И молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни. …И каково еще было устройство того места и жилища их! Все темно, все зловонно, все нечисто и смрадно. Оно справедливо называлось Темницею и затвором осужденных; самое видение сего места располагает к плачу и наставляет на всякий подвиг покаяния. Но что для иных неудобно и неприятно, то любезно и приятно для тех, которые ниспали из состояния добродетели и лишились духовного богатства. Ибо когда душа лишилась первого дерзновения перед Богом, потеряла надежду бесстрастия и сокрушила печать чистоты, когда она позволила похитить у себя сокровища дарований, сделалась чуждою божественного утешения, завет Господень отвергла и угасила добрый огнь душевных слез; тогда пронзаемая и уязвляемая воспоминанием об этом, она не только вышеописанные труды возложит на себя со всяким усердием, но и тщится благочестиво умерщвлять себя подвигами покаяния, если только в ней осталась хоть искра любви или страха Господня. …Пробывши в Темнице тридцать дней, я, нетерпеливый, возвратился в великое общежитие, к великому отцу, который, видя, что я весь изменился и как бы вне себя, узнал, по своей мудрости, причину моего изменения и сказал: — Что, отче Иоанне, видел ли ты подвиги труждающихся? Я отвечал: — Видел, отче, и удивился и ублажил падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те чрез падение восстали восстанием благонадежным. — Подлинно так, — сказал он» 67 . «…Знаю, досточудные, что рассказанные мною подвиги блаженных оных страдальцев, — заключает свое повествование славный преподобный игумен Синайский, — для одних покажутся невероятными, для других — превосходящими надежду, а для иных — приводящими в отчаяние. Но мужественный муж, от сего уязвленный, как острием, отходит с огненною стрелою и ревностью в сердце. Низший же сего познает свою немощь и, чрез самоукорение удобно стяжав смиренномудрие, устремится вслед за первым, но не знаю, настигнет ли его. Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него (Мер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Правило вызвано тем, что иконоборцы меняли священническую одежду, делая ее более похожей на мирскую и более украшенной. Это перешло и к некоторым православным клирикам, которые стали носить более светлую и роскошную одежду. Собор напоминает клирикам, чтобы они носили ту скромную одежду, которая им предписана. Правило это поэтому имеет значение и для нашего времени. 17 . Некоторое из монахов, желая начальствовать, а послушания отметаясь, оставив свои монастыри, предприемлют создавать молитвенные дома, не имея потребного к совершению оных. Если убо кто дерзнет сие творить, да будет ему возбранено от местного епископа. Если же имеет потребное к довершению: то преднамеренное им да приведется к концу. Сие же самое соблюдать и для мирян и для клириков. Правило запрещает начало постройки храмов без благословения епископа и достаточных средств для завершения дела. Ср. IV Всел. 4 и 8; VI Всел. 41 и 46; Двукр. 1. 18 . Безпреткновенны бывайте и внешним ( 1Кор. 10:32 ), глаголет Божественный Апостол. Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, если усмотрено будет, что кто либо имеет рабу или свободную в епископии или в монастыре, поручая ей какое-либо служение, да подлежит епитимии; закосневающий же в том, да будет извержен. Если и случится женам быть в зогородных домах, и восхочет епископ или игумен путь творить тамо: то в присутствии епископа или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена, но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания. См. I Всел. 3 и параллельные правила. 19 . Мерзость сребролюбия толико возобладала водителями церквей, что некие из глаголемых благоговейных мужей и жен, забыв Господни заповеди, заблудилися, и в священный чин, и в монашеское житие вступающих приемлют за злато. И бывает, как глаголет Великий Василий, непотребно все, чего начало нечисто: понеже Богу и богатству служить не подобает. Сего ради, если усмотрен будет кто либо сие творящий: то епископ или игумен, или кто либо из священнического чина, или да престанет, или да будет извержен, по второму правилу второго Халкидонского святого собора; а игумения да изгонится из монастыря и да предастся во иный монастырь в послушание: равно как и игумен, не имеющий пресвитерского рукоположения. А о том, что дают родители детям, по подобию вина, и о вещах приносимых из собственности, с