В учении о душе и теле Декарт отошел от традиц. для схоластики понимания души как формы тела, придающей материальному телу его качественные особенности. Для Декарта не существует разницы между различными телами, поскольку любое тело является лишь «протяженной вещью» (res extensa), все качества к-ройтаввыразимы на языке геометрии и математики в понятиях размера, вида и движения (внутреннего либо внешнего). Декарт не разделял восходящее к Аристотелю понимание души как принципа жизни, общего для всего органического мира и отличающего живой организм от неживой вещи. И если Аристотель различал «одушевленную» и «неодушевленную» материю, то для Декарта «во всем универсуме существует одна и та же материя» ( Декарт Р. Первоначала философии//Соч. 1989. М., Т. 1. С. 359). Согласно аристотелевской традиции, ум есть лишь высшая часть души, свойственная человеку, причем в христ. средневековье эта часть редко трактовалась как отдельная субстанция. Для Декарта большинство жизненных функций организма объясняется в терминах механистической физической организации органического тела, поэтому он отказался от представления о «питательной» или «чувствующей» душе: «Не следует... придумывать какую-то питательную или чувствующую душу, либо какой-то иной принцип движения и жизни, кроме... жара огня, постоянно горящего в сердце, который ничем не отличается по природе от всех других огней, присутствующих в неодушевленных телах» ( Descartes R. Traité de l " homme//Œuvres complètes/Ed. Ch. Adam, P. Tannery. P., 1996. T. 11. P. 202). С помощью такой механистической причинности, без всякого обращения к понятию души, Декарт объяснял не только простейшие двигательные и питательные функции человека, но и такие сложные процессы, как восприятие, воображение, память, эмоции (Ibidem). Вслед. подобного оригинального разделения функций души и тела душа оказывается у Декарта отождествленной с человеческим умом («Я рассматриваю ум не как часть души, но как мыслящую душу в ее целостности» - Idem. Œuvres. T. 7. P. 356), становясь уже не принципом жизни, но принципом мышления. На это указывает и тот факт, что Декарт отказывался считать смерть человека «отходом» или «отсутствием» души, утверждая, что «смерть приключается лишь из-за того, что приходит в упадок одна из важных частей тела» (Ibid. T. 11. P. 331). Поэтому смерть тела не оказывает никакого воздействия на ум, к-рый «бессмертен по самой своей природе» ( Декарт Р. Размышления о первой философии//Соч. М., 1994. Т. 2. С. 13). В свою очередь так понятая душа прямо отождествляется Декартом с человеком, признается носителем человеческой личностности: «В строгом смысле я есть лишь вещь мыслящая (res cogitans), или ум (mens), или дух (animus), или интеллект (intellectus), или разум (ratio)» (Там же. С. 23). Тем самым внутри человека размечается жесткое дуалистическое противопоставление его нематериального «ума» и тела, к-рое соединено с этим умом чисто внешним образом и не связано с личностью человека, будучи просто механическим «автоматом».

http://pravenc.ru/text/180507.html

(16) Jean-Marie Muller. Non-Violence in Education. (17) Muller. Op. cit. (18) См.: Clement Rosset. Le reel. Traite de l " idiotie. — Paris: Les Editions de Minuit, 2004. — P. 112–114. (19) Об этих «четырех дискурсах» см.: Лакан. Семинары. Кн. 17: Изнанка психоанализа(1969–1970). (20) Muller. Op. cit. (21) Simone Weil. Œuvres complètes. Volume VI, Cahiers, Volume 2. —Paris: Gallimard, 1997. — P. 74. (22) Simone Weil. Œuvres complètes. Volume VI, Cahiers, Volume 1. —Paris: Gallimard, 1994. — P. 325. (23) Гилберт Кийт Честертон. В защиту детективной литературы. Как сделать детектив. — М.: Радуга, 1990. — С. 18–19. (24) Mark Wrathall. How to Read Heidegger. — London: Granta, 2005. —P. 94–95. (25) Мартин Хайдеггер. Введение в метафизику/Пер. с нем. Н. О. Гучинской. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. —С.118–133. (26) Тема этого насилия разрабатывалась Вальтером Беньямином и Карлом Шмитом. (27) См.: Clement Rosset. Op. cit. — P. 22–23. (28) Хайдеггер, указ. соч. — С. 144. (29) Цит. по: Stella Sandford. How to Read Beauvoir. — London: Granta Books, 2006. — P. 42. (30) Sandford. Op. cit. — P. 49. Глава 3. Andante Ma Non Troppq E Molto Cantabile: «Кровавый ширится прилив» (1) Здесь, так же как и в случае связи с беспорядками в Лос-Анджелесе (после видеозаписей с полицейскими, избивающими Родни Кинга) и голливудскими фильмами, происходившее уже было эмоционально пережито и увидено десятилетием ранее — вспомним «Ненависть» (Матье Касовиц, 1995), черно-белый фильм об интифаде во французских пригородах, изображающей бесчувственное подростковое насилие, полицейскую жестокость и социальное исключение. В этих пригородах нет никакого потенциала для появления подлинно политическойхилы — все, на что можно надеяться, это выживание в особом культурном регистре вроде появления новой пригородной панк-культуры… (2) См.: Роман Якобсон. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против». — М., 1975. С. — 193–230. (3) См.: Alain Badiou. The Caesura of Nihilism. Lecture delivered at the University of Essex. September 10, 2003.

