Трехактная комедия Валентина (как называет эту систему Тертуллиан ) 1024 представляет, собою попытку наполнить бесконечное расстояние между бесконечным и конечными существами, Богом и миром. Признавая бесконечное и конечное несоизмеримыми, между которыми нет и не может быть непосредственного отношения, Валентин соединил Бога и мир длинною цепью эонов, которые составляют, таким образом, простой переход от бесконечного к конечному. В этом ряду эоны, по мере удаления своего от первоисточника, более и более теряют божественные свойства, грубеют, так сказать материализуются 1025 . Первый и самый совершенный эон – Пρων, глава эонов, принцип всех вещей. Этот первоэон, которого называют также Пροαρτ, Пροπατωρ и Вθος, и награждают эпитетами «необъятный и невидимый, вечный и безначальный», бесчисленные века существовал в величайшей тишине и спокойствии. Ему соприсуща была «ννοια, или Хρις или же Σιγ, – женское начало 1026 . Bθος, с целью раскрыться во множественности, вместе с Σιγ породил Nος своего единственного сына, подобного и равного ему, единого понимающего и вмещающего в себе величие отца. Этот Nος был отцом и принципом всего (pater aeonum unigenitus). Вместе с ним родился женский эон Аληθεα. Эти четыре эона – Bθος и ννοια (Σιγ), Nος и Аληθεια – образовали из себя первую тетраду (τετρς), которая была корнем и сущностью всего. Начавшийся процесс развития продолжился далее. Каждый явившийся мужеский эон в свою очередь получил стремление развиваться далее и чрез соединение (συζγια) с соответствующим ему женским эоном производить новых эонов. Nος породил новую пару эонов – Λγος и Ζω, а эти – в свою – очередь – νθρωπος и Εκκλησα. Λγος и Ζω составили вторую тетраду, обе же тетрады вместе образовали осьмерицу или огдоаду (γδος) 1027 . Вторая тетрада в системе Валентина является родоначальницею всех остальных эонов, и таким образом производительность эонов (по отношению к эонам же) тесно замыкается только в огдоаде. Λγος и Ζω, желая прославить Отца, произвели еще 5 пар эонов: Вθιος и Μξις, γρατος и Ενωσις, Аτοφυς и Нδον, κνητος и Σγκρασις, Моνογενς и Мακαρια; 2-я же пара второй тетрады – νθρωπος и κκλησα произвели другие 6 пар эонов: Пαρκλητος и Пστις, Пατρικς и Еλπς, Мητρικς и γπη, εινος и Σνεσις, κκλησιαστικς и Мακαριτης, Θελητς и Σοφα 1028 . Первые 5 пар составили декаду (δεκς), а последние 6 пар – додекаду (δωδεκς). Огдоада, декада и додекада все вместе составляют плирому (πλρωμα), полноту эонов 1029 . Далее додекады не пошла эоническая производительность божества в самой плироме; этим заканчивается первое действие трехактной драмы, домировой процесс развития внутри самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Несмотря на это Викторин считал Василия и его последователей «скрытыми арианам» (occulti Ariani), против которых он сформулировал ряд анафематизмов 1875 . Можно также предполагать, что Викторин был знаком с трудами других греческих теологов, таких как св. Ириней, Климент и Ориген 1876 . Из ранних латинских апологетов Викторину могли быть известны Тертуллиан и Новациан 1877 , а из латинских «никейцев» – Фебадий Агенский, Григорий Эльвирский и св. Иларий Пиктавийский 1878 . Параллели между Викторином, с одной стороны, и Фебадием и Григорием Эльвирским – с другой, встречаются главным образом во 2-й книге Викторина Adversus Arium, где речь идет о термине «единосущный» и проводится различие между sonus vocabuli («словесной формой») и interpretatio rei ipsius («смыслом самой вещи») 1879 . Что