Все доводы, выдвигаемые, чтобы доказать, будто бы Иисус воскрес в физически другом, незримом и нематериальном теле, не являются ни библейскими, ни сколько-нибудь убедительными. Разумеется, воскрешённое тело стало нетленным и бессмертным, но утверждения о том, что оно не было зримым и материальным, бездоказательны. В лучшем случае, это чисто умозрительные выводы на основе изолированных ссылок и сомнительных толкований. Зачастую аргументация, отрицающая материальность воскресения, явно порождена неверным пониманием текста. Она всегда входит в противоречие с чрезвычайно весомыми свидетельствами того, что воскрешённое тело было реальным физическим телом из «плоти и костей», как и сказал Иисус ( Лк. 24:39 ). Для исторического христианства жизненно важны истины об исторической достоверности и осязаемой материальности телесного воскресения Христа ( 1Кор. 15:12 и далее; Лк. 24:37 ). Библиография : W. F. Arndt and F. W. Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament. C. Brown, The New International Dictionary of New Testament Theology. W. Craig, Knowing the Truth about the Resurrection. G. Friedrich, The Theological Dictionary of the New Testament. N. L. Geisler, The Hattie for the Resurrection. → In Defense of the Resurrection. ___ and W. E. Nix, General Introduction to the Bible: Revised and Expanded. S. Greenleaf, The Testimony of the Evangelists. R. Gundry, Soma in Biblical Theology with Emphasis on Pauline Anthropology. G. Habermas, The Resurrection of Jesus: An Apologetic. → Ancient Evidence on the Life of Jesus. M. Harris, From Grave to Glory. → Raised Immortal. E. Hatch and H. Redpath, A Concordance to the Septuagint and Other Greek Versions of the Old Testament. Irenaeus, Against Heresies//A. Roberts, et al., eds., The Ante-Nicene Fathers, vol. 1. J. Jeremias, «Flesh and Blood Cannot Inherit the Kingdom of God»//New Testament Studies II (1955–56). W. Pannenberg, Jesus – God and Man. F. Rienecker, A Linguistic Key to the Greek New Testament. A. Robertson, Harmony of the Gospels.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Девятая глава оканчивается во многом, как и шестая глава. Там подчеркивалось Божье присутствие, которое несет благословение. Его лицо является светлым. Здесь подчеркивается именно (ст. 15–23) Божье присутствие, которое направляет. Облако, покрывавшее скинию, указывало на временную стоянку. Когда облако поднималось, это означало, что израильтяне должны были идти вперед. Раздел завершается (10:1–10) упоминанием двух серебряных труб. Этими инструментами нужно было пользоваться во время определенных праздников, в начале года, для созыва общины или снятия стана. Стихи 5–7 подчеркивают, что трубы подают сигнал тревоги, нечто подобное военной сирене. То есть трубы предназначались больше для чрезвычайных ситуаций, а не для поклонения или концертов. Музыкальные инструменты играли почти незначительную роль в служении священников 176 . Библиография Комментарии и монографии Caine, I. «Numbers, Book of. EncJud 12 (1971): 1249–1254. Childs, B. Introduction to the Old Testament As Scripture. Philadelphia: Fortress, 1979, c. 190–201. Dentan, R. C. «Numbers, Book of. В IDB, 3, c. 567–571. Levine, B. A. «Numbers, Book of. В IDBSuppl, c. 631–635. Milgrom, J. Studies in Levitical Terminology, I: The Encroacher and the Levite, The Term Aboda. University of California Publications in Near Eastern Studies, t. 14, Berkeley: University of California Press, 1970. Moriarty, F. L. «Numbers». В The Jerome Biblical Commentary. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1968, т. 1, c. 86–100. Noth, M. Numbers: A Commentary. Old Testament Library. Перевод James D. Martin. Philadelphia: Westminster, 1969. Oswalt, J. «Numbers, Book of. В ZPEB, 4, c. 461–469. Snaith, N. H. Leviticus and Numbers. The Century Bible. London: Nelson, 1967, c. 179 и последующие. Sturdy, J. Numbers. Cambridge Bible Commentary. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. Главы 1–2 Archer, G. L. A Survey of Old Testament Introduction. Chicago: Moody, 1973, c. 234–238. Mayes, A. D. H. Israel in the Period of the Judges. Naperville, IL: Alec R. Allenson, 1974, c. 16–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

1995. P. 43). Сходство надписаний отрывков Зах 9-11 («Пророческое слово Господа на землю Хадрах» - Зах 9. 1) и Зах 12-14 («Пророческое слово Господа об Израиле» - Зах 12. 1), а также всей Книги прор. Малахии («Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию» - Мал 1. 1) позволило нек-рым исследователям предполагать, что все 3 текста первоначально представляли собой анонимные пророчества, добавленные впосл. к «Перво-Захарии» ( Eissfeldt O. The Old Testament: An Introd. N. Y., 1965. P. 440). На основании стилистических различий между Зах 9-11 и Зах 12-14 делаются выводы о том, что «Второ-Захария», возможно, также не принадлежит одному автору ( Radday, Wickman. 1975). В соответствии с этим наименование «Второ-Захария» иногда относят лишь к главам 9-11, а для глав 12-14 используют обозначение «Трито-Захария» (Third Zechariah - Redditt. 1995. P. 94). Имеются также теории, в которых говорится о еще большем количестве авторов (см., напр.: Saeb ø . 1969. P. 313). В отношении датировки глав 9-14 в науке высказывались различные, в т. ч. взаимоисключающие, мнения. Наиболее консервативные ученые придерживаются традиц. т. зр., согласно к-рой прор. Захария является автором всей книги (см., напр.: Young E. J. An Introduction to the Old Testament. Grand Rapids, 1956. P. 273; Harrison R. K. Introduction to the Old Testament. Grand Rapids, 1969. P. 956). Неоднократно высказывалось мнение, что текст 2-й части книги может восходить к допленному периоду. Так, А. Маламат пытался доказать, что отрывок Зах 9. 1-8 описывает достижения ассир. царя Саргона II и, т. о., должен датироваться примерно 720 г. до Р. Х. ( Malamat A. The Historical Setting of Two Biblical Prophecies on the Nations//IEJ. 1950/1951. Vol. 1. P. 149-159). Предлагались также решения проблемы, при к-рых ряд отрывков глав 9-14 датировался допленным периодом, в то время как остальные фрагменты должны были быть написаны позднее (разбор различных теорий см.: Redditt. 1995. P. 94-95). Большинство ученых сходятся в том, что главы 9-14 были написаны в послепленный период, однако в отношении более точной датировки имеются значительные разногласия.

http://pravenc.ru/text/182655.html

113 См. также: C.G. Shaw, «Enlightenment, The,» Encyclopedia of Religion and Ethics (New York: Charles Scribner " s Sons, 1928), 5:310–316; WA. Elwell, ed., The Concise Dictionary of Teology (Grand Rapids: Baker, 1991), pp. 155–156. 115 M.W. Chavalas, «The Historian, The Believer, and the ОТ: A Study in the Supposed Conflic of Faith and Reason,» JETS 36 (1993): 145. 123 Cf R.N. and R.K. Soulen, Handbook of Biblical Criticism, 3rd ed. rev. (Louisvill, KY: Westminister John Knox, 2001), pp. 178–179; Dillard and Longman, Introduction, pp. 40–41; Allis, Five Books, pp. 23–29,40–95, 96–106. 124 J.E. McFadyen, The People andthe Book (1925), pp. 183,218; cited by C.R. North, «Pentateuchal Criticism,» in The Old Testament and Modern Study, ed. by H.H. Rowley (Oxford: Clarendon, 1951), p. 48. 126 J. Blenkinsopp, «The Documentary Hypothesis in Trouble,» in Approaches to the Bibl30 ed. by Harvey Minkoff (Washington, DC: BAS, 1994), 1:11. 