Возможно и иное толкование: крещение для мертвых – это крещение, совершенное с мыслью о воссоединении с родственниками, умершими в лоне Церкви, либо крещение в память о том или ином почившем христианине. Апостол Павел подробно разбирает вопрос о природе тела, в котором воскреснут мертвые. Это тело, по учению апостола, будет духовным, нетленным и бессмертным. Отвечая на вопрос о том, как воскреснут мертвые и в каком теле придут, апостол обращается к образу зерна, которое не оживет, если не умрет. Этому зерну Бог дает такое тело, какое хочет, каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Как подчеркивает апостол, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:35–53 ). В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит, что при Втором Пришествии Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:21 ). Иными словами, тела воскресших людей будут подобны прославленному телу Христа, то есть Его телу после воскресения из мертвых. Это тело, согласно евангельским свидетельствам, имело лишь некоторое сходство с земным телом Христа, в силу чего воскресшего Христа узнавали не столько по внешности, сколько по голосу или жесту. Мария Магдалина, увидев воскресшего Христа, приняла Его за садовника и узнала Его только после того, как Он обратился к ней по имени (см.: Ин.20:11–16 ). Ученики, встретившие Иисуса на пути в Эммаус, не узнали Его ни по внешнему виду, ни по голосу, а узнали только когда Он на их глазах преломил хлеб (см.: Лк.24:13–35 ). Воскресший Иисус проходил через запертые двери; в то же время на Его теле сохранялись следы ран от гвоздей и копья (см.: Ин.20:25–27 ). Как подчеркивает Иоанн Златоуст , явления Христа ученикам в течение сорока дней «имели целью известить нас и показать нам, какими удивительными будут наши тела после воскресения. Тело, которое воскреснет, не будет нуждаться ни в крове, ни в одежде. Как пречистое тело Господа вознеслось во время Божественного вознесения, так и наше, которое будет единосущно ему, будет вознесено на облаках».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот в чем смысл христианской Пасхи: это чудо Божиего прощения! Поэтому вера в Воскресение Христово – это вера в прощение грехов, что засвидетельствовал Бог Отец, воскресив Сына, что явил Сын, восстав силою ипостасного Божества в Духе Святом. У апостола Павла читаем: И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1: 18). Вот это совсем непонятно. Как можно назвать Христа «первенцем из мертвых»? Если Лазарь Четверодневный воскрес раньше, если сын наинской вдовы воскрес значительно раньше, не говоря уже о сыне вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил еще пророк Илия. Святые отцы, разрешая это недоумение, говорят: Христос – первенец из мертвых, потому что Он явил нам новое Воскресение. Те люди воскресли, но они же потом умерли. А почему Христос не сразу вознесся на Небо, а еще 40 дней уже Воскресший общался со Своими учениками? Он показывал формат нового Воскресения. Он – Первенец, а мы идем за Первенцем. По своим духовным и физическим качествам наше воскресшее тело будет напоминать тело Господа Иисуса Христа по Его Воскресении из мертвых: …доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 13). Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Образец тела, тело и дух, видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении». Воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело Воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие (1 Кор. 15: 53); И еще: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19: 25–27). То есть мы получим назад свое тело, но оно будет измененное. Прежде всего, мы все помолодеем: Бог умилосердится над ним и скажет: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление». Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей (Иов 33: 24–25).

http://pravoslavie.ru/120862.html

Душа есть самодвижущее, она движет собою. Это значит, что в ней движущий момент отличен от движимого, что движущее имеет движимое как свой объект. Другими словами, душа всегда должна иметь тело. Или есть душа, тогда есть и тело; или тела нет, тогда нет и никакой души. Так как сейчас у нас мало охотников признавать душу в ущерб телу, то я не буду развивать эту аргументацию. Замечу только, что существует не только одно физически-чувственное тело. И не только теософия и разные «естественные» религии признают разные типы телесности, но учение о разных типах телесности представляет и неотъемлемую принадлежность христианства. Христос явился ученикам по воскресении «дверем затворенным» (Ев. Иоан. ХХ, 19 ), и тем не менее тут же «Он показал им руки и ноги и ребра свои» (20), а Фома даже касался ран Христовых (27). В другой раз Иисус является посреди учеников так внезапно, что ученики, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Ев. Лyku XXIV, 37 ). Иисус опять показывает им руки и ноги и говорит: «Это – Я Сам; осяжите меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (39), и даже принимает пищу (41–43). Явно, что евангельская интуиция говорит здесь не просто о физическом теле. Наконец, учение о воскресении плоти уже с полной очевидностью говорит о разных типах тела. «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные, но