касается св. Илария, то, несмотря на принципиальное различие их тринитарных доктрин, существует немало параллелей между трактатом Илария De Trinitate и теологическими трактатами Викторина 1880 . Таким образом, учение Мария Викторина сложилось под влиянием как античной философской, так и христианской патристической традиции и может быть охарактеризовано как «христианский платонизм» 1881 . Поскольку, как мы увидим далее, в основание своей тринитарной доктрины Марий Викторин положил неплатоническое учение об «умопостигаемой триаде», то прежде, чем перейти к анализу этой доктрины, мы рассмотрим само это учение. 1.2. Учение об «умопостигаемой триаде» и его философские истоки Речь идет о широко распространенном в позднем неоплатонизме учении о так называемой «умопостигаемой триаде» ( νοητ τρις) 1882 : бытие мышление essentia intelligentia vivere intellegere исхождение возвращение πρ οδος πιστροφ status progressus regressus Как было установлено 1884 , учение об «умопостигаемой триаде» восходит к Платону, хотя были попытки возводить это учение в той или иной форме к досократикам, в частности, к Пармениду 1885 и Анаксагору 1886 . Действительно, в диалоге «Софист» Платон обсуждает пять категорий, характеризующих мир истинно сущего, или умопостигаемый космос: бытие, движение, покой, тождество и различие, и показывает, что «совершенное бытие» ( τ παντελς ν), организованное с помощью этих категорий, необходимо включает в себя ум ( νος), жизнь ( ζω) и душу ( ψυχ) 1887 . В диалоге «Тимей» истинно сущее, или мир идей, являющийся «умопостигаемым образцом» для чувственного космоса, представлен Платоном как «совершенное умопостигаемое живое существо» ( τ τλεον κα νοητν ζ ον), помимо жизни наделенное также умом ( νος) 1888 . Похожую связь бытия, жизни и мышления мы встречаем также в 12-й книге «Метафизики» Аристотеля, в его учении об Уме-перводвигателе, мыслящем самого себя, которому присуща «наилучшая и вечная жизнь» ( ζω ρστη κα διος), поскольку «деятельность ума есть жизнь» ( νο νργεια ζω) 1889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Определяя евангельскую истину такими чертами, Апостол хотел также показать превосходство христианского учения перед Моисеевым законом, так как оно заключает в себе надежду будущей вечно блаженной жизни, тогда как Моисеев закон обещал только временные и земные блага. „Хорошо сказал Апостол: о уповании жизни вечныя“, замечает св. Златоуст; „ибо то благочестие было в надежде жизни настоящей“ 506 . Жизнь – ζω – в самом широком смысле означает существование или бытие, способное к ощущению и имеющее дыхание. Так как родов бытия много и способы ощущения весьма разнообразны, то и слово: жизнь – ζω – в Библии вообще и в Новом Завете в частности употребляется в различных значениях. По отношению к человеку этим термином обозначается бытие и существование тела 507 ; этот же термин употребляется для обозначения бытия духа 508 ; и совокупное бытие того и другого, т. е. духа и тела, отмечается этим же словом 509 . Но преимущественно этим словом выражается чистое, святое, блаженное бытие духа и тела или всего человека, возрожденного и освященного Духом Святым 510 . В этом последнем значении св. ап. Павел нередко употребляет это слово в своих посланиях 511 ; в смысле чистого, святого и блаженного бытия употреблено оно и здесь. Но поскольку с таким понятием о жизни необходимо связывается представление о нескончаемом вечном бытии, то слово жизнь нередко употребляется в св. Писании и в