От зданий аббатства, основанного крестоносцами, сохранились руины. Древнейшая из них - зал (16 ´ 5 м) с вост. стороны от клуатра между 2 храмами. Стены возвышаются на 6 м, пол покрыт мозаикой. Зап. (верхняя) часть мон-ря была занята жилыми помещениями, а вост. (нижняя) - кухнями и хранилищами. Архитектурное оформление XII в. сохранилось в вост. части обхода клуатра и в нек-рых прилегавших к нему помещениях. Среди уцелевших фрагментов декорации - средневек. коринфские капители, капители с личинами, часть аркатуры со скульптурами ангелов и др. фрагменты. Живопись в храмах не сохранилась, и о ее существовании в «Западной церкви» неизвестно. Лит.: Saller S. J. Excavations at Bethany (1949-1953). Jerusalem, 1957; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. р. 29-31; Baldi D. Enchiridion Locorum Sanctorum: Doc. S. Evangelii Loca Respicientia. Jerusalem, 19823. Л. А. Беляев Церковное строительство в В. в XIX-XX вв. Рядом с гробницей прав. Лазаря в XIX-XX вв. был построен ряд церковных сооружений: греч. правосл. мон-рь во имя святых Марфы и Марии (мон-рь Встречи), часовня Марфы и комплекс зданий на рус. участке, правосл. и католич. церкви, посвященные прав. Лазарю. Кроме гробницы прав. Лазаря важным объектом поклонения в В. являлось место, где Марфа и Мария встретили идущего в их селение Иисуса Христа. В различные периоды оно указывалось по-разному: в IV-XIII вв.- к западу от гробницы прав. Лазаря (в «полумиле», по Эгерии (384); «вдале версты», согласно игум. Даниилу (XII в.)), с XIV в.- к востоку от нее (начиная с Николая из Поджибонси (1346-1350)). Позднейшие паломники локализуют место встречи в 0,5-1 км к востоку от совр. В. и связывают его с памятным камнем, на к-ром сидел Спаситель. Свидетельства о камне также противоречивы: католики помещают его слева от совр. шоссе на Иерихон ( Storme. P. 66), правосл. греки - справа, русские - слева, на своем участке. На расстоянии ок. 1 км к востоку, на Иерихонской дороге, расположен греч. жен. мон-рь, освященный во имя святых Марфы и Марии, называемый также мон-рем Встречи (греч. Μον τς Προπαντσεως). Соборный храм в визант. стиле и монастырские здания построены в 1882-1883 гг. на месте средневек. церкви (предположительно ц. во имя равноап. Марии Магдалины) архим. Спиридоном, уроженцем Кипра (в 1891-1897/98 Патриарх Антиохийский). Рядом возвышается 4-ярусная колокольня. Храм расписан в сер. ХХ в. рус. монахинями. Главной святыней является находящийся справа от алтаря, под небольшим престолом, камень, на к-ром сидел Спаситель, беседуя с Марией и Марфой; здесь также находится чудотворная икона Божией Матери. Игумения - Евпраксия, в обители - 10 монахинь (Δπτυχα. 2003. Σ. 1168). От обители в Вербную субботу совершается большой крестный ход к гробнице прав. Лазаря.

