Директор паломнического центра лавры иеродиакон Марк (Бирюков) представил обзор новых экскурсионных программ: " Неизвестная лавра " , " Александро-Невская лавра. 1917-2017. Уроки столетия " , " Святой полководец Александр Невский " , " Образы Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком соборе " , а также обзорные экскурсии с посещением колокольни Свято-Троицкого собора, концертом вокального мужского ансамбля лавры, посещением древлехранилища (музея лавры). " Во-первых, мы принимаем паломников и проводим экскурсии, во-вторых, организуем поездки по святым местам России и зарубежья. Приоритетное направление - организация экскурсий по лавре, которые проводят братия и экскурсоводы паломнического центра ежедневно в 12, 14 и 16 часов. Также есть авторские тематические экскурсии. Проводить их могут и турфирмы при наличии лицензии нашего паломнического центра. Для ее получения необходимо окончить курсы православных экскурсоводов, принять участие в обучающей экскурсии и пройти тестирование " , - пояснил он. Регент архиерейского праздничного хора иеродиакон Александр (Урбанович) рассказал о музыкальной экскурсии, во время которой певчие исполняют произведения великих русских композиторов, захороненных в Некрополе лавры, - Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Дмитрия Бортнянского, а также монастырские распевы. О возможностях размещения паломников в гостиницах лавры рассказал иеромонах Прокопий (Павлов) . На территории монастыря располагается три гостиницы разного уровня комфортности - " Духовская " , " Феодоровская " и " Ирис " . " Приезжая сюда, паломники останавливаются и находят утешение в том, что пребывают в монастыре в строгости и послушании соответственно месту, где находятся. Радостно, когда в шесть утра каждый день звенит колокол, просыпаются и отправляются на богослужение не только братия, но и паломники из гостиниц. Каждому проживающему в гостинице важно помнить, что в монастыре есть устав, который нужно соблюдать. Мы принимаем богомольцев, верующих, здесь - тихая обитель, в которой можно помолиться, встать на ранние богослужения, получить духовную поддержку " , - сказал отец Прокопий.  

