Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) (нач. IV в.), мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня). В честь этого мученика свт. Иоанном Златоустом было составлено Похвальное слово (BHG, N 967). Сохранились Мученичество (BHG, N 966) и фрагмент др. Мученичества (BHG, N 965), к-рое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития (BHG, N 967d, 967e), в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 83-87). И. происходил из Аназарва в Киликии (М. Азия). Его отец, сенатор, был язычником, а мать, которую звали Асклипиодорой,- христианкой. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет И. «согражданином» ап. Павла. Она воспитала отрока в христ. благочестии. Во время гонений на христиан в правление Диоклетиана (284-305) 18-летний И. был схвачен и приведен в Эги на суд к игемону Маркиану. Видя, что И. не боится казни, правитель решил сломить его долговременными мучениями - в течение года святого водили по разным городам Киликии и подвергали истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании христианской веры. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» ( Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem//PG. 50. Col. 670 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 718). В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным , И. назван великомучеником (Ταμεον. Σ. 223. N 683). Перед казнью мать И., следовавшая за сыном из города в город, обратилась к правителю с просьбой позволить ей побыть с ним в темнице, чтобы склонить к принесению языческих жертв. Но вместо этого она укрепляла И. в его намерении достойно выдержать испытания. Спустя 3 дня на суде они исповедали христ. веру. Асклипиодоре после мн. истязаний отрубили ступни, и через нек-рое время она скончалась. И. зашили в мешок, наполненный песком, змеями и скорпионами, и утопили в море. Тело И. было вынесено волнами на берег, где его нашла благочестивая вдова из Александрии и с почестями предала погребению. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Мощи И. были перенесены в Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.

