70 δϑη μοι πσα ξουσα ν οραν α π γς. Πορευϑντες ον μαϑητεσατε πντα τ ϑνη, βαπτζοντες ατος ες τ νομα το Πατρς α το ϒο α το γου Πνεματος, διδσοντες ατος τηρεν πντα δσα νετειλμην μν, α δο, γ μεϑ μν εμι πσας τς μρας ως τς συντελεας το ανος. ( Мф. 28:19–20 ). 71 У евангелиста Марка (16:15–16) о том же самом читаем: πορευϑντες ες τν σμον παντα, ηρξατε τ εαγγλιον πση τ τσετ πιστεσας α βαπτισϑες σωϑσεται=«идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари; кто будет веровать и крестится, спасен будет». 72 Βαπτζοντες и по толкованию протестантов говорит о таинстве крещения. Βαπτζειν значит: обмакивать, окунать, погружать (Grimm. Lexicon graecolatinum. 1868. p. 62–63. Cremer. Biblischtheologisches Worterbuch. 1893. S. 182–184). Об евнухе эфиопском, которого крестил Филипп, рассказывается, что оба они сошли с колесницы «в воду» и Филипп «крестил его»: α ατβησαν μφτεροι ες τ δωρ… α βντισεν ατν (т.е. вероятно, погрузил в воду), а потом: «вышли из воды» (νβησαν το δατος). Деян. 8:38–39 . 74 Слово ιν (может быть имеющее связь с словом ε, всегда) означает продолжительность времени, течение или период жизни вообще. Хотя оно может означать и какой-нибудь отдельный период времени, как русское: «век» (период жизни человека от рождения до смерти называют веком, определенную совокупность лет, например, 100 лет, также называют веком); однако, когда это слово не имеет при себе точного определения, оно обозначает всю продолжительность времени в совокупности, т.е. период жизни всего мира до его окончания. И здесь συντελεα το ανος, как в Мф. 13:39, 40, 49; 24:3 ; Евр. 9:26 , означает именно окончание течения всего времени вообще или конец мира (Срав. H. Cremer. Biblischtheologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. 7 Aufl. Gota. 1893. p. 92, 95.) 75 Ατς δωε τος μν ποστλους, τος δ προφτας, τος δ εαγγελιστς, τος δ ποιμνας α διδασλους, πρς τν αταρτισμν τν γων, ες ργον διαονας, ες οοδομν το σματος το Χριστο μχρι αταντσωμεν ο πντες ες τν ντητα τς πστεως α τς πιγνσεως το ϒο το Θεο, ες νδρα τλειον, ες μτρον λιας το πληρματος το Χριστο ( Ефес. 4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

См.: Siegfried С. Op. cit., S. 165. 131 Ibid.. S. 166-168. 132 Подробнее см.: ibid.. S. 168-180. 133 Филон постоянно увлекается лингвистическими импровизациями на темы: чем отличается земледелец (γεωργς) от пахаря (εργτης γς), пастух (ποιμν) от «кормящего скот» (κτηνοτρφος), всадник (ππες) от наездника (αναβτης), царь (βασιλες) от тирана (τραννος) и т. п. (см.: De agric.. а также: Siegfried С. Op. cit., S. 172-173). 134  Типологически она развивала жанр древнееврейской апологии эллинистического времени. См.: Geffcken J. Zwei griechische Apologeten. Leipzig; Berlin, 1907, S. XI ff. 135 См.: Jordan H. Geschichte der altchristlichen Literatur. Leipzig, 1911, S. 211-212. 136 Подробные сведения об апологетах см. в известных «Историях христианской литературы» и «Патрологнях»: Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig, 1893 - 1904. Bd. 1, 2; Krüger G. Geschichte der altchristlichen Literatur in den ersten drei Jahrhunderten. Freiburg i. Br.; Leipzig, 1895; Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburgi. Br., 1902-1903. Bd. 1. 2; Quasten J. Patrology. Utrecht; Brüssels, 1950. vol. 1; Altaner B. Patrologie: Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. Freiburg i. Br., 1958 5 . В отечественной литературе философские взгляды апологетов рассматриваются в кн.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979, с. 37 - 46; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. 137 Одну из реконструкций текста см. в указанной книге Гефкена (сноска 1), с. 3-27; об Аристиде подробнее см.: Hennecke E. Die Apologie des Aristides. Leipzig, 1893. 138 Сочинения Юстина, Татиана, Афинагора, Феофила Антиохийского, Гермия Философа цитируются по изданию PG, t. 6 с отдельными коррективами по более поздним изданиям. 139 Подробнее о Юстине см.: Martindale С. St. Justin the Martyr. London, 1921. 140 Gilson E., Böhner Ph. Geschichte der christlichen Philosophie von ihren Anfängen bis Nikolaus von Cues. Lief. 1. Paderborn, 1952, S. 28. 141

