› Любой отец, отдающий Господу десятину в виде плода своего тела сына, для его обучения обновляет Церковь Ирландии, и на ее земле возрождает Христову веру, которая, увы, угасла. Тот же, кто отзывает своего сына обратно домой, похищает, таким образом, его у Бога, Патрика, и отделяет земную Церковь от небесной. › Если юность сама не льнет к источнику учения и мудрости, то не Христова вера, а мрачное темное язычество будет править на земле Ирландии. › Человек, учитель, с которым юноша, посвященный Богу и Патрику, проходит обучение, уже при своей земной жизни должен получать награды от Бога и людей. Если отрок знает наизусть 150 псалмов, гимны, песнопения церковных служб, умеет читать, то учитель получает дойную корову. Далее он обучает своего подопечного, если тот готовится принимать священнический сан, правилам совершения таинства крещения, литургике, молитвам за живых и мертвых и всему необходимому для служения в Церкви. За это ежегодно ему положено отдавать теленка, поросенка, три мешка молотой муки, мешок зерна и запас необходимой одежды. Дойная корова должна быть вручена сразу же, как только ученик усвоит псалмы (Награда за промежуточный экзамен. А. Ш.). Остаток же выплачивается по мере обучения. › Монахи не должны спать в храме. Они разделяются. Одни поют ночью псалмы, другие в это время отдыхают в келиях. После чего положено им меняться местами. › Запрещается пить что-либо после вечерней службы. › Тот, кто исповедовался своему духовному отцу, не должен каяться перед другим священником. › Если монах злится на своего брата-послушника, оскорбляет его, то к вечеру этого дня он должен получить сто ударов палки по ладони и остаться без хлеба и воды. › Диаконисы и монахини должны получать пищу перед бдениями и молитвами у Крестов. Во время месячных им разрешено вкушение мясного бульона, и этому требуется уделять надлежащее внимание. Подводя некоторый итог чтения даже тех незначительных извлечений из Устава Céli Dé, что представлены здесь, можно восхититься взвешенностью, продуманностью деталей документа, регулирующего жизнь этих христианских общин Северо-запада, его евангельским духом и специфичной кельтской аскезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 . В обители Таллагхта было принято совершать праздничную службу отдельно от обычной службы дня, которая совпадала с праздником. И служили в такой день две мессы: отдельно празднику, и отдельно рядовую. 79 . Монахи не оставались ночевать в храме. У них был следующий обычай: два инока пребывали в церкви до наступления часа бдений (vigils) и вычитывали 100 и 50 псалмов (то есть Псалтирь. А. Ш.). Во время бдений их заменяли двое других, которым по завершении службы предписывалось оставаться в храме, читая Псалтирь до утренней молитвы (то есть, остаток ночи. А. Ш.). После чего они отправлялись спать, вплоть до третьего часа. (Переписчик не указывает, но логично предположить, что их заменяли другие, совершающие уже утреннюю мессу. А. Ш.). 80 . Во время трапезы, так установили в Таллагхте, один из монахов читал Евангелие, Правила или Жития святых вслух вкушающей ужин братии, дабы внимание иноков не задерживалось на том, что именно они едят. Читавший сам обедал прежде, в девятый час. На следующий день каждый монах должен был рассказать о выслушанном им накануне. 