л. 281. об. и 282. Святцы в таблице. Из Русских Святых встречаются те же, что вышс л. 274, а из праздников ноября 27 Знамение (Богородицы в Новгороде). Под таблицею нарисована рука Иоанна Богослова и рука крестьянская пасха жидом и четыре картинки. л. 283. Послесловие на греч. языке: Δχου γιε Δημτριε γντιου πνος, ηετου 6938 (по греч. в рукоп.) μην δε. . δξα ση Κ, δοξα ση ο Θς μο. γιε γιε δημτριε πρεσββε υπερ εμου του αμαρτολου Ηγνατιου. Γραφημα του αμαρταλου γντιου ησ 6931 (по греч. в рукоп.) μην οτοβριου ησ β. Θυ το δορον αι Ηγνατιου πονος. δχου τμιε ςαβρε α ελεησον μο. (Приими святый Димитрие Игнатия труд года 6938 месяца дек. 1. Слава Тебе Господи, слава Тебе Боже мой. Святый, святый Димитрие, помолись обо мне грешном Игнатие. – Письмо грешнаго Игнатия начато 6936 (?) мес. октоврия во 2. Божий дар и Игнатия труд. Приими честный Кресте и помилуй мя). На обор. конечного листа написан, кажется, другим писцом устав для отправления часов в навечерии Просвещения. На обор. первого порожнего листа почерком XVI века: Княж Михаила надписано: Александра) Даниловича Пенкова. Боярин кн. Данило Александрович Пенько-Ярославский скон. в 1520 г., Александр сын его, о Михаиле ничего неизвестно. 309. (862.) Псалтирь с возследованием, нач. XV века, полууст. разных почерков, в четверть, 381 лист, заставки киноварные. Ркп. ветхая, особенно листы заключающие Псалмы с Песнями, многие подмочены, некоторые с наклейками, утраченные переписаны древним же, но небрежным почерком. л. 157. Часословець, имеяй нощную и дневную службу по уставу препод. отца нашего Савы. л. 173, 188. Неседальное пение и канон Одигитрии, на разных тетрадях. л. 195. Синаксарь всего лета с Богом починаемь по Типику иерусалимскому 12-тим месяцом от сентеврия до августа, имея тропарю же и кондаку нарочитым Святым и великымь праздником Господскымь. Русских Святых нет ни одного имени (кроме нсмногих, припис. на поле позднею рукою), из южно-славянских след: Окт. 21. Перенесение мощей св. Илариона мегленьскаго. Окт. 28. В тжде день иже вь святых отца нашего Арсения архиеп. српскаго. Янв. 14. В тжде день иже в святых препод. отца нашего Савы, прваго архиеп. србскаго. Февр. 13. В тжде день св. и препод. отца нашего Симеона србскаго, новаго мироточца, а 14 числа: Св. Кирила философа учителе словенскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Потом, чтобы в точности показать, что он назвал «вином», Иаков присовокупляет: «и в крови гроздия одеяние свое». Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение таин. «Радостотворны очи Его паче вина, и белы зубы Его паче млека» ( Быт.49:12 ). Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы Его паче млека»; показывает праведность и славу Судьи. Под образом зубов и молока не что другое хотел означит, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов. «Завулон, – говорит, – при мори вселится и той на пристанищи кораблей, и прострется даже до Сидона» ( Быт.49:13 ). Смотри, как и этому предвозвещает место поселения и то, что он распространится даже до Сидона. «Иссахар доброе возжела, почивая посред пределов» ( Быт.49:14 ). «И видев покой, яко добр и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж земледелец» ( Быт.49:15 ). Этого похваляет за то, что он избрал земледелие и труд над землей предпочел всему. «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили» ( Быт.49:16 ). «И да будет Дан 908 змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску» ( Быт.49:17 ). «И падет конник вспять, спасения ждый Господня» ( Быт.49:18 ). Дивиться и изумляться надобно, как этот праведник, провидя все очами Духа, предсказывал сынам своим, что с каждым из них случится. Он предвозвещает то, что будет уже через долгое время. «Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах» ( Быт.49:19 ). «Асир, тучен его хлеб: и той дает пищу князем» ( Быт.49:20 ). «Неффалим стебль распущающаяся, издаяй во отрасли доброту» ( Быт.49:21 ). Вкратце коснувшись этих сынов, Иаков переходит затем к Иосифу и говорит: «Иосиф, сын возращенный, ревностный: Иосиф сын возращенный 909 , сын мой юнейший» ( Быт.49:22 ). Ты с самого начала сделался предметом зависти: «На негоже советующе укоряху», – разумеет соумышление против него братьев. Так как выше сказано было, что они принесли отцу злую хулу на Иосифа, то (Иаков) и говорит здесь: «На негоже советующе укоряху, и наляцаху нан господие стреляний» ( Быт.49:23 ), указывая на их смертоубийственный замысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Преп. Макарий (или авва Пафнутий) называют гордыню «демонической» ( τν δαιμονιδη, στιν περηφαν α), предполагая, что именно она положила начало миру темных сил. Согласно преп. Макарию, сатана внушает человеку «надменную гордыню» ( υπερφανος ο ησ ς), в результате которой и сам он пал (см.: Dornes R. Die Theologie des Makarios/Symeon. Gottingen, 1978. S. 60). Эта общераспространенная в христианской письменности точка зрения нашла среди прочего отражение и у Оригена , для которого «диавол, как злой дух, не имеет, кроме себя самого, ни в ком другом себе начала и отца, потому что никто не родил в нем его злобы, кроме его самого; он, напротив, сам отец греха, лжи и всякого зла, поскольку он первый ввел грех в разумный мир Божий; он первый впал в гордость, грех поистине диавольский, по слову апостола ( 1Тим. 3, 5 ), первый возгордился своими высокими совершенствами и, пожелав независимой от Бога самостоятельной жизни, первый отдалился и отделился от Бога» (Мялебянскмм Г. Догматическая система Оригена //Труды Киевской Духовной Академии. 1870, март. С. 579). Правда, в христианской письменности существовали и другие точки зрения на сущность греха диавола: ее видели во лжи и клевете на Бога ( Татиан ); в вожделении и последующем плотском соитии Ангелов с девами (св. Иустин, Афинагор, Тертуллиан , Климент Александрийский , св. Амвросий Медиоланский ); в зависти к человеку (свв. Киприан Карфагенский , Епифаний Кипрский , Григорий Нисский ). Но преобладающее значение возымело мнение о гордыне как причине падения диавола (свв. Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , блж. Августин и др.). Это мнение опиралось на Священное Писание ( Сир. 10, 15 и 1Тим. 3, 6 ). «К гордости, как сущности греха диавола, приводит, далее, древнее верование, что пал высший пресветлый Ангел, «который по своему первородству был мудрее прочих». Как обладающий высшими совершенствами сравнительно с прочими Ангелами, светлый едва ли мог породить свой грех на почве отношения к другим Ангелам, не мог, например, позавидовать им, ибо ему нечему было завидовать у них, – но он мог согрешить на почве самоуслаждения своими совершенствами. На этом пути он мог задаться вопросом об источнике этих совершенств, что они, совершенства, не от Бога, а от самого себя; а раз мог вступить на такой путь, то он, значит, вступил на путь гордости» (Поножа-рее П. П. О спасении. Вып. I. Казань, 1917. С. 37–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Патриарха Иерусалимского при служении величают: μακαριτατος, θειτατος κα παναγιτατος! 37 πικαδος. λυμαχητας... γενθου. κα Φλιππος Μοντνου νθηκαν στρατηγο Νικια... Надпись состоит теперь из 8 строк, из коих последняя имеет только три начальные буквы 38 Особенно этот бедный Олекса наших летописей должен был иметь нужду в подобном подкреплении. Два раза он искал себе спасения в Охриде, разбитый наголову Нормандцами при Дураццо (Диррахие, древнем Епидамне) и при Иоаннине. После первого поражения он, совершенно один, пробирался, укрываясь, через всю Албанию непроходимыми горными ущельями в течение двух дней и достиг Охриды едва живой, весь в крови, разодранный, истерзанный, – обязанный своим спасением только своему превосходному коню. 40 Сообщая в точной копии разобранную часть надписи, мы предоставляем знатокам дела самим угадать, какое слово предшествовало имени Григория. Оно могло состоять только из 7 букв, из коих первые две суть TI, а последние две ΗΣ. Третья буква, судя по характеру письма, может быть только или О, или Θ, или Σ. Никакого подходящего к этому требованию слова греческого, однако же, не оказывается. Останавливаемся на существительном имени ΤΕΘΗΝΟΣ – питатель, воспитатель, попечитель, из которого поэт мог сделать ΤΙΘΗΝΗΣ, ради пущей важности, как говорится у нас. 43 Вот список всех 15 Архиепископов Болгарских, занесенных в Index. 