У стен этого храма, близ входа в обитель, похоронен еще один Иннокентий - Нерунович. Епископ Иркутский и Нерчинский первой половины XVIII в. Монастырь памятен также тем, что в ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости от него, у места впадения реки Ушаковки в Ангару, были расстреляны А. Колчак и В. Пепеляев. Памятник А. Колчаку у входа в Знаменский монастырь Иркутска. Скульптор В. Клыков. 8 июля 2013 г. Фото автора Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский, малоросс из дворянского черниговского рода Кульчицких, почил (а святых почитают по дню кончины) 27 ноября 1731 г. Но это старый стиль. По-новому церковный календарь дает дату 9 декабря. Когда родился Иоанн Кульчицкий, историки точно не знают, указывают 1680-1682 гг. Был он сыном священника. В 1695-1706 гг. он обучался в Киево-Могилянской коллегии, с 1701 года ставшей академией. Учителя у Иоанна были замечательные, впоследствии знаменитые церковные деятели: митрополиты Иоасаф (Кроковский) и Стефан (Яворский), а также архиепископ Феофан (Прокопович). В 1706 г. в пещерной церкви в честь преподобного основателя Киевской лавры Антония Печерского Иоанн был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Иннокентия Комельского, в лавре и остался. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. Служил в Московской славяно-греко-латинской академии с 1710 г. учителем словесности, а затем префектом, преподавал метафизику, философию и нравственное богословие. Военно-морской флот в жизни святителя обозначился, когда его в числе 36 монашествующих вызвали в столицу Российской империи, в Александро-Невский монастырь (лаврой он станет лишь в 1797 г.) и назначили обер-иеромонахом в город Або (Турку, Финляндия). Под началом о. Иннокентия состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли русского флота. 5 марта 1721 г. Иннокентий в Троицком соборе Александро-Невского монастыря в присутствии императора Петра Великого был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. Занятное название и не случайное - для епископа земель китайских. Священный Синод опасался, что китайцы расценят как вторжение, если епископа именовать, скажем, Хинским или Пекинским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру. Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности, и стал грозить Екатерине пытками и смертью . Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, и святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательства своей жены и повелел тут же умертвить ее. На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году. Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку. Кондак: Лик честнейший божественне мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши. Святитель Иннокентий Иркутский 9 декабря (26 нояб. по церковному календарю) Святитель Иннокентий (в миру Иоанн) происходил из волынских дворян, которые в 17-ом веке из-за тягот польского владычества переселилесь в Черниговскую губернию. Здесь и родился Иннокентий в 1680-ом году. Обучался он в Киевской Духовной Академии, окончив которую он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В 1710-ом году иеромонах Иннокентий стал преподавателем в Московской славяно-греко-латинской академии, а через 9 лет, как наиболее образованный инок, стал соборным иеромонахом корабля “Самсон”, стоявшего в Ревеле. Затем Иннокентий получил должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або, где он руководил духовенством, служившим на кораблях, а в 1721-ом году он стал наместником Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Недолго, однако, блаженный Иннокентий подвизался в Киевской лавре. В 1710 году он был вызван в Москву Стефаном Яворским для преподавания в Московской славяно-греко-латинской академии. Эта академия находилась в Заиконоспасском монастыре. Здесь святой Иннокентий преподавал словесность и учил студентов искусству церковного витийства. В 1714 году святой был назначен префектом академии. Его обязанностью было наблюдать за порядком внутренней и внешней жизни воспитанников, а кроме того, он еще преподавал нравственное богословие и философию. Эту должность он занимал до 1719 года, пока не был вызван в звании соборного иеромонаха в Александро-Невскую лавру и назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле. С «Самсона» довольно скоро он был переведен обер-иеромонахом в город Або. Занимая эту должность, святой был начальником флотских иеромонахов, служивших в Финляндском корпусе, надзирал за их поведением, разрешал недоразумения и сносился о церковных нуждах с Святейшим Синодом. Так как святой Иннокентий по обязанности своей службы каждую неделю должен был посещать каждый корабль, то, вероятно, он хорошо был известен государю, так любившему созданный им флот. Но Господь назначил Своему угоднику новое, высшее служение. Он судил ему быть просветителем отдаленнейшей окраины русского государства – Восточной Сибири. Сибирь: картина вопиющих беспорядков Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVI века, хотя медленно, но непрерывно заселялась русскими переселенцами. По берегам многочисленных рек они строили зимовья для сбора дани с инородцев, остроги для защиты от набегов. Вместе с расселением русских по обширной Сибири распространялась и Христова вера: по зимовьям ставились кресты или часовни, по острогам строились церкви, а по городам — церкви и монастыри. В 1620 году в Тобольске была открыта Сибирская епархия. Но одного епископа, разумеется, было недостаточно для огромной Сибири, и церковная жизнь представляла собой грустную картину вопиющих беспорядков. Духовенства было недостаточно, многие церкви стояли без пения; монастыри жили без устава, и монахи были таковыми только по имени. Среди верующих, не исключая и духовенства с монашеством, встречались такие пороки, и царила такая распущенность, что неприлично и описывать. Сибирь нуждалась в апостолах веры Христовой.

http://pravoslavie.ru/59657.html

Недолго, однако, блаженный Иннокентий подвизался в Киевской лавре. В 1710 году он был вызван в Москву Стефаном Яворским для преподавания в Московской славяно-греко-латинской академии. Эта академия находилась в Заиконоспасском монастыре. Здесь святой Иннокентий преподавал словесность и поучал своих учеников искусству церковного витийства. В 1714 году святой был назначен префектом академии. Его обязанностью было наблюдать за порядком внутренней и внешней жизни воспитанников, а кроме того он еще преподавал нравственное богословие и философию. Такую должность он занимал до 1719 года. В этом году он был вызван в звании соборного иеромонаха в Александро-Невскую лавру и назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле. Вскоре он был переведен обер-иеромонахом в город Або. Занимая сию должность, святой был начальником флотских иеромонахов, служивших в Финляндском корпусе, надзирал за их поведением, разрешал недоразумения и сносился о церковных нуждах с Святейшим Синодом. Так как святой Иннокентий по обязанности своей службы каждую неделю должен был посещать каждый корабль, то, вероятно, он хорошо был известен государю, так любившему созданный им флот. Но Господь назначил Своему угоднику новое, высшее служение. Он судил ему быть просветителем отдаленнейшей окраины русского государства – Восточной Сибири. Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVI века, хотя медленно, но непрерывно заселялась русскими переселенцами. По берегам многочисленных рек они строили зимовья для сбора дани с инородцев, остроги для военной защиты от их набегов в города, где сосредоточивалось управление завоеванного края. Вместе с расселением русских по обширной Сибири распространялась и Христова вера: по зимовьям ставились кресты или часовни, по острогам строились церкви, а по городам – церкви и монастыри. В 1620 году была открыта Сибирская епархия в городе Тобольске. Но одного епископа, разумеется, было недостаточно для огромной страны, и церковная жизнь Сибири за все XVII столетие представляла грустную картину вопиющих беспорядков. Духовенства было недостаточно, и многие церкви стояли без пения; монастыри жили без устава, и монахи были таковыми только по имени. Среди верующих, не исключая и духовенства с монашеством, встречались такие пороки и царила такая распущенность, что неприлично и описывать. Сибирь нуждалась в апостолах веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В заседании от Русской Православной Церкви участвовали архиепископ Выборгский Кирилл, а также бывший профессор ЛДА протопресвитер