– Ты не знаешь ничего, и ты сделал то, что сделал. А я с тем знанием, которое у меня есть…– говорил он иногда. То есть если святой, у которого есть опыт Живого Бога, совершает 10 чудес вместо 100 из-за своего нерадения, то он пред Богом оказывается ниже того, кого все подталкивают к тому, чтобы совершить убийство, а он вместо 10 убийств совершает 3. Пред Богом второй оказывается выше. Это странная логика. Это логика Божией любви. Поэтому мы не можем судить другого: мы видим убийство, но не видим, что было до убийства. Судить нелегко. Нам и не надо судить, потому что осуждение – это реально нарциссизм, унижение другого, это отсутствие покаяния. Кающийся скажет то, что сказал старец Паисий, и добьется того, чего хочет. И исправит другого. Потому что он сокрушен и смирен, а когда человек смирен, он может любить, любить другого на условиях другого, а не на своих. На условиях возлюбленного. Слово «любить» – искаженное слово. «Я люблю», но что значит, что я люблю? Люблю на моих условиях? Или на твоих, где ты мне враг? Потому что другой – это мой враг, если он мне не угождает. Все враги мне! Мы так думаем. Не правда ли? Если они противятся тому, чего мы хотим. Тот, кто нам не угождает, – ну, как ты его полюбишь? Бог, однако, делает именно это, и это – то новое, что реально приносит человеку покой. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). Когда человек делает это (бросает жемчуг перед свиньями)? По-моему, это связано со сказанным выше. Когда у тебя реально нет связи с другим, ты уже не смотришь на то, какой он. Если единственное, что ты хочешь сделать, – это нарциссическое покорение других, тогда тебе захочется произвести на них впечатление. Поэтому всё, что свято и красиво, ты бросишь перед ними, а они, поскольку не понимают ценности этого (потому что, во-первых, ты их не понимаешь, а во-вторых, у них нет никакой расположенности к тому, чтобы возлюбить тебя), обратятся против тебя. Не так ли? Ты не понимаешь другого. И это – результат осуждения.