объявлением от приносящего, что посвящаются Богу, мы определили: да пребудут по обещанию их, пребудет ли принесший в монастыре, или изыдет, если не будет сему вины в настоятеле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке 17.12.2017 1029 Время на чтение 8 минут Как многие знают, при вскрытии гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963 году, проводившемся группой Герасимова, и последующем исследовании останков Царя Иоанна Васильевича и его сына Царя Феодора Иоанновича было обнаружено значительное количество ядов, которые, по всей вероятности и вызвали смерть обоих благоверных Царей, местночтимых святых Этот исторический факт смущает некоторых христиан, которые приводят слова Спасителя, обращенные к ученикам: «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Вначале необходимо сделать небольшую оговорку. Проповедуя в среде язычников, Апостолы часто были вынуждены есть и пить с теми, кто при приготовлении пищи и питья не соблюдал Ветхозаветные Заповеди о том, что пригодно в пищу, а что нечисто (Лев.11), а несоблюдение Заповедей -смертно духовно. Поэтому не только возможность отравления ядами, но и возможность греховного вкушения нечистого с язычниками не могла не волновать учеников. Не случайно Апостолу Петру впоследствии в видении было дано разъяснение этого. (Деян.10:9-17) Но вернемся к теме отравления ядами. Надо сказать, что слова Спасителя были обращены к Апостолам в конкретной ситуации их великого особого служения - просвещения языков во всей вселенной. Этими словами Учитель укреплял и подбадривал Своих Учеников, давал им не только защиту от покушений, но и еще один аргумент в словах проповеди веры в Истинного Бога. Как мы знаем из Священного Предания, Апостолы получили от Бога разнообразные дары: и дар прозрения, и дар чудотворения, и дар врачевания болезней наложением рук, дар глаголания незнакомыми языками и иные многие дары. Как говорил Апостол Павел, « Разделения же дарований суть, а тойжде дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление духа на пользу: овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков » (1Кор. 12:4-10). И далее: « И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших » (1Кор. 12:28-31). То есть, какими бы дарами не были одарены святые, все они от одного Духа, и каким быть сему дару, решает Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/18/...

23. Я же, видя и слыша у них все это, едва не пришел в отчаяние, зная свое нерадение и сравнивая оное с их злостраданием. И каково еще было устройство того места и жилища их! Все темно, все зловонно, все нечисто и смрадно. Оно справедливо называлось Темницей и затвором осужденных; самое видение сего места располагает к плачу и наставляет на всякий подвиг покаяния. Но что для иных неудобно и неприятно, то любезно и приятно для тех, которые ниспали из состояния добродетели и лишились духовного богатства. Ибо когда душа лишилась первого дерзновения перед Богом, потеряла надежду бесстрастия и сокрушила печать чистоты, когда она позволила похитить у себя сокровища дарований, сделалась чуждой Божественного утешения, завет Господень отвергла и угасила добрый огнь душевных слез, тогда, пронзаемая и уязвляемая воспоминанием об этом, она не только вышеописанные труды возложит на себя со всяким усердием, но и тщится благочестиво умерщвлять себя подвигами покаяния, если только в ней осталась хоть искра любви или страха Господня. Поистине таковы были сии блаженные, ибо, размышляя об этом и вспоминая высоту, с которой ниспали, они говорили: «Помянухом дни древния, оный огнь нашей ревности»; а иные взывали к Богу: «Где суть милости Твоя древния, Господи, которые Ты показал душе нашей во истине Твоей? Помяни поношение и труды раб Твоих» (Пс. 88, 50–51). Другой говорил: «Кто мя устроит по месяцам преждних дний, в нихже мя Бог храняше, егда светяшеся светильник света Его над главою сердца моего?» (Иов. 29, 2–3). 24. Так вспоминали они свои прежние добродетели, рыдали о них, как об умерших младенцах, и говорили: «Где чистота молитвы? Где ее дерзновение? Где сладкие слезы вместо горьких? Где надежда всесовершенной чистоты и очищения? Где ожидание блаженного бесстрастия? Где вера к пастырю? Где благое действие молитвы его в нас? Все это погибло, как неявлявшееся, исчезло и, как никогда не бывшее, миновалось и прошло». 