Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМУЛАК [Камелак; лат. Camulacus, Camelacus] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 3 нояб.). В сочинении Тирехана о св. Патрикии (Патрике) (2-я пол. VII в.) К. упоминается среди 450 епископов, якобы рукоположенных св. Патрикием. В том же источнике говорится о посещении св. Патрикием обл. Тетба (совр. графство Лонгфорд, Ирландия); с вершины холма Гранарет (ныне Гранард) он указал К. (Camulacum Commiensium) место для церкви Ратан (locum... id est aeclessiam Raithin) в долине Куми. К. посвящен алфавитный гимн из 24 строк, сохранившийся в Бангорском антифонарии (Ambros. C 5 inf., кон. VII в.), где святой назван Камелаком Кумийским (Camelaci Cumiensis). Фактические данные о К. в гимне отсутствуют, прославляются его аскетические подвиги, смирение, добровольная бедность и радостное служение Христу. Исследователи неоднократно указывали на сходство между гимном К. (инципит «Audite bonum exemplum») и др. гиберно-лат. алфавитными гимнами, напр. св. Патрикию (AHMA. Vol. 51. N 252; инципит «Audite omnes amantes») и св. Комгаллу (Ibid. N 244; инципит «Audite πντες τ ργα»), к-рые также содержатся в Бангорском антифонарии. Наблюдается известное сходство и с гимнами св. Бригите (Ibid. N 241; инципит «Alta audite τ ργα»), св. Монинне (Ibid. N 250; инципит «Audite sancte studia»; Ibid. N 251; инципит «Audite fratres») и ап. Петру (Ibid. N 254; инципит «Audite fratres famina»). По мнению большинства исследователей, самым ранним из этих произведений, послужившим образцом для др. гимнов, был гимн св. Патрикию, составленный скорее всего не позднее сер. VII в. ( Orchard. 1993. P. 164-165). Предположение о том, что гимны св. Патрикию и К. принадлежат св. Колману Эло († 611) ( Carney. 1961. P. 44-46; Curran. 1984. P. 46), остается недостаточно обоснованным ( Orchard. 1993. P. 161-162). В более поздней ирл. традиции нет точных сведений о К. В мартирологе, составленном ок. 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом), 3 нояб. указано поминовение св. Каэмлаха, которого собиратель рукописей терциарий Михал ОКлери († 1643) отождествил с К. и внес его память в Мартиролог из Донегола. Дж. Карни отождествил К. с Комлахом, «прокаженным Патрикия», сведения о котором сохранились в составе цикла преданий о св. Киаране (The Tripartite Life of Patrick, with Other Documents Relating to That Saint/Ed. W. Stokes. L., 1887. Vol. 2. P. 556; Carney. 1961. P. 121; Curran. 1984. P. 209; Doherty. 1991. P. 60; см.: Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 204).

http://pravenc.ru/text/1470153.html

S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 82-83; T. 2. P. 89)). В разных источниках учениками К. названы св. Даг , сын Карелла (Vita S. Dagaei mic Cairill// Heist. Vitae. P. 389-394), св. Келлах из Келл-Алада (ныне Киллала, графство Мейо) (Betha Chellaigh Chille Alaidh//Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 49-65; T. 2. P. 50-69), св. Фехин, к-рого К. нарек этим именем (Moecca, Mo Fecca - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 48-49). К. приписывается авторство нескольких стихотворений ( Kenney. Sources. P. 381-382) и монашеского устава ( Strachan J. Two Monastic Rules//Ériu. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 227-228). О К. упоминается в житиях многих ирландских святых, напр. в Житии св. Аэда, сына Брекка (Vita S. Aidi episcopi Killariensis. 20// Heist. Vitae. P. 173-174), в Житии св. Сенана (Vita S. Senani, episcopi et abbatis de Inis Cathaig. 17, 21//Ibid. P. 316, 319-320), в ирландском Житии св. Брендана (Betha Brenainn Clúana Ferta. 185// Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 88; Vol. 2. P. 85). К., 3-й сын Бео-Аэда и Дарерки, род. в крепости Кримтанна (Ráith Crimthainn) на равнине Аи (Маг-Аи; совр. графство Роскоммон). Крещение младенца совершил диак. Диармад, к-рый также именовался Юстом (в оксфордской версии - «святой диакон Диармад, прозванный Юстом» (Dermicio cognomento Iusto)). Уже в детстве К. прославился даром чудотворения. Когда умер любимый конь Оэнгуса, сына правителя Кримтанна, К. воскресил коня и получил в подарок от Оэнгуса участок земли. Однажды мать упрекнула К., что он в отличие от др. детей не собирает дикий мед. Набрав воды, отрок благословил сосуд, и вода превратилась в мед. Родители святого отдали этот мед диак. Диармаду (по ирл. Житию, в качестве платы за крещение К.). К. стал учиться грамоте у Диармада, но, поскольку ему приходилось пасти скот, у него не было времени посещать наставника. Тем не менее К. и Диармад, находясь в разных концах равнины Аи, чудесным образом разговаривали, и никто не мог услышать их беседу. В Житии говорится, что на равнине Аи сохранился камень, на к-ром во время уроков сидел К., на нем был установлен крест.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

