– Анафорический артикль указывает на предыдущее упоминание. κρυξον τν λγον ( 2Тим. 4:2 ). Проповедуй слово (ссылка на предшествующее обсуждение в 2Тим. 3 ). – Дейктический артикль указывает на предмет или лицо, присутствующее на момент речи. Обычно такой артикль стоит переводить указательным местоимением. προσλθον ατ ο μαθητα λγοντες ρημς στιν τπος (Μφ. 14:15). Подошли к Нему ученики, говоря: «Пустынно это место». – Артикль par excellence 503 показывает, что определяемый субстантив составляет «класс сам по себе». προφτης ε σ; κα πεκρθη ο ( Ин. 1:21 ). «Ты тот самый пророк?» И он ответил: «Нет». – Монадический артикль определяет субстантив, как выражающий нечто уникальное, единственное в своём роде. δε μνς το θεο αρων τν μαρταν το κσμου ( Ин. 1:29 ). Вот Агнец Божий, Который берёт грех мира. – Иногда артикль употребляется с причастием или прилагательным для того, чтобы его субстантивировать . κλπτων μηκτι κλεπττω (Εφ. 4:28). Кравший пусть больше не крадёт. – Артикль может исполнять функции личного, притяжательного и относительного местоимений. Ο δε επαν πρς ατν... (Ακ. 5:33). Они же сказали ему... Ο νδρες, γαπτε τς γυνακας (Εφ. 5:25). Мужья, любите своих жён. μοιοι εσιν παιδοις τος ν γορ καθημνοις κα προσφωνοσιν λλλοις (Ακ. 7:32). Они подобны детям, которые сидят на рынке и говорят друг другу. 36.8. Когда артикль отсутствует , основной акцент сделан на качествах объекта, выраженного субстантивом. Эту концепцию непросто понять и вам потребуется какое-то время на её усвоение. θες γπη στν ( 1Ин. 4:8 ). Бог есть любовь. (Речь идёт не столько о том, что Бог любит, сколько о том, что Он – сама сущность любви.) Однако в других случаях артикль не употребляется в тексте просто потому, что слово не выражает нечто конкретное. ρχεται γυν κ τς Σαμαρεας ντλσαι δωρ ( Ин. 4:7 ). Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. (На данном этапе истории это просто женщина, не какая-то женщина конкретно.) 36.9. Артикль может также использоваться в качестве показателя грамматической функции , например, указывая, что последующее слово определяет предыдущее. Мы постоянно сталкивались с этим в 9-й главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2. Εμες δε, μεταφροντας καλς το γρμμα στο πνεμα, ας ηχσωμε τρα σε σας πνευματικς, και μλιστα κατ τον και­ρ της νηστεας, οπτε επιτθενται αγρως φανερ και αφαν θηρα· φανερ μεν η γαστριμαργα, η μθη και τα παρμοια, λλα δε αφανς ενεδρεοντα, η κενοδοξα και η υπερηφνεια, η υπεροψα και η υπκρισις. Ο διος δε χος εναι και φυγαδευτριο των τοιοτων θηρων και φυλακτριο των ασκοντων τη νηστεα. 3. Εναι λοιπν η νηστεα και η ακρασα αντθετα μεταξ τους, πως η ζω και ο θνατος. Η νηστεα εναι εντολ ζως, που εναι συνομλικη της ανθρωπνης φσεως, αφο εδθηκε απ τον Θε στον Αδμ κατ την αρχ στον παρδεισο, για διαφλαξι της ζως και της θεας χριτος που εχε δοθ σ " αυτν απ τον Θε. Η δε ακρασα εναι συμβουλ για τον θνατο σμα­τος και ψυχς, που εδθηκε δολως απ τον Διβολο στον Αδμ δια της Εας για κπτωσι της ζως και απαλλοτρωσι της απ τον Θε θεας χριτος· διτι ο Θες θνατο δεν εδημιοργησε οτε ευχαριστεται με την απλεια των ζντων. Ποις νθρωπος λοιπν θλει να ερη ζω και χρι στον Θε απ τον Θε; Ας αποφγη την θανατηφρο ακρασα κι " ας προστρξη στη θεοποι νηστεα και εγκρτεια, για να επανλθη χαρομενος στον παρδεισο. 