В мае 1794 г. по предложению еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) решением Синода П. П. м. был перенесен на новое место - вверх по течению р. Суры, ближе к новому руслу р. Пенза (с 1703), где располагалось Вознесенское кладбище (район совр. ул. Индустриальной). По ходатайству еп. Феофила решением Синода, утвержденным имп. Павлом I Петровичем 27 апр. 1798 г., в П. П. м. был переведен штат упраздненного третьеклассного Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ; П. П. м. был отнесен к 3-му классу, а управлявший им строитель Израиль (Данилов) возведен в сан архимандрита (ПСЗ. Т. 25. 18500. С. 220-221). История обители в 1-й пол. XIX в. изложена в описании 50-60-х гг. XIX в., обнаруженном в церковном архиве с. Владыкина Мокшанского у. и опубликованном краеведом свящ. Н. Ф. Быстровым (1864-1936) (см.: Быстров. 1886). Оно составлено на основе материалов монастырского архива настоятелями П. П. м. архимандритами Павлом (1849-1855) и Кифой (1855-1858), а также инспектором Пензенской ДС Серафимом (Ильинским) ( Быстров. 1886. 17. С. 2-3. Примеч. 2). В 1802-1807 гг. П. П. м. возглавлял брат еп. Августина (Виноградского) архим. Амвросий (Виноградский), при к-ром указом Синода от 17 дек. 1802 г. архимандритам обители было дозволено «носить мантии камлотовыя с зелеными бархатными скрижалями», если они будут ректорами Пензенской ДС (ИРИ. Т. 5. С. 465). Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель (1812-1815) архим. Аарон (Нарциссов ; впосл. епископ) передал 50 р. в комитет пожертвований для ополчения при Пензенской духовной консистории. Среди воинов Пензенского ополчения, возвратившихся после заграничных походов, известен Афанасий Герасимов, послушник П. П. м. ратник артиллерийской команды. В 1857 г. по указу Пензенской духовной консистории П. П. м. принял на обучение причетнической должности «6 полусирот из духовного сословия», училище содержалось из «монастырской казны» (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1946; Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 53). В 1862-1869 гг. П. П. м. управлял архим. Иоасаф (Пашин), ректор Пензенской ДС и известный духовный писатель. По инициативе настоятеля архим. Кирилла (Щеглова; 1880-1897) при П. П. м. был возобновлен причетнический класс, где сам архимандрит обучал послушников ( Корольков. 1897. С. 126). В посл. четв. XIX в. при мон-ре была открыта бесплатная столовая. В 1903-1906 гг. обитель возглавлял архим. Леонид (Скобеев ; впосл. епископ, один из руководителей обновленчества ). После создания по указу Синода от 11 июня 1910 г. Краснослободского викариатства П. П. м. стал резиденцией 1-го викария еп. Григория (Соколова), в 1922 г. ушедшего на покой и проживавшего в обители.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

В годы управления Н. епархией был обновлен иконостас зимнего кафедрального Свято-Троицкого собора Архангельска. Архиерей интересовался историей края, способствовал сохранению и собиранию памятников древности. По его настоянию в мон-рях и приходах епархии возобновилось составление памятных книг, заведенных при Архангельском еп. Вениамине (Краснопевкове-Румовском). Н. вел оживленную переписку с краеведами и коллекционерами, по просьбе одного из своих корреспондентов, Н. П. Румянцева , он организовал осмотр архивов Антониева Сийского и Корельского во имя святителя Николая Чудотворца мон-рей. Также по просьбе Румянцева Н. установил связь с важским купцом М. Н. Мясниковым. Накопив состояние благодаря торговле в Сибири, Мясников отошел от дел и посвятил свою жизнь собиранию материалов по истории и этнографии Севера европ. части России. По совету архиерея Румянцев решил приобрести коллекцию Мясникова, но смерть графа помешала осуществлению этой покупки. Н. погребен в холмогорском Преображенском мон-ре. В 1831 г. еп. Аарон (Нарциссов) сочинил эпитафию на смерть Н., начинающуюся словами: «Ах,/добрый пастырю, как рано ты уснул! Воспитан при ногу Российскаго Платона,/Исполнь премудрости Божественна Закона,/Коль чудным светом ты в Архангельске блеснул!/Блеснул - и лег во гроб, востребован был Небом...» Соч.: Слово в день восшествия на Всерос. престол Е. И. В. ...имп. Александра Павловича, говоренного в крестовой Воскресенской ц., что при доме архиерейском в Ярославле, Ярославльской семинарии, 1818 г., марта 12 дня. М., 1818; Слова, говоренныя в разные времена. СПб., 1823; Слово и речь надгробные. СПб., 1825. Лит.: Отечественные записки. 1829. Апр. С. 63; Вениамин (Смирнов), архим. Обращение в христианство мезенских самоедов: Зап. архим. Вениамина//ХЧ. 1850. Ч. 2. С. 363-384, 410-443; 1851. Ч. 1. С. 64-84; он же. Самоеды мезенские//Вестн. РГО. 1855. Кн. 3. С. 77-140; Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России чрез тундры самоедов к сев. Уральским горам, предпринятое...

