225 Southey 224 говорит, кажется, об этом именно обстоятельстве, о том же говорит и Lecky S. 93. 226 Hagenbach II, 402, 403. – О характере секты не особенно выгодно отзывается со слов путешественников автор сочинения: Histoire des sectes religieuses IV, 484. 229 Подробности этой дерзкой выходки претендента и её результаты описаны Шлоссером в «Истории XVIII и XIX в.в.» т. II, стр. 82–89. 230 Мы не считаем нужным утомлять читателя подробностями этих странствований; они довольно обширно наложены у Stevens’a I, 181, 182 и у Jacoby I, 121. 232 Шотландцы еще со времени первых Стюартов держать их сторону, потому что Стюарты – шотландского происхождения. 233 Давая такое решение вопроса, мы не претендуем на несомненную достоверность: весьма возможно, что его нужно решить иначе. 234 Эти округа: I, Лондон со включением Surres и Кепт’а (юго-восточная часть острова); II, Бристоль со включением Sommersetshire’a (между корнвалийскими горами и Бристольским заливом); острова Портленда, Wiltshire и Oxfordshire (Средина южной Англии); III, Cornwall (Корнволл); IV, Evesham со включением Shrewsbury, Leomister’a, Hereford’a, Strand и Wednesbury (Средина Англии); V, York со включением Cheshire, Lankashire, Derbyshire, Nottinghamshire (Север Англии); VI, Newcastle (граница Шотландии и Англии); VII, Wales (Запад Англии). См. Stevens I, 241; Jacoby I, 125, 126. 237 Stevens, I, 179. Из этого места видно, что тогда была основана первая методистская община; но это сообщение не мирится, как увидим после с рассказами Southey. 239 По рассказу одного из проповедников видно, что не имел пристанища, понадеявшись на такой же, как и в Англии, прием; что проповедь его слушало только 4 человека, которые и разошлись, оставив его на месте. См. Southey II, 252–255. – Сам Весли в дневниках жалуется на холодный прием. См. Lecky, S. 95. 241 Southey II. 244, 242 говорит о связях и денежных пожертвованиях в пользу кальвино-методистов. 242 Southey II, 259. – Со слов автора Histoire des sectes religieuses IV, 477 видно, что католическое народонаселение относилось к протестантскому, как 9:1.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Феофан Затворник показывает эту «естественную» необходимость молитвы, анализируя антропологическую трихотомию, традиционную для восточной духовности 222 . В составе человеческого существа мы различаем «три части: дух, душу и тело»; каждая из них имеет свои свойства и силы, как и способы их использования 223 . Если тело испытывает в чем-то нужду, то следует удовлетворить ее, так как речь идет о естественных потребностях. Душа же реализует свои способности в сознании, в желании и в сфере чувств. А дух? Он молится. И потому молитву можно назвать «дыханием духа». «Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве разверзаются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему восприять соответственный дар. И как там кислород, принятый в дыхании через кровь, расходится потом по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит во внутренняя наша и оживотворяет там все» 224 . И потому можно даже сказать, что «молитва для самонаблюдения – барометр духовный» 225 . Будучи упражнением, имеющим своей целью «одухотворение человека», молитва есть нечто большее, чем просто действенная помощь, прежде всего она является орудием нашего спасения. «Как зрение лучше всех чувств, так и молитва божественнее всех добродетелей», – пишет Евагрий 226 . Овладевая человеком, замечает Игнатий Брянчанинов , молитва постепенно изменяет его, «обновляет явственным действием Святого Духа» 227 . Известно, что на Востоке совершенство духовной жизни являет себя как сияние образа Божия в человеке 228 . Но по мысли греческих Отцов, «образ Божий в человеке» есть образ Христа, Логоса 229 , вечно рождающегося в созерцании Отца. Следуя этому возвышенному образцу, человек духовно рождается в молитве. Процесс этого возрастания проявляется как обретение мудрости, гносиса 230 . Но христианский гносис – это не «бесплодное» знание, а сознательное усваивание созидающего и спасительного Слова Божия, которое требует от человека ответа» 231 . И значит, беседа с Богом, молитва , есть мудрость типично христианская, истинная философия 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