1. Протоген, архиепископ (?) Сардикийский 2. Мефодий 3. Горазд или Конрад 4. Климент Тивериопольский 5. Дамиан – Доростольский 6. Герман или Гавриил, бывший (прежде?) в Водене и Преспе 7. Филипп – в Лихниде (ж. род.) называемой теперь Ахридой 8. Иоанн – и этот в Лихниде 9. Лев, первый из греков, (бывший) делохранитель Великой церкви, построивший нижнюю церковь во имя Св. Софии 10. Феодул (у Дюканжа Феодор), построивший верхнюю великую (?) церковь 11. Иоанн 12. Иоанн 13. Феофилакт 14. Лев Дунг – из Евреев 15. Михаил-Максим скопец. 44 Анна Комнина (Алексиада. Кн. XIII) приписывает переименование Лихнида (озера) в Ахриду «варварам», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

2636 Psell., IV, 64–65, 75–76; Attal., 10; Cedr., II, 533; Zon., IV. 148 (Ephr., 133) Georg., 875. Ср.: Psell., V, 129. 2640 Psell., IV, 133. С иконой, известной под именем Χριστς A­ ντιφωντης, связано сказание о константинопольском купце Феодоре, который разорился вследствие кораблекрушения, потом опять разбогател от оборотов на деньги, взятые у еврея Авраама, под поручительство иконы Спасителя ( ντιφωντης ­ γγυος) (поручитель; служащий порукой). Икона помещалась над воротами в Халке и в истории Льва Исавра и его гонения против св. икон выступает на передний план: солдат, которому приказано было снять ее, был растерзан народом. 2655 π( ησ) κπτεσθε δ ατν (т. е. церковь), κ( αι) πημελστε παρ το κρ( ατσ) του κ... στρατηγο του ( κ) ρατοντα ιτ θμαν κ μ αν πσκοπ( ον) τς ( γ) ( α) ς πλ( εως) αμα κ τοΟ κ( λ) ρου ατο πεξουσηζην ν τ κλησ( ) α μτε βμα ποδς (Блюдите ее и повинуйтесь превосходительному стратигу, правящему в феме, а епископу Святого града и его клиру вмешиваться в дела церкви воспрещается). Boeck, 8704. 2656 A­ νφτερι... (оба). По связи с предшествующими словами, а также с последующими: τι δαι πι( σι) βασηλες κ κρτιστος στρατηγς (как поступят император и превосходительный стратиг), ясно, что под «обоими» нужно понимать императора и стратига. Издатели надписи неправильно передали смысл этих слов, Boeck, 8704, 329: е communi et episcopi et ducis sententia, а за ними повторяют то же Другие, напр. Hopf, Ersch и. Gruber. Encyklopadie, LXXXV, 144–145. 2660 PG, СХХ, 1064–1065: τος τπους γγραφους κ των ρσενου το πνυ διαταγμτων, σπερ λλος Μωσης θεοχαρκτους πλκας δξατο ( ν δ οτος ρσνιος τν αρετν περιβητος εκενος ν μοναστας, δς κα τς Χρυσς καλομενης Πτρας, ο δκενη δ πρρω, ριστα πντων ρχε κα φηγσατο), και αυτς δ πολλ προσεξευρν οκοθεν, κα τω πολυπλκψ τοτφ στειρνω τς σκητικς επρεπεας συγκαταπλξας (Как второй Моисей, он принял начертанные Богом скрижали, письменное изложение устава великого Арсения – это тот самый Арсений, славный средь монахов своею добродетелью, наилучший из всех настоятель монастыря «Золотой Скалы», расположенного поблизости, – а многое также добавил сам и вплел в сей пышносплетенный венец подвижнического благочестия).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Олицетворение ветра есть остаток искусства древнехристианского, опирающегося в свою очередь на искусство классических народов; принципиальная же возможность олицетворений оправдывается книгами Ветхого и Нового заветов ( Иер. 49:36 ; Зах. 6:1–8 ; Откр. 7:1–3 . Ср. перевод вульгаты Пс. 104 resp. Пс. 103:3–4 : «Qui facit angelos suos ventos»). Олицетворения ветра в памятниках древности встречаются в связи с изображениями прор. Ионы, ввергаемого корабельщиками в бурное море, Иова ( Иов. 1:14 ), Апокалипсиса и укрощения бури Иисусом Христом 1600 . Формы олицетворения в памятниках византийских довольно разнообразны; но здесь мы не встречали изображения ветра в виде головы животного или птицы, как иногда в памятниках западных. В Византии и России для этих олицетворений принята форма человека: иногда фигура человека