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

И. Воробкевича иером. Еммануилом Евгением (Львов, 1896). В нач. ХХ в. в Мукачевской греко-католич. епархии вышел сборник местных церковных напевов «Простопение церковное», записанных и систематизированных свящ. И. Бокшаем (Унгвар [Ужгород], 1904. Будапешт, 1906), к-рые и в наст. время используются в церковной практике Закарпатья. После 1917 г. работа церковных типографий остановилась более чем на 7 десятилетий, но в кон. ХХ в. была возобновлена. В наст. время в Киево-Печерской лавре публикуются репринтные издания нач. ХХ в. Серию выпусков нотного Обихода Киево-Печерской лавры продолжил Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ч. 6: Ирмологий. 2008), издавший также партитуры церковных песнопений в переводе на совр. нотное письмо (Всенощное бдение. 2001; Божественная литургия. 2004), сборник подобнов (Подобны/Сост.: Л. В. Вовчук. К., 2004) и факсимиле авторского рукописного сборника И. В. Сахно (Псалмодия: Песнопения богослужебного обихода визант. и рус. традиций. К., 2005). Предназначенные для богослужения традиц. песнопения публикуются также в духовных учебных заведениях (напр., в Таврической ДС издан «Обиход церковного пения: Конспект по церковному пению. Ч. 1: Гласовые распевы и неизменяемые песнопения всенощного бдения» (сост., ред.: диак. М. Сорочан. Симферополь, 2008)). На территории Польши местные традиц. напевы издаются также РПЦЗ (напр.: Холмско-Подляшский сб. церковных песнопений/Обработка: В. И. Волосюк; Правосл. диецезия Любельско-Хелмска. Lublin; Biaystok: Orthdruk, 1997). До сер. 90-х гг. XX в. основным гос. издательством в Киеве, выпускавшим духовно-муз. сочинения, была «Музична Украïна» с подведомственной ей Киевской нотной фабрикой, издававшей произведения разных жанров и стилей (сборники партесных концертов, укр. партесных мотет и кантов, произведения Березовского, Н. Д. Леонтовича и др.). В сер. 90-х гг. стали возможны компьютерный набор нотного текста и подготовка нотной верстки, и сборники стали публиковаться различными орг-циями, фирмами, изд-вами. Несмотря на возросшую конкуренцию, «Музична Украïна» продолжает издавать духовную музыку различных традиций: монодийные песнопения Украины и Белоруссии, партесные концерты и др.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Если что-то наболело, лучше идти в храм Продолжение разговора с пианистом Константином Лифшицем Пианист Константин Лившиц - Кто-то из великих сказал, что Господь хотел создать красоту и для этого создал материю. Имеется в виду, что красота – это место соединения материи и духовного мира, потому что красота – это наивысшее выражение материи… - С другой стороны, по другой версии, вся материальная красота – это тоже прелесть, это тоже нечто такое, что нас способно соблазнить. - В этой связи можно сказать, что и музыка – это в свою очередь звуковое соприкосновение материального мира и мира духовного? - Она, как уже было сказано, наименее материально воплощена из всех известных нам видов искусств, поэтому традиционно считается, что она обладает особой силой воздействия на человеческое сознание. Ведь почему музыка привлекается для богослужения в храме? В храме присутствуют и все другие виды художественного творчества; поэзия, изобразительное искусство, само убранство храма, и архитектурная красота тоже здесь имеют большое значение. Это не моя мысль, но я ее повторю: если рассматривать храм как некое подобие человека, во времена средневековья была такая концепция, то в таком храме музыке принадлежит свое определенное место. В западной церкви в этом месте расположен орган, инструменты, певцы а в православной церкви - хор, без инструментов. И это место музыки – сердце храма. Это его душа. Музыка вдыхает одухотворенность в богослужение, потому что существует столько же, сколько существует само богослужение, будь то христианское или дохристианское. - Древнее богослужение не всегда опиралось на музыку – тогда просто все читалось нараспев… - Чтение нараспев – это ведь тоже музыка, читалось-то все с определенной мелодической интонацией. Грегорианское песнопение, знаменный распев, византийские распевы, которые пришли в Киев, затем собственно русские распевы  - пусть даже это было достаточно монотонно, не было современного нам многоголосья, но такова была эта музыка тогда.  - У музыкантов обостренное восприятие музыкальной стороны богослужения. Что для Вас ближе – композиторская, авторская  музыка или обиход? Я имею в виду не ту музыку, для которой свойственна итальянская традиция, а музыку более простую по форме, тяготеющую к более древним канонам.

http://pravoslavie.ru/4621.html

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати. Но регент не миссионер в классическом понимании - он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву. Фото Владимира Ештокина Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют. Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы. Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал». А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей. В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI beka. Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном , частью богослужения и непосредственно в нем участвовать. Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем. Татьяна Щерба

http://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html

В рус. певч. рукописях XVII в. фиксируется «В. Х. в.» столпового знаменного распева 7-го гласа (напр.: ГИМ. Епарх. певч. 19. Л. 54; Син. 819. Л. 16 об.; Син. певч. 1243. Л. 81), позднее этот же распев был перенесен и в старообрядческие рукописные сборники (см., напр.: НБ МГУ ОРиРК. Ветк. собр. 573. Л. 41, 1890 г.). Причина распева на 7-й глас, возможно, заключается в том, что в цикле воскресных стихир на хвалитех 7-го гласа текст 2-й стихиры состоит из первых 3 строк «В. Х. в.». Этот распев впосл. был включен в синодальные нотные издания и в старообрядческие печатные певч. книги (Обиход нотного пения. М., 1902. Ч. 1. Л. 56 об.- 57; Обиход. К.: Л. Ф. Калашников, 1909. Л. 93 об.- 94 об.; Обиход цветной. СПб.: А. И. Морозов, 1884. Ч. 2; Обиход [беспоповский; б. м., после 1905]. Л. 122 об.- 124 об.). Кроме того, появляется более продолжительный праздничный вариант распева в форме осмогласника (см., напр.: ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 136; напев зафиксирован также в печатных Обиходах поморской традиции). «В. Х. в.» было также распето на 6-й глас греч. и киевским распевами (Обиход нотного пения. Ч. 1. Всенощное бдение. М., 1902. Л. 56 об.- 58; Триодь нотного пения. СПб., 1899. Л. 106). Эти распевы были неоднократно гармонизованы. Среди авторских сочинений на текст «В. Х. в.» и переложений обиходных мелодий наиболее популярными являются т. н. обиходный вариант А. А. Архангельского (Обиход церк. пения. М., 1997. С. 120-122) и напев П. Г. Чеснокова (Пасха Христова/Ред. игум. Никифор. М., 1988. С. 33); оригинальные композиции на текст «В. Х. в.» создавали также А. Л. Ведель, А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский и др. (см.: Свод напевов. С. 88-90). В совр. практике РПЦ «В. Х. в.» на воскресной и пасхальной утрене исполняется, как правило, всей общиной на 6-й глас. На пасхальной утрене, когда «В. Х. в.» поется трижды, общее пение может чередоваться с авторскими сочинениями (напр., Архангельского или Чеснокова). В старообрядческом уставе нач. XX в. указывается: «Воскресение Христово видевше поют и тогда неотложно» (Устав Арсения Уральского. М., 2001р. Л. 52-52 об.), что отражает, возможно, позднюю традицию только певч. исполнения песнопения.