http://pravenc.ru/text/1237799.html

Манассии, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, с поврежденным акростихом, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Κατ τ πλθος τν πνων κα δυνν (По множеству тягот и скорбей) ( Βολουδκης. Σ. 148-170). Последование Г. П., помещенное в совр. греч. и слав. Постной Триоди в Неделю 2-ю Великого поста, включает в себя: тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: Ορθοδοξας φωστρ Εκκλησας τ στριγμα (        ); канон 4-го гласа, без акростиха (но с именем песнописца Георгия в акростихе богородичнов), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ρητρων ο νθεοι κα θεολγων ο πρκριτοι (          ); кондак с икосом; седален; светилен; 2 самогласна и 2 цикла стихир-подобнов. Самогласны в последовании взяты из служб свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста; подобны отсутствуют в ноябрьском последовании Г. П. согласно совр. рус. Минее, но известны по греч. рукописям ноябрьского последования (1-я группа подобнов - только по позднейшим). Все последование приписано авторству патриарха Филофея Коккина, что является ошибкой - главная составляющая последования, канон, ему не принадлежит (возможно, автор канона - патриарх Геннадий Схоларий), хотя ряд мелких песнопений, совпадающих с песнопениями ноябрьской службы и известных по древнейшим рукописям, действительно были написаны свт. Филофеем; атрибуция ему триодного последования Г. П. обязана своим появлением тому, что свт. Филофей был широко известен как автор ноябрьской службы ( Βολουδκης. Σ. 33-41; Πσχος. Σ. 368-371). Кроме канонов, вошедших в ноябрьское и триодное последования Г. П., по греч. рукописям известен еще один канон Г. П. на 14 нояб., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Θεον Θες σε τος βροτος δρον νμει (Божественный дар Бог тебя смертным дает), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Θεας Θεο θανασας, νδοξε (Божественного бессмертия Бога, преславне) (Ταμεον. Σ. 94), а также канон Г. П., написанный патриархом К-польским Геннадием Схоларием, 2-го гласа, с акростихом: Η σ πλις στφει σε τος μνοις, πτερ (Град твой гимнами тебя венчает, отче) и именем Схоларий в богородичнах, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Η π σο λμψασα χρις το Πνεματος (Осиявшая тебя благодать Духа) (изд.: Σιδερδης.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИЯ [Кали; греч. Καλ], прп. (пам. визант. 22 мая). Время и место жизни неизвестны. Сохранился канон, составленный в честь этой святой, который содержится в рукописях Sinait. gr. 616, XIV (XV?) в. и Lesb. Leim. 147, 1575 г. (Ταμεον. Σ. 203. N 616). В акростихе канона читается прозвище автора - Критянин. Речь идет либо о свт. Андрее , архиеп. Критском, либо о титулярном Критском митр. Никифоре Мосхопуле (1285-1311/12; также митрополит Лакедемонский в 1289-1311/12 и до 1305 митрополит Мифимны на Лесбосе, что может объяснять его интерес к местным лесбосским святым). Э. Фотопулу-Илиопулу предположила, что К. и подвижница Каллия, мать прп. Фомаиды Лесбосской (1-я пол. Х в.) - одно и то же лицо. Как примерная супруга и мать, К. упоминается в 1-м анонимном Житии прп. Фомаиды (BHG, N 2454 - ActaSS. Nov. T. 4. P. 233-242), во 2-м Житии, видимо написанном Михаилом Пселлом (BHG, N 2455 - Halkin F. Hagiologie byzantine. Brux., 1986. P. 185-219. (SH; 71)), в Энкомии Константина Акрополита (BHG, N 2457 - ActaSS. Nov. T. 4. P. 242-246) и в стишном Синаксаре (BHG, N 2456 - Θουντολης Ι. Μ. Η γα Θωμας Λεσβα//Ο Ποιμν. Μυτιλνη, 1962. Τ. 27. App. 8-10). Будучи бесплодной, она горячо молилась и удостоилась видения Пресв. Богородицы, Которая предсказала ей рождение дочери. После смерти мужа К. приняла постриг и жила затворницей в к-польском монастыре Микра-Ромеу (τ Μικρ Ρωμαου), а затем была избрана игуменией этой обители. Однако в греч. источниках она нигде не названа святой. О ее посмертном почитании мы узнаем из «Хожения» диак. Зосимы (1419-1422): «Монастырь женскии Повасильясь, ту лежит святая Калия белица. Муж ея был богат и гостил по морю 3 лет, она ж мудра и богобоязнива и милостива, и раздая имение без мужа все; муж же ея пришед и замучи ю; он творит, что в лихое дело подая; и дасть еи Господь исцеленье: хромии и болнии гробу ея бьють челом и исцеляюсь» (Хожение инока Зосимы//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3(24). С. 33). Однако в этом «Хожении» К. приписываются факты из биографии ее дочери Фомаиды Лесбосской. Непонятно также, почему ее мощи находились не в мон-ре Микра-Ромеу, а в некоем мон-ре Повасильяс, идентифицировать к-рый исследователи затрудняются ( Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 283).

http://pravenc.ru/text/1320127.html

Последование И. К., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...) - в греч. Минее; общий отпустительный тропарь И. К. и Павлу Фивейскому 4-го гласа       - в слав. Минее; кондак 2-го гласа Ποθσας σοφ πτωχεαν (      ) с икосом; кондак 2-го гласа    (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 9); кондак 3-го гласа        (Там же); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Πτωχν παθν με δεξον εχας σου Μκαρ. Ιωσφ (Нища страстей мя покажи молитвами твоими, блаженне. Иосиф) 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Πλουτισθες τας θεαις ρετας (      ); цикл стихир-подобнов (в слав. Минее их 2), самогласен (в рус. Минее их 2), светилен (в греч. Минее их 2), седален. По рукописям известны песнопения И. К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон с акростихом Ο νος πνης μοι πλουτσοις τοτον, πτερ (Ум бедный мой: обогати его, отче) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ολον τν αϒλην το ϒου Πνεματος (Все сияние Святого Духа) (Ταμεον. Σ. 154); дополнительный кондак 8-го гласа        c икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 248); дополнительные икосы (Там же. С. 92, 175). Е. Е. Макаров Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Милешево. Ок. 1228 г. И. К. сложилась в визант. искусстве к X в. и в дальнейшем не претерпела существенных изменений. И. К. изображается молодым безбородым иноком, с короткими темными волосами, в монашеском одеянии; в правой руке держит крест, в левой - закрытое Евангелие, которое является непременным атрибутом образа И. К. как подарок родителей святого,- благодаря Евангелию они смогли узнать сына перед смертью. Описание этого иконографического типа содержится в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Юный, без бороды, держит закрытое Евангелие» (Ерминия ДФ. С. 173). В др. варианте иконографии И. К. изображается средовеком, напр. на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 25r, 1327-1340 гг.), в росписи ц. Вознесения в монастыре Дечаны, Сербия (1348-1350).