4. Ο Μωυσς, νηστεοντας επνω στο ρος σαρντα ημρες, επταξε σε ψος θεοπτας κι " εδχθηκε πλκες θεοσεβεας· ο δε λας των Εβραων κτω μεθντας, εξπεσαν σε ασβεια και εχνευσαν εδωλο μσχου σε ομοωμα του αιγυπτου θεο Απιδος, και αν δεν εστεκταν μεστης προς τον Θε, αφο με την ανηλε εξντωσι των ομογενν του που προηγθηκε τον εξιλωσε, δεν θα τους ελυπταν καθλου ο Θες (Εξ. 32, 1 εε.). Αν λοιπν χρειαζμαστε κι " εμες το λεος του Θεο, να μη μεθομε με ονο, οτε να βαρυνμαστε απ υπερκορεσμ, πργματα στα οποα υπρχει η ασωτα και η ασβεια (Εφ. 5, 18). Θεπτης ταν και ο Ηλας, αλλ αφο και αυτς εκαθαρσθηκε προηγουμνως με νηστεα (Γ’ Βας. 19, 8 εε.). Επτυχε και ο Δανιλ θεοπτα και οπτασα ενς απ τους αρχαγγλους, ο οποος του παρεχε γνσι των μελλντων, αλλ αφο προηγουμνως μεινε σιτος επ εκοσι ολκληρες ημρες (Δαν. 10, 2 εε.). Αλλος προφτης εφονεθηκε απ λεοντρι, αλλ’ αφο φαγε παρ την εντολ του Θεο. Γνωρζετε λοι τον Ησα υιν του Ισακ, ο οποος λγω γαστριμαργας εξπεσε και απ τα λλα πρωτοτκια και απ την πατρικ ευλογα (Γεν. 27, 36). Ας φοβηθομε μπως κι " εμες, προσχοντας σ " αυτν την γαστριμαργα, εκπσωμε απ την υπεσχημνη εκενη ευλογα και κληροδοσα του ανωττου Πατρς. Δεν αγνοετε επσης τους τρεις παδες, οι οποοι, παραδεδομνοι στη νηστεα, κατεπτησαν με φλεκτα πδια και σματα την κμινο στη Βαβυλνα που εχε εκκαυθ εναντον τους επταπλασως.

http://bogoslov.ru/article/1609193

Эта великая тайна нашего обжения ( Еф.5:32 ), этот бесценный дар и эта безмерная честь, оказанная нам всемилостивым Богом, основываются на обжении человеческой природы в лице Христа. Как «во Христе Бог Слово воспринял реальную плоть», оставаясь, однако, непреложным в Своем Божестве, и как «воспринятая природа была сделана Богом, не претерпев изменения», подобным образом Бог возрождает духовно и «блаженную душу». В то время как душа продолжает оставаться человеком, Он «обожествляет» ее. 1210 Следовательно, в Вечном Царстве каждый из праведных сохранит свою личность, которая будет четко отличаться от трех Лиц единосущной и нераздельной Святой Троицы. Обженная человеческая личность не будет соединенной «сущностно и ипостасно» с одним из Лиц Святой Троицы. " В то время как Слово, будучи беспредельным Богом, обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ) «и никто не может к Нему приблизиться по причине преизбыточествующего сияния», мы, однако, соединяемся с Его обженной человеческой природой и все вместе составляем Его Тело, – полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:23 ). Потому что Бог поставил Его выше всего, главой Церкви (Εφ.1:22), «главой высокой, находящейся превыше всего, выше Ангелов, выше Архангелов». 1211 Но поскольку тело есть дополнение головы, а Христа, то есть голову, исполняющую все во всем необходимом, дополняет Церковь , то божественный Златоуст заключает: «Тело Его составлено из всех (верующих). Тогда наполняется голова, тогда тело становится совершенным, когда мы все соединены и связаны». 1212 Благодаря одежде духовного нетления, которую в Будущем Веке нам дарует наш Господь, поправший смерть, воскресший и вознесшийся в теле на небеса, станем и мы нетленными и вечными. Конечно, нетление «составляет свойство духовной и неизменной сущности Бога» (см. 1Тим.1:17 ). «И как только творение входит в нетление (по благодати), оно обоготворяется». Так что «обжение природы человека во Христе понимается всегда как ее нетление, как просветленный и блаженный вход в бесконечный Божий век. Этого вхождения творения в нетленное лоно небес Господь достиг всем Своим спасительным делом на земле, в особенности же Своим живоносным Воскресением из мертвых». 1213 Именно это мы воспеваем в День Воскресения: Тот, Кто как всемогущий Бог избавил и сохранил невредимыми от огня печи трех благочестивых отроков, сделавшись Человеком, подобным нам, но «без греха», как смертный, переносит страдания и претепевает крестную смерть. Но этими Своими Честными Страстями, за которыми последовало Его светоносное Воскресение, Он облекает человека в светлые одежды духовного нетления и обновления, дарует ему красоту нетления и бессмертия. 1214

