Edinb., 1872. P. 435-436). Почитание К. ирландцами способствовало тому, что во 2-й пол. IX в. поминовение святого было внесено во франк. Мартиролог Узуарда (In Scotia Querani abbatis - PL. 124. Col. 451-452) и в нек-рые континентальные календари (напр.: MartHieron. P. 118). Кард. Цезарь Бароний включил память К. в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 387-388). Празднование памяти К. 9 сент. указано в календаре Римско-католической Церкви в Ирландии. Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 370-383; Vita sancti Ciarani abbatis de Cluain mic Nois// Plummer. Vitae. T. 1. P. 200-216; The Latin and Irish Lives of Ciaran/Ed. R. A. S. Macalister. L., 1921; Vita S. Ciarani abbatis Cluanensis// Heist. Vitae. P. 78-81; Betha Ciarain Clúana mac Nois//Lives of Saints from the Book of Lismore/Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 117-134, 262-280; Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 82.2, 125, 402, 422, 613, 662.197, 705.2, 707.337, 712.6, 722.57, 729.2, 738.1; The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 69; Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 24-25, 48-51, 128-129, 146-149, 193, 202-205, 212-213; Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 172-173; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 94-95, 157, 193; [O " Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 240-243. Лит.: Lanigan J. An Ecclesiastical History of Ireland. Dublin, 18292. Vol. 2. P. 50-61; O " Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, Vol. 9. P. 199-237; Plummer Ch. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography// Idem. Miscellanea Hagiographica Hibernica. Brux., 1925. P. 183-184, 206-208, 239; Kenney. Sources. P. 376-384; Ryan J. Irish Monasticism: Origins and Early Development. N. Y., 1931; idem. The Abbatial Succession at Clonmacnoise//Féil-sgríbhinn Eóin Mhic Néill=Essays and Studies Presented to Professor E.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 594; Febr. T. 1. P. 124, 162, 184-185; Apr. T. 3. P. 175-176; Concubrani Vita S. Monennae/Ed. M. Esposito//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. C. Dublin, 1910. Vol. 28; Corpus Genealogiarum Hiberniae/Ed. M. A. O " Brien. Dublin, 1962. 2001r. Vol. 1. P. 90, 152; Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. P. 16, 63, 68, 96, 104, 160, 168-169, 171, 180, 185; De quibusdam episcopis: Bodleian MS. Rawlinson No. 480: On Some Bishops of Ireland, by Duald Mac Firbis/Ed. D.H. Kelly//Proc. of the Royal Irish Academy: Irish Manuscript Series. Ser. 1. Pt. 1. Dublin, 1870. P. 90-91; Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 82-83; Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984r. P. 118; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 57, 143; Four Latin Lives of St. Patrick: Colgan " s Vita secunda, quarta, tertia, and quinta/Ed. L. Bieler. Dublin, 1971. P. 106-107; Giraldi Cambrensis Opera. Vol. 5: Topographia Hibernica et Expugnatio Hibernica/Ed. J.F. Dimock. L., 1867; The Bodleian Amra Choluimb Chille/Ed. W. Stokes//Rev. celtique. P., 1899. Vol. 20. P. 268-269; The Litany of Aengus Céile Dé/Ed. B. Mac Carthy//Irish Ecclesiastical Record. 1867. Vol. 3: May. P. 394-395; The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Transl. J. O " Donovan; ed. J. H. Todd. Dublin, 1864; The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 35; Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxf., 1910. Dublin, 1997r. T. 1. P. 4, 7, 55. T. 2. P. 45; Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W.W. Heist. Brux., 1965. P. 125, 256-263; Bethu Brigte/Ed. D. Ó hAodha. Dublin, 1978. P. 3, 41-42. Лит.: Ussher J. The Whole Works. Dublin, Vol. 6: Britannicarum Ecclesiarum Antiquitates. P. 347-348; Todd J. H. St. Patrick, Apostle of Ireland: A Memoir of His Life and Mission.