http://predanie.ru/book/218263-o-nasilii...

P., 1677; Histoire de France depuis le temps des Gaulois et le commencement de la monarchie jusqu " en 987. P., 1685. T. 1; 1689. T. 2; Dissertations physiques sur le discernement du corps et de l " âme, sur la parole, et sur le système de m. Descartes. P., 1689. T. 1; 1690. T. 2; Divers traitez de métaphysique, d " histoire et de politique. P., 1691; Les œuvres de feu monsieur de Cordemoy. P., 1704; Œuvres philosophiques avec une étude bio-bibliographique/Ed. P. Clair. P., 1968. Лит.: Prost J. Essai sur l " atomisme et l " occasionalisme dans la philosophie cartésienne. P., 1907; Balz A. G. A. Géraud de Cordemoy// Idem. Cartesian Studies. N. Y., 1951. P. 3-27; Boas G. Dominant Theme of Modern Philosophy: A History. N. Y., 1957. P. 90-158; Thuillier G. Une «utopie» au grand siècle: «De la réformation d " un etat» de Géraud de Cordemoy (1668)//La revue administrative. P., 1960. Vol. 13. N 75. P. 257-262; Deprun J. Cordemoy et la réforme de l " enseignement//Marseille: Revue. Marseille, 1972. N 88. Suppl.: Le XVIIe siècle et l " éducation: [Actes du I Colloque de Marseille, 1971]. P. 41-45; Battail J.-F. L " avocat philosophe Géraud de Cordemoy (1626-1684). La Haye, 1973; Nicolosi S. Il dualismo da Cartesio a Leibniz: Cartesio, Cordemoy, La Forge, Malebranche, Leibniz. Venezia, 1987; Brun J. Cordemoy//Dictionnaire du Grand Siècle. P., 1990. P. 407-408; Guerrini L. Occasinalismo e teoria della communicazione in Gerauld de Cordemoy//Annali del Dipartimento di Filosofia. Firenze, 1993. Vol. 9. P. 63-80; Scheib A. Zur Theorie individueller Substanzen bei Géraud de Cordemoy. Fr./M.; N. Y., 1997; Хомский Н. Картезианская лингвистика. М., 2005; Ablondi Fr. Gerauld de Cordemoy: Atomist, Occasionalist, Cartesian. Milwaukee, 2005; Nadler St. M. Cordemoy and Occasionalism//J. of the History of Philosophy. Berkeley, 2005. Vol. 43. N 1. P. 37-54; Кротов А. A. К истории картезианской традиции: Окказионализм Кордемуа//История философии: [Сб. ст.]. М., 2010. 15. С. 28-38; он же. Мальбранш и картезианство.