В. Боровой. На заседании обсуждались: 1) проекты консенсусов по Крещению, Евхаристии и Священству; 2) тема «Единство Церкви и обновление человеческой общины»; 3) тема «К общему выражению апостольской веры» 397 . В разработке принципов «православного экуменизма» на протяжении многих лет деятельное участие принимает профессор ЛДА протоиерей Л. Воронов . В июле 1963 г. он был одним из делегатов от Русской Православной Церкви на IV Всемирной конференции Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство» в Монреале (Канада). Рассмотрению богословской дискуссии на конференции и оценке ее результатов он посвятил специальную лекцию, прочитанную в ЛДА 398 , и статью «Проблема Предания в Церкви» 399 . В сентябре 1965 г. в Академии Або (Турку, Финляндия) им была прочитана лекция на тему «Православная Церковь и христианское братство» 400 . Много внимания экуменической проблематике он уделил в своей магистерской диссертации «Православие. Мир. Экумена. (Отдельные исследования и статьи по некоторым вопросам научно-богословской, миротворческой и экуменической деятельности Русской Православной Церкви)» 401 . В марте 1968 г. прот. Л. Воронов прочитал в присутствии представителей церковной общественности и экуменических кругов г. Брюсселя (Бельгия) лекцию на тему «Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию» 402 . В ней сделан обзор истории отношения Православия к инославным обществам, показывающий «тесную связь между ходом святоотеческой мысли эпохи Древней неразделенной Церкви и развитием современного богословского учения об инославии», а также подчеркивающий тот факт, что «от позиций почти полной отчужденности современная богословская мысль через преодоление крайностей конфессионализма движется к строго православному экуменизму» 403 . В сентябре 1970 г. прот. Л. Воронов был приглашен руководством Православного Богословского Общества в Америке принять участие в Международной конференции православных богословов в Бруклайне (США) 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Архиепископ Амвросий возглавил делегацию Русской Православной Церкви на конференции в Финляндии февраля 2016 В Хельсинки с 26 по 28 февраля прошла совместная богословская конференция " Христианская антропология и брак " Русской Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Делегацию от Русской Православной Церкви возглавил ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий . Со стороны Русской Православной Церкви в конференции приняли участие заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Димитрий Юревич , доцент Православного Свято-Тихоновского университета и Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), клирики Гатчинской епархии Санкт-Петербургской митрополии иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) и другие. Финскую делегацию возглавил епископ города Миккели Сеппо Хяккинен, в число ее участников вошли представители Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, богословских факультетов Хельсинского университета и Академии Або (Турку). Вечером 26 февраля в центре " София " в Хельсинки  архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Кари Мякинен устроил прием в честь участников конференции. В своем слове во время приема он отметил важность продолжения богословского диалога с Русской Православной Церковью. В ответном слове архиепископ Петергофский Амвросий подчеркнул, что что данная встреча - " свидетельство того, что мы по-прежнему со вниманием обращены друг ко другу, открыты позициям друг друга, стремимся найти общие точки опоры " и кратко, но емко изложил основные мысли, демонстрирующие связь церковного учения о браке с христианской антропологией. 27 февраля состоялись три сессии конференции, которые вели совместно главы делегаций. В качестве программного доклада со стороны православной делегации был представлен доклад доцента ПСТГУ и Сретенской ДС протоиерея Вадима Леонова " Богословские аспекты православного понимания Таинства Брака " . В нем докладчик выделил четыре периода в истории человечества (в раю до грехопадения, после грехопадения, во Христе, в вечности) и изложил православное понимание брака в каждом из этих исторических этапов.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=983...

