В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его ( Εф. V. 30). В качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле ( Εф. I. 10). Падение и восстановление человека Быm. III В истории падения и восстановления человеков описывается их искушение (1–5), грехопадение (6–7), обличение (8–13), суд Божий (14–19), наречение нового имени жене (20), начало одежды (21), изгнание Адама и Евы из Рая (22–24). Искушение первых человеков 1. Хитрейший из всех зверей в поле, которых Бог создал, был змей. Он сказал жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни с какого дерева в саду? 2. Жена сказала змею: нам можно есть плоды с дерев в саду. 3. Только плодов с древа, которое посреди сада, сказал Бог, не вкушайте, и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть. 4. И сказал змей жене: не умрете, 5. напротив того, знает Бог, что в день, в который вы вкусите плода его, отверзутся очи ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Приступая к описанию искушения, повествователь дает понятие об искусителе. И действительно, правильное о нем понятие необходимо нужно для того, чтобы уразуметь возможность и определить образ искушения. Искуситель называется змием. Трудно согласиться с мнением, будто сим означается простое животное, которое примером своего вкушения от запрещенного человекам древа возбудило в Еве богопротивную мысль и желание; поскольку в таком случае Моисею не было бы нужды приписывать сему животному вместо простого действия несвойственные ему суждения и слова; и представлять виною зла в мире существо, не имеющее свободы и действующее сообразно природе своей, значило бы представлять Бога искушающим вопреки собственному слову Его ( Uak. I. 13 ). Нельзя, напротив, думать и того, чтобы сей змий был только призрак животного, поскольку ясно сравнивается со зверями в поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Какая цель служителей Церкви в исполнении их обязанностей и как продолжительно в ней это исполнение ими своих обязанностей? «...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…» (Εф.4:13). Единство веры полное и совершенное, исключающее всякое разномыслие между христианами и нехристианамиязычниками будет достигаться, созидаться, твориться другдругопреемственными иерархами Церкви до самого Второго Пришествия Христа и едва ли достигнется ( Ин.10:16 ; ср.: Лк.18:8 ). Познание Сына Божия «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» достигается или имеет достигаться и достигнется тогда, когда Христос Бог , Невместимый, поселяется в нас, живет в нас, если мы вкушаем Его Тело и Кровь ( Ин.6:56 ). В принятии Божественных Таин верующими совершается познание Сына Божия, богообщение. Такое познание Христа Бога, богообщение должно твориться до тех пор, пока не увидим Его лицом к лицу (1Kop.13:12; 2Кор.3:18 ) во Втором Его Пришествии и в Будущей славной Жизни. Частое, непрестанное богообщение верующих, членов Тела Христова – Церкви – доводит их до состояния святости, до состояния мужа, совершенного по уму, по воле и чувству 6 . Вот каково, по изображению апостола Павла, Тело Христово – Церковь . Она имеет апостолов и их преемников, пастырей и учителей, совершителей Божественных Христовых Таин, доводящих людей до святости, до познания Сына Божия, до состояния мужа совершенного, и будет иметь сих пастырей до Второго Христова Пришествия. Кто не состоит членом такого Тела Христова, тот младенец, колеблющийся и увлекающийся «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения...» ( Еф.4:14 ). Апостол языков, избранный сосуд Божий, заклинает Господом верных членов Тела Христова поступать достойно своего звания, достойно члена Тела Христова. Кто же не состоит верным членом Церкви или выступит из нее, тот отчужден от жизни Божией, по причине своего невежества и ожесточения сердца, поступает по суетности ума своего, будучи помрачен в разуме ( Еф.4:1718 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Природа тела в отношении к живущему в нем духу состоит в том, что оно является, с одной стороны, послушным орудием для велений духа, а с другой – средством проявления духа, ощутительным его откровением. Тело имеет общую жизнь с духом, их можно