В первый момент Своего бытия Он есть Слово внутреннее, λο γος ενδιο» θ ετος 16 сокрытое в Отце, как Его премудрость. Когда же Бог восхотел сотворит мир, то прежде всех творений Он родил из Себя этот Логос, как некоторую разумную силу ( γεγε ννηχε.. δι ναμιν τινα» εξ αι το λογιχη ν) 17 , как бы произнес его, но не лишился при этом Логоса и всегда беседует с Ним 18 . Это рождение Логоса прежде всех тварей не есть отсечение или истечение ( χατα μερισμο ν, χατα α ποχοπη ν) 19 . Как мы, произнося слово, рождаем его не чрез отсечение от нашего существа, – не так, чтобы находящееся внутри нас слово или мысль уменьшилась при этом 20 , – так и Бог родил Логоса без всякого умаления для Себя, как бы извлек Его из Себя, вследствие чего Оно стало Словом проявленным, ( λο " γος προφοριχο " ς) 21 . Как рожденный или проявленный во вне, Логос с этого момента существует уже не внутри только Бога, но подле Бога и у Бога, есть отличная от Него ипостась, нечто иное по числу 22 , другой Бог , θ εο " ς τερος или δευ τερος 23 как происшедший от Бога, ипостасное Слово, Он есть перворожденный Сын Его 24 и Бог 25 . Чрез Него Бог сотворил мир и человека и промышляет о них. В своем учении о Логосе апологеты не были самостоятельны. Идея Логоса, введенная в греческую философии Гераклитом и отчасти использованная Платоном и стоиками, свою полную обработку нашла у Филона, самого выдающегося представителя так называемой иудейско-алекеандрийской философии. Определяя крайне отвлеченно Божеское существо и противополагая Бога и мир, как взаимно исключающие себя понятия, Филон первый создал и оформил идею о Логосе, как посредник между Богом и миром. С одной стороны Логос его стоит в самом тесном отношении к абсолютному Божества: Он есть Логос Божий 26 и образ Его 27 , тень и место жилища Его, первое рождение Его 28 , второй Бог 29 ; с другой стороны Он есть мысль Бога о мире конечном или совокупность божественных идей ( σμος νοητο ς) 30 , осуществляющих в мире, печать, оттиском которой является все существующее, первообраз всех вещей и человека и потому составляет собой переход или посредника ( μεσι της) между абсолютным Богом и миром 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Поводом к составлению изложения, веры была нужно противопоставить распространяемым тогда на Востоке идеям реформации истинное исповедание веры, а вместе с тем оправдать православную церковь от возводимых на нее нареканий в заражении этими идеями. Ближайшим образом в данном случае имелось в виду отвержение идей кальвинизма, заключенных в „Исповедании“, усвояемом патр. Константинопольскому Кириллу Лукарису („Энц.“ X, 329–348). За это говорят как внешние, так и внутренние, заимствуемые из самого содержания „Исповедания“, доказательства. Внешним доказательством служит самая схема „Исповедания“ Досифея, бесспорно излагающая православие в 18 членах ( δρα) и четырех вопросо-ответах против 18 глав и четырех вопросов исповедания Кирилла Лукариса, причем каждый член „Исповедания“ Досифея представляется ясно направленным против соответствующего члена Исповедания Кирилла (Michalcescu, op. cit, S. 124. Kimmel, Libri symbolici ecclesiae orientalis, Jenae 1843, p. 24–44: Cyrilli Lucaris Confessio; pag. 425: Dosithei Confessio). Внутренние доказательства слагаются преимущественно из тех мест „Исповеданий Досифея, где речь явно направляется против идей реформации вообще и кальвинизма в частности; а именно: где говорится: а) о предопределении одних ко спасению, других к осуждению на основании божественного предведения дел тех и других, но не