К. Молчанов и с. Батайска о. П. Шикунов, принимали и участие в них. Предпослав сии предварительные краткие и общие сведения о собеседованиях, приступаю и к подробному описанию их, вменив себе в непременную обязанность указать все доказательства, какие только мог придумать и привести в защиту незащитимого раскола г. Усов. Вот содержание нашей первой беседы о вечности Церкви Христовой с трёхчинной иерархией и седьмью таинствами. Миссионер . Св. апостол Павел, уподобляя Церковь Христову телу человека, в первом своём Послании к Коринфянам говорит: как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос ( 1Кор.12:12 ст.). „Сие есть, – поясняет св. Иоанн Златоуст , – тако и Христово тело, еже есть Церковь “. Тело же, – продолжаем слова св. апостола, – не из одного члена, но из многих... А если бы все были один член, то где было тело? Но теперь членов много, а тело одно... И вы тело Христово, и порознь члены... И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?.. ( 1Кор.12:14–29 ). Тело человека состоит из многих членов: головы, рук, ног и проч., но все эти члены составляют одно тело, все одинаково заботятся друг о друге: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И св. Церковь Христова, составляя одно тело Христово, состоит из многих членов, выполняющих разное служение, но крепко связанных между собой узами взаимной христианской любви, единством веры и благодатных даров. Первый и главный член видимой, существующей, на земле, Церкви – суть епископы, преемники апостольского служения. „У нас место апостолов занимают епископы“, говорит блаж. Иероним (27 посл. к Маркеллу). „Епископ представляет собой лицо Христа и есть наместник Господа“, учит св. Амвросий Медиоланский (толков. на 1 Посл. к коринф.). „Епископи убо по образу Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковного телеси именуеми суть“ (Кормч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но они не узнавали Его, ибо сказано в Писании, что очи их были удержаны. Они, видя, не видели, они не узнали Господа Иисуса, и узнали Его только тогда, когда Он, как на Тайной вечери, преломил хлеб, благословил вино и подал им. Но когда ученики узнали Его, Он внезапно скрылся из вида. Вот ещё новое свойство воскресшего Спасителя – тело его могло становиться невидимым. Образ Его изменился так, что апостолы или совсем не узнавали Его, или с трудом догадывались, что это Иисус Христос. Итак, тело Господа Иисуса Христа по воскресении было уже не тем, каким оно было при жизни Его. О воскресении наших тел вот что говорит св. апостол Павел: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). Наше тело св. апостол называет телом душевным. Душевным телом обладают все животные. Но апостол говорит, что помимо него есть еще тело духовное, «но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». Не сразу может явиться тело духовное. Нужно, чтобы жизнь человеческая прошла через стадию существования человека душевного. Нужно, чтобы умер душевный человек и тогда воскреснет тело духовное, подобное тому духовному телу, которое видели ученики у воскресшего Господа Иисуса. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:48–49 ). Как мы при жизни нашей были носителями образа душевного, так и в жизни вечной мы будем носителями образа духовного. «Скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Не может быть, чтобы тела наши воскресли в том виде, каковы они здесь, на земле. Не может быть, чтобы плоть и кровь наследовали Царствие Божие. Но в образе духовном будем мы жить жизнью вечной. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Что душа и тело человека два самостоятельные начала, это видно, во–первых, из образа сотворения их: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ), т. е. тело человека создано из земли, а душа сотворена дуновением Божеским, почему тело по природе своей вещественно, а душа – духовна, тело есть частица земли, а душа частица Божества, тело земного, а душа небесного происхождения, поэтому она не одно и то же, что кровь или тело человека. Во–вторых, из св. Писания и Ветхого и Нового Заветов мы видим, что душа есть особое, самостоятельное начало, по отношению к телу: «и возвратится прах в землю, говорит Екклезиаст, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7). Об Аврааме говорится в Писании, что он «умер в старости доброй... и приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ), т. е. к предкам его. И Моисею говорит Господь: «взойди на гору сию Аварим, на гору Нево... и приложись к народу своему, как умер Аарон брат твой на горе Ор и приложился к народу Своему» (Вт. 32:49–50). Но известно, что Авраам погребен в земле Ханаанской, а предки его, исключая Фарры, умерли и погребены были в земле Месопотамской и Халдейской. Моисей же умер на горе Аварим, находящейся в земле Моавитской, Аарон – на горе Ор в Аравии, а предки их обоих умерли в земле Халдейской и Ханаанской. Следовательно, Авраам, Моисей и Ааарон «приложились к народу своему» не телами, а душами своими. «С печалью, говорит патриарх Иаков, сойду к сыну моему в преисподнюю». Братья Иосифа уверили