[xiii]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Прибавление к слову о смерти//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том III. М.: Паломник, 2006 г., с. 281. Термин «духовное» или «умное чувство» встречается, конечно, не только у святителя Игнатия (Брянчанинова). Например, преп. Григорий Синаит пишет: « Без духовнаго чувства ( ασθσεως νοερας) невозможно в чувстве вкусить сладости божественных вещей» (Григорий Синаит, преп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами//Творения. Москва. 1999 г., с.44). [xiv]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Уроки словесности, преподанные преосвященнейшим епископом Игнатием//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том IV. М.: Паломник, 2006 г., с. 492. [xv]  Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том I. М.: Паломник, 2006 г., с. 247. [xvi]  Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005 г., с. 117. [xvii]  Григорий Палама, свт. О молитве и чистоте сердца три главы. Ст.3//Добротолюбие. Том V. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 г., с. 293. Полный текст на греческом: « Νος λγεται κα το νο νργεια ν λογι σμος συνισταμνη, κα νομασι · νο ς στι κα νεργ ο σα τατα δναμις, τις κα καρδα καλεται παρ τς Γραφς. Καθ " ν κυριωττην οσαν τν ν μν, δυνμεων, λογικ στιν ν μν ψυχ». PG150, col. 1120. [xviii]  см. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божиего//Философские произведения. М., 1990 г. [xix]  Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Наука. 2007 г. Триада 1:2:3., с. 21. Полностью весь текст на греческом: « Οκον καρδα μν στι τ το λογιστικο ταμεον κα πρτον σαρκικν ργανον λογιστικν. Τ τονυν λογιστικν μν ν κριβε νψει σπεδοντες πισκπτεσθαι κα διορθον, τνι γ ν πισκεψαμεθα, ε μ τν γκεχυμνον δι τν ασθσεων νον μν ξωθεν συναγαγντες πρς τ ντς παναγγοιμεν κα πρς ατν τατην τν καρδαν, τ τν λογισμν ταμεον». Греческий текст приведен по URL: . Дата обращения: 03. 07. 2013.

http://bogoslov.ru/article/3415902

на вечерне на литии (Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 224-225) и на литургии великая Е., сугубая Е. после чтения Евангелия, иногда просительная Е. после великого входа. Сугубая Е. распета мн. мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием , протопсалтом Григорием , Феодором Папапарасху Фокейским (Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Τ. 3. Σ. 26-33), протопсалтом Николаем (Смирнским?) (на 1-й, 3-й, 1-й плагальный, 2-й плагальный, βαρς, 4-й плагальный гласы) (Μουσικς θησαυρς τς λειτουργας. Αγιον Ορος, 1931. Σ. 97-106). В литургии мон. Нектария среди распетых строк великой Е. на 4-й плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Ibid. Σ. 12-13). В болг. «Псалтикийной литургии» (Учебник за духовните семинарии/Съст. М. Тодоров. София, 19923) нотированные Е. имеют оригинальный напев (отличающийся от греч. традиции, согласно к-рой распеты все др. песнопения). Лит.: Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипл. работа/ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Ркп.; Игошев Л. А. Очерки по истории рус. муз. культуры XVII в. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева//Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. С. 24-49. (Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Вып. 156); она же. Структура певч. ряда в литургии знаменного распева//ЕжБК. 2001. С. 416-421; Успенский Н. Д. Православная вечерня: Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви. М., 2004. С. 299-300. М. А. Макаровская, И. В. С. Рубрики: Ключевые слова: ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста

http://pravenc.ru/text/189661.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» . В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» ; указан отпустительный тропарь 4-го гласа      ; также появляются кондак 2-го гласа    с икосом и светилен. Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτρων δυς (    ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θρεις ινησιν σος παινταις, μκαρ. Ιωσφ (            ) 4-го гласа, ирмос: [ σωμα σοι, Κριε (      ), нач.: Θρουσα τος πστει σε εφημοσιν νησιν (        ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием , патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Θρεις ινησιν θεαν, θαυμαστ Ονησιφρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.,- память М. указана под 24 нояб. вместе с памятью вмц. Екатерины (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). Согласно Типикону серб. архиеп. Никодима 1319 г., 24 нояб. служба М. поется вместе со службами вмц. Екатерине и в честь попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы ; мученикам назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа       на литургии - также всем мученикам ( Миркович. Типикон. Л. 62б). Аналогичный устав службы под 24 нояб. зафиксирован и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., хотя святым назначается не один общий тропарь, а 2 разных. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих, в т. ч. в современном) указан также кондак М. 8-го гласа         на литургии назначаются Апостол - Еф 6. 10-17, Евангелие - Лк 21. 12-27. Последование М., содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа      (Минея. Ноябрь. Ч. 2. С. 288); кондак 4-го гласа        (Там же. С. 295); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Μερκουρου με τ σθνος φυλατττω. Ιωσφ (Меркуриева мя крепость да хранит. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Η κεκομμνη τν τομον (    ), нач.: Μετ τς νω χορεας, Μερκοριε (С горними лики, Меркурие); цикл стихир-подобнов; седален; ексапостиларий (Μηναον. Νομβριος. Σ. 333). По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 3-го гласа Ετησοις σμασιν νευφημομν σε, μρτυς (Ежегодными песнями почтим тебя, мучениче...) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1940. Τ. 39. Σ. 147); анонимный канон с акростихом Αγνας μν προφρνως Μερκουρου (Подвиги Меркурия пою радостно) 4-го гласа, ирмос: Ασωμα σοι, Κυρε (      ), нач.: Αθλοις μαρτυρου (Подвигами мученичества) (Ταμεον. Σ. 108); общий канон М., сщмч. Клименту, сщмч. Петру и вмц. Екатерине (об этом каноне говорится в указаниях Мессинского Типикона - см. выше; авторство канона, вероятно, принадлежит кому-то из гроттаферратских гимнографов) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην φαρα (    ), нач.: Τητραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосияние прекрасное, мучеников единство), со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 490-505); иные каноны, стихиры, седальны и ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1940. Σ. 146-148).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ КВЕСТОР [греч. Κυστωρ, Κοαστωρ], по прозвищу Заика [ Τραυλς], визант. писатель, гимнограф и мелод. В правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) занимал в К-поле должность квестора (придворного юриста), что известно из письма, к-рое он написал в 907 г. своему другу, магистру и богослову Льву Хиросфакту . А. К.- автор энкомия на мученичество св. Агафоника († ок. 305) и эпиграммы (небольшого стихотворения) на Распятие; др. эпиграмма А. К. была начертана на памятнике, украшавшем столичный ипподром. В греч. рукописях сохранились надписанные именем А. К. богослужебные каноны свт. Иоанну Постнику , Патриарху К-польскому (2 сент.), прор. Моисею (4 сент.), св. папе Клименту Римскому (25 нояб.), сщмч. Петру Александрийскому (25 нояб.), мученикам Никомидийским (28 дек.), прп. Феодосию Киновиарху (11 янв.) (Ταμεον), а также на праздник Благовещения 4-го гласа с акростихом (Минея РНБ. Греч. 553. Л. 21-33, XI в.). Его именем, с прибавлением прозвища Кампсакис ( Καμψκης), надписаны еще 2 канона - прп. Патапию (8 дек.) и святым Еввиоту и Филетеру (14 дек.). А. К. распел ирмосы канонов: покаянного, на Благовещение, на Сретение Господне, на Рождество Иоанна Предтечи, в Неделю ваий, на Пасху и мч. Агафонику (см., напр., нотированный Ирмологий X в. (Ath. Laur. Β. 32)). Нек-рые исследователи отождествляли А. К. с автором заупокойного кондака (см. Анастасий , визант. гимнограф). Соч.: Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1883-1884. Τ. 1. Σ. 407 [письмо, изд. И. Саккелионом]; Epigrammatum Anthologia Palatina/Ed. A. F. Didot. Parisiis, 1864-1890. T. 2. P. 512 [эпиграмма на Распятие] (Рус. пер. Ф. Петровского//Эпиграммы греческой Антологии. М., 1999. С. 517); AnBoll. 1886. T. 5. 396-415 [энкомий, изд. Г. ван Хооффом]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Θεοτοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. P. 81, 126, 165, 182, 218; AHG. 1976. Vol. 4. P. 230 (XVIII), 310 (XXIV), 471 (XXXVII); Ταμεον. N 3, 8, 271, 276, 336, 349, 392, 441.

