Эта деятельная покорность очевидцев Христа Спасителя Его званию, которую Он назвал верою, во всех ее проявлениях, составляет основание совершенства в Его истинных последователях во все времена Иисус Христос есть Спаситель всего человечества на все века: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мат. 28, 20), Звание Его сообщается людям через слышание слова Божия ( Рим. 10, 17 ); все уверовавшие в Него по Его вознесении называются „призванными к вере» ( 2Тим. 1, 9 , Еф. 4, 1 ). Их нравственное состояние Господь называет высшим сравнительно с состоянием тех, которых веру Он милостиво принимал, лично проповедуя им учение о царствии Божием: „блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Иоан. 20, 29 ). И вместо того, чтобы быть пред их глазами, говорить вслух их человеческим голосом, Он вселяется в сердца их благодатью Св. Духа по обетованиио „вселюся в них и похожду» ( 1Кор. 6, 12 ) – согласно с их верою ( Εф. 3, 17), Он облекает, или обемлет их Собою с минуты крещения: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3, 27 ). Учение об этом известно всем получившим христианское воспитание. Но Апостол требует большего, чем приобретение таких познаний; он требует, как залога, опытного сознания обитания Христа в душах наших, ощущения Его присутствия в нас, как внутреннего свидетельства о действенности нашей веры, которым мы должны проверять себя и во всех обстоятельствах, требующих от нас поведения согласного с верою. Такое именно обстоятельство и послужило поводом к слову Апостола Павла к коринфянам. Коринфяне под влиянием лжеучителей усомнились в боговдохновенности Св. Апостола. „Вы ищете, говорит он, доказательств – Христос ли говорит во мне» ( 2Кор. 13, 3 ), но посмотрите, есть ли Христос в вас. Чувствуя Его в себе, вы не усомнитесь, что Он говорит во мне. В настоящее время у нас образованными людьми легко решается вопрос о личной вере, когда по обстоятельствам оказывается нужным заявить о ней. Говорят: „я человек верующий, я не отрицаю бытия Божия, пользы христианства, потребности в церкви для простого народа и т. под., а затем я оставляю за собою свободу судить обо всем, что касается веры по своему убеждению». Но чтобы здраво судить о вопросах веры, мало допускать бытие Бога, – или не отвергать тех или других догматов, а нужно, по Апостолу, „пребывать в вере», жить верою, иметь в себя Христа. Без этого обладания Христом, или без присутствия Его в нас, нельзя сохранить правой веры разума и предохранить себя от заблуждений в вере, как увидим при дальнейшем размышлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Глава Церкви – Христос, от Которого всё тело, составляемое и совокупляемое, посредством всякого вспомоществующего соприкосновения, при соразмерном действии каждого члена, получает приращение для своего назидания в любви (Εф. 4:16). Есть дары не столь возвышенные, как другие, но более их нужные и полезные для верующих. Небесный Раздаятель дарований имеет в виду не столько величие и возвышенность Своих даров, сколько их пользу, или применяемость к пользам Церкви. Так, например, дар чудотворений или исцелений – величественнее, чем дар учительства; но последний – необходимее при настоящем состоянии верующих ( 1Кор. 14:5 ), а потому и дан в гораздо большей мере, чем первый, излиян на гораздо большое число верующих. Так и каждый дар дается в такой мере, в какой он необходим для пользы Церкви. Устройством своего существа и судьбами своей жизни человек свидетельствует о великой мудрости своего Творца: с тем вместе он носит в себе свидетельство об Его беспредельной благости. Господь ничем не гнушается ( Прем. 11:25 ) и с любовью созидает и последнюю из полевых лилий ( Мф. 6:28–29 ); но человек из всех земных тварей есть предмет особенной любви Божией. Вспомним, что всё, что видим в человеке и около него безобразного, нестройного, несовершенного, есть дело не рук Божиих, но – самовольное произведение самого человека. Мы не можем теперь представить, как совершен был первозданный. Сколько открывает нам бытописание, – обитатель рая имел великие силы духа ( Быт. 2:20 ), был столь совершен и столь близок к Богу, что мог входить с Ним в непосредственное общение ( Быт. 3:8 ). Тело его было безболезненно, способно жить вечно ( Быт. 3:22 ), власть над всею тварью – поистине царственная. Человек пал, потерял способность к райской жизни, обезобразил первозданную красоту, ослабил свои силы и свою власть над подчиненною ему тварью, немоществует телом, немоществует и душою. Но и в своем уничиженном состоянии, при всех немощах и растлении, человек являет еще в себе великие силы и дары Творческой любви, свидетельствующей собою о непостижимом теперь для нас величии первобытных совершенств, им потерянных.