http://pravenc.ru/text/2057234.html

Какой другой может быть дан ответ, кроме того, что это зло (malum) – быть в партии Доната и не быть в Кафолическом единстве? В таком случае, сколько дней ты это зло творишь, столько злых дней и будет, и можно сказать, что больше зла происходит от большего числа дней, напротив меньше – от меньшего, с другой стороны, что зла вовсе не произошло, сказать нельзя. Но к чему следует совершать это столь достойное проклятия (execrabile) зло даже на один день или даже на один час? Ибо тот, кто себе такое разрешение желает, может у Церкви или даже у Самого Бога потребовать, чтобы ему разрешили лишь на один день стать вероотступником (apostatare). Действительно, бояться один день быть вероотступником, и при этом не бояться один день быть схизматиком или еретиком, нет ни единой причины (nulla causa est). Библиография Источники: 1. Августин Аврелий . Псалом против донатистов (перевод с латинского языка и комментарии А. А. Тащиана)//Вестник РХГА. – 2017. – 2. – С. 15–25. 2. Augustin d’Hippone. Du Baptême Contre les Donatistes//Œuvres complètes de Saint Augustin/ed. M. Raulx; tran. M. l’abbé Burleraux. – Bar-le-Duc: L. Guérin & Cie, 1867. – Vol. XV. – P. 67–190. 3. Augustin d’Hippone. Sept livres sur le baptême//Traités anti-donatistes II/Œuvres de saint Augustin: Bibliothèque augustinienne./tran. G. Finaert et G. Bavaud. – Paris: Brepols Publishers, 1964. – Vol. 29. – P. 7–575. 4. Augustine, Bishop of Hippo. On Baptism, against the Donatists//A Select Library of the Christian Church/Nicene and Post-Nicene Fathers/coll. P. Schaff; tran. rev. J.R. King. – USA: Hendrickson Publishers, Inc., 1995. – Vol. 4: Augustin: The Writings Against the Manichaeans, and Against the Donatists. – Series I. – P. 407–514. 5. Augustinus. De Baptismo contra Donatistas//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. VII Pars I). Scriptorum contra Donatistas pars I: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum/ed. Petschenig, M. – Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1908. – Т. LI. – Col. 143–375. 6. Augustinus.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

О значении для него сочинений Достоевского К. в 1955 г. говорил: «Я встретился с произведениями Достоевского, когда мне было двадцать лет, и потрясение, пережитое мною при этой встрече, живо и сегодня, двадцать лет спустя» ( Camus. Pour Dostoïevski//Œuvres. T. 4. P. 590). Наибольшее впечатление произвел на К. роман «Бесы»; объясняя позднее его исключительность в мировой лит-ре, К. отмечал, что «Бесы» - «книга пророческая», поскольку «ее герои предвосхищают наш нигилизм... они выводят на сцену души разорванные и мертвые, не способные любить и страдающие от этого, жаждущие веры, но не имеющие ее. Сегодня именно эти герои наводнили собой наше общество, наш духовный мир» ( Camus. Prière d " insérer//Œuvres. T. 4. P. 537). Образ самоубийцы Кириллова, саморазрушительная философия к-рого с предельной логикой воплощается в жизнь, впосл. стал предметом особого анализа К. в трактате «Миф о Сизифе» (см.: Кушкин. 1982. С. 74). Привлекал К. и образ Ставрогина, во многих чертах которого К. узнавал самого себя. К роману «Бесы» К. возвращался на протяжении всей жизни; его последней работой для театра стала адаптация этого сочинения. Хорошо знал К. роман Достоевского «Братья Карамазовы», однако к этому произведению его отношение было двойственным: его привлекал образ бунтовщика Ивана (К. впосл. играл Ивана в театральной постановке), но отталкивал предлагаемый Достоевским в качестве «ответа» Ивану образ Алеши Карамазова, с помощью которого, по мнению К., Достоевский искусственно «уничтожал» абсурд, указывая на возможность его преодоления путем христ. смирения и веры в загробную жизнь (подробнее о влиянии Достоевского на К. см.: Кушкин. 1978; Brody. 1980; Davison. 1997). Помимо лит. и философских занятий во время обучения в Алжирском ун-те К. впервые заинтересовался политической деятельностью. К сер. 30-х гг. социалистические и коммунистические партии Франции сформировали широкую коалицию «Народный фронт», в качестве главной задачи к-рой рассматривалось противостояние нацизму и фашизму.

