Но мы воздаем честь останкам мучеников, чтобы этим самым почтить Того, чьи мученики. Мы воздаем честь рабам, чтобы эту честь распространить на Господа, который говорит: кто принимает вас, принимает Меня ( Мф. 10:40 ). Неужели, в самом деле, нечисты останки Петра и Павла? Неужели будет нечисто тело Моисея, которое, по еврейскому подлиннику, погребено самим Господом ( Втор. 34:6 )? И всякий раз, как входим мы в базилики апостолов, пророков и всякого рода мучеников, всякий раз мы воздаем поклонение храмам идолов? А зажжённые пред гробами их свечи – символы идолопоклонства? Скажу нечто более: пусть только это обратится на голову виновника, и либо вылечит наконец сумасбродный мозг, либо уничтожит его совершенно, чтобы подобным святотатством не совращал души простых людей… – Неужели и тело Господа, положенное во гроб, было нечисто? И ангелы, облеченные в светлые одежды, стояли на страже у мертвого и нечистого трупа, в ожидании, что спустя несколько веков начнет бредить и изрыгать гнуснейшие последствия пьянства Дормитанций, и вместе с гонителем Юлианом станет или разрушать, или обращать в капища базилики святых? Может быть, в глубине души своей, ты осуждаешь меня за то, что нападаю на отсутствующего. Открою тебе недуг свой. Я не могу слышать равнодушно подобного святотатства. Читал я о копье Финееса ( Чис. 25 ), о суровости Илии ( 3Цар. 18 ), ревности Симона Хананея, строгости Петра, умерщвляющего Ананию и Сапфиру ( Деян. 5 ), твердости Павла, осудившего на вечную слепоту волхва Елима, противившегося путям Господним ( Деян. 13 ). Любовь к Богу не есть жесткость. Поэтому и в законе говорится: если брат твой, или друг твой, или жена, даже на лоне твоем, захотят совратить тебя, да будет рука твоя на них, да прольешь кровь их и да изымешь злое от Израиля ( Втор. 13 и 17). Повторю еще раз: неужели останки мучеников нечисты? Зачем же допустили апостолы погребсти с такой честью нечистое тело Стефана и творить над ним плач великий, чтобы этот плач их обратился к нашей радости? Ты говоришь еще, что он гнушается бдений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Такой подход современным богословов (и древних еретиков) к слову Божию противоречит апостольской практике. Ведь ап. Павел говорил: «мы не повреждаем слова Божия, как многие; но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор.2:17 ). И это особенно важно в свете того, что нас, православных креационистов сторонники эволюции обвиняют в противодействии миссионерству и к склонности к выискиванию новых еретиков. Так о. Андрей Кураев говорит: «В конце концов: богословствуем мы ради того, чтобы подарить людям Христа, или ради того, чтобы укрепить свой собственный авторитет? Поэтому в моем представлении вопрос о том, приемлем ли мы эволюционистское прочтение первых ветхозаветных страниц, или же толкуем их в рамках строгого креационизма — это не вопрос о понимании нами древнейших страниц нашей истории. Это вопрос о нашем будущем. Хотим ли мы видеть нашу Церковь миссионерски активной и открытой, или же всю церковную жизнь и мысль мы сводим лишь к повторению цитат из прошлых столетий? 259 » На это можно сказать, что может быть некоторые креционисты действительно любят выискивать еретиков, но автор сам не понаслышке знаком с делом православной миссии и сам вопрос об эволюции собственно и возник на моем горизонте потому. Что именно он первым встает при разговоре с неверующим. Мне пришлось также убедиться, что попытка эволюционного прочтения первых глав Бытия чаще всего приводит людей не ко Христу, а в оккультные секты, которые базируются во многом на идеях Дарвина и Шардена. 260 Но главное, что о. Андрей похоже не понимает, что в его словах содержится противоречие. — Или Церковь станет «открытой», или Она будет «дарить Христа». Ведь лучший миссионер всех времен, апостол Павел говорил, что он не виновен в том, что для некоторых Евангелие — запах смертоносный в смерть ( 2Кор.2:16 ), потому, что он не «нечисто проповедует слово Божие» ( 2Кор.2:17 ). Слова «нечисто проповедует», являются неточным переводом подлинника, который употребляет слово «корчемствующие». Святитель Феофан так объясняет это апостольское выражение: «Корчемники, чтобы больше иметь дохода, подливают в вино воду, а чтоб эта смесь не потеряла цвета и вкуса вина, подмешивают туда и еще чего-нибудь, и таким образом продают будто настоящее вино, но оно уже не настоящее: и силы той не имеет и на здоровье действует вредно.