200 об.–202 – поновление инокам; л. 202–204 – поновление священникам: л. 204–205 – поновление; л. 223 об.–227 – чин причащения больного; л. 226 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 226 об.–227 – поновление; л. 229–230 – молитва «от всякой скверны»; л. 230–232 об. – молитва разрешительная над умершим. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 144–145, 160, 190–191, 230–231; Приложения ко второму тому. С. 63–64, 74–75 (М-Соф. 839, л. 195 об.–197; Ж- Соф. 839 ; поновление инокам; поновление священникам; молитва «от всякой скверны»; молитва разрешительная над умершим). Соф. 845 . Служебник с требником. Первая треть XVI в. 4°. 288 + 111 л. Филиграни: 1) Рыба в картуше под крестом, тип: Брике, 12418–12421 (1515–1538 гт.); 2) Перчатка с цветком, вид: Брике, 11159, 11165 (1483, 1505 гг.); 3) Щит под короной, не отожд.; 4) Литера Р, вид: Брике, 8637, 8542, 8563 (1462, 1493, 1526 гг.); 5) Кувшин, фрагмент, тип: Брике, N° 12612–12617, 12621–12635 (1485–1555 гг.) Записи: л. 288 об. – «Служебник Верхотоемскои (?) волости Важского уезду А...витские (?) четверти»; л. 181 об. – тайнопись, нрзб. Содержание: л. 219–225 – чин исповеди; л. 219–220 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 220 об.–221 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 221–222 – поновление мирянам, л. 225–230 – чин исповеди; л. 226 об.–227 – краткий вопросник (Кр-Свир. 91); л. 227–229 – поновление мирянам; л. 229–229 об. – поновление мирянам; л. 230–231 об. – чин исповеди вкратце; л. 231–231 об. – поновление краткое. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 108–109, 139–140 (чин исповеди, л. 219 225 – только молитвы; чин исповеди, л. 230–231 об. – только молитвы). Соф. 848 . Требник. Вторая четверть XVI в. 4°. 268 л. Филиграни: 1) Литера Р, не отожд.; 2) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, VIII, 526 (1524 г.); 3) Лилия в щите с короной, близкий: Брике, 1820 (1526 г.); 4) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами, тип: Лихачёв, 2974 (1557 г.). Запись: л. 268 об. – «Города Устюга на церкве Петра и Павла» (скоропись в ). Содержание: л. 106–107 – чин причащения больного; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

205(213). Без надписи 115(120). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 116(121). К Феодоту, епископу Никопольскому 247(255). К Биту, епископу Карров 127(132). К Аврамию, епископу в Ватнах 245(253). К антиохийским пресвитерам 246(254). К Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской 248(256). К монахам 235(243). К италийским и галльским епископам 189(197). К Амвросию, епископу Медиоланскому 212(220). К клиру в Верии 213(221). К жителям Верии 214(222). К халкидянам 169(176). К Амфилохию, епископу Иконийскому 375, июнь – июль 215(223). Против Евстафия Севастийского 216(224). К Генефлию, пресвитеру 217(225). К Димосфену от лица Церкви 375, лето 121(126). К Атарвию 375, после сентября 193(201). К Амфилохию, епископу Иконийскому 126(131). К Олимпию 167(174). К вдове 375, конец года 219(227). К клиру в Колонии, утешительное 220(228). К градоправителям в Колонии 221(229). К никопольскому причту 222(230). К градоправителям Никополя 223(231). К Амфилохию, епископу Иконийскому 218(226). К подведомственным ему подвижникам 375 или 376 155(160). К Диодору 191(199). К Амфилохию, о правилах 118(123). К Урвикию, монаху 185(193). К Мелетию, первому врачу 194(202). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, начало года 229(237). К Евсевию, епископу Самосатскому 224(232). К тому же Амфилохию 225(233). К тому же Амфилохию 226(234). К тому же Амфилохию 227(235). К тому же Амфилохию 228(236). К тому же Амфилохию 230(238). К никопольским пресвитерам 232(240). К никопольским пресвитерам 240(248). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, до лета 195(203). К приморским епископам 196(204). К неокесарийцам 197(205). К Елпидию, епископу 198(206). К Елпидию, епископу, утешительное 199(207). К неокесарийским клирикам 200(208). К Евланкию 376, середина года 231(239). К Евсевию, епископу Самосатскому 376, раннее лето 202(210). К неокесарийским ученым 203(211). К Олимпию 204(212). К Иларию 376, позднее лето – ранняя осень 206(214). К Терентию, комиту 376, осень 207(215). К Дорофею, пресвитеру 208(216). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ср.: Гегель. Философия религии. М., 1975. Т. 1. С. 219—220. «Познание немирового (Nichtweltlichen)» в современном переводе передано как «познание немирского» в том смысле, в каком в Новом Завете «мудрость века сего» противопоставляется «премудрости Божией» (1 Кор. 2:6—7). 223 Ср.: Гегель. Философия религии. М., 1975. Т. 1. С. 225. 224 Ср. там же. С. 224—225. 225 Ср. там же. С. 230. 226 Ср. там же. С. 239. 227 Ср. там же. С. 366. 228 Ср. там же. С. 253. 229 Мысль о том, что в Боге нет тайны, что Он вполне познаваем, встречается не раз на страницах гегелевой философии религии: стр. 334, 335—336. 230 Ср. там же. С. 271: «Религия откровения есть открытая религия, потому что в ней Бог полностью открыл себя. Здесь все соответствует понятию, в Боге нет больше ничего тайного». 231 Ср. там же. С. 293. 232 Ср. там же. С. 295. 233 Ср. там же. С. 297. 234 Ср. там же. С. 298. 235 В прим. 39 (стр. 419) А. Древе справедливо замечает: «Гегель забывает здесь, что бытие логики обозначает только чистое понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение: Бог есть всеобщее, может обосновать лишь логическое, идеальное, но не реальное бытие Божие». 236 Ср. там же. С. 299. 237 Ср. там же. С. 324. 238 Ср. там же. С. 314—315. 239 Ср. там же. С. 316. 240 Ср. там же. С. 357. 241 Недаром Гегель сочувственно цитирует своего мистического предшественника в имманентизме Мейстера Эккегарта: «Das Auge, mit dem mich Gott sieht, ist das Auge, mit dem ich ihn sehe, mein Auge und sein Auge ist eins. In der Gerechtigkeit werde ich in Gott gewogen und er in mir. Wenn Gott nicht wäre, wäre ich nicht, wenn ich nicht wäre, so wäre er nicht (139)200. 242 Ср. там же. С. 367. 243 Esse «est» percipi (лат.) — существовать — значит быть воспринимаемым. Это положение впервые сформулировал Дж. Беркли в «Трактате о принципах человеческого знания» (1710). См.: Беркли Дж. Соч. М., 1978. С. 172. 244 К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая ступень философского сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в самостоятельном ее значении, рядом с философией, соответствующей «понятию». На это указывает уже Гартман (Philos. d. Rel., 85). 245

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Погод. 311. Требник. Конволют: 1) л. 1–123 – третья четверть XVI в.; 2) л. 124–176 – третья четверть XV в. Сербский и сербскоболгарский. 4°. 176 л. Содержание: л. 28–42 – чин исповеди. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 221–222: Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в...» 230. Погод. 312. Требник. Первая треть XVI в. 2°. 260 + 1 л. Записи: л. 196 об.–197 – почерком писца копия записи иеродиакона Игнатия Смоленского о переписке требника в 1392 г. в Царьграде (Константинополе); л. 1 об. – «Сии Требник Марка Алексанова сына Оксенова», «Сии Требник Марка Аксенова». Содержание: л. 69 об.–72 – чин исповеди; л. 70 об.–71 – Наставление-вопросник; л. 71 об.–72 – поучение; л. 88 об.–89 об. – молитвы разрешительные; л. 115 об.–116 – молитва разрешительная. Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 222–224. Погод. 313. Требник 1630–1640-е гг. 4°. 476 л. Без начала и конца. Запись: л. 448 – «Сеи Потребник Иякова Ульянова Лялина купца Галицкаго, а писал своею рукою». Содержание: л. 187 об.–190 об. – поучение Григория Нисского об исповедающихся; л. 191–202 об. – поучения об исповеди; л. 203–278 – чин исповеди; л. 211–212 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 213–217 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр); л. 217 об.– 218 об. – вопросник вельможам (.В Печ. тр.); л. 218 об.–225 об. поновление мужчинам; л. 225 об.–226 об. – поновление вельможам; л. 227– 228 – поновление детям; л. 228–232 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 233–239 об. – поновление женщинам; л. 239 об.– 243 – вопросник священникам (Св-Печ. тр.); л. 243–249 об. – поновления священноннокам; л. 219 об.–250 об. – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 265–266 об. – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»): л. 271–278 – поисповедные поучения духовника мирянам и священникам. Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 224–225. Погод. 314. Требник. Начало XVI в. 4°. 272 л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