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Далее Евсевий свидетельствует, что тогда еще очень многие из христиан раздавали свое имущество бедным, предпринимали миссионерские путешествия, совершали дело евангелистов, проповедуя о Христе не слышавшим слов веры, сообщая им книги божественных Евангелий и давая им церковную организацию, и заключает главу таким словами: «Так как нам невозможно перечислить поименно всех, которые в первом преемстве апостолов были в Церквах по всей вселенной пастырями (ποιμνες)   или также евангелистами, то мы, понятно, в своем произведении упомянем поименно только тех, которых еще и ныне до нас сохраняется предание апостольского учения посредством письменных памятников (ν ‘τι кα νυν ες ημς δι’ πομνημτων της αποστολικς διδασκαλας παρδοσις φρεται)».   Так как все это присоединено к краткому упоминанию о Кодрате и поэтому прежде всего должно относиться к нему, то отсюда естественно вытекает заключение, что пророк Кодрат по взгляду Евсевия: 1) принадлежал к первому после апостолов поколению и был учеником апостолов; 2) был или пастырем (епископом), или евангелистом (миссионером); и 3) был писателем, от которого Евсевий имел в руках одно или несколько произведений. Дальнейшие сведения о пророке Кодрате даны во втором сообщении Евсевия – в V, 17 – на основании анонимного антимонтанистического произведения, написанного около 192 г., из которого Евсевий сделал значительные заимствования (V, 16 sq.). Из этого произведения видно, что монтанисты утверждали, будто Монтан и его пророчицы Прискилла и Максимилла в обладании даром пророчества были наследниками и последователями Кодрата и Аммии Филадельфийской. Таким образом, преемство христианских пророков и пророчиц монтанисты ставили в параллель со списками епископов православной Церкви, и к известным из книги Деяний апостольских христианским пророкам – Агаву, Иуде, Силе и дочерям Филиппа – присоединяли Кодрата и Аммию Филадельфийскую. Из этого можно заключать, что Кодрат и Аммия умерли до 157 г., когда Монтан выступил в первый раз, – но незадолго перед этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

306 «Постороннему» – нет у Hauler " а; здесь сказано: non licebat eum, qui non erat Levita (fr. 26,2 p. 38). 307 В АП. (107, 29): δκαιον γρ στιν μλλον τος ϑλιβομνοις κατ λϑειαν παρκεν, τος νομιζομνοις ϑλβεσϑαι. Hauler (fr· 26, 16): Horam aliquem tribulari cognoscit sacerdos magis; sicut dispensatur, Deus facit et cum ipso, sicut decet. 308 В ΑΠ. (109,1): Τος ες γπην... προαιρουμνοις καλεν πρεσβυτρας, ν πστανται... ϑλιβομνην, ατν πλεστκις πεμπτωσαν. Hauler (fr. 26, 19). His iterum, qui agapam desiderant facere et petunt aniculas, hanc, quam scit tribulari, frequenter etiam mittat. 309 В АП. (109, 3): φοριζσϑω δ ν τ δοχ τ τ ποιμνι ϑιμον. Hauler (fr. 26,22): et haec pars, quae ex consuetudine sacerdoti debetur, separetur. В издании Gibson (Codex Harrisianus): «но часть пастыря должна быть определенной и точной, согласно древнему известному обычаю, и, если бы он не присутствовал, вы не должны лишаться того, что принадлежит Богу всемогущему». 310 Hauler (fr. 26, 25): sicut ergo unicuique praesbiterarum datur. В АП. (109.6): σα δ κστ τν πρεσβυτδων δδοται. 317 Начиная отсюда и кончая словами «во главе вашей» текст АП. значительно уклоняется от сирийского текста. 320 В АП. (113, 14): ν γρ ς ϑλιβομνου τινς λϑρα το πισκπου διδ τινι, ες λοιδοραν το πισκπου δσει, κα διαβλλει ατν ς μελοντα τν ϑλιβομνων. 