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Всезиждительная Премудрость Божия, с радостью возводящая мир в бытие, преимущественно радуется о человеке, как о совершеннейшем творении на земле. «Едва веселяшеся вселенную совершив, и веселящеся о сынах человеческих» ( Притч. 8:31 ). «Славлю Тебя, – поет Давид Богу, – потому что я дивно устроен» ( Пс. 138:14 ). Сам Творец непосредственно образует тело первозданного и устрояет в нем чудное единение духа и плоти ( Быт. 2:7 ). Дающий человеку благословение чадородия, конечно, определил образ его рождения. «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя», говорит Иов Богу. «Или не якоже ли млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси равно сыру?» (не Ты ли пролил меня, как молоко, и сгустил меня, как сыр?). «Кожею же и плотию мя облек еси, костьми же и жилами сшил мя еси» ( Иов. 10:8 ; Иов. 10:10–11 ). «Ты сотворил внутренность мою, – говорит Пророк, – составил меня во чреве матери моей. Ни одна кость не сокрылась от Тебя, хотя и устроен втайне, соткан во глубине земли» ( Пс. 138:13 ; Пс. 138:15 ). Под глубиною земли разумеется утроба матери, в которой незримо от людей образуется младенец; но Бог видит его образование, так что ни одна кость не утаится от Его всевидящих очей. «Так Ты извлек меня из чрева; Ты упокоил меня у груди матера моей» ( Пс. 21:10 ). Конечно, образование и рождение каждого человека совершается по законам, данным природе; но эти законы во всех малейших подробностях определены в плане Творческом, и Бог видит и поддерживает каждое их действие. Мужественная мать Маккавеев, убеждая сынов своих на подвиг мученичества, между прочим, говорит им: «Не вем, како во чреве моем явистися, ниже бо аз дух и живот дах вам, и коегождо уды ее аз составих, но мира Творец, создавый род человеч и всех изобретый рождение» ( 2Мак. 7:22–23 ). «Зародыш мой видели очи Твои, – говорит Давид, – в Твоей книге всё то написано» ( Пс. 138:16 ), т. е., в Твоём творческом плане определен весь ход моего утробного образования и образ рождения. Сравнивая Церковь с телом человеческим, Апостол замечает о последнем, что Бог, составляя тело, каждому члену его определил известную меру деятельности и установил между членами различные вспомоществующие соприкосновения (Εф.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

§ 253. Союз Церкви с Иисусом Христом Церковь , получив начало свое от Иисуса Христа, имеет теснейший союз с Ним, – союз не только как с Основателем своим и верховным Правителем, но как со всегдашним и единственным началом и источником своей внутренней жизни. Союз сей в священном Писании определяется тем, что Церковь именуется телом, а Христос Спаситель главою её; вы есте тело Христово и уди от части ( 1Кор. 12:27 ); Христос глава Церкви, и Той есть спаситель тела ( Εф. 5:23). Еще Иисус Христос называется лозою, а верующие ветвями: Аз есмь лоза, вы же рождие ( Ин. 15:5 ). Апостол Павел называет Иисуса Христа краеугольным камнем, а Церковь – зданием: наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:20, 21 ). Таким образом союз Христа Спасителя с Церковью есть а) внутренний, непосредственный: Он сам живет в ней и с нею, и сам от Себя сообщает ей жизнь, как глава телу, корень ветвям, между коими нет и не может быть промежутка; б) необходимый: от Него единственно зависит жизнь всего тела Церкви и каждого члена, а вне Его нет сей жизни: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15:5. 6 ); в) непрерывный, имеющий продолжаться вечно, постепенно скрепляясь и возрастая, доколе Бог будет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ); г) таинственный, сущности которого мы не понимаем, а должны только пользоваться им во спасение свое, подобно как членам тела довольно ощущать жизнь, сообщаемую им главою, а знать, как это бывает, не их дело. § 254. Цель Церкви Цель, для которой Господь Иисус Христос основал Церковь свою на земле, есть та, чтобы в недрах её люди обретали совершенное Им и усвояемое Духом Святым спасение и жизнь вечную, будучи просвещаемы в вере и благочестии христианском, освящаемы благодатью Божией, и руководствуемы к преспеянию духовному, и, таким образом, дело спасения человеческого рода постоянно и непрерывно продолжалось на земле. Цель сию ясно указывает св. апостол Павел: Τοй, т. е. Иисус Христос, дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, в совершение святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:11, 12, 13 ). Цель сия достигается и теперь в отдельных членах, но вполне достигнет тогда, когда Церковь придет в предопределенную полноту свою и все враги будут побеждены Иисусом Христом. Подобает бо Ему царствовати, говорит Апостол, дондеже положит вся враги под ногама своима ( 1Кор. 15:25 ). Тогда наступит новая эпоха царства Божия: будет царство славы и Церковь торжествующая. §255. Церковь есть общество видимое