http://pravenc.ru/text/1470171.html

К. окончил лицей, получив степень бакалавра, и по совету Гренье решил продолжить образование на философском фак-те Алжирского ун-та. Свободный год, дававшийся на самостоятельную подготовку к университетским занятиям, К. посвятил чтению. Он перечитывал многие произведения франц. и мировой лит-ры, в частности вновь обратился к творчеству Жида, которое оказалось созвучным мировоззренческим исканиям юноши. По позднейшему признанию К., Жид «царствовал над всей его молодостью» ( Camus. Œuvres. T. 3. P. 882); наибольшее влияние на него оказало написанное изысканной ритмической прозой раннее сочинение Жида «Яства земные» (Les nourritures terrestres, 1897), где Жид стремился показать героя свободным от любых социальных, религ. и мировоззренческих оков, избавление от которых, по убеждению Жида, впервые открывает перед человеком первородную чистоту эмоций и полноту жизни (см.: Кушкин. 1982. С. 24-26). Проводимое Жидом «освобождение» героя воспринималось молодым К. как «евангелие оголенности» (l " évangile de dénuement - Camus. Œuvres. T. 3. P. 882), как призыв к индивиду высвободиться «из узких рамок его традиционного существования, отбросить все личины, чтобы... выявилось его истинное лицо, обнажилось его Я» ( Кушкин. 1982. С. 25). Более поздние романы Жида «Имморалист» (L " immoraliste, 1902), «Подземелья Ватикана» (Les caves du Vatican, 1914) и «Фальшивомонетчики» (Les Faux-monnayeurs, 1925) были менее близки К., который не признавал проводимый в них Жидом принцип «абсолютного имморализма» и считал ошибочным отношение Жида к жизни как к игре, эгоистично разыгрываемой индивидом, отмечая: «Я хочу быть тем, что делает из меня моя жизнь, а не превращать эту жизнь в эксперимент» ( Камю. Дневники//Соч. Т. 5. С. 48). Летом 1933 г. произошла ссора К. с дядей ( Lottman. 1997. P. 67), в результате чего К. был вынужден самостоятельно искать источники заработка; в течение нескольких лет ему приходилось работать мелким клерком, давать частные уроки, даже заниматься продажей деталей для автомобилей (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1470171.html

В одной из слав. рукописей Слов, датируемой 1802 г., И. С. изображен сидящим в 3/4-ном обороте, с раскрытой книгой, в к-рую он вписывает слова «Страх Божий начало до[бродетели]». В такой же позе И. С. изображается на совр. греческих иконах (в частности, на иконе Фотия Кондоглу, 1944). Соч .: Το σου πατρς μν Ισαακ το Σρου τ ερεθντα σκητικ. Λειψα, 1770; Слова духовно-подвижническия, переведенныя с греческаго старцем Паисием Величковским. М., 1854, 20042; Слова подвижнические/Пер. под ред. А. В. Горского. М., 1854. Серг. П., 18932; То же/Пер. с греч. С. Соболевского. Серг. П., 19113 (по тексту I); De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1909 (по тексту B); Traités religieux, philosophiques et moraux, extraits des œ uvres d " Isaac de Ninive par Ibn As-salt/Texte arabe publ. P. Sbath. Le Caire, 1934; Mayamir Mar Ishaq/Ed. Samuil Tawadrus As-Suryani. Dayr al-Suryan, 1968 [араб. версия]; Saint Isaac le Syrien. Sentences: Un trésor de sagesse. Monastère s. Nicolas de la Dalmerie, 1979; Œuvres sprituelles: Les 86 discours ascétiques: Les lettres/Trad. J. Touraille. P., 1981; The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian. Boston, 1984; Discorsi spirituali/Communità di Bose. [Magnano], 1985; On Ascetical Life/Transl. M. Hansbury. Crestwood (N. Y.), 1989; The Heart of Compassion: Daily Readings with St. Isaac of Syria/Ed. A. M. Allchin. L., 1989; Discorsi spirituali: capitoli sulla conoscenza, preghiere, contemplazione sull " argomento della gehenna, altri opuscoli/Introd., trad., not. P. Bettiolo. Magnano, 19902; Главы 46, 76, 77/Пер. С. С. Аверинцев//От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология. М., 1994. С. 276-282; Isaac le Syrien. Homélies: Extraits choisis et traduits/Ed. Archim. Placide (Deseille). Saint-Laurent-en-Royans, 1995; ‘The Second Part " : Chapters IV-XLI/Ed. S. Brock. Louvain, 1995. (CSCO; 554. Syr.; 224) (по тексту II 4-41); О совершенстве духовном: (Беседы 19, 20, 21, 55)/Пер. с сир.: игум. Иларион (Алфеев)//ЦиВр. 1998. 4 (7). С. 179-191; О божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. с сир., предисл., примеч.: игум. Иларион (Алфеев). М., 1998. СПб., 20032; 20063; Un " umile speranza: Antologia/Scelta, trad. dal siriaco Sabino Chialà, monaco di Bose. Magnano, 1999; О знании: Избранные главы/Пер. с сир.: игум. Иларион (Алфеев)//ЦиВр. 2000. 4 (13). С. 315-324; Die Weisheit Isaaks des Syrers: Eine Auswahl aus seinem Werk/Ed. S. P. Brock Würzburg, 2003; Isaac le Syrien. Cuvinte catre singuaritici/Ed. S. Chiala; transl. I. I. Ica. Sibiu, 2003; Œuvres spirituelles - II 41 Discours récemment découverts/Présentation, trad., not. Dom. A. Louf. Bégrolles-en-Mauges, 2003; Isacco di Ninive. Discorsi ascetici: Terza collezione/Ed. Sabino Chialà. Magnano, 2004; Isacco di Ninive. Annuncia la вопта di Dio/Ed. Sabino Chialà. Magnano, 2006; Воспламенение ума в духовной пустыне/Пер. с сир.: А. В. Муравьев. СПб.; Афон, 2008; Главы о знании [Ркп.] (по тексту I-IV).