различать, но нельзя отделять и противопоставлять. Разумеется при этом определении имеется в виду или изначальное, первозданное состояние тела, неискаженное грехом, или состояние прославленного, одуховленного тела, тела Христа воскресшего, но под него не подходит теперешнее состояние нашего тела, которое силою своей чувственности и материальности является темницей для духа. Именуя Церковь телом Христовым, апостол свидетельствует о таком единении Христа с человечеством, которое раскроется на Страшном Суде, когда сам Господь засвидетельствует явно о Своем присутствии в каждом человеке: «что сделали вы одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, и что не сделали одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:40, 44). Апостол научает поэтому и отдельных членов Церкви смотреть на тела свои, как на члены Тела Христова. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (Кор.6.15). Другое определение Церкви, которое дается Словом Божиим, заимствовано из брачных отношений Церковь именуется Невеста Христова или Жена Его: ( 2Кор. 11:2 , Откр. 21:9, 22:7 .) «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девою» (2 Коринф. 11,2) «Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца» ( Откр. 19 7–8) «И сказал ангел: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца... и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (21,9,10). И самая тайна брака изъясняется апостолом как «тайна во Христа и в Церковь » (μυδτριον μγα) (Εф. 5:32). В этих уподоблениях выражена та же самая мысль, что и выше. Отношение жениха и невесты и в особенности мужа и жены осуществляется, с одной стороны, соединением двух во едино даже и в плотском отношении «и будета два в плоть едину» ( Быт. 2:26 , Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Пророк говорит от лица Божия, что Бог не оставит никого из нареченных именем Его: для славы «бо Моей устроих его, и создах его, и сотворих и» ( Ис. 43:7 ; слич. Ис. 61:3 ). По свидетельству Апостола, Бог избрал нас во Христе прежде сложения мира – в похвалу славы благодати Своея, «еюже облагодати нас о Возлюбленнем (Εф. 1:4, Εф. 1:6), яко быти нам в похваление» (к возвеличению) славы Его (Εф. 1: 12). Сам Спаситель свидетельствует, что величайшее дело любви Божественной – искупление человеков – имеет целью славу Божию. «Аз не ищу славы Моея, – говорит Господь иудеям: есть ищя и судя. Аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть: есть Отец Мой славий Мя, егоже вы глаголете, яко Бог ваш есть» ( Ин. 8:50 ; Ин. 8:54 ). «Ныне прославися Сын человеческий, – начинает Господь Свою последнюю беседу с учениками, – и Бог прославися о Нем» ( Ин. 13:31 ). Перед самым страданием, в молитве ко Отцу, Он говорит: «Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю» ( Ин. 17:1–4 ). Точно так же и второе пришествие Господа на землю будет ради славы Его. «Приидет, – говорит Апостол, – прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» ( 2Сол. 1:10 ). Итак, последняя цель всего сотворенного есть слава Божия. Что же такое, спросите, слава Божия. И неужели Бог, если не дерзко так выразиться, славолюбив? Слава Божия есть всевозможное проявление Божественных совершенств в существах конечных, возведение существ разумных к вечному единению с Богом и выражение Его совершенств в своей деятельности. Вся тварь в своих красотах и совершенствах носит на себе отражение совершенств Божиих, но носит бессознательно. Вся земля, исполненная славы Господа Саваофа ( Ис. 4:3 ), поведает носимую на себе славу человек, который один только на земле может понимать ее хвалебные вещания. Таким образом человек составляет живую связь между небом и землею, между Творцом и тварью. Через его сознание и свободу приносится к Творцу бессознательное славословие земных тварей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Убеждение в действительном бытии промысла Божия – убеждение столь же всеобщее в человеческом роде, как убеждение в бытии Божием, как и самая религия. Без веры в промысл невозможна никакая религия. Эта вера лежит в основе всех отношений человека к Богу, которые называются религиозными. Наглядным свидетельством всеобщности веры в Бога-Промыслителя служит молитва , посредством которой человек стремится войти в живое общение с Божеством; молитва не могла бы возникнуть без уверенности в непосредственной близости Бога к миру и Его промыслительном попечении о мире. I. В откровении истина о непосредственном промыслительном действовании Божием выражена ясно. Оно свидетельствует, что Бог почи в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори ( Быт.2:2 ), т. е. от дел творения. но не остался бездеятельным и безучастным зрителем Им сотворенного мира. И. Христос, отвечая иудеям, обвинявшим Его (на основании неправильного понимания Быт.2:2 ; Исх.20:10 ) в нарушении субботнего покоя, говорил; Отец Мой доселе делает, и Аз делаю ( Ин.5:17 ). Здесь ясно различаются два действия Бога на мир: одно окончившееся – это, очевидно, есть творение мира, другое продолжающееся – это есть промышление о мире. Ап. Павел говорит о Сыне Божием, что Он носит всяческая ( φρων τ πντα) глаголом силы Своея ( Евр.1:3 ), что Тем создана всяческая…, и всяческая в Нем состоятся ( τ πντα ν Ατ συνστηκεν – Кол.1:16–17 ). Мировая жизнь в этих изречениях апостола представляется имеющей основание и цель своего бытия в Боге: Бог стоит к ней в таком отношении, что как бы держит ее, носит в Себе и Своим невидимым соприсутствием миру удерживает все от разрушения и уничтожения, однако не сливаясь с миром, но пребывая над всеми ( πι πντων – Εф 4, 6), т. е. в особой области бытия, непричастной мировой жизни. Но не отдельные только изречения, а и все вообще Писание свидетельствует о промыслительном действовании Божием в мире. Оно и само по себе служит свидетельством промысла Божия о мире и человеке. Ибо оно есть чрезвычайное средство промысла Божия, устрояющего спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Убеждение в действительном бытии промысла Божия — убеждение столь же всеобщее в человеческом роде, как убеждение в бытии Божием, как и самая религия. Без веры в промысл невозможна никакая религия. Эта вера лежит в основе всех отношений человека к Богу, которые называются религиозными. Наглядным свидетельством всеобщности веры в Бога-Промыслителя служит молитва, посредством которой человек стремится войти в живое общение с Божеством; молитва не могла бы возникнуть без уверенности в непосредственной близости Бога к миру и Его промыслительном попечении ο мире.   I. B откровении истина ο непосредственном промыслительном действовании Божием выражена ясно. Оно свидетельствует, что Бог почи в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори (Быт 2, 2), т. е. от дел творения. но не остался бездеятельным и безучастным зрителем Им сотворенного мира. И. Христос, отвечая иудеям, обвинявшим Его (на основании неправильного понимания Быт 2, 2; Исх 20, 10) в нарушении субботнего покоя, говорил; Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин 5, 17). Здесь ясно различаются два действия Бога на мир: одно окончившееся — это, очевидно, есть творение мира, другое продолжающееся — это есть промышление ο мире. Ап. Павел говорит ο Сыне Божием, что Он носит всяческая (φρων τ πντα) глаголом силы Своея (Евр 1, 3), что Тем создана всяческая…, и всяческая в Нем состоятся (τ πντα ν Ατ συνστηκεν — Кол 1, 16–17). Мировая жизнь в этих изречениях апостола представляется имеющей основание и цель своего бытия в Боге: Бог стоит к ней в таком отношении, что как бы держит ее, носит в Себе и Своим невидимым соприсутствием миру удерживает все от разрушения и уничтожения, однако не сливаясь с миром, но пребывая над всеми (πι πντων — Εф 4, 6), т. е. в особой области бытия, непричастной мировой жизни. Но не отдельные только изречения, а и все вообще Писание свидетельствует ο промыслительном действовании Божием в мире. Оно и само по себе служит свидетельством промысла Божия ο мире и человеке. Ибо оно есть чрезвычайное средство промысла Божия, устрояющего спасение человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Понимаемое в этом объективном смысле, Евангелие служит «силою Божией ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и эллину» ( Рим. 1:10 ) и всех одинаково поставляет в новое положение, давая им средства жить в отрадном мире внутренно и во взаимных отношениях. В параллель политическому