в рост, с трубой в руке, в одеянии, остроконечной шапке, закрывает рот рукой (лобк. Пс.); иногда он обнажен и без трубы (Евангелие 74); иногда – в виде одной человеческой головы с трубой (гелат. Евангелие, ипат. Евангелие 1591 г.); иногда – в виде лучей, без человеческого облика (гелат. Евангелие). Человек-ветер чаще является молодым, но иногда и старцем, как в комментариях на книгу Иова в нац. библ. XIII в. 134 1601  и в стенописях Афоноватопедского собора 1602 . Хождение Иисуса Христа по водам ( Мф. 14:24–32 ; Мк. 6:47–51 ; Ин. 6:16–21 ). Древнейший памятник этого изображения – ониксовая камея (рис. 109), неоднократно изданная 1603 : корабль, стоящий на огромной рыбе; на корабле трое людей – один у руля и двое в передней части; на мачте и корме сидят птицы. Специалисты обращают особенное внимание на рыбу и изъясняют ее в смысле символическом: рыба означает Иисуса Христа, корабль, покоящийся на ней, – Церковь 1604 ; корабль этот, по словам Гарруччи, есть корабль ап. Петра, так как возле него изображено спасение Петра от потопления. Не останавливаясь на разборе этих изъяснений, отчасти имеющих тенденциозный характер, мы констатируем в этом памятнике прежде всего сцену исторического характера. Основные черты византийского сюжета хождения Иисуса Христа по водам выражены здесь с полной ясностью, так что объяснительная надпись: «I ΗΣ ПЕТ.», введенная в композицию, представляется излишней. В кодексе Григория Богослова 510 1605 – бурное море, на котором лодка, заливаемая волнами; в лодке сидят устрашенные апостолы; около лодки стоит по пояс в воде ап. Петр. Иисус Христос со свитком, стоя на поверхности воды, берет его за руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Александрийская церковь в своем отношении к ветхозаветным книгам Священного Писания, естественно, следовала вековой практике тех иудеев, среди которых она начала и продолжала свое существование. Климент Александрийский в своих творениях, при изложении той или другой христианской истины, ссылается наравне с каноническими и на авторитет неканонических, притом весьма часто цитуя их в одинаковой форме, чем отличается от древнейших представителей философски образованного александрийского иудейства, в роде Филона 376 . Внимание исследователей по истории канона особенно останавливает на себе сочинение Климента «Педагог». Здесь Климент Александрийский пользуется, как священным и божественным писанием, не только книгою Варуха, но и книгами Иисуса с. Сираха, Премудрости Соломона, притом необыкновенно часто. Книгу Сираха во второй книге Педагога он цитует более 20 раз, и не только просто без особой формулы 377 , не только чрез союз γρ 378 , всегда выражающий у Отцов и авторитет, и общеизвестность свидетельства, не только чрез ει ρηται, еще не так определенное, хотя бы и с присоединением наречий α στεως, ει κτως, παγκλως, ευ, но также чрез ησ 379 , λγει, к которым в качестве субъекта придается γρα 380 , σοα 381 ; однозначущее с этим выражение – σοα κκραγεν 382 . Климент Алекс. приводит Cup. XXIII, 25 , как изречение Самого Педагога, под Которым разумеется Спаситель 383 . Те-же формулы – γρ, ησν, σοα λγει с присоединением «Соломон говорит» 384 , «Божественная премудрость говорит» 385 употребляются Климентом при цитации в Педагоге книги Премудрости Соломона. Как Божественное-же Писание, правда, без выразительного наименования самой книги, цитуется Bap. III, 16–19 (о гибели князей языческих, уповающих на злато и сребро): παγκλως θεα που λγει γρα 386 . Равным образом в сочинении «Извлечения из пророков» слова из песни трех отроков ( Дah. III, 58–60 ) приводятся, как составная часть книги пр. Даниила со словами: ε ν τω Δανιλ γγραπται τω ν τριω ν παδων ν τη καμνω υ μνοντων 387 ; в сочинении «Строматы» – Tobum. IV, 15 со словами του το βρακως γρα δεδλοκεν ερηκει α 388 и Tob. XII, 8 – ε πακοσας τη ς λεγοσης γραη ς 389 ; Uyдuф. VIII, 27 (о том, что «для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему») находится в средине между изречениями Иезекииля и Притчей 390 ; наконец, третья книга Ездры цитуется наряду со свидетельством из книги пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Награда истинным фиатирским христианам двоякого рода: 1. власть над язычниками, и 2. утренняя звезда. Власть над язычниками (π τν θνων) выразится в пасении их железным жезлом (κα ποιμενε ατος ν αυδ σιδηρ) и в сокрушении их как глиняных сосудов (ς τ σκεν τ κεραμικ συντρβ(ησ)εται). Этот образ представления несомненно взят из свящ. Писания Ветхого завета ( Пс. 2:9 ; ср. 15:5, 19, 15). Железный жезл – символ твердой власти, глиняные сосуды – символ слабости и ничтожества. А так как здесь разумеется окончательная награда в загробной жизни (ибо присоединяется: как Я получил власть от Отца, а это напоминает другое изречение Спасителя – Ин. 17:5 ; ср. Рим. 8:17 ), то и под язычниками нужно разуметь вообще людей, не принадлежащих к царству Божию. В понимании этой награды Андрей кесар. колеблется, с одной стороны, между признанием того объяснения, что здесь разумеется будущее блаженство праведников и их несравненное блаженное возвышение над грешниками; а с другой – между разумением под этою властью побеждающего нравственного суда уверовавших над неверующими: пример благочестивой христианской жизни уверовавших будет упреком всякому язычнику и грешнику в его противлении христианской истине. Лучше остановиться на той мысли, что здесь под властью над язычниками (собственно – народами) разумеется высокое положение праведников пред всеми другими людьми как еще здесь, на земле, так особенно после смерти, когда они причисляются к лику святых и действуют на живущих людей своими молитвами и предстательством перед престолом Всевышнего. Нравственная сила свв. людей во все времена христианства была поистине удивительна и может быть сравнена с жезлом железным; но она, конечно, увеличивается еще более, когда они освобождаются от связывающих их уз тела. Такое понимание этой первой награды подтверждается содержанием второй. Верным фиатирским христианам Господь обещает дать утреннюю звезду (τν στρα τν πρωινν). Под этою звездою (денницею. Чис. 24:17 ), сообразно с 22:16: Я звезда светлая и утренняя, нужно понимать Самого Иисуса Христа 202 , Который есть свет, просвещающий всякого человека 203 ( Ис. 14:12, 15 ; Ин. 1:9 ). Именно, свет Христова учения, освещающий и просвещающий душу праведного человека, обнаруживает такую живительную силу, так преображает даже и внешний вид праведника, не говоря уже о внутреннем перерождении, что он становится прямо отличным от других людей, не имеющих в себе этого света, не имеющих в себе Христа ( 2Кор. 6:14–16 ). Свет Христова учения и просвещения, усваиваемый праведниками и проявляющийся в их жизни, может быть и бывает и для других путеводною звездою и влечет их к подражанию и усовершенствованию. Наши св. угодники, отражая в себе Иисуса Христа, служат для нас путеводными ясными (утренними) звездами, составляя противоположность нечестивым лжеучителям, которых ап. Иуда называет блуждающими звездами 204 (1:13). Послание Сардийской церкви (3:1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Напротив, провозвестники слова Господня говорят: «Господь возложил на Него» – Раба Господа – грехи всех нас», праведники же видят, что страдания их «не доставили спасения земле», и «мертвецы Господа» восстанут из праха лишь силою Божией (26:16–21), следовательно, не в силу подвига («каков труд» Раба Господа, 49:4; 53:11, ради «оправдания многих»). Так, глава 50 и 49-я, очевидно, есть изображение тех же страданий (50:6–7; 49:7; ср. 53:3, 7) и подвига (49:4; ср. 53:11) «Раба Господня», о которых пророк говорит в главе 52:13–53 (ср. особ. 52:14–15 и 49:7), и к подвигу того же Раба Господня относится глава 42-я (ср. особ. 42:4 и 50:4, 7; 42:6, 7 и 49:6, 8–9). А после изображения страданий Раба Господня (т. е. после 49–53 глл.) начинается (именно в главах 55:4; 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6) изображение последующей за Его страданиями славы (ср. 52:13). Что к «Рабу Господа» относится не только 