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Когда же Господь повелевает, чтобы огонь всесожжения не угасал до утра, это означается то, что огонь закона не угаснет на алтаре до утра явления Еммануила. Сия да ясте из рода птиц, ходящих по земле: саранчу с её породою, и харгол с её породою (Лев. 11:21–22). Этим закон как бы перстом указывает на людей, которые любовь свою отвлекли от земного, берут себе только самое нужное для их потребностей, а все остающееся отдают бедным. И сия… нечиста от гад плежущих… ласица и мышь и крокодил… ящерица, крот, саламандра. И всяко, в неже аще впадет… нечто от тела их, нечисто будет (Лев. 11:29–32). В образе этих гадов представлены душевные пороки людей, пребывающих в душевной слепоте. Перечисляя животных чистых, закон в их числе полагает серну и оленя, однако же приносить их в жертву запрещает, как и мед. И всяко, в неже аще впадет от тела их, нечисто будет . Но если тело и оскверняется у нас поневоле, то в душе должна сохраняться вся её чистота. Известно же, что у святых чисты и тела; таково было тело Елисея, по смерти прославившееся чудесами; и Моисей нес кости Иосифа, и он сам погребен Богом, и Самсон прославился костью, и Илия не осквернился, прикоснувшись к мертвому телу сына вдовы Сарептской.   Глава 12 Жена… аще зачнет и родит мужеск пол… по днем… очищения её… нечиста будет: и в день осмый да обрежет плоть конечную его… и в святилище да не внидет, дондеже скончаются дние очищения ея . Семь дней и тридцать три дня сидети будет в крови очищения (Лев. 12:2–5). Ибо в первые семь дней кровотечение бывает постоянно, а в последующие тридцать три дня постепенно уменьшается и, наконец, совершенно прекращается. Поэтому жена бывает нечиста от своей крови, а не от рожденного ею. Ибо в благословении сказано: раститеся и множитеся (Быт. 1:28). Но почему, аще родит женский пол (Лев. 12:5), время очищения удваивается? Потому ли, что женский пол досточестнее мужского, или потому, что во столько времени совершается первоначальное образование женского пола в утробе матерней, так что младенец мужского пола получает в утробе первоначальное образование в сорок дней, а младенец женского пола в восемьдесят? Родившим женам повелено было молиться перед дверьми скинии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не вызывайтесь на подвиг, коего от вас не требуют. Не забывайте того подвига, на какой вас Господь призвал, который вы вольною волею себе избрали: ведите прежде всего и паче всего войну с своими страстями, боритесь с врагом незримым в самих себе. Если это поставите правилом своей жизни, то и внешнее делание, внешний подвиг служения ближнему, страдальцам-воинам и беженцам, будет содействовать вам в внутреннем вашем подвиге. Если забудете это правило, то и внешний подвиг может послужить вам к соблазну, к духовной гибели. Ваши отцы духовные знают, о чем я говорю. Припомните, что сказал преподобный Сергий во время знаменитой осады Лавры одному им исцеленному старцу, въяве явившись ему: " Скажи всем в обители: не так гнусен мне смрад мирян, согрешающих блудом, как иноков, нерадящих о своем обещании. И под стенами обители моей всех пришедших врагов истреблю, и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлюсь... " И видно, благопотребно было это вразумление, когда преподобный повторил его воинам, встретив идущих на вылазку против поляков: " Что вы трепещете? Если и никто из вас не останется в живых, Господь не предаст святого места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятыя Троицы! Скажите в обители, что нечисто живущие в святом месте сем погибнут. Господь не нечестивыми спасет место сие, но имени ради Своего без оружия избавит " . И особенно благовременно напомнить инокам и инокиням сии заветы и предостережения угодника Божия великого печальника родной Русской земли, теперь, когда во многих обителях поселились миряне - беженцы; когда многие из иноков и инокинь призваны послужить в лазаретах болящим воинам, когда, как я сказал выше, повременная печать, в большинстве своем захваченная врагами Церкви, усиленно старается подорвать доверие к самым идеалам монашества в его сущности: блюдите, како опасно ходите!.. Теперь-то и стойте с особенным, удвоенным вниманием на страже своего сердца. А для сего приложите к подвигу внешнему и подвиг внутренний: пусть каждый из вас, кроме молитвы в церкви, при богослужении, положит себе и в келии особое правило: полагать несколько поклонов пред лицом Божиим за избавление земли родной от нашествия лютых супостатов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

