его ученый труд удостоился напечатания через 90 лет после его смерти заботами киевского митрополита Самуила Миславского: — Tracmamus Theologici ormhodoxi de processuone Spirimus Sancmi а Solo Ратге, elaborami аитоге Adamo Zoernicav. Bamurini in Parva Russia. Аппо 1682. Reguo monmi. 1774—76. Прочитав этот труд, пришел от него в восторг митрополит-грек Евгений Булгарис, служивший в русской церкви на кафедрах Бессарабской и Астраханской. Он перевел книгу на греческий язык и исхлопотал у Св. Синода средства для напечатания его в двух томах в Петербурге: Аδμ Ζоιρνιχ αβоυ. Воρоσσоυ περι της χπоρεσεως τоδ αγ. Пνεματоς χ μνоυ τоδ πατρς. (СПБ. 1797 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

во время четвертого крестового похода. Затем, как Феофан, так и Зерникав рассказ о спорах из-за престола между Комненами и Ангелами, вызвавших нашествие латинян на Константинополь, о взятии последнего латинянами и их жестоком обращении с греками излагают по одним и тем же источникам – сочинениям Никиты Хониата и Льва Алляция (которые они неоднократно цитируют); неудивительно поэтому, что между рассказами их есть немало общего. Так, тирада Феофана, начинающаяся на стр. 861 словами: «monachos, qui illis communicare noluerint» и оканчивающаяся на той же странице словами: «donec omnia in cineris versa sunt» (где описываются неистовства, которым предавались латиняне на острове Кипр) есть буквальная выдержка из сочинения Льва Алляция «de perpetua Eccles. orient. et occident. consensione»; а это место Алляция почти буквально сходно и почти в тм же объеме приведено у Зерникава на стр. 921. Но так как Феофан здесь пишет непосредственно по первоисточникам, то у него есть и нечто такое, чего нет у Зерникава: именно у Зерникава нет рассказа Феофана о поругании крестоносцев над мощами св. Димитрия, почивавшими в одном фессалоникском храме (Theoph. p. 862), и рассказа о насильственной смерти греческого императора Дуки Мурзуфла и императора новооснованной восточной латинской империи Балдуина (Theoph. p. 863). На прямом заимствовании из Зерникава основано только одно место (на стр. 864), в котором Феофан указывает на то, что Адам Зерникав «в большом количестве собрал свидетельства из деяний и посланий Иннокентия» для доказательства мысли об отвращении греков от общения с латинянами, несмотря на мнимо-совершившуюся унию с ними, каковые свидетельства Зерникав, действительно, и приводит на стр. 919, 926, 928 и 941. – За рассказом об указанной унии греков следует рассказ о соединении с латинской церковью юго-западной Руси, именно – княжества галицкого, – рассказ, написанный под влиянием того же Зерникава. Так, указание на то, что галичане после смерти Романа избрали латинянина Коломанна (сына венгерского короля Андрея), который обещал апе Иннокентию присоединить Галицию к латинской церкви (Theoph.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Киевские училища были разрушены, переселился в Литву и жил в одном из монастырей, близ города Слуцка, в епархии Белорусского епископа Феодосия Васильевича, в ту пору заведывающего церковными делами в княжестве Литовском в качестве наместника митрополии Киевской, и занимался учеными трудами на пользу церкви и православия изыскивая способных сотрудников, и зная высокие достоинства Иоанникия, архиепиекоп Лазарь вызвал его к себе и в день престольного праздника в Новогородосеверском монастыре 6-го августа 1669 года поставил его в архимандрита Елецкого монастыря, которого до того времени был сам архимандритом». 