127 R.E. Clements, One Hundred Years of Old Testament Interpretation (Philadelphia: Wesminister, 1976), p. 8. 131 J. Welhausen, Prolegomena to the History of Israel (Merian Book Library edition 1957 5repr. ed., Gloucester: Peter Smith, 1973) pp. xvi-552. 132 B.S. Halpcrn, The First Historians: The Hebrew Bible and History (San Francisc Harper and Row, 1988), pp. 23–24. 137 Более подробное рассмотрение вопросов Документарной гипотезы см. у North, «Pentateuchal Criticism,» pp. 54–55,59; R.E. Clements, «Pentateuchal Problems,» in T4adition andIterpretation, ed. by G.W. Anderson (Oxford; Clarendon, 1979), p. 102. 144 A.Campbell and MA. ÓBrien, Sources of the Pentateuch (Minneapois: Fortress, 1993), p. ix + 266 pp.; W.H. Schmidt, Old Testament Introduction 2nd ed., trans. By M.J. ÓConnell and D.J. Reimer (Louisville, KY: Westminister John Knox, 1999), p. xiii + 452 pp.; E. Nicholson, The Pentateuch in the Twentieth Century: The Legacy of Julius Wellhausen (Oxford: Clarendon, 1998), p. vi + 294 pp. 145 O. Kaiser, «The Pentateuch and the Deuteronomistic History,» in Text in Context, ed. By A.D.H. Mayes (Oxford: University Press, 2000), p. 289.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

743 Имя «Иисус» произошло от того же еврейского корня и имеет то же значение. Слово «спасение» и производные от него, однокоренные с именем пророка встречаются в книге 53 раза. 745 Joseph Rosenbloom, The Dead Sea Isaiah Scroll (Grand Rapids: Eerdmans, 1970). Например, в Ис. 5:28 написание масоретского текста а написание кумранского текста: TI2D; или же в Ис. 21:11 , там, где масоретский текст имеет ГгУˆр, кумранский свиток помещает V " pQ. То есть различие состоит лишь в использовании или неиспользовании согласных букв для обозначения огласовок. 746 John N. Oswalt, Isaiah 1–39, NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), pp. 29–30. Например, в Ис. 21:8 масоретского текста читаем: «и воскликнул лев», в то время как кумранский текст исправляет: «и воскликнул глядевший». Кумранский текст оказывается наиболее логичным, и потому многие современные переводы приняли его чтение. 747 Разночтения масоретского и кумранского текстов книги пророка Исайи можно найти у Oswalt-a (там же). 748 Ученые спорят о важности замечаний, высказанных иудейским ученым XX столетия Ибн-Эздрой, который написал о тайнах второй половины книги. Но в своей работе он ясно указал, что считает Исайю единственным автором книги. Вавилонский Талмуд, Баба Батра 15:1а, утверждает, что книги Исайя, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст были написаны Езекией и его окружением. Возможно, речь идет о том, что они редактировали эти книги. 749 Критическая позиция полностью изложена в многочисленных введениях. Общепризнанной считается уже не новая работа Otto Eissfeldt-a, The Old Testament: An Introduction, trans. By Peter Ackroyd (New York: Harper and Row, 1965), pp. 303346. 750 Более длинный список можно найти у S.R. Driver (An Introduction to the Literature of the Old Testament New York: Meridian Books, 1956; a recent printing of the second edition from 1897], pp. 238–240). 751 Объем этой работы не позволяет нам дать обширные комментарии. Развернутые аргументы можно найти у Eissfeldt-a и Driver-a. 754 Gerhard von Rad, Old Testament Theology, trans. By D.M.G. Stalker (New York: Harper and Row, 1965), 2:155–175.