Главная истина Божественного Воплощения и, следовательно, Церкви, состоит в том, что Христос – истинный Бог и истинный Человек, а значит, истинный Богочеловек. Поэтому апостол Павел, прежде всего, старается показать, что Христос – истинный Бог , воплотившийся и вочеловечившийся, что Он принял на Себя и имеет истинную человеческую природу. В многозначительном христологическом фрагменте о неизреченном божественном кеносисе, в Послании к Филиппийцам ( Флп. 2:6–7 ), Павел указывает на две истины (два факта), составляющие тайну Христа как истинного Богочеловека: Он, будучи образом Божиим ( ν μορφ Θεο πρχων), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил (унизил) Себя Самого, приняв образ раба ( μορφν δολου) 190 ... Здесь выражение «образ Божий» значит: истинный и совершенный Бог, так же как «образ раба» показывает истинного совершенного Человека 191 . Согласно этому, для апостола Павла для Церкви: Христос – Истинный Бог и Истинный Человек – Истинный Богочеловек. То же самое говорит апостол и в Послании к Евреям ( Евр. 1–2:14 ): Сей, будучи сияние славы ( ν παγασμα τς δξης) и образ ипостаси ( χαρακτρ τς ποστσεως) Его (Отца), что значит: истинный Бог, Он также воспринял оные (плоть и кровь), что значит – стал истинным Человеком, ибо дети причастны плоти и крови. Ещё короче и полнее это же выражает Божественный апостол в Послании к Колоссянам ( Кол. 2:9 ): ибо в Нём (Христе) обитает вся полнота Божества телесно π ν τ πλρωμα τς Θετητος σωματικ) 192 . Этот догмат (истину) о Христе как истинном Богочеловеке, об Одном двуприродном ( διφυος) Спасителе, выделяют все святые отцы, экзегеты апостола Павла 193 , а особенно святой Златоустый Благовестник, который говорит: «Этот (догмат) есть не маловажный догмат в Церкви, а самое главное (главная истина τ κεφλαιον) в деле нашего спасения, и через это именно всё для нас сделано и совершено: и смерть разрушена, и грех отъят, и клятва уничтожена, и бесчисленные блага дарованы нам в жизни. Поэтому Христос и желал так сильно, чтобы веровали в Его воплощение – Икономию (Домостроительство, Воплощение), этот корень и источник бесчисленных для нас благ. Действуя же по-человечески – икономствуя ( οκονομν , устраивая, подтверждая) (истину Воплощения), Он не допускал сокрываться и Своим божеским делам» 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

То же самое означает оно, когда употребляется в смысле прообразования, с тою впрочем особенностию, что тогда первообраз заключается в предмете невидимом, неоткрывшемся еще вовне. Когда Апостол говорит, что он явил в себе образ или пример (τπος) христианской деятельности, которому должны последовать Солуняне ( 2Сол.3:9 ), – очевидно, здесь образ указывается в лице видимом, близком по времени к тем, кои должны подражать сему образу. Не так должно понимать прообразование, которого оригинал или первообраз (ρχτυπον) скрывается в невидимом, a предъизображение (κτυπον) сделано прежде его действительного явления. В сем разуме Апостол называет Адама τπος το μλλοντος, образом грядущего ( Рим.5:14 ), т. е. Иисуса Христа. Поскольку всеведение Божие не ограничено никаким временем, то неудивительно, что прообразование предшествует своему первообразу; ибо и Пророки часто говорят о будущем, как о настоящем, так как бы они видели оное пред глазами. Значение типа, как прообразования, объясняется в слове Божием терминами синонимическими, коими указывается вместе и отношение прообразования к прообразуемому. Апостол Павел, говоря о ветхозаветном обрядовом законе, называет его σκι τν μελ λντων, сению грядущих, σκι τν πουρανων, сению небесных или σκι τν μελ λντων γαθν, сению грядущих благ ( Кол.2:17 , Евр.8:5, 10:1 ), и противополагает сим понятиям σμα το χριςο или ικων τν πραγμτων (там же); из сих понятий видно, что прообразование так относится к прообразуемому, как тень – к телу, или как очерк – к картине, т. е. Иисус Христос , имевший явиться на земле во плоти, изображен ветхозаветным людям в некотором облике, в одних неясных и неполных очертаниях. Как освещенное тело отбрасывает свою тень, и как по тени можно определить очертание и величину самого тела и отличить оное от других тел: так и в законе сени и писаний ветхозаветных можно видеть высокий образ Искупителя, имевшаго воплотиться для спасения людей. Апостол раскрывает яснее сие сходство прообразований с тению и прообразуемаго Христа с телом, когда говорит: ( Кол.2:9 ) яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (σωματικς).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

