«Чаша Благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10,16–17 ). Эти слова святого Апостола раскрывают нам самую глубокую тайну Церкви, ее евхаристическую тайну и евхаристическую природу. Святая Евхаристия соединяет нас не только с Богом, но и между собой. Приобщаясь Его Святого Тела, мы становимся «многие одно тело». Соединяясь с Ним, мы святым единством соединяемся и между собой, – это Богочеловеческое единство, святое единство людей во Христе, единственное вечное и истинное единство людей, ибо в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе – мы не только вечно живые, но и суть вечно одно тело. Только Богочеловеком мы «многие одно тело», а выражением этой Богочеловеческой действительности и является святая Евхаристия, святая Литургия, святое Причастие. А Чудотворец Господь прежде всего Своим воплощением соединил в Себе Бога и человека вечным единством и все это перенес и постоянно переносит на нас, людей, Своим Богочеловеческим образом. Ибо Церковь Он основал на Богочеловеческом теле Своем, на действительности Его Богочеловеческой земной жизни и Своего присутствия в нашем мире. Господь воплотился, чтобы нас Себе совоплотить ( Еф. 3,6 ), обожить и все Свое нам даровать. И это Он осуществляет прежде всего через святое Причастие. «Многие одно тело», ибо никто из нас не составляет целого тела, но каждый есть только член тела, чтобы мы всегда чувствовали и знали свою зависимость друг от друга и необходимость всех одному и одного всем. Наша сила, мощь, наше бессмертие, наше блаженство, наша жизнь только в таком единстве, которое дает нам Тело Христово, Тело Божие. Чудесный Господь Иисус Христос есть наша истинная пища и истинное питие ( Ин. 6, 55–56, 48 ). Он есть тот «один хлеб», которым питаемся, «ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Он есть и Сам тело и сила святого тела, святой соборности Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Чаша благословения, которую благословляем, — писал апостол,— н е есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10, 16). Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чаилу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. И, 27). Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29). Но хлеб и вино не иначе могут сделаться истинными Телом и Кровью Христовыми как через преложение существа хлеба и вина в существо Тела и Крови Христовых — или через пресуществление. Святые Отцы и учители Церкви как приняли от самого Иисуса Христа через апостолов, так и передали нам. В предыдущей беседе было изложено их учение. Все они говорят, что в Евхаристии предлагаются не хлеб и вино, но самые Тело и Кровь Христовы, и через это уже ясно свидетельствуют, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и по преложении остается только вид хлеба и вина, а не существо их. Ниже приводится еще несколько небольших отрывков из трудов древних Отцов и учителей Церкви. Святитель Кирилл Иерусалимский учил: «Хлеб и вино в Евхаристии, прежде призывания Троицы, были простые хлеб и вино. После же призывания хлеб становится Телом Христовым 33 , а вино — Кровью Христовой 34 » . В другом месте: «Хлеб Евхаристии, по призывании Святого Духа, уже не простой хлеб, но Тело Христово» . Святитель Григорий Нисский: «Поистине верую, что и ныне хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется в Тело Бога Слова. Ведь и это тело было хлебом по силе и возможности, но освятилось пребыванием Слова, обитавшего во плоти. Итак, от чего в том теле претворенный хлеб изменился в Божественную силу, посредством того же и ныне бывает то же самое. Ибо как там благодать Слова освящала тело, которое поддерживалось хлебом, и потому некоторым обра-зом само было хлебом; так и здесь хлеб, как говорит апостол, освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 5), не через вкушение и питие соделываясь Телом Слова, но тотчас претворяясь в Тело Слова, как сказано от Слова: Сие есть Тело Мое 35 » .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