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Святой Мефодий Патарский : “мы веруем, что в Сыне, по благоволению воли ( Εф. 1:5), соделавшимся ради нас человеком, по нераздельному божеству пребывает Отец со Духом. единосущным Ему”. 665 “Ни Отец никогда не перестанет быть Отцом, ни Сын Сыном, ни Дух Святой тем, что Он есть во ипостаси, так что ни одно Лице Троицы не может лишиться ни вечности, ни общения (с другими Лицами), ни цар­ства”. 666 Вообще же святые Отцы и учители Церкви, жившие до четвертого века (ибо ими только мы и здесь ограничиваемся, считая излишним приводить свидетельства Отцов четвертого века, когда о божестве Святого Духа написаны целые обширные сочинения и догмат этот окончательно утвержден на вселенском Соборе), – усвояли Святому Духу: а) Божеские свойства: вечность, 667 вездесущие, 668 всеведение, 669 самосвятость 670 и друг.; б) Божеские действия: творение, 671 промышление, 672 в частно­сти вдохновение Пророков, 673 освящение людей, 674 раздаяние им благодати, 675 обитание в душах верующих; 676 в) со­вершенное равенство и единосущие со Отцом и Сыном, 677 и – г) Божеское поклонение. 678 Что касается, наконец, до некоторых неточностей в учении о Святом Духе, как и вообще в учении о Пресвятой Троице, встре­чающихся иногда в писаниях древнейших пастырей Церкви, то замечания об этом мы уже высказали прежде (§ 28), и по­вторять их было бы излишне. § 37. Нравственное приложение догмата. Мы веруем, что и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но так, что не три бога, а один Бог. Отсюда для нас два главных нравственных урока. 1) Все три Лица Божества равны между собой: следовательно, всем Им мы должны воздавать и равное Божеское поклонение, должны чтить Сына точно так же, как чтим Отца, и чтить Святого Духа не менее, как чтим Отца и Сына. Отвергать или уничижать какое-либо из Божеских Лиц, значит ниспровергать в себе веру Христову. “Уверяю, писал святой Василий Великий , всякого человека, который исповедует Христа и отрицает Бога, что ему не будет благоволить Христос, как и тому, кто призывает Бога, но отвергает Сына; потому что суетна вера его. Уверяю и того, кто отметает Духа, что вера в Отца и Сына обратится для него в тщету, и что он не может иметь сей веры, если не соприсутствует Дух. Ибо неверующий в Духа не верует в Сына; а неверующий в Сына не верует в Отца. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). И: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Иоан. 1:18 ). Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно покланяться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения”. 679

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В тесной связи с утверждением в Первооткровении истины единства человеческого рода, стоит и установление одного из важнейших религиозных институтов – таинства брака, оно заключено в факте создания жены из существа мужа, и в словах последовавшего за этим божественного благословения их единобрачного союза. Нельзя, конечно, сказать, чтобы сотворение жены было тождественно с тем таинством, которое мы называем теперь браком, но должно признать, что все основные элементы настоящего брачного союза – его единство, нерасторжимость и теснейшее духовно-нравственное и физическое взаимное общение супругов и даже частные роли мужа, как главы, жены, как его помощницы, запечатлены на страницах библейской первоистории со всей возможной изобразительностью, так что первозданная чета может служить лучшим примером идеальных брачных отношений, чем она и должна быть по учению слова Божия (Мф.19:4–6; Εф.5:24–26). Моногамия, как союз двух существ, была основанием семейной жизни, а эта последняя послужила прототипом всех социальных отношений. «От сердца первого человека, от ребра его тела взято то существо, которое дополняло жизнь его и вместе с которым он составлял первую церковь Божию на земле, первое общество, которому переданы первые законы, первые обетования, с которым Бог поставил первый завет свой» 426 . Таково было представление о человеке в первобытной патриархальной религии, оно устанавливало правильный руководящий взгляд на отношение человека к Богу, людям и миру и вполне удовлетворяло его законной