25. Произнося сии слова и проливая слезы, одни из них молились о том, чтобы впасть в беснование; другие просили Господа наказать их проказой; иные желали лишиться зрения и быть предметом всеобщей жалости; а иные просили себе расслабления, только бы не подвергнуться будущим мучениям. Я же, о друзья мои, наблюдая плач их, забывал себя самого и весь восхитился умом, не в силах будучи удерживать себя. Но обратимся к предмету слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Он же не обратися позрти, занеже мног восход и исход болным тогда в келии той, и мнози бднии от мирских чади ту же живуще. И слышит старецъ той кличюща его: «Обратися смо, да скажу ти нчто!» Старецъ же не обратися к нему и рече: «Скажи, брате, что есть; не могу убо превратитися, и вси и сам, яко боленъ есмь». Той же паки рече к нему: «Обратися, что ленишися!» Старецъ же отрече: «Не хощу вредитися, повдай просто». Мняше бо старец, яко тоя же келии нкто се глаголет ему, тм же и не хотяше зрти нань. И премолчавъ предстояй начат поносити ему, глаголя: «Что безумствуеши, старче, что непокоривъ еси? Се ли иночество ти? Или нсть милости у Бога, еже подати здравие немощи твоей?» Старецъ же о поношении размышляше и в себ мысля: «Кто напрасньствует ми? Когоже азъ оскорбих?» И восхот обратитися, и всею силою двигся, и се на ногу своею здрав ста. И позна чюдотворца по образу, написанному на икон. Глагола же ему великий чюдотворец Сергий: «Что сумнишися? Истинно послах ученикъ своих». И старец, простъ сый, рече: «И на чемъ послал еси, государь нашь?» Преподобный же отвща: «Ихже конюшей Афонасей Ощрин скудости ради корма трех слпых мриновъ в надолобы изгна вн монастыря, на тх послах. Повждь же всмъ о сем: не толико ми гнусно смрад блуда согршающих мирян, елико же инок, небрегущих своего общаниа. И под стнами града обители моея всх врагов пришедших потреблю, нечисто же во обители сей и двоемыслено живущих погублю и со осквернившимися управлю». И сек рекъ, невидим бысть. Старецъ же разум себе здрава и страхом многим одержим, и плакася до утрени о прерковании ко святому. И о себ прииде въ церковь и повда всм чюдотворца глаголы. И поискавше всюду тх меринов слпых и не обртоша, или кто вид их, въ слух ни у кого же не услышаша. И увришася истинно по словеси святого Сергия чюдотворца, и воздаша славу вси о семъ Господу Богу, творящему дивная. Сих же ученикъ святаго пришествие не невдомо бысть в царствующем град Москв. О семъ убо, паки глаголю, въпреди слово изъявитъ О БОЮ СО КНЯЗЕМ МИХАЙЛОМ ПОЛСКИМ И ЛИТОВСКИМ ЛЮДЕМ И РУСКИМЪ ИЗМННИКОМЪ Разрушителю же бранем, князю Михайлу, приближшуся х Колязину монастырю, 470 сопротивницы же, полские и литовские гетманы, и полковники, и рохмистры, коиждо своими полки: Александръ Зборовской, и Сопга, и Лисовской, и Иван Заруцкой, 471 поидоша паки против князя Михайла Васильевича Шуйского Скопина и нмец Переславъскою дорогою, мсяца июля въ 5 день на память преподобнаго отца Афонасиа Афоньскаго и преподобнаго отца нашего Сергиа Радонежскаго чюдотворца на обртение честных мощей его, во втором часу нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображая на себе крестное знамение, мы изображаем таким образом на себе вознесенного на крест за наши грехи и за наше спасение Иисуса Христа, – оттого и имеем величайшую силу, когда мы с верою изображаем его на себе. Члены христианина – члены Христовы; лепота 145 их – лепота Христова; ничтоже блазненно 146 , ничтоже нечисто или скверно; нечист и мерзок один диавол – да покрывается он выну сам своею мерзостию, а нас да сохранит, да упасет Господь от всякой его нечистоты отныне и до века. Аминь. 1870 года октября 16-го дня. Искренность и благоговение к совершаемому делу – присяге и к словам ее! Суетный страх или стыд ложный или пренебрежение прочь! Господь всего Себя истощил для моего спасения, с пресветлых и пречистых небес сошедши на нашу мрачную и нечистую землю, смерть вкусил поносную за меня, чтобы я отвергся самого себя, то есть худшей моей, поврежденной грехом части моего существа – тела, или ветхого человека, плоти многострастной, чтобы навеки была жива лучшая часть моего существа – душа, или новый человек, чтобы я любил других с самоотвержением, так, как Он нас возлюбил, чтобы я не щадил для них в случае нужды ни себя, ни своего достояния, даже для врагов своих или для людей, родственников или посторонних, к которым я не расположен, коих я не желал бы у себя видеть; чтобы я всем всё охотно прощал, побеждая благим злое и не помня ни