http://pravenc.ru/text/2564988.html

Во время революции 1905-1907 гг. в Пензенской ДС среди учащихся имели место беспорядки, вслед. чего с 8 окт. 1905 по 8 янв. 1906 г. и с 25 апр. по авг. 1906 г. семинария была закрыта. 26 авг. 1906 г. ректор семинарии прот. П. А. Позднев по окончании экзамена был ранен в ногу из револьвера, после чего предпочел продолжить служение в Саратове. Его преемник на посту ректора архим. Николай (Орлов) 18 мая 1907 г. был застрелен, вслед. чего семинарию вновь закрыли до янв. 1908 г., а 40 самых неблагонадежных учеников исключили. Некоторые ректоры Пензенской ДС впоследствии стали архиереями: еп. Аарон (Нарциссов), архиеп. Афанасий (Дроздов) , еп. Иоанникий (Образцов) , еп. Николай (Доброхотов) , еп. Симеон (Линьков), еп. Сергий (Соколов), еп. Николай (Позднев; впосл. старообрядческий архиеп. Никола), митр. Павел (Борисовский) . В семинарии преподавали: богослов прот. И. П. Бурлуцкий , регент и композитор А. В. Касторский , В. А. Алявдин (см. ст. Владимир (Алявдин) , еп.), прот. сщмч. Илия Громогласов , историк Церкви А. П. Доброклонский и др. Среди выпускников семинарии священномученики прот. Василий Ягодин , прот. Иоанн Артоболевский , свящ. Василий Сергеевич Смирнов , свящ. Виктор Европейцев , свящ. Филарет Великанов. Кроме того, в семинарии учились: архиеп. Георгий (Орлов) , архиеп. Кирилл (Поспелов) , еп. Антоний (Смолин), еп. Варсонофий (Курганов) , еп. Владимир (Благоразумов) , синолог архим. Даниил (Сивиллов) , богослов протопр. Н. В. Благоразумов , миссионер прот. Г. И. Чернышевский, прот. Л. К. Богоявленский , подвижник благочестия свящ. Н. И. Болоховский, патролог Д. В. Гусев , историк В. О. Ключевский , историк Церкви С. Т. Голубев , историк лит-ры А. С. Архангельский , композитор и педагог А. А. Архангельский , миссионер и востоковед Н. И. Ильминский , исследователь старообрядчества М. Н. Васильевский , оперный певец А. И. Мозжухин, нейрохирург Н. Н. Бурденко и др. В 1808 г. в нижнеломовском Казанском монастыре открылась «русская школа», впоследствии преобразованная в Нижнеломовское ДУ. В 1840 г. из мон-ря оно было перемещено в Н. Ломов, где до 1857 г. размещалось в наемном помещении, а затем - в собственном здании. В 1880 г. уч-ще было переведено в Пензу и стало именоваться 2-м Пензенским ДУ. В 1884 г., после открытия в нем ц. во имя свт. Тихона Задонского, получило название Тихоновского. В 1909-1910 гг. по проекту В. И. Васильева для уч-ща построено 3-этажное здание с ц. во имя святителей Тихона и Митрофана Воронежских (в наст. время - главный корпус НИИ физических измерений).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Епархиальные и губ. власти с недоверием относились к деятельности миссии. Еп. Аарон (Нарциссов) , сменивший на Архангельской кафедре еп. Неофита (Докучаева-Платонова), инициатора учреждения миссии для ненцев, обвинял В. в отступлении от предписаний, в «лености и недеятельности». Архангельский генерал-губернатор С. И. Миницкий старался привлечь внимание начальства к «печальным, неудачным действиям миссии». В результате 1 мая 1830 г. миссия была закрыта, В. вернулся в Антониев Сийский мон-рь. Для ненцев были организованы 3 прихода, началось строительство церквей, 25 марта 1831 г. В. присутствовал при освящении Никольской ц. на р. Колве. Поскольку приходские священники за следующие 28 лет крестили лишь 177 ненцев, можно сделать вывод, что закрытие миссии оказалось преждевременным. С 16 июля 1830 г. В. являлся настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря, благочинным мон-рей и соборов Архангельской епархии. В Михаило-Архангельском мон-ре были отремонтированы собор, колокольни, ризничный корпус, архив, б-ка, часовенная палатка, в 1831 г. при монастырской мельнице построили новую плотину. 14 дек. 1832 г. В. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, за чем обычно следовало поставление во епископы. Однако по окончании чреды в марте 1834 г. В. было объявлено монаршее благоволение, спустя нек-рое время он вернулся в Архангельск. 