значении вечной жизни 512 , не прекращающейся после смерти телесной 513 , или в смысле будущей блаженной жизни, имеющей наступить после земной смерти и затем никогда не уничтожающейся 514 . На это последнее значение слова: жизнь – ζω – ап. Павел указывает здесь, во-первых, определением: вечная ανιος, а во-вторых тем, что она есть предмет нашей надежды. Юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, яви же во времена своя слово свое – ν πηγγελατο ψευδς 515 . Θες πρ χρνων αωνων, φανρωσε δ καιρος δοις τ ν λγον ατο. К чему отнести местоимение: юже – ν, – к жизни вечной, или же к истине? Многие толкователи относят его к первому выражению, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Он замечает, что в Божественной природе «нет никакого различна между желанием и действием» (μηδεμαν διαφορν βουλσεως κα νεργεας) 461 ; здесь «воле сопутствует могущество ( δναμις), а мерой могущества служит воля» 462 ; так что «дело Божественной воли есть осуществление сотворенною, и оно не занимает второго места по порядку после желанна» 463 . Наконец, следует особо отметить учение свт. Григория Нисского о блаженной жизни Бога ( μακαρα ζω, θεα μακαριτης) как бесконечной любви: «Жизнь высшей Природы ( ζω τς νω φσεως) есть любовь (γπη), потому что прекрасное (τ καλν) непременно любимо (γαπητν) для знающих; Бог же знает Сам Себя, и это знание становится любовью ( δ γνσις γπη γνεται), потому что Познаваемое прекрасно по природе (τ καλν τ φσει). Κ истинно же прекрасному не прикасается надменное пресыщение. И так как пресыщение не прекратит любовной связи (τν γαπητικν σχσιν) с прекрасным, то Божественная жизнь всегда будет совершаться любовью (ε θεα ζω δι γπης νεργηθσεται), и она, прекрасная по природе (καλ κατ φσιν), естественно исполнена любви к прекрасному и не имеет предела действию по любви (ρον τς κατ τν γπην νεργεας οκ χει), так как невозможно достичь какого-либо конца прекрасного (οδ το καλο τι πρας καταλαμβνεται), чтобы вместе с концом прекрасного прекратилась и любовь, ибо прекрасное оканчивается только тем, что ему противоположно. А Чья природа не восприимчива к худшему, Тот не перестанет идти к безграничному и беспредельному благу» (πρς τ πραντν τε κα ριστον τ γαθν προελεσεται) 464 . 5.3. Триадология Без преувеличенна можно сказать, что учение о Св. Троице занимает центральное место в догматической системе свт. Григория Нисского . Наиболее полно оно раскрывается в его догматико-полемических трактатах: «Опровержение Евномия», «Против македониан», «Против Ария и Савеллия», в посланиях «К Авлавию», «К эллинам», «К Симпликию», «К Евстафию», «К Петру о различии между сущностью и ипостасью», в 5-м и 24-м письме, наконец, в «Большом огласительном слове», в 3-й «Беседе о молитве Господней», в «Слове о Божестве Сына и Духа» и «О Божестве против Евагрия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Το ταπεινο Γαβριλ Μητροπολτο Φιλαδελφας, το κ Μονεμβασας το Σεβρου Συνταγμτιον περ τν γων Μυστηρων, 1715, без места. Книга издана в качестве приложения к произведению Хрисанфа Нотары, патриарха Иерусалимского: Συνταγμτιον περ τν φφικων, κληρικτων κα ρχοντικων τς το Χριστο γας κκλησας (σ. 90-143). Σεβρος Σ. 112-113; Φκας Δημτριος, Ο Γαβριλ Σεβρος και η στση του στα πνευματικ προβλματα της εποχς του. Σ. 224-225. ΜΕΕ τμος ΙΘ (19), Σ. 774; Podskalsky 268; Legrand, Bibliographie hellenique XVII, I, 156-158; II, 299-300. Νικλαος Μιχ. Στουπκης. Γεργιος Κορσσιος (1570 ci. – 1659/60). Η ζω, το ργο του και οι πνευματικο