на кого никакого зла, всё побеждая любовию, и себя самого побеждая тою же любовию: ибо, подлинно, надо прежде всего себя побеждать, гнездящееся в себе зло и различные страсти, коими так часто мы вызываем других на зло, чтобы побеждать зло в других; не щадить себя нимало, как ядовитую змею, как порождение ехиднино, а для этого совершенно отречься от этой внутрь сокрытой змеи и от плоти своей, в которую эта змея духовная облеклась, как в свою одежду. Какое намерение диавола в любодействе, прелюбодействе и чрезъестественном непотребстве, или мужеложстве? Чтобы насмеяться над венцом творения Божия, над любезным Его созданием – человеком и над священными, премудро, свято, с отличным художеством устроенными органами человекотворения и таким образом превратить чудный порядок Божий, хотя отчасти, в размножении рода человеческого, чтобы покрыть людей своею адскою нечистотою, исказить их природу, отвратить от них очи Божии и Духа Божественного, ненавидящего скверну греха, и подвергнуть их вечной погибели, если они не раскаются от всего сердца во всех своих непотребствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

[Если праведным был он и непорочным больше всех, и не избежал ловления и сетей обольстителя, ты же, грехолюбивая, окаянная душе, что сотворишь, если что-то неожиданное постигнет тебя?] Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся, но яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша. [Тело нечисто, дух осквернился, весь острупился, но, как Врач, Христе, оба уврачуй покаянием моим, омой, очисти, яви, мой Спаситель, чистым белее снега.] Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. [Тело Твое и Кровь распинаемый за всех Ты положил, Слове: Тело, да меня обновишь; и Кровь да омоешь меня; дух же Ты предал, чтобы меня привести, Христе, к Твоему Родителю.] Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасени покланяются Тебе. [Устроил Ты спасение посреди земли, Щедрый, да спасемся; вольно на древе распялся Ты, и Едем затворенный открылся; высшие и низшие создания, народы, и все спасенные поклоняются Тебе.]  (Пс. 73:12) Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса. [Да будет мне купель кровь из ребр Твоих, и питие, источившее воду оставления/грехов/, да сугубо очишаюся, помазуясь и пия, как помазание и питие, слове, животворные Твои слова.]  (Ин. 19:33-34) Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери, светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. [Я — вне чертога, лишен я и брака, и вечери; светильник погас, как безъелейный; чертог заключился, когда я спал; вечеря кончена, а я, по рукам и ногам связанный, извержен вон.]  (Мф. 25:1-13, Мф. 22:11-13, Лк. 12:35-37, Лк. 13:24-27, Лк. 14:7-24) Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума, во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Нежно упрекая галатов за перемену чувств и отношений к себе, апостол призывает их рассудить, где кроется причина этой перемены. И сам указывает эту причину в новых учителях, которые " ревнуют нечисто " , единственно для своего тщеславия. Высшую степень отеческой любви апостола к галатам мы видим в нижеследующем трогательном восклицании: " дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос " (ст. 19). Уклонением в иудейство галаты как бы помрачили в своем сердце образ Христов, и св. Павел с ярко выраженной отеческой любовью ревнует о восстановлении в них этого образа Христова. " Видишь ли и любовь отеческую и скорбь, достойную апостола? Слышишь ли вопль, гораздо более горький, нежели вопль рождающей? " — говорит по поводу этого восклицания Павлова св. Златоуст. " Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой " , то есть " изменить его применительно к тому, что увидел бы своими глазами " (еп. Феофан), или " переменить в плачевный и проливать слезы, и вас всех заставить плакать " (св. Златоуст) (ст. 20). " Ум и чувство, — говорит еп. Феофан, — переходя на сторону истины, влекут за собою и волю... но она может медлить, отлагать свое решение " . Вот почему св. Павел дальше старается подействовать непосредственно на волю галатов, показывая, как преславно пребывать в свободе от закона (ст. 21-31 и 5:1). Это он раскрывает прообразом двух Заветов в истории Агари и Сарры. " Авраам имел двух сынов: одного (Измаила) от рабы (Агари), а другого (Исаака) от свободной (Сарры). В этом есть иносказание. Это — два Завета (4:22-24). Агарь была прообразом Завета Ветхого с законом Моисеевым, который не давал полной свободы от греха, держал в рабстве греху, а Сарра прообразовала Закон Новозаветный, дающий нам совершенное оправдание и полную свободу от греха. " Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу " , то есть Измаил Исаака, так и теперь неразумные ревнители Моисеева закона гонят христиан. Но Писание говорит: " Изгони рабу и сына ее " , так и ныне мы должны расстаться с ветхозаветным законом, чтобы войти в дарованное нам наследие, ибо мы — христиане, дети не рабы, но свободной (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430628/