строю, – тут оно оказывается теперь Евангелием царствия (τ εαγγλιον τς βασιλεας: Мф. 4:23; Мф. 9:35; Мф. 24:14), основанного Господом и потому не земного, носившегося перед омраченным раввинистическим взором, а Божия (τ εαγγλιον τς βασιλεας Θεο у Μк. 1:14 по t. rec.) и по своему происхождению от Бога и по назначению вести своих членов к Нему путем спасения (τ εαγγλιον τς σωτηρας μν Εф. 1:13). Это есть Евангелие всецелого умиротворения (τ εαγγλιον τς ερ νης: Εф. 6:15) по благодати Божьей (τ εαγγλιον τς χριτος το Θεο: Деян. 20:24 ), в полноте излившейся на людей через Единородного Сына. При подобных свойствах своих Евангелие открывает прямой и верный путь к совершенству и блаженству для всякого человека, если он смиренно и с душевною покорностью принимает его (πακοειν τ εαγγελ: Рим. 10:2 ; 2Сол. 1:8 ), с сокрушенным сознанием своей греховной немощности будет веровать ему (μετανοετε κα πιστεετε ν τ εαγγελ: Μк. 1:15), подвизаться за веру евангельскую (συναθλεν τ πστει το εαγγελου: Флп. 1:27 ), свидетельствовать Евангелие благодати Божией (διαμαρτρασθαι τ εαγγλιον τς χριτος το Θεο: Деян. 20:24 ) своею достойною его жизни (ξως το Εαγγελου το Χρστο πολιτεεθσαι: Флп. 1:27 ) и своим состраданием ему τ Εαγγελ 2Тим. 1:8 ). Делая все это, христианин становится и соучастником Евангелия, как говорит о себе Апостол Павел ( 1Кор. 9:23 ): πντα ποι δια τ Εαγγλιον, να συγκοινωνς ατο γνωμα. Но это Евангелие основано и утверждено на земле божественным Сыном, Иже сый сияние славы Отчей ( Евр. 1:3 ), и неизбежно отображает небесный блеск своего первоисточника: потому оно есть τ Εαγγλιον τς δξης το μακαρου Θεο ( 1Тим. 1:11 ) или το Χρστο ( 2Кор. 4:4 ) и от надежды благовестия (π τς ελπδος το εαγγελου; Кол. 1:23 ) дарует людям за это упование (δι τν λπδα) уготованное им на небесах ( Кол. 1:5 ) вечное царство. Отсюда оно уже по одному этому бывает Εαγγλιον ανιον ( Откр. 14:6 ) и нескончаемо по действию и существу, как и владыка его – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Троицы и λγος, υις – для Второго Лица; () θες – с или без члена, как собственное имя единственно существующего Бога, Которого евреи называли θες ζν. Новые метафоры, где явлениями материального мира описываются явления христианского сверхъестественного мира: περιπατεν ν καιντητι ζως, κατ σρκα, ν μρ, ν σκτει, κατ νθρωπον, τ ατ πνεματι, ν τ φωτ и пр.; πτρα σκανδλου, τ σκνδαλον το σταυρο; τ βλη το πονηρο τ πεπυρωμνα и τν θυρεν τς πστεως (Εф. 6:16); ε τις θλει πσω μο λθεν, παρνησσθω συτν κα ρτω τν σταυρς ατο κα κολουθετω μοι ( Мф. 16:24 ), причем евраистическое выражение πσω μο λθεν принимает христианский характер; π τατη τ πτρα οκοδομσω μου τν κκλησαν κα πλαι δου ο κατισχσουσιν ατς, δσω σοι τς κλεδας κτλ. (Μф. 16:18–19); ν εις τν κλπον το πατρς ( Ин. 1:18 ). Новое христианское соотношение между словом и его дополнением и конструкции особенные: ποθανεν τ μαρτ; ζν τ θε ν Χριστ ησου ( Рим. 6:11 ); τν πιστευντων δι κροβυστος и τς ν κροβυστ πστεως; βαπτζειν τιν ν πνεματι, ες πνεμα, ες τ νομα το πατρς, π τ νματι. ν τ νματι, ες Χριστν, ες τν θνατον. ες ν σμα; ν πρς τν θεν с богословским значением «в Боге и в единении с Богом»== ν ες τν κλπον ( 1Ин. 1:18 ); νδυναμοσθε ν Κυρ κα ν τ κρτει τς σχος ατο (Εф. 6:10) «чрез Господа и в единении с Ним. Его силой и пребывая в сфере действия этой силы». 8. Характерные черты языка Нового Завета. Анализ составных элементов новозаветного языка показывает, что на него нужно смотреть, как на язык живой, радикально преобразующийся под «иностранным» воздействием иудеев при проповедании нового христианского учения в мире. По смерти первых проповедников такое преобразование продолжалось еще некоторое время уже под одним христианским влиянием, в результате чего должен был явиться собственно, так называемый, греческий христианский язык. При нормальном полном развитии всякий язык заключает фактически три элемента: литературный язык – ораторов, историков, философов и пр.; обычный язык, употребляемый людьми хорошего воспитания для повседневного обращения; народный язык у людей без всякой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

