«Εκαστος δ των πρεσβυτρων Εχει τας διας κμας μεγστας και αριθμ δκα που κα πλονας (notä не у каждого по 10, а всех в Мареоте. Ptolemaeus octo urbes aut pagos recenset). δε κμη, νθα οικε σχρας, βραχυτατη και ολγων ανθρπων εστν, οτωςς μηδ την κκλησαν κε γεγενησθαι, αλλα ν τη πλησον κμη.— Theodor. Lector, 1, 13. Migne, Patr. gr. 861, 171: A­νατολου τελευτσαντος Γενναδιος προχειρξεται, πρεσβτερος της εκκλησας, A­κακου το ρφανοτρφου συμψφου γενομνου (вместе с Геннадием был предлагаем кандидатом). Προεβαλλετο δ Γενναδιος Μαρκιανν οκονμον της των καθαρν οντα θρησκεας, εις την κκλησαν μετελ-θντα. »Ος αμα τω γενσθαι οικονμος, τα προσφερμενα ν εκαστη εκκλησα τους του τπου κληρικος κομζεσθα διετπωσεν, εως τοτου της μεγαλης εκκλησας παντα κομιζομνης.— Theophan. chronographia, a. M. 5855 (355) sub Julianö Και Θεοτκνος πρεσβτερος ν προαστεω Αντιοχεας κκλησαν πεπιστευμνος (Chron. pasch.: Θεοτκνος δ τις πρεσβτερος της ν Αντιχεια εκκλησας) ξ υποσχσεως απατηθες αυτοματως πι τν ειδωλολατρεαν χρησεν. Socr. Soz. Theodoret. tacent (может быть, как о факте позорном для христиан?).    В Африке древние порядки держались упорнее, чем где-нибудь, развитие парохий там не исключало развития и епископий. Несомненно то, что в 419 г. и в городе Карфагене и в деревнях были tituli, определенные приходы с пресвитерами, специально для них поставленными (non vage ordinati, ordinatio relativa). Но в то же время мы видим, что с согласия местного епископа (Cod. can. eccl. afric. с. 53, cone. Carth. 397) и новые епископий открывались весьма легко. Когда в крепостце Фуссале (ок. 423 г.), всего в 40 милях от Иппона царского (ок. 56 в.), оказалось довольно много христиан, Августин учредил там новую епископию. Оттого в Африке епископий было так много, как ни в одной другой церкви поместной. Здесь приход сельский оставался как бы переходным моментом к возникновению епископий.    Точное разъяснение вопроса о территории древних епископий и о количестве жившего на них христианского населения — задача пока неразрешимая, которая, может быть, останется такой и навсегда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Апостолы, отцы Церкви, а также языческие философы, следовательно, получали божественное откровение, что сделало их «богословами опыта», а мы благодаря этому получили возможность иметь «мнения» о Боге. Впрочем, Варлаам уточняет, что эти откровения заключаются главным образом в просвещении разума, позволяющем достичь некоего «гнозиса»: ведения христианских догматов – у святых отцов, ведения законов человеческого разума и божественной трансцендентности – у философов. В обоих случаях речь идет об откровении чисто интеллектуальном, хотя и не всегда зависящем от законов логики: просвещение затрагивает «познавательную силу разума» ( πι τς γνωστικς το νο δυνμεως) 937 . Когда Варлаам слышит о том, как среди исихастов говорят об иррациональном просвещении, он сильно негодует и стремится уточнить смысл термина «просвещение», к которому сам прибегал ранее: Если термин просвещение применяют образно к дару премудрости, познания, рассуждения и других добродетелей, подаваемых Богом тем, кто этого достоин, я лишь желаю этого дара и прошу лишь того, чтобы его удостоиться. Но я очень не люблю добродетели, кроме тех, что я перечислил, подаваемые другими видами просвещения, о которых говорят или которые действительно существуют; я думаю, что нет никакой пользы для души, лишенной рассуждения, полной безумия, забвения, заблуждения, глупости и неразумных мнений, погружаться в свет и с ним сливаться; я думаю, что она не очищается от своих страстей и что познание путей, ведущих к реальностям Единого, ей недоступно 938 . Таким образом, мы видим, что для Варлаама не существует иного способа отношений между Богом и человеком кроме откровения, получаемого природным умом, не преображаемым или не преобразуемым вследствие этого. Следовательно, между христианской мыслью и мыслью философов разница лишь в степени или в объекте, тогда как сам человек, познающий субъект, по сути остается тем же самым и имеет в своем распоряжении те же самые весьма ограниченные средства. Этот основополагающий вопрос постоянно будет под прицелом критики Паламы в процессе полемики с Варлаамом: Калабриец полагает, что божественные вещи становятся известными через то же познание, что связано с творениями 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