1700 . Отмена патриаршества. Битва при Нарве. Начало войны со шведами. 1701 . Переименование Киево-Могилянской коллегии в Академию. Первый публичный театр в Москве. 1702 . Училища духовные высших наук, основанные в Ростове св. Димитрием Ростовским и в Чернигове архиеп. Иоанном Максимовичем . 1703 . Основание С.-Петербурга. Издание первых русских ведомостей в Москве церковным шрифтом. Первая победа русского гребного флота над шведами. 1704 . Взятие русскими Нарвы и Дерпта (Юрьева). Взятие англичанами Гибралтара. Смерть Локка. 1705 . Начало печатания гражданским шрифтом. Смерть Боссюэта. 1708 . Булавинский бунт. 1709 . Первое разделение России на 12 губерний вместо прежнего областного деления. Поражение шведов при дер. Лесной. 1709 . Полтавская битва. 1710 . Взятие Риги, Динамюнде, Пернау, Ревеля, Выборга, Кексгольма. 1711 . Прутский поход Петра Великого. Учреждение Правительствующего Сената. 1713 . Перенесение столицы из Москвы в С.-Петербург. Взятие Або и Гельсингфорса. Уния в Почаеве. Утрехтский мир. 1714 . Георг I Английский начинает Ганноверскую династию. 1715 . Православная духовная миссия поселяется в Пекине. Попытки единения между англиканскою и восточными церквами. Смерть Фенелона. 1716 . Издание воинского устава. Смерть Лейбница. 1717 . Учреждение государственных коллегий. 1719 . Первое изгнание иезуитов из России и народная Ревизия. 1720 . Издание морского устава. 1721 . Учреждение Святейшего Правительствующего Синода и издание Духовного Регламента. Ништадский мир. Принятие Петром I императорского титула. 1722 . Поход в Персию. Основание Екатеринбурга. Табель о рангах. 1724 . Начало распространения христианства между якутами. Коронование Екатерины I, супруги Петра I. 1725 . Открытие Академии Наук. 1726 . Переименование славянской школы при Александро-Невском монастыре в С.-Петербурге (учрежденной в 1721 г.) в славяно-греко-латинскую семинарию. 1727 . Имп. Петр II переносит резиденцию в Москву. Смерть Ньютона. 1732 . Учреждение миссионерства для обращения раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Праздники и петербургские увеселения Много бывает веселых и торжественных праздников в нашем Петербурге: военные парады — на Дворцовой площади и Царицыном лугу, церковные — в день Крещения на Неве, в день святого Александра Невского в Невском монастыре. Хотите ли вы хотя бы вообразить то, чего уже нет, не хотите ли получить понятие о Петербургских праздниках во времена Петра? Мы возьмем для примера один из тех, которые так подробно и подлинно описаны в исторических записках тех времен, и можем взглянуть на него. Для этого перенесемся мысленно на берега Васильевского острова. На них еще нет той каменной стены домов, которая возвышается там теперь от Горного корпуса до великолепного здания Академии Художеств. Там гордо стоит только дворец князя Меншикова. С раннего утра 9 сентября 1714 года началась в этом дворце подготовка к приему знаменитого гостя: государь, возвращавшийся в тот день из морского похода, обещал откушать у своего любимца. Этот поход был не один из тех обыкновенных походов, какие Петр совершал часто во время продолжительной войны со Швецией. Нет, это был знаменитый поход, стерший с имени Русских малейшие следы того стыда, которыми неприятели старались покрывать их после несчастного Прутского дела, это был поход, добавивший к владениям Петра еще несколько мест по берегу Финляндии, а вместе с тем и дававший ему полную власть над Финским заливом. Главное морское сражение, утвердившее новое завоевание и окончившее поход, состоялось 27 июля 1714 года на юге Финляндии, между Гельсингфорсом и Або, близ местечка Травемюнде и мыса Ганге-Удд, или Гангут. Здесь-то Петр, контр-адмирал и главный командир своей эскадры, одержал славную победу и, далеко преследуя Шведские корабли, навел страх на столицу Шведов и взял в плен их контр-адмирала Эреншильда. Победитель в награду за труды и опасности, перенесенные его моряками-товарищами, хотел торжественно въехать с ними в свою новую столицу. Вот в этот-то знаменитый день был назначен обед у князя Меншикова и праздник в Петербурге.