6. Отец наш Даниил Фаранский говорил: блаженный Арсений рассказывал об одном скитянине, что он был великий делатель, но прост в вере и по простоте погрешал, говоря, что хлеб, который мы приемлем, не есть существенно Тело Христово, а только образ его. Два старца, услышав о том и зная, что он велик житием, сочли, что он говорит это в незлобии и простоте, потому пришли к нему и сказали: авва! Мы слышали об одном, что он говорит слова, противные вере, будто хлеб, коим причащаемся – не есть существенно Тело Христово, но только образ его. Старец признался: это я так говорю. Тогда они начали убеждать его: не содержи так, авва, но как предала Вселенская Церковь , ибо мы веруем, что хлеб сей истинно есть Тело Христово, а не только образ его. Как вначале Бог, взяв персть от земли, сотворил человека по образу Своему, и никто не может сказать, что нет сего образа Божия, хотя он и не зрим, так и о хлебе, о котором Он сказал: сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ; Мк. 14:22 ; Лк. 22:19 ), мы веруем, что он есть истинно Тело Христово. Старец ответил: если не уверюсь самим делом, не могу вполне убедиться. Они сказали ему: помолимся Богу неделю сию о таинстве сем и веруем, что Бог откроет нам. Старец с радостию принял это слово и молился Богу, говоря: Господи! Ты знаешь, что я не по злобе не верую, но да не блуждаю в неведении. Открой мне, Господи Иисусе Христе. Также и старцы, возвратясь в свои келлии, умоляли Бога: Господи Иисусе Христе! открой старцу таинство сие, да уверует и не погубит труда своего! Бог услышал их. По прошествии недели пришли они в воскресенье в церковь и стали трое особо в один ряд; старец был посредине. Отверзлись очи их, и когда хлеб был положен на святой престол, он казался всем троим, впрочем им одним, Младенцем. Когда священник простер руку свою, чтоб преломить хлеб, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал Младенца, и кровь Его излил в чашу. Когда священник раздроблял хлеб на малые части, и Ангел отсекал от Младенца малые части. Но когда приступили к принятию Святых Таин, то одному только старцу подана была плоть кровавая. Увидев сие, он воззвал: верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое и чаша сия – Кровь Твоя. И тотчас плоть в руке его стала хлебом по таинству, и он причастился, благодаря Бога. Потом старцы сказали ему: Бог знает человеческое естество, что оно не может есть сырой плоти, потому скрывает Тело Свое в хлебе и кровь Свою в вине, когда приемлют их верующие. Возблагодарив Бога за старца, что Он не попустил ему погубить труды его, все трое с радостию возвратились в келлии свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вопрос. Можно ли согласиться с теми, которые утверждают, что Тело Господа только пребывает с хлебом? Ответ. Нет; потому что Иисус Христос не говорит: в этом хлебе или с этим хлебом, или под этим хлебом, или в этом хлебе принятом с верою, или с этим хлебом, когда вы его примите, – есть Мое Тело; но Он ясно говорит: сие есть Тело Мое. То, что Иисус Христос держал в Своих пречистых руках, не могло быть в одно и то же время хлебом и Телом Его. Вопрос. Укажите в Св. Писании еще несколько примеров, где по слову Иисуса Христа тотчас совершалось чудо? Ответ. «Царедворец говорит Ему: «Господи, приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров» ( Ин.4:49–53 ; см. Мф.8:26 ; Мк.7:32–35 ). Вопрос. Что должно отвечать тем, которые спрашивают: «как возможно, чтобы хлеб претворился в Тело Господа»? Ответ. Их должно спросить: как Бог сотворил мир из ничего; как воды Египта превратились в кровь; как жезл Аарона превратился в змея; как вода на браке в Кане превратилась в вино? Вопрос. Каким образом Тело и Кровь Господа могут присутствовать под видом хлеба и вина? Ответ. Так же, как ангелы являлись праведникам в образе человека: говорили, ходили, ели, как бы они были настоящими людьми. Святый Дух явился в телесном образе голубя ( Лк.3:22 ), а в другой раз в виде огненных языков ( Деян.2:3 ). Вопрос. Каким образом Тело Иисуса Христа в одно и то же время может пребывать во многих местах? Ответ. Мы мало знаем свойства и совершенства прославленных тел; но мы знаем, что она не подобны телам смертным. Каким образом тело Спасителя прошло сквозь запертые двери? ( Ин.20:19, 26 ). Каким образом после вознесения, хотя Иисус Христос пребывает на небе, явился он ап. Павлу? ( 1Кор.15:8 ). Наконец, если всемогущество Божие не достаточно для того, чтобы одно и тоже Тело Господа в одно и то же время находилось во многих местах, то каким образом Иисус Христос насытил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами ( Ин.5:10 ), и в другой раз – четыре тысячи – семью хлебами и несколькими малыми рыбами? ( Мк.8:1–9 ; Лк.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