2) Адам Зерников. Страдомский сообщает о нем любопытные сведения: «Зерников прибыл в Вильну, здесь познакомился с одним православным священником, который, узнав о его желании побывать в России, дал ему письмо в Чернигов к преосвященному Лазарю. Святитель принял Зерникова ласково, и вскоре он изъявил желание не только вступить в недра православной церкви, но и защищать ее своими сочинениями, и, вместо отрицания, сам сочинил опровержение лютеранского исповедания. Из Чернигова он переехал в Батурин, где гетман удержал его у себя на службе по инженерной части; но вскоре эти занятия ему наскучили, и он опять отправился в Чернигов и жил несколько времени у преосвященного Лазаря, наконец, во время игуменства св. Димитрия Ростовского в Батуринском монастыре, Зерников поступил к нему в монастырь и там пересмотрел свои записки и замечания (1682−1693), окончил свои исследования об исхождении Святого Духа от Единого Отца, и этим трудом своим опроверг все сочинения иезуитов: Чиховича, Рутки, Боймы и других и в ясном свете представил неосновательность латинского учения о сем догмате. Здесь же он окончил и поприще земного своего странствования». 3)Лаврентий Крыжанович, так назван он в словаре писат. дух. чина 11, 5, а по изданиям, при нем напечатанным в Чернигове, – Крщонович – справедливее Крещанович, – сначала игумен, потом архимандрит Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове, сочинитель книги «Руно орошенное», начальник тамошней типографии, 4)Макарий Оснецкий, иеромонах Черниговский, переводчик с греческого языка «Беседа на послания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Далеко беднее этих даровитых ученых воспитанники той же киевской школы: Тарасий Земка, Иннокентий Гизель, Антоний Радзивиловский и Иоанн Максимович , архиепископ черниговский, страстный охотник до вирш. Наконец, никто столько не был достоин общего уважения и по своей судьбе, и по учености, и по заслугам православию, как Адам Зерников, к сожалению, едва замеченный в свое время. Рожденный и воспитанный в лютеранизме, слушавший в лучших университетах запада разные науки, Адам сам по себе почувствовал недовольство лютеранизмом, разделенным на секты и послушным произволу каждого учителя. Чтение книги Митрофана Критопула «Исповедание восточной Церкви» обратило сердце его к Церкви греческой; он стал читать греческих отцов и учителей, чтобы поверить правоту ее в споре с Римом об исхождении Святого Духа. Адам посетил Оксфорд и Кембридж и посвящал дни и ночи на чтение греческих рукописей; с той же целью был в Париже и Риме. Положив твердое намерение принять православие, он хотел с кем-нибудь отправиться в Москву; но чрез Вильну прибыл к Лазарю, архиепископу черниговскому, который принял его с радостью и поместил в своем доме. Объявив пастырю свое желание, Адам вместо простого отречения от лютеранства написал опровержение лютеранской вере. Затем гетман принял его в Батурине с честью, как хорошего инженера; но Адам отказался от светской чести и, приняв иночество, посвятил время собранию розысканий своих по библиотекам запада. Около 1682 г. окончил он трактат о происхождении Святого Духа от единого Отца. Это был труд, какого дотоле не было на самом востоке, труд образцовый, как по силе доказательств, так и по духу изложения, спокойному и отчетливому. Тем не менее, в точности неизвестно, когда скончался чудный Зерников. Известно только, что он блаженно окончил жизнь в Батуринском монастыре, тогда как управлял братией св. Димитрий. § 14. На севере: просвещение, училища При самом начале патриаршества в России собор восточных патриархов вменил в обязанность каждому епископу внушать любовь к изучению священных наук и оказывать посильную помощь как наставникам, так и желающим учиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все же отделившиеся от единства веры и церкви чужды духа истины и Духа Божия, как писано в послании св. Ап. Иуды: яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих. Сии суть отделяюще себе (от единости веры), и суть телесни (душевни) духа не имуще ( Иуд.18:19 ), т.