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf GNOSTICISM GNOSTICISM. Divided about its origins, many scholars hold that it was a first and second century movement deeply influenced by Persian dualism, mediated by heretical Jewish and Christian thought, elements of popular pagan religion, and a sort of middlebrow Platonism (q.v.). The result for Christianity (Christian gnosticism) was a pattern of religious thinking that, though it spawned a bewildering variety of systems, had certain common traits: 1) the assertion that the physical world is evil; therefore 2) that its creator is evil and not the God of Jesus Christ, who only appeared to be human; thus 3) that the Old Testament is the work of an evil Demiurge while the Gospel of Christ is the message of the Divine Being. This dualism was further reflected in the division of human beings into two or three categories: the fleshly, i.e., those belonging wholly to this world and so immune to spiritual truth, and the spiritual, for whom Christ descended from the heavenly realm above this world of delusion. The spiritual are further divided into those who know the truth and those still unaware of who must receive the saving knowledge (q.v.), gnosis in Greek-hence the name of the movement. Gnosticism produced an immense literature, almost entirely lost until discovery of a 4th-c. cache of texts near the Egyptian village of Nag Hammadi in 1945 and 1946. The find included treatises, “gospels,” apocalypses, epistles, etc., many of which purported to come from an apostle, Mary Magdalene, or Christ himself. The response of the Great Church (q.v.) to gnosticism was twofold. While pointing out the pagan features of gnosticism and its emphasis on secrecy, Irenaeus of Lyons (q.v.) defended the public and continuous institutional integrity of the Church, its sacraments and Scriptures (q.v.), limited to the four Gospels, the epistles of Paul, and the Old Testament (Septuagint) Scripture. His defense included a vigorous apology for the created goodness of the world, the reality of the Incarnation, and the Eucharist (q.v.) as the central affirmation confirming all the above. The Alexandrians, Clement and Origen (qq.v.), sought to redeem the authentic interests of gnosticism in the subjective and experiential by exploring the human psyche and presenting an ideal and method of Christian spirituality. Hence Clement produced an outline of the Christian (orthodox) “gnostic” that foreshadowed the enlightened elders of later monasticism (q.v.), while Origen employed allegory (q.v.) to interpret Scripture, in particular the Old Testament, into a journal and guidebook of the soul’s return to God. (For Russian gnosticism see Doukhobors.) Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

2 Вар.: Rosenthal F. Vier apokryphische Bücher aus der Zeit und Schule R. Akiba’s. Lpz., 1885; Charles R. H. The Apocalypse of Baruch. L., 1896, 1917r, 1929r; Violet B. Die Apokalypsen des Esra und des Baruch in deutscher Gestalt. Lpz., 1924; Bogaert P.AM. L’Apocalypse de Baruch: Introd., trad. du syriaque et commentaire. P., 1969. (SC; 144, 145); Denis A.AM. Apocalypsis Syriaca Baruch: Fragm. Pseudepigraphorum quae supersunt Graeca. Leiden, 1970; Dedering S. Apocalypse of Baruch//The Old Testament in Syriac. Leiden, 1973. Pt. 4. 3. P. I–IV, 1–50; Charlesworth J. H. The Pseudepigraph and Modern Research with a Suppl. Chico, 1981; Collins J. J. The Apocalyptic Imagination: An Introd. to the Jewish Matrix of Christianity. N. Y., 1984; Brockington L. H. The Syriac Apocalypse of Baruch//The Apocryphal Old Testament/Ed. H. F. D. Sparks. Oxf., 1984. P. 835–895; Sayler G. B. Have the Promises Failed?: A Literary Analysis of 2 Baruch. Chico, 1984; Murphy F. J. The Structure and Meaning of Second Baruch. Atlanta, 1985; Leemhuis F., Klijn A. F. J., Gelder G. J. H., van. The Arabic Text of the Apocalypse of Baruch. Leiden, 1986; Hadot J. Apocalypse Syriaque de Baruch//La Bible: Écrits intertestamentaires/Éd. A. Dupont-Sommer, M. Philonenko. P., 1987. P. 1471–1557. 