αγνες της εποχς του. Διδακτορικ διατριβ. Αθνα, 1992; Podskalsky 244-252. Νικλαος Μιχ. Στουπκης. Γεργιος Κορσσιος (1570 ci. – 1659/60). Η ζω, το ργο του και οι πνευματικο αγνες της εποχς του. Διδακτορικ διατριβ. Αθνα, 1992, Σ. 215-216. Νικλαος Μιχ. Στουπκης. Γεργιος Κορσσιος (1570 ci. – 1659/60). Η ζω, το ργο του και οι πνευματικο αγνες της εποχς του. Διδακτορικ διατριβ. Αθνα, 1992, Σ. 272-273, 281-287. Γιανναρς Χρστος ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ ΚΑΙ ΔΥΣΗ ΣΤΗ ΝΕΟΤΕΡΗ ΕΛΛΑΔΑ κδσεις Δμος, Αθνα, 1996, Δετερη πανκδοση, Σ. 138; Μεταλληνς Γεργιος Δ., πρωτοπρεσβτερος. Παρδοση και αλλοτρωση. Εκδσεις Δμος, 1998, Σ. 75. Цит. по: Μεταλληνς Γεργιος Δ., πρωτοπρεσβτερος. Παρδοση και αλλοτρωση. Εκδσεις Δμος, 1998, Σ. 75; Μεταλληνς Γεργιος Δ., πρωτοπρεσβτερος. Τ προλεγμενα//Βικντιος Δαμοδς. ΔΟΓΜΑΤΙΚΗ, τμος Α1, πραγματεα πρτη (κεφ. 1-18). ΙΕΡΑ ΜΕΓΙΣΤΗ ΜΟΝΗ ΒΑΤΟΠΕΔΙΟΥ, ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ, 2013, Σ. 36. Ζαβρας Γεργιος, Να λλς, θναι 1872, σ. 418-421; Χρυσστομος Παπαδπουλος, αρχιεπσκοπος Αθηνν, Ιστορικ Σημειματα, «Μεθδιος νθρακτης»//ΘΕΟΛΟΓΙΑ, 4 (1926), σ. 10-17; ΜΕΕ (Μεγλη λληνικ γκυκλοπαδεια) 4, 737 (Κ. Δυοβουνιτης); Π. Χρστου, Μεθδιος νθρακτης, ωννινα 1953; Π. Χρστου, κκλησιαστικ Γραμματολογα, τμος 2 ος , Θεσσαλονκη 1991, σ. 305-306; ΘΗΕ (Θρησκευτικ και Ηθικ Εγκυκλοπαδεια), τμος 2, σ. 790-793 (Π. Χρστου); λκη γγλου, « δκη το Μεθοδου νθρακτου», ν φιρωμα ες τν πειρον, 1956, σ. 168-182; Podskalsky 391-396; http://ru.wikipedia.org/wiki/Антракитис,_Мефодиос .

http://bogoslov.ru/article/5228668

Ττε τανε φρικιασμνοι και γεμτοι με φβο, τι νικθηκε και σκοτθηκε ο Δσακαλς τους. Τρα αυτο οι διοι νθρωποι, εμπνευσμνοι απ τη πνο της Αινιας ζως και γεμτοι απ την παρουσα του Θεο, βγκαν στους ανθρπους γρω τους και ρχισαν - χωρς να το καταλβουν γιατ – να μιλνε για το Χριστ σαν για το Θε,ο οποος γινε νθρωπος. λεγαν χωρς φβο και με θρρος, τι ο Θες εναι η αγπη που δεν ξρει μτρα, που αγκαλιζει και περιλαμβνει τους πντες και τα πντα. Εκενη η μπνευση τους γμισε με ττοιο θρρος που,  χρη σαυτ, πγανε χι μνο για να διακηρξουν τον Χριστ, αλλ και για να πθουν, να χτυπηθον, να βασανιστον και τλος να σκοτωθον. Το Πνεμα του Θεο χθηκε επνω τους, Το πνυμα του να εναι υιο του Θεο. Και πως ο Υις του Θεο, γιναν κι εκενοι υιο του Θεο. πως ο Σωτρ, ο Χριστς, ρθε στον κσμο για να σσει τους ανθρπους με τμημα τη δικ Του ζω, και οι απστολοι χρισαν τη ζω και το θνατ τους στους ανθρπους για να ακοσουν εκενοι, τι ο Θες εναι αγπη, τι υπρχει ενα νημα στη ζω, τι λοι εμες εμαστε πολτιμοι στα μτια του Θεο και τι πρπει να βασσουμε την ανθρπινη κοιντητα σε καινοργιες αρχς – χι πια στη βα, το ψμμα και τον ανταγωνισμ, αλλ στην αγπη, τον αμοιβαο σεβασμ και την προθυμα να κνουν θυσες εκενοι που ξρουν χαριν των λλων, που δεν το ξρουν ακμα. Ο Χριστς επε στους μαθητς Τους: πως Με στειλε ο Πατρας, στλνω κι εσς. Σας στλνω στο θνατο, στη ζη, στη νκη! Αμν Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/2605371