86 . Именно таким образом достойно хвалить и благодарить Пресвятую Богородицу, тем более что Ею воистину действует благодать; и всё, нами сказанное, не является хитросплетениями словес, как то делают софисты и наставники хороших манер. Ибо, тогда как слабость нашей природы и коварство наших мыслей затрудняет нас в делах благочестия и мы лишь едва-едва достигаем того, что называется «высотами духа 19 , мы дерзаем наслаждаться множеством Божественных чудес и знамений и изобильной заботой о нас Пресвятой Девы, хотя мы менее всего достойны той благодати, которая к нам нисходит 20 87 . Вот почему мы в духе сокрушенном непрестанно будем воспевать слова хваления, возвышать наш голос, уготовлять наши мысли, улучшать форму нашего слова, искать пристанища в тихой гавани, превозносить и восхвалять Пресвятую Богородицу словом и молчанием и всегда воспоминать в песнях, гимнах и в великолепных похвалах Пресвятую Владычицу, чтобы стать достойными Ее заботы и милосердия, которых мы удостоились через дела, превосходящие природу. Мы были медлительны к тому, чтобы Ее восхвалять, славить и превозносить, Ей посвящать слова хваления и благодарности. 88 . Итак, всякое добавление к прославлению и к хвале оказывается для нас полезным, ибо если за те блага, которые нам предоставлены и которые Она нам даровала, мы воспоем подобающие похвалы, если мы окажемся теми, кто Ее восхваляет, мы сами станем объектом многих бесчисленных благодеяний сейчас и в будущем, мы обрящем покой у Бога и Владыки всех и, таким образом, получим неизреченные и непреходящие блага! Благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 4 Грузинский переводчик принял греческое слово μισθοφρου (наемный солдат) (PG. T. 92. Col. 1365A) за обозначение народности. – Ред. 5 Мы приводим здесь греческую параллель этой фразы как пример расхождения между BHG 1060 и Студитом: » θντες δε το στρατπεδον αυτν προ του αστεως οι πεπλανημνοι Χριστομχοι τως μεν οδεμαν προβολν τος τεχεσι προσγον, δι το σχολζειν πι κτσεις οικημτων, ως οκον μνοντς· φηρημνοι μεν φρνησιν και λογισμν το δε ληθς υπ θεο κωλυμενοι ματαισαντες αυτος εν τος οκεοις διαβουλοις« («Расположившись лагерем своим возле города, заблудшие христоборцы до сих пор никакого приступа на стены не делали, так как занимались изготовлением жилищ и пребывали дома. Лишенные же разумения и рассудка, поистине Богом преданные, осуетившиеся в своих советованиях»). Несмотря на различие, это все-таки сходство. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Различие важно и само по себе: игнорировать его нельзя, и будет ошибкой называть пресвитера для покаяния пресвитером-духовником 750 , а еще большей – исповедующихся у него – детьми духовными. Но это обстоятельство важнее с другой стороны: с этими терминами соединяются совершенно несходные понятия. В терминах, обозначающих должность покаянного пресвитера: πι της μετανοας πρεσβτερος – пресвитер для покаяния или π των μετανοοντων τεταγμνος πρεσβτερος – пресвитер, установленный для кающихся, пресвитер над кающимися, указывается на полномочие, данное епископом по покаянным делам некоторым из подчиненных пресвитеров. В этих терминах указана и священная степень, дававшая возможность известному лицу занять эту должность, и сфера ведения, предоставленная ей по распоряжению