Царь Петр I cahkцuohupobaл издание отечественного предсказательного календаря, составленного В. Киприяновым не только на основе иностранных сочинений, «но и по старым московским пасхалиям, планидникам, громникам, колядникам и травникам». Общее редактирование издания осуществлял один из ближайших сподвижников Петра, граф Я. В. Брюс, поэтому календарь был назван «Брюсов». Сохранилась гороскопическая (натальная) карта Петра (предположительно составлена в 1721-1725). В 1842 г. вместе с гороскопической картой Петра был опубликован ее гороскопический анализ, выполненный астрономом А. И. Лекселем не ранее 1771 г. по просьбе акад. Г. Ф. Миллера, в котором астроном отмечал положительные и негативные личные качества Петра I. В XVIII в. известность астролога приобрел академик Г. В. Крафт, который в 30-х гг. давал прогнозы о погоде, возможных наводнениях в Санкт-Петербурге для императрицы Анны Иоанновны. В 1740 г. он подготовил гороскоп императора-младенца Иоанна VI Антоновича (по другим сведениям, его составил математик академик Л. Эйлер). Среди простых людей b XVIII-XIX вв. в России продолжала бытовать «народная» астрология, напр., в виде «Брюсова календаря», образованные люди пользовались западноевропейской расчетно-гороскопной астрологической системой. В связи с общим интересом к оккультизму и спиритизму в кон. XIX — нач. ХХ в. оживился интерес к астрологии, в частности среди интеллектуальной и художественной элиты. Активно применял методы астрологического исследования Н. А. Морозов (1854-1946), который в книге «Откровение в грозе и буре» (1907) каждому образу Апокалипсиса и пророческих книг Ветхого Завета дал астрологическое толкование. В. Я. Брюсов перевел книгу Ж. Орсье об Агриппе Неттесгеймском (М., 1913). Поэт Велимир Хлебников (1885-1922) создал «Доски судьбы», высчитывая временные интервалы между различными значительными историческими событиями, на основе чего строил прогнозы, в частности предсказал Октябрьскую революцию 1917 г. (Степанов Н. Творчество Велимира Хлебникова//Хлебников В. Соч.: В 5 т. Л., 1928. Т. 1. С. 42).

http://sueverie.net/astrologiya-v-drevne...

История оккультизма восходит к XVI веку, это понятие ввел философ Аргипп Неттесгеймский, через три века термин «оккультизм» стал употреблять Элфиас Леви, практикующий гадание на картах Таро. В современном мире существует множество оккультных практик. Самые известные из них: Одним из самых известных оккультистов был граф Калиостро, который по слухам мог исцелять даже самые тяжкие недуги и Сент-Жермен, утверждавший, что изобрел элексир вечной жизни. Многие известные люди, к сожалению, тоже поддались ложному очарованию оккультных «наук». Многие оккультные сообщества становились со временем агрессивными. Так немецкое «общество Туле», взявшее свое название от мифической Гипербореи, объединило членов национал-социалистической партии Германии. Идея об арийской расе, ставшая виной многочисленных жертв нацизма, возникла из-за мифа о том, что некогда территорию Германии населяли особые люди, которые были выше других народов, высокие и светловолосые они выгодно отличались красотой и интеллектом. Знаком общества Туле была свастика, ставшая печальным символом жестоких убийств и попыток истребить целые народы. Читайте также — Оккультизм проникает в церковную среду, или для чего православному священнику уподобляться экстрасенсу? Оккультизм и православие Православие осуждает любые языческие направления и оккультные науки, как ложные учения, не имеющие отношения к христианству. Многие оккультисты используют православную церковную атрибутику в своих ритуалах. Мы часто можем увидеть «заговоры с молитвой», иконы у «колдунов» и «шаманов», утверждающих, что их практика и дар имеют божественную природу. Церковь призывает с осторожностью относиться к таким утверждениям, потому что «игры» с миром духов в лучшем случае могут оказаться мошенничеством, в худшем угрожают жизни и здоровью человека. Русская Православная Церковь не практикует заговоры, магию и гадание на картах. Оккультизм не имеет отношения к Божественному Откровению, и члены Церкви не должны заниматься никакими оккультными практиками.