Nyss. De virgin. 14. 4; Idem. In Cant. Cantic.//GNO. T. 6. P. 30; Basil. Magn. Moral. reg. 68. 1; Ioan. Chrysost. In Ps. 48. 10; Aug. De civ. Dei. XI 13) и даже Божественной (θεα/θειοτρα ζω; Areop. EH. II 3. 1; VII 3. 7; Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 104; Athanas. Alex. Ep. ad Serap. I 24-25; подробнее о вечной Ж. и ее характеристиках см. статьи Вечная жизнь и Обожение ). Лит.: Gruber G. ΖΩΗ: Wesen, Stufen und Mitteilung des wahren Lebens bei Origenes. Münch., 1962; Frank K. S. ΑΓΓΕΛΙΚΟΣ ΒΙΟΣ: Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Münster, 1964; Hadot P. Porphyre et Victorinus. P., 1968. 2 vol.; Š pidl í k T. L " eternità e il tempo, la zoé e il bíos, problema dei Padri Cappadoci//Augustinianum. 1976. Vol. 16. P. 107-116; Za ñ artu S. El concepto de ζω en Ignacio de Antioquía. Madrid, 1977; Bergamelli F. Morire e vivere in Ignazio di Antiochia: Romani 6, 1-2//StPatr. 1997. Vol. 31. P. 99-106. А. Р. Фокин Понятие «Ж.» в античной философии В классической греч. лит-ре понятие «Ж.» обозначается 2 словами: βος и ζω, по-видимому, происходящими от общего корня (см.: Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. P., 1968. P. 176-177). Несмотря на то что значения этих слов при их повседневном языковом употреблении в значительной мере взаимно пересекаются, между ними можно провести смысловое различие. Слово βος тесно связано с описанием человека и часто используется для указания на общий ход или способ его Ж. (ср.: Plat. Leg. 733d) и ее протяженность во времени (см., напр.: Plot. Enn. III 7. 11-12). Это слово также применяется всегда, когда идет речь о биографическом повествовании, напр., в жизнеописаниях философов (ср. название сочинения Диогена Лаэртского : Βοι κα ϒνμαι τν ν φιλοσοφα εδοκιμησντων). Оно указывает на «контуры, характерные черты определенной жизни - очертания, отличающие одно существо от другого» ( Кереньи. 2007. С. 20). По утверждению В. Йегера, «понятие жизни, βος, обозначает человеческое существование не просто как протекающий во времени процесс, но как единство чувствующей и созерцательной активности, как сознательный способ жизни» ( Jaeger W. W. Paideia: Die Formung des griechischen Menschen. B.; N. Y., 1989. S. 611). Ж. как βος тесно связана с тем сообществом, в к-ром живет человек (город, πλις), и подчинена общественному закону (νμος). Напротив, слово ζω в узком смысле обозначает сам факт Ж., независимо от того, идет ли речь о Ж. богов, человека, животных или растений (ср.: Arist. De gener. animal. II 1. 732a; III 11. 762a). Этим словом греки описывали функционирование живых организмов, рассматриваемое ныне в рамках биологических наук. Глагол ζειν употребляется уже у Гомера для описания «непрерывного жизненного потока», «минимума жизни» ( Кереньи. 2007. С. 20; см.: Homer. Il. XXIV 558; I 88; Idem. Od. XXIV 263).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

А раз это верно для возникновения рассматриваемых положений, то – по естественным соображениям – трудно ожидать противного и в дальнейшем их развитии. Все подобное устраняется принципиальным воззрением относительно основного смысла и внутреннего характера доктрины воскресения. В иудейском понимании она была неизбежной акциденцией номистического самодовольства. Последнее приводило человека к эфемерному убеждению в моральной заслуженности, потому что он самобытно и по собственной энергии возрастал в подвигах нравственного процветания 1814 . Понятно, что тут соответственный плод равноценного вознаграждения был юридической необходимостью 1815 , без которой вся добродетель теряла свой разум 1816 . Но людям она была заповедана Богом с клятвой взаимного обязательства, почему увенчание ее оказывалось несомненным помимо и вопреки смерти. В иудействе будущее восстание провозглашается единственно ради нужного праведникам воздаяния 1817 . И если бы оно сопутствовало за каждым шагом благочестивого с неуклонностью и смягчало горечь напряжения адекватной сладостью плодов, – тогда на лоне эвдемонического