(The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 38-39). В средневек. мартирологах под этой датой указана память св. Колмана, основателя ц. Сенбот (ныне Темплшанбо, графство Уэксфорд), к-рый, как и К., происходил из рода И Фиахрах (Félire Óengusso Céli Dé. L., 1905. P. 219, 228-229; The Martyrology of Donegal. Dublin, 1864. P. 286-287). О торжественном поминовении К. 27 окт. (со строгим постом и вигилией) сообщал также Колган; празднование памяти святого было обязательным для членов рода О " Шонесси, считавших К. своим предком и покровителем ( Colgan. 1645. P. 246-247; Fahey. 1893. P. 101-102). Согласно декрету рим. Конгрегации обрядов от 1 июля 1747 г., дни памяти некоторых местночтимых святых, в т. ч. К., «епископа и исповедника» (29 окт.), в Ирландии получили статус «двойных» праздников (duplex maius). Томас Берк, католический епископ Оссори (1759-1776), составил оффиций в честь К., опираясь гл. обр. на данные, собранные Колганом ( Thomas de Burgo. Hibernia Dominicana, sive Historia provinciae Hiberniae Ordinis Praedicatorum. Coloniae Agrippinae, 1762. P. 23; Fahey. 1893. P. 99-100, 102, 447-450; о днях памяти К. также см.: ActaSS. Oct. T. 12. P. 880-881). В действующем календаре Римско-католической Церкви в Ирландии память К. указана под 29 окт. Об истории ц. Келл-Мек-Дуах сохранилось немного сведений. По нек-рым данным, здесь был похоронен правитель Гуайре (Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. Vol. 1. P. 401; Vol. 2. P. 437) (по более распространенной версии, могила Гуайре находилась в Клуан-Мокку-Носе (ныне Клонмакнойз)). Считалось, что в Келл-Мек-Дуахе были похоронены персонажи ирл. средневек. сказаний - Кано, сын Гартнана (герой «Повести о Кано»), Ку Конгелт (герой повести «Подвиги Келлаха»), Гелгес и Кред, дочери Гуайре (см.: Ó Coile á in S. The Structure of a Literary Cycle//Ériu. 1974. Vol. 25. P. 124). В «Анналах Четырех наставников» сообщается о кончине нек-рых епископов (под 814) и аббатов (под 967) Келл-Мек-Дуаха; под 846 г.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