на основании одной безусловной воли Божией sine respectu ad illorum (electorum) opéra (чл. 3; ср. чл. 3 Cyrilli Confessio); б) об оправдании человека не просто одною верой ( ου δια πστεως απλς μνης: чл. 13), но верою, споспешествуемою любовию, т. е. чрез веру и дела ( αλλ δι πστεως και νεργουμενης δι τς αγπης,… δι τς πστεως και των ργων); в) О седмеричном числе таинств; г) о таинствах не только как знаках обетований Божиих ( τα μυστρια... ουκ εισι δε ψιλ σημεα των επαγγελιν του Θεο), но как орудиях, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к ним ( μολογουδ’ αυτ ειργανα δραστικ τοις μυουμνοις χριτος εξ ναγκς: чл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Ясно, что он мыслил единство божественной сущности, как единство абсолютное. 175 De beatitudinibus, orat. V, op. t. I, col. 1249 D: περι το Θειον υπληψις, – говорит св. Григорий, – εγκειται φυσικως τοις νθρποις. 177 Orat. catech., cap. 32: ο γρ αν τι διαμενοι εν τω εναι, μη εν τω οντι μενον το δε κυρως και πρωτως ον θεια φυσις εστιν, ην εξ ανγκης πιστεειν εν πασιν εναι τος ουσιν διαμον των οντων καταναγκζει. 180 In cant. hom. XI, pp. t. I, col. 4009D: ψυχ dia του θαυματος των φαινομνων ναλογξεται τη διανολα τον δια, των εργον νοομενον, οτι εστιν. 183 В шестой главе своей второй Апологии он говорит, что мысль о Боге εμφυτος τη φισει των ανθρπων. Opera quae exstant omnia, ed. Paris, 1742. 185 Oratio contra gentes, cap. 30: ο γαρ χντων εστι νουν ρνεσθαι την τοτου ποιητν κι δημιουργν Θεν. Migne, t. 25, col. 61 A. 188 Stromat lib. V, cap. 12, p. 695–696: ουδε επιστμη λαμβνεται τ ποδεικτικ αυτη γρ εκ προτερων κα γνωριμωτρων συνστατα του δε γενντου ουδεν προπρχει. 194 Paedag. op. ed. Potter " " s, p. 140: “ Εν δε Θες, και επκεινα του ενς, και υπερ αυτν μονδα. 195 Strom. lib. II, cap. 2, p. 431: Θες... υπερνω κι τπου, και χρνου, και τς των γεγοντων ιδιτητος. 198 Ibidem, cap. 12, p. 696: λεπεται δ θεια χριτι και μνω τ παρ αυτο λγω τ γνωστον νοεν. 200 В своем сочинении – Θλια – Арий говорит: Θεος καθο εστι, ρρητος απασιν υπρχει ... αορατος απασι, τοιδε δι Yιυ και αυτω Yω αρατος αυτς. Apud s. Athanas Alex. in Patrol. curs. compl. t. 26, col. 705D-708A. Conf. col. 24 B, 29 В. Сравн. Kuhn, Katholische Dogmatik, Band I, S. 374 – 375. Baur, Vorlesungen über die christliche Dogmengeschichte. B. I, Abschn. H, S. 158. 201 О личности Аэтия мы не имеем почти никаких сведений. Из рассказа св. Григория Нисского видно только, что он был человек низкого происхождения и большой руки аферист. Он последовательно занимался – черными работами в винограднике, был подмастерьем у какого-то кузнеца, сделался врачом, – а когда появилось арианство, принял участие в богословских спорах, и на первых порах сделался одним из самых видных защитников ереси. Св. Григорий Нисский говорит о нем: «подметив из уроков Аристотеля некоторый способ умозаключений, он стал знаменитым, превзойдя новизною изобретений самого отца ереси Ария» (Op. t. II, col. 261). Но эта изобретательность, достаточно выразившаяся в историческом прозвище Аэтия – αθεος, возмутила самих ариан, так что они сочли себя вынужденными подвергнуть отлучению как самого Аэтия, как и всех его последователей. Socrati hist. eccles. lib. ΙΙ cap. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