http://pravenc.ru/text/114890.html

Со 2-й трети XIX в. формируется неск. издательских центров в К-поле, Афинах, Фессалонике, на Афоне, в Неаполисе на Крите. С 1831 г. в К-поле много церковнопевч. книг было опубликовано брит. типографией Исаака де Кастро (в Галате), в т. ч. Ирмологий Петра Эфесского и Петра Византийского (в транскрипции Хурмузия; 1825), «Сборник самогласнов» (греч. Συλλοϒ διομλων και πολυτκιων) хартофилакса Хурмузия (изд. Феодора Папапарасху Фокейского и П. Харисиса; 1831), несколько томов сб. «Сокровищница Анфологии» (Ταμεον Ανθολοϒας; ред. протопсалта Григория , изд. Феодора Фокейского; 1824, 1834, 1837), Доксастарий Петра Эфесского (транскрипция Григория; 1835), калофонический Ирмологий (Ερομολϒιον Καλοφωνικν. 1831, транскрипция Григория, изд. Феодора Фокейского), Анастасиматарий Феодора Фокейского (1-е изд. в 3 т., 1850). Начиная с 1845 г. публикацией нотированных церковнопевч. книг занималась Патриаршая типография: 1-м ее изданием стала «Сокровищница Анфологии» (Ταμεον Ανθολοϒας) протопсалта Константина (2 т., транскрипция 1-го доместика Стефана; 1845), затем в 1850-1851 гг. были изданы Пандекты (Πανδκτη, в 4 т.: вечерня, утреня, матиматарий, литургия) лампадария Иоанна и Стефана, в 1868-1869 гг.- сб. «Музыкальная библиотека» (Μουσικ Βιβλιοθκη) в 2 т., Доксастарий Г. Виолакиса (1899), Ирмологий протопсалта Иоанна (1903), «Музыкальная Анфология» мон. Хризостома (Μουσικ Ανθολοϒα; 1904) и др. Кроме того, в К-поле в XIX в. действовали изд-ва Г. Ситанидиса (Сокровищница Анфологии. 18694. Т. 1-3; изд. Феодора Фокейского), П. Килдзанидиса (Доксастарий Петра Эфесского. 1882), типография С. И. Вутираса («Страстная седмица» (Μεϒλη Εβδομς. 1884; «Пентикостарий» Георгия Редестского Нового. 1886) и др. В XIX в. в Афинах действовало неск. типографий: Х. Н. Филадельфевса (сб. церковных сочинений Х. Г. Кессаниевса (οκμιον Εκκλησιαστικν Μελν. 1856)), типография Морайтиниса (Анастасиматарий Георгия Лесбосского. 1865), Н. Михалопулоса (в 1898 переиздала сб. «Музыкальный улей» (Μουσικ Κυψλη. 1882. Τ. 1) с дополнениями Ф. Вамвы).

http://pravenc.ru/text/293876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТАЛИЙ [греч. Βιτλιος], свт., еп. Равеннский (пам. греч. 23 июля). Упоминается в визант. календарях: Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 835), Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95; Mateos. Typicon. T. 1. P. 348), криптоферратском списке Минология Василия II (PG. 117. Col. 556) и др. По зап. источникам не известен. Покровителем Равенны считается др. Виталий - не епископ, а мученик (пам. зап. 28 апр.), отец святых Гервасия и Протасия . Архиеп. Сергий (Спасский), заметив, что в Синайском канонаре IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95) В. назван папой, предположил, что В.- одно лицо с почитаемым на Западе святым Виталианом (657-672), папой Римским, память к-рого отмечена в Римском Мартирологе 27 янв. Это предположение подтверждается тем, что значительное число рукописных памятников именует В. епископом Римским: служебные Минеи Sinait. gr. 627, XI в., Meteor. Metamorph. 150, XII в., РНБ. Греч. 227, XII в. и др. Титулование его епископом Равеннским, видимо, возникло от того, что в один день с В. отмечалась память сщмч. Аполлинария , еп. Равеннского (23 июля). При этом в тех календарях, где В. назван епископом Равеннским, епископом Римским ошибочно именуется мученик Аполлоний . Память В. упоминается также под 19 июля в стишных греч. синаксарях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и слав. прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 96; Ταμεον. N 781. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 218, 221; Т. 3. С. 282-283; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 913-914; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 51, 82; Lucchesi G. Vitale, Valeria ed Ursicino//BiblSS. Vol. 12. Col. 1229-1231. О. В. Л. Гимнография В совр. богослужебных книгах последование В. отсутствует, но в греч. рукописях (Ταμεον. Σ. 252) сохранился общий канон святителям Аполлинарию, еп. Равеннскому, и В. 3-го гласа, без акростиха, с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας» (        ): «Το παναγου περλμπουσα χρις» (Всесвятого, пресияющего благодатью). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/158814.html