55:4 (ср. 49:6; 42:6), но и 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6, – это видно из сходства означенных мест с главами 42, 49, 50 и 52:13–53. Особенно важно при решении вопроса место из Ис.61:1–3 : «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (1 ст.), проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (2 ст.). Здесь говорит, очевидно, не Сам Господь, но иное Лицо; а так как Оно говорит о Себе то же, что сказано было ранее о «Рабе Господа» 341 и притом без предварительного объяснения, то, очевидно, говорит «Раб Господа» (ср. Луки 4:17–22 ). Но и в главе 63:1–6 говорит никто иной, как «Раб Господа», потому что слова (опять в первом лице): «день мщения в сердце Моем, и год искупленных Моих настал» суть те же, что и в 61:1–2. Кроме того, образ «величественного», «изрекающего правду», «Сильного», «попирающего народы» прямо напоминают образ «Раба Господня», Который после страданий «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13), «оправдает многих», получит «часть с великими и с сильными будет делить добычу» (53:11–12). Если же глава 63:1–6 относится к «Рабу Господа» (ср. Откр.19:11–16 ), то к Нему же относится конец главы 62-ой, ст. 11–12 (ср. Мф.21:4–5 ) и конец гл. 59:20 ст. (ср. Рим.11:26 и 27 ст.); так как во всех этих местах говорится о пришествии Спасителя Сиона 342 , и тем более, что этот Спаситель отличается от Господа: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:11). – Итак, исходя из контекста речи, верующие современники пророка отчасти могли возвыситься даже до разумения Божественной природы «Раба Господня». Он носит те же имена, как и Господь: «Искупитель, Спаситель» (62:11; 59:20; ср. 43:3; 47:4) и именно Он был «Ангелом Лица» Господня, «спасавшим Израиля» (ср. 63:9 и 1). Он «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13) 343 ; в Своем унижении истинный «род Его неизъясним»? ибо Он совечен самому Богу (48:16) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

49 Слушайте... народы дальние. Эти слова обращены ко всему человечеству. призвал... называл. Верный Слуга Божий назван именем «Израиль» (ст. 3), поскольку Ему надлежит совершить то, к чему Господь предназначал сынов Израиля. от чрева, от утробы матери. Речь идет о предвечном призвании Сына Божиего. Ср. Быт. 3,15 ; Иер. 1,5 ; Гал. 1,15 . 49 уста. Оружие Слуги Божиего молитва, и силой слова Божиего Он побеждает (40,8; 45,19; 55,10.11). острый меч... стрелою изостренною. В этих метафорах отображается могущество слова Божиего ( Еф.6,17 ; Евр. 4,12 ; Откр. 1,16; 2,12.16; 19,15 ). в колчане Своем хранил Меня. Господь оберегает Своего Слугу во время Его служения. О двояком смысле Божественного попечения см. 51,16. 49 раб. Букв.: «слуга». См. ком. к 20,3. в Тебе Я прославлюсь. См. Ин. 17,4 . 49 напрасно Я трудился. Эти слова напоминают о том, что служение Божественного Слуги будет отвергнуто народом Израиля. награда. Страдания Слуги не окажутся напрасными: «Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (53,10). 49 светом народов. Главным содержанием служения Слуги является весть о грядущем спасении (ср. Лк. 2,32 ; Деян. 13,47; 26,23 ). В Нем исполняется завет Авраама ( Быт. 12,3; 22,18 ) и народа Израиля ( Исх. 18,5.6 ). В наши дни Церковь , будучи Телом Христовым, продолжает Его служение ( Мф. 28,18–20 ; Деян. 13,47; 26,23 ; 1Пет. 2,9.10 ). 49 Искупитель. См. ком. к 41,14. презираемому... поносимому... рабу. Исаия передает дополнительные откровени о Личности Мессии. Именно таковым было социальное положение Иисуса Христа. цари. Т.е. все народы мира. 49 время благоприятное. Время, предназначенное и определенное Богом для спасения; время благодати. буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом. См. ком. к 42,6. восстановить... возвратить. Первым в ряду этих деяний Божиих будет возвращение иудеев из плена. 49:9 Этот стих подразумевает весь мир, все человечество, находящееся во тьме бездуховности и разобщенности с Богом. 49 Милующий их будет вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010