http://pravmir.ru/okkultizm/

В «следственном деле» Б. есть упоминание о несохранившемся соч. «Dei Segni dei tempi» (О знамениях времени), изданном в Венеции во время первого скитания Ноланца по Сев. Италии. Б. является автором комедии «Il Candelaio» (Подсвечник, 1582) и несохранившейся поэмы «L " Arca di Noè» (Ноев ковчег). Известны его речи: «Oratio valedictoria» (Прощальная речь, 1588), произнесенная в Виттенберге; «Oratio Consolatoria» (Утешительная речь, 1589), на смерть брауншвейгского курфюрста Юлия II. Учение Сложность интерпретации учения Б. обусловлена особенностью его метафорического, поэтического языка. Его философия («ноланская философия», «философия рассвета») является характерным для эпохи Возрождения синтезом разнородных представлений. Учение Б. возводится к идеям ренессансных неоплатоников, герметиков и каббалистов: М. Фичино , Дж. Пико делла Мирандола , Агриппы Неттесгеймского ; средневек. и ренессансных аверроистов и пантеистов: Давида Динантского , П. Помпонацци , С. Порцио. Б. также активно использовал нек-рые идеи Фомы Аквинского , Николая Кузанского , Эпикура (точнее, эпикурейско-стоического синтеза Лукреция ). Отвергая схоластический аристотелизм, Б. восторженно принимал открытия астрономии и математики своего времени, но его профетический склад ума, поэтическая натура придавали научным теориям мистическо-философский, оккультный смысл. Он считал свою философию началом нового религиозно-этического учения, новой магико-неоплатонической синкретической религии, соединяющей древнюю мудрость, магию, достижения естествознания и якобы способной заменить все исторические религии, в т. ч. христианство. Несмотря на попытки заинтересовать этим протестант. государей и протестант. ун-ты, Б. относился к протестантизму прохладно, возлагая надежды на реформирование католич. Церкви на основе своего учения. Обретение новой религиозности он видел на пути «возвращения» к «древнеегипетской» религии, представленной в сочинениях «Герметического корпуса». Главная интуиция философствования Б.- единство и бесконечность мира.

http://pravenc.ru/text/153489.html

Царь Петр I санкционировал издание отечественного предсказательного календаря, составленного В. Киприяновым не только на основе иностранных сочинений, «но и по старым московским пасхалиям, планидникам, громникам, колядникам и травникам» ( Бородин А. В. Московская гражданская типография и библиотекари Киприановы//Тр. Ин-та книги, документа, письма. М.; Л., 1936. Т. 5. С. 78-79). Общее редактирование издания осуществлял один из ближайших сподвижников Петра, гр. Я. В. Брюс, поэтому календарь был назван «Брюсов». Сохранилась гороскопическая (натальная) карта Петра (предположительно составлена в 1721-1725). В 1842 г. вместе с гороскопической картой Петра был опубликован ее гороскопический анализ, выполненный астрономом А. И. Лекселем не ранее 1771 г. по просьбе акад. Г. Ф. Миллера , в к-ром астроном отмечал положительные и негативные личные качества Петра I. В XVIII в. известность астролога приобрел акад. Г. В. Крафт, к-рый в 30-х гг. давал прогнозы о погоде, возможных наводнениях в С.-Петербурге для императрицы Анны Иоанновны . В 1740 г. он подготовил гороскоп императора-младенца Иоанна VI Антоновича (по др. сведениям, его составил математик акад. Л. Эйлер). Среди простых людей в XVIII-XIX вв. в России продолжала бытовать «народная» А., напр., в виде «Брюсова календаря», образованные люди пользовались западноевроп. расчетно-гороскопной астрологической системой. В связи с общим интересом к оккультизму и спиритизму в кон. XIX - нач. XX в. оживился интерес к А., в частности среди интеллектуальной и художественной элиты. Активно применял методы астрологического исследования Н. А. Морозов (1854-1946), к-рый в кн. «Откровение в грозе и буре» (1907) каждому образу Апокалипсиса и пророческих книг ВЗ дал астрологическое толкование. В. Я. Брюсов перевел книгу Ж. Орсье об Агриппе Неттесгеймском (М., 1913). Поэт Велимир Хлебников (1885-1922) создал «Доски судьбы», высчитывая временные интервалы между различными значительными историческими событиями, на основе чего строил прогнозы, в частности предсказал Октябрьскую революцию 1917 г. ( Степанов Н. Творчество Велимира Хлебникова// Хлебников В. Соч.: В 5 т. Л., 1928. Т. 1. С. 42).