понимает элементы знания, так сказать, азбуку мира. Такое понимание вполне согласно с постановкою этого выражения после выражения «по преданию человеческому» и пред выражением «а не по Христу», оно будет заключать в себе почти ту же мысль, что и предшествующее ему выражение. Кроме того, оно является и прямою противоположностью следующего выражения: если в тайне Бога и Христа сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол.2:3 ), то в учении лжеучителей находятся только первые элементы ведения. С этими элементами христиане уже расстались, они выросли из них – так зачем же к ним возвращаться? Так можно истолковать и Кол. 2:20 . Ап., нужно заметить, не порицает этих элементов знания, как абсолютно ложные, – он только говорит о их недостаточности для христианина. Кол.2:9 .  ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, Колосские еретики считали Христа только одним из эонов – выразителей Божества. В противовес им, Ап. говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества 4 и притом «телесно» или в теле ( σωματικς – равняется выражению ν σματι), так что мы можем наблюдать ее: Ап. конечно хочет сказать, что Бога мы можем видеть в воплотившемся Сыне Божием, Иисусе Христе (ср. Кол.1:19 ). Кол.2:10 .  и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти; С другой стороны, и верующие уже исполнены во Христе, т. е. чрез таинственный союз с Ним получили полноту божественных благодатных даров. – «Который есть глава»… От ангельских сил нечего уже больше ожидать, потому что эти силы все подчинены Христу и ничего нового своего не могут дать верующим в деле спасения. Кол.2:11 .  в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет обрезанием, совершаемым Самим Христом. – «Тело плоти» – греховная человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского настроения. Прибавление «греховного» еще более усиливает смысл всего выражения «тело плоти». Кол.2:12 .  быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, В воде крещения человек спогребается Христу и ветхий человек в Нем умирает. Но этого мало: тут же христианин и воскресает со Христом для новой жизни. Это воскресение совершается в человеке, благодаря силе его веры во всемогущество Божие, уже проявившееся в воскресении Самого Христа (ср. Рим 10:9 ). Кол.2:13 .  и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, См. Еф 2:1, 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Словом – всё Божие, «вся полнота Божества» Богочеловеком Христом стала σωματικς, то есть телесным, вещественным, осязательным, явным образом, – все-реальностью во всех человеческих мирах ( Кол.2:17 ). До Богочеловека Христа, до исторического Иисуса, до Его Церкви все так называемые реальности были лишь тенью (σκι). С Его пришествием всё меняется: Тело Христово – Церковь становится всеобъемлющей исторической действительностью. Об этом громоглашает нам апостольское благовестие о том, что всё было тенью по сравнению с тем, что должно было прийти, то есть по сравнению с Телом Христовым (см. Кол.2:9–10, 17 ; Еф.1:17–23, 3:17–19 ; 1Ин.1:1–3, 5:20, 4:9 ; 2Пет.1:16–18 ; Евр.10:1 ). Тело же Христово – это Церковь . Значит, Богочеловек=Церковь – это самое ясное и самое осязательное исполнение всего Божиего: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно – σωματικς» ( Кол.2:9 ), обитает как тело=как человек. Ни человеческое существо, ни людской род не могут представить себе ничего более вещественного, истинного, бессмертного, чем это Тело, чем эта реальность. Так в Теле Христовой Церкви достигнут