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Хотя греческий артикль, как правило, не переводится на русский язык, для аккуратного толкования текста следует учитывать особенности его употребления. 1 . Артикль может употребляться для придания слову определённости, то есть чтобы показать, что речь идет о чем-то известном, например, в связи с предыдущим упоминанием или благодаря уникальности объекта. ρχεται γυν κ τς Σαμαρεας... λγει ατ γυν Σαμαρτις ( Ин. 4:7,9 ). Приходит женщина из Самарии... Говорит Ему женщина Самарянская. λιος σκοτισθσεται ( Мф. 24:29 ). Солнце померкнет. 2 . Артикль может использоваться как показатель грамматической функции, например, чтобы указать, что некое слово служит определением к предыдущему слову. μετ τν αγγλων τν γων (Μκ. 8:38) с ангелами святыми 3 . Артикль иногда употребляется с именами собственными. ποκριθες δ ’Ιησος επεν πρς ατν... (Μφ. 3:15) Но Иисус, отвечая, сказал ему... 4 . Иногда артикль используется, чтобы превратить причастие (например, χοντι), прилагательное или другую часть речи в субстантив, даже если между артиклем и субстантивируемым словом вставлены другие слова (τν ξηρν χερα). Такая конструкция иногда переводится с помощью относительного придаточного предложения. λγει τ νθρπ τ τν ξηρν χερα χοντι (Μκ. 3:3) Он говорит человеку, имеющему сухую руку Он говорит человеку, который имел сухую руку 5 . Иногда артикль отсутствует у тех слов, у которых мы могли бы его ожидать, например, по аналогии с английским языком. В греческом языке слово с артиклем является определённым, но слово без артикля также может быть определённым. ν ρχ ν о λγος ( Ин. 1:1 ). В начале было Слово. 6 . Артикль может выступать в роли личного, притяжательного или относительного местоимения. Ο δ επαν πρς ατν... (Λκ. 5:33). Они же сказали Ему... Ο νδρες, γαπτε τς γυνακας (Εφ. 5:25). Мужья, любите своих жён. μοιο εσιν παιδοις τος ν γορ καθημνοις (Λκ. 7:32). Они подобны детям, которые сидят на площади. 7 . Когда один артикль относится сразу к двум существительным, оба существительных рассматриваются как указывающие на единый объект. Данная конструкция связана с важными богословскими вопросами и весьма значима.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иоанн Златоуст, Слово о Святом Духе, 11, PG 52, 826. 349 Ин. 3:34–35. 350 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174 (р. п.: Т. 8(1). С. 193). 351 Пс. 44:3. 352 Имеется в виду тело Спасителя. 353 Ин. 1:16. 354 Иоиль 3:1. 355 2 Кор. 1:22. 356 Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 44, 2–3, PG 55,185D–186C (р. п.: Т. 5 (1). С. 187–188). 357 Первое антирретическое слово к Евномию, PG 45, 464ВС (р. п.: Творения. М., 1863. Ч. 5. С. 148). 358 Т. е., по аналогии с человеком, который «рождает», то есть произносит слово посредством дыхания. 359 Там же. 360 См. Григорий Нисский, Послание к Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 133ВС (р. п.: Творения. М., .1862. Ч. 4. С. 111–132). 361 Его же, К эллинам на основании общих понятий, PG 45, 180С (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 183). 362 «τν ν βασιλεσι θεον ικν» — очень красивый греческий оборот, не передаваемый адекватно средствами современного русского языка; по–церковнославянски это читалось бы: «в царех божественнаго песнопевца». 363 Пс. 32:6. 364 Это Слово св. Григория не сохранилось. 365 Т. е., у человека причина бытия каждого заключается в двух лицах, — отца и матери, — равно как и вызванных ими к бытию детей может быть двое или больше. 