http://pravenc.ru/text/76752.html

Царь Агриппа II-й и Вереника слушают Апостола Павла (Деян. 25:13—27) Деян.25:13. Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.    Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия).    Это был последний царь из фамилии Иродов, с которым этот царствовавший дом прекратился. Он был сын Ирода Агриппы I-ro (см. 12 гл.), правнук Ирода Великого, брат Друзиллы, жены бывшего прокуратора Феликса. Воспитывался он при дворе рим. имп. Клавдия, который недолго спустя после смерти отца его дал ему во владение Халкис в Сирии, а через 4 года (около 53 г. по Р. Хр) всю прежнюю тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания с титулом царя и полномочием — иметь попечение и надзор за храмом иерусалимским (при нем и была окончена постройка всего храма) и избирать иерусалимских первосвященников. Вереника была его родная сестра, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, потом по смерти его жившая в беззаконной связи с братом своим Иродом Агриппой 2-м, потом вышедшая за Киликийского царя Полемона и после бывшая в связи с Веспасианом и Титом. Так как Агриппа был в вассальных отношениях к Риму, то потому счел своим долгом поздравить нового прокуратора. Деян.25:22. Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услышишь его. Деян.25:23. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел.    Считая Агриппу сведущим во всех иудейских делах, Фест обстоятельно изложил ему все дело Павла. Рассказ Феста возбудил в Агриппе желание видеть и слышать такого узника, против которого так вооружены иудеи и которого, однако, прокуратор находил невинным. Очень вероятно, что Агриппа и прежде слышал что-нибудь об Апостоле, слышал, конечно, и о христианстве, равно, как и Вереника, и теперь они рады были случаю видеть и слышать одного из самых важных проповедников христианства. Желание высокого гостя было исполнено на другой же день. Агриппа и Вереника с царской пышностью вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами. В Кесарии, как резиденции прокуратора, было пять когорт римского войска, и, следовательно, пять тысяченачальников. В общем собрание это было весьма блестящим и многочисленным, и на это-то блестящее собрание, состоявшее из представителей военного и гражданского ведомства Кесарии с царем и его сестрой и правителем провинции, был приведен святой Апостол Павел в узах (Деян. 26:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Между тем, как Фест ожидал случая отправить Павла наряду с другими узниками к кесарю, для поздравления его с должностью иудейского правителя прибыл в Кесарию Агриппа, царь Халкидский 59 . Вместе с ним прибыла и знаменитая своею красотою сестра его Вереника, которая, после развода с Полемоном, царем Киликийским, жила у Агриппы 60 . Прибытие их послужило для Павла поводом еще раз торжественно засвидетельствовать перед лицом иудеев о том уповании, ради которого он был заключен в узы. Поскольку Агриппе, как иудею по происхождению, хорошо известна была иудейская религия и поскольку он имел право назначать первосвященников и заботиться о благоустройстве Иерусалимского храма 61 , в осквернении которого обвиняли Павла, то Фест, желая воспользоваться его сведениями и советом, пересказал ему историю судопроизводства над Павлом. Рассказ этот вызвал у Агриппы желание выслушать самого Павла. Фест согласился и назначил собрание, в котором должны были присутствовать Агриппа, Вереника, тысяченачальники и все почетные кесарийские граждане. Когда Павел был приведен в собрание, Фест сказал: «Царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! Вы видите человека, против которого и ...