Кроме того, Один из этой Пресвятой Троицы стал человеком. В Нем продолжает пребывать полнота Божества, но теперь телесно (σωματικςКол. 2:9).    Использование термина ипостась в определении Халкидонского собора повлекло за собой его значительное уточнение. Две природы, сохраняя полноту своих характеристик, теперь определялись как пребывающие «во взаимодействии в единой Личности (πρσωπον) и в единой Ипостаси». Стало совершенно очевидно, что новое значение термина, предложенное Каппадокийцами для триадологии, применено теперь и в христологии. Но философские и терминологические трудности остались. Халкидонский собор сам не смог их разрешить. В его определении термин πστασις мог быть понят как синоним более слабого термина πρσωπον, обозначавшего «сочетание» двух «сошедшихся» в единое целое природ. Здесь лежит главная причина, почему Халкидонский собор был столь резко отвергнут монофизитами, апеллировавшими к авторитету свт. Кирилла, хотя мысль самого Кирилла была ясно воспринята и положена в основу соборного определения. Именно поэтому в последующие годы халкидонская христология была вынуждена объяснять и уточнять смысл термина ипостась. Это ярко выразилось в том, что, когда термин ипостась употреблялся в отношении Христа, то он обозначал предсуществующую вечную Личность Слова Божия: во Христе нет иного Субъекта действий, кроме Слова, Второй Ипостаси Святой Троицы. В Нем нет второй, человеческой личности. Нет «двух Сынов», а лишь Один. Мария есть мать Бога, а на вопрос «кто умер на кресте», нет другого ответа, кроме как «Один из Святой Троицы», Воплощенный. Но был ли тогда Иисус истинным человеком? Могло ли Его человечество быть полным, если в Нем не было человеческой личности?    Прежде чем начать обсуждение христологического вопроса о человечестве Христа, важно уточнить это новое понимание терминов «природа» и ипостась. За время, прошедшее между отцами-Каппадокийцами и постхалкидонскими христологическими спорами, эти термины употреблялись вполне последовательно, но их содержание претерпело эволюцию и подверглось уточнению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Главная истина Божественного Воплощения и, следовательно, Церкви, состоит в том, что Христос – истинный Бог и истинный Человек, а значит, истинный Богочеловек. Поэтому апостол Павел, прежде всего, старается показать, что Христос – истинный Бог , воплотившийся и вочеловечившийся, что Он принял на Себя и имеет истинную человеческую природу. В многозначительном христологическом фрагменте о неизреченном божественном кеносисе, в Послании к Филиппийцам ( Флп. 2:6–7 ), Павел указывает на две истины (два факта), составляющие тайну Христа как истинного Богочеловека: Он, будучи образом Божиим ( ν μορφ Θεο πρχων), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил (унизил) Себя Самого, приняв образ раба ( μορφν δολου) 190 ... Здесь выражение «образ Божий» значит: истинный и совершенный Бог, так же как «образ раба» показывает истинного совершенного Человека 191 . Согласно этому, для апостола Павла для Церкви: Христос – Истинный Бог и Истинный Человек – Истинный Богочеловек. То же самое говорит апостол и в Послании к Евреям ( Евр. 1–2:14 ): Сей, будучи сияние славы ( ν παγασμα τς δξης) и образ ипостаси ( χαρακτρ τς ποστσεως) Его (Отца), что значит: истинный Бог, Он также воспринял оные (плоть и кровь), что значит – стал истинным Человеком, ибо дети причастны плоти и крови. Ещё короче и полнее это же выражает Божественный апостол в Послании к Колоссянам ( Кол. 2:9 ): ибо в Нём (Христе) обитает вся полнота Божества телесно π ν τ πλρωμα τς Θετητος σωματικ) 192 . Этот догмат (истину) о Христе как истинном Богочеловеке, об Одном двуприродном ( διφυος) Спасителе, выделяют все святые отцы, экзегеты апостола Павла 193 , а особенно святой Златоустый Благовестник, который говорит: «Этот (догмат) есть не маловажный догмат в Церкви, а самое главное (главная истина τ κεφλαιον) в деле нашего спасения, и через это именно всё для нас сделано и совершено: и смерть разрушена, и грех отъят, и клятва уничтожена, и бесчисленные блага дарованы нам в жизни. Поэтому Христос и желал так сильно, чтобы веровали в Его воплощение – Икономию (Домостроительство, Воплощение), этот корень и источник бесчисленных для нас благ. Действуя