422 Посл. ап. Варнавы, гл. X; св. Ефр. Сирин. Толк. на XI гл. Лев.(467); Твор. св. Кирилла Алекс., ч. III, 79–88. По мнению св. Ефрема Сирина и блаж. Феодорита, мясо свиней запрещено было еще потому, что им особенно много питались евреи в Египте, и его, по всей вероятности, пожелали в пустыне, когди ели манну. 427 Твор. св. Кирилла Алекс., ч. 11, 232–233. Поэтому по всей вероятности и при жертвах кровь, как образ неразрушимой души, не сжигалась вместе с мясом животного, а посвящалась Богу через кропление, намазывание и пролитие. 438 О том, что закон о проказе, как и обо всех оскверняющих нечистотах, имеет основы не физические, а исключительно нравоучительные, блаж. Феодорит говорит так, – «как о мертвом теле (Моисей) предписал, если впадет в сосуд, признавать его нечистым, а если в источннк или озеро, не признавать их нечистыми ( Лeb. XI, 36 ), так и того, кто имеет пестрый цвет кожи, отделяет от других, а кто весь стал бел (т.е. весь покрылся проказой), тому повелевает быть в общении с другими» (Феодорит. Толк. на Лев. вопр. 16). «Из сего явствует, что ничто не нечисто по природе, назвал же Бог одно нечистым, а другое чистым по особой некоей причине. А если бы по природе это было нечисто, то надлежало бы разбить и деревянные, и медные, и глиняные сосуды (когда в них попадет мертвое тело, или когда прикоснется к ним изливающий семя). Поскольку же по другой причине наименовал сосуды нечистыми, то более ценное (сосуды медные) велит только вымыть, а малоценное (глиняные) разбивать ( Лeb. XI, 32–33 ). И воду в сосудах, когда впадет в них мертвое тело, называет нечистою, а воду в источниках не называет такою, потому что все сему подобное ограничивает малым ущербом. А мы из сего познаем, какое зло грех, потому что он производит истинное осквернение» (на Лев. вопр. 12; сн. вопр. 20). 443 Феодорит. на Лев. вопр. 14. Больший (66 дн.) срок нечистоты жены, родившей девочку, и вдвое меньший срок нечистоты матери после рождения мальчика, блаж. Феодорит и св. Кирилл Александрийский объясняют тем взглядом древних, что дольше не овидотворяется в утробе девочка, чем мальчик, и что «болыший труд подъемлют жены, рождающие детей женского пола. Потому закон и назначил им двукратное время для успокоения» (Феодорит. на Лев. вопр. 14; Твор. св. Кирилла Алекс., ч III, 174 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Тогда старцы, видя, что он не перестает красть, изгнали его, говоря: если брат имеет какой-либо грех немощи, должно его терпеть; если же ворует, изгоняйте его, ибо он и свою душу губит и смущает всех, кои живут в том месте. 33. Спросили блаженного Епифания: почему заповедей закона десять, а заповедей блаженств девять? Он ответил: десятословие равночисленно казням египетским, а число блаженств есть тройственный образ Троицы. 34. Его же спросили: достаточно ли одного праведника, чтоб умилостивить Бога? Он ответил: конечно, ибо Он Сам сказал: аще обрящете мужа творящаго суд и ищуща веры: милосерд буду ему ( Иер. 5:1 ). 35. Некогда шел блаженный Ефрем, и по чьему-то внушению подходит к нему одна блудница, дабы склонить его на постыдное смешение или, по крайней мере, подвигнуть на гнев, ибо его еще никто никогда не видел гневающимся. Он сказал ей: последуй мне. И когда они дошли до многолюдного места, он предложил: на этом месте сотворим, как ты хотела. Видя множество народа, она спросила его: как можем мы сделать это при таком многолюдстве и не постыдиться? Тогда он сказал ей: если мы стыдимся людей, то тем паче должны стыдиться Бога, обличающего тайная тмы ( 1Кор. 4:5 ). Так, пристыженная, она удалилась. 36. Говорили об авве Зиноне, что сначала он ничего не хотел принимать ни от кого. Посему, и приносившие отходили с печалию, так как он не принял, и приходившие, дабы получить что-либо от великого старца, удалялись без утешения, ибо он не имел, что дать. Наконец, старец сказал: что же мне делать, ибо и приносящие скорбят, и желающие получить – не утешаются? Вот, что надобно сделать: если кто принесет – возьму, и если кто попросит – отдам ему. Сделав так, он и сам был покоен, и всем удовлетворял. 37. Пришли к авве Зинону братия и спросили: отче, что значит написанное в книге Иова: небо же нечисто пред Ним ( Иов. 15:15 )? Старец ответил: братия оставили грехи свои и исследуют небеса. Толкование же слова сего таково: поскольку один Бог чист, то и сказал (Елифаз): небо же нечисто.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

