Ап. Павлу было разрешено «говорить за себя» и он произнёс защитительную речь. Обращаясь к Агриппе, апостол высказал свое удовольствие, что ему приходится говорить пред человеком, знающим обычаи и спорные мнения иудейского народа. Затем он изложил свою жизнь и особенно подробно события из нее, предшествовавшие его обращению. В заключение речи ап. Павел обратился к совести царя и сказал, что он не мог оставаться непослушным небесному явлению и единственная его вина состоит в его вере, что исполнилась, наконец, надежда отцов и что Мессия пришел на землю и этот Мессия есть Христос, воскресший из мертвых. Речь апостола, произнесённая с большим одушевлением, не произвела должного влияния на присутствующих по холодности их сердец. Фест слова ап. Павла принял за помешательство, происшедшее у апостола от многой учёности, Агриппа отделался остроумным ироническим замечанием: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином» ( Деян.26:28 ). На это замечание апостол смело ответил: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» ( Деян.26:29 ). После небольшого совещания царь Агриппа сообщил Фесту, что он не находит никакой вины за узником и его можно освободить, если бы он не потребовал суда кесаря. Поэтому решено было отправить узника в Рим 91 . Отплытие в Рим затянулось до конца лета или до начала осени 60 г. 92 . В древности, по причинам сильных ветров и бурь, на Средиземном море навигация обычно приостанавливалась с конца октября и до марта. Путники спешили с расчётом до прекращения навигации прибыть в Рим. Апостол плыл под надзором сотника римского императорского полка, по имени Юлия. Он относился к узнику человеколюбиво и позволил ему (в Сидоне) сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Спутниками апостола были Лука, Аристарх Солунский, Марк, Димас и Тимофей 93 . Плыли по побережью Сирии, но неблагоприятные ветры стали давать себя чувствовать уже у острова Кипра; достигнув Мир Ликийских на побережье Малой Азии, переменили корабль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Молчание врагов Христа, по меткому замечанию Джона Р.У.Стотта, есть «не менее красноречивое доказательство воскресения, чем свидетельства апостолов». Насмешки над христианами в Афинах Когда Павел говорил жителям Афин о воскресении Христа, им нечего было ответить на его слова: «Услышавши о воскресении мёртвых, одни насмехались...» ( Деян. 17:32 ). Насмехались они только потому, что не могли понять, как может человек восстать из мёртвых. Мы не слышим даже попыток этих людей защитить свою точку зрения, которая, по сути, сводится к словам: «Не морочьте мне голову фактами, я уже всё для себя решил». Почему в Греции, в противоположность Иерусалиму, Павла встретило подобное неверие? Дело в том, что о пустой гробнице хорошо знали все жители Иерусалима (она была прямо там, и любой мог пойти посмотреть на неё). От Афин же она была далеко, и мало кто знал об этом свидетельстве воскресения. Слушатели Павла не стали проверять его рассказа, предпочитая вместо этого подвергнуть апостола своим невежественным насмешкам. Такую позицию смело можно назвать интеллектуальным самоубийством. Перед Агриппой и Фестом в Кесарии Павел сказал Агриппе и всем, кто присутствовал на суде, что Христос «...имел пострадать и, восстав первый из мёртвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел, большая учёность доводит тебя до сумасшествия. Нет. достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла: ибо знает об этом царь, пред которым и говорю смело; я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто, ибо это не в углу происходило; веришь ли, царь Агриппа, пророкам? знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» ( Деян. 26:23–28 ). Вновь, как и в Афинах, Павел сталкивается с неверием. Он снова говорит о восстании Иисуса из мёртвых ( Деян. 26:23 ), не получая в ответ никакого убедительного опровержения, только насмешки, исходящие от Феста. Свою защиту Павел строит на словах «здравого смысла» ( Деян. 26:25 ), подчёркивая, что учение его основано на фактах, которые «не в углу происходили» ( Деян. 26:26 ). Своими доказательствами он пытается заставить Агриппу и Феста задуматься, однако Фест, подобно афинянам, предпочитает отделаться от Павла насмешкой. Этот случай произошёл в Кесарии, где о пустой гробнице навряд ли было всем известно. Поездка в Иерусалим подтвердила бы слова Павла. Достоверный исторический факт