81 . Маэл Дидхруиб однажды сказал Маэлруайну: «У меня с давних времен есть четыре сильных желания. Первое: я бы хотел получить возможность найти и прочитать все священные книги, что когда-либо были привезены в Ирландию. Второе: я хочу подвизаться в обителях, где живут святые люди, получить их благословение и прислуживать им. Третье: мне необходимо иметь твою дружбу и расположение монахов из числа тех, что доступны для беседы, и тех, кто пока не разговаривал со мной (Здесь переписчик делает помету: «Я не вижу еще двух желаний Маэл Дидхруиба». А. Ш.). Маэлруайн ответил ему: «Наш почтенный духовный старец Фер Да Хриг (Fer Dá Chrich) обычно говорил, что «следует быть милостивым, и благосклонно принимать добрые намерения монахов, заслуживающие награды». (Составитель комментария к Уставу дает следующую информацию: «Фер Да Хриг, рожденный в Дайре Эйднех (Daire Eidnech), или Дайре, как это место стали называть позднее, был аскетом и настоятелем монастыря Даиринис (Dairinis), что находился на маленьком островке в устье реки Блэкватер (Blackwatter). Эта обитель имела большое значение в движении Сели Де (Céli Dé), и считается, что Маэлруайн изучал там правила и практику древнего монашества. В одном источнике сообщается, что Фер Да Хриг был даже его дядей. Умер в 747 году.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже те исследователи, которые считали К. Д. монашеским орденом или движением за реформу Церкви, признавали, что единой организации у них не было; общины К. Д. могли существовать при крупных церковных поселениях или представлять собой особые монастыри. В основном они были сосредоточены в юж. и вост. областях Ирландии ( Hughes. 1966. P. 181-183; O " Dwyer. 1981. P. 46, 59; ср. мнение о К. Д. как о «локальном явлении»: Follett. 2006. P. 218). Самый известный центр К. Д.- церковное поселение Тамлахта, основанное в 774 г. (запись в «Анналах Четырех наставников» под 769 г.); в IX в. там находилась одна из крупных церковных общин Ирландии. В источниках Тамлахта представлена как общежительный монастырь, ее основатель св. Маэл Руан был епископом. При жизни Маэл Руана в Тамлахту приходили подвижники, искавшие его духовного руководства, в т. ч. Маэл Дитруб и Оэнгус. В ирландских анналах община Тамлахты упоминается до XII в.; в 1179 г. церковь и ее владения были переданы Дублинской кафедре (см.: O " Dwyer. 1981. P. 28-34; Follett. 2006. P. 173-175). О церковном поселении Финнглас, настоятели к-рого также имели епископский сан, впервые упоминается под 763 г., но после IX в. сведения о нем отсутствуют ( O " Dwyer. 1981. P. 34). По-видимому, в Финнгласе и Тамлахте имелись жен. монашеские общины (les caillech - The Monastery of Tallaght. 7, 62), там жили также выполнявшие епитимию кающиеся (пенитенты) и миряне, находившиеся под духовным руководством насельников ( Follett. 2006. P. 175-181). Под рук. Элара возникла пустынь Лох-Кре, к-рая зависела от церковной общины Рос-Кре и получала от нее содержание, «хлеб Рос-Кре» (arán Ruis Cree - The Monastery of Tallaght. 4). Кроме того, К. Д. жили в ряде крупных церковных общин, напр. в Тир-Да-Гласе, где их возглавлял Маэл Дитруб, и в Ард-Море (ныне Ардмор, графство Уотерфорд). Поскольку в источниках, которые обычно связывают с К. Д., неоднократно упоминается о мон-ре Иона, высказывалось предположение, что одним из К. Д. мог быть его настоятель Диармад (между 814 и 831 - 849), выступавший за укрепление церковных устоев и обновление принципов монашеского общежития. Благодаря Диармаду влияние К. Д. могло распространиться в Шотландии ( Clancy T. O. Iona, Scotland and the Céli Dé//Scotland in Dark Age Britain/Ed. B. E. Crawford. St. Andrews, 1996. P. 111-130; Idem. Diarmait «sapientissimus»: The Career of Diarmait, dalta Daigre, Abbot of Iona//Peritia. Turnhout, 2003/2004. Vol. 17/18. P. 215-232).