идеал всего самого возвышенного в человеческом роде. Историческая действительность ясна: ничего более совершенного, более благостного, более умилительного, более прекрасного, более человеколюбивого, чем Богочеловек, Господь Иисус Христос, нельзя себе представить, а тем более воплотить в человеческом мире. В Богочеловеке Христе и Богочеловеком Христом человеческие горизонты расширились до Богочеловеческих бесконечностей и вечностей. Во Христе весь Бог Слово, пребывая Богом, становится плотью – Бого-плотью, делается человеком – Богочеловеком. А этим, и через это, и в этом: и вся Истина, и вся Правда, и вся Красота, и вся Любовь, и всякое совершенство, словом – «вся полнота Божества». Без сомнения, в этом – и бессмертие, и вечность Церкви и всех ее членов; в этом и вся ее способность неизменно побеждать, ее непобедимость, так что ни врата адовы, ни вся преисподняя со всеми демонами не могут ей повредить, а тем более ее истребить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

dia ) Иисуса Христа. Греческий предлог dia в этом стихе якобы указывает на второстепенную, менее значительную роль Христа в создании Вселенной» 63 . Впрочем, эта ссылка неубедительна, поскольку «…Новый Завет также утверждает, что мир возник через ( dia ) Бога (Римлянам 11:36), а конкретно через ( dia ) Отца ( Евреям 2:10 )» 64 . Таким образом, несмотря на небольшие различия с греческим текстом, славянский и Синодальный переводы очень верно передают идею, заложенную в Священном Писании. Христос, как «Рожденный прежде всякой твари» ( Кол 1:15 ), «один произошел, как Сын от Отца, а другие, как твари, созданы Этим самым Сыном» 65 . Поскольку слова « остальное » нет ни в одной греческой рукописи, употребление его в «Переводе Нового Мира», по мнению обычно осторожного в оценках Р. Хазарзара, «…является откровенной фальсификацией, отвечающей учению Общества Сторожевой башни» 66 . Итак, вставка слова « остальное » меняет смысл Кол 1:16-17 , а потому является искажением текста Священного Писания, вне зависимости, заключена она в скобки или нет. § 2.9. Искажение стиха Кол 2:9 в английской версии «Перевода Нового Мира» Нестле-Аланд Синодальный перевод «New World Translation» «Перевод Нового Мира» τι ν ατ κατοικε πν τ πλρωμα τς θετητος σωματικς ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно because it is in him that all the fullness of the divine quality dwells bodily потому что именно в нём воплотилась и обитает вся полнота Божьей сущности Христос, воскреснув из мертвых, даровал всем спасение, которое можно получить, приняв евангельское благовестие и «преуспевая в вере» ( Кол 2:7 ). Во второй главе послания к колоссянам апостол Павел предупреждает об опасности языческой мудрости, которая может помешать даже уверовавшим в Иисуса Христа понять и принять Его учение – учение не простого человека, но Того, «Который есть глава всякого начальства и власти» ( Кол 2:10 ). Синодальный перевод дословно передаёт содержание греческого текста. По мнению Д. Розета, «в русском издании ПНМ … текст Колоссянам 2:9 переведён вполне приемлемо для христиан и довольно точно передаёт смысл оригинала» 67 , в отличие от английского издания «Перевода Нового Мира», в котором стих Кол 2:9 звучит следущим образом: «…Потому что в нём вся полнота божественного свойства обитает телесно» 68 . Рассуждая о мотивах появления такого перевода, Р. Роудс приходит к выводу, что его авторы, изменив «τς θετητος», что значит «(полнота) Божества», на «the divine quality», «…не хотят внушить читателю мысль, будто в Иисусе может обитать «полнота Божества». Ведь это бы означало бы, что Иисус – Всемогущий Бог. Поэтому в своём переводе они намеренно исказили смысл стиха, представив дело таким образом, будто во Христе пребывает лишь «полнота божественного свойства». Свидетели Иеговы готовы допустить, что Иисус обладает богоподобными качествами, но не более того. Это согласуется с их представлениями о том, что Иисус – «бог» с маленькой буквы ( Иоанна 1:1 )» 69 .

http://azbyka.ru/iskazheniya-teksta-svya...

«Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ): вся полнота Божественной Истины, вся полнота Божественной Правды, вся полнота Божественной Жизни, вся полнота Божественной Вечности, всех Божественных совершенств, словом – вся полнота второй Ипостаси Пресвятой Троицы. И причем обитает «телесно»=σωματικς: в границах человеческого тела, реально, видимо, осязаемо – «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» ( 1Ин.1:1 ). Да, Безграничный в ограниченном, Вечный во временном, Бог в человеке. «Хотя и весь Он воплотился, Бог Слово весь и с Отцом; ограничен телом, не ограничен Божеством». Что Божественное, чего люди могли бы пожелать, не дано им в Господе Иисусе Христе, и причем – «телесно», осязательно, переносимо? Что Вечное, чего захотели бы они увидеть, не видят они в Господе Иисусе Христе воплощенным, осуществленным, «телесно»=σωματικς? С Ним и в Нем мы поистине и имеем, и зрим Божественное, Безграничное, Вечное во всех их совершенствах. И опытно, опираясь на личное восприятие, знаем. Ведь в Богочеловеке Христе нет ничего абстрактного: в Нем весь Бог телесно присутствует в нашем мире, телесно преподан и познан. Поэтому Богочеловеческая философия, философия «по Христу» – и в самом деле единственная реалистическая, и эмпирическая, и экспериментальная, и прагматическая, и опытная. Во Христе всё Божественное и Вечное стало по-человечески реальным, эмпиричным, опытным, доступным, воспринимаемым. Вся эта полнота Божества обитает «телесно» – в теле Христовом, в Церкви. И христиане, жительствуя в Церкви, в полноте Божественной жизни, всё Христово переживают как свое собственное. Наполняют они себя Его Богочеловеческой полнотой (см. Ин.1:16 ; 2Пет.1:3–9 ). Поэтому святой Апостол и свидетельствует христианам: «И вы исполнены в Нем» (в синод. тексте: «и вы имеете полноту в Нем. – Примеч. пер.») ( Кол.2:10 ). «О, какие слова! Обладаете вы ничуть не меньшим, чем Он Сам, ибо и вы исполнены Его Божеством. Ведь так как естество наше соединено с Богом, то и мы в Нем сделались «причастниками Божеского естества»».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так нам становится ясным благовестие святого Апостола: Вы не свои; ибо всё, что имеем, – душа и тело – не наше: всё это от Бога, ради Бога, для Бога. Ни в коем случае ни душа наша, ни тело – не для греха, не для смерти, не для диавола, не для ада. Ведь и грехом, и смертью , и диаволом, и адом мы позорим не только наши души и наши тела, но и Самого Творца и Спасителя наших душ и телес – Господа нашего Иисуса Христа. А прославляем мы Его достойно и в телах наших, и в душах наших тогда, когда Его благодатной силой очищаем их от всякого греха, смерти и диавола и наполняем только тем, что свято, бессмертно, вечно, богочеловечно. Воплощенный Бог Слово дал христианству тело, а Дух Святой ниспослал ему Свою благодать как душу. Церковь – это Тело Христово, которому Дух Святой преподал Свою благодать как душу. Воплощенный Бог Слово воплотил всё Божественное, что только могло быть воплощено: В Нем обитает вся полнота Божества телесно – σωματικς ( Кол.2:9 ). Всё духовное и небесное Он овеществил, материализовал. Тело соделал храмом Божества. И прогремело по миру воистину новое благовестие: Тело... для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ): материя для Господа, вещество для Господа, ибо и оно от Господа и ради Господа: Все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ). Но как человеческое тело неполно и необъяснимо без души, так и тело Церкви неполно и необъяснимо без Святого Духа. Святой Дух – это Дух Истины; потому и наставляет Он на всякую истину воплощенного Бога Слова и Его Богочеловеческого Тела, Церкви. Он открывает и являет Бога в Иисусе. Всё, что мы знаем об Иисусе как о Боге и Господе, как о Спасителе и Промыслителе – всё это знаем мы Им (см. 1Кор.2:6–16 ). Поэтому и все новозаветные книги написаны Духом Святым через духоносных, святых людей (см. 2Пет.1:11–12 ; 2Пет.1:21 ; 2Тим.3:16 ). После того как вознесся на небо, Владыка Христос ниспослал в наш мир Святого Духа и