94:7, 8), и препоясав себя такими мыслями, выйдем вон. « Возвести мне скоро милость Твою, ибо я на Тебя уповал; покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею » (ст. 8). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): услышанною сотвори мне с утра милость твою (εξ ορθρου), т. е. скоро. 6. Видишь ли душу, находящуюся в скорби и смущении? Она хочет быть услышанною прежде испытания, чтобы укрепиться надеждами и испытанием. Смысл этих слов следующий: воставь меня по Своему обещанию. Затем присовокупляет и основание прошения: « я на Тебя », говорит, « уповал ». Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему. « Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею ». Что говоришь ты? Когда и природа имеет закон, в самом начале внедренный в нее Богом, и Моисеевы писания обновляют его, ты опять просишь: « покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти »? Это можно понимать или так: совесть моя заглушена грехом, и потому я прошу обновить ее; или под именем пути здесь разумеется многое, неизвестное людям, на что указывает и Павел, когда говорит: « мы не знаем, о чем молиться, как должно » (Рим. 8:26). Если же Павел, при таком ведении, не знал этого, то можно ли удивляться словам Псалмопевца? Впрочем, посмотри, он не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает тому начало. Он не просто сказал: « покажи мне, Господи, путь », ведущий к Тебе, но что? « Ибо к Тебе я вознесся душою моею », т. е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры. Таким людям особенно Бог указывает путь. Вот потому–то об иудеях Господь, на вопрос, почему Он говорит им в притчах, сказал: « что они видя не видят, и слыша не слышат » (Мф. 13:13). А слово: « вознесся » значит: я перенес, или передал Тебе душу мою. « Удали меня от врагов моих, ибо я к Тебе прибег » (ст. 9). Смотри, как молящийся везде прибавляет и причины: « не отвращай », говорит, « лица Твоего от меня, ибо я на Тебя уповал; покажи мне, Господи, путь, ибо к Тебе я вознесся душою моею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Τον επινκιον μνον δοντα, βοντα, κεκραγτα, και λγοντα, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: γιος, γιος, γιος, Κριος Σαβοθ, Πλρης, ο ουρανς και η γη της δξης σου. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ωσανν εν τοις υψστοις, ευλογημνος ο ερχμενος εν ονματι Κυρου. Ωσσαν ο εν τοις υψστοις. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних Μετ τοτων τν μακαρων Δυνμεων, Δσποτα φιλνθρωπε, κα ημες οι αμαρτωλο βομεν κα λγομεν, γιος ε, ως αληθς, κα πανγιος, κα οκ εστι μτρον τ μεγαλοπρεπεα τς αγιωσνης σου, κα σιος εν πσι τος ργοις σου, τι εν δικαιοσνη κα κρσει αληθιν πντα επγασες ημν, С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея, и преподобен во всех делех Твоих, яко правдою и судом истинным вся навел еси на ны: С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешные вопием и глаголем: Свят еси воистинну и пресвят, и безмерно великолепие святыни Твоей, и преподобен во всех делах Твоих, ибо правдою и судом истинным все навел еси на нас: С этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы, грешные, восклицаем, говоря: Свят воистину и пресвят, и нет меры великолепию святыни Твоей, [Ты] преподобен во всех делах Твоих, так как правдой и судом истинным все навел на нас: πλσας γρ τν νθρωπον, χον λαβν απ τς γς, κα εικνι τ σ, ο Θες, τιμσας, τθεικας αυτν εν τ Παραδεσω τς τρυφς, αθανασαν ζως, κα απλαυσιν αιωνων αγαθν, εν τ τηρσει τν εντολν σου, επαγγειλμενος αυτ, αλλ παρακοσαντα σο το αληθινο Θεο, το κτσαντος αυτν, κα τ απτη το φεως υπαχθντα, νεκρωθντα τε τος οικεοις αυτο παραπτμασιν, εξωρσας αυτν εν τ δικαιοκρισα σου, ο Θες, εκ το Παραδεσου εις τν κσμον τοτον, κα απστρεψας εις τν γν εξ ς ελφθη, οικονομν αυτ τν εκ παλιγγενεσας σωτηραν, τν εν αυτ τ Χριστ σου,

http://azbyka.ru/otechnik/greek/molitvy-...