рекомендуется безусловное послушание даже в случае предложения – утопиться. Находясь в столь благоприятных условиях для воспитательных влияний на народ, древнерусские духовники-монахи несомненно сильно повлияли на склад религиозно-нравственных воззрений наших предков. А насколько типично-монашескими, остро-аскетическими были взгляды самих духовников-монахов на христианскую религию, можно видеть из их собственных записок относительно своей практики, образец которых можно находить в пресловутом «Вопрошении Кирика». «В основе этического миросозерцания Кирика лежит идея чистоты, понимаемой почти исключительно в физическом смысле. Сущность нравственных обязанностей христианина Кирик видит главным образом в его отношениях к христианской святыне. Его взгляд развивается следующим образом. На нашу грешную землю явилась святая церковь и принесла с собой святыню таинств, храма и всех предметов церковного употребления. А между тем человек нечист и может осквернить святыню. Источник нечистоты его – в плоти: «нечисто тело человека, нечиста пища, нечиста женщина, нечист брак, нечисто рождение»... «Отсюда у Кирика возникают две главные мысли: как сохранить от человеческой скверны христианскую истину, т. е. как избежать человеку греха и как получить прощение за грех , раз он произошел», в последнем случае он «признает достаточным средства чисто формального характера: добросовестно выполненную повинность епитимии, или определенное количество отслуженных литургий» (Проф. С. Смирнов . Древнерусский духовник, с. 76 и 97). Кроме религиозно-нравственного служения русскому народу наши древние монастыри не запятнали себя невниманием и к горьким житейским нуждам мирского человека, к тем невзгодам космической суеты, в которых даже тварь ему совоздыхает и соболезнует. Из истории Печерского монастыря мы знаем трогательные примеры милосердного участия его лучших братий к страданиям бедного некультурного человека, состоящего в тяжелом рабстве у неумолимой природы и у себе подобных. Преп. Феодосий без слез не мог видеть нищего и убогого.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Рассуждая о браках между язычниками и христианами, святитель Иоанн Златоуст заявляет: «Нечистота заключается не в телах сочетавающихся, а в произволении и в помыслах…Если ты, будучи нечистою, рождаешь дитя, которое происходит не одной тебя, или неужели и оно нечисто или чисто только вполовину? В настоящем случае оно не нечисто, «иначе, – говорит апостол, – дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор. 7:14 ), т. е. не нечисты». Называет их святыми, чтобы таким сильным названием отогнать опасение от супругов» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послания к Коринфянам. Беседа 19 Творения. Т. 10. Книга первая. С П б., 1904. С. 181). 5 «По трактату 1768 г. февраля 12–24 (Полный Свод Законов. в котором (артикул II, статья 10) постановлено следующее: «Дети, от разной веры родителей рождающиеся, сыновья в отцовой, а дочери в матерней вере воспитываны быть должны, выключая договор для дворянства, если бы каковой чрез контракт брачный, пред свадьбою заключенный, состояться имел»… Что же касается случаев, в которых один пол детей по прежнему правилу должен был быть воспитан в господствующем вероисповедании непременно, а другой может, по воле иноверных родителей, быть или воспитан в их вероисповедании, или, по их согласию присоединен, к господствующему, то в сих случаях Святейший Синод предоставляет православному духовенству силою убеждения достигать того, чтобы все дети воспитываемы были в православии (примечания к 67 статье)» (Православная богословская энциклопедия. Издание под редакцией А. П. Лопухина . Т. 2. Петроград, 1901 г. С. 1051). 6 «Из 68 статьи 1 части X тома Свода Законов следует, что, с одной стороны, коренные жители Финляндии протестантского исповедания, повенчавшиеся вне пределов Финляндии, с православными женщинами, теряют право на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере, а обязаны крестить и воспитывать их по правилам Православной Церкви; с другой стороны, те же коренные жители Финляндии протестантского вероисповедания, повенчавшиеся в пределах Финляндии с женщинами православного исповедания, сохраняют за собою право, если пожелают, на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере и в том случае, если эти дети будут рождены во время проживания их родителей вне пределов Финляндии…» ( Булгаков С. В. Различие исповеданий лиц брачующихся. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 2. М., 1993. С. 1207).