366 В античную эпоху — третейский судья, посредник (διαιτητς). 367 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 266 (р. п.: С. 267). 368 Григорий Нисский, К Авлавию, PG 45,133В (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 130–131). 369 Иак. 1:17. 370 Григорий Богослов, Стихотворения. Песнопения таинственные, 3, 24–28, PG 37, 410А (р. п.: Творения. Т. 2, С. 23). Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469 В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 371 Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 372

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

31 На Мф. бес. 54, 2: на сем камени, – т.е. на вероисповедании – τη πιστει της ομολογιας. Migne, PL., t.58, col.534. Творений т.7, стр.554. Ha Мф. бес. 82, 3: создал Церковь на исповедании ( επι τη ομολογια) Петра. Migne, PG., t.58, col.741. Творений т.7, стр.824. Толков, на 1 гл. поел, к Гал.: обещав на исповедании его положить основание Церкви. Творения, т.10, стр.729. 32 «Угодно Ему было, чтобы все научились тому несомненному исповеданию, какое вдохновенный Им Петр положил в незыблемое основание, на котором Господь создал Церковь Свою». Kh.I, пис.235 к Серину. Творений ч.1, стр.145. 34 De Trinitate VI, 36: super hanc confessionis petram Ecclesiae aedificatio est. Migne, PL., t.10, col.186C. VI, 37: Haec fides Ecclesiae fundamentum est. Ibid., col.187A. 35 De incarnatione 5, 34: fides est Ecclesiae fundamentum; non enim de carne Petri, sed de fide dictum est, quia portae mortis ei non praevalebunt. Migne, PL., t.16, col.827 36 Oral.32, 18: один именуется камнем и ему поверяются основания Церкви – о μεν Πετρα χαλειται, χαι τους υεμελιους της Εχχλησιας πιστευεται.Migne, PG.,t.36, col.193C. Творений ч.3, изд.3. Москва 1889, стр.123. 37 Панарий. Ер. 59, 7: Петр исповедал Христа Сыном Бога живаго, и услышал: на камени сем незыблемой веры ( τη πετρα ταυτη της ασφαγης πιστεως) созижду Церковь Мою. Migne, PG., t. 41, col. 1029B. Творений ч. 3, Москва 1872, стр. 37. Немного выше Петр называется камнем, лежащим в основании веры Господней – στερεα πετρα υεμελιοιυα την πιστην του Κυριου. 38 De Trinitate dial. 4: πετραν, οιμαι, παρωνυμωζ, ετερον ουδεν, η την αχατασειστον χαι εδραιοτατην τον μαυητου πιστιν αποχαλων, εφ χαι αδιαπωτως ερηρεισται τε χαι διαοεπηγεν η Εχχλησια Χριστου. Migne, PG.,75, col.865C. In Jes. lib.4, cap.44, 23: камнем, думаю, Он называет непоколебимость ученика в вере. Творений ч.7. Москва 1889, стр.463. 40 In loan: tract. 124, 5: На камне, который исповедал ты, создам Церковь Мою. Ибо камень был Христос ( 1Кор. 10, 4 ). На этом основании создан и сам Петр. Основания же иного никто не может положить, кроме положенного, которое есть Христос Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Гал. 4:6. 304 Софокл, Филоктет, 950. 305 1 Кор. 2:11. 306 Речь идет о логическом приеме, называемом «членение». 307 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 584C. На самом деле Палама цитирует здесь не четвертую, а тридцать четвертую главу «Сокровищ». 308 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 733А–В (р. п.: Ч. III. С. 198). 309 Его же, К Амфилохию о Святом Духе, 18, PG 32, 152В (р. п.: Ч. III. С. 301). 310 Среди известных творений св. Кирилла Александрийского отсутствует Слово с таким названием. Равно и приведенную цитату невозможно отождествить с каким–либо другим его трудом или вообще как–либо идентифицировать. 311 Кирилл Александрийский, Commtntarii in Lucam, 11, 20, PG 72, 704В. 312 Точное изложение православной веры, op. cit., 8, 289–292 (р. п.: С. 27 (99)). 313 Т. е. преп. Иоанн Дамаскин. 