329 В издании Функа: agnosce episeopos tuos, per quos es filius Dei, et dexteram, matrem tuam, et ama eum, qui post Deum pater tuus et mater tua est. (111.17). 332 В АП. (117,9): ξουααν ελφασιν ν τ δικξειν τος μαρτηκτας κα καταδικζειν ες ϑνατον πυρς αωνου, κα λειν μαρτιν, τος πιστρφοντας κα ζωογονεν ατος. 339 Hauler (fr. 27, 17. p. 40): secundum ergo ratam et multitudinem plebis suae et ministeria accipiebat. 340 Hauler (fr. 27, 19): et modo episcopus de populo accipiens ibi quoscumque loci dignos esse existimaverit presbyteros constituet... 342 Hauler (fr. 27, 24): intra domum ministrare eis.Tekcm АП., начиная со слов: «ибо если царь, господствовавший» и кончая: «необходимо ему в домоправлении», – гораздо короче и существенно уклоняется от сирийского текста: ε γρ κε πλϑος τηλικοτου βασιλς ναλγως τς πηρεσας δδου, πσ μλλον οχ κα νν πσκοπος λαμβνειν φελει παρ μν τ κ το ϑεο ατ ρισμνα πρς διατροφν ατο τε κα τν σν ατ κληρικν (117,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

В послании неизвестного автора (писанном императору Константину Копрониму) епископы рисуются в очень непривлекательном виде. Они более заботятся о своем хозяйстве, деньгах и столе, чем о душепопечении: „о душах пасомых вет у них ни малейшей думы“. Но это не останавливало их пользоваться своею духовною властью для наложения епитимий. Напротив, недостойные иерархи с особенною придирчивостью проявляли здесь свое право. „Как только заметят они, что кто-нибудь в подведомой им паств совершил хотя бы малый какой проступок, мгновенно воспрянут и разразятся всевозможными епитимиями, нисколько не помышляя при этом о действительном назначении пастырского служения, относясь к пастве не с помыслами пастырей, а с расчетом наемных поденщиков“ 1495 . Из последних слов послания можно видеть и здесь корыстный расчет епископов, налагавших епитимии на кающихся. Из сказанного видно, что покаянная дисциплина в церкви своими отрицательными сторонами содействовала успехам монастырской покаянной дисциплины. К этому надо прибавить еще и то, что и теория, и догматическая сторона таинства, по крайней мере касающаяся органа покаяния, не была в церкви достаточно выработана, а в некоторых формах —8— своего решения могла быть истолкована и истолковывалась в пользу монашества и органа его покаянной дисциплины. Не было достаточно выработано учение о праве вязать и решить. В III стол., вскоре после образования органа покаяния в церкви – епископа, как это мы видели, право вязать и решить связывается не только с церковной должностью, но и с личными, дарованиями её носителя. Такого воззрения на Востоке держался Ориген 1496 . Воззрение, обстоятельно развитое великим александрийцем, не раз высказывалось и после него. „Судить позволительно наиболее славным и чистым из пастырей, которым вверены ключи царствия“, пишет Нил Синайский 1497 . Приписывая власть ключей наиболее славным и чистым из пастырей (τος διαφανεστροις κα καθαρος τν ποιμνων), синайский подвижник показывает, что, разделяя взгляд Оригена , он только излагает его своими словами. Апостольскую власть ключей преп. Нил связывал с иерархическим достоинством лица под условием его нравственной пригодности. Совершенно на той же точке зрения стоял современник Нила преп. Исидор Пелусиот. Выше 1498 приведено было содержание обличительного послания его к пресвитеру Зосиме. Обличив недостойного священника за примирение клятвопреступника по дару, Исидор выясняет, в чем заключается право вязать и решить и чем обусловливается обладание этим правом. „Господь изрек сие (аще свяжете... аще разрешите...), чтобы по удовлетворении за отнятое, иереи, молясь и постясь вместе с согрешившими, приобретали им разрешение с неба, не давая в уме своем и места такой мысли: пойдем и примем в наследие себе Божие святилище. Ибо они служители, а не сообщники, ходатаи, а не судии, посредники, а не цари“ 1499 . Принося жертвы и о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