http://pravenc.ru/text/471337.html

всем Он Тебя показал. Троице, Что в единице, все мы поклонимся, верные, славя Отца и Сына, а также Святого Д уха, в сущности Их единой провозглашая. Обрадованной давайте, верные, мы воскликнем с Гавриилом архангелом вместе: «Радуйся, Божий престол, Та, Что выше небес и выше всего творения!» Но указанными произведениями число канонов в честь Рождества Христова далеко не ограничивается. По рукописям известны множество канонов пред- и попразднства Рождества Христова (тем более, что какие-то из них могли быть изначально написаны авторами для самой рождественской службы). Из этих канонов в печатную Минею вошел лишь цикл из четырех предпразднственных канонов преподобного Иосифа Песнописца (помещены на утренях 20, 21, 23 и 24 декабря; оригинальный цикл включал в себя еще и пятый канон, остающийся неизданным: Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων... π . Παπαηλιοπουλου-Φωτπολου. 1: Καννες Μηναων. θναι, 1996 [далее – TAMEION]. N. 365), а также анонимный канон 22 декабря. В рукописях сохранились: цикл из двух предпразднственных канонов авторства гимнографа Георгия, один из которых издан 16 , а другой – нет (TAMEION. N. 367); цикл из трех канонов – предпразднства, праздника и попразднства пера прп. Андрея Критского (первый не издан: TAMEION. N. 372, русский перевод второго приведен нами выше, третий издан А. Коминисом 17 ); три анонимных канона предпразднства (не изданы: TAMEION. N. 362, 366, 373) и три – попразднства 18 ; каноны попразднства (самого праздника?) авторства свт. Германа Константинопольского (не издан: TAMEION. N. 390), прп. Иосифа Песнописца (? – не издан: TAMEION. N. 396), гимнографа Василия (не издан: TAMEION. N. 394). Остается неизданным и неизученным ямбический канон на Рождество Христово 14 века, который представляет собой то ли переложение одного из уже существовавших канонов, то ли кабинетный литературный опыт, то ли сочинение, действительно предназначенное для богослужения (TAMEION. N. 364). Особую группу составляют каноны в честь святых, чьи памяти выпадают на период пред- и попразднства Рождества Христова. Многие из них соединяют в себе агиографическую тематику с рождественской. Как и в случае с канонами самого праздника, лишь небольшая их часть попала в печатную Минею, остальные опубликованы только в академических работах или вовсе не изданы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая). Согласно рассказу Евсевия Кесарийского , в гонение имп. Диоклетиана к правителю Кесарии Урбану были доставлены юноши-христиане: А. из Газы, иеродиак. Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполи Финикийского, иподиак. Ромил из Диосполя, египтяне Паисий [Плисий, Пуплий] и два Александра. Будучи свидетелями мучений святых Тимофея , Агапия (пам. 19 авг.) и Феклы, они открыто исповедали Христа. Заключенные Урбаном в темницу, святые мученики не поддались ни уговорам, ни угрозам и были обезглавлены. Им посвящен канон Иосифа Песнописца (IX в.) и греч. служба. Мч. Агапий [Агапит]. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агапий [Агапит]. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского , затем оно было трижды переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 15 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Гимнография В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано и встречается часто. В Типиконе Великой ц. (X в.) есть воспоминание мученичества А. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248). Студийский и Иерусалимский уставы и служебные Минеи к ним отмечают память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451, 483). Слав. служебная Минея на март-апр. (кон. XIV - нач. XV в.; Син. 172), отражающая богослужение по Студийскому уставу, содержит седален , 3 стихиры и канон , идентичные помещенным в греч. и слав. печатных Минеях. Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа ) с акростихом «Седми приношаю мучеником песнопение» атрибутируется Иосифу Песнописцу († 883). В целом последования в печатных Минеях схожи друг с другом, однако в греч. выписан тропарь (4-го гласа) «Τος μρτυρας Χριστο κετεσωμεν», отсутствующий в слав., и на утрене после 6-й песни содержится стишной ямбический синаксарь (Μηναον. Μρτιος. Σ. 117). Из синайской рукописи IX в. (Sin. Gr. 607. Fol. 55-57) известен др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), со 2-й песнью и без акростиха («Δετε ο πιστο σματικς τ τν μαρτρων σνταγμα» - Ταμεον. P. 176. N 529). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр. рус. и греч., указана служба с Аллилуия . Иконография