б) Богу Сыну. Например: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан. 1:3); или: Им создано всё, что на небесах и что на земле..., все Им и для Него создано (Кол. 1:16; срав. Евр. 1:3). в) Богу Духу Святому. О Нем говорит праведный Иов: Дух Божий создал меня (Иов. 33:4), и Псалмопевец: словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Псал. 32:6; срав. Псал. 103:30); а священный Бытописатель изображает Духа Божия носившимся , при творении мира, над водою , и как бы вливавшим жизнь в новосозданное вещество (Быт. 1:2). Святые Отцы и учители Церкви также приписывали сотворение мира и Богу вообще, и в частности Богу Отцу, Богу Сыну или Слову, и Богу Духу Святому, замечая при том, что не каждый порознь, но все вместе Они произвели вселенную. А чтобы обозначить, в чем именно состояло участие каждого из Лиц пресвятой Троицы в деле творения, святые учители выражались, что «Отец сотворил мир через Сына в Духе Святом;» или: «все от Отца через Сына в Духе Святом,» впрочем не в том смысле, будто Сын и Святой Дух исполняли какую-либо роль орудия и рабское служение при творении, но в том, что Они созидательно совершили отчую волю. И такое учение имеет основание в самом Священном Писании, где точно говорится, что все и з Отца (1 Кор. 8:6; 2 Кор. 5:18) через Сына (Иоан. 1:3; Евр. 1:3 и др.) в Духе Святом (Ефес. 2:18), что все из Него, Им и к Нему — εξ ατο , κα δι ατ , κα ν ατ τα παντα (Рим. 11:36). Конкретнее эту мысль представляет святой Григорий Богослов, когда, изображая порядок творения, говорит: «Бог (Отец) измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы, — и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом.» Еще яснее и подробнее — святой Василий Великий в следующих словах: «в творении их (ангелов) представляй первоначальную причину ( προκαταρκτικ ατα ) сотворенного — Отца, и причину созидательную ( δημιουργικ ) — Сына, и причину совершительную ( τελειωτικ ) — Духа, так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

«Возвести мне скоро милость Твою, ибо я на Тебя уповал; по кажи мне, Господи, путь, по кое му мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею» ( Пс.142:8 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «услышанною сотвори мне с утра милость твою» ( εξ ορθρου), т.е. скоро. 6. Видишь ли душу, находящуюся в скорби и смущении? Она хочет быть услышанною прежде испытания, чтобы укре­питься надеждами и испытанием. Смысл этих слов следую­щий: воставь меня по Своему обещанию. Затем присовокупляет и основание прошения: «я на Тебя, говорит, уповал». Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему. «По кажи мне, Господи, путь, по кое му мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею». Что говоришь ты? Когда и природа имеет закон, в самом начале внедренный в нее Богом, и Моисеевы писания обнов­ляют его, ты опять просишь: «по кажи мне, Господи, путь, по кое му мне идти»? Это можно понимать или так: совесть моя заглушена грехом, и потому я прошу обновить ее; или под именем пути здесь разумеется многое, неизвестное людям, на что указывает и Павел, когда говорит: «мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим.8:26 ). Если же Павел, при таком ведении, не знал этого, то можно ли удивляться словам Псалмопевца? Впрочем, посмотри, он не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает тому начало. Он не просто сказал: «по кажи мне, Господи, путь», ведущий к Тебе, но что? «Ибо к Тебе я вознесся душою моею», т.е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры. Таким людям особенно Бог указывает путь. Вот потому-то об иудеях Господь, на вопрос, почему Он говорит им в притчах, сказал: «что они видя не видят, и слыша не слышат» ( Мф.13:13 ). А слово: «вознесся» зна­чит: я перенес, или передал Тебе душу мою. «Удали меня от врагов моих, ибо я к Тебе прибег» ( Пс.142:9 ). Смотри, как мо­лящийся везде прибавляет и причины: «не отвращай, – говорит, – лица Твоего от меня..., ибо я на Тебя уповал; по кажи мне, Господи, путь..., ибо к Тебе я вознесся душою моею. Удали меня от врагов моих, – потому что – ибо я к Тебе прибег: научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 1 1Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею при­зван­ный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат «Павел, зван Апостол Иисус Христов». И самое начало показывает намерение осудить, ибо вразумляет их не на себя самих смело полагаться, но гораздо выше думать о спасшем их Боге. Поэтому Павел упомянул и об апостольстве, и о призвании, как бы так говоря: «Вы заимствуете себе имена от людей, а я именую себя от призвавшего меня и поставившего апостолом Иисуса Христа». «Волею Божиею». И сие также обвиняет в разногласии; – ибо показывает согласие Отца и Сына. Апостол же вместе с сим дает нам знать, как безразлично употребляет он предлоги. Ибо здесь выражение «кем» ( δ ο), которое единомысленные с Арием и Евномием отделяют Сыну, употребил, говоря об Отце, чего не сделал бы, если бы полагал, что выражение «кем» означает нечто меньшее, нежели выражение «от кого» ( εξ ο). «И Сосфен брат». Полагаю, что был он коринфянин; упоминает о нем и книга Деяний; блаженный Лука извещает нас, что эллины, схватив его при Галлионе, жестоко били ( Деян.18, 17 ). 