иная слава небесных, иная земных» ( 1Kop. XV, 39–40 ). «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное « (44). Будущее тело будет «во еже быти ему сообразну телу славы Его « ( Фuл. III, 21 ). «Создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесах в жилище наше небесное облещися желающе» ( 2Kop. V, 1–2 ). И т. д. Я бы даже сказал, что ни один христианский догмат невозможен без особой мистико-мифологической натурфилософии. Вознесение Христа на небо, очевидно, возможно только как результат некоего физического преобразования Его тела. Преображение на Фаворе есть учение об умном теле. Схождение Духа Св. в виде огненных языков также возможно лишь благодаря особой организации пространства и материи. Сюда же относятся такие факты, как взятие на небо пророка Илии и Богоматери. Наконец, и сама София, Премудрость Божия, есть также не что иное, как особого рода тело. – Итак, душа и дух всегда предполагают тело, так или иначе организованное. VI. индивидуализме и социализме,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14:15–17 ). Часть 5 Таинство Тела и Крови Христовых Мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом Центральным церковным таинством является Божественная литургия. Во время этого богослужения хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, не изменяя, впрочем, своего вида. И Церковь учит, что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем именно Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Не всегда человеку просто поверить в реальность такого чудесного изменения. Некоторые полагают, что «Тело и Кровь» – это символическое название, некая аллегория. Между тем, мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом. «Авва Даниил Фаранский рассказывал: отец наш авва Арсений говорил об одном жившем в скиту, что он был великий подвижник, но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а только вместообразное (αντιτπον). Два старца услышали, что он так говорит, и, зная его великим по жизни, уразумели, что говорит сие не по злобе, а от простоты. Они пришли к нему и говорят: авва! мы слышали об одном старце, что он учит противно вере, ибо говорит, что хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а один только образ. Старец отвечал: это я говорил. Тогда они начали его увещевать, говоря: не так принимай, авва, но как предала нам Вселенская Церковь. Ибо мы веруем, что самый хлеб есть Тело Христово, и чаша – есть самая Кровь Христова, истинно, а не вместообразно. Как в начале Бог, взяв персть от земли, создал из нее человека по образу Своему, и хотя сей образ Божий для нас непостижим, никто, однако же, не может сказать, что нет его в человеке, – так точно мы веруем, что и хлеб, о коем сказал Иисус Христос: сие есть Тело Мое – истинно есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/katehizacija/beseda-per...

На сей вопрос отвечаю словами: а) Псалмопевца: Господь хранить все кости праведных, и ни одна из них сокрушится ( Пс.33:21 ); б) Апостола Павла: всем должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Из сих слов Св. Писания заключаем, что тело, бывшее участником земных страданий или наслаждений, будет причастником и вечной славы и бесконечных мучений. Как Бог дает зерну другое тело, так и воскресшие не будут ли иметь новую плоть? И не о сем ли говорит Апостол: то что ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или какое другое. Но Бог даст ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор. 15:36–38 ). Апостол говорит о внешнем виде зерна, а не о существе его, потому что существо зерна твердого и истлевшего и давшего всход остается одно и то же: если мы посеем зерно пшеничное, то оно произрастит и колос пшеничный, а не ячменный. Как пшеничное зерно, принимая другой вид при произрастании, не теряет своего типического свойства, так и телеса человеческие при воскресении останутся при своих особенных свойствах и изменяются только видом: сеется в тление, восстает в нетлении. Прямым подтверждением наших слов служит воскресшее тело Христа Спасителя, Который и наше уничиженное тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Филип.3:21 ). Известны бесчисленные случаи, когда персть человеческого тела совершенно уничтожена и развеяна ветрами, рассыпана при ученых и иных раскопках, сожжена огнем и превращена в дым; небезызвестно также, что люди пожираются зверями, птицами и рыбами. Каким образом тела таких людей совокупятся и примут свой первобытный вид? В ответ на сие возражение скажу, как и ранее, что это дело веры, а не любопытства, ибо человеком это невозможно, Богу же все возможно ( Мф.19:26 ). Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих ( Пс.142:5 ), говорил про себя Давид. Размышляя о всемогуществе Божием, он непоколебимо верил тому, что небо, земля, воздух, море и все, что в них, сотворены из ничего одним глаголом: «да будет». Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось ( Пс.32:9 ). Если Бог из небытия привел в бытие целый мир и из праха земного создал человека, то тем более может Он обновить человеческое тело, хотя бы оно было рассеяно по всей поднебесной. Крайне удивляется Иоанн Дамаскин тем, которые спрашивают каким образом восстают мертвые? «Какое безумство! восклицает он. Какое неверие Тому, Кто одним хотением преложил персть в тело, Кто повелел растити малую каплю семени в ложеснах! Ты спрашиваешь: каковым телом грядут? – Безумец! Если слепота не позволяет верить словам Божиим, то верь делам! Ты бо еже сеешь, не животворится, если не умрет» и т. д. 4. Не воскреснут ли все в полу мужском?