видел одну из главных мер «к восстановлению так явно упадающего церковного пения». В качестве др. меры И. называл обязательное преподавание церковного пения в сельских школах и улучшение преподавания этого предмета в духовных учебных заведениях, высказывая в связи с этим свои соображения о новой программе С. И. Миропольского . Третьей мерой, по мысли И., является «строго-церковная» гармонизация древних распевов: мелодия должна постоянно дублироваться в верхнюю терцию, с возможным добавлением гармонического баса как основы трезвучий, а гармония должна соответствовать обиходному ладу (к-рый может быть расширен на 2 тетрахорда, сверху и снизу) и при этом опираться только на мажорные трезвучия (от ре, соль, до и фа) и их обращения; уменьшенные трезвучия допускаются только в качестве проходящих. Примеры подобной гармонизации И. не приводит. Концепция И., ограничивающая круг гармонических средств, отражает поиски «строгого стиля» церковной музыки, характерные для 60-80-х гг. XIX в. Все сформулированные И. музыкально-теоретические положения Ю. К. Арнольд подверг резкой критике в кн. «Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу» (М., 1886. С. 33-34). Соч.: Жизнь и подвиги св. Мефодия и Кирилла, учителей славянских. Тула, 1885; Проповеди, речи и беседы. Тула, 1887; История унии в Юго-Зап. России: [В память 50-летия по воссоединению белорус. униатов (1839-1889 гг.)]//Тульские ЕВ. 1889. 9. Приб. Отд. паг. С. 1-20 (отд. отт.: Тула, 1889); Краткое наставление о правосл. вере христианской: Для простого народа. Тула, 1889; О Кресте Господнем: Поучения в Великий пост. Тула, 1892; О степенях родства и свойства, в к-рых браки дозволяются или воспрещаются. Тула, 1896; Окраины г. Тулы и строящиеся в них новые храмы//Тульские ЕВ. 1898. 19. Ч. неофиц. С. 875-880 (отд. отт.: Тула, 1898); Методическое руководство для преподающих Закон Божий. Тула, 18993. Лит.: Столетие Тульской епархии: Сб. Тула, 1902. С. 213; Плотникова Н. Ю. К проблеме гармонизации церк. роспевов в рус. муз. теории 60-х - 80-х гг. XIX в.//Сергиевские чтения - 1. О рус. музыке: Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. М., 1993. Сб. 4. С. 28-33; РДМДМ. Т. 3. С. 405-406. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/200475.html

80-е гг. XVII в. Яркая страница духовно-песенного творчества Новоиерусалимского мон-ря - К. архим. Германа , постриженика и иподиакона патриарха Никона, впосл. исполнявшего разные послушания в этой обители, в 1680-1682 гг.- ее настоятеля. Его имя и его «авторские комментарии» к 14 К., мастерски зашифрованные в акростихах, были определены Позднеевым. В сборнике ГИМ. Муз. 1743 содержится 12 К. архим. Германа. В стилистике 3 К. на Воскресение Христово (храмовый праздник мон-ря) соединены разные традиции. Дробность ритма то в середине, то в начале строф подчеркивает приподнятость настроения. Заметны масштабность строф и четкость слогоритмики с опорой на двудольность, часто с 1-м ударным слогом. Может повторяться один и тот же аккорд на соседних слогах наподобие фрагмента читка. Эти черты соответствуют стилю рус. церковных силлабических напевов (в ритме К., созданных в Новоиерусалимском монастыре, в целом заметно снижение роли трехдольности, типичной для польск. песен). Распевы слогов появляются в каденциях (очень характерны секундовые задержания в среднем голосе) или в середине строк в отдельных словах, требующих более выразительной подачи. В пасхальном К. «Веселия день и спасения днесь» выявлены черты партесного пения: центральная часть его 6-строчной строфы (3-я и 4-я строки) включает подвижные имитации в разных голосах. Повторяемые ритмические фигуры вызывают ассоциации с «плясовыми ритмами», выражающими «чувство восторга и ликования» (см.: Келдыш. 1978. С. 81-85). Начальная и серединная фразы этого К. восходят к интонациям архаичных народных восточнослав. песен, что также характерно для творчества архим. Германа. В начале К. ап. Иоанну Богослову в распеве слова «громогласно» звучат орнаментальные опевающие фигуры, напоминающие юбиляции партесных концертов . Достижения рус. духовного песенно-поэтического творчества 3-й четв. XVII в. были обобщены в книге иером. Симеона Полоцкого «Псалтирь царя и пророка Давида, художеством рифмотворным равномерно слоги и согласноконечно, по различным стихов родом преложенная» (М., 1680).