http://pravoslavie.ru/134862.html

Утверждение, что отсрочка смертной казни для прародителей была дана вопреки приговору силой еще не совершившегося искупления, ни на чем не основано и представляет собой отнюдь не библейский домысел спекуляции, противоречащий фактам. А факты состоят в том, что Адам и Ева ощутили смертный свой приговор не как угрозу человеческой жизни, которая только начиналась в своем творчестве, но лишь как тяжелую тайну о судьбах человеческой жизни. Они поняли смерть, которой Бог не сотворил, не как уничтожение, но как акт человеческой жизни. Одним, словом, между смертью в мире животном и человеческом в сознании прародителей существовала черта различия. Заслуживает особого внимания, что у человека павшего поднимается сознание своей божественности и бессмертия, злая духовность, с большей силой, нежели до падения, когда человек в тварном смирении своем жил в Боге, еще не видя в этом самого себя, своего собственного богоподобия. С грехопадением начинается тот люциферический нарциссизм, самолюбование, которое привело к падению Денницу в духовном мире, а вслед за ним и человека. С фактическим обезбожением человеческой жизни начинается в нем человекобожие, конечно, как особый образ его духовности (низшая сторона которого ведет его к животности, к состоянию «плоти»). Таково значение слов Божиих о падшем человеке: «вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло (то есть в падшем, люциферическом самосознании, в человекобожии); и теперь как бы не простер он руки своей «не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» ( Быт.3:22 ). Бессмертие было бы последним утверждением человекобожия (как в Люцифере оно явилось ангелобожием). И в путях человеческого спасения нужно было прежде всего предоставить человека своей собственной судьбе, то есть смертной жизни. И первая смерть, которую увидел мир, убийство Каином Авеля, была пережита как великое потрясение, конвульсия жизни. Бог оказал Каину: «что ты сделал? И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» ( Быт.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Человек постоянно хотел бы свести все к самому себе, заблокировать круговорот славы, поэтому вместо выражения сакраментальных возможностей творения он их скрывает. Тогда сияние становится для него внешним, искаженным ночной магией. Чтобы освободиться от своей тревоги, человек обращается с существами и с вещами, как с простыми средствами, и игнорирует их тайну, отбрасывает их от бытия, то есть от любви, и таким образом искажает и разрушает их. Отныне в мире есть сила противостояния, отрицания, разрушения, — именно таков смысл греческого слова diaboloV, — творение словно вампиризовано, пронизано идолопоклонством: именно этот мир, используя язык Нового Завета, позволяет нам отличить мир иллюзий и гипноза от мира как творения Божьего; и мы живем в мире, создателями и жертвами которого мы являемся. Красота творения становится двусмысленной, она соблазняет саму себя в нарциссической манере: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» — говорит Исайя (Ис 14:12). А Иезекииль вторит: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез 28:17). Истинное, прекрасное и благое разделяются, красота более не отблеск правды, как говорили древние. Человеческое искусство, в презрении к бытию и к личности, может рождать самые зверские образы. В момент испытания, как высоко символически об этом повествует книга Бытия: «…увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:6). Так прекрасное становится автономной ценностью в раздробленной, разобщенной культуре, ценностью внешней по отношению к личной связи, объединявшей Бога с первыми людьми и объединявшей мужчину и женщину между собой. Эстетическая привлекательность способна провоцировать идолопоклоннический культ, красота отныне является загадкой, поскольку, по наблюдению Достоевского, она может одновременно быть красотой Мадонны и красотой содомской. Но сотворившая мир божественная любовь нисходит до самой глубины ада, чтобы победить его. Во Христе человек обретает жизнь, которая сильнее смерти, и возможность передать ее космосу или, скорее, раскрыть ее в нем и освободить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени её люблю я сидеть, и плоды её сладки для гортани моей» 67 . О. Сергий чувствовал, что горло у него сжимается. Губы горят. Он смутно сознавал, что надо сделать какое-то усилие, что надо заставить себя перестать... Что с ним свершается что-то страшное, что какие-то неведомые, неотступные силы овладели им – но он не мог остановиться и в каком-то полузабытьи читал дальше: «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» 68 . И вдруг точно огнём вспыхнули в его мозгу слова: – Остановись!.. Погибнешь!.. И о. Сергий судорожным движением, точно кто-то держал его за руки, захлопнул книгу. Он едва стоял на ногах. Холодный пот выступил на лбу. Глухими ударами стучала в висках кровь. ...Куда же? Куда же теперь? В келье он оставаться не мог... К о. Савватию! ...Да, да, конечно... Он не спит ещё... Читает правила… Почти бегом, точно боясь, что ему помешают, о. Сергий бросился из кельи. Келья о. Савватия стояла совсем отдельно, на самом конце сада. Сквозь распустившиеся кусты сирени тускло светилось маленькое окно. О. Сергий подошёл к двери, постучал и проговорил вполголоса: Молитвами святых отец 69 наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь, – отозвался из кельи твёрдый голос о. Савватия. О. Сергий вошёл. Поклонился поясным поклоном, касаясь рукой пола. Принял благословение. Поцеловал холодную, сморщенную руку о. Савватия. О. Савватий внимательно посмотрел на него и спросил: Ты что? О. Сергий только тут понял, как трудно рассказать всё, что с ним случилось. Дорогой он не думал об этом. Он думал только о том, как бы скорей дойти до кельи о. Савватия. Как будто бы достаточно было войти к нему и всё сейчас же должно кончиться. О. Савватий повторил настойчиво: Что у тебя? Я не знаю... Никогда раньше со мной этого не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Это – нарцисс-всезнайка, вечно демонстрирующий, что он лучше всех всё знает, всегда готовый поделиться своей мудростью и дать вам совет, которого вы не просили. Иногда такие люди просто скучны и поглощены собой, но, когда они полностью завладевают вниманием присутствующих, их становится трудно вынести» (Джозеф Бурго. Осторожно, нарцисс! Как вести себя с этими самовлюбленными типами). В этом смысле церковная среда очень подходит для нарцисса – ведь на приходах стремятся создать принимающую, внимательную, поддерживающую атмосферу, даже если человек выбивается из понятия нормы. Так что, вливаясь в приходскую жизнь, нарцисс обычно получает подкрепление своего эго. Его собственное внимание прилепляется к тем, кто его хвалит, в результате нарцисс может собирать вокруг себя людей, которые способны восхищаться им. Он может даже стать лидером какой-то группы прихожан. Порой нарцисс может сблизиться с каким-то священником или служителем храма, от которого он получает одобрение. Если нарциссическая зависимость от одобрения преобразуется в зависимость от одобряющего человека, подобные отношения могут стать мучительными для обеих сторон. Более легкий способ для нарцисса добиться одобрения – это соревнование с относительно легкой возможностью победить. Поэтому нарцисс предпочитает участвовать в делах, результат которых можно измерить: количеством или размахом. Это может быть грандиозное мероприятие, собравшее много отзывов, выпущенная большим тиражом книга, высокая посещаемость сайта и т. п. Первоочередная цель нарцисса при этом – не увеличить эффективность миссионерской или катехизаторской деятельности, а показать, какой он молодец. В церковной жизни, как и в жизни вообще, нарцисс гонится за статусом и особым положением, за славой и авторитетом. В Церкви он жадно ищет «настоящую святость», идеальных людей. При этом внимание нарцисса сфокусировано на самом себе, он и окружающих сравнивает не только с идеалом, но и с собой. Поэтому нарцисс нередко приписывает именно себе самому некую духовную чистоту, возвышенность, определенное духовное совершенство.