оставил Его в теле Церкви как душу Церкви, как разум, и совесть, и жизнь Церкви. Он – главный Свидетель об Иисусе, воплощенном Боге и Господе (см. Ин.15:26 ), Среди людей Он – главный Устроитель и Зиждитель Богочеловеческого подвига спасения, совершаемого Спасителем. Вообще говоря, Церковь – Им Церковь: Им она живет и действует; Им стоит и существует. Им – «всяка душа живится», Им – «чистотою возвышается». Им – «светлеется Троическим единством священнотайне». Дух Святой в-отроичивает и отроичивает каждого члена Церкви: спасает, делает словесным (логосным), освящает, обоживает, обогочеловечивает. Только Им каждый исполняет свое Божественное предназначение в Богочеловеческом Теле Церкви. На всех ступенях спасения, от начала до конца, Он наставляет и руководствует каждого, подавая каждому члену Церкви надлежащую меру благодати. Поэтому все христиане – и духоносцы, и Духом носимые. Не может быть христианин без Духа Христова, без Духа Святого. Своим бытием христианин – от Духа Святого и в Духе Святом. От Духа Святого начинается первое восприятие и первое узнавание Христа как Бога и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Κατοπτρζομαι смотреться в зеркало, видеть нечто в зеркале 305 . Естественно увидеть в зеркале, прежде всего самого себя. Итак, в то время как силою Святого Духа мы преображаемся в образ Христовой славы (объективная сторона), мы всматриваемся в зеркало этой славы и видим в нем свою собственную славу (субъективная сторона). Мы всматриваемся в славу Христа или в собственном смысле этого слова, что имело место у апостолов вообще и у апостола Павла при его обращении, в частности, или в исторической перспективе, как это имеет место у нас. В том и другом случае мы всматриваемся в славу Христа, как в зеркало того, что скрыто в нас, как идеальная возможность. Только это зеркало открывает глазам тайного человека сердца, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и делает, таким образом, возможным откровение нового человека. Идея человека затеряна нами в хаосе духовной анархии и, вот, она реализована во Христе. В Нем обитает вся полнота божества телесно σωματικς ( Кол.2:9 ), т. е., в теле Христа Божество обитает на столько, на сколько возможно откровение Божества в этой идеально мыслимой форме 306 . В славе Христа мы видим свое преображение и тяготеем к ней, как сродное к сродному и подобное к подобному. Активный процесс этого тяготения выражается у апостола глаголом δοξα ζω в словах: прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). Прославляя Бога душею и телом христианин возвращается на свойственный его природе путь пневматической животворной жизни, к вечно-пребывающим состояниям. Но к положительной фазе на этом пути он придет не прежде, чем пройдет фазу отрицания греховной культуры, унаследованной или лично образованной. Если прежний его путь характеризовался явлением греховного субъективизма ( οχ ς), когда его мысль была суетливой, сердце похотливым, а плоть в процессе растления ( Рим.1:1832 ), то новый путь его характеризуется отрицанием этого субъективизма: Я вам сказываю братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие ( ς μ χοντες), и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

В таком мире «эволюции» нет места и Церкви, которая есть Тело Богочеловека Христа. Та теология, которая свою антропологию основывает на теории «научной» эволюции, есть не что иное, как contradictio in adjecto 114 . На самом деле это теология без Бога и антропология без человека. Если человек – не бессмертный, вечный и богочеловеческий образ Божий, тогда все теологии и антропологии не суть иное что, как трагические бессмыслицы. Когда речь идет о Богочеловеке и богочеловеческом реализме, то нет места мистицизму. Основной факт: Бог стал человеком, весь Бог стал человеком, весь человек исполнен Богом; здесь нет ничего абстрактного, ничего воображаемого, здесь все дано конкретно: весь Бог вочеловечился и стал совершенным человеком; здесь «вся полнота Божества» обитает σωματικς (­ телесно – Кол.2:9 ) в нашем земном мире. Мистицизм