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В этом году исполнилось 450 лет со дня кончины великого финского просветителя Микаэля Агриколы. Ректор Духовной академии в Турку, первый лютеранский епископ Финляндии, он вошел в историю своей страны прежде всего как создатель письменного финского языка. Этой дате был посвящен прошедший в Выборге 8 и 9 июня 2007 года русско-финский семинар. Микаэль Агрикола родился в крестьянской семье. Он был настолько одарен, что местный священник уговорил родителей дать мальчику образование. Не взирая на происхождение, его приняли в латинскую школу, расположенную в Выборге. Фамилию он выбрал себе сам, в переводе с латинского agricola значит земледелец. Уже будучи ректором кафедральной школы Турку (Або), Агрикола возглавил в Финляндии церковную реформу, которая началась по указу короля Густава Вазы в 1527 году, в результате чего на смену католицизму пришло лютеранство. В 1543 году была напечатана первая книга на финском языке - ABCkirja или Азбука, которую написал Микаэль Агрикола. В книгу кроме собственно азбуки вошли десять заповедей, Символ веры, молитва Отче наш и другие духовные тексты. За свою жизнь Агрикола перевел на финский язык Новый Завет, Молитвослов, часть Ветхого Завета и другие церковные книги, всего около 2400 печатных страниц. Для того, чтобы проделать этот огромный труд, Агриколе пришлось не только создать письменный финский язык, но и придумать множество слов для обозначения тех духовных понятий, которых в финском просто не существовало. Так, ему приписывается изобретение таких слов как esikuva - образец, käsikirjoitus - рукопись, enkeli - ангел и других. Умер Микаэль Агрикола 9 апреля 1557 года в деревне Поляны (Uusikirkko) возвращаясь в Финляндию в составе делегации, принимавшей участие в переговорах с Иваном Грозным. Русско-финский семинар, посвященный 450-летию со дня кончины Микаэля Агриколы, прошел в культурном центре «Выборгский Палас». Вместе с остальными участниками в Выборг прибыл глава ЕвангелическоЛютеранской Церкви Финляндии архиепископ Юкка Паарма.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Об этом горестнейшем факте, сокращений церквей, не перестает доселе проливать горькие слезы самый маститый и достоуважаемый в иерархах русских (как писал об этом в Киев в недавнее время достоуважаемый епископ-затворник Вышинской пустыни). Движимый собственным чувством благоговения и любви к первосвятителю Филарету и поощренный советом о. а. Даниила, по окончании курса в Киевской д. академии и следуя на учительскую должность в Вятку, осмелился к нему явиться пишущий это, в 1849 году в декабре месяце. «Здоров ли киевский владыка митрополит ( Филарет Амфитеатров) ?» спросил владыка явившегося из Киева. «Благодарение Богу, здравствует,» отвечал сей. «Назначены вы в Вятку?» – «Так точно». – «Родина ваша?» – «Владимир». – «Далеко!.. Желаете быть на родине?» – «Да; у меня там мать, вдова священническая». – «Желаю и я быть вам скорее на родине. На какие предметы назначены?» – «На богословские; помощником к классу ректора семинарии». Митрополит, улыбнувшись, сказал: «во фраке преподавать богословие не приличествует; желаете ли быть священником?» – «Не желаю оставлять звания духовного, в котором родился и для которого воспитался». – «Доброе дело. Господь вас да благословит быть священником». В 1851 году в феврале месяце переведен был я в семинарию Владимирскую; в 1858 году в феврале же произведен во священника. Так исполнилось надо мной благое мне пожелание и благословение приснопамятного первосвятителя. Находясь на службе в Вятке, услыхал я от преосвященного тогдашнего епископа Вятки Неофита (Соснина), что он переводит на русский язык Четьи-Минеи святого Димитрия Ростовского . Но потом, когда спрашивал вятского протоиерея о. С.Н. Кашменского о судьбе сих трудов преосвященного Неофита, Кашменский ответил: «владыка наш сдал рукописи переводов своих в библиотеку кафедрального собора, або московский первосвятитель Филарет писал к преосв. Неофиту: «язык в Четии-Минеях св. Димитрия Ростовского столь ясен и понятен для народа, что не требует себе перевода на русский». Здесь кстати припоминаю и следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010