238 . Eleopoulos Ν. Κ. βιβλιοθκη κα τ βιβλιογραφικν ργαστριον τς μονς τν Στουδου. θναι 1967. 239 . Eleuteri P. I manoscritti greci della Biblioteca palatina di Parma. Milano 1993. (Documenti sulle arti del libro. 17). 240 . Evangelatu-Notara Ph. Συλλογ χρονολογημνων " σημειωμτων» λληνικν κωδκων, 13 ος α. θναι 1984. 241 . Exempla codicum graecorum, litteris minusculis scriptorum annorumque notis instructorum./Ed. Cereteli G., Sobolevski S. M. (1) 1911 – (2) 1913. 242 . [Fernandez P. В.] Escorial. Real Biblioteca. Antigua lista de manuscritos latinos у griegos ineditos del Escorial/Publicata con prologo, notas у dos apendices el Fernandez P. B. Madrid 1902. 243 . Feron E., Battaglini F. Codices manuscripti graeci ottoboniani Bibliothecae Vaticanae descripti praeside Alphonso cardinali Capecelatro. Roma 1893. (Biblioteca apostolica vaticana. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codices manu scripti recensiti). 244 . Foti М. B. Catalogo dei frammenti di codici manoscritti greci della Biblioteca universitaria di Messina. Messina 1979. 245 . Furlan l. Codici greci illustrati della Biblioteca marciana. Milano 1978–1981. (Studi sull’arte paleocristiana e bizantina). 246 . Gardiner F. The principles of textual criticism: with a list of all the known Greek uncials, and a table representing graphically the parts of the text of the New Testament contained in each. Rev. and corr. Andover 1876, 1875. (ATLA monograph preservation program; ATLA fiche 1987–0894)· 247 . Gardthausen V. Catalogus codd. graecorum Sinaiticorum. Oxford 1886. 248 . Germanos. Κατλογος τν χειρογρφων τς παρ τς Σρρας ερ ς κα σταυροπηγ. μονς ωννου το Προδρμου// Νος Ποιμν ( Παρρτημα τς EkklAl). 1920. 2. 193–208, 338–353; 1921. 3. 83–93, 325–334, 459–466, 717–726; 1922. 4. 40–49. 249 . Getov D., Katsaros В., Papastasis С. Κατλογος τς λληνικν νομικν χειρογρφων τν ποκειμνων στ Κντρο σλαβο– βυζαντινν σπουδν " Ivan Dujev» το Πανεπιστημου «Sv. Kliment Ohridski» τς Σοφας. Θεσσαλονκη 1994. 168, 34 πν. Фонкич Б. Л.// ΜΟΣΚΟΒΙΑ. Проблемы византийской и новогреческой филологии. М. 2001. 1. 549–550.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

—86— нечно не могут иметь серьёзного значения и ничего не объясняют. В ответ на это недоумение можем поставить другой вопрос: почему Новый Завет и раввинская литература, зная фарисеев и саддукеев, ничего не говорят о столь известной и пользовавшейся всеобщим уважением секте ессеев, кои не только жили около Мёртвого Моря, но и постоянно путешествовали по Палестине, имея себе повсюду пристанище у своих 2008 единомысленников? Из соединения этих двух вопросов можно получить вероятный ответ на поставленное недоумение. По учению, жизни и влиянию ессеи описываются у Иосифа и Филона весьма сходными с христианством чертами и потому весьма раннее соединение их с христианами является делом совершенно естественным. Таким образом для новозаветных писателей они были уже христианами и иудейско-раввинская литература не отличает их от назареев и минимов. Напротив, Иосиф Флавий, среди постоянного политиканства и интриг, как видно, мало следивший за движением новой веры, легко мог смешивать христиан с ессеями и считать их одной сектой 2009 . Так объ- —87— ясняется молчание Нового Завета и иудейско-раввинской литературы об ессеях, а Иосифа Флавия, знающего ессеев – о христианах. Μ. Муретов Тареев М.Μ. Ин.10:12,13//Богословский вестник 1903. Т. 2. 