1Кор.1:2 .  Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас «Церкви Божией сущей в Коринфе, освященным о Христе Иисусе, званным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяцем месте, тех же и нашем». Все сказанное содержит в себе врачевство от недуга, потому что связывает то, в чем, к несчастию, произошло разделение. И, во-первых, Апостол называет коринфян единою Церковию Божиею и прилагает: «о Христе Иисусе», а не о том или другом. Называет же их и званными и святыми и связывает с уверовавшими в целой вселенной, научая, что надлежит не им только пребывать в единомыслии, но и всем, поверившим спасительной проповеди , иметь один образ мыслей, как оставляющим единое тело Владыки Христа. Слова же «тех же и нашем» поставлены в связи с словом «Господь», то есть и мы, пишущие, и вы, читающие, имеем одного Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Марк тоже говорит: «И удалились в пустынное место, лодкой, одни... и предупредили их, и собрались к Нему. И выйдя, увидел Иисус множество народа». И здесь удобнее относить «выйдя» именно к тому моменту, когда народ, предупредив Апостолов, затем собрался около того места, где Он был в уединении. Главная выгода такого понимания та, что тогда рассказы Матфея и Марка вполне приводятся в согласие с повествованием Евангелиста Луки. Последний говорит: «И Он (Иисус) удалился особо в пустое место (близ) города, называемого Вифсаидою; но народ, узнав, пошел за Ним, и Он, приняв их, беседовал с ними»... О лодке и о выходе из нее – ни слова. Представляется, что Господь удалился в пустое место; народ за Ним; и Он принял его... Очевидно, если «выйдя» Матфея и Марка понимать в смысле выхода из лодки, то получится разноречие. Они говорят, что Иисус, выйдя из лодки, увидел народ и стал учить его. А Лука говорит, что Иисус удалился в пустое место и там уже принял народ. Если же εξελθων Матфея и Марка понимать в смысле выхода из уединения, то получится совершенное их согласие с Лукой. Лука лишь пропускает эпизодическую вставку, что переправа была лодкой, что для неочевидца разумелось само собой. Что касается того, можно ли εξελθων понимать в таком смысле выхода не из чего-либо прямо и точно определенного, как, например, лодка или жилище, а из пустынного места вообще, то в этом не может быть сомнения. Немного далее, в повествовании о жене Хананеянке, говорится, что она вышла (εξελθουσα) из пределов Тирских и Сидонских ( Мф.15:22 ), и Господь затем вышел (εξελθων) из пределов Тирских и Сидонских ( Мк.7:31 ). И вообще глагол εξ?ρχεοθαι имеет самое широкое значение в Евангельском языке, обозначая не только телесное исхождение, но и духовное (исхождение злых духов из человека, исхождение силы из Иисуса, исхождение Святого Духа, распространение молвы и пр.). Затем нужно отметить и то, что тот же Евангелист Марк, рассказывая о выходе Господа из лодки но возвращении Его обратно на эту сторону озера, находит нужным точно прибавить «из лодки»: ξελθν­των ατν κ το πλοου, когда они вышли из лодки ( Мк.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Мать обращается к сыну с неожиданным увещанием: « Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (εξ ουκ ντων εποησεν αυτ ο Θες) и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими » (2 Мак. 7:28-29). И последний сын оказался достойным, как и все его братья. Что она сказала сыну? Материнское слово ставит сына перед лицом Божиим. Всё, что есть на земле и на небе, – не существовало изначально. И только по воле Создателя всё начало существовать. Это справедливо и для целой вселенной, и для множества населяющих Землю людей. Жизнь человека находится не в руке убийцы, а в руке Божьей. Создателю не нужно буквально ничего, чтобы сотворить человека и даже целый мир. Если человек в тяжкое время испытаний остается с Богом, то ему и смерть не страшна. Даже приняв смерть за исполнение Божьей воли, такой человек не теряет, а приобретает. Мученическая смерть сына для матери означала не потерю последнего сына, а приобретение . Здесь, на страницах ветхозаветной книги, «межзаветной книги» ощутимо предвосхищение событий Нового Завета. Предвосхищается новозаветная вера в воскресение Христово и воскрешение мертвых. Все, кто был умучен за имя Господне, воскреснут в вечную жизнь. Бог даст им новую вечную жизнь, которую никакие злодеи не могут отнять. С таким исповеданием веры древние христиане твердо стояли перед лицом жестоких языческих правителей. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 января, 2021 28 августа, 2020 14 августа, 2013 13 августа, 2020 6 мая, 2022 4 апреля, 2022

http://pravmir.ru/mucheniki-makkavei-pov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010