По мнению некоторых исследователей, описание соборной церкви у Когитоза было призвано напомнить о базиликах Рима, к-рым уподоблялась Келл-Дара ( Bitel. 2004). Несмотря на отсутствие прямых параллелей между Римом и Келл-Дарой в этом описании, указания на рим. или италийское влияние содержатся в др. источниках. Согласно Житию I, св. Бригита чудесным образом узрела мессы, к-рые совершались в Риме над гробницами св. апостолов Петра и Павла, и пожелала иметь чин рим. мессы и «все уставы» (ut ad me istius ordo et uniuersa regula deferatur a Roma). Посланные ею клирики привезли книги, но через нек-рое время Бригите было откровение, что в чин мессы внесены изменения (quidam commutauerunt in Roma missas), и тогда по ее указанию в Ирландию доставили новые тексты (Vita I S. Brigidae. 89//ActaSS. Febr. T. 1. P. 131; Connolly. 1989. P. 41). Исследователи отмечали, что в Житии могло сохраниться достоверное свидетельство литургических преобразований в Риме в VII в. (см.: Stevenson J. Introd.// Warren F. E. The Liturgy and Ritual of the Celtic Church. Woodbridge, 19872. P. LXVII-LXVIII). В более поздних источниках встречается легенда о происхождении богослужебного чина Келл-Дары. Св. Бригита дважды посылала в Рим клириков за «чином Петра и Павла» (uird Pedair & Poil), но неудачно (подразумевается, что текст мессы надлежало выучить наизусть). В 3-й раз святая отправила вместе с ними слепого отрока, к-рый, спустившись на якоре в м. Ихт (прол. Ла-Манш) или в Тирренское м., оказался в подводной обители Плея. Его спутники, посетив Рим, по прошествии года вернулись на это место и подняли со дна моря отрока, к-рый принес с собой «чин Плеи» и колокол. Этот чин поныне соблюдается общиной Бригиты (is e ordside fil ic muindtir Brigte... is e ord Plea marus indiu - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 64-67). Самое раннее указание на эту легенду сохранилось в гимне Броккана в честь св. Бригиты (инципит: Ní car Brigit): «Чудесно собрание святой Бригиты, чудесна Плея, куда оно взошло» (Amra sámud sanct Brigte, amra Plea conhúala - Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 328). В глоссах к этому гимну уточняется, что речь шла о чине мессы (urd celebartha) и что Плея - это Пьяченца, обитель св. Бригиты в Италии (Amra Plea .i. Blasantia .i. cathir sen fil do Brigit in Italia - Ibid. P. 328-329). В г. Пьяченца существует ц. св. Бригиты, которая была основана св. Донатом , еп. Фьезольским, и в 850 г. подарена им аббатству Боббио (Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio/Ed. C. Cipolla. R., 1918. Vol. 1. P. 165-169). Т. о., богослужебным обычаям, соблюдавшимся в Келл-Даре, приписывалось рим. или италийское происхождение. Известны и др. рассказы о паломничестве насельников Келл-Дары в Рим, напр. о том, как 3 из них чудесным образом избежали гибели в Пьяченце (Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 323-324), и о св. Конлаэде, отправившемся в Рим вопреки воле св. Бригиты и съеденном по пути волками (Ibid. P. 346-347).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

В ирл. Житии и в др. источниках получила отражение легенда, согласно к-рой смерть К. была вызвана молитвами ирл. святых: они завидовали К., видя его превосходство над собой (noeib Eirenn tra rofhoirmdechsat re Quiarán ara fheabhus). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса сказано, что подвижники, испугавшись, что Бог дарует ему всю Ирландию, постились и молились, чтобы К. умер (noib Erenn ro troiscsit im a bás). К. постился вместе со всеми, не зная, о чем они молились, пока святые Одран и Мак Куллинн не поведали ему об этом. Тогда святой обещал, что Бог исполнит их просьбу. «Пресечение жизни Киарана» (timdibe saeguil Ciaran), изгнание св. Колумбы из Ирландии и св. Картаха (Мохуту) из Ратана названы «тремя дурными сговорами» ирл. святых (tri sanasa saeba noem n-Erenn - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205). Даже св. Колумба, друг К., узнав о его кончине, возблагодарил Бога. Тем не менее он сложил гимн в честь К. и спел его насельникам Клуан-Мокку-Носа. Настоятель спросил, как они могут отблагодарить его за этот гимн, и Колумба попросил 2 горсти земли с могилы святого. Когда он плыл из Ирландии на Иону, разразилась буря, судно едва не попало в чудовищный водоворот. Колумба бросил в волны землю с могилы К., и буря немедленно прекратилась. Ирл. Житие К. завершается пространной похвалой святому за его аскетические подвиги. К. уподобляется святым ВЗ (Авелю, Еноху, Ною, Аврааму, Моисею, Иову, Давиду, Соломону), апостолам Петру, Павлу и Иоанну и Самому Христу, поскольку К., как и Христос, превратил воду в вино, был сыном плотника, прожил 33 года и даже воскрес на 3-й день (robui eiseirgi dano don fir-sa iar tridenus), чтобы утешить св. Коэмгена (об уподоблении К. Христу см.: Herbert. 1994. P. 5). Хотя душа К. пребывает на небесах, у людей остались его чудотворные мощи и реликвии (a rélce & a thaisi... co fertuibh & co mírbhuilibh cechlaithidhe); в Судный день он будет судить своих последователей и насельников Клуан-Мокку-Носа (в Житии они названы «плодами его наставлений» (for toradh a foircetuil)). Изучение

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Попытка объяснить столь высокое положение аббатисы предпринята в легенде о епископском рукоположении св. Бригиты, которая впервые засвидетельствована в древнеирл. Житии: при возложении на святую монашеского покрывала еп. Мел, ученик св. Патрикия, «опьяненный благодатью Божией, не понимал, что он пел по своей книге, ибо он возвел Бригиту в епископский сан» (episcopus Dei gratia inebriatus non cognovit quid in libro suo cantavit. In gradum enim episcopi ordinis [sic] Brigitam). Осознав содеянное, епископ заявил: «Одна лишь эта дева в Ирландии будет иметь епископское рукоположение» (Haec sola... ordinationem episcopalem in Hibernia tenebit virgo - Bethu Brigte/Ed. D. Ó hAodha. Dublin, 1978. P. 6). В источниках XI-XII вв., где пересказывается это предание, уточняется, что равный епископскому статус признавался за «наследницей Бригиты» - аббатисой Келл-Дары (Lives of Saints from the Book of Lismore/Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 40). В нек-рых текстах даже сообщалось, что аббатиса не только обладала теми же привилегиями, какие имел епископ, но и могла «носить епископский сан» (conid desin dligis comarba Brigte grada epscuip do thabairt fair - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 66; is dosen dliges comarba Brigte do gres grad n-epscuip fuirri & honoir epscuip - Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 329-331). В ирл. анналах упоминается о др. руководящих должностях в Келл-Даре, к-рые, как правило, занимали представители аристократических семейств. Когитоз упоминал о приоре (praepositus), руководившем работами по строительству мельницы. Должность приора, о к-рой сообщается также в «Анналах Четырех наставников» под 903 г. (prióir), могла соответствовать должности либо помощника настоятеля (secnap; упом. в 835), либо эконома (equonimus) обители. В летописях говорится о лицах, занимавших должность «священника» (sacart; упом. в 927, 929, 1046, 1069, 1103), а также о «старческом доме», во главе к-рого стояла особая настоятельница (abatissa tighe sruithe Cille Daro; 797).