214 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 652–667 (Проект устава учрежденной в память высокопреосвященного митрополита Филарета Эмеритальной кассы духовенства Московской епархии. Общие положения : Ст. 1–10. Л. 653–654; Гл. I. С. 11–27. Л. 654–656; Гл. II. С. 28–46. Л. 656–658; Гл. III. С. 47–60. Л. 658–659; Гл. IV. С. 61–93. Л. 660–663; Гл. V. С. 94–102. Л. 663–664; Прил. 1. Л. 665; Прил. 2. Л. 666–667. 215 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 652–667. Гл. I (О денежных средствах эмеритальной кассы). С. 11–27. Л. 11–27. 217 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 652–667. Гл. III (О правах на получение пенсий). С. 47–60. Л. 658–659. 225 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1895 г.//Московские церковные ведомости. 1896. 22. Оф. отд. С. 44–45. 226 ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 134. Л. 20 (Устав вспомогательной кассы присяжных поверенных округа Московской судебной палаты и их помощников. § 12–13. С. 5). 227 См. : Ведомость 9 «О белом духовенстве»//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. С. 24. 228 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1916. 23–24. Оф. отд. С. 225. 229 Ср. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1916. 14–15. Оф. отд. С. 126; Приложение к отчету эмеритальной кассы...//Там же. С. 133. 230 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1904 г. и приложение 3//Московские церковные ведомости. 1906. Оф. отд. С. 3–4; С. 7–8. 231 См. : Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г. и приложения 3, 4//Московские церковные ведомости. 1916. Оф. отд. 14–15. С. 126–135; 23–24. С. 218–225. 232 См. : Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. С. 120. 233 См.: Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1916. 14–15.0ф. отд. С. 126–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

220. Sévère d’Antioche. La Polémique antijulianiste/R. Hespel, ed., trad. Lovanii, 1964–1969 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 245, 296:319). 221 . Severus Antiochenus. Epistola ad Ioannem abbatem//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi/E. Chrysos, Hrsg. Aschendorff; Munster, 1981 2 . P. 309–310. 222 . Severus Antiochenus. Epistola ad Prosdocium medicum//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi/E. Chrysos, Hrsg. Aschendorff; Munster, 1981 2 . P. 310. 223 . Sophronius Hierosalymitanus. Epistola synodica ad Sergium//PG 87c. Col. 3148А-3200С. 224 . Sophronius Hierosalymitanus. Oratio II in annuntiationem sanctissime Deiparae 36//PG 87c. Col. 3217A-3288B. 225 . Socrates Scolasticus. Historia Ecclesiastica//Socrate de Constantinople, Histoire ecclésiastique (Livres I-VII)/P. Maraval, P. Périchon, éds P.: Editions du Cerf, 2004–2007. 226 . Thawudurus Ab Qurrah. Mayamir/Q. Al-Basha, ed. Beirut, 1904. 227 . Theodoretus Cyrensis. Epistola 145 Monachis Constantinopolitanis//Theodoret de Cyr. Correspondance III/Y. Azema, éd. Paris: Éditions du Cerf, 1965 (Sources Chrétiennes; 111). P. 172–200. 228 . Theodoretus Cyrensis. Epistola 146 Ioanni Oeconomo//Theodoret de Cyr. Correspondance III/Y. Azema, ed. Paris: Éditions du Cerf, 1965 (Sources Chrétiennes; 111). P. 200–232. 229 . Theodoretus Cyrensis. Haereticarum fabularum compendium//PG T. 83. Col. 335С-555А. 230 . Theodorus Abucara. Opuscula 2. Explanatio vocum, quibus philosophi utuntur, et confutation haeresis Acephalorum Severianorum//PG T. 97. Col. 1469C1492D. 231 . Theodorus Abucara. Opuscula 4. Epistola continens fidem orthodoxam, missa a beato Thoma patriarcha Hierosalymitano ad haereticos in Armenia//PG 97. Col. 1504D-1521C. 232 . Theodorus Abucara. Opuscula 29. Disputatio cum Nestoriano//PG 97. Col. 1575C-1580A. 233 . Theodorus Abucara. Opuscula 32. Contra Saracenos Theopaschitas//PG 97. Col. 1583A-C. 234 . Theodorus Abucara. De unione et incarnatione. PG 97. Col. 1601С-1609С. 235 . Theodore Abu Qurra. Profession de foi. Deux écrits inédits de Théodore Abuqurra/I. Dick, ed.//Museon. 1959. T. 72. P. 57–58. [на араб. яз.]