высшей церковной власти. В термине же πνευματικς πατρ – духовный отец, в соответствии с которым встречается термин πνευματικς υΙς – духовный сын, нет мысли ни о епископском полномочии, ни о священном сане лица; здесь отмечается только характер взаимных отношений между духовником и принимаемыми им на исповедь. Отношения эти нравственные: духовноотече- ские, с одной стороны, духовносыновние – с другой. А эта черта как раз отсутствует в разобранном выше термине, обозначающем покаянного пресвитера, – и недаром: на такие отношения нет ни одного указания в свидетельствах, историков. Скорее покаянный пресвитер представляется чиновником, несшим известную церковно-административную службу, и уж это препятствовало личным духовно-нравственным отношениям к кающимся. А кроме того, сам характер его службы – церковно-судебный – шел вразрез со званием духовного отца. Ниоткуда не видно, чтобы он был пастырем, самоотверженно разыскивающим заблудшую овцу, отцом, ведущим к покаянию блудного сына. Был он представитель не пастырского попечения и всепрощающего милосердия, а прежде всего и главным образом карающей правды и суда, хотя, разумеется, и в древней покаянной дисциплине существовала пастырская тенденция. Кроме системы нравственных отношений между духовным отцом и детьми духовными, предполагались отношения мистические: рождение по Духу и наследование детьми благодатных даров отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Итак мы видим, что только в одной надписи, да и то принадлежащей II в. до Р.Х. и найденной на острове Тера, епископы являются финансовыми чиновниками. Во всех же остальных надписях им усвояются самые разнообразные функции. То, что в них есть общего, составляет надзор, наблюдение; объекты же наблюдения самые различные: целые города, постройки, провизия и т.д. Таким образом термин ε πι σκοπος не имел в языческом употреблении определенного технического значения, но сохранял приблизительно тот же общий смысл наблюдателя, какой он имел у LXX. Если теперь принять во внимание, что и с таким широким значением имя епископа в начале христианской эры в языческой терминологии встречается крайне редко (от II века до Р.Х. до III века по Р.Х. около пяти раз, а в первом веке по Р.Х. ни разу – и это на несколько тысяч надписей!), тогда как в греческой библии, которая была в постоянном употреблении у христиан, оно встречается довольно часто, то естественнее всего думать, что именно библейское употребление имени епископ дало повод христианам назвать своих предстоятелей епископами. Но откуда бы ни было взято это слово христианами, во всяком случае оно заимствовано не как технический термин, не из юридического языка, а в общем, этимологическом своем значении. Такое происхождение термина епископ в христианской церкви устраняет всякую мысль о зависимости христианского епископата от соименной должности в языческих коллегиях и муниципиях 22 . Вот почему новейшие исследователи истории иудейских и языческих обществ, Шюрер, Цибарт, Либенам признают самобытность христианского епископата 23 . То же следует сказать и о диаконате. Хотя в языческих обществах религиозного характера и встречаются должностные лица с именем διχονοι, однако о генетической связи между ними и христианскими диаконами не может быть и речи. Против этого говорит чрезвычайно редкое употребление этого термина в надписях и различие в положении и функциях тех и других. В то время как христианские диаконы были почетными помощниками апостолов и епископов и принимали участие в совершении евхаристии и делах церковной благотворительности, диаконы в языческих обществах были низшими храмовыми служителями наряду с поваром и виночерпием 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Но удержался ли этот строй до дней Ираклия I? вот вопрос. Есть одно известие, на основании которого на этот вопрос можно дать ответ утвердительный. Иоанн никиуский пишет 85 : «И был один человек, именем Мина, который был поставлен (za-ta-šayma) от Ираклия царем над нижнею страною (la-hagara bâhry= τ κτω χρ). Он был горделив сердцем в неведении писаний и весьма ненавидел египтян (la-msrâwyân). И когда муслимы (slâm) овладели всею страною, они оставили его в его должности (ba-šimatu). И одного человека, по имени Шенути (sinodâ, южhokohm.  ), они поставили в стране Риф (šemwo ba-hagara rif=  τ  νω χρ). И одного, по имени Филоксена (filuksânos), они поставили в стране Аркадии, она же Файюм (šemwo ba-hagara argâdyâ nta y’ti fayum). И эти трое любили язычников (la-hanafâwyân) и ненавидели христиан». Чтобы оцепить значение нижеследующего пояснения, нужно иметь в виду, что египетское население первых генераций по завоевании Египта арабами не сочло нужным заменить привычные византийские титулы должностных лиц подлинными арабскими. Оно знало прежде  τν  παρχον  τς  Αγπτου 86 , главного начальника Египта  praefectus augusmalis, u ero mpuбyhaлy ycbouлo rpoмkoe uмя  τ  πραιτριον 87 . В арабское время под названием πιπρετωριον у коптов слывет «диван» их повелителей, под именем πι– επαρχος – вероятно главный член дивана 88 . Таким образом византийская титулатура переживает византийское владычество в Египте. -Один из вышеназванных коптских подручников арабской администрации еще в начале 642 г. делает распоряжение о сборе контрибуции для арабской армии. В подлежащем документе его титулуют: Φιλοξν δουκ τς A­ ρκαδωνπαρχας 89 . Не подлежит никакому сомнению, что это был dux sine imperio. Со стороны арабского правительства было бы целесообразнее усвоить Филоксену, как финансовому и полицейскому чиновнику, соответствующий титул византийской  ρχ πολιτικ: γεμν τς ρκαδας  παρχας. Если же Филоксену дан титул столь неадекватный его компетенции, то конечно это случилось потому, что арабские завоеватели застали в Аркадий не «игемона», а «дука». – Следовательно начало объединения военной власти с гражданскою в VII в. в Египте по меньшей мере на одном пункте 90 одержало верх над принципом, который проводил Константин В.: praeses Arcadiae заменен дуком, а вместо двух duces, существовавших прежде в египетском диэцезе, их было теперь по меньшей мере три.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

После того, как в третьем порядке была указана главная причина зла на земле, явления четвертого порядка рисуют, с одной стороны, картины справедливых казней, которым должен подвергаться грешный мир, а с другой – то процветание зла, которое будет детищем дьявола. Божественный Промысл не дремлет: наказания грешного мира дойдут до своего конца, и после того как для всех станет очевидным, что человечество останется нераскаянным, Господь явится с небесным воинством и произведет суд над миром, начав его с главных обольстителей – со зверя и лжепророка, то есть антихриста и его поборника. Явления пятого порядка хотя, по-видимому, и представляют собою продолжение и вывод порядка предыдущего, но в действительности есть ответ на некоторые возможные недоумения по поводу порядков предыдущих. По учению Христа и апостолов, дьявол был уже побежден. Почему же он так силен в мире? На это Апокалипсис отвечает, что действительно дьявол побежден, что он как бы связан искупительными заслугами Спасителя; но эти узы действительны только по отношению к тем, которые суть истинные рабы Христовы, которые, сораспинаясь Ему, с Ним и воскресают для царствования и свободы над злом. Дьявол свободен лишь по отношению к сынам противления. Свою прежнюю полную свободу он получит только в конце мира и то только на короткое время (время антихриста). Тогда он получит власть вести войну даже и против святых. Но эта временная полная свобода дьявола будет вместе с тем и его последним торжеством, за которым последует окончательное посрамление и окончательное осуждение его и всех его приверженцев. Он взойдет на высоту, но не для того, чтобы навсегда остаться там, а для того, чтобы на виду у всех быть низринутым оттуда в бездну – геенну. Тогда-то, когда это падение дьявола уже совершится у всех на виду, наступит вечное спокойствие и блаженство праведников и начнутся вечные мучения грешников. 