пресыщения фарисеи могли разлюбить свои выспренние мечты не менее саддукеев. Все такие желания были несовместимы с коренным условием юридической компенсации. Их нормальность и незазорность мотивируются прискорбным отрицанием должного в космической сфере 1818 . Отсюда потребность в новом пособии, которое удовлетворяло бы номистической совести, всецело проникнутой чаяниями преизобильной платы от щедрот Всевышнего. Искомое было открыто именно в воскресении, которое в иудейской теологии окрашивается густым утилитарным колоритом. Эта черта, конечно, вошла бы и в апостольское изображение при его генетической связи с раввинским. Теоретическая предзанятость по данному вопросу неумолимо вынуждает к признанию совпадений насчет существенной цели эсхатологических построений. И нам говорят, что у св. Павла господствует «чисто иудейская мысль, что ни одно религиозное действие не совершается напрасно, но лишь ради приобретения награды. Изменились средства и на место ργα νμου выступает πστις, а цель все та же – жизнь. То, чтó в древне-иудейском смысле было ζω в обетованной Господом Богом земле, это в позднейшем иудейском учении является ζω в βασιλεα, у Павла – ζω ανιος... Здесь обнаруживается, насколько Павел разделял суждения своего времени, по которым праведность законоисполнения есть только путь к получению преследуемой вечной жизни, поскольку у него вся разница ограничивается просто ударением на праведности от веры» 1819 с сохранением эвдемонистического воззрения на будущее 1820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

    Афон, 7 (20) апреля 1936 г.    Οντως γρθη Κριος (Лк.24:34).    Возлюбленный о Господе глубокочтимый отец Димитрий!    Благословите.    Я очень рад, что в Афинах есть столь положительное явление, как Αδελφτης «Ζω». Хорошие отзывы об этом Братстве можно слышать от многих. Но для мирского человека даже элементарная христианская нравственность, как отказ от спиртных напитков, от табака, от посещения мест общественного развлечения, воздержание в пище, честность, скромность и целомудрие, и тем более целибат, представляются уже пределом совершенства и отречения от мира и от себя, и даже как περβολ. Зная это, я не придаю большого значения их отзывам, радуясь только тому, что их удивление и благоговение к подвижникам полезно прежде всего для них.    Вас я знаю как человека, не склонного увлекаться, скорее, рассудочного и даже иногда слишком критически настроенного. Принимая это во внимание, а к тому же и Вашу опытность в духовной жизни, Ваш восторженный отзыв о братстве «Ζω» я воспринимаю с особою серьезностью. Мне стыдно за Афон, и прежде всего за самого себя. Я на Афоне не встретил того совершенства, которое Вы нашли там. Живя в лучших, чем они, условиях, мы не достигаем их высоты. Уже давно до глубины души я осознал, что мы «отреби миру» и «всем попрание» — περικαθρματα το κσμου... πντων περψημα (1Кор.4:13).    Отречение от мира не есть единожды совершаемый акт; отречение от мира — непрерывный подвиг всей жизни. Безмолвие — показатель степени отречения, отрешенности от мира. Чистота ума соответствует степени отречения от мира. А если мир понимать как «совокупность страстей», то совершенное отречение будет совершенным бесстрастием. В этом смысле мы совсем еще не отреклись от мира; мы только телом удалились из мира.    Вы хвалите «Ζω» за отказ «от всякого компромисса и оппортунизма», которые являются едва ли не главным принципом всей нашей деятельности и поведения. Вы отмечаете у них «совершенное послушание», а у нас даже и человеческой дисциплины нет.    Сущность христианского послушания я вижу в молитвенном искании воли Божией и следовании ей. Под дисциплиною я разумею или добровольное (например политическая партия), или вынужденное (например армия) подчинение человека человеку, что является необходимым условием успеха всякого общественного человеческого предприятия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