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Аббатиса Келл-Дары обладала статусом, равным статусу епископа. Начиная с VIII в. преемственность настоятельниц мон-ря подробно отражена в ирл. анналах; аббатиса нередко именовалась «госпожой» или «владычицей» (dominatrix), также «наследницей Бригиты» (comarba Brigte), иногда в летописных записях подчеркивался ее пол - так, аббатиса Муренн († 964) названа в «Инисфалленских анналах» «женщиной-настоятелем» (banairchinnech), в «Анналах Тигернаха» под 1112 г. говорится о «женщине - наследнице [Бригиты]» (bancomurba). В источниках сохранились упоминания о высоком статусе аббатисы Келл-Дары, однако они не всегда поддаются однозначному истолкованию. Так, Когитоз называл ее «аббатисой ирландцев» (abbatissa Scottorum), в Мартирологе Оэнгуса (IX в.) о св. Бригите говорится как о «главе монахинь Ирландии» (cenn cáid caillech n-Érenn - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 58), а в глоссах к гимну Ултана - как о «главе женщин Ирландии» (cend do mnaib Erend - Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 326). В юридическом трактате «Суждения о кровавых лежаниях» (Bretha Crólige) перечислены категории женщин, на к-рых не распространялось действие определенных законодательных норм. Из них высшим статусом обладала «женщина, которая обращает потоки войны вспять» (ben sues sruta cocta for cula), в глоссе поясняется: «...например, наследница [Бригиты] в Келл-Даре... та, которая изглаживает множество грехов войны своими молитвами» (ut est bancomarba Cille Dara... impodus imad peccad na cocad for cula trena hirnaigthi - Binchy D. A. Bretha Crólige//Ériu. Dublin, 1938. Vol. 12. P. 26-27; ср.: M á rkus G. Dewars and Relics in Scotland: Some Clarifications and Questions//The Innes Review. Glasgow, 2009. Vol. 60. N 2. P. 115-116). Согласно глоссе к «Закону о брачных союзах» (Cáin Lánamna), буд. преемница аббатисы получала половину штрафа, налагавшегося на виновного в насилии над монахиней (do tanaisi comarba Brigdi - Eska C. M. Cáin Lánamna: An Old Irish Tract on Marriage and Divorce Law. Leiden; Boston, 2010. P. 284-285, 288-289). В постановлениях синода 1152 г. в Кенаннасе (ныне Келлс, графство Мит) говорилось о том, что «наследница Бригиты» имела старшинство над ирл. епископами. Эти сведения отражают особенности церковной иерархии в раннесредневек. Ирландии, в к-рой высокое положение обеспечивал не только священный сан или руководящая должность, но и статус церковной общины. Поскольку Келл-Дара входила в число крупнейших общин, ее руководители обладали особенно высоким статусом независимо от пола или сана.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Упоминания о Н. содержатся в сочинениях, посвященных св. Финниану из Маг-Биле (ныне Мовилла, графство Даун, Сев. Ирландия) (пам. 10 сент.). В источниках IX в. Финниан представлен как ученый, наставник, прибывший в Ирландию из-за моря (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 193; ср.: Carey J. Scél Tuáin Meic Chairill//Ériu. 1984. Т. 35. P. 101, 105). На несохранившемся Житии Финниана основано краткое Житие св. Финана (Виннина) (см.: Wilson P. A. 1969. P. 142; Sperber. 1997). Согласно Житию, в обитель Наэндруим (ныне Нендрум, графство Даун, Сев. Ирландия), где жил юный Финан, прибыл из Британии «святейший епископ по имени Неннио» со свитой. По просьбе ирландцев епископ отвез Финана для воспитания и обучения в «Большой монастырь» (in eius sede, que Magnum uocatur monasterium). Дочь короля Британии попыталась соблазнить юношу и была наказана за это смертью. Финан воскресил принцессу и убедил ее дать обет целомудрия. Далее в Житии упоминается о том, что некий человек из зависти пытался отравить Финана, и о том, что святой продолжил обучение в Риме и был рукоположен там во пресвитера (Nova Legenda Anglie. Oxf., 1901. Т. 1. P. 445). Согласно чтениям в Абердинском бревиарии, св. Финниан (Виннин) переселился из Ирландии в Шотландию, т. к. ему досаждали родители и друзья (ср. рассказ о переселении Н. из Шотландии в Ирландию, к-рый содержался в ирл. Житии Н.). К преданиям о св. Финниане восходит также Житие св. Фридиана; в нем