http://pravenc.ru/text/674153.html

[S. l.], 1702; Histoire des contestations sur la diplomatique. P., 1708; Ouvrages posthumes/Éd. V. Thuillier. P., 1724. 3 vol.; Correspondance inédite de Mabillon et de Montfaucon avec l " Italie/Éd. M. Valery. P., 1846. 3 vol.; Неизданные письма Мабильона/Публ.: Л. Г. Катушкина//СВ. 1966. Вып. 29. С. 276-288; Brèves réflexions sur quelques règles de l " histoire/Préface et notes par B. Barret-Kriegel. P., 1990; Œuvres choisies/Éd. D.-O. Hurel, H. Leclercq. P., 2007. Лит.: Jadart H. Dom Jean Mabillon (1632-1707): Étude suivie de documents inédits sur sa vie, ses œuvres, sa mémoire. Reims, 1879; Broglie E., de. Mabillon et la société de l " abbaye de Saint-Germain-des-Prés à la fin du XVIIe siècle, 1664-1707. P., 1888. 2 vol.; Mélanges et documents publiés à l " occasion du 2e centenaire de la mort de Mabillon. Ligugé; P., 1908; Denis P. Trois dissertations de Dom Mabillion. Ligugé, 1909; Bergkamp J. U. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Wash., 1928; D é ries L. Un moine et un savant: Dom Jean Mabillon, religieux bénédictin de la Congrégation de Saint-Maur (1632-1707). Ligugé, 1932; Heer G. Johannes Mabillon und die Schweizer Benediktiner: Ein Beitrag zur Geschichte der hist. Quellenforschung im 17. u. 18. Jh. St. Gallen, 1938; Leclercq H. Dom Mabillon. P., 1953-1957. 2 vol.; Fohlen J. Chifflet, d " Achery et Mabillon, une correspondance érudite dans la deuxième moitié du XVIIe siècle (1668-1675)//Bibl. de l " École des Chartes. P., 1968. Vol. 126. N 1. P. 135-186; Barret-Kriegel B. Jean Mabillon. P., 1988; eadem. La querelle Mabillon-Rancé. P., 1992; Fatouros G. Jean Mabillon//BBKL. Bd. 5. Sp. 511-514; Érudition et commerce épistolaire: Jean Mabillon et la tradition monastique/Éd. D.-O. Hurel. P., 2003; Stratford N. Jean Mabillon et Cluny//CRAI. 2007. Vol. 151. N 4. P. 1779-1791; Delumeau J. Dom Mabillon, le plus savant homme du royaume//Ibid. P. 1597-1604; Dom Jean Mabillon, figure majeure de l " Europe des lettres: Actes des 2 colloques du tricentenaire de la mort de Dom Mabillon: Abbaye de Solesmes, 18-19 mai 2007, Palais de l " Institut, 7-8 déc. 2007/Éd. J. Leclant, A. Vauchez, D.-O. Hurel. P., 2010; Aris R. Jean Mabillon (1632-1707)//Medieval Scholarship: Biogr. Stud. on the Formation of a Discipline/Ed. H. Damico, J. B. Zavadil. L.; N. Y., 20132. Vol. 1: History. P. 16-32. А. В. Русанов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561116.html