6 Евсев. Ист. Цер. 3:25: πι τοτοις τακτον εγε φανεη τν ποκλυψιν ωννου, περ τς τα δξαντα κατ καιρν κθησμεθα κα τατα μν ν ομολογουμνοις. 3:3 τι τε ς φην ωννου ποκλυψις ε φανεη, ν τινες ς φην θετοθσιν, τεροι δ γκρνουσι τος μολογουμνοις.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

77: σατιω; οχ ερδται κα χραν, κβεσβλνηνην, ταιραν, οκτην, την πι κηνς γμονος. Здесь же приводится и правило и. Никифора о детях конкубины и второбрачных. 712 Πρχειρον νμων ξαβιβλος ’Αρμενοπυλου Υπο Χαρισιαδου, ν Κωνστ. 1885, σ. 470, 471. Диаконы в обеих редакциях Шестокнижия почему-то не упоминаются. Ср. Прохирон 870. 713 Перевод ручной книга законов или так называемого шестокнижия. Кишинев, 1850, стр. 304 (ручная книга о браке, сочиненная Алексием Спаном). 714 Acta patriarch. Constantinopol. II. 170: τι χειροτνησε τν ’Ορδοβιλν ερεα, δγαμον ντο. У Чижмана имя рукоположенного второбрачного священника два раза названо неверно: Orbilas, ’Ορβιλν. Из Послания видно, что второбрачие считалось тогда более серьезным препятствием к рукоположению, чем даже преступления и пороки, почему авторы послания в ряду нескольких неправильных хиротоний на первом месте ставят хиротонию Ордобилы. 718 Павлов, там же, 330: Δγαμος ο γνεται παπς, κατ τν ιβ καννα το μεγλου Βασιλεου. В Большом требнике по изд. Моголы и Желиборского после, слова «двоеженец» вставлено в скобках и «вдовоженец» (Павлов, 452). 719 Павлов, 330: ν... οκ του γυν ατο παρϑενος, τον ρραβωνιασμνος μετ λλης, γονακα ατο μετ’ λλου εναι δγαμος, πρ το ν στεφανωϑ, φϑειρε τν ρрαβωνιστν το, μοιχεϑη γυν του... μ τολμσηε κα τον μαρτυρσης ν γνη παπς... ср. статью 54 (Павлов 177). 720 Павлов, 341: ‘Εν τιυος γυνη μεμοχευται, οτος ες ερωανην ’ελϑεν οδ ονατα τν δε μετ τν χειροτοναν το " ανδρς μοιχευϑεσαν, ν τν χωρισϑ, ν φση τν ιερωσνην, κατ τον καννα, τς ’εν Νεοκαισαρεα συνοον, ср. ст. 193 (Павлов, 342). 721 «Весник Српске Цркве», 1911, июнь–июль, стр. 695. Герлах, в качестве пастора, ездил в Костантинополь через Сербию вместе с бароном Давидом Унгнадой, посланным с политической целью австрийским императором Максимилианом. Тогда же впервые завязались сношения п. Иеремия II с протестантами. 722 Перевод архим. Нила. Москва, 1866, стр. 136 Под обетом (παγγελα) священника, вероятно, разумеется обещание целомудрия посвящаемого безбрачным, так как об обетах монашеских говорится особо (стр. 146). Ιερεμσυ πκρυσις А. I. Е. Μεσολωρ, Συμβολικ τς ρϑοδξου νατολικς κκλισας τ συμβολικ βιβλα, T. А, σ. 183: ср. В, a. 72. Δεατρον δε λγετε, κρεσσον εναι γααεν πυροσϑαι, κατ τ, μις γυναικς νδρα, κα τ λοιπ, ς ϑεος Παλος ντελλεται. Δι κα μες το μ παοϑενεειν δυναμνοις τν ερων, πρ το ερωϑναι, γαμεν δειαν παρχομεν.. Θεσς γρ τν γμον προσταξεν. Ασιχρουργματα δ γνεται, οχ γνσονεν, ν τος κωλυμενοις γαμεν τν ερωμνων δ επαγγειλμενος παρϑενεειν, παρϑενευτω, κα δειαν ατ γαμεν μετ τν πα,γελαν ο παρχομεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