сообщается, что святой жил «в граде, именуемом Кандида» под началом наставника Мугенция, к-рый позавидовал успехам Фридиана как преподавателя и попытался убить его. Однако святой чудесным образом спасся, а Мугенций погиб ( Colgan J. Acta Sanctorum veteris et maioris Scotiae seu Hiberniae, Sanctorum insulae. Lovanii, 1645. P. 634). Подобные сведения приведены в ирл. «Книге гимнов», в прологе к гимну «Parce Domine»: св. Финниан с неск. учениками отправился к наставнику Мугинту, жившему в Футерне. Дочь правителя пиктов влюбилась в одного из учеников Финниана и попросила разрешения выйти за него замуж, пообещав отдать Финниану книги Мугинта. Когда девушка забеременела, она указала на ученика Финниана как на отца ребенка. Разгневанный Мугинт велел слуге подстеречь Финниана ночью в церкви и убить его, однако по воле Божией смертельный удар получил сам Мугинт (The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Т. 1. P. 22; T. 2. P. 11). Т. о., предания, изложенные в Житиях святых Фридиана и Финана и в прологе из «Книги гимнов», основаны на общем мотиве: юный святой из Ирландии обучается у известного наставника в Британии и подвергается опасности из-за женщины (см.: Wilson P. A. 1964. P. 163-164, 167-168, 170-171; Idem. 1969. P. 142-143).

http://pravenc.ru/text/2577673.html

Dublin, 1896. P. 83). Другой важной святыней был посох К.- «златолицый» (an Óraineach), который в 931 г. утонул в озере, но вскоре был вновь обретен. С этой реликвией связана легенда о смерти правителя Федлимида, сына Кримтанна († 847), к-рая также нашла отражение в анналах. По преданию, Федлимид разграбил владения ц. Клуан-Мокку-Нос, после чего ему явился К. и ударил посохом в живот. Вскоре правитель скончался, страдая от мучительной боли. В 1087 г. посох как святыню носили на поле боя. Под 1143 г. в «Анналах Четырех наставников» говорится о принесении правителями клятвы над святынями из различных церквей, в т. ч. над «алтарем Киарана c его реликвиями: ракой Киарана, Златолицым, Великим Матфеем [в присутствии] аббата и приора» (altóir Ciarain cona miondaibh, scrin Ciaráin, An Ór-eineach, An Matha Mór, an t-abb & an prióir). «Великий Матфей» скорее всего Евангелие, хранившееся в Клуан-Мокку-Носе. В «Анналах Тигернаха» упоминается о тисовом дереве К. (an Íubar Ciaran), к-рое в 1149 г. едва не погибло от удара молнии. Среди святынь, названных в Житии К., но не упомянутых в анналах,- вощеные таблички с текстом псалмов, по к-рым учился святой, камень, служивший ему подушкой, и др. В Житиях неоднократно говорится о шкуре «буренки Киарана» (Sechi na hUidhri Ciaráin), сохранявшейся в Клуан-Мокку-Носе как реликвия (in mind maith - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205). Согласно позднейшему преданию, из этой шкуры был изготовлен пергамент, на котором была написана «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre) - сборник древнеирл. сочинений, созданный в Клуан-Мокку-Носе на рубеже XI и XII вв. (Dublin. RIA. MS. 23 E 25). В комплексе зданий средневек. церковного поселения в Клонмакнойзе сохранились руины «храма Киарана» - небольшой (5,9×4 м) церкви, по преданию построенной над могилой святого. Архитектурные особенности и датировка, полученная методом радиоуглеродного анализа (между 660 и 980 - Berger R. Radiocarbon Dating of Early Medieval Irish Monuments//Proc. of the Royal Irish Academy.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Согласно глоссам, Кормак отрубил мизинец у св. Колумбы и был проклят: святой предсказал, что его сожрут псы или волки (Félire Óengusso. 