в Иерусалиме, и здесь... иудеи во множестве приступали ко мне с криком, что ему не должно более жить. Но я нашел, что он... ничего... не сделал... достойного смерти, и так как он сам потребовал суда у кесаря, то я решился послать его/к нему/. Теперь, не имея ничего досто верного, что бы можно было написать о нем государю, я представляю его вам и особенно тебе, царь Агриппа, дабы по рассмотрении было мне что написать. Ибо мне кажется неприлично послать узника и не указать, в чем его обвиняют» (ср. Деян. 25, 23–27 ). После этого Агриппа позволил Павлу говорить за себя, и тот, простерши вверх руку 62 , в свою защиту сказал следующее: «Царь Агриппа! Я почитаю себя счастливым, что... пред тобою... сегодня могу защищаться от всех обвинений, которые предъявляют мне иудеи 63 , тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения иудейские. И потому прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности/моей/, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи... Знают также обо мне издавна, ежели захотят свидетельствовать, что я жил... по... учению... фарисейскому, строжайшему в нашем вероисповедании. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога... отцам... нашим, исполнение которого надеются увидеть все наши двенадцать колен, непрестанно служа/Богу/день и ночь. Эту -то надежду, царь Агриппа, ставят мне в вину иудеи. Что же, неужели вы... почитаете... невероятным, что Бог воскрешает мертвых? Правда, я и сам думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея,.. и... я... делал... это... в Иерусалиме» (ср. Деян. 26, 2–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Между тем, как Фест ожидал случая отправить Павла наряду с другими узниками к кесарю, для поздравления его с должностью иудейского правителя прибыл в Кесарию Агриппа, царь Халкидский . Вместе с ним прибыла и знаменитая своею красотою сестра его Вереника, которая, после развода с Полемоном, царем Киликийским, жила у Агриппы . Прибытие их послужило для Павла поводом еще раз торжественно засвидетельствовать перед лицом иудеев о том уповании, ради которого он был заключен в узы. Поскольку Агриппе, как иудею по происхождению, хорошо известна была иудейская религия и поскольку он имел право назначать первосвященников и заботиться о благоустройстве Иерусалимского храма , в осквернении которого обвиняли Павла, то Фест, желая воспользоваться его сведениями и советом, пересказал ему историю судопроизводства над Павлом. Рассказ этот вызвал у Агриппы желание выслушать самого Павла. Фест согласился и назначил собрание, в котором должны были присутствовать Агриппа, Вереника, тысяченачальники и все почетные кесарийские граждане. Когда Павел был приведен в собрание, Фест сказал: Царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! Вы видите человека, против которого и в Иерусалиме, и здесь иудеи во множестве приступали ко мне с криком, что ему не должно более жить. Но я нашел, что он ничего не сделал достойного смерти, и так как он сам потребовал суда у кесаря, то я решился послать его к нему. Теперь, не имея ничего достоверного, что бы можно было написать о нем государю, я представляю его вам и особенно тебе, царь Агриппа, дабы по рассмотрении было мне что написать. Ибо мне кажется неприлично послать узника и не указать, в чем его обвиняют (ср.: Деян. 25, 23–27). После этого Агриппа позволил Павлу говорить за себя, и тот, простерши вверх руку , в свою защиту сказал следующее: Царь Агриппа! Я почитаю себя счастливым, что пред тобою сегодня могу защищаться от всех обвинений, которые предъявляют мне иудеи , тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения иудейские. И потому прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Знают также обо мне издавна, ежели захотят свидетельствовать, что я жил по учению фарисейскому, строжайшему в нашем вероисповедании. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога отцам нашим, исполнение которого надеются увидеть все наши двенадцать колен, непрестанно служа Богу день и ночь. Эту-то надежду, царь Агриппа, ставят мне в вину иудеи. Что же, неужели вы почитаете невероятным, что Бог воскрешает мертвых? Правда, я и сам думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея, и я делал это в Иерусалиме .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом. Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз. Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле). Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос. Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить. А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату .

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

Глава 26 Защитительная речь Павла пред собранием во главе Агриппы и Феста (1–29). Мнение Агриппы и собрания о деле Павла (30–32) Деян.26:1 .  Агриппа сказал Павлу: по­зволяет­ся тебе говорить за себя. Тогда Павел, про­стерши руку, стал говорить в свою защиту: Как царь и почетный гость прокуратора Агриппа первенствует в собрании, открывая и закрывая заседание. Знаменательно при этом, что, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, Агриппа, воспитанный при дворе римском, обнаруживает такую деликатность по отношению к прокуратору, выражаясь безлично при обращении к Павлу: « «позволяется» (а не: позволяю) тебе говорить». «Простерши руку». Ораторский прием для усиления торжественности минуты и произносимой речи, в данном случае имевший особую силу и значение. Простертая рука, на которой висела цепь, – какой сильный символ несвязуемости внутренней духовной свободы и правды дела! «Слово Божие не вяжется!». Речь Павла по существу не представляет ничего нового, чего он не говорил прежде. Особенность ее в том, что она является победоносною торжественною защитою не столько самого Павла, сколько всего христианства, как истинно Богооткровенной религии. Исходным пунктом речи служит мысль о тесной связи Ветхого Завета с Новым. Выходя из этой мысли, Павел объявляет, что его вина состоит разве только в том, что он верил в исполнение обетования, непреложность которого признавали и сами иудеи, хотя и не считали его исполнившимся. Деян.26:2 .  царь Агриппа! по­читаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед­ тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, Деян.26:3 .  тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мне­ния Иудеев. Посему про­шу тебя выслушать меня великодушно. «Почитаю себя счастливым». Павел, без сомнения, совершенно искренно говорил и мог говорить так. Он выражает вполне естественно свою радость, что имеет случай защищать себя, во-первых, пред царем, и, во-вторых, пред таким царем, которому лучше других известны «все обычаи и спорные мнения Иудеев» и который, следовательно, лучше, чем другие (например, прокураторы Иудеи), мог судить о невинности его и высшей правде его дела. Такие случаи – излагать это правое дело, имеющее всеобщее значение, пред такими именитыми слушателями – представлялись нечасто, зато особенным образом служили к славе имени Христова и к оправданию христианства в глазах целого мира. Вот почему вполне естественно, что «Павел с дерзновением начинает говорить и называет себя счастливым не из ласкательства, но потому, что говорит пред человеком, которому все известно» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.25:20 .  Затрудняясь в реше­нии этого вопроса, я сказал: хочет ли он идти в Иерусалим и там быть судимым в этом? «Затрудняясь в решении сего вопроса». Это – ложь: нижеприведенный вопрос Павлу Фест делал не по затруднению в решении столь ясного вопроса, а из желания «сделать угодное иудеям» Деян.25:9 ). Употребляется эта ложь из желания выставить себя пред Агриппою в лучшем свете. Деян.25:21 .  Но как Павел по­требовал, чтобы он оставлен был на рас­смотре­ние Августово, то я велел содержать его под стражею до тех по­р, как по­шлю его к кесарю. «На рассмотрение Августово» – то же, что и «на суд кесаря», обычным титулом которого со времени Октавиана было Август. Деян.25:22 .  Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я по­слушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услы­шишь его. «Хотел бы и я послушать». Весьма вероятно, что Агриппа слышал и прежде что-либо об апостоле и о христианстве ( Деян.26:26 ), и теперь вполне естественно, что он рад воспользоваться случаем видеть и слышать этого величайшего исповедника и учителя христианства. Деян.25:23 .  На другой день, когда Агриппа и Вере­ника при­шли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатней­шими гражданами, по прика­за­нию Феста при­веден был Павел. «С великою пышностью», т. е. по-царски, прилично своему сану. «С тысяченачальниками». В Кесарии – резиденции прокуратора, правителя такой беспокойной области, какою была тогда Палестина, стояло пять когорт войска и, следовательно, пять тысяченачальников (Флав. О войне Uyд. III, 4, 2 ). «Знатнейшими гражданами» – представителями города, в котором сосредоточивалось управление целой провинции. Таким образом, это было многочисленное и блестящее собрание представителей военного и гражданского ведомств Кесарии, с царем и его сестрой и правителем провинции во главе. В это-то блестящее собрание и введен был апостол в узах ( Деян.26:29 ). Деян.25:24 .  И сказал Фест: царь Агриппа и все при­сут­с­т­ву­ющие с нами мужи! вы видите того, про­тив которого всё множе­с­т­во Иудеев при­ступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010