§38. Учение Святых Апостолов о спасении человека: о его совершении, условиях и плодах Учение Апостолов о спасении было главною и преимущественною темою всех апостольских писаний. Сущность его совершенно та же, что и в учении Иисуса Христа. Они так же, как и Он, говорят, что дело спасения было делом любви и свободы Божией ( Еф.1:9 . 1Ин.4:9 ) и что оно совершено было вочеловечившимся Сыном Божиим, Его учением, жизнью, страданием, крестною смертью, воскресением и вознесением на небо. Вся разность между учением их и учением Иисуса Христа заключается в том, что каждая из этих истин получила в учении Апостолов более подробное для себя раскрытие. Так, в дополнение к учению Христа Спасителя, в нем говорится, что спасение человека предопределено от вечности и что Христос есть Агнец, закланный прежде сложения мира ( Деян.2:23 . Еф.1:11 ). Мы искуплены, говорит апостол Петр, драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет.1:19–20 . Сравн. Евр.10–7 ). Соответственно такому от вечности предопределению о спасении, оно представляет собою целый план, который называется у апостола Павла тайной Бога (μυστριν το θεõυ) ( Кол.2:2 ), тайной воли Божией (μυστριον το θελματος το θεο) ( Еф.1:9 ), тайной Христовой (μυστριον το Χριστο) (Εф.3:4), тайной веры (μυστριον τς πστεως) ( 1Тим.3:9 ), тайной Евангелия (μυστριον το υαγγελου) (Εф.6:19) и, наконец, великой благочестия тайной ( 1Тим.3:16 ). Хотя тайна эта и ныне может быть постигаема только верою, тем не менее, с явлением на земле Сына Божия, в ней так много сделалось понятным ( Кол.1:26–27 ), что времена христианские, в сравнении с прежними временами неведения ( Тит.1:3 ), могут быть названы полнотою времен (πλρωμα τ καιρν) ( Еф.1:10 ). Говоря о самом совершении спасения, Апостолы прежде всего останавливаются на значении учения и дел Христа Спасителя. Так, апостол Иоанн говорит, что Он дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Ин.5:20 ). Его закон есть, по учению апостола Иакова, закон совершенный, закон свободы ( Иак.1:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Чтобы понять происхождение основной идеи посланий Игнатия, идеи повиновения епископу, следует прежде всего обратить внимание на то доминирующее в его настроении чувство, под действием которого писал он малоазийским церквам. Это чувство – страх за целость церквей. Можно сказать, как в послании к Римлянам он стоял под впечатлением ожидания предстоящаго ему великого подвига, так в послании к церквам Малой Азии он находился под впечатлением опасения за судьбы церквей, осаждаемых отовсюду развратителями истинной веры. Если в Риме его мысль останавливалась невольно на зверях в собственном смысле, то думая о малоазийских церквах, он постоянно представлял себе „зверей в человеческом образе“ (Смир. 4). И это сравнение было по-видимому не в пользу последних. Эти бешенные псы, исподтишка кусающие ( Еф. 7 ), предлагают верующим яд, смертоносную отраву в подслащенном вине (Тралл. 8). Они повсюду строят козни диавольские (Тралл. 8). Это безбожники и неверующие, хотя и говорят о Христе (Тралл. 10). Это столпы и гробы мертвых с именами человеческими (Филад. 6). Этих зверей в человеческом образе не только не должно принимать, но с ними опасно и встречаться (Смир. 4). А между тем эти звери в человеческом образе угрожают всем церквам. Они явились в ефесскую церковь со своим злым учением (Εф. 7 и 9). И магнезийскую общину некоторые обольщают чуждыми учениями и старыми бесполезными баснями. Они проповедовали необходимость исполнения закона (Магн. 8), призывали Иисуса Христа, но жили по иудейски (Магн. 10). Траллийской общине тоже угрожают безбожники, говорившие, что Господь страдал только призрачно (гл. 10). Филадельфийцев Игнатий предостерегает от проповедующих иудейство, (гл. 6). Смирнянам он внушает избегать лжеучителей, не признающих страданий и воскресения Христа (гл. 4 и 7). Одним словом, все церкви в опасности. Одним грозят иудействующие, ставящие рядом с евангелием закон, рядом с Христом древних пророков, живущие по иудейски (Магнез. гл. 8–10; Филад. 6), другим еще более опасные еретики, докеты, отрицающие во Христе вместе с Его человеческим естеством действительность Его воплощения, страданий и воскресения (Тралл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009