37// Plummer. Vitae. T. 2. P. 155-156). В более ранней редакции Жития, вероятно переведенной с ирл. языка в XI-XII вв., и в кратком ирл. Житии говорится только о посещении св. Маэдоком «церкви сыновей Дуи» (ad cellam filiorum Duach) и об исцелении Гуайре (Vita sancti Aedui siue Maedoc episcopi. 37//Ibid. P. 306; Betha Moeog Fearrna. 28// Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 187-188; Vol. 2. P. 181-182; см.: Sharpe R. Medieval Irish Saints " Lives: An Introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991. P. 395). В поэме Гиллы Мо Дуту О Кассиде (XII в.) и в основанном на ней пространном ирл. Житии (XV в.) этот эпизод интерпретирован как свидетельство подчинения церковной общины Келл-Мек-Дуах церквам, к-рые были основаны св. Маэдоком. Здесь сообщается, что Гуайре в благодарность за исцеление подарил ц. Келл-Мек-Дуах св. Маэдоку, ставшему его духовником (anmcara). Управление церковью святой поручил «опытнейшему» (ученейшему - deigh-eolach) аббату К. и заключил с ним соглашение о дружбе (a ccengal cadaigh). В Житии уточняется, что церковь была основана «в честь Маэдока» (a nonóir Maodhócc), а К., чье имя она впосл. получила, был лишь настоятелем, к-рого назначил святой (Betha Máedócc Ferna. 127-133//Ibid. P. 226-229). Самое раннее упоминание о К. содержится в Мартирологе из Тамлахты, составленном ок. 800 или ок. 830 г.; память святого указана под 3 февр. (The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 14). Поминовение К. отсутствует в метрическом Мартирологе Оэнгуса, но указано в комментарии XII в. и в мартирологе, составленном в это же время аббатом Марианом Горманом (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 68-69; Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 28-29). Также под 3 февр. память К., еп. Келл-Мек-Дуаха, прославленного чудесами, указана в Мартирологе из Донегола, составленном в 1630 г. Михалом О Клери. Однако, по свидетельству членов рода О " Шонесси (ирл. О Шехнасах), в диоцезе Килмакдуа поминовение святого совершалось 27 окт.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

В ирл. анналах о кончине К. упоминается под 652 г. (см.: The Chronicle of Ireland/Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 147). В Мартирологе из Тамлахты (ок. 830) и в глоссах (ок. 1170) к Мартирологу Оэнгуса память святого указана 25 марта (The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 27; Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 100). В мартирологе, составленном ок. 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом), и в др. ирл. календарях XII в. поминовение К. указано под 24 марта (Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 60-61; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 49, 140, 176). Под тем же числом память К. значится в Мартирологе из Донегола (XVII в.) ( [O " Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 84-87). В ирл. традиции К. был известен гл. обр. как основатель церковного поселения Инис-Келтра. Однако в ряде источников основателем Инис-Келтры назван св. Колум мокку Кремтаннан († 549). В Житии св. Колума сообщается, что до прибытия Колума на о-ве Инис-Келтра жил отшельник Мак Крехе, к-рый по воле ангела уступил остров святому (Vita S. Columbae abbatis de Tír Dá Glas. 15-20//Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 229-230. (SH; 28); см. также: De Paor L. Saint Mac Creiche of Liscannor//Ériu. Dublin, 1979. Vol. 30. P. 98-99). В ирл. анналах под 549 г. сообщается о Колуме мокку Кремтаннане и Колуме с о-ва Инис-Келтра как о разных людях, вероятно ошибочно (см.: The Chronicle of Ireland. P. 99). Первые упоминания в ирл. анналах о церковном поселении Инис-Келтра относятся к VIII в. В кон. X в. обитель пользовалась покровительством Бриана Бору, правителя Дал Кас (978-1014), настоятелем был его брат Маркан († 1010). Ок. 1100 г. в Инис-Келтре была создана т. н. Псалтирь св. Камина, от к-рой сохранилось 6 листов с текстом 118-го псалма и лат. и ирл. глоссами (Dublin, Univ. College. Franciscan MSS. A.1). Эти листы, почитавшиеся как святыня, были переданы хранителями Фланном и Бернардом Мак Бруаде (Мак-Броди) Михалу О Клери, который впоследствии вывез их на континент (см.: Esposito. 1914/1916; McNamara M. Five Irish Psalter Texts//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 2009. Vol. 109. P. 80-93).