http://azbyka.ru/zdorovie/narcissy-v-cer...

Неважно, какого типа отношения выстраиваются с человеком – дружеские (между людьми одного пола или между мужчиной и женщиной) или с перспективной близкой, супружеской связи, заподозрить в человеке нарциссизм можно, если в его поведении есть типичные для нарциссов проявления: Если происходит дальнейшее сближение с человеком, то можно отследить этапы отношений, которые могут указывать на нарциссическое расстройство: 1. «Медовый крючок» («медовая ловушка»). При знакомстве и при благополучном, то есть устраивающем нарцисса, развитии отношений в ваш адрес будет говориться много комплиментов, вас будут хвалить, заверять в вашей уникальности, уделять вам много внимания. При этом нарцисс будет подчеркивать, как вам повезло встретиться (подразумевая, что это вам повезло встретить его). 2. «Холодный душ» («ледяной душ»). Это первое кратковременное снятие красивой маски нарцисса, этап обесценивания и использования вас. «Душ» обычно проявляется резко и без существенного повода. Это может быть: Нарцисс фактически дрессирует вас: если вы ведете себя так, как он хочет, то он будет добр, внимателен, заботлив. Если же нет – будет морально наказывать, например равнодушием и холодностью. 3. «Инсценировка казни» («прессовка»). Видимость разрыва отношений, призванная донести до вас всю боль, которая наступит, если нарцисс уйдет из вашей жизни. Этой болью от потери такого замечательного человека нарцисс старается вас запугать и отбить желание вырваться из-под его влияния. В случае дружеского общения он может просто заявить о прекращении общения, прекратить отвечать на сообщения и звонки. Если речь идет о совместном проживании, он начнет собирать вещи, всем видом показывая решимость и эмоционально заявляя, что уходит, причем навсегда. При этом всё будет сделано максимально болезненно, с желанием посильнее унизить, уязвить вас. Даже если нарцисс будет говорить: «Дело не в тебе», он обставит всё так, что именно вы будете чувствовать себя виноватым. Он может: 4. Возвращение. Нарцисс не уходит навсегда, демонстративный разрыв призван лишь раскачать ваше эмоциональное состояние. Как только он сочтет, что вы достаточно «промариновались», он вернется. Может, будет говорить, что вас простил и решил дать отношениям еще один шанс, а может, будет клясться, что это он исправиться, и всё будет хорошо. Нарцисс может создавать атмосферу воодушевления вокруг вашего воссоединения, показывать идеальность отношений – до следующего «ледяного душа».

http://azbyka.ru/zdorovie/mozhno-li-pere...