29 июня 1839 г. назначен настоятелем Кий-Островского Крестного мон-ря, энергично взялся за восстановление обветшавших монастырских зданий. Благодаря успешному сбору пожертвований настоятелю удалось не только сделать необходимый ремонт, но и приобрести для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. В. по предложению архангельского гражданского губернатора П. В. Степанова стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. В. страдал от ревматизма, приобретенного в тундре, и просил о перемещении его в более теплую местность. 26 июня 1847 г. переведен настоятелем в глуховский Петропавловский мон-рь в Черниговской губ. Погребен в склепе под соборной церковью мон-ря.

http://pravenc.ru/text/150317.html

Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской. По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе. Когда в 1591 г. крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Интересно кладбище при монастыре, которое иногда называют «Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы». На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. Здесь похоронены историк В. О. Ключевский , первый выборный ректор Московского университета С. П. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков, М. М. Херасков , И. И. Дмитриев, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, горнозаводчик П. А. Демидов, родственники А. С. Пушкина – его дед Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович Пушкин, тетки Анна и Елизавета Львовна, брат Павел и сестра Софья. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В. Г. Перова. В советские годы, как и многие другие обители, монастырь был осквернен. В 1927 г. здесь был открыт первый советский крематорий. С 1934 г. в монастыре находился музей русской архитектуры. РПЦ монастырь был возвращен только в 1990-е годы. 270 Преосв. Аарон (Алексей Захарович Нарциссов) – епископ Архангельский и Холмогорский, сын коломенского священника, родился в 1781 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В энциклопедическом словаре, издаваемом в Санкт-Петербурге, упоминается Базарная Кеньша или село Всесвятское Пензенской губ., Городищенского уезда, в 50 вёрстах от Городища, при р.Кеньше. Число жителей 2236 обоих полов, 327 дворов, церковь , школа, 2 поташных завода, 1 овчарный, 5 лавок и 9 постоялых дворов. Еженедельный базар и ярмарка. Вот родина достопочтенного архимандрита Даниила. Он, сын причетника, родился, как слышал от своей матери, с сорочкой (оболочкой) на голове, в октябре 1798 г. (ранее или позже 26 дня), а «родиться в сорочке значит, по мнению простого народа, родиться счастливым», пишет он. Не предвещалось ли новорождённому и в самом деле головное украшение высших духовных лиц: архиереев, архимандритов и протопресвитеров – митра, о которой напоминает имя, данное ему при крещении в честь св. великомуч. и мироточца Димитрия Солунского, празднуемого в 26 день октября. Как бы то ни было, рождённый с сорочкой на голове Димитрий впоследствии получил митру, о чём родители едва ли мечтали, когда его, 11-летнего, обученного читать и писать (с 1805 г. он учился церковной грамоте по букварю, часослову и псалтири), отправили (в 1809 или 1810 г.) в Пензу с прошением об определении его куда-либо на причетническое место. Они считали невозможным отдать сына в семинарию, не видя средств содержать его в городе, как это, по всей вероятности, было изъяснено в самом прошении, поданном им лично архиерею, но вот последовала резолюция преосвященного Моисея Плизнецова-Платонова, по которой проситель, вместо причетнической службы, должен учиться наукам в пензенской семинарии, в которой заключалось и первоначальное училище и куда вызванный в сентябре 1810 г. (по истечении, то есть, учебного года), определён был с фамилией: Сивиллов на казённый кошт в бурсу (первый класс). Неизлишне заметить о преосвященном епископе Моисее, что труды его в Пензенской епархии, где он святительствовал с 1808 по июль 1811 г., а потом отбыл в Нижний Новгород († 10 янв. 1825), особенно состояли в образовании духовного юношества. Для достижения этой