http://pravenc.ru/text/1470131.html

Прп. Беда сообщает, что в 716 г., во время настоятельства Д., в обитель из Ирландии прибыл свт. Эгберт , англосакс по рождению и убежденный сторонник «римской Пасхи». Ему удалось убедить монастырскую общину принять пасхалию Дионисия. В ирл. летописях под 716 г. указано, что «в монастыре Иона была изменена Пасха» (Pasca commutatur in Eoa ciuitate). В том же году старец Фаэлху, сын Дорбене, «вступил на кафедру Колумбы» (Faelcu mac Dorbeni kathedram Columbe... suscepit). Вероятно, Фаэлху стал епископом Ионы. Однако, по мнению нек-рых исследователей (Ibid. P. 99), Д. после введения «римской Пасхи» оставил должность настоятеля мон-ря и уступил ее Фаэлху. В следующем году преподобный скончался. Принятие пасхалии Дионисия не привело к окончанию споров в Ирландской Церкви. Между 705 и 716 гг. прп. Кеолфрид , настоятель мон-рей Вирмут и Ярроу в англосакс. Англии, направил пиктскому правителю Нехтану IV послание, в к-ром настаивал на принятии пиктским духовенством «римской Пасхи». Очевидно, духовенство в землях пиктов, подчинявшееся мон-рю Иона, не последовало примеру Д. и увещаниям прп. Кеолфрида. В 717 г. Нехтан IV изгнал из своих владений клириков «общины Колумбы». Округлая рим. тонзура была принята в мон-ре Иона только в 718 г. В Месяцеслове из Тамлахты (Таллахта) и в Месяцеслове Энгуса (ок. 830) память преподобного упоминается под 25 мая. Д. стал последним из настоятелей мон-ря Иона, имена к-рых были внесены в ранние ирл. месяцесловы ( Herbert. 1988. P. 63). В наст. время день памяти Д. 25 мая, к-рый упоминается еще в Месяцеслове из Донегола (1630), отмечается только в графстве Донегол (Ирландия). В католич. Церкви память Д. приходится на 24 марта. В Ирландии преподобный почитался как покровитель мореплавателей. Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. Col. 3; Beda. Hist. eccl. V 22; Annala Uladh. s. a. 707, 713, 716, 717//The Annals of Ulster/Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. P. 164-172; Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984. P. 126, 136-137; Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 104-105; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 65, 146; [O " Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 138-139.

http://pravenc.ru/text/180588.html

Согласно поздней легенде, Д. был дядей по матери правителя Дал-Риады Аэдана, сына Габрана (ум. в 605) (ActaSS. Iul. T. 3. Col. 199). В бревиарии сообщается, что мощи преподобного покоились в каменной гробнице в Абердоборе. В X в. в мон-ре была создана рукопись Четвероевангелия, известная как «Книга из Дира». Обстоятельства создания рукописи указывают на то, что мон-рь незадолго до того, вероятно, был разорен скандинавами. На полях рукописи имеется неск. записей XII в. о земельных пожалованиях мон-рю, к-рые считаются наиболее ранними памятниками гэльского языка, а также текст лат. грамоты кор. Давида I о невмешательстве светских лиц в дела мон-ря. Пожертвования адресованы Богу, Д. и прп. Колумбе. Из записей следует, что мон-рь считался одним из крупнейших духовных центров Шотландии. В 1219 г. Уильям Комин, ярл Бухана и вел. юстициарий Шотландии, основал в Дире новый мон-рь и пригласил цистерцианских монахов. Земли древнего мон-ря были разделены между новым аббатством и приходской церковью. В 1543 г. аббатство было закрыто. Рядом с его руинами находился пиктский резной камень класса I (VI-VIII вв.). Считается, что древний мон-рь располагался на месте старой приходской церкви в Олд-Дире. Приходская церковь в Абердауре, в к-рой хранились мощи Д., упоминается с 1178 г., однако существующее здание построено не ранее XVI в. В наст. время церковь находится в руинах. Поблизости имеется св. источник, к-рый носит имя Д. Д. были посвящены мн. церкви и источники в Сев. и Вост. Шотландии, ряд урочищ и селений носит имя преподобного. В наст. время Д. посвящены церкви различных христ. конфессий, расположенные в местах подвигов преподобного. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 198-200; Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 251; The Gaelic Notes in the Book of Deer/Ed. K. Jackson. Camb., 1972; Breviarium Aberdonense L., 1854. Vol. 2: Pars hyemalis. Propr. SS. Fol. 19-19v. Лит.: BHL, N 2338; MacGibbon D., Ross T. The Ecclesiastical Architecture of Scotland from the Earliest Christian Times to the 17th Cent. Edinb., 1896. Vol. 1. P. 274-278; Scott A. B. St. Drostan//Transactions of the Gaelic Society of Inverness. 1908/1911. Vol. 27. P. 110-125; Simpson W. D. The Celtic Monastery and Cistercian Abbey at Deer//Transactions of the Scottish Ecclesiological Society. Edinb., 1927. Vol. 8. Fasc. 3; idem. On Certain Saints and Prof. Watson. Aberdeen, 1928; idem. The Celtic Church in Scotland. Aberdeen, 1935; idem. The Abbey of Deer, Aberdeenshire. Edinb., 1952; idem. The Historical St. Columba. Edinb., 19633. P. 48-53; Rimoldi A. Drostano//BiblSS. Vol. 4. Col. 841; Hughes K. The Book of Deer// i dem. Celtic Britain in the Early Middle Ages/Ed. D. Dumville. Woodbridge, 1980. P. 22-37; idem. Early Christianity in Pictland//Ibid. P. 38-52; Geddes J. The Art in the Book of Deer//Proc. of the Society of Antiquaries of Scotland. Edinb., 1998. Vol. 128. P. 537-549.