http://pravenc.ru/text/158872.html

И. Е. Штадлер и автор комментариев к «Житиям святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», а вслед за ними нек-рые др. агиологи датировали кончину К. 303 г., хотя ни в одном из источников не уточняется, к какому периоду правления Диоклетиана и Галерия относится казнь этой святой. Болландисты отождествили К. с мц. Доминикой, почитавшейся в г. Трапея (ныне Тропеа) в Калабрии 6 июля (Римский Мартиролог). О популярности К. в средние века в Юж. Италии свидетельствует Минологий Messan. gr. 29 (1307 г.), содержащий 2 текста, посвященные этой святой, под 7 июля и 10 авг. (BHG, N 462с, N 462d). Версия Жития, изданная в ActaSS, также сохранилась в рукописях южноитал. происхождения. Почитание в Византии В поздневизант. период наблюдается рост почитания К. В календарях ее начинают именовать великомученицей (напр., Escorial. Ω. II. 11, XIV в.). К XIII в. сложилась своеобразная иконография К.: в короне и в царском одеянии, украшенном медальонами с изображениями др. дней недели, она предстает как аллегория воскресного дня. Наибольшее распространение этот иконографический извод получил на Кипре (фрески в ц. Пресв. Богородицы в с. Кофину (XIII в.), в соборе свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста (XIII в.), в ц. свт. Димитриана в Дали (1317) и в ц. арх. Михаила в с. Педулас (1474), встречается также на Пелопоннесе на п-ове Мани (в ц. мц. Кириакии в с. Кунос (XIII в.)) и в Грузии (церковь Спаса в Цаленджихе, 1384-1396 гг.) ( Gabeli S. St. Kyriaki in the Wallpainting of Cyprus//Archaeologia Cypria. 1985. T. 1. P. 115-119; Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as Attested by Church Decoration and Icon Paintings//«The Sweet Land of Cyprus»/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 254). В новогреч. календарях существуют разногласия относительно чина святости К.: в «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, и в Диптихах Элладской Православной Церкви (Δπτυχα. 2013. Σ. 251) она названа великомученицей, в греч. богослужебной Минее (Μηναον το Ιουλου. Αθναι, 1961. Σ. 55; Μηναον το Ιουλου. Αθναι, 1967. Σ. 34; Μηναον το Ιουλου. Αθναι, 1993. Σ. 79) и в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2008. Σ. 76) - мученицей.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

В 1418 г. пришедший в запустение Касос был заселен, как и о-в Астипалея, албанцами. В этот период остров стал независимым от Карпатоса в церковном отношении, получив статус патриаршей экзархии. Касос снова был оставлен жителями в 1577-1599 гг. и в 1622 г. опять заселен и объединен с Карпафской архиепископией. В 1622 г. архиеп. Иерофей описал К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису бедственное материальное положение епархии. В XVIII в. благодаря морской торговле начался экономический расцвет Касоса, к-рый получил от турок нек-рые привилегии и внутреннее самоуправление. Моряки Касоса участвовали в национально-освободительной борьбе, за что остров был разорен в мае 1824 г. В 1869 г. Карпафская архиепископия преобразована в К. и К. м. В 1912 г. Карпатос и Касос вместе с др. Додеканесскими о-вами отошли к Италии (в 1922-1924 генерал Амелио сослал митр. Германа на Кастелоризон), в 1943 г. были оккупированы немцами, в 1944 г. заняты британскими