http://pravenc.ru/text/1684147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕЛИ ДЕ [древнеирл. Céili Dé, Céli Dé], общее название ирл. церковных деятелей VIII-IX вв., стремившихся к укреплению церковной дисциплины и общежительного монашества. Среди исследователей не сложилось единого мнения о том, следует ли определять К. Д. как особую категорию духовенства, как сообщество аскетов, как движение за церковную реформу и возрождение монашества или как монашеский орден. Изучение К. Д. Утвердившиеся в совр. историографии представления о К. Д. во многом восходят к работе Дж. Джеймисона, который считал тех, кто входили в эту группу, духовенством «кельтской Церкви», своего рода предшественниками шотландских пресвитериан. К. Д., по его мнению, возводили происхождение своего «ордена» к ап. Иоанну и противостояли сторонникам папского Рима, к-рые стремились подчинить «кельтскую Церковь». Центром К. Д. Джеймисон считал монастырь Иона ( Jamieson J. A Historical Account of the Ancient Culdees of Iona and of Their Settlements in Scotland, England and Ireland. Glasgow, 1811. Edinb., 1890; см.: Haggart. 2003. P. 10-12). Исследование У. Ривза, ставшее 1-й научной работой о К. Д., было проведено в рамках полемики с Джеймисоном ( Reeves W. The Culdees of the British Islands As They Appear in History. Dublin, 1864; см.: Haggart. 2003. P. 12-16; Follett. 2006. P. 10-12). Ривз определил круг основных источников сведений о К. Д. и собрал материал об общинах клириков, к-рые существовали в Ирландии и Шотландии до XVI в. и также назывались «Кели Де» (кулдеи, келедеи, колидеи и др.). Предположив, что К. Д. могли быть монашеским орденом, сообществом «клириков строгой обсервации» или группой авторитетных подвижников, исследователь не пришел к однозначному выводу. Ривзу также принадлежит наблюдение, что под К. Д. могли подразумевать разные категории клириков или монахов ( Reeves. 1873. P. 120-121; ср.: Haggart. 2003. P. 268; Idem. 2006/2007. P. 61-62). Колебания Ривза разделял Дж.

http://pravenc.ru/text/1684147.html

— Вся пища, которая остаётся в доме после смерти его хозяина, должна быть освящена разделена между бедными. Её нельзя вкушать там, даже если умерший будет прославляем как святой человек. — Если беременная женщина тяжело заболеет и окажется на грани смерти, то необходимо сделать следующее. Священник должен будет прочитать нужные молитвы над небольшим количеством воды. Затем эту воду следует возлить на чрево беременной, над головой плода, который она носит, и произвести наречение имени ребёнку Фланн (Flann) или Келлах (Cellach). После этого мать должна выпить оставшуюся освящённую воду, так чтобы она уже изнутри пролилась на её плод (А.Ш.: Фланн и Келлах – это универсальные имена, дающиеся как женщинам, так и мужчинам, без обязательных для русского языка падежных окончаний, подтверждающих пол упоминаемого человека. Например: Евгений – Евгения О’Рейли, но Фланн – Фланн О’Рейли). — Продукты, собранные до воскресного дня, нельзя употреблять в пищу, их следует разделить между бедными. — В Святой Четверг совершается омовение ног. — Стрижка (тонзирование, выбривание макушки головы) монахов должна совершаться в первый четверг каждого месяца. — Молитва, труд и чтение – обязанности монаха. — В Ирландии есть четыре вида преступления, покаяние за которые не могут быть приняты на исповеди священником. Сексуальные действия над умершей женщиной (некрофилия). Плотская связь между кровными родственниками (инцест). Преступления против епископов, монахов, священников. Ересь и внутрицерковные дрязги (А.Ш.: скорее всего, речь идёт не о вероучительных, а о практических, ритуальных расхождениях и дисциплинарных конфликтах в общине). Жизнь средневековых христианских общин строилась вокруг Церкви, но в различных частях Европы несхожим образом. Это отражалось не только в вышеприведённых знаках почтения к священнослужителям, но и в ряде специфических требований, определений. — Любой епископ, рукополагающий в священный сан человека, который неспособен наставлять народ в благочестии, духовности, не знает Писания, законов Церкви, не умеет читать, не может врачевать души, затемнённые грехом, – согрешает. Такой епископ является врагом Бога и людей. Он наносит обиду самому Христу и Его Церкви. За совершённое епископ должен нести покаяние в течение шести лет и выплатить семь кумхалов (cumhal) золотом в знак вины, для прощения в очах Господа.