http://pravenc.ru/text/180482.html

Он по повелению ангела приехал в Рим, где папа Келестин рукоположил его как 1-го епископа Шотландии, к тому времени уже принявшей христианство при еп. (папе) св. Викторе I (186 или 189 - между 197 и 201). П. прибыл туда в 11-й год правления кор. Евгения II. Святой был доброжелательно принят королем, проповедовал по всей Шотландии, рукоположил во епископа св. Сервана, а также крестил св. Тернана (в ирл. источниках упоминается как Тораннан), к-рый стал его учеником и помощником. На связь культов П. и Тернана указывают также глоссы из Мартиролога Оэнгуса (70-е гг. XII в.), где утверждается, что П. - др. имя Тораннана (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 148; см. также: Clancy. 2009. P. 24-26). Согласно Абердинскому бревиарию, П. скончался в Лонгфоргане (близ Данди, ныне окр. Перт-энд-Кинросс). Краткое сказание о П. под 6 июля в Абердинском мартирологе (ок. 1500) содержит ссылки на Беду и «историографа» Сигиберта из Жамблу, но по содержанию близко к чтениям из Абердинского бревиария ( Forbes. 1872. P. 133). Развитие легенд о деятельности П. в Шотландии представлено в историях Иоанна Фордунского (XIV в.) и Гектора Бойса (Боэция; 1527). В 1432 г. викарий церкви в Фордуне получил право продажи индульгенций для сбора средств на строительство капеллы в честь П. К 90-м гг. XV в. капелла была построена (не сохр.). По инициативе У. Шивса, архиеп. Сент-Андруса (1478-1497), были обретены мощи П. и помещены в серебряный реликварий, к-рый установили в новой капелле в честь святого ( Turpie. 2015. P. 67-68; Todd. 1864. P. 299-300). Гробница святого была уничтожена в эпоху Реформации. В Римский Мартиролог имя П. не включено. В нач. XXI в. день памяти П. отмечается 6 июля в Шотландской епископальной церкви (входящей в Англиканское содружество). Лит.: Todd J. H. St. Patrick, Apostle of Ireland. Dublin, 1864; Zimmer H. Keltische Kirche in Britannien und Irland//PRE. 1901. Bd. 10. S. 204-243; O " Rahilly T. F. The two Patricks: A lecture on the history of Christianity in 5thcent.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

По мнению ряда исследователей, сохранению преданий о М. способствовали тесные отношения, к-рые церковная община Лугмада в эпоху раннего средневековья поддерживала с общинами, возводившими свое происхождение к святым Патрикию или Колумбе (напр.: McCone. 1984. P. 324). Из Жития св. Колумбы, составленного Адомнаном, следует, что в кон. VII в. близ Лугмада были церковь или мон-рь, подчиненные мон-рю Иона ( Doherty. 1991. P. 57). Предание о дружбе М. со св. Патрикием, к-рый уступил М. земли в окрестностях Лугмада и попросил его позаботиться о преемственности настоятелей Ард-Махи, могло быть связано с тем обстоятельством, что в 807-808 гг. церковную общину Ард-Махи возглавлял аббат Торбах, сын лугмадского аббата Гормана († 758); Аэдакан, сын Торбаха († 835), также был аббатом Лугмада. На этом основании нек-рые исследователи датировали создание первоначальной версии Жития М. нач. IX в. (Ibid. P. 56-59). Впосл. Финнахта, сын Эхтигерна, названный в анналах епископом, писцом и аббатом Лугмада, был управляющим (maer) владений общины Ард-Махи к югу от гор Морн (запись в «Анналах Четырех наставников» под 948 г.). Почитание Память М. указана в Тамлахтском мартирологе под 24 марта («Мохта из Лугмада, имя его матери - Кумман») и 19 авг.; к обеим записям в манускрипте добавлены хвалебные четверостишия в честь святого (The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 26, 64, 100-101, 114-115). Эти же дни памяти М. указаны в стихотворном мартирологе Оэнгуса; в глоссах к записи под 19 авг. приведены те же стихотворения, что и в Тамлахтском мартирологе (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 84, 100, 177, 186-189, 200-201). Под этими датами поминовение М. значится в стихотворном мартирологе аббата Мариана Гормана и в Драммондском мартирологе (2-я пол. XII в.) (Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 60-61, 160-161; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 49, 88-89). В кратких ирл. мартирологах того же времени память святого указана только под 24 марта (Four Irish Martyrologies... L., 2002. P. 140, 176), в мартирологе собора Св. Троицы в Дублине и в «Мартирологе из Донегола», составленном Михалом О Клери († 1643),- только под 19 авг. (The Воок of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity, Commonly Called Christ Church, Dublin. Dublin, 1844. P. 147; The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 88-89, 222-225). Память М. отсутствует в Римском Мартирологе, но поминовение святого совершается в католическом архиепископстве Арма 24 марта.