592 Непрерывный физический труд притупляет человека, делает ето неспособным к занятию божественными предметами, препятствует душе мыслью возноситься к Богу, доставлять этим приближением к Богу наслаждение для ума и сердца и преуспевать в жизни духовной. На этом основании прекращение работ было необходимым условием истинного освящения субботы. Таким же оно является и в законе, где покой в субботу и другие большие праздники, подпадающие под эту точку зрения, назначался вместе с священным собранием в эти дни ( Лев.23:3 ; Исх.12:16 ), а в день очищения покой предписывался в связи с очищением души и постом ( Лев.23:32 ); прекращение же работ в этот праздник мотивируется в законе таким образом: «ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Иеговы, Бога вашего» ( Лев.23:28 ). Вследствие такого понятия о покое, как средстве освящения, между благочестивыми израильтянами образовался обычай собираться во дни субботние вокруг пророков для богослужебного назидания ( 4Цар.4:23 ). Из этого благочестивого обычая возникло в последствие синагогическое богослужение. Такого взгляда на субботнее торжество постоянно держались иудеи. Наприм. Иосиф выражается об этом предмете таким образом: οκ ισπαξ ακροασαμλους ο δς πολλκις, λλ’ κςτης βδομδος, τν ργων, αφεμενους πι την κρασιν το νομο κλευσε συλλγεσϑαι κα τοτον ακριβς κμανϑνειν. Подобный же взгляд проводят Абен-Ездра при объяснении Быт.2:3 и Исх.10:8 и Филон, хотя последний в свойственном ему философском духе; см сочин. Генгстенберга: d. Tag. d. Н. стр. 28. 593 Тем менее можно считать покой Иеговы идеею древнего поэта, хотевшего этим сообщить установлению субботы высшую санкцию, как это утверждаетъ Георг стр. 77 и д. 595 «Нет ничего яснее, как взаимная связь между субботою и грехопадением. Работа, которая требовала перерыва и отдыха, вовсе не есть тот безмятежный, легкий труд, которым первые люди занимались в раю до грехопадения ( Быт.2:15 ); труд падшего человека есть труд обременительный, тягостный,–труд, по выражению Моисея, в поте лица на земле, произращающей волчцы и терния» ( Быт.3:19 ). Генгстенберг а. а. О. стр. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

896 Заголовки этих сочинений перечислены в: Fabricius J. A. B ibliotheca Graeca/ed. G. Ch. Harless. Bd. 11. Hamburg, 1808. P. 462 (то же в: PG 151, col. 1250—1252). Трактат против первенства Римской кафедры издан в: PG 151, col. 1255—1280. Остальные находятся в многочисленных рукописях, в части.: Paris, gr. 1115; 1218; 1278 (том, в котором есть все трактаты); 1257; 1308; 2751. 897 Этот замысел, как сообщает Палама, держался в тайне (богослов-исихаст упоминает о нем в третьей «Триаде», направленной против Варлаама: Pro hesychastis, III, (1, 4)//Coisl. 100, fol. 198v [Триады. С. 302—303]); он изложен в речи и в письменном проекте, представленном константинопольскому Синоду; изд. в: Gianelli С . Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 167—201. 898 Изд. в: Gianelli С . Op. cit. Р. 199. 899 «…было торжественно вселенски установлено и даже определено, что Дух Святой предвечно от Отца и Сына, как от единого начала и согласия исходит, и всякое противное мнение оказывается осужденным и отвергнутым». — Barlaam . Oratio pro unione Ecclesiarum//PG 151, col. 1337ab. 900 «…позаботились бы вернуться к послушанию, единству и преданности Римской церкви». — Ibid., col. 1340d. 901 Paris, gr. 1278, fol. 77—77v. 902 Cod. id., fol. 78v, 82—83 (со ссылками на «Топику» Аристотеля). 903 « αν τινες Λατνων περ τς κπορεσεως το αγου Πνεματος βουληθσι προς Γραικος διαλεκτικς πιχειρσαι , δεσει ατοις ν τος λγοις προτενειν εις κατασκευν το προκειμνου τα Γραικος δοκοντα , πασι , τος πλεστοις , τος μαλιστα πι σοφα γνορμοις ». — Cod. id., fol. 83. Это — отсылка к аристотелевскому принципу (см.: Aristoteles . Topica, I, 10 [ Аристотель . Сочинения. Т. 2. М., 1978. С. 359]), который приводится в: Cod. id., fol. 82—82v. 904 « Ε μεν ον οδεμα στιν ν τω συλλογισμ ) πρτασις , κ των ιερν ειλημμνη λογων , εικτως ο πιστεσομεν ατω ». — Cod. id., fol. 84v. 905 Cod. id., fol. 32v, 34, 81v, 165v, etc.; Barlaam . Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1936. Fasc. 1—2. P. 88; Idem . Epistola ad Palamam II//Marc. gr. 332, fol. 128v, 133v, 135v-136; Idem . Responsa ad Georgium Lapithem//Vatic, gr. 1110, fol. 93.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010