http://pravenc.ru/text/1470271.html

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ " СВЯТКИ - 2002. ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ДО КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ " января 2002 20 января в 16 часов в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии прошел заключительный концерт девятого рождественского фестиваля " Святки - 2000. От Рождества Христова до Крещения Господня " . 20 января в 16 часов в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии прошел заключительный концерт девятого рождественского фестиваля " Святки - 2000. От Рождества Христова до Крещения Господня " . Этот фестиваль проводится в Санкт-Петербурге с 1989 года сначала по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, а с 1998 года - Митрополита Владимира. Инициаторы проведения фестиваля: Центр Старинной Музыки " Россика " , Малый зал им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской Филармонии и Санкт-Петербургские Духовная Академия, Семинария и Регентское отделение. В фестивале уже участвовало большое количество коллективов: более 30 церковных и светских хоров, более15 фольклорных ансамблей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С 1998 года в нем принимают участие хоры Санкт-петербургских духовных школ. Также гостями фестиваля были хоры из Сербии, Болгарии, Греции. Фестиваль " Святки - 2002 " открылся 7 января 2002 года и, по словам Валентины Сергеевны Копыловой, одной из руководителей фестиваля и дирижера камерного хора " Россика " , прошел очень одухотворенно и со стороны исполнителей, и со стороны слушателей. То ли жизнь делается легче, то ли просто люди хотят перестать страдать, хотят нормально жить, как говорила Валентина Сергеевна, но явно на концертах чувствовался отклик слушателей, их энтузиазм. Очень хорошо показали себя хоры. На фестивале были представлены различные духовные песнопения, рождественские колядки; прозвучали древние распевы и музыка авторского сочинения. В общем, слушатели могли себе представить в совокупности картину церковного пения: хор Духовной Академии и Семинарии показал профессиональную петербургскую традицию пения, различные же церковные хоры - местную традицию.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860, Новгородская губ.- после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик. Муз. образование получил в Придворной певческой капелле в С.-Петербурге. В 1884-1897 гг. преподаватель церковного пения в Подольской ДС в г. Каменец-Подольске, руководитель хоров (архиерейского, семинарского, жен. уч-ща). Возглавлял класс пения на педагогических курсах. Записал волынские и подольские церковные напевы, а также образцы церковного чтения, услышанного им в храмах Новгородской, Владимирской, С.-Петербургской, Киевской, Волынской епархий. Исследовал принципы распевного чтения и вслед за Д. Н. Соловьёвым дифференцировал его виды (рассказный и псалмодический речитатив), дал детальную характеристику особенностей чтения церковно- и священнослужителями различных богослужебных текстов - псалмов, молитв, тропарей, кондаков, стихир, канона, паремий, ектений, Апостола, Евангелия, возгласов, акафистов. Автор хоровых аранжировок подольских и волынских напевов. Одним из учеников Б. был Н. Д. Леонтович , изучавший под его руководством теорию и историю музыки, гармонию, певч. искусство. В 1897 г. Б. передал Леонтовичу руководство семинарским хором. Соч.: Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычнаго древне-церковнаго чтения.../При содействии и участии свящ. И. Лебедева. М., 1891; Сб. церк. напевов, издревле употребляемых в Подольской, а частью Волынской епархиях. Вильно, 1894; По поводу предполагаемого издания «Певца-лирника» (Южнорусского)//Подольские ЕВ. 1894. 17 дек.; Об устройстве певческих хоров при церквях Подольской епархии//Там же. 1895. 30 сент. Лит.: Ibahob В. Ф. Богданов Ю. О.//Мистецтво Украïни: Ehцukлoneдiя. К., 1995. Т. 1. С. 218. Е. Ю. Шевчук, В. Ф. Иванов Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций

http://pravenc.ru/text/149453.html

Что касается церковной музыки, то для начала, я бы попытался внушить будущим священникам, что церковное пение не есть дело личного вкуса. А там, смотришь, и новый владыка Питирим появится, который первый из архиереев после революции заинтересовался каноническим пением. И не просто заинтересовался, а материально поддержал в самом начале наш хор, который я временно назвал " Древнерусский Распев " . А потом так и осталось. Громоздкое название, но что ж делать. Справка : Анатолий Гринденко родился в 1950 году в г. Харькове. Учился в Санкт-Петербургской и Московской специальных музыкальных школах. После окончания Московской Консерватории много концертировал в качестве солиста (виола да гамба) в России и за рубежом со своей сестрой Татьяной Гринденко (скрипка) и Алексеем Любимовым (клавесин). В составе Московского барок-трио " Орфарион " играл на фестивалях старинной музыки в Утрехте (Голландия), Дублине (Ирландия), а также в Таллине, Риге и Лейпциге. В 1980 году организовывает хор из числа учащихся семинарии и духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. В 1984 основывает первый монастырский хор в только открывающемся Свято-Даниловом монастыре в Москве . Через год по благословению архиепископа Питирима организовывает мужской хор в Москве при Издательском отделе Московского Патриархата. Цель создания хора - восстановление древнерусского церковного пения и возвращение его в Богослужебную практику. С этого времени хор регулярно сопровождает Богослужения, используя древнерусские распевы. Наряду с этим, в репертуаре хора много произведений Русских композиторов XIX-XXI веков, русские народные песни, украинские колядки. Хором выпущено 15 компакт-дисков, многие из которых были высоко оценены международной критикой и журналом " Диапазон " . В 1998 году в Париже, совместно с реставратором А.Н. Овчинниковым, выпущена книга " Divine Harmony " об иконе и Богослужебном пении в древней Руси. В настоящее время хор входит в систему Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Коллектив много гастролирует в России и странах Европы. В России эти концерты проходят в форме лекций об истории древнерусского Богослужебного искусства. Как дирижер Анатолий Гринденко работает с различными монастырскими и светскими хорами в России и за рубежом, готовит хоровые программы (a cappella и с оркестром), дает мастер-классы.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/18/...

Л. 92). И. В. Старикова В эпоху партесного пения создавались многоголосные М., представляющие собой как обработки одноголосных распевов, так и произведения концертного характера. В рукописях сохранились М. на 4 голоса царю Алексею Михайловичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоасафу (ГИМ. Син. певч. 1417), царю Феодору Алексеевичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоакиму (РГБ ОР. Ф. 37. 383); М. петровской эпохи на 4 голоса (ГЦММК. Ф. 283. 144 («Многолетны благочестивейшаго царя и великаго князя Петра, благоверныя царицы и благороднаго царевича Алексиа...»; см.: Плотникова. 2016. С. 147-148), 540), на 5 голосов (ГИМ. Син. певч. 977), на 8 голосов (Там же. 610), на 12 голосов (РГБ. Ф. 354. 158). Два 4-голосных М. содержит певч. сборник на коронацию имп. Екатерины I 7 мая 1724 г. (см.: Плотникова. 2015). В 1-й трети XVIII в. М. могли использоваться вне богослужения, в циклах песнопений, «виватов» и кантов , созданных для петровских триумфов (в т. ч. с текстом «Многа лет»), в частности, произведение, приуроченное к празднествам по случаю Ништадтского мира (1721), когда Петр был провозглашен императором (см.: Финдейзен. 1927. С. 675-685; Русские канты. 2002. С. 2-19). Два варианта «Многа лет» для 12-голосного хора содержатся в сборнике сер. XVIII в. из коллекции Новгородского архиерейского хора (ГИМ. Син. певч. 355). В то же время начали появляться авторские и местные распевы М., текст которых состоит только из повторения (3 раза и более) слов «Многая лета». Авторство одного из таких М. приписывается государеву певчему дьяку Василию Титову (рубеж XVII и XVIII вв.), оно часто исполняется и в наст. время. К периоду классицизма относятся произведения Д. С. Бортнянского («малое» и «большое» М., 1-е получило наибольшее распространение), А. Л. Веделя, С. И. Давыдова. Позднéе музыку для М. писали многие композиторы петербургской (прот. П. Турчанинов , Д. Н. Соловьёв , А. А. Архангельский , М. А. Гольтисон , иером. Нафанаил (Бачкало) , Г. М. Давидовский , С. В. Панченко и др.) и московской (С.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИМОВ (Дьяконов Василий; † 1725?), государев певчий дьяк с нояб. 1683 г., уставщик в 1718-1723 гг., автор партесных гармонизаций. В хоре царя Петра I Алексеевича с 1689 г. Документы о продвижении по службе и о росте оклада Е., о его награждениях в честь церковных праздников собраны Н. П. Парфентьевым . Е. сопровождал царя вместе с группой государевых певчих дьяков в морском походе к Азову (1699), «в походе на Воронеж» (1701), в Астрахань (1722), а также в заграничном «походе», проехав от «Гданциха» (Данцига) до «Мекленбургской земли» весной 1716 г. Указом от 2 мая 1722 г. Е. как уставщику государевых певчих дьяков было поручено экзаменовать («апробировать») певчих «соборной церкви» (бывш. хора патриарших певчих дьяков) и письменно свидетельствовать «о надлежащем пения знании», отправляя доношения Святейшему Синоду (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 1. С. 60, 94). 14 дек. 1722 г. «надворный уставщик» Е. «объявил в Синоде указ Его Императорского Величества, чтобы сделать вновь и напечатать службы для викторий 27 июня, 30 августа, 28 сентября и на тезоименитство Ея Императорского Величества 24 ноября - мученице Екатерине, стихиры, литии и стиховны, тропари и кондаки, синаксари с литиями и величания» (см.: ОДДС). Рукописи этих служб (4-голосные партесные гармонизации знаменного и греч. распевов) хранятся в РГАДА (Ф. 380. Оружейная палата. Оп. 2. Ч. 7), нек-рые из них (на 30 авг.) принадлежат государеву певчему дьяку И. М. Протопопову , прочие не имеют указаний об авторстве. Возможно, Протопопов стал уставщиком после смерти Е. (см.: Плотникова. 2004). Лит.: ОДДС. 1878. Т. 2. Ч. 2: (1722 г.). С. 603-605; Музыка на Полтавскую победу/Сост., публ., исслед. и коммент.: В. Протопопов. М., 1973. (ПРМИ; 2); Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 197; Муз. Петербург: Энцикл. слов. СПб., 1999. Т. 1: XVIII в. Кн. 3. С. 97; Металлов В. М. Патриаршие, бывшие синодальные певчие//РДМДМ. Т. 2. Кн. 1. С. 60, 94; Плотникова Н. Ю. Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА//ЕжБК, 2003. С. 485-493; она же. Государев певчий дьяк И. М. Протопопов и его партесные гармонизации//Музыка России: от ср. веков до современности: Сб. ст./Ред.-сост.: М. Г. Арановский. М., 2004. Вып. 2. С. 30-50. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/187059.html