http://pravenc.ru/text/63108.html

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Σμερον πντας συγκαλε τσιος μνμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν σοφν Ελμπιον σν Ελαμπ δω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν θεαν σου μνμην κα εκλε (Божественную твою память и славную) (Ταμεον. Σ. 57). Е. Е. Макаров Иконография Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой. Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).

http://pravenc.ru/text/187173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОФОТЫ [греч. Ηλιφωτοι] († ранее XI в.), кипрские святые (преподобномученики или преподобные), получившие название по имени старшего из них - иерея Илиофота (пам. кипр. 13 июля). От визант. периода не сохранилось Житий И., однако в служебной Минее XI в. (Sinait. gr. 627) содержатся 2 канона, составленные в честь этих святых. Из них явствует, что И. происходили из Финикии, были аскетами и претерпели мученическую кончину на Кипре (Ταμεον. Σ. 244. N 753, 754). Сподвижники Илиофота именуются Авксуфений, Епафродит и Евфений; в «Хронике» Леонтия Махераса (XV в.) они названы Авксуфений, Памфродит, Паммегист и Пафнутий ( Leont. Makhair. Chronicle. § 32); в поздней агиографической традиции их имена значительно трансформировались: Евсфений, Епафродит, Аммоний и Хулелай (Χουλλαιος). Предание относит И. к числу 300 святых, прибывших на Кипр в VII в. после араб. завоевания Св. земли. Они поселились в пещерах на горе Корони, близ сел. Като-Мони. Илиофот был их духовным наставником. Подвижники пасли овец и коз. Они делились молочными продуктами с приходящими к ним за советом крестьянами. Мон. Власий (Ставровуниот) предполагает, что они могли претерпеть мученическую кончину во время араб. набегов на Кипр. В службе им, изданной в 1926 г. в Никосии по рукописи 1836 г. из мон-ря И., они упоминаются как преподобномученики. В поствизант. период появилась версия, что И. преставились преподобнически и были похоронены в пещерах, в к-рых подвизались. К. П. Киррис отрицает историчность этих агиографических персонажей ( Kyrris. 1993. P. 216-218, 220). Спустя мн. лет после кончины И. рядом с их пещерами была построена церковь во имя этих святых и возникла одноименная деревня. Некоторое время при церкви И. действовал мон-рь, в наст. время она снова является приходским храмом. В службе, изданной в 1926 г., упоминаются чудеса И., в т. ч. исцеление иерея Христодула из сел. Малунда, женщины из Никосии и мальчика из сел. Клиру. Считается, что особенно И. помогают страдающим болезнями ног.