1905. P. 156-157; см.: Koch J. T. Cormac ua Liatháin//Celtic Culture. Santa Barbara, 2006. Vol. 2. P. 487-488). Возможно, составитель Жития К. Э. был знаком со стихотворными диалогами Колумбы и Кормака, где также приведено это предание (The Life of St. Columba, Founder of Hy, Written by Adamnan/Ed. W. Reeves. Dublin, 1857. P. 264-275). Рассказ о чудесном спасении младенца, которого пытались убить родители, в ирл. Житии приведен в иной форме. Согласно Житию, св. Колумба хотел избавиться от племянников, рожденных его сестрой от незаконной связи, но не знал, как это сделать, и К. Э. предложил отдать детей ему на воспитание. Впоследствии один из мальчиков, обидевшись из-за наказания, убежал от святого. Тогда К. Э. явился Христос в облике прокаженного, Который заставил святого нести Его на спине и оказывать Ему различные услуги. За смирение К. Э. был вознагражден тем, что грязь из носа прокаженного (salchar sin na sróna) превратилась в золотой слиток с надписью, «пришедшей от Троицы» (tainic on Trinoid) (схожие истории содержатся в других ирл. произведениях; см.: Davies M. T. Kings and Clerics in Some Leinster Sagas//Ériu. Dublin, 1996. Vol. 47. P. 45-46). В средневек. ирландской традиции К. Э. приписывались неск. текстов; их атрибуция остается предметом дискуссий. Особое внимание исследователей привлекал лат. гимн в честь св. Патрикия, известный по инципиту как «Audite omnes amantes» (Слушайте, все любящие Бога; изд.: Bieler. 1952/1953; Orchard. 1993. P. 166-173), который считается самым ранним лит. произведением, связанным с почитанием св. Патрикия. Алфавитный гимн состоит из 23 строф, каждая строфа - из 4 строк, разделенных цезурой на полустроки из 8 и 7 слогов. Рифма используется непоследовательно, широко применены аллитерация и синтаксический хиазм. Согласно Э. Орчарду, размер гимна подражает септенарию (усеченному на слог трохаическому тетраметру), но правила выдержаны не строго (напр., некоторые стихи имеют 2-сложные окончания); гимнограф скорее всего подражал популярному в раннесредневековой Ирландии гимну «Hymnum dicat turba fratrum», который приписывается св.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

Реликварий из Монимаска. VII в. (Наиональный музей Шотландии, Эдинбург) Реликварий из Монимаска. VII в. (Наиональный музей Шотландии, Эдинбург) Сведения о литургическом поминовении К. и о праздновании его памяти впервые были приведены Адомнаном. Согласно Житию К., день памяти святого и его ученика Баитене торжественно отмечался в монастыре Иона (festiuae sancti Columbae... et sollemnis diei). Возвращаясь из Ирландии, Адомнан, задержанный дурной погодой, беспокоился, что не успеет прибыть в монастырь к началу праздничной мессы (et in tua celebremus eclesia tui natalis misarum sollemnia... in die festo inquam natalis sanctorum Columbae et Baithenei - Adomnani Vita Columbae. II 45). В Мартирологе из Тамлахты поминовение К. и Баитене указано под 9 июня; в Мартирологе Оэнгуса приведено четверостишие: «Да приведут нас в вечное Царство, где всегда сияющий свет, возвышенный ангельский Баэтине, сверкающий Колум Килле». В эпилоге в перечне чинов святых К. назван главой святых Британии: «Сонм благородных святых Ирландии/с Патрикием, что превосходит их всех,/включает Колума Килле/с сонмами святых Альбы» (Félire Óengusso. 1905. Р. 277). Поминовение К. и Баитене указано в ирл. календаре из Райхенау (1-я пол. IX в.; Schneiders M. The Irish Calendar in the Karlsruhe Bede//AfLW. 1989. Bd. 31. S. 52); К. упоминается в литаниях, включенных в ирл. чинопоследование мессы согласно Миссалу Стоу (IX в.; The Stowe Missal/Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 14, 16). В Мартирологе Мариана Гормана, кроме основного праздника 9 июня, под 7 дек. указана память рождения К. (gein Choluim caid caemgil). Оффиций св. Колумбы в Инчколмском антифонарии. Сер. XIV в. Оффиций св. Колумбы в Инчколмском антифонарии. Сер. XIV в. После англо-нормандского завоевания в Ирландии получил распространение т. н. сарумский обряд (локальный англ. вариант (узус) рим. обряда), но, вероятно, это не сказалось на литургическом поминовении К. Память святого указана в календаре и мартирологе собора Св. Троицы в Дублине, где хранилась частица мощей К.