войсками, 31 марта 1947 г. освобождены греками, с 7 марта 1948 г. официально считаются частью гос-ва Греция. Управляющий епархией с 1983 г. митр. Амвросий (Лавриот, Панайотидис) ведет активную общественную и просветительскую деятельность, в т. ч. открыл 9 лекционных аудиторий в приходах, музей церковного искусства, собрал богатую церковную б-ку. В настоящее время строится духовно-просветительский центр «Святой Иоанн Карпафийский» в г. Карпатос. В епархии действуют приходские молодежные центры, касса помощи неимущим, школа изготовления ковров, 5 маслобоен. В наст. время в епархии насчитывается 20 приходских храмов, 318 парекклисионов, 25 экзоклиссионов, 17 кладбищенских храмов, 4 монастырских храма (Δπτυχα. 2013. Σ. 990). Действуют 5 муж. мон-рей: на Карпатосе - вмч. Георгия Победоносца в местности Васес (ставропигиальный и патриарший, основан в 1-й пол. XVII в., собор построен в 1857, обитель возрождена в 1985), Кира-Панагия (основан в XVII в.), исихастирий Пресв. Богородицы близ с. Миртонас (основан в 1978); на Касосе - вмч. Георгия Победоносца (основан в 1690, отремонтирован в 1902) и мч. Маманта (основан в нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681137.html

На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δπτυχα. 2016. Σ. 763-766). Епископы Навпактские Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879). Митрополиты Навпактские Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275). Митрополиты Навпактские и Артские Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий ( 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826). Епископы Акарнанийские

http://pravenc.ru/text/2564582.html

Τ. 1. Σ. 721-724; Achrostich//RAC. Bd. 1. S. 235-238; Jeffreys E. M. Acrostic//ODB. Vol. 1. P. 15; Vogt E. Das Akrostichon in der griechischen Literatur//Antike und Abendland. 1967. Bd. 13. S. 80-95; Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. Αθναι, 1986. Σ. 260-262; Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 298; Τωμαδκης Ν. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 237-238; Παπαηλιοπολου Θωτοπολου Ε. Προβλματα βυζαντινς μνογραφας περ τινων κροστιχδων το μνογρφου Γεωργου//Δπτυχα. 1994-1995. T. 6. Σ. 431-478. А. Ю. Никифорова А. в древнеарм. и древнегруз. церковной письменности В древнеарм. духовной поэзии А. появляется в VII в., к к-рому относится алфавитный А. «Плач на смерть великого князя Джеваншира»Давтака Кертола. А. содержат многие стихи Григора (Нарекаци) (951-1003), именные А. встречаются в древнеарм. шараканах (гимнах) и канонах - напр., «Песнь Нерсеса» (шаракан в честь Вардана Мамиконяна и его сподвижников) арм. католикоса Нерсеса Шнорали (1173), написавшего также ряд стихов учительного содержания. В древнегруз. гимнографии А. возник под влиянием переводов с греч. Один из первых А. (телестих «Георги») встречается в «Наставлении» Иоанна Зосима. А. содержатся в произведениях Курдана, Езры, еп. Стефане (Санасоисдзе) , Иоанне Мтбевари, помещенных в гимнографическом сб. Микаела Модрекили (X в.), а также прп. Ефрема Мцире , Арсения Икалтойского , Католикоса Арсения IV , представителей школы Иоанне Петрици и Иоанне Шавтели . В XI в. встал вопрос о максимальной точности переводимого материала, в связи с чем прп. Георгий Мтацминдели , пожертвовав стихотворной