отца, что его сын растерзан зверями; поэтому, говоря «сойду», Иаков разумел не тело свое, а душу, а словами: «в преисподнюю» он выразил свою веру в существование особого места для душ умерших, где тело Иосифа растерзанное, как думал Иаков, зверями не могло быть. «Не бойтесь, учит Христос, убивающих тело, душу же не могущих убить» (Мф. 10:28), показывая этим различие по природам души и тела. Что тело и душа не одно и то же, это видно и из слов св. ап. Павла: «плоть желает противного духу, а дух противного плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол Павел возвращается к этой мысли, когда он говорит о совершении Евхаристии. «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» Эта величественная формула показывает, что апостол Павел не излагал здесь нечто новое, неизвестное Коринфянам; наоборот, он только лишь напоминает о том, что он уже им передал. Это не просто указание на Тайную Вечерю – едва ли вероятно, что Коринфяне о ней забыли, – но апостол Павел напоминает здесь Коринфянам, что они становятся во время евхаристического собрания «Телом Христовым». Хлеб и чаша, которым они приобщаются, – это хлеб и чаша, которые Христос благословил во время Тайной Вечери. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей ( τον ρτον τοτον) и пьете чашу сию ( τ ποτριον), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11: 26 ). Не может быть сомнения в том, о каком хлебе и о какой чаше говорит здесь апостол Павел. «Хлеб сей» и «чаша сия» – те, о которых он говорит в предыдущих стихах. «Сие есть Тело Мое» и «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови». «Хлеб сей» есть Тело Христово, и «чаша сия» есть чаша Его Крови. Все едят хлеб и пьют чашу во время евхаристического собрания, и через приобщение хлебу и вину Евхаристии они становятся «Телом Христовым». Вот почему апостол Павел им напоминает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (11: 27). Церковь есть «Тело Христово», которому приобщаются верующие, объединенные все вместе в евхаристическое собрание. «Тело Христово» – не символ или образ для обозначения единства членов поместной церкви, объединенных в евхаристическом собрании, но подлинная и истинная реальность 227 . Не мы образуем «тело- σμα», вкушая хлеб, но мы в Теле Христовом, которому мы приобщаемся в евхаристическом собрании. Тело Христово есть данность, предшествующая вкушению хлеба. Во время иудейских трапез вкушение хлеба создавало определенное единство тех, кто ел этот хлеб, с тем, кто его преломлял и раздавал 228 . Преломление хлеба там было средством создать единство, тогда как в евхаристическом собрании его участники становятся «телом», вкушая хлеб, который есть Тело Христово. Мысль о «теле», которое составляли участники трапезы, была совершенно неизвестной религиозному иудейскому сознанию. «Мы многие одно тело», потому что хлеб Евхаристии есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Вместе с тем, Его тело изменилось: оно проходит через закрытые двери (Ин 20:19), Он «явился в ином образе» (Мк 16:12), так что два ученика не сразу узнали Его по дороге в Эммаус (Лк 24:16), или апостолы на Тивериадском море (Ин 24:4). В течение сорока дней между Воскресением и Вознесением Христос не всегда зримо присутствовал со Своими учениками, время от времени Он то внезапно появлялся, то снова исчезал. Его воскрешенное тело оставалось полностью физическим, но не было ограничено материальностью, как наши тела, пребывающие в падшем мире. Оно стало духовным телом; духовным, но в то же время материальным. 4) Свойства тела Христа после Его Воскресения помогают нам понять, какими свойствами будут обладать наши тела по воскресении из мертвых в Судный День. Мы изменимся физически, так же, как Он переменился, когда восстал на третий день: Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3:21). Воскресший Христос в этом случае – наш образец и предшественник; Он – «первенец», за ним уже и мы (1Кор 15:20-24). То, что уже произошло с Ним и с Богоматерью, случится, по милости Божией, и с нами (мы просим об этом в своих молитвах) во время Второго Пришествия. В связи с этим Апостол Павел использует то же самое словосочетание, которое имели случай применить и мы – «духовное тело» ( soma pneumatikon ): «так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное ( psychikon ), восстает тело духовное ( pneumatikon )» (1Кор 15:42-44). В этом случае, как и всегда, не следует забывать, что «духовное» отнюдь не означает «дематериализованное», но «исполненное силой Духа Святого». Наше духовное воскресшее тело не будет нематериальным, символическим, но оставаясь физическим, будет все пронизано славой Божией. Само собой разумеется, остается много вопросов по поводу нашего воскресшего тела, на которые мы пока не можем ответить. Апостол Павел имел, конечно, веские основания, когда говоря о Всеобщем Воскресении, он применил слово «тайна»: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор 15:51). Мы должны честно признать, что не в силах понять, как связано наше человеческое тело, как оно есть сейчас, с тем телом, каким оно будет в Будущем веке.