М., 1950. С. 114-116. Ил. 103; Искусство книги Древней Руси. М., 1964. С. 125-126; Полетаева Е. А. К вопросу о слав. переводе и бытовании памятника визант. агиографии - Жития Нифонта//5-е Уральские Археогр. чт. К 25-летию Уральской объединенной археогр. Экспедиции: Тез. докл. Всерос. науч. конф. (Екат., 14-16 окт. 1998). Екат., 1998. C. 53-55; она же. Нек-рые наблюдения в пользу более ранней датировки «Жития Нифонта»//Церковь. Богословие. История: (Мат-лы Всерос. Науч.-богосл. конф. Екат. 12.02.2014). Екат., 2014. C. 213-221; Байер Х.-Ф. Наблюдения при чтении Жития Нифонта. Григорий Синаит и Житие Нифонта. Знакомство с преданием Жития//Власть, политика, право в античности и средневековье. Барнаул, 2003. С. 151-188; Муравьев А. В., Турилов А. А., Квливидзе Н. В. Варлаам и Иоасаф//ПЭ. 2003. Т. 6. С. 619-625; Антонова Л. И. Иллюстративный цикл Жития Нифонта и Макарьевская книгописная мастерская//Мат-лы и сообщения по фондам ОР б-ки РАН. СПб., 2005. С. 63-71. Е. А. Полетаева Гимнография В совр. печатных греч. и рус. богослужебных книгах служба Н. отсутствует, однако в рукописных Минеях под 23 дек. сохранились песнопения Н.: кондак 1-го гласа Τ φβ το Θεο (Страхом Божественным...) с икосом; анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Η κεκομμνη τν τομον τεμε (      ), нач.: Ψυχα δικαων χειρ θεο (Души праведных рукой Божией - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1941. Τ. 40. Σ. 105; полный текст канона см.: AHG. T. 4. P. 623-630); канон, составленный гимнографом Даниилом, с акростихом Πθ πλκω σοι μνον, Νφον τρισμκαρ. Δανιλ (Радостно песнь тебе сплетаю, Нифон триблаженный. Даниила) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Πθ σου μνσαι τν νδοξον μνμην (Радостно твою воспеть славную память) (Ταμεον. Σ. 132). Е. Е. Макаров Иконография В византийских и поствизантийских подлинниках Н. не упоминается. В рус. подлинниках, напр. восходящих к Строгановскому лицевому (1-я четв.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Оно было основано в 1860 году, сначала с целью помогать больным бедным прихода Ставродромия, а потом расширило свою деятельность. В настоящее время братство имеет отделение денежной помощи нищим, старикам, сиротам и детям всякой национальности и вероисповедания, мастерскую рукоделий для бедных женщин (в числе 200), прачечную, где работают около 200 женщин, амбулаторную, где даром раздаются и лекарства, школу для фельдшеров, в коей обучаются до 15 человек, а затем подают помощь бедным. В течение года братство оказывает то или иное вспомоществование более десяти тысячам лиц. Его расходы в 1899 году простирались до 711 тысяч гросиев. В константинопольском приходе Татаулов имеется свое благотворительное братство, учрежденное в 1862 году и находящееся под покровительством русского посланника при турецком правительстве. Братство оказывает даровую врачебную помощь, раздает пожертвования деньгами, снабжает бедных детей платьем и обувью, имеет свою библиотеку и читальню, устраивает вечерние занятия для взрослых и т.под. Братство содержится преимущественно на взносы членов, каждый из коих вносит в его кассу 60 гросиев ежегодно. Годовой бюджет братства простирается до 40000 гроссиев. Известны также константинопольские братства – «во имя св. Иоанна», основанное в 1898 году для благоустройства галатскаго храма св. Иоанна и для материальной помощи хиосским уроженцам в честь «Преображения», учрежденное в 1898 году в приходе Контоскалия с целью оказания материальной помощи бедным этого квартала; братство св. Мины при храме Пресвятой Троицы, братство « γ α Τρις», в квартале Вланка при местной церкви, женское благотворительное общество в приходе Егрикапа, «Македонское» филантропическое общество в местности Мефа-Мейдан, братство в кварталах Единернескапа (во имя св. Варвары), Салматомврукия, Мухлия, Ферапия, Еснафия и других. И в провинциальных городах существуют подобные благотворительные общества. Так, в Фессалонике известно братство « μ νοια», в Смирне – братство « Ταμεον τν πτωχν» оказывающее ежемесячно пособие до 150 семействам, женское благотворительное общество, содержащее мастерскую для бедных женщин и другими способами обеспечивающее неимущих девиц и женщин, братство « ρθοδοξια», женское общество при церкви Рождества Богородицы (в Фасуле) и филантропическая касса ( Φιλανθροπιχον ταμεον), основанная на добровольные пожертвования; на острове Хиосе существуют – братство иереев ( Αδελφοτης των ιερεων) ведающее духовно-просветительные и материальные нужды своих членов, и братство во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010