В видах той же цели, св. Амвросий прибегает к филологии. Он строго различает reclinatio от declinatio 218 , твёрдо устанавливает различие между peccator и praevaricamor 219 ; строго различает incola, advena и accola 220 ; точно уясняет различие выражений in mandatis credere и mandatis credere 221 ; слову parazelus приписывает иное значение, чем zelus 222 ; стремится точно уяснить понятия, соединяемые с словами tentatio и probatio 223 ; строго грамматически раскрывает значение частицы et 224 ; обращает внимание даже на самую расстановку слов; сравнительно часто применяет к делу раз употреблённое им выражение: diximus sensum, etiam elocutionem consideremus 225 и т. п. Большую роль при толкованиях св. Амвросия играет этимология собственных и нарицательных имён. Но здесь св. епископ является менее удачным. Oρανς производит от ρσϑαι 226 , αξ от ασσεν 227 , perdix от perdere 228 , νφϑα поставляет в связь с συνπτεν 229 . Но особенно важной является его ошибка в производстве οσα от οσα ε 230 . Но этим дело толкования в смысле буквального изъяснения не может оканчиваться. Библия повествует нам о временах отдалённых и касается предметов и отношений, не встречающихся в современной жизни, – посему, в видах приближения этих последних к сознанию читателя, требует новых работ от экзегета в историческом направлении. Св. Амвросий обращает внимание и на эту сторону дела и раскрывает её путём выяснения Библии из самой себя. Средствами к тому для него были библейские параллели и сопоставления мест свящ. Писания. В этом отношении св. епископ обнаруживает богатую эрудицию. Особенно широко, в видах намеченной цели, он пользуется параллелями. Часто его сочинения так усеяны ими, что трудно решить, что составляет канву их, что собственное воззрение автора. Напр., чтобы выяснить смысл изречения – «из глаз моих текут потоки слёз ( Пс.118–136 )» – св. Амвросий приводит шесть других мест Писания – параллельных 231 . При изъяснении изречения – «утверди стопы моя ( Пс.118–133 )» – он приводит семь подобных мест 232 и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Эта двойная традиция подтверждается существованием двух отдельных византийских литургических псалтырей. Литургическая псалтырь – это не просто библейская Псалтирь, или 150 псалмов по порядку их расположения в Писании, в нашем случае согласно тексту греческой Септуагинты. Это, скорее, библейский текст, сгруппированный в богослужебные последования, согласно предписаниям поместной литургической традиции. Способ, которым псалмические блоки распределяются по службам литургического цикла, называется пенсумом (pensum), или квотой псалмодии. Пенсум определяет, сколько псалмов следует прочесть на протяжении службы, в течение дня и седмицы согласно времени литургического года. Антифонарий, или литургическая псалтырь кафедрального чина Великой Церкви, предназначен для отправления σματικ κολουθα, то есть песненного последования. Антифонарий разбивает библейскую псалтырь на псалмические антифоны, которых насчитывается 74 или 76 в зависимости от списка. 223 68 антифонов содержат 140 из 150 псалмов. О. Странк назвал эту господствующую группу «распределенной псалтырью», потому что псалмы этого блока были подвижными, распределяемыми между службами согласно установленному циклу. 224 Оставшаяся часть антифонов относилась к ординарию и имела закрепленное место в структуре определенных богослужений. 225 Псалмы константинопольского антифонария подразделялись на 2 542 стих, каждый из которых сопровождался припевом. 226 В дополнение к библейским псалмам антифонарий содержал 15 песней (од) библейского происхождения, за исключением второй, восьмой и пятнадцатой. 227 Эти песни были также распределены по суточным богослужениям согласно установленной системе. Древнейшим дошедшим до нас списком антифонария является знаменитая «Лобковская рукопись», или «Хлудовская псалтырь», VIII век, хранящаяся в Государственном Историческом музее в Москве под 129-Л. 228 Другой византийской литургической псалтырью является ψαλτρ(ιον), или Иерусалимская псалтырь, называемая также Анастасиевской. 229 Ее 150 псалмов в 4 882 стихах разделяются на 20 разделов по три группы в каждом. Эти группы называются стасисами (στσεις) или славами (δξαι), в каждом стасисе по три (в идеале) псалма. 230 Также эта псалтырь содержит библейские песни, одиннадцать из которых находятся в песнях антифонария, сгруппированных в «канон», или девять «песней», чтобы образовать приложение к псалмодии. 231 Эта палестинская литургическая псалтырь была адаптирована в качестве византийской монашеской псалтыри и лишь она одна до сих пор находится в современном византийском литургическом обиходе. Ее древнейшая рукопись Ленинград/Петербург 216 датируется 862 годом. 232 В этом кодексе двадцать главных разделов псалтыри еще не названы кафизмами, потому что этим словом изначально именовались поэтические композиции, исполняемые после каждого последования из трех слав. Студитский синтез