http://pravenc.ru/text/2564252.html

Упоминания о Н. содержатся в сочинениях, посвященных св. Финниану из Маг-Биле (ныне Мовилла, графство Даун, Сев. Ирландия) (пам. 10 сент.). В источниках IX в. Финниан представлен как ученый, наставник, прибывший в Ирландию из-за моря (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 193; ср.: Carey J. Scél Tuáin Meic Chairill//Ériu. 1984. Т. 35. P. 101, 105). На несохранившемся Житии Финниана основано краткое Житие св. Финана (Виннина) (см.: Wilson P. A. 1969. P. 142; Sperber. 1997). Согласно Житию, в обитель Наэндруим (ныне Нендрум, графство Даун, Сев. Ирландия), где жил юный Финан, прибыл из Британии «святейший епископ по имени Неннио» со свитой. По просьбе ирландцев епископ отвез Финана для воспитания и обучения в «Большой монастырь» (in eius sede, que Magnum uocatur monasterium). Дочь короля Британии попыталась соблазнить юношу и была наказана за это смертью. Финан воскресил принцессу и убедил ее дать обет целомудрия. Далее в Житии упоминается о том, что некий человек из зависти пытался отравить Финана, и о том, что святой продолжил обучение в Риме и был рукоположен там во пресвитера (Nova Legenda Anglie. Oxf., 1901. Т. 1. P. 445). Согласно чтениям в Абердинском бревиарии, св. Финниан (Виннин) переселился из Ирландии в Шотландию, т. к. ему досаждали родители и друзья (ср. рассказ о переселении Н. из Шотландии в Ирландию, к-рый содержался в ирл. Житии Н.). К преданиям о св. Финниане восходит также Житие св. Фридиана; в нем сообщается, что святой жил «в граде, именуемом Кандида» под началом наставника Мугенция, к-рый позавидовал успехам Фридиана как преподавателя и попытался убить его. Однако святой чудесным образом спасся, а Мугенций погиб ( Colgan J. Acta Sanctorum veteris et maioris Scotiae seu Hiberniae, Sanctorum insulae. Lovanii, 1645. P. 634). Подобные сведения приведены в ирл. «Книге гимнов», в прологе к гимну «Parce Domine»: св. Финниан с неск. учениками отправился к наставнику Мугинту, жившему в Футерне. Дочь правителя пиктов влюбилась в одного из учеников Финниана и попросила разрешения выйти за него замуж, пообещав отдать Финниану книги Мугинта. Когда девушка забеременела, она указала на ученика Финниана как на отца ребенка. Разгневанный Мугинт велел слуге подстеречь Финниана ночью в церкви и убить его, однако по воле Божией смертельный удар получил сам Мугинт (The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Т. 1. P. 22; T. 2. P. 11). Т. о., предания, изложенные в Житиях святых Фридиана и Финана и в прологе из «Книги гимнов», основаны на общем мотиве: юный святой из Ирландии обучается у известного наставника в Британии и подвергается опасности из-за женщины (см.: Wilson P. A. 1964. P. 163-164, 167-168, 170-171; Idem. 1969. P. 142-143).

http://pravenc.ru/text/2577673.html

  001     002    003    004    005    006    007