http://pravenc.ru/text/389297.html

Е. Е. Макаров Гимнография В различных редакциях Студийского устава память И. П. не отмечается, впрочем Студийско-Алексиевский Типикон особого состава (ГИМ. Син. 333) содержит память И. П. под 4 апр. В слав. месяцесловах студийской эпохи память И. П. может отмечаться 2 или 4 апр. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 306, 309). В древних редакциях Иерусалимского устава память И. П. отмечается 4 апр.; богослужебные указания в этот день, как правило, отсутствуют. В ряде списков греч. Минеи XIV в. 4 апр. соединяются последования прп. Георгия Малеина и И. П.; в честь И. П. поются канон, 3 стихиры на «Господи, воззвах», седален. Однако начиная с печатных изданий греч. Минеи XVI в. (напр., Венеция, 1569) 4 апр. служба И. П. в них не назначается. В слав. Минеях, рукописных и печатных, 4 апр. отмечены последования И. П. и прп. Георгия Малеина, с XV-XVI вв. фиксируется кондак И. П. 4-го гласа (напр., см.: РГБ. Троиц. 547, 1509 г. Л. 25). Последование И. П., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на Крест»       (см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 251); канон (греч. оригинал канона сохр. в рукописях; см.: AHG. T. 8. P. 87-96) 2-го гласа с ирмосом: Δετε λαο, σωμεν σμα Χριστ τ Θε (            ), нач.: Αισματικς τν μνογρφον τιμσωμεν (      ); цикл стихир-подобнов, седален. В рукописях сохранились и др. песнопения в честь И. П.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας Ισραλ (          ), нач.: Τος ορανους θαλμους (Небесные чертоги) (Ταμεον. Σ. 185-186); 2 канона авторства Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского, и ряд др. песнопений ( Τωμαδκης Ε. Ι. Ιωσφ Υμνογρφος. Αθναι, 1971. Σ. 100-102, 243-272); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» «Песнослове, и святых всех мудро благовещателными похвалении...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.)); кондак 4-го гласа Ωφθης προς, συχος κα ταπεινφρων (Явился тихий, кроткий и смиренный...) с икосом (AHG. T. 8. P. 92-93); седален (Ibid. P. 90).

http://pravenc.ru/text/673697.html

О нетленных и прославившихся исцелениями мощах А. говорится в хождении Игнатия Смольнянина (1389-1393): «И идохом в монастырь святаго Афонасия патриарха, ему же вдала посох на патриаршество святая Богородица, и целовахом мощи его в теле» (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 102, 114). Ист.: BHG, N 194-194f.; Пахимер. II 13-16, 23, 27; III 24; IV 34-35; V 2, 7; VII 8, 23, 35; Григора. VI 5, 7; VII 1, 9; Афонский патерик. Ч. 2. С. 301-312; Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I//ЗИФФ. 1905. Ч. 76. С. IV-VI, 1-51; Delehaye H. Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. (SH; 42). P. 130-149; Τσμης Δ. Γ. Ιωσφ Καλοθτου συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 453-502. Лит.: Talbot A. -M. The Patriarch Athanasius (1289-1293; 1303-1309) and the Church//DOP. 1973. T. 27. P. 13-28; Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thess., 1982; idem. The Church and Social Reform: the Policies of Patriarch Athanasios of Constantinople. N. Y., 1993; Барабанов Н. Д. Борьба внутри византийской Церкви на рубеже XIII-XIV вв.//Античный и средневековый город. Свердловск, 1981. С. 141-156; он же. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в.//ВВ. 1989. Т. 50. С. 139-146; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 44-46, 77. Н. Д. Барабанов, О. В. Л. Гимнография. Из греч. рукописей известны 13 канонов А., из к-рых 11 атрибутируются Феоктисту Студиту и 2 - иером. Игнатию (Ταμεον. Ν 125-136, 854. Σ. 64-67, 272). Акростих имеет лишь один из канонов Феоктиста 4-го гласа: «Τατα λιγανει σ δμως σ γλττ, Αθανσιε» (Так взывает к тебе раба языком своим, Афанасий). Ни один из канонов не вошел в печатные богослужебные книги. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 28 окт., по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 289).

http://pravenc.ru/text/76936.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010