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Особенно ясно отличает это Саксо грамматик, замечающий, что храм Арконский был под ведением высшего жреца, а другие храмы, посвященные тому же Святовиду, управлялись жрецами меньшего достоинства и меньшей власти 225 . Если жрецы и не составляли касты, то они же были отдельным сословием, отличным от других классов народа. Их отличала самая одежда; так об одном из жрецов знаем, что он отличался от народа длинными волосами, заплетенными в косу, и бородой; о другом, что его священническая одежда была белая; еще об одном, что он имел палицу 226 . Жрецы принадлежали к высшему разряду общества, участвовали в собраниях дворянства, председали в судах вместе с князьями, владели мнениями, владели богатствами 227 . Особенно почитаемы были жрецы на острове Руян, где им был подчинен не только народ, но и сам князь 228 ; не мудрено что было так и в других местах. Сила жрецов подтверждалась их важностью в делах религиозных: они заботились о хранении святости и богатств, освященных именем божества, об употреблении даров, приносимых божествам, на украшение святилищ; они были хранителями верований, истолкователями религиозных понятий, распространителями их между народом; они были главными посредниками между божеством и человеком, возносителями молений, исполнителями жертвоприношений и гаданий – Жрецы одни имели право входить во внутреннюю часть святилища и очищать его 229 . Жрецы заботились о священных конях, одни могли пасти их и садиться на них 230 . Жрецы берегли изображения божеств и знамена и все богатства храмов 231 . Жрецы были хранителями и истолкователями верований, и для этого обращались иногда к молельщикам с увещаниями. Примером подобного увещания может служить то, которое было обычно на праздник Святовида: при конце богослужебного обряда жрец приветствовал народ во имя бога и увещевал его ревностно приносить ему жертвы, обещая верною наградой за богопочитание победы на суше и в море 232 . Что такие увещания были и при других случаях, хоть и не всегда принадлежали к богослужебному обряду, видно и из того, что жрецы более всего наставляли народ оставаться при вере предков 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

30. Итак, если кто пристальнее всмотрится в само положение дел, то поймет, какое преимущество у мудреца и какие препятствия у неразумного, нагому что у этого преимущество – свобода, а у того помеха – рабство. Ведь мудрец восстает, словно победитель, сразивший и поправший похоть, страх, леность, печаль и прочие пороки. Это он делает, пока не изгонит их из владений своего ума и не расширит и не укрепит всех границ, ибо осмотрительный вождь умеет остерегаться разбойничьих набегов и всяких военных хитростей, 224 на которые часто дерзают злейшие враги нашей души, вооруженные огненными стрелами. 225 Ибо и среди мира бывают у нас сражения, 226 и на войне мир. Поэтому и говорит он: Отвне – нападения, внутри – страхи ( 2Кор. 7. 5 ), но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим. 8. 37 ), говорит, потому что ни тяготы, ни гонения, ни голод, ни опасности, ни смерть его не устрашают. 227 31. Тот же, кто этого страшится, кто боится смерти, разве не раб? Конечно же он рабствует, и рабством жалким, ведь ничто так не обрекает душу на всецелое рабство, как страх смерти. Ибо как возвыситься чувству отверженному, низкому и неблагородному, если оно погрязло в пучине немощи из-за пристрастия к этой жизни? 228 Смотри, как говорит раб: Я скроюсь и буду стенать и трепетать на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня ( Быт. 4. 14 ). И вот как раб он принял печать 229 и, однако, не смог избежать гибели. 230 Итак, грешник рабствует страху, рабствует также страсти, рабствует алчности, рабствует похоти, рабствует злобе, рабствует гневливости и при этом кажется себе свободным, однако он больше раб, чем подданный тирана. 231 32. Но свободны те, кто живет по законам. Истинный же закон – слово правое, 232 истинный закон не на таблицах высечен и не на меди вычеканен, но запечатлен в умах и оттиснен в чувствах, когда мудрец не под законом, 233 но сам себе закон, и в сердце удерживает дело закона, 234 словно надпись, нанесенную рукой природы. Так неужто мы настолько слепы, что не видим явных отпечатков вещей и образов добродетелей? И сколь недостойно, если целые народы повинуются человеческим законам и оказываются причастными свободе, мудрецы же презирают и оставляют истинный закон природы, созданный по образу Божию, 235 и истинный разум, означающий свободу, 236 хотя свобода в нем такова, что, будучи детьми, мы не знаем пороков, чужды гневу, непричастны алчности, незнакомы с похотью. 237 И как жаль, что мы, рожденные в свободе, умираем в рабстве!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