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Обличив явную и неосновательную дерзость, Павел поступил по примеру Иисуса Христа, Который так же обличил несправедливость ударившего Его прежде осуждения. Сейчас нами сказано было о слабости зрения Ап. Павла, – действительно, это был недуг, на который он часто жаловался, это было именно то «жало в плоть» ( 2Кор.12:7 ), от которого он страдал. Воспалительное состояние глаз Господь оставил на Апостоле, как неизгладимый знак Своего чудесного явления ему на пути в Дамаск; Павел сам говорил, что лишился зрения от внезапной славы света того, так что с открытыми глазами он никого не видел, и если потом зрение ему было даровано, всё же слабость в нем могла остаться: полуденное путешествие под жгучим сирийским солнцем, блеск света превзошедшего даже этот полуденный свет и слепота постигшая Апостола – могли произвести воспаление и ослабление его глаз; его пребывание в пустыне и Дамаске, где многие страдают глазами, могло поддерживать эту слабость зрения, а порою и усиливало ее. Слова Павла в послании к Галатам: «вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им… Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ) достаточно ясно намекают на повреждение зрения, которое имело по временам свои припадки и сопровождалось головною болью. Вот почему, высказав упрек обидевшему его первосвященнику, Павел имел основание оправдываться, что он не мог рассмотреть, что его обидчик – первосвященник. 4300 Царь Агриппа – это был Агриппа II-oй, сын Ирода Агриппы I-ro, последний царь из фамилии Иродов, владетель некоторых областей в Сирии. 4301 Мелит – нынешняя Мальта, остров на юг от Сицилии; на Мальте и доселе существует предание о пребывании там Апостола Павла. 4304 Путеолы – ныне Пуццоло, приморский город близ Неаполя. Аппиева площадь – небольшой городок, около 60 верст от Рима. Три гостиницы – местечко в 15 верстах от Рима. 4307 Никифор Каллист – греческий церковный историк; особенно замечательна его «Церковная История» в 23 книгах, из коих до нас дошли первые 18, а из остальных только отрывки; скончался в 1350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Деян.26:2. царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, Деян.26:3. тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.    Апостол начинает свою речь обращением к царю с таким же достоинством, с каким он незадолго перед тем обращался к Феликсу. Он выражает радость по поводу того, что имеет случай защищать свое дело перед царем и при том — перед таким царем, который знает все обычаи и спорные мнения иудеев и, следовательно, лучше, чем другие, в том числе и прокуратор, может судить о его невиновности в тех преступлениях, в каких обвиняют его Иудеи, считая его достойным смерти. Деян.26:4. Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; Деян.26:5. они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.    Собственно речь в защиту себя Апостол начинает ссылкой на свидетельство тех, кто знает его еще до обращения его в христианство. Он указывает на то, что еще с самых ранних лет своей юности он воспитывался не в Тарсе, где родился, а в Иерусалиме, куда, вероятно, привезли его еще мальчиком для обучения закону Божию. Жил он, как фарисей, в полном согласии с требованиями этой строжайшей, консервативной секты иудейства. Деян.26:6. И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, Деян.26:7. которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Деян.26:8. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?    Затем Апостол переходит к настоящему своему положению, как узника, и говорит, что не за измену своим прежним убеждениям его хотят судить и предать смерти, но единственно за общую у него со всеми Иудеями надежду на мессианское царство, обещанное Богом предкам иудеев и ожидаемое всем народом. Иудеев особенно раздражало то, что Апостол в основание своей проповеди о наступившем уже царстве Мессии полагал учение о воскресении Иисуса из Назарета, почему он и говорит: «Ужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

13:28); а здесь ничего такого не говорит, чтобы еще более не воспламенить гнева их, но указывает на тоже самое словами: « Христос имел пострадать »; так он не касается вины их! То, что я возвещаю, говорит, т. е., что Христос первый восстал из мертвых, подтверждаю пророками: и пророки возвещают это. Потому примите это учение, как согласное с пророческим. Сказав о видении, он далее безбоязненно говорит и о делах, О каких? « Открыть глаза им », говорит, « чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу ». « Ибо Я для того и явился тебе », т. е. не для того, чтобы наказать тебя, но чтобы сделать апостолом. Смотри, он указывает на то зло, которое обдержит неверующих: на сатану и мрак, и на блага верующих, которые суть: свет, Бог, наследие святых. Увещевает не просто покаяться, но и показать жизнь достойную удивления. И, смотри, везде в речи он упоминает о язычниках, потому что между присутствующими были язычники. « Свидетельствуя », говорит, « малому и великому », т. е. и знатному и незнатному. Это он сказал в отношении к воинам. Здесь оставив оправдание, он принимает на себя дело учителя. Потому Фест и сказал ему: « безумствуешь ». Но, чтобы показать, что не он сам учит, указывает на пророков, на Моисея: « что Христос », говорит, « имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам ». На это « Фест громким голосом сказал ». Так, это был голос негодования и гнева. 