http://pravenc.ru/text/200415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМУЛАК [Камелак; лат. Camulacus, Camelacus] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 3 нояб.). В сочинении Тирехана о св. Патрикии (Патрике) (2-я пол. VII в.) К. упоминается среди 450 епископов, якобы рукоположенных св. Патрикием. В том же источнике говорится о посещении св. Патрикием обл. Тетба (совр. графство Лонгфорд, Ирландия); с вершины холма Гранарет (ныне Гранард) он указал К. (Camulacum Commiensium) место для церкви Ратан (locum... id est aeclessiam Raithin) в долине Куми. К. посвящен алфавитный гимн из 24 строк, сохранившийся в Бангорском антифонарии (Ambros. C 5 inf., кон. VII в.), где святой назван Камелаком Кумийским (Camelaci Cumiensis). Фактические данные о К. в гимне отсутствуют, прославляются его аскетические подвиги, смирение, добровольная бедность и радостное служение Христу. Исследователи неоднократно указывали на сходство между гимном К. (инципит «Audite bonum exemplum») и др. гиберно-лат. алфавитными гимнами, напр. св. Патрикию (AHMA. Vol. 51. N 252; инципит «Audite omnes amantes») и св. Комгаллу (Ibid. N 244; инципит «Audite πντες τ ργα»), к-рые также содержатся в Бангорском антифонарии. Наблюдается известное сходство и с гимнами св. Бригите (Ibid. N 241; инципит «Alta audite τ ργα»), св. Монинне (Ibid. N 250; инципит «Audite sancte studia»; Ibid. N 251; инципит «Audite fratres») и ап. Петру (Ibid. N 254; инципит «Audite fratres famina»). По мнению большинства исследователей, самым ранним из этих произведений, послужившим образцом для др. гимнов, был гимн св. Патрикию, составленный скорее всего не позднее сер. VII в. ( Orchard. 1993. P. 164-165). Предположение о том, что гимны св. Патрикию и К. принадлежат св. Колману Эло († 611) ( Carney. 1961. P. 44-46; Curran. 1984. P. 46), остается недостаточно обоснованным ( Orchard. 1993. P. 161-162). В более поздней ирл. традиции нет точных сведений о К. В мартирологе, составленном ок. 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом), 3 нояб. указано поминовение св. Каэмлаха, которого собиратель рукописей терциарий Михал ОКлери († 1643) отождествил с К. и внес его память в Мартиролог из Донегола. Дж. Карни отождествил К. с Комлахом, «прокаженным Патрикия», сведения о котором сохранились в составе цикла преданий о св. Киаране (The Tripartite Life of Patrick, with Other Documents Relating to That Saint/Ed. W. Stokes. L., 1887. Vol. 2. P. 556; Carney. 1961. P. 121; Curran. 1984. P. 209; Doherty. 1991. P. 60; см.: Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 204).