206) (Проконсул передал ее, замученную, двум юношам. Итак, юноши привели девушку в свое убежище. И когда они достигли середины ночи, чтобы им вступить в преступную связь, влечение страсти их ослабло. Около же середины ночи к ним пришел (спустился) некий сияющий муж, осветивший весь дом. Они же упали, пораженные страхом. Он же успокоил их, сказав так: вы не должны бояться, да будет она опекаема мной). 223 Ibid. P. 212—214. 224 Ibid. P. 211. 225 Посл. к Эмаммону. См.: Евсев. VII, 10. 226 Примечания Валезия к Евсев. VII, 10. 227 Gibbon. Gesch. der romischen Weltreiches. Leipz., 1854. Bd. I. S. 408—409. 228 В чем состояла обязанность цензора, указано у Бердникова. Государственное положение религии в Рим. империи/Прав, собеседн. 1881, янв. С. 94—95. 229 Trebellius Pollio. Hist, August. Tres Valerian, cap. I et II. Бургхардт говорит о Валериане: «Переписка Валериана доказывает его умение понимать лица и ценить их таланты; вообще она дает высокое понятие об этом муже, сумевшем оценить и возвысить Аврелиана и Проба» (оба впоследствии императоры). См.: Burkhdrdt. Die Zeit Constanin " " s. S. 21. 230 Trebellius Pollio. Hist. August. Duo Gallieni, cap. I. 231 Прим. Валезия к Евсев. VII, 10. 232 Евсев. VII, 10, 23. (На основании Дионисия.) 233 Trebell. Pollio. Duo Gallieni, cap. I — III. 234 При Валериане издано два указа против христиан: первый — летом в 257 году и назначался преимущественно для Запада; второй — через год тоже летом и назначался для Востока; последний издан, вероятно, в Византии. См.: Peters. Der heil. Cyprian. Regensburb, 1877. 235 См. главу «О причинах гонений на христиан». 236 Дионисий к Герману. См.: Евсев. VIII, 11. 237 Видно из писем Киприана (ниже). 238 Ruinart. Acta martyrum. P. 261—262. 239 Положение Киприана в ссылке было свободно и небедственно, и прочих христиан тоже, но не всех. См.: Fechtrup. Heil. Cyprian. S. 249—250, 255. 240 Письмо 64 к Немезиану и другим, сосланным в рудокопни. С. 352—353 (Твор. Киприана. Т. 1. 1-е изд.). 241 Письмо к Киприану Немезиана и других помещено между письмами Киприана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

213 . Антиох победил его в сражении, а потом притеснял евреев всяческими злосчастиями. 214. Тогда же Сципион восторжествовал в Африке/. добавлено: Прославился комедиограф Теренций. 5028 215. Птолемей Евергет царствовал двадцать девять лет. (145–116 до н. э.) 216. Тогда Гиспания была завоевано консулом Брутом. 5099 217. Птолемей Сотер царствовал семнадцать лет. (116–107 до н. э.) 218. Рождаются Варрон и Цицерон. 219. Фракийцы покорены римлянами. 5109 220. Птолемей Александр царствовал десять лет. (116–88 до н. э.) 221. Сирия переходит под власть римлян трудами Габиния. 222. Рождается поэт Лукреций, покончивший жизнь самоубийством из-за любовной страсти. 5117 223. Птолемей, сын Клеопатры, царствовал восемь лет. (снова 88–81 до н. э.) 224. Тогда же Плотий Галл впервые начал научение латинской риторике в Риме. 225. В ту пору рождается историограф Саллюстий. 5147 226. Птолемей Дионисий царствовал тридцать лет. (80–51 до н. э.) 227. Помпей после завоевания Иерусалима превращает евреев в данников Рима. 228. В это время философ Катон достигает признания. 229. Рождаются Вергилий и Гораций./исправлено: В Мантуе рождается Вергилий, а в Венузии – Гораций. 230. Аполлодор, наставник Августа, почитается выдающимся человеком. 231. Цицерон прославлен своими ораторскими достоинствами. 5149 232. Клеопатра царствовала лишь два года, потому что на третий год ее царствования Юлий Цезарь захватил власть/.добавлено: Она была дочерью египетского царя Птолемея и сестрой своего брата Птолемея, чьей супругой она стала. Желая обманом свергнуть своего брата, она во время гражданской войны предстала перед Цезарем в Александрии и, благодаря своей красоте и развратной сладострастности своего тела, добивается от Юлия царства для себя и смерти своего брата Птолемея. И предала она под власть римлян Александрийское царство. 5154 233. Гай Юлий Цезарь правил пять лет./добавлено: Прежде, назначения его консулом, он достиг власти над Галлиями /и был победоносен в Британии. 234. Он первым достиг единовластия над римлянами, и по его имени властители начали именоваться Цезарями. А потом и римские императоры/.исправлено: Развязав гражданскую войну против Помпея, он достиг власти над всей римской империей. По имени его все последующие императоры назывались Цезарями. Императоры стали после него.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