же по-человечески – икономствуя ( οκονομν , устраивая, подтверждая) (истину Воплощения), Он не допускал сокрываться и Своим божеским делам» 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Наиболее ясно идея о довременном предвечном рождении Христа от Отца выражена в прологе Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1-19), основной смысл к-рого заключается в утверждении единосущия Сына с Отцом (Ep. 1738 (IV 142)). По мысли И. П., говоря о том, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9), ап. Павел словом «телесно» (σωματικς) хотел сказать «существенно» (οσιωδς), «ибо пречистым сим храмом управляла не действенность (νργεια) Божества, порождаемая сущностью, но самая сущность, имеющая тысячи действенностей (οσα μυρας νεργεας χουσα), не частным обладающая дарованием (μερικν χρισμα), а составляющая источник благ» (Ep. 1227 (IV 166)). Своеобразным резюме различных ложных учений о Пресв. Троице является письмо «О Соборе в Никее» (Ep. 1870 (IV 99)), в котором И. П. призывает не следовать «определениям болящих», но держаться определений Собора, ничего не прибавляя и не убавляя, потому что Собор был вдохновен Богом. III. Христология. Несмотря на то что И. П. неоднократно заявляет об ограниченности человеческого языка, о его неспособности выразить Божественные Таины, стремление сохранить православную веру заставляет И. П. прибегать к весьма тонким богословским терминам в преддверии христологических споров V в. Его письма часто цитировались авторами VI в., причем как монофизитами, так и православными. В несторианском споре И. П., вероятно, видел сначала спор, касавшийся только церковной политики (Ep. 310, 370). Но позже, лучше изучив вопрос, он предостерегает свт. Кирилла (возможно, по поводу заключения союза с «восточными») и настойчиво просит его отстаивать учение свт. Афанасия о Лице воплощенного Бога Слова (Ep. 323, 324). Слово стало плотью, соединилось с человеческой природой в одно Лицо (πρσωπον) и одну «поклоняемую Ипостась» (πστασιν προσκυνουμνην - Ep. 360), поэтому Марию следует именовать Богородицей (Ep. 54). И. П. исповедует Сына истинным Богом, единосущным Отцу, и истинным человеком. Сын воспринял от семени Авраама человеческое естество, «из рода его избрав Себе Матерь, в Ней и от Нее воплотившись, поистине сделавшись человеком, подобным нам во всем, кроме греха» (Ep.

http://pravenc.ru/text/674914.html

В таком мире «эволюции» нет места и Церкви, которая есть Тело Богочеловека Христа. Та теология, которая свою антропологию основывает на теории «научной» эволюции, есть не что иное, как contradictio in adjecto. На самом деле это теология без Бога и антропология без человека. Если человек — не бессмертный, вечный и богочеловеческий образ Божий, тогда все теологии и антропологии не суть иное что, как трагические бессмыслицы.    Когда речь идет о Богочеловеке и богочеловеческом реализме, то нет места мистицизму. Основной факт: Бог стал человеком, весь Бог стал человеком, весь человек исполнен Богом; здесь нет ничего абстрактного, ничего воображаемого, здесь все дано конкретно: весь Бог вочеловечился и стал совершенным человеком; здесь «вся полнота Божества» обитает σωματικς (­ телесно — Кол.2:9) в нашем земном мире. Мистицизм свойственен всякой религии и всякой философии «по человеку». Религия «по человеку»? — Да: папизм, протестантство, буддизм, ислам и разнообразный политеизм, фетишизм, антропотеизм во всех своих вариантах. А мы — богочеловеческие, новозаветные реалисты? — Знаем благодать, а не мистику. Да, у нас Духом Святым все благодатно. Это реализм и гносеология Нового Завета (см.: 1Кор.1—16 гл.) — богочеловеческий реализм и богочеловеческая гносеология. А когда некоторые святые отцы употребляют слово «мистика», то всегда употребляют его в богочеловеческом смысле: в смысле благодатного переживания Богочеловека Христа Духом Святым. Это мистика благодатная, а не сухая человеческая, гуманистическая, «хоминистическая». Все Богочеловеческие реальности переживаются в Святых Таинствах и святых добродетелях — Духом Святым. Да, Духом Святым, ибо Он наставляет на всякую истину (Ин.16:13) Христову и на самую Всеистину — Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богочеловеческий опыт Тела Христова — Церкви — это опыт