4. Что же Павел? « Нет », говорит, « ибо это не в углу происходило ». Здесь он говорит о кресте, о воскресении, говорит, что это учение известно по всей вселенной. « Веришь ли, царь Агриппа », — не сказал: воскресению, но: « пророкам? » И предупреждая его, продолжает: « знаю, что веришь ». Агриппа же отвечает ему: « ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином ». По недоразумению, слово: скоро (ενολψ) Павел принял за слово: « немного не » ( " εζολγου); потому отвечает и на это; так он был прямодушен! Он не сказал: я не хочу этого, но: « молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все », — так слова его чужды лести! — « молил бы я Бога, чтобы слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Безумствуешь ты, Павел» – выражение, по-видимому, относится ко всей речи Павла о своем обращении и ко всему его поведению после этого обращения, в котором скептик Фест не мог усмотреть ничего, кроме обыкновенного бреда расстроенного воображения. «Большая ученость доводит тебя до сумасшествия» – Фест высказывается насмешливо, что Павел слишком заучился, отчего у него, как говорится, ум за разум зашел – отзыв крайнего легкомыслия, говорящий о большом невежестве и самого Феста. По-видимому, заключение о большой учености Павла Фест сделал из того, что Павел приводил столь многочисленные ссылки на пророчества, подтверждавшие его учение о Христе. Деян.26:25 .  Нет, достопочтен­ный Фест, сказал он, я не безум­с­т­ву­ю, но говорю слова истины и здравого смысла. Деян.26:26 .  Ибо знает об этом царь, перед­ которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу про­исходило. Достаточно почтительно, но с полным достоинством, кратко и сильно, апостол отрицает упрек и подозрения Феста. «Я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла!» Для уверения в сем не понимающего дела язычника апостол ссылается на более понимающего и смыслящего в сем деле иудея, царя Агриппу, к которому собственно и обращена вся эта речь апостола ( Деян.26:2–3 ). Прав апостол и в фактической стороне своего учения. Извинительно, что Фест, как новый человек, сомневается в верности проповедуемого Павлом. Но быть не может, чтобы от царя было скрыто «что-нибудь из сего», т. е. из того, что относится к жизни и деятельности Иисуса и к жизни первохристианской Церкви после Его вознесения, ибо все «это не в углу происходило...» – не втайне, а всенародно, и не в одном Иерусалиме, а и в виду всей Палестины. Деян.26:27 .  Веришь ли, царь Агриппа, про­рокам? Знаю, что веришь. Деян.26:28 .  Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Деян.26:29 .  Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слуша­ю­щие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Узы были похвалой Павла ( Еф.3:1 ; Еф.4:1 ; Флм.1 ; Флп.2:17 и д.), но конечно, он не желал, чтобы все христиане, его возлюбленные чада, были в узах всегда (ср. Злат. и Феофил.). Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павла (30–32) 30. Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали; 31. И, отшедши в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего достойного смерти или уз не делает. 32. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить сего человека, если бы он не потребовал суда у Кесаря. Посему и решился правитель отправить его к Кесарю. Когда он сказал это и пр.: разбуженное чувство царя было подавлено им и выразилось в легкомысленной остроте; но премудрый апостол не дал совсем подавить его и своим задушевным и трогательным ответом снова поднял его и поднял с такой силой, что царь не мог долее слушать его и потому поспешил закрыть, или собственно прервал, заседание (он же и открыл его, ст. 1), хотя, без сомнения, апостол готов был и еще говорить в свое оправдание, пользуясь дозволением царя (ст. 1). – Царь встал, за ним Фест, Вереника и все присутствовавшие. – Отошедши в сторону: греческое слово скорее означает удаление в другую комнату, чем удаление в сторону в той же комнате. Выйдя, они говорили между собою, т.е. выражали единодушно мнение, что если Павел действует по тем религиозным началам, какие он высказывает, то он не делает (настоящее – для обозначения всей деятельности Павла, и прошедшей) ничего достойного не только смерти, но и уз. – Агриппа, мнение которого знать особенно желал прокуратор ( Деян.25:26 ), выразил особенно свое мнение, сказав, что можно бы теперь же освободить его от оков и признать оправданным от возводимых на него обвинений, если бы он не апеллировал к Кесарю. Этой апелляцией Павел изъял себя от суда низшей инстанции – прокураторского и должен был отправиться в Рим, что и решил теперь Фест. Глава 27 Путешествие апостола Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Киликийских (1–5) 1. Когда решено было плыть нам в Италию; то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. 2. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх Македонянин из Фессалоники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://moral.ru/feodorovskaya/