http://pravenc.ru/text/1470153.html

Аббатиса Келл-Дары обладала статусом, равным статусу епископа. Начиная с VIII в. преемственность настоятельниц мон-ря подробно отражена в ирл. анналах; аббатиса нередко именовалась «госпожой» или «владычицей» (dominatrix), также «наследницей Бригиты» (comarba Brigte), иногда в летописных записях подчеркивался ее пол - так, аббатиса Муренн († 964) названа в «Инисфалленских анналах» «женщиной-настоятелем» (banairchinnech), в «Анналах Тигернаха» под 1112 г. говорится о «женщине - наследнице [Бригиты]» (bancomurba). В источниках сохранились упоминания о высоком статусе аббатисы Келл-Дары, однако они не всегда поддаются однозначному истолкованию. Так, Когитоз называл ее «аббатисой ирландцев» (abbatissa Scottorum), в Мартирологе Оэнгуса (IX в.) о св. Бригите говорится как о «главе монахинь Ирландии» (cenn cáid caillech n-Érenn - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 58), а в глоссах к гимну Ултана - как о «главе женщин Ирландии» (cend do mnaib Erend - Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 326). В юридическом трактате «Суждения о кровавых лежаниях» (Bretha Crólige) перечислены категории женщин, на к-рых не распространялось действие определенных законодательных норм. Из них высшим статусом обладала «женщина, которая обращает потоки войны вспять» (ben sues sruta cocta for cula), в глоссе поясняется: «...например, наследница [Бригиты] в Келл-Даре... та, которая изглаживает множество грехов войны своими молитвами» (ut est bancomarba Cille Dara... impodus imad peccad na cocad for cula trena hirnaigthi - Binchy D. A. Bretha Crólige//Ériu. Dublin, 1938. Vol. 12. P. 26-27; ср.: M á rkus G. Dewars and Relics in Scotland: Some Clarifications and Questions//The Innes Review. Glasgow, 2009. Vol. 60. N 2. P. 115-116). Согласно глоссе к «Закону о брачных союзах» (Cáin Lánamna), буд. преемница аббатисы получала половину штрафа, налагавшегося на виновного в насилии над монахиней (do tanaisi comarba Brigdi - Eska C. M. Cáin Lánamna: An Old Irish Tract on Marriage and Divorce Law. Leiden; Boston, 2010. P. 284-285, 288-289). В постановлениях синода 1152 г. в Кенаннасе (ныне Келлс, графство Мит) говорилось о том, что «наследница Бригиты» имела старшинство над ирл. епископами. Эти сведения отражают особенности церковной иерархии в раннесредневек. Ирландии, в к-рой высокое положение обеспечивал не только священный сан или руководящая должность, но и статус церковной общины. Поскольку Келл-Дара входила в число крупнейших общин, ее руководители обладали особенно высоким статусом независимо от пола или сана.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

По мнению некоторых исследователей, описание соборной церкви у Когитоза было призвано напомнить о базиликах Рима, к-рым уподоблялась Келл-Дара ( Bitel. 2004). Несмотря на отсутствие прямых параллелей между Римом и Келл-Дарой в этом описании, указания на рим. или италийское влияние содержатся в др. источниках. Согласно Житию I, св. Бригита чудесным образом узрела мессы, к-рые совершались в Риме над гробницами св. апостолов Петра и Павла, и пожелала иметь чин рим. мессы и «все уставы» (ut ad me istius ordo et uniuersa regula deferatur a Roma). Посланные ею клирики привезли книги, но через нек-рое время Бригите было откровение, что в чин мессы внесены изменения (quidam commutauerunt in Roma missas), и тогда по ее указанию в Ирландию доставили новые тексты (Vita I S. Brigidae. 89//ActaSS. Febr. T. 1. P. 131; Connolly. 1989. P. 41). Исследователи отмечали, что в Житии могло сохраниться достоверное свидетельство литургических преобразований в Риме в VII в. (см.: Stevenson J. Introd.// Warren F. E. The Liturgy and Ritual of the Celtic Church. Woodbridge, 19872. P. LXVII-LXVIII). В более поздних источниках встречается легенда о происхождении богослужебного чина Келл-Дары. Св. Бригита дважды посылала в Рим клириков за «чином Петра и Павла» (uird Pedair & Poil), но неудачно (подразумевается, что текст мессы надлежало выучить наизусть). В 3-й раз святая отправила вместе с ними слепого отрока, к-рый, спустившись на якоре в м. Ихт (прол. Ла-Манш) или в Тирренское м., оказался в подводной обители Плея. Его спутники, посетив Рим, по прошествии года вернулись на это место и подняли со дна моря отрока, к-рый принес с собой «чин Плеи» и колокол. Этот чин поныне соблюдается общиной Бригиты (is e ordside fil ic muindtir Brigte... is e ord Plea marus indiu - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 64-67). Самое раннее указание на эту легенду сохранилось в гимне Броккана в честь св. Бригиты (инципит: Ní car Brigit): «Чудесно собрание святой Бригиты, чудесна Плея, куда оно взошло» (Amra sámud sanct Brigte, amra Plea conhúala - Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 328). В глоссах к этому гимну уточняется, что речь шла о чине мессы (urd celebartha) и что Плея - это Пьяченца, обитель св. Бригиты в Италии (Amra Plea .i. Blasantia .i. cathir sen fil do Brigit in Italia - Ibid. P. 328-329). В г. Пьяченца существует ц. св. Бригиты, которая была основана св. Донатом , еп. Фьезольским, и в 850 г. подарена им аббатству Боббио (Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio/Ed. C. Cipolla. R., 1918. Vol. 1. P. 165-169). Т. о., богослужебным обычаям, соблюдавшимся в Келл-Даре, приписывалось рим. или италийское происхождение. Известны и др. рассказы о паломничестве насельников Келл-Дары в Рим, напр. о том, как 3 из них чудесным образом избежали гибели в Пьяченце (Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 323-324), и о св. Конлаэде, отправившемся в Рим вопреки воле св. Бригиты и съеденном по пути волками (Ibid. P. 346-347).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