http://pravenc.ru/text/155308.html

Олег Мартынов руководит клиросом - Сторонники этой теории полностью отбрасывают творчество таких извест­нейших церковных композиторов, как Бортнянского, Чеснокова, Кастальского? - Дело в том, что такими «ревнителями» за образец берется старообрядчество.  Певче­ская традиция старообрядцев старинная, но живая, она тоже эволюционирует и раз­вивается, поэтому далеко не все в ней обладает той почтенной древностью, на которую так любят ссылаться. Никто не спорит: древнее пение хорошо, и тот же отец Мат­фей прекрасно поет знаменным распевом. По этому поводу он замечательно сказал: пред­ставьте себе, что вы поднялись на колокольню Троице-Сергиевой Лавры. Что мы увидим? Троицкий собор XV века, Успенский собор XVI века, Трапезный храм XVII  века, Смо­ленская церковь XVIII столетия и Надвратный Иоанно-Предтеченский храм XIX века. Попробуйте вынуть из них что-нибудь. Не хочется? Конечно, потому что это – единый архитек­турный ансамбль. Так же и в отношении пения. Из русской церковной музыкальной со­кровищницы нельзя изъять ни одно из тех богатств, которые накопились в ней за века. Наша позиция такова - надо избегать любых перекосов. На семинарах мы обраща­емся и к древней церковной музыке, и к современной, отыскивая критерии для выработки понятия не древнее или новое пение, а пение церковное . У этого вопроса есть еще и такой аспект: многие профессиональные хоры, определяя свой репертуар, зачастую ограничивают его, увы, не лучшей авторской музыкой XIX века, оттесняющей как обиход и церковные распевы, так и сочинения более современных нам авторов. Гораздо чаще в их исполнении можно услышать не Кастальского и Чеснокова, а Веделя и Старорусского, в лучшем случае Бортнянского и того же Турчанинова, который, конечно, был хорош, но для своей эпохи. Например, традиционно такие хоры исполняют Задостойники Турчанинова, хотя есть, например дивные Задостойники знаменного распева в обработке Чеснокова. Конечно, я субъективен в своих оценках, и ни в коем случае не хочу сказать, что не надо петь Ботнянского и Турчанинова. В то же время, иногда кажется, что достижения в сфере церковной музыки, к которым мы пришли на рубеже 19-20 вв., сегодня оказались в некотором забвении. Когда читаешь статьи того же Кастальского, посвященные состоянию церковного пения начала XX века, понимаешь, что картина та же, те же проблемы. Тогда так же остро стояла проблема воспитания церковно-музыкального вкуса. Тяжело воспринимать, когда на одной службе звучат Ведель, Чесноков, византийская музыка, знаменный распев. Получается просто «винегрет», который ничем не оправдан.