3 Вар. Изд.: Греческая версия. James M. R. The Apocalypse of Baruch//Apocrypha Anecdota II: Texts and Studies 5.1. Camb., 1897. P. LI–LXXI, 84–102 (рус. пер. в кн.: Витковская М., Витковский В. Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2000. С. 141–155); Picard J.AC. Apocalypsis Baruchi Graece. Leiden, 1966; Denis A.AM., Janssens Y. Concordance de l’Apocalypse grecque de Baruch. Louvain, 1970; Argyle A. W. The Greek Apocalypse of Baruch//The Apocryphal Old Testament. Oxf., 1984. P. 897–914; Diez Macho A. Apocalipsis Griego de Baruc//Apocrifos del Antiguo Testamento. Madrid, 1984. Vol. 1. P. 292–295; Riaud J. Apocalypse Grecque de Baruch//La Bible: Écrits Intertestamentaires/Éd. A. Dupont-Sommer, M. Philonenko. P., 1987. P. 1141–1164; славянская версия: Тихонравов Н. Апокрифические сказания//СбОРЯС. 1894. Т. 58. С. 48–51; Лавров П. А. Апокрифические тексты//Там же. 1899. Т. 67. С. 149–151; Соколов М. И. Апокрифическое откровение Варуха//Древности: Тр. МАО. М., 1907. Т. 4. Вып. 2. С. 201–258; Иванов Й. Бъгомилски книги и легенди. София, 1931. 19702; Hercigonia E. «Videnje Varuhovo» u Petrisovu zborniku iz 1468. Godine//Зб. за филол. и лингв. Нови Сад. 1963. Т. 7. С. 63–93; Gaylord H. E. The Slavic Version of III Baruch: Synoptic Ed. Groningen, 1984; СтБЛ. С. 304–305. [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/154383.html

например: Paul S. M. Creation and cosmogony in the Bible.//Encyclopedia Judaica. CD ROM Edition 1.0. 1997. 2. Ancient Near Eastern Texts relating to the Old Testament. Ed. by J. B. Pritchard. Princeton, 1969. P. 68. 3. Ibid. 4. Ibid. P. 417. 5. Ibid. P. 61. 6. См. например описание сотворения Энкиду богиней Аруру в «Эпосе о Гильгамеше»: Ancient Near Eastern Texts… P. 74. 7. См. напр.: Елеонский Н. , прот. История происхождения небес и земли. Сотворение мира. Рай. Грехопадение. Опыт истолкования Быт. 1:1–3:24 .//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. Кн.1. С. 106 – 108; Рыбинский В.П. Вавилон и Библия.//Труды КДА, 1903. Т.2. С. 127; Лопухин А.П. Голос истории против отрицательной критики. Христианской чтение. 1895. 2. С. 486–487. По поводу полемической направленности Пятикнижия см.: Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева.//Альфа и Омега. М., 1997. С. 256–280. 8. См. напр.: Gunkel H. Schopfung und Chaos in Urzeit und Endzeit: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung uber Gen. 1 und Ap. Joh. 12. Gemmingen. 1895; Delitzsch F. Babel und Bibel. Ein Vortrag. Leipzig, 1902. 9. Merrrill E.H. Everlasting Dominion: A Theology of the Old Testament. B&H Publishing Group, 2006. P. 10–11. 10. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. С. 5. 11. Там же. С. 262–273. 12. См. напр.: Boadt. L. Reading the Old Testament: an introduction by Lawrence Boadt. New York, 1984. P. 111 – 116; Paul S. M. Creation and cosmogony in the Bible.//Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition 1.0. 1997; Gaster T.H. Cosmogony.//The interpreters Dictionary of the Bible. Gen. ed. G.A. Buttrick. New York, 1962. P. 702. 13. Smith G. Chaldean Account of Genesis. London, 1876. 14. The Babylonian Legends of the Creation and the Fight between Bel and Dragon as told by Assyrian Tablets from Nineveh. British Museum Press. 1921. Р. 1. 15. Yon M. Ugarit.//The Anchor Bible Dictionary. Ed. D.N. Freedman. New York, 1997, 1992. CD ROM Edition. 16. См.: James E. O. Creation and Cosmology: A Historical and Comparative Inquiry.