В Нем жизнь была» встр. во мн. майюск. один Итал. (по-вид.), Вульг. изд. Сир. Иерус. (?), Копт., Игн. распр. ред., Иуст. Дид. Ефр. Злат. Епиф. Феодорит., Феод. Мопс., Нонн, Феофилакт, и по свид. Амвр. – александрийцы и египтяне. Читают без всякого указания на то, как надо разделять речения: кодд. Син. Ват. и др. Сир. «Sch» и «p» (но в изд. обоих как Иерус. – с разделит. знаком после γγονεν) Арм. Слав. Также и вм. «бе» — ν, как и кодд. Ал. Ват. и больш. майск. Вульг. Копт. Сир. (Sch. и Wh.) Феодот у Клим., сам Клим. Ориг. Евс. Злат. Нонн, Феодорит, Ирин. Кипр. в изд. и др. – чит. στ — «есть» Син. D. кодд. упоминаемые Оригеном, Итал кодд. Car. Сир. (Кур.) Валент. у Ир. Наасс. и Пер. у Иппол. Клим. в др. м. Кипр. в ркп. Гил. Авг. и др. См. у Tiscmhendorf’a Novum Testamentum graece, ed. VIII major.    ι τι γγονεν, ν ν ατ ζω вм. подлин. ζω, так что открывается возможность думать, что «ν ατ — «в Нем» св. Кирилл относил к « γγονεν — «что произошло», т.е. к тварям, а «ζω — «жизнь» считал подлежащим и относил к Логосу, т.е. Логос как жизнь был в тварях. Впрочем, речь не вполне определенна, а ν ατ грамматически трудно относить к γγονεν, следовало бы ожидать ν τυ;τ. Поэтому можно понимать и так: «что произошло, (тому) в Нем жизнь была», — и так: «если что произошло, (тому) была в Нем жизнь.»    Σστασις — состояние, составление, установ.    Ζωογονοντος, а др. чт.: ζωοποιοντος.    Т.е. от Бога Отца.    Οσιωδς, существенно, субстанциально.    Ζον — животное.    Т.е. образ бытия.    Т.е. «О Святой и Единосущной Троице.» Migne, t. 75.    Т.е. присутствует.    Πεπαιδευ;μνος, так одни, другие: πεπεδημνου;ς, слав,: «окованныя» в тексте, «и наказанныя» — под чертой.    Ες πστασιν νεχϑες    Буквально: аналогии.    Ранее в VI главе в паралл. месте вместо: «в другом» читается: «в Нем.»    Может быть, надо: в Себе Самом.    Φινει и русск., но слав.: «светится», как бы стояло: φινεται.    Κατλαβεν — 15 раз встречается в Новом Завете, и везде со значением: обнимать, охватывать, схватывать, овладевать, воспринимать себе, в свое обладание – вообще и отвлеченно, как Ин.1:5, 12:35; Рим.9:30; 1Кор.9:24; Флп.3:12, (bis). 13, — или внешним образом, как Мк.9:12; Ин.8:3-4; 1Фес.5:4, — или духовно – в смысле постигать, понимать – везде в Деян.4:13, 10:34, 25– в сред. зал. с τι или вин. с неопред. и в Еф.3с непрям. вопросом. Поэтому слав.: «объят», русск.: «объяла» — точно передают термин (Галич. Еванг. 1144 г.: «постиже»). Так и «Вульг.» comprehenderunt, и «Сир.» Кур. Пеш. и «Афраата» (Тацианов Диатессарон) ed. «Parisot», pag. 22. lin. 21 и pag. 27. lin. 5: («афель») значит: «comprehendit eam», как и Паризо и Вальтон, а не «vicit eam», как перев. Zahn (Forschungen zur Geschichte des neutest. Kanons, 1 Th. Tatian’s Diatessaron, p. 113). Такую же неточность имеем, вероятно, и в латинском переводе с армян. в Evangelii concordantis expositio facta a S. Ephraem – ed. Moesinger, p. 5. 6 и в толков.: «pugnaverunt» (tenebrae) «contra illam.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010