свойственен всякой религии и всякой философии «по человеку». Религия «по человеку»? – Да: папизм, протестантство, буддизм, ислам и разнообразный политеизм, фетишизм, антропотеизм во всех своих вариантах. А мы – богочеловеческие, новозаветные реалисты? – Знаем благодать, а не мистику. Да, у нас Духом Святым все благодатно. Это реализм и гносеология Нового Завета (см.: 1Кор.1–16 гл.) – богочеловеческий реализм и богочеловеческая гносеология. А когда некоторые святые отцы употребляют слово «мистика», то всегда употребляют его в богочеловеческом смысле: в смысле благодатного переживания Богочеловека Христа Духом Святым. Это мистика благодатная, а не сухая человеческая, гуманистическая, «хоминистическая». Все Богочеловеческие реальности переживаются в Святых Таинствах и святых добродетелях – Духом Святым. Да, Духом Святым, ибо Он наставляет на всякую истину ( Ин.16:13 ) Христову и на самую Всеистину – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богочеловеческий опыт Тела Христова – Церкви – это опыт всецелый, всеобъемлющий, небоземной, неделимый, всегда Богочеловеческий: все человеческое непосредственно восходит к Богу, и все Божие нисходит к человеку. Здесь нет места для так называемой мистики, то есть опыта «чисто» человеческого, «чисто» по-«хоминистически» транссубъективного, экстатического, отделенного от Бога, от Божьего. Это не есть некий обособленный опыт, но всегда опыт органически всеблагодатный, Богочеловеческий, ибо он – всегда «со всеми святыми». И всегда в согласии со святыми определениями Святого Четвертого Вселенского Собора: «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно». Весь этот благодатный, богочеловеческий опыт и есть Священное Предание – святая жизнь, единая и неделимая...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Наиболее ясно идея о довременном предвечном рождении Христа от Отца выражена в прологе Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1-19), основной смысл к-рого заключается в утверждении единосущия Сына с Отцом (Ep. 1738 (IV 142)). По мысли И. П., говоря о том, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9), ап. Павел словом «телесно» (σωματικς) хотел сказать «существенно» (οσιωδς), «ибо пречистым сим храмом управляла не действенность (νργεια) Божества, порождаемая сущностью, но самая сущность, имеющая тысячи действенностей (οσα μυρας νεργεας χουσα), не частным обладающая дарованием (μερικν χρισμα), а составляющая источник благ» (Ep. 1227 (IV 166)). Своеобразным резюме различных ложных учений о Пресв. Троице является письмо «О Соборе в Никее» (Ep. 1870 (IV 99)), в котором И. П. призывает не следовать «определениям болящих», но держаться определений Собора, ничего не прибавляя и не убавляя, потому что Собор был вдохновен Богом. III. Христология. Несмотря на то что И. П. неоднократно заявляет об ограниченности человеческого языка, о его неспособности выразить Божественные Таины, стремление сохранить православную веру заставляет И. П. прибегать к весьма тонким богословским терминам в преддверии христологических споров V в. Его письма часто цитировались авторами VI в., причем как монофизитами, так и православными. В несторианском споре И. П., вероятно, видел сначала спор, касавшийся только церковной политики (Ep. 310, 370). Но позже, лучше изучив вопрос, он предостерегает свт. Кирилла (возможно, по поводу заключения союза с «восточными») и настойчиво просит его отстаивать учение свт. Афанасия о Лице воплощенного Бога Слова (Ep. 323, 324). Слово стало плотью, соединилось с человеческой природой в одно Лицо (πρσωπον) и одну «поклоняемую Ипостась» (πστασιν προσκυνουμνην - Ep. 360), поэтому Марию следует именовать Богородицей (Ep. 54). И. П. исповедует Сына истинным Богом, единосущным Отцу, и истинным человеком. Сын воспринял от семени Авраама человеческое естество, «из рода его избрав Себе Матерь, в Ней и от Нее воплотившись, поистине сделавшись человеком, подобным нам во всем, кроме греха» (Ep.

http://pravenc.ru/text/674914.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010