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

91 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 141 92 Феодорит, еп. Кирский, блж. Т. 1. Изъяснения трудных мест Божественного Писания. М., 2003. С. 173; Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 3 т./Под ред. А. П. Лопухина . Т. 1. Стокгольм, 1987. (Репр. с изд.: СПб., 1904–1913). С. 620 93 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 141–142 94 Ткаченко А. А. Десятина.//Православная энциклопедия, т. XIV. Даниил – Димитрий. М., 2006. С. 451 95 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 141 96 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 142; Averbeck R. E. //New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. Gen. Ed. VanGemeren W. A. 1997. Vol. 2. P. 1040 97 Приведенная точка зрения частично совпадает с реконструкцией Ю. Велльгаузена, отличаясь хронологическими рамками. См. Averbeck R. E. //New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. Gen. Ed. VanGemeren W. A. 1997. Vol. 2. P. 1039 98 Тогда как в отношении жертв по обету () и добровольных приношений () подобного противоречия не возникает, ибо в Лев. Втор.7:16 они причисляются к мирным жертвам и, следовательно, также подразумевается, что их мясо съедал жертвователь. 99 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 151 100 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 151 101 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 125 102 Utley B. Deuteronomy.//Study Guide Commentary Series. Old Testament, Vol. 3. Marshall, 2008. P. 155 103 Уолтон Д.Х., Мэтьюз В.Х., Чавалес М.У. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч./пер. с англ. под общ. ред. Т.Г. Батухтиной. СПб.: Мирт, 2003. Ч. 1: Ветхий Завет. С. 201

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Много апокрифических деталей библейской истории содержат песнопения Ефрема Сирина на Рождество, а также его гимны о рае. Сюжеты А. в. стали темами христ. иконографии, широко использовались во всех видах живописи, от книжной миниатюры до монументальных росписей. Лит-ра и живопись позднего Средневековья, Нового и Новейшего времени также не избежали влияния А. в. («Божественная комедия» Данте, «Потерянный Рай» Мильтона, «Маятник Фуко» Умберто Эко и др.). Ист.: Fabricius J. A. Codex pseudepigraphus veteris testamenti collectus, castigatus, testimoniisque, censuris et animadversionibus illustratus. Hamburg, 1722-17232 . 2 t.; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. СПб.; М., 1863. 2 т.; он же. Апокрифические сказания//СбОРЯС. 1894. Т. 58. 4; Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки//Там же. 1877. Т. 17; Die Apokryphen und Pseudepigraphen des Alten Testaments/Hrsg. E. Kautzsch. Tüb., 1900. Darmstadt, 1994r. 2 Bde.; Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1909-1938, 1937-1966r. 7 vol.; The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English with Introductions and Critical and Explanatory Notes to the Several Books/ed. R. H. Charles. Oxf., 1913. 2 vol.; Riessler P. Altjüdisches Schrifttum ausserhalb der Bibel. Hdlb., 1928. Freiburg i. Br., 1984; M é nard J. E. Exégèse biblique et judaïsme. Strassbourg, 1973; Jüdische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit/Hrsg. W. G. Kümmel, H. Lichtenberger. Gütersloh, 1973 ff. 5 Bde.; The Old Testament Pseudepigrapha/ed. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1983-1985. 2 vol.; Denis A.-M. Concordance grecque des pseudépigraphes d " Ancien Testament. Louvain-la-Neuve, 1987; La Bible: Écrits Intertestamentaires/Éd. M. Philonenko. P., 1987; Lechner-Schmidt W. Wortindex der lateinisch erhaltenen Pseudepigraphen zum Alten Testament. Tüb., 1990. Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1872; Яцимирский А.

http://pravenc.ru/text/75608.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010