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

15 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 32, стр. 218, 219, 220 и 221. 16 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 33, стр. 223. 17 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 33, стр. 224, 225 и 226. 18 е, «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 33, стр. 229 и 230. 19 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 35, стр. 230 и 232. 20 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 35, стр. 231 – 235. 21 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 36, стр. 239 и 240. 22 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 37, стр. 245–248. 23 «Историч. обозрен. гражданск. устройст. Слобод. Украйны, со времени ее заселения до преобразования в Харьковскую губернию» П. Срезневского, в «Харьк. Губ. Вед.» за 1869 г., 37, стр. 248. 43 Находящийся ныне на покое в Задонском Рождество-Богородичном монастыре, Воронежской губернии. 45 Архимандрит Адриан в ту пору был настоятелем Куряжского монастыря и, вероятно, прибыл оттуда с монашествующими в Святогорскую обитель ко времени приезда туда свят. Мелетия, для соучастия в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

220 I/17 (71)=B25 (188). 221 I/17 (70—71)=B25 (187—188). Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии VI—VII. Ср. греч. aaggelow — посланник. 222 II/10,24. 223 Главы о знании II,70. 224 Букв. «Шехины невидимости». Шехина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия. Термин встречается у ранне–сирийских авторов и в литургических текстах. 225 II/10,24. 226 II/20,8. 227 Исаак использует язык св. Григория Богослова. 228 Главы о знании IV,86. 229 II/12,1. 230 II/8,6. 231 Ис. 14:12 по переводу LXX. 232 Ср. Лк. 10:18. 233 Главы о знании III,87—88. 234 I/17 (69)=B25 (184). 235 I/18 (72—73)=B27 (196). 236 I/31 (139—140)=B53 (386). 237 II/9,6. 238 II/9,12. 239 I/17 (71)=B25 (188). 240 Ср. II/5,6. 241 II/18,18. 242 II/18,18. 243 B4 (45) и др. 244 II/19,1. Ср. II/17,1. 245 См. Brock. Note 2 to II/17,1. 246 I/4 (21)=B3 (26). 247 I/3 (18)=B3 (21). 248 I/4 (21—22)=B3 (25). 249 I/4 (21)=B3 (25). 250 Отметим, что в славянском языке слово «страсть» имеет также двойное значение — страсти и страдания. 251 См. об этом: K. T. Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus. — Studia Patristica XX. Louvain, 1989. P. 315—322. 252 I/57 (292)=B5 (61). 253 Букв. «цель созерцания будущего века видится в бытии святых ангелов». 254 Т. е. между людьми и ангелами. 255 Т. е. состоящими из души и тела (людьми). 256 Т. е. бесплотными (ангелами). 257 Главы о знании I,62. 258 Главы о знании III,70. 259 I/48 (207—208)=B74 (509—510). 260 Ср. Втор. 5:25 и далее. 261 Ср. Исх. 19:15 и далее. 262 Ср. 3 Цар. 19:12. 263 Ср. Пс. 71:6. 264 Ср. Евр. 10:20. 265 I/53 (232—233)=B82 (574—575). Сир. «и среди нас беседовал с нами в одежде, которую Промысл сотворил во чреве Девы». Греческий перевод данной фразы является примером того, как тщательно избегалась терминология «одежды» в среде халкидонитов. 266 I/18 (75). Данный текст существует только в западно–сирийской редакции (и греческом переводе), но отсутствует в восточно–сирийской редакции. 267 I/4 (20)=B3 (24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Троице). 1200В. 1296D, f.176a. 177B,218a. Cap. theol. I,82 [р. п. I,230]. 225 См. гл.«Таинственное богословие»и гл.«Три стороны подвижнической жизни», прим. 14. 226 Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 281 A, p.22 [р. п. II,42]. 227 Ambigua, PG.91, 1220В–С, f.186a. 228 Ibid. 1137BC, f.150b; см. выше, с.545 и ниже, с.132. 229 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 621В–С, p.210. 230 Quaest. et dubia 66, PG.90, 840 A. 231 Ambigua, PG.91, 1165B-C, f.162b-163a. 232 Ср. о пророках и получаемых ими откровениях в Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 609D. 617A, p.203,207 (cap. quing. IV,21,28). 