формой оригинала, оставил в груз. варианте греч. Миней лишь несколько А. Лит.: . . , 1965. Т. 3. С. 407-421; . // - . , 1966. С. 178-190; . . , 1980. Т. 1. С. 587-594. Л. Джгамая В слав. традиции А. обозначается словами «краегранесие», «гранесловие». Вероятно, уже с кон. IX в. неоднократно предпринимались опыты передачи греч. А. (преимущественно алфавитных) на церковнослав. язык. Таковы древнеболг. перевод «Алфавитаря» свт. Григория Богослова в древнерус. рукописи XI в. Пандектов Антиоха Черноризца (ГИМ. Воскр. 30 - перг.), попытки снабдить алфавитным А. Акафист Богородице и алфавитные стихиры в отдельных рукописях XIII в. (по наблюдениям С. Кожухарова и М. А. Моминой), последовательно выдержанный слав. азбучный А. в переводе акафиста святым апостолам Петру и Павлу Патриарха Исидора . При переводе на церковнослав. язык в XIV в. Миней служебных по Иерусалимскому уставу текстовые А., сопровождающие каноны и др. песнопения, были переведены отдельно и помещены в надписаниях. Впосл. это привело к созданию псевдоакростихов в службах рус. святым, когда А., вынесенные в заглавие, реально в тексте отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/63914.html

Ακμη περισστερο, σε περπτωση της αναγνωρσεως της ΟΕΟ απ μια Ορθδοξη Εκκλησα αυτ η διαρεση θα διεισδσει με βεβαιτητα στους κλπους αυτς της Εκκλησας, διτι η σεβαστ μερδα της Ιεραρχας δεν θα συμφωνσει με την απφαση. Πρπει να περιμνουμε, να προσευχμαστε και να ελπζουμε στο λεος του Θεο και το φωτισμ του Αγου Πνεματος λων μας, το Οποο το γιο Πνεμα θα μας βοηθσει στο μλλον να προχωρσομε σε μια ορθ απφαση πανορθοδξως. Εμαι βαθι πεπεισμνος τι το πρβλημα του Ουκρανικο σχσματος πρπει να αντιμετωπισθε ακριβς τσι, με τη συμμετοχ λου του πληρματος της Ορθοδξου Εκκλησας. Για θυμηθετε το Βουλγαρικ σχσμα της δεκαετας 1990, λλωστε καταφραμε να το θεραπεσουμε. Ττε ο Οικουμενικς Πατριρχης συνεκλεσε τη Σναξη Προκαθημνων των κατ τπους Ορθοδξων Εκκλησιν στη Σφια και λες οι Εκκλησες στριξαν τον Πατριρχη Μξιμο, εν τους σχισματικος τους οδγησαν σε μετνοια. τσι θα μποροσε να γνει και στην Ουκρανα. Αλλ επειδ γινε αλλις, τρα βλπουμε τις θλιβερς συνπειες αυτν των ενεργειν. Πρσφατα δημοσιεσαμε κεμενο του Μητροπολτη Ναυπκτου κ. Ιεροθου, ο οποος μεταξ λλων γρφει τι η διακοπ μνημοσνου του Πρτου κατ τη Θεα Λειτουργα εναι σχσμα. Κατ τον Μητροπολτη Ναυπκτου, επειδ η Ρωσικ Εκκλησα δικοψε μνημσυνο του Οικουμενικο Πατριρχη εναι σχισματικ! Εναι αλθεια; Μπως εδ συνειδητ ασυνεδητα υπρχει σγχυση κποιων εννοιν; Ββαια και υπρχει σγχυση εννοιν, λλωστε εν ακολουθσουμε αυτ τη λογικ, λες οι κατ τπους Ορθδοξες Εκκλησες ευρσκονται σε σχσμα μετ το 1054, διτι δεν μνημονεουν τον κποτε πρωτεοντα στα Δπτυχα Ππα Ρμης. ταν το 5ο αι. ο Κωνσταντινουπλεως Νεστριος πεσε στην αρεση και τον καταδκασε η Οικουμενικ Σνοδος, εκενη τη στιγμ λες οι υπλοιπες Εκκλησες βρθηκαν στο σχσμα; Η μπως το 15ο αι. με τον Οικουμενικ Πατριρχη να υπογρψει την ουνα με τη Ρμη και με τις υπλοιπες Εκκλησες να μη την αναγνωρσουν, αυτς επσης βρθηκαν σε σχσμα; Προσωπικ αδυνατ να φαντασθ ποια θεολογικ κανονικ επιχειρματα δναται να επικαλεται κανες προκειμνου να δικαιολογσει τις ταλαιπωρες, τις οποες προκαλε συνειδητ στους ομδοξους αδελφος τους, τη δικριση σε βρος αυτν τις βιαιοπραγες.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5472464...