цели, вскоре по вступлении его на архиерейскую кафедру Пензенскую, он обязал всё духовенство подпиской не держать детей дома далее 10-летнего возраста, но отдавать в семинарию (a Димитрий Сивиллов 11 лет слишком жил у родителей!). В этом благом деле помогал ему ректор семинарии, архимандрит Аарон Нарциссов (с 1821 г. настоятель Ярославского первоклассного Толгского мон., с 1826 г. Епископ Архангельский, † на покое в Москве). Совокупными действиями они принесли большую пользу духовному образованию, и семинария образовала при них очень многих достойных пастырей для церкви и отечества 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Аароном» найдены статьи: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60 ААРОН (XVIII в. ), монах книжник, справщик и книгохранитель ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец] (XIV в.), основатель и игумен монастыря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии ААРОН САРУГСКИЙ прп. (пам. сир. 28 мая) ААРОН, ФЕОФАНОВ СЫН инок, новгородский иконописец XV в. ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Аароном.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «fbf» найдены статьи: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения «AAMUN KOITTO» (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган Финляндской автономной Православной Церкви ААРОН первый ветхозаветный первосвященник ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60 ААРОН (XVIII в. ), монах книжник, справщик и книгохранитель ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец] (XIV в.), основатель и игумен монастыря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии ААРОН САРУГСКИЙ прп. (пам. сир. 28 мая) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/xu1fbf.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 378 опубликовано: 22 апреля 2021г. МАТФЕЙ еп. Сарайский - см. в ст. Крутицкая кафедра . Рубрики: Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) Ключевые слова: Епископы Русской Православной Церкви Матфей, епископ Сарайский - см. в ст. Крутицкая кафедра См.также: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562664.html

2:1–2 Аз цвет польный и крин удольный. Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреди дщерей. 2:1–2 Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Ягве, возлюбленный Жених – роза или нарцисс Саронский, Он – лилия долин! Иногда это сравнение относят и к невесте – Израилю, который далее именуется лилией между тернами. Раввин Раши: «Этими словами Соломон изображает цветущее состояние Израиля своего времени, уподобляя царство свое прекрасному цветку, распустившемуся подобно пышному розану. Он (Соломон) как бы сказал: «Я, а в лице моем и со мною весь Израиль, теперь блаженствуем, процветаем как роза, растущая в долине, которую солнце не опаляет; живя среди народов окружающих нас, мы невредимы, никто из них не в силах обидеть нас, ибо Сам Ягве защищает нас» Возлюбленная сравнивает себя с нарциссом и лилией , а Возлюбленный идет еще дальше: она – лилия между тернами , Он любит только ее. Девицы , уподобленные тернам – языческие народы вокруг Израиля Божия. Ему говорит Ягве: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 7:6 ). «О, Владыко Господи! ...из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию… из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный» ( 3Езд. 5:23.24.27 ). Нарциссом Саронским, прекрасной лилией, по сравнению с которой все остальные цветы, что тернии, – таково было чудное и славное время Давидо-Соломонова царства. Но далее Соломон видит и будущее бедственное состояние Израиля: 2:3 Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем. 2:3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Как яблоня, растущая в лесу, бывает мало заметна для людей: так и возлюбленный мой Израиль не будет знаменит между иноплеменниками, среди которых будет обитать. После Соломона Израиль как государство явно померк между другими народами. Незаметная яблоня среди лесных деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010