9. С. 88–90 (2-я пагин.) —88— Ин.10:12,13 . Читающий евангелие со вниманием невольно останавливается с недоумением на многих речениях, по которым мысль невнимательного читателя скользит без задержек. К числу таких мест относится Ин.10:12,13 . Ин.10:12 А наёмник не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их, и распудит овцы. μισθωτς κα οκ ν ποιμν ο οκ στιν τ πρβατα δια θεωρε τν λκον ρχμενον κα φησιν τ πρβατα κα φεγει κα λκος ρπζει ατ κα σκορπζει. А наёмник бежит, потому что наёмник и нерадит об овцах. А наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Характерным из них является то, что еще в конце II века епископ не всегда был образован, хотя и вменяется ему в обязанность изъяснение писаний. Нет ничего нового и в описании функций епископа. Как и в древнейших памятниках, епископ является прежде всего пастырем (ποιμν с. 2) верующих, главным духовным руководителем своей паствы. Из того, что пресвитеры называются сотаинниками (συμμσται с. 2) епископа, ясно, что он был по преимуществу совершителем священных актов и особенно евхаристии. Он служит в алтаре (πρς τ ϑυσιαστιον) и раздает дары верующим (τιμσωσι – с. 2); на его обязанности лежит – заботиться о всех нуждающихся (φιλπτωχος – с. 1). Итак епископ является главой общины, представителем её во внешних сношениях, совершителем таинств и попечителем бедных 575 . Согласно с древними источниками, избрание епископа усвояется самой общине. В случае, если в общине менее 12 человек, имеющих право голоса (ο δυνμενοι ψηψσασϑαι), она должна вызвать письмом трех избранных (λετο) лиц из соседней уже устроенной (πεπηγυα) церкви и с помощью их, тщательно испытав (δοιμ δοιμσαντες) достоинства кандидата, избрать себе епископа 576 . Во всех перечисленных требованиях мы не видим ничего существенно нового. Оригинальным представляется лишь одно – именно желание автора, чтобы епископ был неженатым. „Хорошо, если он неженат (γναιος), а если нет, то муж одной жены“. Автор смотрит на свой совет видимо, как на развитие и усиление апостольского требования однобрачия. Однако, в словах апостола ничем не выражается предпочтение неженатых епископов перед женатыми. В пожеланиях автора следует видеть поэтому выражение позднейших аскетических взглядов. Обязанности пресвитеров Церковными Канонами рассматриваются с двух сторон, во-первых в отношении к епископу, во-вторых в отношении к мирянам. Пресвитеры с одной стороны являются сотрудниками епископа. Вместе с ним они участвуют в совершении богослужения и потому называются сотаинниками и соратниками епископа. С другой стороны они представляют собою дисциплинарную и судебную власть над мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

284 Ferebantur, говорит св. Кирилл Алекс., in oculis talsi prophetae, gloriaque et opinione bona florebant, nec eos talia agentes facti poenitebat. Ast praesenti tempore, si qui eorum sequi vaticinia voluerint, increpantur, et confunduntur, et parentum calculis ad poenam vocantur, resipiscunt, ut qui peccarint, lugent, plorant, liumanae naturae imbecillitatem, proclivitatem que ad peccandum confitentes. De terra enim spiritus immundus Salvatoris nostri lesii Christi virtute, potestateque sublatus est (comment. p. 790–791). 287 Толков. стр. 228–229. Несправедливо было бы, и, по нашему мнению, относить рассматриваемый стих вместо Христа к лжепророкам, как относят некоторые, выходя из того, конечно, предположения, что и в этом случае, так же, как прежде (см. примеч. к ст. 4), пророк приспособляется в своей речи к отношениям иудеев к истинным пророкам, вид которых принимали и ложные: в таком случае, нужно предположить, что и эти последние, по временам, подвергались участи, подобной пророкам истинным (сравн. Мф. 23:29–37 ). Но человек, отвергающийся Бога ради выгод мирских, не затем, конечно, делает это, чтоб разойтись с миром, а напротив, чтоб угодить ему и тем заслужить любовь его (сравн. Ин. 15:19 и др.). Независимо от сего, тогда у предшествующей речи пророка порвалась бы связь с последующей (сравн. толков. бл. Феодор. стр. 143; d. Hieron. р. 267 et al.). 