http://azbyka.ru/o-smeshannyh-brakah

Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви или делает что-либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 352 ). Без милостыни и молитва бесплодна, без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели ( 14, 763 ). Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, имеющему нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя, ничего не получив... Ибо кто не дал, тот пусть не надеется и получить. Святитель Григорий Богослов ( 15, 205 ). Вы, сотворенные разумными и имеющими ум, который служит истолкователем и учителем Божественных повелений, не обольщайтесь преходящим. Приобретите то, что никогда вас не оставит, определите меру полезного для жизни. Не все, но часть вашего имущества пусть принадлежит (нуждающимся), любезным Богу. Ибо все принадлежит Богу, общему Отцу. Мы же, как бы родные братья; братьям же всего лучше и справедливее разделить наследство поровну... Если же кто захотел бы стать господином всего вообще, лишая братьев части... тот злой тиран, дикарь, злобный зверь, радостно отверзающий пасть только на пищу; такой даже более жесток, чем звери. Ибо и волк допускает волка к еде, и собаки вместе терзают труп; он же, ненасытный, никого из единоутробных не допускает к участию в богатстве. Тебе достаточно умеренного стола; не погружайся в это море необузданного пиршества. Ибо тебе угрожает жестокое кораблекрушение, сокрушающее не о подводные камни, но ввергающее в глубочайшую тьму, откуда никогда не выходят. Святитель Григорий Нисский ( 23, 406 ). Не уделять из своего имущества – такое же похищение. Если мы не подаем милостыни, будем наказаны наравне с похитителями ( 35, 805 ). Если ты богат, подумай, что дашь отчет: на блудниц ты истратил деньги или на бедных; на тунеядцев и льстецов или на нуждающихся; на распутство или на человеколюбие; на удовольствия, лакомства и пьянство или на помощь несчастным? ( 37, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

22 июня 1941 года – в день начала Великой Отечественной войны у Ильинского храма г. Загорска (б. Сергиев Посад) перед иконой Преподобного Сергия был совершен молебен «о победе над сопостатами». После молебна в ответ на Воззвание Местоблюстителя Митрополита Сергия были собраны пожертвования на нужды армии и обороны. Конец ноября 1941 – ввиду близости немецких войск от Лавры (разведывательные отряды были в 18–20 километрах) у Ильинского храма г. Загорска (б. Сергиев Посад) перед иконой Преподобного Сергия был совершен молебен. В день памяти преподобного Никона (17/30 ноября) враг был отогнан. 24 Однажды Преподобный Сергий представил осаждающим, готовившимся к приступу обители, устрашающее видение; между ними и монастырей течет неизвестно откуда возникшая быстрая река. Ее бурные волны несут пни, вырванные с корнями деревья, камни и песок со дна. Волны грозной реки были велики, как горы, и со страшной силой ломали деревья. Два седых старца, обращаясь к нападавшим, громко грозили им: «Всем вам, окаянные, так плыть, что о себе не думаете» (30, л. 131). 25 К согрешающим Преподобный Сергий обращался с грозными словами обличений: «Зачем лукавите перед нами неправедно и зачем, беря лишнее, употребляете на скопление серебра и на пьянство? И зачем ругаетесь над измучившимися в работе у огня в пекарне? Или не понимаете того, что вкушаете их пот и кровь. Внимайте себе, что будете поруганы от чрева и все от него зло скончаетесь» (1, с. 165). «Что трепещете? Если и никто от вас не останется, не предаст Бог святого места этого и не будет услышано среди врагов, что «пленили обитель Пресвятой Троицы». Мужайтесь, не ужасайтесь. Передайте же друг другу все, что нечисто живущие в этом святом месте погибнут. Не нечистыми Господь спасет место это, но имени Своего ради без оружия избавит» (1, с. 167). «Не так мне гнусен смрад блуда согрешающих мирян, как иноков, небрегущих своего обещания. И под стенами града обители моей всех врагов пришедших истреблю, нечисто же во обители этой и двоемысленно живущих погублю и со осквернившимися управлюсь» (1, с. 186–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010