В ирл. анналах о кончине К. упоминается под 652 г. (см.: The Chronicle of Ireland/Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 147). В Мартирологе из Тамлахты (ок. 830) и в глоссах (ок. 1170) к Мартирологу Оэнгуса память святого указана 25 марта (The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 27; Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 100). В мартирологе, составленном ок. 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом), и в др. ирл. календарях XII в. поминовение К. указано под 24 марта (Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 60-61; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 49, 140, 176). Под тем же числом память К. значится в Мартирологе из Донегола (XVII в.) ( [O " Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 84-87). В ирл. традиции К. был известен гл. обр. как основатель церковного поселения Инис-Келтра. Однако в ряде источников основателем Инис-Келтры назван св. Колум мокку Кремтаннан († 549). В Житии св. Колума сообщается, что до прибытия Колума на о-ве Инис-Келтра жил отшельник Мак Крехе, к-рый по воле ангела уступил остров святому (Vita S. Columbae abbatis de Tír Dá Glas. 15-20//Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 229-230. (SH; 28); см. также: De Paor L. Saint Mac Creiche of Liscannor//Ériu. Dublin, 1979. Vol. 30. P. 98-99). В ирл. анналах под 549 г. сообщается о Колуме мокку Кремтаннане и Колуме с о-ва Инис-Келтра как о разных людях, вероятно ошибочно (см.: The Chronicle of Ireland. P. 99). Первые упоминания в ирл. анналах о церковном поселении Инис-Келтра относятся к VIII в. В кон. X в. обитель пользовалась покровительством Бриана Бору, правителя Дал Кас (978-1014), настоятелем был его брат Маркан († 1010). Ок. 1100 г. в Инис-Келтре была создана т. н. Псалтирь св. Камина, от к-рой сохранилось 6 листов с текстом 118-го псалма и лат. и ирл. глоссами (Dublin, Univ. College. Franciscan MSS. A.1). Эти листы, почитавшиеся как святыня, были переданы хранителями Фланном и Бернардом Мак Бруаде (Мак-Броди) Михалу О Клери, который впоследствии вывез их на континент (см.: Esposito. 1914/1916; McNamara M. Five Irish Psalter Texts//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 2009. Vol. 109. P. 80-93).