Далее духовник думал, что во избежание греха эти отношения можно регламентировать самым точным образом и для супругов можно дать устав – подробный календарь. Кирику помогли здесь худые номоканунцы; из одного он выписывает статью, которая гласит, что дитя, зачатое в пяток, субботу и воскресенье, будет больным или преступным человеком 487 . Подобные вопросы интересуют Кирика гораздо живее, чем состояние тогдашней русской семьи, о которой он дает лишь краткие упоминания 488 . Два существа обращают особенное внимание Кирика в вопросах этого отдела: первое, потому что имеет очень близкое соприкосновение с святыней, второе, потому что очень часто бывает нечисто, – это: священник и женщина. В Вопрошании Кирика древнерусский священник находил полезные указания на множество казусов своей семейной жизни и служебной практики. Он узнавал, что не имеет права исповедовать свою жену и не может давать ей молитву кроме крайней нужды, но причащать ее может 489 . Вопрошание наставляет священника, как он должен вести себя с женой, если у него служба через день, где стоять ему в церкви после ночи, проведенной с женой, как поступать в случае ночного осквернения и что делать ему, если жена изменит 490 . Опасаясь осквернить святыню своей плотской нечистотой, новгородские священники XII в. обычно мылись рано утром перед службой, как о том прямо свидетельствует архиеп. Илия 491 . Этому обычаю, видимо, сочувствовал Савва, который спрашивал архиеп. Нифонта: «можно ли священнику служить, когда вымоется, вставши рано, и потом поспит или не поспит?» Но владыка энергично осудил обычай 492 . В вопросах Кирика о женщине сквозит ясная мысль о ее особенной нечистоте. Некоторые болезни делают ее нечистой и лишают права вступать в церковь , целовать евангелие, есть антидор 493 . Рождение ребенка рассматривалось как явление, оскверняющее не только мать, но даже и ту храмину, где оно произошло, обитателей этого дома и особенно повивальную бабку. В дом, где родился ребенок, можно было входить не ранее, как через три дня, предварительно весь вымыв и прочитав молитву, которую творят над оскверненным сосудом 494 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, (вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. 14. 14–17 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Вопросы к зачету Греховность всех людей перед Богом ( Рим 1. 18–3. 20 ). Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3. 21–5. 11). Христос и Адам (5. 12–21). Крещение – участие в смерти и воскресении Христа ( Рим 6. 2–7. 6 ). Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра ( Рим 7. 7–25 ). Преодоление власти плоти и усыновление Богу в Духе Святом ( Рим 8 ). Иудеи и язычники в домостроительстве спасения (9–11). Практические наставления. Отношение к властям. Вопрос о «немощных в вере» (13. 1–15) Приложение 1. Общие сведения о Послании к римлянам. Адресаты Послания Обозначены в начальном приветствии: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим 1. 7 ; см. также 1. 15). Возникновение христианской Церкви в Риме Христиане в Риме появились довольно рано, но точных сведений о времени нет. Ап. Павел, обращаясь к римским христианам Андронику и Юнии, говорит о них, как о «прославившихся между Апостолами и прежде» него «еще уверовавших во Христа» ( Рим 16. 7 ) (архиеп. Аверкий). Многие исследователи полагают, что эдикт императора Клавдия, изгоняющий евреев из Рима, был вызван волнениями, связанными с христианами. Время издания эдикта обычно относят к 49 г. Историк Светоний пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (т. е. Клавдий) изгнал из Рима» («Жизнь двенадцати цезарей» Клавдия). Имя Хрест (Chrestus; Χρηστς) вполне может быть искаженным «Христос» (Chrιstus; Χριστς).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010