http://pravmir.ru/ustav-celi-dei-hristia...

На этой почве между аббатами монастырей возникали даже споры, что видно из беседы Маэлруайна с аббатом по имени Дубхлитир (Dubhlitir). «Мои монахи, покуда находятся в этих краях и живут по моему уставу, никогда не станут пить того, что влечет забвение Бога», – утверждает Маэлруайн. Дубхлитир не согласен: «А мои пьют пиво и войдут на Небо вместе с твоими иноками». На что Маэлруайн отвечает: «А я в этом не уверен». Далее Маэлруайн утверждает, что его монахи, живущие по правильному уставу, «не будут испытывать необходимость огненного очищения перед Судом. Другое дело, твои братья», намекает он на «неправильных» монахов Дубхлитира. В церковных текстах конца VII века мы находим немало примеров подобных диспутов между монашескими конфедерациями. Их главной целью была верность монастырей-сателлитов своему духовному центру. Учитывая, что в Ирландии епископы не играли административной роли, этот процесс вполне объясним. К сожалению, тяжбы между монастырями за право доминировать над той или иной местностью, нередко приводили к открытым столкновениям. За какие-то двести лет монастырь в Ирландии претерпел серьезные перемены. На его первоначальный образ влияли сильные факторы: Синод в Уитби (Whitby, 664 г.), устав святого Бенедикта, политика сближения с континентом, наконец, нашествие иноплеменных. В итоге, многие конфедерации приняли римский стиль. Часть «непримиримых» ушла в «самоизоляцию», по выражению одного из авторов сборника протоиерея Александра Шабанова. Но были и те, кто искал синтез между новыми реалиями и кельтской стариной. Последние и породили уникальное церковное явление, которое известно под именем Céli Dé «Друзей Божиих» (или кулдеев). Представленные в этом сборнике переводы относятся к традиции «Друзей Божиих». Это довольно поздняя историческая форма ирландской духовной культуры. Она явилась своеобразной реакцией на деградацию монашеской жизни. Кулдеи, безусловно, являются продолжателями кельтского монашества классического периода. По крайне мере, они пытались сохранить духовную строгость «золотого века».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Само имя святого, ирландское Mael-Ruain, указывает на то, что он прибыл на юг графства Мит (Mit), в места, где в IX веке викинги заложат Дублин (Dub Linn, буквально «Черный пруд» (The Black Pool) из монастыря святого Руадана в Лорре (Lorrha), графство Типперери (Tipperary)). На древнеирландском «Маэл» означает «постриженный в монашество». При сложении с «Руайн» получается: «постриженный в монашество Руайном», или «в обители Руайна». Предположительно, он был учеником упоминаемого в тексте «Устава» Фердахриха, известного ирландского аскета VII – VIII вв. (Ferdá-Chrich). В774 году, согласно «Книге Лейнстера» (Book of Leinster XI в.),преподобный пришел в Таллагхт. Сейчас это южный район Дублина. Мартиролог Таллагхта (The Martyrology of Tallaght) сообщает, что «святой пришел с мощами святых мучеников и дев». Монастырь, основанный им, представлял собой большое, экономически крепкое монашеское хозяйство, не поощрявшее практику «миссионерских путешествий», не закрытую, но со строгими порядками общину Céli Dé. Из «Устава» сложно понять, являлся ли Маэлруайн только лишь игуменом или, по давней кельтской традиции, совмещал настоятельство с епископским служением. Нигде не сказано о каких-либо священнических рукоположениях, им совершенных, но «Анналы Ольстера» (Annals of Ulster) фиксируют, что 7 июля 792 года «Маэлруайн Таллагхта, епископ и воин Христов в мире уснул» («Maelruain Tallachta episcopus et miles Christi in pace dormivit»). Монастырь, им основанный более ста лет до набегов викингов, играл большую роль в истории ирландского христианства. Окончательно его уничтожили карательные религиозные вылазки войск Кромвеля в 1650-х годах. В 1829 году на месте обители построили церковь в честь святого Маэлруайна. От прежнего архитектурного наследия сохранились