http://pravenc.ru/text/1470131.html

В ирл. Житии и в др. источниках получила отражение легенда, согласно к-рой смерть К. была вызвана молитвами ирл. святых: они завидовали К., видя его превосходство над собой (noeib Eirenn tra rofhoirmdechsat re Quiarán ara fheabhus). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса сказано, что подвижники, испугавшись, что Бог дарует ему всю Ирландию, постились и молились, чтобы К. умер (noib Erenn ro troiscsit im a bás). К. постился вместе со всеми, не зная, о чем они молились, пока святые Одран и Мак Куллинн не поведали ему об этом. Тогда святой обещал, что Бог исполнит их просьбу. «Пресечение жизни Киарана» (timdibe saeguil Ciaran), изгнание св. Колумбы из Ирландии и св. Картаха (Мохуту) из Ратана названы «тремя дурными сговорами» ирл. святых (tri sanasa saeba noem n-Erenn - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205). Даже св. Колумба, друг К., узнав о его кончине, возблагодарил Бога. Тем не менее он сложил гимн в честь К. и спел его насельникам Клуан-Мокку-Носа. Настоятель спросил, как они могут отблагодарить его за этот гимн, и Колумба попросил 2 горсти земли с могилы святого. Когда он плыл из Ирландии на Иону, разразилась буря, судно едва не попало в чудовищный водоворот. Колумба бросил в волны землю с могилы К., и буря немедленно прекратилась. Ирл. Житие К. завершается пространной похвалой святому за его аскетические подвиги. К. уподобляется святым ВЗ (Авелю, Еноху, Ною, Аврааму, Моисею, Иову, Давиду, Соломону), апостолам Петру, Павлу и Иоанну и Самому Христу, поскольку К., как и Христос, превратил воду в вино, был сыном плотника, прожил 33 года и даже воскрес на 3-й день (robui eiseirgi dano don fir-sa iar tridenus), чтобы утешить св. Коэмгена (об уподоблении К. Христу см.: Herbert. 1994. P. 5). Хотя душа К. пребывает на небесах, у людей остались его чудотворные мощи и реликвии (a rélce & a thaisi... co fertuibh & co mírbhuilibh cechlaithidhe); в Судный день он будет судить своих последователей и насельников Клуан-Мокку-Носа (в Житии они названы «плодами его наставлений» (for toradh a foircetuil)). Изучение

http://pravenc.ru/text/1684303.html

О ранней истории церковной общины Лугмада почти нет сведений. В ирл. анналах Лугмад впервые упоминается под 662 г. в связи с кончиной аббата Сканнлана. Согласно комментарию к мартирологу Оэнгуса (XII в.), должность настоятеля Лугмада занимал св. Фурса († ок. 650), к-рый по неизвестной причине был смещен; его преемником стал св. Ултан († 657) из Ард-Брекана (ныне Ардбраккан, графство Мит) (Félire Óengusso Céli Dé.../Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 200-201). Это свидетельство можно сопоставить со сведениями о гонениях на Фурсу, из-за к-рых тот был вынужден покинуть Ирландию (об этом сообщается в Житии св. Фурсы - CPL, N 2101). Однако не исключено, что эти данные на самом деле относятся к галльскому мон-рю Перрона (ныне Перон, Франция), построенному на месте погребения Фурсы; эту обитель возглавлял брат святого, аббат Ултан († 687?) ( Picard J.-M. Church and Politics in the 7th Century: The Irish Exile of King Dagobert II//Ireland and Northern France. 1991. P. 34; см. также: Dierkens A. Abbayes et chapitres entre Sambre et Meuse (VIIe-XIe siècles). Siegmaringen, 1985. P. 303-312; Richter M. Ireland and Her Neighbours in the 7th Century. Dublin; N. Y., 1999. P. 126-133). Летописные упоминания о Лугмаде становятся регулярными лишь с сер. VIII в. (записи под 742, 758 гг. и т. д.). Аббат Федах, сын Кормака († 789), возглавлял также значимые церковные поселения Слане (ныне Слейн, графство Мит) и Дам-Лиак (ныне Дулик, там же) (см.: Hughes K. The Church in Early Irish Society. Ithaca (N. Y.), 1966. P. 162-165). Под 822, 825 и 903 гг. в анналах упоминаются жившие в Лугмаде епископы. В 832 и 840 гг. поселение подвергалось нападениям викингов, которые убили или захватили в плен множество клириков. Впосл. поселение страдало от набегов ирл. правителей и от пожаров (в XI-XII вв. обитель горела не менее 7 раз). Среди хранившихся там святынь известен реликварий М. (scrín Mochtai), к-рый в 818 г. из-за конфликта с верховным правителем Аэдом Ордниде аббат и еп. Куану вывез в Лес-Мор (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (см.: Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 161-162). В Житии неоднократно упоминается и др. реликвия, связанная с почитанием М.,- вощеная табличка для письма, которую святой получил от ангела. Вероятно, почитанием пользовался и родник, к-рый, по преданию, М. переместил из Келл-Мора в Лугмад (возможно, именно этот родник упом. в описании 1836 - Louth Ordnance Survey Letters//J. of the County Louth Archaeol. Society. 1925. Vol. 6. N 1. Р. 41).