http://pravoslavie.ru/4585.html

е. куплетного типа, как и «Анзерка» 26), «Скитская» 31, о скитских напевах см.: Герасимова. 2013), а также 3-голосная «Донская» 38) с характерным кантовым многоголосием ( Плотникова. 2015. С. 182). В этот Обиход включена и херувимская «Варсунофьевская» на 8 голосов 16), возможно происходившая из Варсонофьевского жен. мон-ря в Москве. «Симоновская» херувимская также помещена в сборниках ГИМ. Син. певч. 670 (вкладная ркп. в новгородскую ц. Знамение) и 1417, «Киевопечерская большая и малая» на 6 голосов - в ГИМ. Син. певч. 664. В 3 партиях из 4-голосного Обихода (ГЦММК. Ф. 283. 441-443) содержатся «Достойно есть» «Тихвинская» и «Кирилловская» и херувимская «Невская». Невский распев, связанный происхождением с Александро-Невской лаврой, встречается как отдельно в херувимской (также в ГЦММК. Ф. 283. 691), так и в названии «Литоргии невскаго роспева» (ГЦММК. Ф. 283. 519. Л. 89) и в ряде песнопений Обихода внутри одной певч. книги (ГЦММК. Ф. 283. 536): херувимская «невская» (Л. 36 об.), «болшая невская» (Л. 46), «Достойно есть» «невская» (Л. 55 об.), «Во всю землю» «невский» (Л. 110), «Хвалите Господа» «невский» (Л. 113). В 1-й пол. XVIII в. появляются многохорные (12-голосные) обработки херувимской невского распева и ее вариантов (возможно, их автором является архим. Герасим (Завадовский) , уставщик и головщик Александро-Невской лавры): «Александро-невская», «болшая александроневская», «средняя александроневская» (ГЦММК. Ф. 283. 719. Л. 14 об., 28, 29) и 3 варианта с названием «невская» (ГИМ. Син. певч. 355. 14, 15, 18). В традициях развитого многохорного письма выполнена и херувимская «чудовская» на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 87. 11). В таких случаях речь идет уже скорее об авторских сочинениях, чем о собственно монастырских распевах. Лит: Скребков С. Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в.: Очерки. М., 1969; Городецкая Н. В. О различных подходах к гармонизации херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. XVIII вв.: На мат-ле ркп. ГИМ. Син. певч. собр. 657//Гимнология.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Вышли в свет ноты «Всенощного бдения» епископа Венского и Австрийского Илариона 27 ноября 2006 г. 14:51 В издательстве православного центра «Живоносный Источник» вышли в свет ноты «Всенощного бдения» епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), автора целого ряда духовно-музыкальных композиций, сообщает «Интерфакс». «Всенощное бдение» епископа Илариона представляет собой полный цикл из 25 номеров. Тематически и интонационно «Бдение» связано с написанной ранее епископом Иларионом «Божественной литургией». Два цикла, созданные автором в течение одного года, естественным образом объединяются в суточный круг богослужения. Как отмечают специалисты, в этом произведении епископ Иларион опирается на многовековую традицию русского церковного пения, преломленную через призму авторского музыкального восприятия и литургического опыта. Музыку «Бдения» отличает напевность мелодий, простота и ясность гармонического языка, эмоциональная сдержанность и духовная глубина. В отдельных номерах используются традиционные обиходные напевы, в частности, знаменный и греческий распевы. Два песнопения из всего цикла написаны для солирующего голоса в сопровождении хора: «Ныне отпущаеши» (для тенора) и «Под Твою милость» (для альта). В них слышны интонации русской песни. В произведении преобладает гомофонно-гармонический склад, наиболее характерный для русской духовной музыки последних столетий. Лишь изредка, в частности, в музыке предначинательного псалма «Благослови душе моя, Господа», использованы элементы полифонии. Первое исполнение «Всенощного бдения» епископа Илариона состоится 7 декабря в Большом зале Московской консерватории. Исполнители — хор Государственной Третьяковской галереи под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/165321.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКУЛИН Александр Григорьевич (60-е гг. (?) XIX в.- после 1917), педагог. Окончил Рязанскую Александровскую учительскую семинарию, преподавал в провинции. В 1901-1917 гг. состоял старшим учителем в Крутицком 2-м муж. уч-ще в Москве, там же с 1904 г. преподавал пение. В нач. 90-х гг. XIX в. В. издал небольшим тиражом на собственные средства тетрадь с 3 песнопениями: Прокимен на венчании, «Тебе поем», «Бог Господь» и тропарь «Собезначальное Слово». По отзыву свящ. М. Лисицына, сочинения В. написаны в старинном шаблонном стиле, незатейливы и просты. Лит.: Лисицын. Обзор. С. 107-108. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/158608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123062.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010