Общественный нарциссизм, так же как и индивидуальный нарциссизм, стремится к удовлетворению. С одной стороны, это удовлетворение обеспечивается с помощью общей идеологии превосходства собственной группы и неполноценности всех других групп. В религиозных группах это удовлетворение достигается достаточно просто посредством допущения, что собственная группа — единственная, которая верит в подлинного Бога, и поскольку собственный Бог считается единственно подлинным, все остальные группы состоят из заблудших неверных. Но если Бог и не привлекается в качестве свидетеля собственного превосходства, общественный нарциссизм на светской почве может привести к тем же последствиям. Нарциссическая убежденность в превосходстве белых над неграми, господствующая в известных частях Соединенных Штатов и Южной Африки, доказывает, что чувство собственного превосходства и неполноценности другой группы не знает границ. Однако для полного удовлетворения этого нарциссического представления некой группы о себе необходимо его известное подтверждение в реальности. До тех пор, пока белые в Алабаме или Южной Африке располагают властью, пока их превосходство над неграми демонстрируется с помощью актов социальной, экономической и политической дискриминации, их нарциссической убежденности еще присущ известный элемент реализма, который искусственно поддерживает всю их нарциссическую систему мышления. То же самое относится и к нацистам. Физическое уничтожение евреев должно было служить для них доказательством превосходства арийцев. (Для садиста факт, что он может убить человека, является доказательством того, что он превосходит его как убийца.) Если же в распоряжении нарциссической группы нет меньшинства, беспомощность которого достаточна, чтобы сделать его объектом нарциссического удовлетворения, то общественный нарциссизм легко приводит к желанию военного завоевания — путь, на который перед 1914 г. вступили пангерманизм и панславизм. В обоих случаях соответствующим нациям была определена роль превосходящего всех других, избранного народа, что давало им право нападать на всех, кто не признавал этого превосходства. Я не хочу этим сказать, что нарциссизм пангерманского и панславянского движения был " собственно " причиной первой мировой войны, но их фанатизм вполне определенно являлся фактором, который внес свой вклад в ее развязывание. Кроме того, не следует забывать, что, когда война уже началась, различные правительства старались разжечь национальный нарциссизм как необходимую психологическую предпосылку для ее успешного ведения.

http://predanie.ru/book/220206-dusha-che...

Если затрагивается нарциссизм группы, мы сталкиваемся с той же гневной реакцией, о которой уже шла речь в связи с индивидуальным нарциссизмом. В истории есть многочисленные примеры, когда поношение символов группового нарциссизма вызывало приступы ярости, граничившие с безумием. Развенчивание национального флага, поношение бога группы, оскорбление их властителя или вождя, а также проигранная война или потеря территории часто вызывали у масс чувство мести, которое, в свою очередь, вело к новым войнам. Раны, нанесенные нарциссизму, излечиваются лишь тогда, когда преступник уничтожен и тем самым возмещена обида, нанесенная нарциссизму. Индивидуальная и национальная месть часто покоится на нарциссизме и потребности " залечить " рану посредством уничтожения злодея. В заключение следует упомянуть еще один элемент нарциссической патологии. Группа с сильной нарциссической установкой должна обязательно иметь вождя, с которым она могла бы себя идентифицировать. Вождь восхищает группу, которая проецирует на него свой нарциссизм. В акте подчинения всемогущему вождю (причем в принципе речь идет об акте симбиоза и идентификации) индивид переносит на него свой нарциссизм. Чем значительнее вождь, тем значительнее его последователь. Нарциссизм убежденного в своем величии вождя, которому чужды сомнения, — это как раз то, что привлекает подчиняющихся ему нарциссичных личностей. Полусумасшедший вождь часто имеет наибольший успех до тех пор, пока недостаток объективности, гневная реакция на каждое поражение и потребность поддерживать образ своего всемогущества не приведут к ошибкам, которые повлекут за собой его закат. Однако всегда есть талантливые полудушевнобольные, готовые удовлетворить потребности нарциссичной массы. До сих пор мы обсуждали феномен нарциссизма, его патологию, его биологическую и социологическую функции. Мы можем заключить, что нарциссизм, пока он имеет доброкачественную форму и не перешел известных границ, представляет собой необходимое и ценное ориентирование. Но наша картина в данном случае не является полной. Для человека особую значимость имеет не только продолжение его существования в биологическом и социальном смысле, но также ценности, развитие того, что, собственно, делает его человеком.

http://predanie.ru/book/220206-dusha-che...