15. Поведал авва Арсений о некотором скитянине, великом по подвижничеству и славном по вере, но погрешавшем в ней по невежеству, следующее: Скитянин говорил, что в святом причащении мы приемлем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в святом причащении мы принимаем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию святой, соборной, апостольской Церкви. Мы веруем, что хлеб есть самое тело Христово, а в чаше - самая кровь Христова, - отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть телом, но так как Господь сказал о хлебе: сие есть тело Мое, то мы веруем, что хлеб есть истинное тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия. Также и старцы, пришедши в хижины свои, молили Бога в течение всей недели об этой тайне, и говорили: Господи Иисусе Христе! открой об этой тайне старцу, чтоб он не пребывал в неверии и не погубил труда своего. И послушал их Бог. По прошествии недели они пришли в церковь, сели все трое на одной циновке, и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал младенца; кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, - Ангел резал младенца на малые части. Когда приступили к принятию святых тайн, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что хлеб есть тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось хлебом по обычаю таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл тело Свое видом хлеба, а кровь видом вина. Два старца возблагодарили Бога, не попустившего подвигу третьего старца сделаться тщетным [ 12 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Итак, братия, постоянно помните это. Если будете руководиться Писанием, все вам объяснит оно. И когда станете читать там, что Сын равен Отцу, относите это к Божеству. По воспринятой же Им на Себя форме раба почитайте Его меньшим Отца — применительно к словам: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14) и к другим: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (там же Исх.3:15) — первое относится к Его существу, второе — к Его милосердию. Теперь, думаю, достаточно сказано о том, почему Господь наш Иисус Христос, наш Спаситель, Глава Церкви, ставши посредником, чрез Которого мы соединяемся с Богом, именуется в Писании Богом и человеком.    11. Третий способ, когда Христос обозначается в Писании Главою и телом, указывает на отношения Его к Церкви. Здесь Глава и тело един Христос не потому, и что без тела Ему недостает целостности, но потому, что единым с нами благоволил быть Тот, Кто и без нас всегда остается невредимым не только в том, что касается Его Божества, но и в том, что касается Его человечества, когда Он стал вместе и Богом, и человеком. Однако, братия, каким образом мы составляем Его тело, и Он едино есть с нами? Где находим мы, что Единый Христос есть и Глава, и тело, т.е. корпус вместе с Главою? Послушайте, что говорит Исаия: «Как на жениха возложил (Он) венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Вот и жених, и невеста. Одного и того же называет пророк и женихом в отношении к главе, и невестой в отношении к телу. По-видимому, два и вместе один. Но каким образом мы члены Христовы? Апостол весьма ясно говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор.12:27). Тело Христово и члены Его — все мы, не мы только, которые здесь находимся, но все вообще, не ныне только живущие, но все праведные, начиная с Авеля праведного, жившие, живущие и имеющие жить до конца века, все — одно тело Христово. Если же все тело, то порознь члены. Но, конечно, должна быть и глава, телом коей являемся мы. «И Он (Сын Божий) есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18). И так как о Нем также говорит далее апостол, что Он «есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:10), то, следовательно, Церковь земная, воинствующая (peregrina), присоединяется к той небесной Церкви, где мы имеем своими согражданами ангелов, с коими непостыдно, как раньше, соединимся по воскресении тела, согласно обетованию, что сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых, будут «равны Ангелам» (Лк.20:36), и будет единая Церковь, царство Великого Царя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но вот св. ап. Павел напоминает нам о том, что мы постоянно слышим от неверующих, отвергающих бессмертие: Но скажет кто-нибудь: «Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?» ( 1Кор. 15:35 ). «Как можно верить в то, что совершенно сгнившие тела человеческие могут воскреснуть и души могут снова облечься в плоть? Безумно верить в то, что тело