- «η εκκλησιολογικ και κανονικ αρχ του θεσμο του αυτοκεφλου εγγυται την ισοτιμα των αυτοκεφλων λων των κατ τπους Αυτοκεφλων Ορθοδξων Εκκλησιν». πειτα απ συζτηση οι κατ τπους Εκκλησες (απ τη Δισκεψη απουσαζαν μνον τα Πατριαρχεα Ιεροσολμων και Γεωργας) συμφνησαν σχεδν εξ ολοκλρου επ του κειμνου «Το Αυτοκφαλο και ο τρπος ανακηρξεως αυτο», βσει του οποου η χοργηση του αυτοκεφλου εφεξς εναι δυνατ μνον κατπιν συγκαταθσεως λων των κατ τπους Εκκλησιν, εν « νακηρυχθεσα Ατοκφαλος τοπικ κκλησα ντσσεται ς στιμος ες τν κοινωναν τν ατοκεφλων ρθοδξων κκλησιν κα πολαει πντων τν πανορθοδξως καθιερωμνων κανονικν προνομων (Δπτυχα, Μνημσυνον, Διορθδοξοι σχσεις κ.λπ.)». Ειδικτερα, δε, ως απαρατητες προποθσεις χορηγσεως του αυτοκεφλου η παρ. 3 του εν λγω κειμνου ανακηρσσει «τν συγκατθεσιν τς κκλησας-μητρς κα τν πανορθδοξον συνανεσιν». Αφο εφαρμοσθον οι ως νω προποθσεις στη διαδικασα εντασσταν ο Οικουμενικς Πατριρχης. « κκλησα-μτηρ, δεχομνη τ ατημα παγομνης ες ατν κκλησιαστικς περιοχς ξιολογε τς φισταμνας κκλησιολογικς, κανονικς κα ποιμαντικς προποθσεις, πρς παροχν το ατοκεφλου. Ες περπτωσιν καθ ν τοπικ σνοδος, ς ντατον κκλησιαστικν ργανον, παρσχει τν συγκατθεσιν ατς, ποβλλει σχετικν πρτασιν πρς τ Οκουμενικν Πατριαρχεον δι τν ναζτησιν τς πανορθοδξου συναινσεως, νημερνει δ σχετικς τς λοιπς κατ τπους ατοκεφλους κκλησας». Και στη συνχεια, στο σημ. β σημεινεται: « πανορθδοξος συνανεσις κφρζεται δι τς μοφωνας τν συνδων τν ατοκεφλων κκλησιν». μεινε μνον να συμφωνηθε το πς ακριβς ανακηρσσεται το αυτοκφαλο, το οποο χορηγεται κατπιν κοινς συμφωνας λων των κατ τπους Εκκλησιν: ποιος και πς υπογρφει το σχετικ γγραφο. Ωστσο, δεν στθηκε δυνατ να συνεχισθε η σημειωθεσα επιτυχα. Επ ξι χρνια το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως, το οποο προδρευε της Διορθοδξου Προπαρασκευαστικς Επιτροπς, δεν συγκαλοσε τις συνεδρες της. Το 1999 κατβαλε ττοια προσπθεια, αλλ πεσε στο κεν εξαιτας της προ τριετας εκκλησιαστικς κρσεως στην Εσθονα, που εχε προκψει. Το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως απατησε την ιστιμη με τις κοινς αναγνωρισμνες τοπικς Εκκλησες συμμετοχ στις συνεδρισεις της λεγμενης Αποστολικς Ορθοδξου Εκκλησας της Εσθονας, η οποα ιδρθηκε ως αυτνομη δομ του Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως στο κανονικ δαφος της Ρωσικς Ορθοδξου Εκκλησας. Η Ρωσικ Ορθδοξη Εκκλησα, πως ταν φυσικ, δεν μποροσε να συμφωνσει με ττοιου εδους προσγγιση.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/87...