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Не будем же и мы искать покоя здесь (на земле); пожелаем сделаться славными там, где и житие наше. « Откуда », — говорит, — « мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ». Постепенно возводит нас: с неба, говорит, Спаситель наш, доказывая величие местом и лицом. « Который уничиженное тело наше », — говорит, — « преобразит ». Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он намекает, говоря: «что оно будет сообразно славному телу Его». Потому, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. « Преобразит », — говорит. Следовательно (оно будет иметь) и другой образ; или же он так назвал изменение в несобственном смысле. Сказал же — « уничиженное тело наше » потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни; ныне оно кажется ничтожным и ничем не лучше прочих (тел). « Что оно будет сообразно », — говорит, — « славному телу Его ». Увы! Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, — вот какому оно сообразно будет. Итак, если вся вселенная будет слезно оплакивать (людей), потерявших эту надежду, то оплачет ли она достойно, что и при данном нам обещании — « что оно будет сообразно » тело наше отходит вместе с демонами? Я не упоминаю уже о геенне; что бы ты ни сказал — все почитаю за ничто в сравнении с такой потерей. Что ты говоришь, Павел? Тому ли сообразно будет? Да, говорит. А для удостоверения приводит и доказательство: « Силою », — говорит, — « которой Он действует и покоряет Себе все ». Христос имеет силу, говорит (апостол), покорить Себе все, следовательно, и тление и смерть, и преимущественно той же самой силой Он сделает и это. И для чего, скажи мне, потребно больше силы: покорить ли ангелов, и архангелов, и херувимов, и серафимов, и демонов, или сделать тело нетленным и бессмертным? Без сомнения гораздо более для первого, нежели для последнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Об этом Иосифе Марк (15, 43) написал, что это был благообразный советник и ожидал Царствия Божия, — благообразный, т.е. сановитый и благочестивый, — советник, т.е. один из членов синедриона в своем городе, официальное лицо, — ожидал Царствия Божия, которое наступит после Второго Пришествия Христова. Лука (23, 50—51) назвал его человеком добрым и правдивым и сказал, что он не участвовал в совете и деле иудеев и происходил из Аримафеи, города иудейского. Иоанн (19, 38) говорит, что он был учеником Иисуса Христа, но тайным из страха пред иудеями. Иосиф был из числа семидесяти учеников. Мф.27:58.   Сей приступль к Пилату, проси телесе Иисусова…, он, придя к Пилату, просил тела Иисусова… будучи с ним знаком. Марк (15, 43) говорит, что он осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Прежний свой страх он совершенно смыл последующею отважностью и предал себя на смерть за благорасположение к Учителю, возбуждая против себя ненависть всех Иудеев. Мф.27:58.   Тогда Пилат повеле дати тело . Тогда Пилат приказал отдать тело; Марк (15, 44) сказал: «Пилат же удивися, аще уже умре: и призвав сотника, вопроси его: аще уже умре? и уведев от сотника, даде тело Иосифови» . Пилат думал, что Иисус Христос, как какой-то высший, Божественный Человек, будет умирать медленно; но Он, как истинный человек, умер по законам природы. Мф.27:59.   И приемь тело Иосиф, обвит е плащаницею чистою . и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (полотном) Иоанн (19, 38—40) написал подробнее, говоря: «прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусовы нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати» . Он пришел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Знаменит был Иосиф и прежде, но сделался еще знаменитее от того, что осмелился взять и почтить тело Иисуса Христа; и не только снял его, но и с почестью похоронил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Сказав: Все мы крестились в одно тело ( 1Кор.12:13 ) – святой Апостол включил [в него] и себя самого. Он как бы говорит: и я, Апостол, не имею в этом смысле никакого преимущества; и – тело такое же, как и я, и я – такое же, как и ты, и все мы имеем одну и ту же Главу, и родились мы одинаковым крещением, посему и образуем одно и то же Тело. Но не только иудеев, но и язычников, бывших так далеко от нас, Бог ввел в состав одного и того же Тела». Человеческое тело – самый удивительный организм, о котором только ведает людское сознание; но еще в большей мере это относится к Богочеловеческому Телу Христовой Церкви. В этом Богочеловеческом Теле всё Божественно-возвышенно и таинственно, равно как и по-человечески доступно и осязаемо. Христолюбивая душа превеликого Златоуста возвещает: «Мудрый во Христе Апостол благовествует христианам: Вы – тело Христово и члены между собой ( 1Кор.12:27 ). Тело человеческое по природе таково, каково есть, а наше преуспеяние в Теле Церкви зависит от нашей свободной воли. И мы должны пребывать в