всецелый, всеобъемлющий, небоземной, неделимый, всегда Богочеловеческий: все человеческое непосредственно восходит к Богу, и все Божие нисходит к человеку. Здесь нет места для так называемой мистики, то есть опыта «чисто» человеческого, «чисто» по-«хоминистически» транссубъективного, экстатического, отделенного от Бога, от Божьего. Это не есть некий обособленный опыт, но всегда опыт органически всеблагодатный, Богочеловеческий, ибо он — всегда «со всеми святыми». И всегда в согласии со святыми определениями Святого Четвертого Вселенского Собора: «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно». Весь этот благодатный, богочеловеческий опыт и есть Священное Предание — святая жизнь, единая и неделимая...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Тело Господа Христа, Он примио од Пресвете Богородице и Духа Светога, и тело у као и тело – Црква, све то, на свих тело, и свеспасоносно. Господ Христос и данас исти и вавек ( Евр.13:8 ). О томе херувимски видовито сведочи Златоусти Они се тела и крви Господа Христа – памтите, ми се тела се ни по чему не од онога тела седи горе, коме се то тело ми управо окушамо – τοτου πογευμεθα. Ο, колико нам путева откривено ка Господ нас начинио телом, дао нам тело. као што тело оно са Христом, тако се и ми с кроз хлеб. не беше доста што постаде човек, и што би и распет за нас, него и Себе с нама; и то не само вером, него нас и стварно чини телом 17 . Тело Бога Логоса врховна свевредност за у свима световима. У су све вечне Божанске, човечанске и Богочовечанске вредности и стварности. Друго Лице Пресвете Бог Логос се оваплотио и постао Богочовек да би постао Црква, и у извршио, и непрекидно вршио, подвиг света и од греха, смрти и Бог постао човек, постао тело да би човек Богочовека, у Богочовечанском телу постао бог. То сва благовест Богочовека и Цркве. Бог и све човек и све истински у Цркви органско и реално као тело. Сва Божанства живи у Цркви σωματικς=на телесан начин ( Кол.2:9 ). Као сутелесници Христови, као сутелесници Богочовечанског тела Цркве, ми примамо од те Божанске Спасове све што нам треба за вечни живот у обадва света: примамо благодат на благодат и сву Божанску Истину са свима непролазним богатствима, вредностима, радостима ( Кол.2,9–10 ; Еф.3, 19 ; Ин.1:17 ). Посреди велика у свима нашим световима: Христос и Црква ( Еф.5:32 ). Роду и ума и речи да макар приближно изрази ту пресвету и превелику Христос у исто време Бог Логос и човек. Бог Логос и Црква, Бог Логос са телом на небу, и у телу Свом, Цркви, на Зар то велика Чланови Цркве организам, тело, па ипак сваки потпуно посебна личност. Зар то велика У Цркви све саборно, па ипак све лично; сваки живи у свима, и сви у свакоме, па ипак живот властити живот, и личност властита личност. Зар то велика У Цркви живе толики грешници, па ипак она сва света и беспрекорна ( Еф.5:27 ), без икакве мане и Зар то велика И тако редом, од до у Цркви све велика у свему присутан сав чудесни Господ Христос са свима Богочовечанским Зато Црква чудо за све створене светове, чудо коме се и на небу диве. У благовест, у свебожанско желе и да завире, се и кроз Цркву открива многоразлична премудрост ( Еф.3,10; 1 .Пет.1:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Утверждая Свое равенство с Богом Отцом, И. Христос учил, что Ему принадлежит одинаковое поклонение с Ним. Веруйте в Бога, и в Мя веруйте ( Ин.14:1 ), а вера составляет один из видов богопочтения ( Ин.6:29 ). Когда И. Христос требовал веры, то требовал не просто доверия к словам Его, а именно признания или исповедания Его единородным Сыном Божиим и истинным Богом, да всяк веруяй в Онь не погибнет ( Ин.3:16–18; 6, 28–29 ; 1Ин.3:23; 4, 15 ), да вси чтут Сына, якоже чтут Отца; а иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его ( Ин.5:23 ). Апостолы, научая исповедывать божество Сына Божия, как второго лица Св. Троицы (сн. § 30), об И. Христе свидетельствовали, что Он есть истинный Сын Божий ( Ин.20:31 ), Сын Божий собственный ( διον – Рим.8:32 ), Бог. Так, ап. Иоанн учит, что Бог бе Слово ( Θες ην Λγος, где Θες – без члена – сказуемое), что Слово плоть бысть и есть единородный Сын Божий ( Ин.1:14 ). В своем послании ап. Иоанн говорит об И. Христе: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей ( οτος, т. е. И. Христос) есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 ). Ап. Павел учит: велия благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим 3, 16 ). Одно из преимуществ иудеев, по словам апостола языков, то, что от них Христос по плоти, сый над всеми Бог, благословен во веки ( Рим.9:5 ). О них же апостол говорит: аще быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ). В И. Христе живет ( κατοικε – постоянно обитает) всякое исполнение Божества ( πρ τ πλρωμα τς Θετητος, – вся полнота божественного естества, а не просто божественность, или божественное начало) телесне ( σωματικς – и в самом теле), т. е., подобно тому как душа обитает в нашем теле, так божество обитает, в И. Христе, существенно соединяясь не только с духовной, но и с телесной Его природой ( Кол.2:9 ). Тот же апостол говорит об И. Христе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, по Себе умалил, зрак раба приим (2, 5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1,29 Свети апостол и вели: «Око тога се и трудим, се по у мени силно ради». «Старам се не просто и како било, него се трудим и борим са великом са великом 14 сваковрсне полвиге, 15 са и 16 Но, помаган радо узимам на себе сваки труд, сваку муку, да бих проповеди учинио све савршенима. 17 Свети апостол се свим труди, и Христова у силно ради. Тако се тако подвиг богочовечанског човека. Човеково да се труди, а Христово да силе. То увек бива у сразмери. Да не би: или човек постао аутомат, или Бог – непотребан. Човек би постао аутомат, када би благодатне силе Христове без и труда а Бог би постао непотребан, када би човек хтео да без благодатних сила Христових само трудом постигне савршенство, постигне Али, пошто – богочовечански подвиг, то потребно и и друго: богочовечанска равнотежа у богочовечански подвиг себе непрекидна борба, борба са гресима, са са страстима, са нечистим дусима. У борби увек односи победу, ако се бори сила му Господ Христос А бори се сам, сву душу и сву Он борца – себе, а од Господа Христа. У борби труди се и мучи душа, савест, тело, – и према труду од Господа у «силно ради». Друга глава 2,1–15 Кол. 2,1–15:1 дакле да ви знате колику борбу имам за вас, и за оне у и за све нису видели лица мога у телу, 2 да се утеше срца и да, у до свега богатства потпупог разума, до Бога и Оца и Христа, 3 у све благо мудрости и сакривено (=у су све ризнице мудрости и сакривене). 4 А ово говорим, да вас нико не превари слатким речима. 5 ако телом и нисам код вас, али сам духом с вама и се што видим ваш ред и чврстину ваше вере у Христа, 6 Како дакле примисте Христа Исуса Господа, онако живите у 7 и назидани у и у вери, како сте научени, 8 се да вас ко не зароби и празном преваром, по по света, а не по Христу; 9 у живи сва Божанства телесно – πν τ πλρωμα τς θετητος σωματικς. 10 И ви сте у глава свакоме поглаварству и власти; 11 у коме и обрезани бисте нерукотвореним, свукавши тело грехова меса – ν τ πεκδσει το σματος τν μαρτιν τς σαρκς, Христовим, 12 сахранивши се с у у коме и васкрсосте с вером силе Бога га васкрсе из мртвпх. 13 И вас, мртве у гресима и у тела вашег, оживео с опростивши нам све грехе, 14 избрисавши обвезницу против нас, заповестима беше против нас, и уништи приковавши на крст, 15 и разоружавши поглаварства и власти, осрамоти их победивиш их

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Еф. 3:3, 4 . Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой. Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, τ μυστριον το Χριστο. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» – σωματικς ( Кол. 2:9 ), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия – вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк. 24:45 ), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: «мне через откровение возвещена тайна» – κατ ποκλυςψιν γνωρσθη μοι τ μυστριον. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой – νοσαυ τν σνεσν μου ν τ μυστηρ το Χριστο. А душа этой тайны – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2Кор. 12:1 ). Для чего? Дабы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» ( Еф. 3:9 ), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» ( Кол. 1:27 ), дабы «возвещать тайну Христову» ( Кол. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Эта истина видна и в следующих словах апостола Павла: для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:12–13 ). А также из слов в продолжение того же текста: но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:15–16 ; ср. Кол. 2:19 ). А в Послании к Колоссянам ( Кол. 2:9–10 ) святой апостол пишет: ибо в Нём – Христе – обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём. Последние процитированные слова относятся преимущественно к Господу, в Котором обитает весь Бог, вся полнота божественной природы и всех Её благ, но, по уместному толкованию святого Златоуста, здесь апостол подразумевает и то, что во Христе и Церковь «исполнена Его Божеством, как в другом месте ( Еф. 1:23 ) апостол говорит: полнота Наполняющего всё во всём. Выражение же телесно ( σωματικς) здесь значит: как в голове тело» 417 , то есть означает Церковь , которая онтологически связана с Христом как тело Его. Дальнейшие слова апостола: и вы в Нём исполнены, по святому Златоусту, значат: «То, что вы имеете столько же, сколько и Он; как жило в Нём (вся полнота Божества), так и в вас живёт (обитает)» 418 . Таким образом, «полнота Божества» обитает и в «полноте Наполняющего всё во всём», следовательно, в Церкви – Теле и полноте Богочеловека Христа. Именно так это понимает и святой Максим Исповедник : «Во Христе, Который есть Бог и Логос Отца, обитает телесно вся по существу полнота Божества, а в нас обитает по благодати полнота Божества» 419 . Слова апостола Павла в Послании к Колоссянам ( Кол. 2:9–10 ), и процитированное толкование святого Златоуста и святых Отцов, дают право говорить о «неком таинственном и непостижимом перихорисисе (пронизанности) между Богом и человеком» в Церкви, как об этом говорит проф. И. Кармирис 420 . Именно это подтверждает и святой Златоуст словами: «как Христос имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе» 421 . Этот богочеловеческий περιχρησις и совершенное единство Христа и Церкви осуществляется во всей полноте в Таинстве Святой Евхаристии, о чём мы будем говорить в следующем разделе данного труда.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Учитывая отсутствие сказуемого, авторы перевода Нового Мира решили дополнить Послание к Римлянам, введя два глагола: «происходит» и «да будет», получив таким образом следующий текст: «их и отцы, и от них (происходит) и Христос по плоти: сущий над всем Бог (да будет) благословен во веки, аминь». Видно, что вновь вставленные слова, указанные в скобках, совершенно искажают смысл. Причем не существует ни одной рукописи или перевода Нового Завета, которые бы подкрепляли эти лингвистические открытия Сторожевой башни. Подобное искажение текста Писания является обычным подлогом. Возможность явления Бога во плоти отвергалась многими сектами на протяжении долгого времени. Поэтому слова святого Апостола Павла, свидетельствующие о Боговоплощении, старательно еретиками не замечались. Однако в посланиях мы читаем о Христе, что «…в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (τι ν ατ κατοικε πν τ πλρωμα τς θετητος σωματικς) ( Кол. 2:9 ). «И беспрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (ς φανερθη ν σαρκ), оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). В послании к Титу святой Апостол Павел учит своего «истинного сына» как должны жить христиане, «…ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (προσδεχμενοι τν μακαραν λπδα κα πιφνειαν τς δξης το μεγλου θεο κα σωτρος μν ησο Χριστο) ( Тит. 2:13 ). Анализируя греческий текст, мы видим, что в данном случае используется определенный артикль «το» (sing. gen.) и два существительных (subst.) – «θεο», «σωτρος» соединенные союзом «κα» (и). Такое словосочетание, равно как и стих «Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Петр. 1:1 ), соответствует правилу Гранвилла Шарпа. В обоих случаях в греческом тексте Нового Завета определенный артикль «το» употреблен со словом «Бог» и не употреблен со словом «Спаситель». В такой конструкции, когда артикль ставится перед первым существительным (Бог) и не ставится перед вторым (Спаситель), второе существительное играет лишь описательную роль при первом. Таким образом, в этих текстах прямо говорится, что Иисус Христос – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010