В 1822 г., во время резни христ. греч. населения на Хиосе, устроенной турками, в Н.-М. искало убежища множество христиан. Большинство из них были убиты, в т. ч. погибло ок. 200 монахов. Жертвы резни похоронены в часовне Св. Креста неподалеку от входных ворот Н.-М. Мон-рь серьезно пострадал от пожара и разграбления; в кафоликоне сгорел иконостас, были повреждены мозаики вост. части храма, погибли архив и б-ка. В 1857 г., при настоятеле Григории Фотине, начались масштабные восстановительные работы, были заново выстроены стены мон-ря. Григорий Фотин изучал историю Н.-М., в 1866 г. он открыл в архиве мон-ря Илии Пророка на Самосе рукописные копии неск. утраченных хрисовулов Н.-М. Они вскоре были опубликованы Сакеллионом и позднее переизданы в собрании визант. юридических памятников Ф. Миклошича и Й. Мюллера. К кон. XIX в. открыты и изданы копии документов Н.-М. в рукописях б-к Халкинской школы в К-поле 85) и Святогробского подворья в К-поле (145, παλ. 160). 22 марта 1881 г. произошло землетрясение, к-рое разрушило купол и часть др. элементов конструкции кафоликона, а также колокольню. Постройки были восстановлены в 1900 г., но мозаики кафоликона понесли ряд невосполнимых утрат. К сер. XX в. монашеская община Н.-М. пришла в упадок; в 1952 г. мон-рь был преобразован в жен. обитель. В 2001 г. здесь проживали 3 монахини. Ныне мон-рь вновь действует как мужской, хотя число насельников по-прежнему невелико (Δπτυχα. 2016. Σ. 939). Архитектура Комплекс мон-ря занимает территорию ок. 17 тыс. кв. м, состоит из главного храма (кафоликона) Успения Пресв. Богородицы, 2 небольших церквей - Св. Креста и вмч. Пантелеимона, трапезной, монастырских келий, приемного зала (триклиния), на территории также имеется цистерна для сбора и хранения воды, Н.-М. окружен стеной. Все постройки были возведены в визант. эпоху, впосл. частично или полностью перестраивались. Архитектура и мозаики кафоликона представляют собой образец к-польского искусства эпохи Македонской династии. Кафоликон относится к т. н. островному варианту церквей с октагональным подкупольным пространством ( Krautheimer. 1965. P. 243), который отличается от материкового типа, представленного храмами мон-рей Осиос Лукас и Дафни. По мнению современных исследователей, ближайшей аналогией храму Н.-М. являются комплексы монастыря св. Георгия в Манганах (сер. XI в.; см. в ст. Большой дворец в Константинополе ), а также Килисе-джами в К-поле ( Ousterhout. 1992; Mango. Les monuments. 1976; Bouras. 1982).

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в составе Элладской Церкви. Город Александруполис [греч. Αλεξανδροπολις] расположен в Зап. Фракии на побережье Эгейского м. (адм. центр нома Эврос, Греция). Основан в 1876 г. и назван Дедеагач по имени тур. дервиша Деде; после присоединения к Греции в 1919 г. переименован в честь греч. кор. Александра (1893-1920). Кафедральный собор св. Николая выстроен на народные пожертвования. Во времена тур. владычества область входила в Маронийскую, с окт. 1885 г.- в Эносскую епархию К-польского Патриархата. В нояб. 1922 г. при Патриархе Мелетии IV решением Свящ. Синода К-польского Патриархата А. м. была объявлена самостоятельной, а митрополиту присвоен титул «экзарха Родопского». Первым митрополитом Александрупольским был избран Гервасий, митр. Анкирский. После его кончины († 5 июня 1934) А. м. была временно объединена с Суфлийской, к-рой управлял митр. Иоаким. С 1974 г. по наст. время кафедру возглавляет митр. Анфим (в миру Дионисий Руссас, род. 1934). В епархии насчитывается 54 приходских, 20 кладбищенских, 1 домовый, 5 монастырских храмов и 69 часовен; более 80 священнослужителей. При А. м. действуют 54 благотворительные орг-ции, 11 религиозно-духовных центров, в т. ч. «Церковный молодежный центр св. Елевферия». На территории митрополии действуют мон-ри: муж. св. Иоанна