216. Там же, с.754-756. 217. Курсив Достоевского. 218. Там же, с.754,761,758. 219. Там же, с.759. 220. Там же, с.764,766. 221. На вопрос: " Так кто же ты? " Мефистофель отвечает: " Часть силы той, Что без числа творит добро, всему желая зла " . Ein Teil von jener Kraft, Die stets das Buse will und stets das Gute schafft! (Faust, Erster Teil) (Перевод Пастернака) 222. Там же, с.767-768. 223. Там же, с.768. 224. Там же, с.768. 225. Там же, с.770. 226. Курсив Достоевского. 227. Курсив Достоевского. 228. Курсив Достоевского. 229. Там же, с.771-773. 230. Там же, с.813,814. 231. " Бесы " , с.284. 232. " Преступление и наказание " , с.416,417. Достоевский - легион Если бы мы захотели узнать диагноз человечества нового времени, то этот диагноз уже установлен. Его поставил Достоевский самым точным и смелым образом, как никто до него этого не сделал. Диагноз следующий: вера человека в самого себя - это самая опасная болезнь, которой смертельно болеет европейское общество. Человек! Какая в нем загадочность, и какие в нем возможности, и какой хаос вмещает в себе это существо! А вера в человека? Именно тут зарождается множество всяческих новых бескрайностей и бесконечностей: грустных, серых, черных, золотистых, голубых... А в них - и рай, и ад. Верой в человека не только проникнуто, но и определяется все творчество европейского человека. Вся европейская культура и вся цивилизация являются плодом этой веры и стоят на ней, как на краеугольном камне. Сам тип европейского человека развился и сформировался на этой вере, поэтому совершенно логично, что вера в человека переросла в его обожение и в некоей человекомании получила свой завершенный облик. Если человек провозглашается центром мира, то он однажды должен стать центром всего сущего. Антропоцентризм неминуемо завершается культом человека. Вера в человека имеет свои законы. Главный из них - это: человек - единственное, что заслуживает внимания, единственное, что подлежит обожению, а потому - не имей других богов, кроме человека! Всестороннее применение закона веры в человека и все последствия, которые из него вытекают, Достоевский неподражаемо показал в образах своих отрицательных героев, в своих отважных борцах за человека и его личность, в своих смелых создателях человекобога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(6) Одним из важнейших аргументов у сторонников этой позиции считалось сообщение 1 Мак. об эвакуации евреев из Галилеи Симоном Маккавеем ( 1Мак. 5:15–23 ) 222 (7) Кроме того, считалось, что демографические предпосылки для заметной колонизации Галилеи из Иудеи при Аристобуле отсутствовали из-за больших потерь населения в ходе маккавейских войн 223 . (8) Наконец, на эллинизацию должна была повлиять политика строительства городов при Ироде Великом и, особенно, при его сыне, тетрархе Антипе 224 . (9) Что касается образа иудаизма в этой полуязыческой земле, то часто ссылались на свидетельства раввинистической традиции об особенности религиозности галилеян: это ам-хаарец, простонародье, толком не знающее Закона 225 . Классической цитатой здесь были слова Иоханана бен Заккая «Галилея, Галилея, ты ненавидишь Тору!» 226 В пользу второй позиции (представлена в работах нем. библеиста Альбрехта Альта 227 ) говорит то, что: (1) ассирийцами были депортированы только верхний класс и ремесленники, во фрагментах анналов Тиглатпаллассара III упоминается лишь несколько сотен пленников 228 ; (2) события маккавейской войны ограничились только западными окраинами Галилеи и побережьем, а эвакуированы были не все евреи – источники говорят об их присутствии здесь и до хасмонейского завоевания 229 ; (3) здесь не было, альтернативного иерусалимскому, религиозного культа 230 ; (4) нет признаков усиления эллинизации и при римлянах: города восстанавливаются только на периферии Галилеи, галилеяне поддерживают борьбу последних представителей хасмонейской династии против иродиан 231 . Альт делает вывод, что галилеяне времени Иисуса были потомками древних северных израильтян. (5) Об иудейской религиозности галилеян свидетельствуют события: разрушение дворца Ирода Антипы зилотами 232 , изготовление здесь масла, которым пользовались евреи Кесарии 233 ; упоминаются приношение галилеянами десятины 234 , паломничества в Иерусалим 235 , участие в массовых беспорядках после смерти Ирода Великого 236 . Только благодаря введению в научный оборот нового (археологического) материала, многие аргументы и выводы конкурирующих позиций пришлось скорректировать или вообще отвергнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010