314 Афанасий Великий, На ариан слово третье, 28, PG 26, 384 С (р. п.: т. 2, С. 406). См. также, Григорий Богослов, Слово 29, 3. 315 Кирилл Александрийский, Epistula ad Theodosium imperatorem (fragmenta), 11, M. Richard (editor), «Deux lettres perdues de Cyrille d " Alexandrie», Series: Opera minora 2, Brepols, Turnhout, 1977, C. 49. 316 Εφ. 4:6. В тексте Послания эти слова относятся к Отцу, но преп. Иоанн Дамаскин употребляет их применительно ко Христу: « γεννηθες κατ σρκα Χριστς, αυτς στιν επ πντων Θες». См. его Commentarii in epistulas Pauli [dub.], 9, PG 95, 516B. 317 Гал. 1:8. 318 Т. е., согласно твоему мнению, что они противоречат друг другу. 319 Слова в запятых переведены нами приблизительно, так как точный смысл их не вполне ясен, тем более что в разных изданиях текста они приведены по разному. Так в издании 1962–го г. читаем: «της προαιρσεως ημς ποδειξμενος»; а в издании 1981–го — «της προαιρσεως ημς ποδεξμενος», хотя издатель один и тот же — П. Христу. 320 Афанасий Великий, К Серапиону, епископу Тмуйсскому, послание 1–е, 20, PG 26, 580А (р. п.: Творения, т. 3, С. 32). 321 Еф. 19:6. 322 Григорий Богослов, Слово 41, 9, PG 36, 441 С (р. п.: Т. 1. С. 581). 323

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

11. Зайбель В. Указ. соч. С.303-308. 12. 3айбель В. Указ. соч. С.297-298. 13. Тышкевич С., свящ. Католический катехизис. С.46. 14. Волконский А., свящ. Указ. соч. С.417. 15. Катехизис. 375-377. 16. Катехизис. 374. 17. Катехизис. 356. 18. Ср.: Катехизис. 404. 19. Катехизис. 416-417. 20. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.46. 21. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.77-78. 22. Лосский В. Указ. соч. С.101. 23. Лосский В. Указ. соч. С.253. 24. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.154. 25. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.103. 26. Катехизис. 404-405. 27. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.46. 28. Катехизис. 613. 29. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.46. С последним предложением связана экзегетическая проблема в толковании Рим.5:12 (потому что в нем все согрешили). Блж. Августин относит " в нем " к Адаму. Свт. Иоанн Златоуст относит эф " о [εφ ω] ( " в ней " ) к смерти (ср.: Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985. С.218-219). 30. Катехизис. 402-404. 31. Катехизис. 492. 32. Катехизис. 491. 33. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.55. 34. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.47. 35. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.177. 36. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.55. 37. Катехизис. 411,420. 38. Катехизис. 421. 39. Катехизис. 615. 40. Катехизис. 431. 41. Катехизис. 614. 42. Катехизис. 1263. 43. " La catechese recente a bien percu la difficulte, et, pour eviter de sembourber dans des explications discutables, elle a tendance a eviter cette question de 1 " origine au moment de parler du peche " . La foi des catholiques. Catechese fondamentale [ " Новый Катехизис хорошо понимал эту трудность и, во избежание спорных толкований, стремился, когда заходила речь о грехе, уклониться от вопроса о его происхождении " . Католическая вера. Основной катехизис]. Париж, 1984. С.360. 44. Катехизис. 457. 45. Кстати, по-славянски это звучит: посла Сына Своего очищение о гресех наших. В современном критическом издании Библии: Traduction Ecumenique de la Bible [Экуменический перевод Библии] (Париж, 1973) также переводится как " очищение " (expiation) со сравнительной ссылкой на Исх.29:36-37, где говорится о жертве очищения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/395/...