Богослова (Αετοχωρου, Александруполис; основан в 1981); жен. Успения Богородицы «Панагия ту Эвру» (Макри, основан в 1980). Имеются медицинское братство «Св. Киприан», Иоакимовская богадельня, общежитие для юношей «Св. Стефан», общежитие для иностранных студентов богословского фак-та Фессалоникийского ун-та, сеть церковных молодежных лагерей «Урануполис». Издаются журналы «Γνωριμα» (Знакомство) и «Σαλπιγκτς το Εβρου» (Трубач Эвроса). Особым почитанием в А. м. пользуются святые: Гликерия Траянупольская, 5 Самофракийских новомучеников - Мануил, Георгий, Михаил, Феодор и Георгий, Феофан Исповедник Сигрианийский. Святыни: мощи 5 новомучеников Самофракийских, глава одного из 40 Севастийских мучеников , чудотворные иконы - св. Марины, св. Кириаки из Эна (храм св. Кириаки, Александруполис), покровительницы Фракии Панагии Космосотиры, Панагии Эвру (мон-рь Успения Богородицы), Панагии Кримниотиссы и Панагии Камариотиссы (Самотраки). Места паломничества: храмы св. Марины Маистру (Александруполис), Святых бессребреников (Александруполис), св. Киприана (Александруполис), св. Иоанна (Лутра, Самотраки), больничная часовня (Александруполис). Церковное искусство: музей церковного искусства, 2 визант. храма XII в.- храм Панагии Космосотиры, кафоликон мон-ря, устроенного севастократором Исааком Комнином , и часовня святых Феодоров . Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 128-130; Δπτυχα (1998). Σ. 349-356. Иером. Феофан (Лукьянов) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64504.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕГАРСКАЯ И САЛАМИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μεγρων κα Σαλαμνος], епархия Элладской Православной Церкви. Образована в 1974 г. путем разделения Аттикийской и Мегарской митрополии (см. в ст. Аттикийская митрополия ). Кафедра находится в г. Мегара, кафедральный собор освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Христианство стало распространяться в Мегариде с апостольских времен. В Мегаре проповедовал ап. Андрей Первозванный . Через этот город проходил путь ап. Павла из Афин в Коринф. Согласно спискам учеников Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея, 1-м епископом Мегарским являлся апостол от 70 Ермоген (Vitae Prophetarum. 1907. S. 123, 137). В источниках Мегарский еп. Алипий впервые упоминается в 343 г., имена др. иерархов периодически встречаются до сер. VI в. (последним упом. еп. Дионисий в 553). Мегарская епископия подчинялась Афинской митрополии, в нотициях она находится на последнем месте в числе епископий, относившихся к Афинам ( Darrouzès . Notitiae. N 3, 13. Р. 244, 361), и впосл. была поглощена этим крупным религиозно-адм. центром. В наст. время в М. и С. м. действуют 32 приходских храма, 285 парекклисионов, 14 кладбищенских храмов, 5 муж. мон-рей (Св. Троицы, сщмч. Власия, св. Параскевы, Пресв. Богородицы «Млекопитательница», прор. Илии), 10 жен. мон-рей ( Иерофея святого монастырь , Осиос Мелетиос, св. Иоанна Предтечи, прор. Илии, Пресв. Богородицы «Скоропослушница», Пресв. Богородицы «Евангелистрия», Пресв. Богородицы «Фанеромени», св. Герасима, свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины на о-ве Саламин) (Δπτυχα. 2016. Σ. 729, 731). В епархии открыты общая и 32 приходские благотворительные кассы, церковный дом престарелых «Святой Лаврентий» при мон-ре Пресв. Богородицы «Фанеромени» на о-ве Саламин, 4 бесплатные столовые для бедных, магазин «Взаимопомощь Мегары» для раздачи продуктов неимущим, пункт добровольной сдачи крови, 9 приходских центров молодежи, 95 катехизаторских школ, благотворительный фонд стипендий «Потоки любви», учрежденный по завещанию Драмского митр. Филиппа (Цорваса), ведется антиеретическая пропаганда, читаются лекции.

http://pravenc.ru/text/2562750.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010