большая каменная купель, высокий кельтский крест и башня. И литература. Удивительно живая, настоящего голоса. Что именно писал Маэлруайн, диктовал, а что по памяти восстанавливали другие писцы, установить практически невозможно. Традиционно не оспаривается его авторство«Устава» и сохранившихся на древнеирландском «Поучений святого Маэлруайна». Под его влиянием был создан стихотворный «Мартиролог святого Оэнгуса» (The Martyrology of Oengus), служебник с древними ирландскими литургическими текстами, молитвенными последованиями «Stowe Missal» и «Мартирология Таллагхта» (Martyrology of Tallaght). Текст «Устава» сохранился в Королевской Ирландской Академии (Royal Irish Academy 3. В 23 рр. 3352, by Tadg ua Rig-Bardan, whose name is found in another manuscript dated to 1473), в Британском национальном музее (British Museum Additional30512, f.33v and in «The Monastery of Tallaght», Proceedings of the Royal Irish Academy 29 (1911) 115179) и в Библиотеке францисканцев (Dublin, Franciscan ms G, a paraphrase)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытным выглядит и крещение плода в утробе матери. Над беременной женщиной читались молитвы, после чего Крещенская вода возливалась на живот женщины в районе головы плода. Остаток воды она должна была выпить, освящая плод изнутри. Совершенно по-новому в уставах «Друзей Божиих»звучит и тема путешествий. Паломничество Христа ради, uлu«peregrinamio pro Christo», было особенной чертой кельтского монашества. Толпы странствующих ирландских монахов в VI VII вв. бродили по острову и переправлялись на континент. Они основывали новые монастыри, открывали неизведанные земли, обращали целые народы. Во времена святого Брендана Мореплавателя паломничество воспринималось как элемент особого духовного подвига. В правилах же Céli Dé эта привычная черта ирландского монашества осуждается. Устав святого Маэлруайна не поощряет никаких «миссионерских путешествий». На вопрос своего ученика о главном принципе монашеского делания, Маэлруайн отвечает поразительно не по-кельтски: «Я советую тебе не покидать своей кельи». Даже в уставе святого Аилбе (Ailbe, ум. в 528 г.) предписывается оседлость, что странно для практики VI века: «Покуда вы в этой жизни, не покидайте монастырь, даже ради какого-либо дела». Это типичное требование бенедиктинового устава, влияние которого, по-видимому, в VIII веке было широко распространено. Структура устава святого Аилбе, состоящего из 56 кратких пунктов, даже внешне напоминает 72 правила устава святого Бенедикта. Существует мнение, что данный текст, скорее всего, был составлен в IX веке и принадлежит традиции кулдеев, что видно из многочисленных гастрономических предписаний излюбленной темы «Друзей Божиих». Устав Аилбе говорит об обстоятельствах, когда можно есть свежее мясо, молоко, угря, а также морскую капусту с сухим хлебом. Отголоском совершенно новых реалий в Уставе IX века звучит тема деградации образовательного уровня ирландских клириков. Епископу, который рукополагает священника, не умеющего читать, не знающего Писания и законов Церкви, Устав предписывает строгую епитимью. Для Ирландии, которую называли островом «ученых и святых», где в каждом монастыре была уникальная библиотека, а монастырские школы привлекали учеников с континента, это свидетельство серьезных перемен. Более того, в некоторых уставах появляются весьма странные указания на дисциплинарные практики, ранее незнакомые кельтскому христианству: телесные наказания, флагелляция, биения ладоней палками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нищая женщина подошла к ним и стала настойчиво просить разрешения вступить в число монахинь, находившихся под опекой обители. Уставший и рассердившийся от этих просьб Дубхлитир воскликнул: «Ступай немедленно отсюда прочь!» (Буквально, и на это указывает комментатор, он произнес: «bad cess to you» ирландское проклятие: «да ниспадет на тебя зло». А. Ш.). Услышавший такие слова епископ Каинхомрак распростерся на земле, потрясенно проговорив: «О, ужас! Что ты сейчас совершил. Зачем так набросился на несчастную женщину?» Дубхлитир тоже пал ниц и взмолился: «Дай мне наказание, которое понесу ради этой отверженной». Епископ ответил: «Ты примешь ее в число набожных женщин.