233 Ambigua, PG.91, 1285C-D. 1129B-C, f.213b-214a. 146b; 1257A, f.202b. 234 Ambigua, PG.91, 1132C, f.147b; 1296D, f.218a; 1328A, f.230B. Quaest. ad Tahl. XXXII, PG.90, 372C, p.75 [р. п. II, 107]. Cap. theol. II,60 [р. п. I,245]. Ambigua 1248C, f.198b: σιωπη κηρυττμενος, ср. св. Григорий Богослов, Or.6, n.14, PG.35, 740С; р. п. I.3, 187–188. 235 Ambigua, PG.91, 1404А, f.259a. ср. св. Григорий Богослов, Or.21, n.2,3, PG.35, 1084С-1085А; р. п. II, 144–145. 236 Ibid. 1260D-1261A, f.204a. 237 Cap. de charitate I,96 [р. п. I,106]. 238 Ambigua, PG.91, 1165В,1168В, f.162b-163,163b. Дионисий Ареопагит, см. выше, с.35.1. 239 Ambigua, PG.91, 1168А, f.163b; ср. 1156В, f.158a–b; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280B, p.21 [р. п. II,41]. 240 Ambigua, PG.91, 1136D-1137A, f.149b-150a; 1137В,1313А–В, f.150a. 224b-225a; cp.1296D, f.218a; 1129A, f.146a. 241 Ibid. 1077C,1080A,1081B-C, f.123a,123a-b,124b. Cap. quing. I,3. 242 Ambigua, PG.91, 1136B-C, f.149b. Cap. quing. I,3. 243 Ambigua, PG.91, 1168B, f.163b. 244 Mystagogia 23, PG.91, 701B, p.517 [р. п. I, 176]. св. Григорий Богослов, Or.39. n.11, PG.36, 345C; р. п. III3, 215. Or.44, n.3, PG.36, 609B; р. п. IV, 115. 245 Mystagogia, 5, PG.91, 676C-677A, p.501 [р. п. I, 162–163]. Термин ареопагитский: De div. nom. IV, 35, PG.3, 736A. 246 Как подготовительная ступень к экстатическому богообщению, это»ведение»называется у преп. Максима»богословским тайноводством»(θεολογικη μυσταγωγα р. п., Quaest.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Идея “перенесения империи” (translatio imperii), овладевшая болгарским царем Симеоном или Карлом Великим применительно к Франкской империи, была чужда домонгольской Руси. Византийское верховенство в иерархии государств закреплялось и в обычае императоров выступать в роли посаженного отца при крещении новообращенных королей или князей. Впрочем, такой взгляд поначалу был свойствен только византийской стороне и в древнерусских источниках нигде не отразился 225 . Известно, однако, что титул αρχν, признанный византийской администрацией за русскими князьями, был принят также и этими последними в качестве официального 226 . К этому титулу как греческой, так и русской стороной прибавлялись разного рода почетные или харизматические эпитеты, призванные подчеркнуть выдающееся, сугубо христианское положение князя 227 . При всем том интронизация русских князей 228 , как и инвеститура самих византийских императоров до начала XIII в., не сопровождалась официальным (т.е. богослужебным) помазанием со стороны митрополитов 229 . В связь с литургией фигура князя вступала только благодаря внесению его имени в богослужебные диптихи и просительные ектении. Древнейшее свидетельство такого рода находим в Житии св. Феодосия Печерского в связи с усобицей 1073 г. 230 , хотя характер повествования позволяет думать, что речь шла об уже закрепившемся обычае. Прославлению и религиозному возвышению династии служила также канонизация князей Бориса и Глеба (не позднее 20 мая 1072 г.) 231 , равно как и портреты князей-ктиторов в основанных ими храмах. Именно таким отношением к княжеской власти объясняется тот запрет на браки с западными (т.е. латинского вероисповедания) принцессами, который высказан, пусть в несколько смягченном русским переводчиком виде, в Канонических ответах митрополита Uoahha II . Подобные браки, в самом деле, были чуть ли не признаком хорошего тона при древнерусском дворе 232 . Монашество во второй половине XI в. использовало все свое влияние, чтобы защитить единую древнерусскую государственность, сохранить возрожденный завещанием Ярослава Мудрого славянский принцип старшинства (сеньорат), согласно которому киевским (и новгородским) столом мог владеть только старейший в княжеском роде, прошедший через однозначно определенные промежуточные этапы – владимиро-волынский, смоленский, переяславский и черниговский 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010