290 См. блаж. Феодорит. толков. стр. 144. Вместо «на малых», 70 перевели: πι τος ποιμνας. Videntur, Cornel. a Lapid. пишет, ipsi pro Tsoarim, id est parvulos, legisse Roim, id est pastores (comment. p. 708). 291 Толков. на Захар. стр. 229–230. Но блаж. Иероним так объясняет это место: pereuntibusque, говорит он, gentilibus et judaeis, tertia in orbe pars, hoc est, tertius Christianorum populus, repente succrevit. Et pulchre ait: tertia pars relinquetur in ea, hoc est, in terra: quia de judaeis atque gentilibus hi qui Dominum confessi sunt, soli vitae et habitationi terrae reservati sunt. Ipsa quoque tertia pars, ne delicata esset, et secura confessione quasi argentum et aurum per ignem ducitur et probatur: quem et Dominus in credentibus ardore cupit, et Paulus feruere desiderat. Cum sic probati fuerint paruuli, super quos Dominus convertit manum suam, et per vocationem eorum omnis nationum turba crediderit: tunc credentium populus vocabit Christum nomine suo (vid. comment. p. 268; cf. Calmet. commentar, p. 720 et al.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Итак, посмотрим, насколько устойчивою окажется эта основа при свете точных историко-канонических данных. Прежде всего должно заметить, что автор совершенно неверно утверждает, будто свидетельства об участии пресвитера (или пресвитеров) в совершении покаяния (тайной или публичной исповеди – пока все равно) начинается только с Оригена (стр. 39:40). Вот свидетельства более глубокой древности: а) В первом послании Климента Римского к Коринфянам находится следующее место: μες ον ο τν καταβολν τς στσεως ποισαντες, ποτγητε τος πρεσβυτροις κα παιδυθητε ες μετνοιαν, κμψαντες τ γνατα τς καρηας μν, μθετε ποτσσεσθαι, ποδμενοι τν λζονα κα περφανον τς γλσσης μν αθδειαν· μεινον γρ στιν μν ν τ ποιμν το Χριστο μικρος κα λλογσμους ερεθναι, καθ’ περοχν δοκοντας κριφναι κ τς λπδος ατο» 6 . (Итак, вы, положившие начало возмущению, подчинитесь пресвитерам и дайте себя воспитать в покаяние, преклонив колена сердца вашего; научитесь подчиняться, отложив чрезмерное, суетное и пустое самолюбие своей нации, ибо для вас лучше обрестись малыми, но зачисленными в стаде Христа, нежели, оставаясь чрезмерно гордыми, быть отринутыми от надежды Его). В стаде Христа, т. е. в церкви, по воззрению св. Климента есть «малые» (μικρο) и есть старшие (πρεσβτεροι); первые должны научиться подчиняться вторым, должны этим вторым отдаться в науку покаяния – παιδεθητε εις μετνοιαν. Кто эти πρεσβτεροι? Может быть, это епископы 7 городов коринфской области, может быть это и в собственном смысле «старцы-священники», составляющие «совет епископа» – читатель в праве толковать, как ему угодно: но в праве ли был почтенный автор книги о дисциплинарном суде церкви игнорировать это важное и по древности и по существу дела свидетельство о пресвитерах, как руководителях верных в деле покаяния? Нам кажется, что здесь πρεσβτεροι означают полный состав древне-церковного начальственного, судебного и священнослужебного института – пресвитериума во главе с епископом. Во всяком случае наше мнение находит себе опору в следующем столь же древнем, хотя также и опущенном г. Суворовым свидетельстве св. Игнатия Богоносца : πσιν τος μετανοσιν φησιν Θες ν συνδρμωσιν ες ντητα Χριστο κα συνδριον το πισκπου. Πιστεω τ χριτι ’Ιησο Χριστο, ς λσει φ’ μν πντα σνδεσμον 8 . (Всем кающимся прощает Бог , если они прибегнут в единение о Христе и в совет епископа. Верую благодатью Иисуса Христа, Который разрешает вас от всяких уз).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010