Один раз царь Агриппа ( Деян. 26, 28 ), выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином» ( Деян. 26, 28 ). В другой раз святой Петр написал: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет. 4, 15–16 ). Из обоих случаев видно, что верующим во Христа имя «христианин» давали посторонние и что оно считалось тогда укоризненным. Так упоминали о верующих языческие писатели первых веков, именуя их «так называемыми христианами». Так это имя употребляется в христианских апологиях при объяснениях с язычниками. Так обычно встречается оно в описаниях мученичеств. «Христианин», «христианин», – отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он, не христианин ли он. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» ( Мф. 10, 22 ), – предсказывал Господь Своим ученикам. Но вместе со славой страданий за Христа и с распространением веры между всеми народами имя «христианин» стало нашей славой, как и Крест, прежде бывший древом проклятия, орудием казни. Поэтому автор Деяний апостольских заметил, что при описании основания Апостольской Церкви, когда именно началось имя христиан, в последующем столь известное и для язычников, но сперва не бывшее в употреблении между верующими, именем этим заменены другие имена, которыми до тех пор называли нас в укор; до тех пор нас называли назореями или назарянами и галилеянами, как и Господа нашего Иисуса Христа называли Назарянином. Но такие названия могли иметь укоризненный смысл наиболее между иудеями, где Галилея и Назарет находились в презрении. В странах языческих потребовалось для нас другое имя, и вот оно в первый раз дано нам в Антиохии. Впрочем, таким образом исполнено предназначение Божие, высказанное через пророка: «рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины» ( Ис. 65, 15–16 ). Исполнено это пророчество через неверных подобно тому, как и Совет Божий о Самом Иисусе Христе исполнен руками беззаконных ( Деян. 2, 23; 3, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Юлий Юлий ( Дeяh. XXVII, 1, 3 ) – сотник Августова полка. В третье апостольское свое путешествие ап. Павел, обозревши церкви Галатийскую и Фригийскую, был в Эфесе, в Македонии, в Коринфе, Троаде, Милете, Тире, в Кесарии и наконец прибыл в Иерусалим. Здесь братия встретили Павла с радостью. Но когда азийские иудеи увидели его в храме, возмутили весь народ и, наложивши на него руки, кричали: Израильтяне! помогите; вот этот человек везде своим учением восставляет всех против нашего народа, против закона и этого места. Весь город пришел в движение; сбежался народ. Павла схватили, извлекли из храма и хотели убить. От смерти спас апостола тысяченачальник с отрядом воинов, который после бесполезных для дела допросов узнал, что более сорока человек иудеев дали заклятие не есть и не пить, пока не убьют Павла, и поэтому ночью под крепким прикрытием из пеших и конных воинов отправил его при письме в Кесарию к правителю Феликсу. Феликс, со своей стороны, несколько раз допрашивал Павла и, вполне соглашаясь с тысяченачальником в невинности узника, продержал, однако, его под стражей два года, выжидая получить награду за его освобождение, и оставил его в узах преемнику своему Порцию Фесту. Сей также признавал Павла невинным, с чем соглашались царь Агриппа и сестра его, Вереника, слушавшие речь Павла по приглашению Феста, а также и члены совета, и все решили, что апостол не сделал ничего достойного смерти или уз и следовало бы его освободить, но он сам потребовал суда у кесаря. И поэтому Фест отправил Павла с другими узниками в Италию морем, и отдали его и некоторых узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Свое внимание к Павлу Юлий проявил еще на пути, когда корабль около острова Мальты сел на мель и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн и воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. В это время сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться, кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля, и таким образом все спаслись на землю ( Дeяh. XXVII, 41–44 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010