Далее у Бытописца читаем: и наложи Бог изступление на Адама и успе: и взя едино от ребр его, и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму, ( Быт. 2:21–22 ). В сотворении жены Отцы Церкви видят таинственное изображение происхождения Церкви от Христа. Основанием сему объяснению полагают то, что и в Священном Писании находятся изображения Церкви под образом жены напр. Песн. Песн. Εφ. 5:23, Апок. 17:18–21:9–10 . У Отцев так раскрывается сие сходство между происхождением жены и Церкви: «Адам изображал Христа, а Ева – Церковь ; и как Ева сотворена из ребра спавшаго мужа, так и Церковь образовалась из ребр Христа, почившего на крест. Сон Адама был смертию Христа, Коего ребра, когда Он бездыханный висел на кресте, прободены копием, и оттуда истекла кровь и вода: мы познаем в сем таинства, на которых созидается Церковь . Ева есть образ Церкви, посему, она и наименована материю живущих» 61 . К таинственному отношению между сном Адама и смертию Христа, какое открывают Отцы Церкви, можно присоединить и то, что как сон наведен на первого человека самим Богом, так и крестная смерть второго Адама произошла по воле Отца небеснаго, как свидетельствует о том сам Иисус Христос ( Ин. 10:18–14:31–18:11 ). Таинство Христа и Церкви изображается наконец в брачном союзе первых людей, по которому оба составляют плоть едину. Апостол, говоря о таинственном значении брака, приводит следующее место из книги Бытия: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину, и прибавляет: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Ефес. 5:31–32 ). По самому происхождению от мужа, жена составляет плоть от плоти его и кость от костей его: таков точно союз Церкви со Христом, которая составляет Его тело, и в которой верующие суть уди тела Его 62 . К Адаму приводится дева чистая, целомудренная: Христу единому мужу обручается Церковь дева чистая ( 2Кор. 11:2 ) и представляется пред Ним неимущею скверны или порока, но святою и непорочною. ( Еф. 5:27 ) Первоначальный союз первых людей скрепляется благословением Божиим: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1:23 ): союз Христа с Церковию укреплен также обетованием Божиим, что чада, происшедшия от сего союза, умножатся, как песок морский и наполнят вселенную ( Ис. 2:2,3 – 9:6, 7 – Рим. 10:16 , Апок. 7:9 ). «Ева есть матерь всех живущих; Церковь есть матерь всех христиан» 63 . Так изображает нам учение Писания и Отцев Церкви в лице Адама, еще невиннаго тайны Христа и Его Церкви. Благость Божия не оставила Адама и по падении, н продолжала являть в нем образ обетованного ему Семени жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Как Закон пришёл после и только для того, чтобы умножить преступление, так и благодать явилась в изобилии, чтобы умножить праведность ( Рим.5:20–21 ). Стих 12. Единым человеком грех в мир вниде. Под миром апостол разумеет не один род человеческий, а целый земной мир, потому что следствия греха человека, как владыки земли, простёрлись на всех земных тварей ( Рим.8:20 ; Быт.3:17 ). Словом вниде означается, что грех не лежал в природе человека и в естественных условиях его жизни, но вошёл извне. И тако смерть во вся человеки вниде. Смерть в человеке была следствием греха, яко Бог созда человека в неистление ( Прем.2:23 ). Смерть разумеется физическая и духовная – нравственная. Физическая была свойственна растениям и животным: человек же до падения имел против неё сверхъестественное средство – плоды древа жизни. С падением он лишился этого средства и повредил саму природу свою, почему и сказано, что смерть вошла в человека и во вся человеки. В нем же вси согрешиша (Εφ ω) В первом человеке все согрешили, потому что все были в нём одном (Августин, lib. 1, de baptiz. parvul., cap. 10). Возможность совершения такого греха всеми людьми в одном человеке со стороны естественной объясняется происхождением всех людей и по телу и по душе от одной четы. По выражению Оригена , Адам как бы в зародыше, в семени (in potentia) носил в себе всё человечество: и как он, так и каждый из потомков его, роди сына по виду своему и по образу своему ( Быт.5:3 ). Со стороны юридической возможность передачи греха от одного человека всем его потомкам объясняется тем, что Адам был представитель всех людей, в лице которого Бог заключил Свой Завет со всем родом человеческим. Такую именно передачу греха доказать важно было для мысли апостола ( 1Кор.15:22 ); посему неправильно Пелагий и другие принимали Εφ ω в значении подобно, как ниже (стих 14): ε π τω ο μοιματι, делая таким образом первородный грех не наследственным, а личным. Учение о первородном грехе, находящееся в тесной связи с догматом об Искуплении, с самых первых времён было исповедуемо Церковью и яснейшим образом выражено в церковной практике, в крещении младенцев, но особенно оно было раскрыто и определённо выражено на Поместном карфагенском Соборе 418 года – по случаю появления ереси Пелагия, прямо отвергавшего это учение. (Смотрите: Митрополит Макарий, Догматическое богословие. т. II, §-32, 1851 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010