Например, убежденный в своей гениальности преподаватель стремится избегать ситуаций, где может проявиться его неосведомленность, при этом охотно критикует коллег, что не мешает ему пользоваться их трудами в собственных целях, манипуляциями вынуждая их сделать что-то для него и за него. А уж если нарцисс узнает о какой-то ошибке коллеги, то с упоением будет обличать его, при случае поспособствует наказанию или даже увольнению, ощущая себя поборником справедливости. Любые попытки разжалобить нарцисса наткнутся на непонимание. Более того, ради демонстрации собственной уникальности нарцисс способен поступить нечестно, аморально, пойти по головам, «подставить» другого. Однако даже малая критика или проявление равнодушия по отношению к самим нарциссам может легко вывести их из себя. Если внешнему раздражителю удается пробить выстроенный нарциссом защитный барьер и вызвать даже незначительное чувство стыда, проявляется чрезвычайная, нездоровая чувствительность нарцисса к стыду: сначала происходит яркая вспышка боли, за ней следуют ярость и упреки. Нарциссы злятся на окружающих за то, что были вынуждены столкнуться с непереносимым ими стыдом, и наполняются мстительностью. Повседневная жизнь постоянно вызывает переживания, требующие смирения: всегда находится человек лучше, красивее, успешнее нас, превосходящий нас во всем, о чем бы мы ни подумали. Для нарцисса же знание о собственной неидеальности является чрезвычайно травмирующим. Его не успокаивает мысль о человеческом несовершенстве и о том, что, как и любой человек, он не совершенен. Дело в том, что нарцисс буквально чувствует, что он особенный, можно сказать, исключение из этого закона природы о человеческом несовершенстве. Для того чтобы поддерживать в себе ощущение исключительности, нарциссу приходится постоянно «надувать» свое сознание иллюзиями собственной значимости и никчемности других людей. В лучшем случае нарцисс просто создает барьеры для проявления близости. В худшем – нарцисс «играет» на психотравмах других людей, добиваясь нужных ему переживаний. Фантазии позволяют нарциссу отгородиться от реального мира, держать на расстоянии столь неприятную для него реальность. Такая совокупность иллюзий является разновидностью «магического мышления». Магическое мышление, эксплуатирующая идеализация и обесценивание других людей, перекладывание на них ответственности за стыд и унижение — всё это способы избежать чувства собственной неполноценности и никчемности.

http://azbyka.ru/zdorovie/boleznennye-st...

- Обувайте! Засуетились слуги, преклонили колена и стали натягивать с великой осторожностью на ноги мельника шелковые чулки. Точно это и не ноги были, а две хрустальные вазы, которые они опасались разбить. Потом они подали королю-мельнику туфли с бриллиантовыми пряжками и исподнее платье. Нарцисс не двинул ни рукой, ни ногой, пока его одевали, и только поворачивался вправо и влево, как кукла на пружинах. Все делали за него другие. Когда, наконец, его одели, вошли два маленьких невольника-негра и внесли серебряный жбан с водой. Слуги умыли короля и повели в столовую. В столовой его ждал обильный завтрак. Каких только яств не поставили на стол! Нарцисс подошел к столу и уже приготовился схватить лучший с тарелки, как неожиданно предстал пред ним высокий, в темном одеянии, старик с очками на носу. - Не извольте этого кушать, ваше величество, а то расстроите ваш драгоценный желудок, — произнес он и почтительно отвел руку короля от жирного куска. Тогда Нарцисс схватился за другое блюдо. Но велик же был его гнев, когда доктор (высокий человек в очках был придворный врач, лейб-медик) снова почтительно остановил его. - Это вредное кушанье для вас, ваше величество, — сказал он и прибавил, — не понимаю, чего смотрит гофмейстер (придворная должность, он ведал дворцовым хозяйством, придворным церемониалом), ведь такие блюда нельзя кушать королю. И, вместо вкусных яств, подвинул Нарциссу стакан молока и два крошечных куска белого хлеба, прибавив, низко кланяясь: - Здоровье короля — лучшее счастье его подданных. А поэтому вашему величеству необходимо беречься для счастья вашего народа! Я же поставлен для того, чтобы постоянно следить за вашею едою, и обязан наблюдать, чтобы вы, государь, случайно не поели что-нибудь вредное или не скушали слишком много. Нечего делать, пришлось Нарциссу довольствоваться молоком. - Я хочу идти гулять! — вскричал Нарцисс весело, покончив с завтраком. Но тут человек десять каких-то седовласых людей окружили его тесной толпою. - Ваше величество, не угодно ли вам будет заняться сперва государственными делами? — произнесли они, чуть ли не до земли склоняясь перед ним.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-goluboj-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010