человека, растерзанное диким зверем и переваренное в его желудке или проглоченное акулой и бесследно исчезнувшее в ее утробе, может снова воскреснуть». Но мы безусловно верим и совершенно убеждены в своем грядущем воскресении. Только надо понимать, в каких телах мы воскреснем. Когда Господь Иисус Христос по Воскресении Своем являлся ученикам, тело Его воскресшее обладало такими свойствами, каких у него не было прежде: например, оно способно было проходить через закрытые двери (см. Ин. 20:19 ) и становиться невидимым. Ибо когда Господь Иисус Христос, встретивший апостолов Луку и Клеопу на пути из Иерусалима в Еммаус, сотворил с ними вечерю, они не узнавали Его, пока Он, как на Тайной Вечери, не преломил хлеб, не благословил вино и не подал им. Но когда ученики узнали Его, Он внезапно стал невидим (см. Лк. 24:15–31 ). Итак, образ Его изменился так, что апостолы или совсем не узнавали Его, или с трудом догадывались, что это Иисус Христос. Вот что говорит о воскресении наших тел святой апостол Павел: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор. 15:42–44 ). Но сначала появляется душевное, потом – духовное. Нужно, чтобы жизнь человеческая прошла через стадию существования человека душевного; нужно, чтобы человек душевный умер, для того чтобы после этого воскресло тело духовное, подобное тому духовному телу, которое видели ученики у воскресшего Господа Иисуса. Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного ( 1Кор. 15:48–49 ). Как при жизни нашей мы были носителями образа душевного, так и в жизни вечной будем носителями образа духовного. Скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, в мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор. 15:50–52 ). Живые люди внезапно изменятся, душевные тела превратятся в тела духовные, способные жить в Горнем Иерусалиме, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Церковь нужна для того, чтобы изменять мир. Но ни один человек не может изменить мир, не изменив прежде самого себя. Очень часто нам хочется изменить окружающих людей. Нередко семьи распадаются из-за того, что супруги пытаются изменить друг друга вместо того, чтобы работать каждый над самим собой: один другому предлагают рецепты, как стать лучше, и в итоге семья разрушается, потому что они не могут договориться. Церковь помогает людям ощущать себя не индивидуумами, призванными к тому, чтобы преображать других, но членами единой общины, в которой при содействии Духа Святого каждый работает над собой и все вместе помогают друг другу измениться по образу и подобию Христа. Вступая в Церковь , человек вливается в мощный поток, воды которого начинают нести его к цели – духовному совершенству. При этом человек не только не утрачивает самостоятельности и свободы, но, наоборот, обретает новые силы для раскрытия своего полученного от Бога духовного и творческого потенциала. Церковь – Тело Христово Апостол Павел определяет Церковь как Тело Христово ( Кол.1:24 ), как живой организм, в котором каждый член имеет свою функцию, свое призвание и служение ( 1Кор12:28–30 ). По словам Павла, «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,– так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:12–14, 27 ). Главой Тела Церкви является Христос ( Еф.4:15 ). Он объединяет в Себе и живых, и усопших в вере. В Нем они находят главный источник радости и блаженства. Церковь – корабль спасения. Современная икона Две природы Церкви Церковь основана на земле, но имеет небесное происхождение. Подобно тому, как Основатель Церкви Иисус Христос имеет две природы, божественную и человеческую, Церковь тоже имеет два измерения: земное и небесное. Земная Церковь представляет собой «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 61 . Небесная Церковь включает в себя обитателей духовного мира – ангелов, святых и всех умерших в истинной вере. Иногда земную Церковь называют «Церковью воинствующей» (то есть пребывающей в борьбе со злом мира сего), или «странствующей» (находящейся в пути), а небесную – «Церковью торжествующей» (то есть уже достигшей цели и одержавшей победу над злом).