любознательности. В полном согласии с библейским учением о происхождении, единстве и достоинстве человеческой природы, стоит и общее представление Библии о первобытной эпохе человеческой истории. Существуют два различных взгляда на библейское учение о природе первозданных людей: по одному они совершенные дети, разум которых не в состоянии сознательно различать добра от зла (взгляд рационалистов старой и новой школы); по-другому это люди, стоящие на высшей ступени интеллектуально-морального развития (взгляд идеалистической философии и протестантизма) 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Σ ρξ – само по себе – употребляется для мягких частей человеческого тела в противоположность жидким (крови) и твердым (кости). Таково – мясо (κρ ας, саго: Лк. 24:39 ; Εф. 5:20), которое вследствие всюду проникающих нервов бывает и обыкновенно представляется седалищем физической чувствительности, органом восприятия внешних впечатлений. Отсюда σ ρξ метонимически прилагается ко всему человеку в его естественном состоянии, как духовно-телесному существу, восприимчивому ко всем внешним воздействиям, а в дальнейшем смысле обозначает греховное человечество, поскольку оно или увлекается сладостями житейскими, или порабощается печалям мира. Впрочем, такое производное понятие σ ρξ получает при противопоставлении πνε μα (напр., Рим. 7:5, 6, 18, 25 ), а вообще указывает человека естественного, как отдельную индивидуальность. Но Апостол Иоанн не говорит νθρωπος, чем Логос включался бы в ряд людей в качестве ингредиентного члена, ибо и сейчас он был эссенциальным Словом Божиим. Равно не называет его Евангелист и σ μα, поскольку им воспринята и разумная человеческая душа. Логос остается неизменным по своей божественной природе, но усвоил полную и всецелую человечность, так что с одной стороны это Бог, а в другом отношении, при иной точке зрения – человек. Оба были в неразрывном единстве Богочеловека чрез воплощение, которое есть «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3:18 ). В ней и вся разгадка описываемого переворота и объяснение дела искупления. Верующие делаются τ κνα θεο лишь потому, что их Спаситель – определенный, божественный λ γος и, следовательно, может поставить в теснейшую, богосыновнюю связь со своим Небесным Отцом. И эта возможность осуществляется без насилия над нашею природой, а естественно, ибо «Слово стало плотию», почему Христос был «Сын человеческий», своим воплощением уже возведший – идеально – все человечество к Богу. Посему, если люди посредством π στις всецело соединяются с Искупителем, вчленяются в тело Христово, – они вместе с этим непременно и реально делаются чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1338 Из греческих выражений, которые использует Ерма, Цан заключает, что он вырос в иудейских кругах и, возможно, знал еврейский язык. С другой стороны, Гарнак полагает (примечания к Vis. I. 1), что Ерма родился в христианской семье, иначе он обязательно рассказал бы нам о своем обращении в доме Роды. Гильгенфельд (р. 138) считает Ерму иудеем, а хозяина, который продал его, – язычником. Робинсон предполагает, что он был рабом–греком (Sim. IX) и писал воспоминания о своей юности. 1339 Церковные служители собирательно названы πρεσβτεροι, или seniores, или praesides, как равные между собой, но Климент Римский , похоже, осуществлял нечто вроде надзора за иноземными церквями. Vis. II, 2, 4; III, 9; Simil. IX, 31. В одном отрывке (Vis. III, 5) Ерма упоминает четыре должности, «апостолов, епископов, учителей и диаконов». К «епископам» здесь относятся также пресвитеры, а «учителя» – это либо все проповедующие Евангелие, либо пресвитеры–епископы в их обучающей роли (в отличие от роли административной). В других местах автор упоминает только απστολοι и διδσκαλοι, Sim. IX, 15, 16, 25; ср. с ποιμνες και διδσκαλοι у Павла, Εф. 4:11. О церковной организации Ерма говорит лишь мимоходом и неопределенно. Его замечания могут быть истолкованы Гильгенфельдом и Гарнаком в пользу пресвитерианства, Гефеле и Ротом – в пользу епископата. Лайтфут, считающий Ерму братом епископа Пия (140), говорит: «Если бы не было известно, что родной брат автора был епископом Римским (?), нам трудно было бы сделать из его произведения какие–нибудь выводы о строении римской церкви в его дни» (Com. on Philipp., p. 218). 