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец , Александр Печерский , Алексей Михайлович , Баскаков Семен , Варлаам (Рогов Василий) , Григорий Нос , Иван Нос , Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный , Исаия (Лукошков Иван) , Кондратий Ларионов, Логгин Корова , Лука Иванов , Маркелл (Безбородый) , Стефан Голыш , Фаддей (Субботин) , Феодор Христианин , Феодор Константинов . Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина//ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения//Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

http://pravenc.ru/text/82453.html

греческими. В 50-60-х гг. происходила подготовка к реформе певч. искусства (см. Истинноречие , Раздельноречие ). На службу в столицу приглашались украинские «спеваки», что способствовало распространению здесь партесного пения , а также новшеств в области нотации и теории музыки. А. М. проявил себя как распевщик и переписчик певч. сборников: сохранились его авторские распевы песнопения «Достойно есть» (ГИМ. Син. певч. 52. Л. 185), богородична «На Тебе, Пресвятая Богородице Дево», а также записи нек-рых стихир с правкой, сделанной рукой царя («Марьины слезы» и др. - РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. 337. Л. 12, 13). Не сохранились, но известны по описи царской б-ки 1682 г. 6 тетрадей, 13 отдельных листов, 25 «столпчиков» и др. муз. рукописи, выполненные А. М. ( Протопопов. С. 130). Осуществлять богослужебную реформу был призван энергичный и деятельный Патриарх Никон (Минов) , к-рый обратил на себя внимание царя в 1646 г., когда приехал в Москву за «милостыней» для Кожеезерского мон-ря , где был тогда настоятелем. Никон так понравился царю, что тот оставил его в Москве, сделав настоятелем Новоспасского мон-ря . В 1649 г. Никон был поставлен митр. Новгородским, а в 1652 г. по настоянию царя - Патриархом Московским и всея Руси. Он пользовался полным доверием царя, к-рый советовался с ним не только по духовным вопросам, называя его «собинным другом». Никон энергично взялся за проведение реформы, применяя жесткие меры. Церковная реформа встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства, знати и простонародья - ревнителей «древлего благочестия», в значительном числе отделившихся от Церкви в раскол старообрядчества и подвергшихся суровым преследованиям. Властный и честолюбивый, усвоив себе титул «великого государя», Никон активно вмешивался даже в ход гос. дел, при этом стремясь поставить власть Патриарха выше царской. Все это привело к конфликту между А. М. и Патриархом, завершившемуся разрывом в 1658 г. Никон демонстративно снял с себя Патриаршее облачение, надел скромное монашеское одеяние и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь в надежде, что царь придет к нему с повинной.

http://pravenc.ru/text/82384.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010