А культурная и языковая близость России и Греции в глазах автора книги могла оказаться полезной лишь в случае, если «латинизированная Россия» со временем будет содействовать возвращению Греции «в лоно Латинской Церкви». Возможно, потому, что книга де Местра предназначалась в первую очередь вниманию Рима, он не придал значения тому, что сам тон его работы ставит под сомнение искренность его попечения о греках: «Может статься, она и победит (пишет де Местр о Греции), но она всегда будет находиться под чьим-нибудь владычеством». Поэтому и перспектива «католического просвещения России» производит впечатление, противоположное цели: «азиатская раса, оказавшаяся в Европе» (определение из более ранней работы де Местра «Четыре статьи о России»), интересует де Местра прагматически – с точки зрения расширения влияния католицизма. Обычно де Местр до деталей рассчитывал эффект работ на политические темы. Книга «О папе» была написана в надежде получить место папского нунция. Однако в этот раз усилия не принесли ожидаемых результатов. Жесткая политическая форма лишила произведение де Местра привлекательности, которой отмечены его работы на философские темы. А сочинение Стурдзы выигрывало благодаря напоминанию о христианских ценностях: любви, свободе и терпимости. Для «либералов» необычность этой вещи заключалась в соединении свободы с духом веры, а для консерваторов – в напоминании о том, что «устои» должны приближать к свободе во Христе, а консервативная политика – добровольно подчинять себя этике евангельского терпения. В целом книга «О папе» подчеркнула противоположность двух взглядов на церковное единство. Де Местр отстаивал преимущества «хорошо управляемого здания», могущественного и распростертого по разным частям света; Стурдза – традицию Церкви как духовного союза христиан. Рейтинг: 9.3 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источники и литература: Maistre J. de. Du Pape//Maistre J. de. Œuvres complumes. Lion, 1884. Stourdza A. Considйramions sur la doctrine et l’esprit de l’Йglise Orthodoxe. Weimar, 1816. Stourdza A. de. Le comte de Maistre//Stourdza A. de. Œuvres posthumes religieuses, historiques, philosophiques et limmйraires. Souvenir et portraits. Paris, 1859. Chevras S. Alexandre Stourdza (1791–1854). Une intellectual orthodoxe face a l’Occident. Geneve, 1999.

http://pravoslavie.ru/55256.html

Жизнь Христа предстает как цельный и законченный образец, к максимальному следованию которому призван всякий христианин. В нач. 1656 г. П. публично выступил на стороне янсенистов в их острой полемике с иезуитами, к-рая проходила в более широком контексте длительного спора об ортодоксальности взглядов Янсения. В этот спор постепенно оказались вовлечены Папский престол, представители высшей франц. гос. власти, а также большинство теологов и духовных лиц Франции. Иезуиты утверждали, что Янсений, излагая учение блж. Августина о благодати и предопределении в соч. «Августин», допустил ряд еретических утверждений. Эти обвинения были поддержаны в Риме, где в результате долгого разбирательства были выделены 5 «еретических» тезисов Янсения (их текст см.: Паскаль. Трактаты. 1997. С. 492). Был составлен особый «формуляр» (formulaire) осуждения этих тезисов (текст см.: Denzinger. Enchiridion. 201444. N 2020). Во Франции все духовные лица, в т. ч. янсенистские священники и монахини Пор-Рояля, получили указание подписать его. Руководившие Пор-Роялем Анжелика и Антуан Арно были решительно против подписания, однако желали любыми средствами избежать прямого конфликта с Папским престолом и церковного раскола. Воспользовавшись тем, что в формуляре были приведены не прямые цитаты из сочинения Янсения, а смысловые обобщения его заключений, янсенисты стали заявлять, что осужденные 5 положений действительно еретические, однако они не могут осудить их в выражениях формуляра, где они прямо приписаны Янсению. Эта уловка позволила янсенистам, признавая безусловный авторитет Папского престола в области права, т. е. при изложении вероучения и осуждении ереси, считать формуляр некорректным в области фактов, т. к. в нем Янсению будто бы приписывались не имеющие к нему отношения еретические утверждения. Такую общую стратегию защиты полностью разделял и П. Желая самостоятельно разобраться в богословском содержании полемики, он создал неск. небольших трактатов и заметок, к-рые впосл. были объединены издателями под общим названием «Сочинения о благодати» (Écrits sur la Grâce; текст см.: Pascal. Œuvres complètes. Т. 3. P. 487-799; ср.: Idem. Œuvres. T. 11. P. 95-295; рус. пер. отсутствует).

http://pravenc.ru/text/2579128.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010