е. люди плотские, которые, как бы ни мудрствовали, мудрствуют по плоти, а не по духу. Составляемые такими людьми человеческие общества, хотя и присвоивают себе имя Церкви, однако чужды Церкви Христовой, и суть не иное что, как церковь лукавнующих, о которой царственный Пророк говорить: возненавидых церковь лукавнующих ( Пс.25:5 )». Здесь должно вспомнить, что есть обширный и превосходный трактат, составленный Адамом Зерниковом, обратившимся к Православной церкви из Лютеранства, – мужем сколько ученейшим, столько и благочестивейшим – об исхождении предвечном Духа Святого от Отца, а не от Сына. Адам Зерников родился в Кенигсберге, от родителей Лютеран, учился в лучших университетах Запада; был в Оскворде и Кембридже, Париже и Риме, наконец, в России; из Лютеранства присоединялся к Православной Церкви. Умер в 1690 годах в Батуринском монастыре. О нем и об ученых богословских трудах его см. в кн. Истор. Русс. Ц. преосвящ. Филарета Черниговского и в кн. истор. Русск. Ц. П. Знаменского . Об Адаме Зерникове из кн. Сокращ. Истории Русской Церкви Филарета Архиепископа Черниговского, изд. 1872 г. СПБ. на стран. 194 и 195 читаем следующее: «Никто (из учителей и защитников православия в XVII веке) – никто столько не был достоин общего уважения и по своей судьбе, и по учености, и по заслугам православию, как Адам Зерников, к сожалению едва замеченный в свое время. Рожденный и воспитанный в Лютеранизме, слушавший в лучших университетах Запада разные науки, Адам сам по себе почувствовал недовольство Лютеранизмом, разделенным на секты и послушным произволу каждого учителя. Чтение книги Митрофана Критжуло «Исповедание Восточной Церкви» обратило сердце его к Церкви Греческой·, он стал читать Греческих Отцов и Учителей, чтобы поверить правоту Ее в споре с Римом об исхождении Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

568 Характерные черты этой постановки суть, с одной стороны, мысль о трансцедентальном характере тайны Троицы, и с другой – указание в возражениях противников логической ошибки – quaternion terminorum. 569 На основании автобиографии Зерникава (см. статью в «Труд. киевск. дух. акад.» 1860, ч. II: «Адам Зерникав» – обозрение рукописи, содержащей в себе автобиографию Зерникава) жизнеописания последнего (Vita Adami Zoernicavii viri erudissimi ex ea narration, qum olim Adamus sua manu scripseat, compressioribus verbis collecta et saltem adumbrata), предпосланного изданию упомянутого труда его (Regiomonti 1774–1775), мы цитируем возможность сообщить следующие сведения о жизни этого замечательного человека. Адам Зерникав родился 21 сентября 1652 года в Кенигсберге от родителей лютеранского вероисповедания. Получиы образование в кенигсбергской академии, в которой изучал философию и богословие, он предался путешествиям, во время которых изучал богословие, юридические науки, военную архитектуру, геометрию, астрономию, астрологию и языки. После ученых занятий в Иене он занимался в библиотеках: гамбургской, оксфордской (библиотеке бодлейской), кембриджской, лондонской (библиотеке коттонианской) и падуанской. Добытое путем серьезного изучения богословия убеждение в истинности учения православной церкви и желание послужить на пользу России через занятие в ней какого-либо более или менее высокого поста побудило его отправиться в Россию. Из Падуи через Аугсбург, Прагу и Польшу он прибыл в Малороссию и, присоединившись в Чернигове к православной церкви, поступил на службу к малороссийскому гетману. Резиденция гетмана – Батурин сделалась его постоянным местопребыванием. Приобретя большой запас знаний во время путешествий и изучив, кроме природного и латинского языков, языки: английский, французский, итальянский, польский и русский, он представляля собою человека блестяще образованного по тому времени. Но не судил Бог этому многообещавшему иностранцу совершить для нашего отечества все то благо, какое он желал сделать: он умер в бедности и неизвестности неоцененный современниками (при жизни своей он «paucis obolis dingus judicabatur» и даже «derisui habebatur», как говорит Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010