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Устав Céli Dei: Христианская аскеза северной Атлантики Можно восхититься взвешенностью, продуманностью деталей документа, регламентирующего (регулирующего, создававшего) жизнь этих христианских общин Северо-Запада. 5 октября, 2014 Можно восхититься взвешенностью, продуманностью деталей документа, регламентирующего (регулирующего, создававшего) жизнь этих христианских общин Северо-Запада. В истории загадочного кельтского христианства северо-западной средневековой Европы есть одна плохо прочитываемая страница её последних преднорманнских столетий, IX – XI веков, вписанная общинами «слуг Божьих», монахами и мирянами Céli Dei, в русской транскрипции – «Кулди» или «Кулдеи». На наши берега, забытые во мраке, Где волны Запада имеют свой предел, С любовью пастырской Ты посылал приливы И Знамя Крестное, спасающие нас. Святые и герои подвиг веры < Здесь совершали… ……………………………………… Мы же имён тех славу понесём. Тимоти Риз, епископ Лландафа, Уэльс (1940-е гг.)   Начиная с XVI века вокруг наследия этих кельтских общин, населявших Север Ирландии, Внешние Гебриды, Шотландию, Оркнейские острова, велась горячая дискуссия среди англиканских реформаторов, пытавшихся разглядеть в кулди протопротестантские объединения и использовать авторитет «слуг Божьих» для антикатолических исследований и заявлений. Проблема в том, что набеги датчан-викингов, достигшие своего победного пика в IX веке, привели большое количество иро-скоттов кельтской церкви к глухой самоизоляции, которую англикане-историки поспешили посчитать своеобразной внутренней реформой этих кельтских осколков Северо-Запада. Логичней всего было приписать им антиримские настроения и противостояние англо-саксонскому миссионерству Британии, но, повторю, слишком туманной представляется вся эта история. Лев Платонович Карсавин писал: «Ирландские монахи, сосредоточенные энтузиасты отречения от мира, пламенные пустынники и самоотверженные миссионеры… гибнут в пламени своих же монастырей, сжигаемых северными варварами, или в пучине морской во время дальних странствий. Но на место погибших приходят новые и бестрепетно возобновляют трудную и долгую работу… сжигаемые аскетическим порывом ирландцы не отвернулись от галло-римской культуры… в монастырях Англии, Ирландии, а потом и Шотландии находит себе приют римская образованность… (Л.П. Карсавин. Монашество в средние века. – СПб., 1912). Кулди как раз и есть одни из тех «новых», нашедших относительную безопасность в дальних «скитах» Северо-Запада.

http://pravmir.ru/ustav-celi-dei-hristia...

— Запрещается пить что-либо после вечерней службы. — Тот, кто исповедовался своему духовному отцу, не должен каяться перед другим священником. — Если монах злится на своего брата-послушника, оскорбляет его, то к вечеру этого дня он должен получить сто ударов палки по ладони и остаться без хлеба и воды. — Диакониссы и монахини должны получать пищу перед бдениями и молитвами у Крестов. Во время месячных им разрешено вкушение мясного бульона, и этому требуется уделять надлежащее внимание. Подводя некоторый итог чтения даже тех незначительных извлечений из Устава Céli Déi, что представлены здесь, можно восхититься взвешенностью, продуманностью деталей документа, регламентирующего (регулирующего, создававшего) жизнь этих христианских общин Северо-Запада, его евангельским духом и специфичной кельтской аскезой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 10 ноября, 2023 7 июня, 2023 27 февраля, 2023 15 августа, 2022 21 июня, 2022 16 июня, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/ustav-celi-dei-hristia...

  001     002