(В тексте: «woman and to God», то есть не монахинь, как было выше, а скорее, женщин из Céli Dé, или послушниц. Монастырь, о котором идет речь, был, возможно, смешанный.–А. Ш.). Кроме этого, ты дашь ей дойную корову, одежду, так чтобы она могла существовать без помощи других монахинь. Она будет жить по статусу как монахиня, но не примет монашеского пострига. (То есть социально будет защищена, но не свяжет себя обетами и послушанием. Оригинальное наказание за грубость. А. Ш.). Дубхлитир ответил: «Конечно, я выполню все предписанное тобой». 42 . Маэл Дидхруиб имел обычай петь: «Святой Михаил, молись за нас, святая Мария, молись за нас», между каждыми двумя псалмами, когда вычитывал Псалтырь. Еще он добавлял имя святого, чей день праздновался. «Святой Патрик, молись за нас» (Sancte (sancte) Patrice, ora pro nobis), если это был день Патрика; «Святая Бригида, молись за нас» в день Бригиды. Итак было с каждым святым, чей праздновался день. 43 . Монахам разрешалось вкушать три раза по маленькой мере, которая называется «бохтан» (bochtan ирл.). (Один«бохтан» равен объему 12 пустых куриных яиц=грамм. Трибохтана, соответственно, 180 граммам, 160 граммам пива с половиной порции кондимента (кондимент (condiment), это, собственно, не основное блюдо, а именно «закуска», гарнир. Например, зелень, хлеб с маслом). А. Ш.) по Великим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(А.Ш.: 1 кумхал равен цене 3-х дойных кров, то есть рукоположивший безграмотного, ограниченного человека в священный сан, должен шесть лет пребывать в покаянии и выплатить штраф как за стадо из 21-й дойной коровы.) — Епископ обязан рукополагать в сан, освящать храмы, духовно наставлять правителей и священников, благословлять их семьи после крещения, проявлять заботу о каждом немощном в любой из общин, организовывать учение мальчиков и девочек в благочестии и мудрости. Отношение кулдеев к образованию детей подлинно трепетное для всей кельтской Церкви Британских островов. Восхищает не декларативный, а практический подход к этим вопросам. Учили в монастырских школах, начиная со времён святого Патрика, но у «слуг Божьих» любопытным представляется «прописанность деталей». — Любой отец, отдающий Господу десятину в виде плода своего тела – сына, для его обучения обновляет Церковь Ирландии и на её земле возрождает Христову веру, которая, увы, угасла. Тот же, кто отзывает своего сына обратно домой, похищает таким образом его у Бога, Патрика и отделяет земную Церковь от небесной. — Если юность сама не льнёт к источнику учения и мудрости, то не Христова вера, а мрачное тёмное язычество будет править на земле Ирландии. — Человек, учитель, с которым юноша, посвящённый Богу и Патрику, проходит обучение, уже при своей земной жизни должен получать награды от Бога и людей. Если отрок знает наизусть 150 псалмов, гимны, песнопения церковных служб, умеет читать, то учитель получает дойную корову. Далее он обучает своего подопечного, если тот готовится принимать священнический сан, правилам совершения таинства крещения, литургике, молитвам за живых и мёртвых и всему необходимому для служения в Церкви. За это ежегодно ему положено отдавать телёнка, поросёнка, три мешка молотой муки, мешок зерна и запас необходимой одежды. Дойная корова должна быть вручена сразу же, как только ученик усвоит псалмы (А.Ш.: награда за промежуточный экзамен). Остаток же выплачивается по мере обучения. — Монахи не должны спать в храме. Они разделяются. Одни поют поют ночью псалмы, другие в это время отдыхают в келиях. После чего положено им меняться местами.

http://pravmir.ru/ustav-celi-dei-hristia...

   001    002    003    004    005    006   007     008