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Чудо воскресения Иисуса Христа из мертвых мы исповедуем в словах символа веры : «и воскресшего в третий день по Писанием». Об этом чуде мы и будем говорить теперь. При этом мы рассмотрим самое событие чуда, затем его достоверность и, наконец, то значение, какое оно имеет для нас. Что же открывает нам Слово Божие о воскресении Иисуса Христа? Когда человек умирает, то душа его оставляет тело, которое становится безжизненным и предается гробу. То же самое произошло и с умершим на кресте Иисусом Христом. Душа Его оставила тело и отошла к Отцу Небесному, а святейшее тело Его по снятии со креста было погребено Иосифом Аримафейским. Апостол Иаков говорит: «тело без духа мертво». Значит, когда Иисус Христос воскрес, то Дух Его возвратился в тело и оно снова стало живым. Мы знаем несколько евангельских примеров, когда, по повелению Иисуса Христа, души умерших людей снова возвращались в умершие тела. Так было при воскресении Лазаря, сына наинской вдовы и дочери Иаира. Но все эти лица, быв призваны Иисусом Христом к жизни, впоследствии, по воскресении своем, должны были снова умереть, и тела их, подобно телам остальных людей, сделались добычею тления. Между тем совершенно не то было с нашим Спасителем, Начальником жизни, Который Сам говорил о жизни Своей: «Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее». «Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти», – так поучает о воскресшем Иисусе Христе апостол Павел. Только один раз смерть возымела власть над Иисусом Христом, ибо Он подлинно умер на кресте, почему и был погребен. Но после того, как Он воскрес и изшел из гроба, тело Его уже никогда не могло снова подпасть смерти и явилось бессмертным. Таким образом, мы должны думать, что тело Иисуса Христа, принятое Им в воплощении Своем, было способно к смерти, смертно, напротив, воскресшее оно никогда не может умереть и есть бессмертно. Об этой славе Своей Сам Господь свидетельствовал в откровении Иоанну: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь». Из этого изречения ясно видно, что воскресший Спаситель, быв мертвым, воспринял в Своем воскресении и по телу жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

1 ст. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Итак, говорит апостол, вы из язычников стали христианами, сделались равноправными членами Церкви Христовой, глава которой есть Сам Господь Иисус Христос, а посему усердно прошу вас, как я по любви к Господу терплю за Него разного рода злоключения и даже узы и готов за Него отдать жизнь свою, так и вы готовы будьте на все ради любви к Господу, достойно оправдайте то звание, – последователей Христа, – к которому вы призваны. А для сего и первее всего проводите это звание 1 ст. со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью. Проводите звание ваше со всяким смиреномудрием, т. е. во всяком звании, состоянии и положении, при всех обстоятельствах твоей жизни будь смиренномудрым, не превозносись над другими, не давай чувствовать другим твоего над ними превосходства. Будь кроток, т. е. относись ко всем и высшим и низшим тебя миролюбиво, доброжелательно и сам все принимай от них: доброе – как тобой не заслуженное, а если бы привелось получить от окружающих тебя что-либо и злое, то принимай и это, но принимай добродушно, без какой либо тени неудовольствия. Будь долготерпелив, т. е. какие бы тебе не привелось переносить от окружающих тебя неприятности, скорби – терпи, переноси их, хотя бы они и продолжались непрерывно и долго. Снисходя, друг ко другу любовью. При человеческих слабостях и немощах часто не сладко живется нам друг с другом, но что делать – потерпи, покрой немощи и недостатки другого любовью. Научи, вразуми, поддержи его, друг друга тяготы носите ( Гал.6:2 ). 3 ст. Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Поступая во всем согласно христианского звания, старайтесь, чтобы между вами было единение духа, т. е. сердечная расположенность друг ко другу; это дается не сразу, не вдруг, а только после усиленных стараний, тогда только достигнете прочного мира. 4 ст. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Христос глава Церкви, мы Его тело; тело, не смотря на разнообразие членов, мы – слиться как одно тело, так и вы – верующие во Христа – должны составлять единое, нераздельное тело Христово. Тело Церкви Христовой – верующие имеют одного и того же Духа Божия. Призваны к одной надежде звания вашего, т. е. все христиане, составляя единое тело Христово и одушевляясь одним Духом Божиим, питают одну и ту же надежду на будущее прославление и жизнь вечную, ибо где Христос, глава наша, там и мы – Его тело. Все это нас обязывает блюсти единение духа в союзе мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010