http://pravenc.ru/text/2564252.html

Márkus. Edinb., 1995; The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Vol. 1. P. 62-83, 162-183; Vol. 2. P. 23-26, 60-80; Early Sources of Scottish History, A. D. 500 to 1286/Ed. A. O. Anderson. Edinb.; L., 1922. 2 vol.; Chronicles of the Picts, Chronicles of the Scots, and Other Early Memorials of Scottish History/Ed. W. F. Skene. Edinb., 1867; Johannis de Fordun Chronica gentis Scotorum/Ed. W. F. Skene. Edinb., 1871. [Vol. 1.]; Bower W. Scotichronicon/Ed. D. E. R. Watt. Edinb., 1987-1998. 9 vol.; The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 49; Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 42, 46, 72, 116, 139, 144-149, 156-159, 190, 198, 202, 212, 244, 258; Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 112-113, 234-235; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 69, 148, 172, 178; [O " Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 150-163, 329, 496. Лит.: Martin M. A Description of the Western Islands of Scotland. L., 17162; Ecclestiastical Antiquities of Down, Connor, and Dromore/Ed. W. Reeves. Dublin, 1847. P. 226-230; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 306-307; O " Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, Vol. 6. P. 255-598; Strachan J. The Date of the «Amra Choluimb Chille»//Revue celtique. 1896. T. 17. P. 41-44; Stokes W. The Bodleian «Amra Choluimb Chille»//Revue celtique. 1900. T. 21. P. 132-136; Mackinlay J. M. Ancient Church Dedications of Scotland: Non-Scriptural Dedications. Edinb., 1914. P. 36-55; Lawlor J. The Cathach of St. Columba//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1916/1917. Vol. 33. P. 241-443; Br ü ning G. Adamnans Vita Columbae und ihre Ableitungen//Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1917. Bd. 11. S. 213-304; Joynt M. The Cathach of St. Columba//The Irish Church Quarterly. 1917. Vol.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Vitae. T. 2. P. 3-21; Grosjean P. S. Comgalli Vita Latina: Accedunt duae narrationes Gadelicae//AnBoll. 1934. Vol. 52. P. 343-357; Heist. Vitae. P. 332-334; The Annals of Inisfallen (MS. Rawlinson B 503)/Ed. S. Mac Airt. Dublin, 1944; The Chronicle of Ireland/Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1; Corpus genealogiarum sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 97, 398.1, 402, 419, 506, 662.205, 705.7, 707.322, 712.11, 722.41.86.103, 729.2; The Antiphonary of Bangor/Ed. F. E. Warren. L., 1893-1895. 2 vol.; The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 41; Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 123, 130-131; Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 94-95; [O " Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 122-125. Лит.: BHL, N 1909-1910; O " Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, Vol. 5. P. 152-184; Plummer C. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography// Idem. Miscellanea hagiographica Hibernica. Brux., 1925. N 123-126, 234. (SH; 15); Kenney. Sources. P. 395-397; Gwynn A. The Irish Monastery of Bangor//Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1950. Vol. 74. P. 388-397; Hughes K. The Distribution of Irish Scriptoria and Centres of Learning from 730 to 1111//Studies in the Early British Church/Ed. N. K. Chadwick et al. Camb., 1958. P. 259-261; eadem. The Church in Early Irish Society. Ithaca, 1966; Rimoldi A. Comgall//BiblSS. Vol. 4. Col. 131; Curran M. The Antiphonary of Bangor and the Early Irish Monastic Liturgy. Blackrock, 1984; Africa D. C. St. Malachy the Irishman: Kinship, Clan, and Reform//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb., 1985. Vol. 5. P. 103-127; McDonald A. Iona " s Style of Government: The Toponomastic Evidence//Peritia. Turnhout, 1985. Vol. 4. P. 174-186; Sharpe R. Medieval Irish Saints " Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae.

http://pravenc.ru/text/1841830.html

   001   002     003    004    005    006    007    008