1340 Adv. Haer. IV. 20, §2: ειπεν γραφ λγουσα. Далее следует цитата из Mand. I. 1: «Прежде всего верь, что есть только один Бог, сотворивший и приготовивший и сделавший все из ничего». Возможно, автор просто перепутал это место с одним из таких отрывков, как 2Мак. 7:28 (πντα… ξ ουκ ντων ποησεν); Евр. 11:3 ; Μκ. 12:29 ( θες εις στ); Иак. 2:18 . Гильгенфельд полагает, что с текстом Ермы были знакомы также автор κρυγμα Πτρου и Псевдо–Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ибо мы знаем, что демоны ложно прилагали к себе самим и идолам это божественное название, а святые получали по­добную честь по благодати, – истинно же и по природе Бог есть только Бог всяческих и единородный Сын Его и Всесвятый Дух... Хотя многие на­зываются отцами, но мы поклоняемся одному Отцу, – Отцу предвечному, давшему это наименование людям... Точно также, если и называются другие христами, мы не должны уклоняться от поклонения Господу нашему Иисусу Христу». Поэтому «учители Церкви всегда безразлично пользовались наиме­нованиями Единородного», напр. «великий Василий, светильник Каппадокийцев или – лучше – вселенной, говорит: «наименование Христа есть исповедание всего« " 1017 . Равным образом не следует утверждать, что «по вознесении Господа, Христос – не Христос, но Сын единородный, ибо ведь по воз­несении написаны и божественные Евангелия, и история Деяний, и послания Его Апостолов». Притом, и теперь «тело Господа есть тело, хотя тело бо­жественное и прославленное божественною славой. Итак: не будем избегать этого наименования, чрез которое мы получили спасение и которым все обновлено ( Εф. I, 9)» 1018 . Феодорит в спокойном тоне, с пастырскою любовью и отеческою простотой изобличил здесь «неразумие» архидиакона 1019 , чтобы предостеречь верующих от малейшего приражения падавшего в своем господстве не­честия. В других письмах он касался более частных случаев, имев­ших специально-личное отношение. Так, Феоктисту Верийскому он раскры­вает понятие об истинной дружбе, конечно, потому, что и тот соблазнился под давлением царивших ранее веяний 1020 . Но обличая трусливых изменников, Феодорит не забывал и искрен­них поборников православного диофизитства, которые в его глазах по преимуществу были достойны уважения, ибо действовали в самой столице империи, откуда шли все козни «второго фараона» 1021 и его слуг. До нас сохранились два письма Киррского епископа на имя Маркелла, архимандрита обители неусыпающих, Апамийского уроженца 1022 . В 448 году он скре­пил осуждение Евтихия 1023 и с того момента, «являя па земле образ ангельского жития», сиял «ревностью по апостольской вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Автор настаивает, что именно воскресение Иисуса совершило спасение. В этом тексте нет никакого намека на то, что воскресение понимается как–то иначе, нежели в языческом и в еврейском мире и в среде первых христиан. Поэтому когда автор говорит, что Мессия был «предан смерти во плоти/через плоть, но оживлен в духе/посредством духа», мы не должны переносить на этот текст антитезу «материального/нематериального», как сегодня мы воспринимаем антитезу плоть/дух. Возможно, и я это отметил в переводе с двумя вариантами, что здесь, как и в 1Тим 3:16 , слово «дух» нужно воспринимать как имеющее инструментальное значение, а не значение места. Возможно, слово «плоть» в предыдущей строке надо читать подобным же образом: он был предан смерти плотью и приведен к жизни Духом 1461 . Связь со стихом 19 тогда могла бы быть иной: не «он пришел к жизни в Духе, и в таком виде пошел проповедовать духам в темнице», но «он был приведен к жизни Духом, в силе этого Духа, или под воздействием этого Духа, он пошел»… Иначе говоря, ясное упоминание о воскресении Иисуса в 1Петр 3:21 , повторяющее 1:3, можно считать опорной темой отрывка. Подобным образом в Εф 1 и Флп 3 именно воскресение делает Иисуса отныне Владыкой ангелов, властей и сил. Он восседает одесную единого истинного Бога, как в Рим 8:34 , и ничто не отлучит его народ от его могущественной любви. Таким образом, маленькие Соборные Послания Нового Завета дают различные результаты для нашего исследования. Они не касаются этой темы столь детально или столь часто, как это делает Павел, евангелия и Деяния Апостолов. Тем не менее надежда на воскресения остается неизменной, а воскресение Иисуса – ее основание. И хотя воскресение уже не стоит в центре внимания как главный момент, который необходимо усвоить (стоит всегда помнить, что эти Послания созданы позднее, чем Послания Павла, евангельское предание и Деяния Апостолов), этот предмет не исчез, не был отменен или переиначен. Воскресение по–прежнему значит то же, что значило повсюду в I веке; первые христиане держались за него, как это делали фарисеи; а следующие два–три поколения продолжали делать то же, как мы увидим в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009