согласии по своей свободной воле, подобно тому как в согласии между собой пребывают составы человеческого тела по природе. И если в теле нашем не должно быть несогласия, то тем паче не подобает ему быть в Теле Христовом, особенно потому, что благодать сильнее природы. Так как мы – члены между собой, то мы не только тело, но и части друг другу. Все мы составляем нечто одно (ν τι), по примеру тела, и причем это одно состоит из многого и находится во многом, а многое содержится в нем и получает возможность быть многим. Апостол сказал тело; но так как всё Тело составляет не Коринфская Церковь , а Вселенская, то он и добавил между собой; то есть ваша Церковь – часть Церкви Вселенской, тело которой образуют все Церкви; поэтому надлежит вам быть в мире не только друг с другом, но и со всей Вселенской Церковью, если вы – истинные члены, [органические] части всего Тела». В Богочеловеческой соборной жизни Церкви все члены Церкви участвуют через святые таинства и святые добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Фома же не был при этом. Ученики сообщили ему, что видели Господа. Но он сказал им: «если я не увижу на руках Его ран от гвоздей и в эти раны не вложу перста моего и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Чрез восемь дней, когда были в доме все ученики, пришел Иисус Христос и сказал им: мир вам. Потом, обращаясь к Фоме, сказал:принеси перст твой семо и виждь руце мои и принеси руку твою и вложи в ребра моя, и не буди не верен, но верен. – Из обстоятельств этих двух явлений воскресшего Спасителя Своим ученикам видно, что Он имел тогда тело с плотью и костями и с ранами от гвоздей, т. е. то самое тело, которым был облечен во время Своей земной жизни и с которым был распят на кресте. А каким было тело воскресшего Спасителя, таким будет и наше тело по воскресении. Аще веруем, говорит ап. Павел, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия о Иисусе приведет с Ним: «тако, замечает Дамаскин, т. е. как воскрес Господь». Таким образом, воскресшие тела будут те же самые, какие имел человек в своей земной жизни; иначе это было бы не воскресение, а создание совершенно нового тела. Но тело умирающего человека, разлагаясь в прах, становится добычею низших животных, входит в питательное содержание растений, – растения пожираются травоядными животными, травоядные – плотоядными и т. д. без конца: как же, спрашивается, возможно, чтобы затерянное во всех этих бесчисленных физиологических и химических процессах тело наше восстановлено было в своем первобытном организме, для воссоединения с своею душою в день воскресения? Была попытка объяснить эту возможность путем, так сказать, естественным. По разлучении души с телом, говорили (Боннет), не все тело разрешается в прах и смешивается с массою безжизненной материи; некая основная сущность тела остается при душе, как ее определение или форма. Эта, так сказать, оболочка души, есть эфирное тело, из которого произойдет наше будущее тело, подобно тому, как насекомое рождается из куколки, т. е., как бы из готового ростка, остающегося при душе и после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Это — собственно, объединение, и единство тела, и единство духа через благодатное во-троичение и о-троичение, в котором всё бывает от Отца через Сына в Духе Святом. Ибо «Бог один и Тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:6; ср.: Рим.11:36).     «Так мы, многие, — одно тело во Христе», лишь во Христе (Рим.12:5). Через Святые Таинства и святую жизнь в святых добродетелях мы вочленяемся в одно тело во Христе; и между нами нет промежутка, удаленности, все мы сжились (сочленились) между собой и связаны одной жизнью, как сопряжены между собой члены человеческого тела. Твоя мысль, доколе она «во Христе», составляет «одно тело» с мыслями всех святых членов Церкви; ты и вправду мыслишь «со всеми святыми», твоя мысль благодатно и органически соединена с их мыслями. Так и твое чувство, доколе оно «во Христе»; так и твоя воля, доколе она «во Христе»; так и твоя жизнь, доколе она «во Христе». В нашем теле «члены... хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1Кор.12:12). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор.12:13). В Своем Богочеловеческом теле, от которого и в котором — Церковь, Господь Иисус Христос крестом объединил всех людей (см. Еф.2:16). В удивительном многообразии вечного и всебожественного в этом Богочеловеческом теле «дары различны, но Дух один и Тот же» (1Кор.12:4): Дух, действующий через все святые дарования и обитающий во всех членах Церкви, сочетавая их в один дух и в одно тело: «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор.12:13).    «Что это такое «одно тело?» — спрашивает Златоустый богомудрец; и отвечает: — [Это] верные со всех концов вселенной, живущие ныне, а также жившие и имеющие жить. Равно как и угодившие Богу до пришествия Христова составляют одно тело. Почему? Потому что и они познали Христа. Откуда это видно? Сказано: «Авраам, отец ваш., рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Ин.8:56); и еще: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне и пророки» (Ин.5:46) (в синод. тексте нет слов ««и пророки».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010