http://pravmir.ru/dusha-i-telo-kak-oni-s...

Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его... Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преобразило человеческую телесность. Отныне наша телесность становится богочеловеческой и божественной телесностью. И каждый человек может быть причастен этой телесности через таинства. В каждом человеке есть ветхая и новая телесность, душевная (естественная) и духовная. И в каждом есть возможность выбора. А выбравшие Христа становятся членами Тела Христова. 1Кор.6:15: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Тело христианина по отношению к Телу Христову - член, а вместе - Церковь Христова. Рим.12:5: Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один от другого члены. 1Кор.12:27: И вы - тело Христово, а порознь - члены. Такое понимание тела, конечно, отличается от ветхозаветного. Новая телесность есть не новое учение о человеке, но новая мистическая реальность, новый мир богочеловеческой телесности, который открыл Христос, Сын Божий. Но в привычном для нас понимании тела человека совершилось существенное переосмысление. Ветхозаветное отношение к телу человека, которое мы с трудом понимаем, было лишено дуализма (каким грешит философия). Для ветхозаветного сознания тело было полным и адекватным выразителем состояний души и духа. Если страдало тело, страдала душа. Если грешило тело, грешила душа. Если тело испачкано, запачкана и душа. Эта связь для иудейского сознания была настолько очевидна и однозначна, что иное отношение к телу, новозаветное, с трудом проникало в него. Отсюда понятны все ритуальные запреты, которыми наполнена книга Левит, ритуальные омовения, жертвы. Можно сказать, что вся ветхозаветная духовность и душевность телесны. Поэтому так важны омовения и чистота тела. Когда пришел Христос, вся традиция была нарушена, нарушена по букве, ибо дух омовения и телесной чистоты был вознесен к своим духовным высотам. Об этом и говорит Христос иудеям. Например, когда Ему говорили об омовении рук (Мф.15:2), Христос перевел разговор на более значимые законы Моисея. Он говорил им о духе, они же видели тело. Для иудеев телесность была важнее духовности. Отсюда и непонимание Христа традиционалистами иудеями и фарисеями. Почему ученики Иисусовы не постятся? Почему они не моют рук? Почему Иисус прикасается к блуднице, позволяет ей целовать свои ноги и помазывать голову? Почему не наказал кровоточивую?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Что глаз, то же и нога, в том отношении, что они – члены и составляют тело; в этом между ними нет никакого различия» 463 . Именно это и происходит в Теле Христовом, в Церкви. «Как тело и голова составляют одного человека, – говорит он, – так и Церковь и Христос, говорит, есть одно; потому и именует вместо Церкви Христа, разумея здесь тело Его. Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она ( Церковь ) состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело (в ней)» 464 . Эта тождественность всех удов (членов) тела Церкви распространяется и на самих апостолов, как говорит святой Златоуст о Павле: «Хорошо также сказал: мы все, включив и себя самого. И я, апостол, не имею, говорит, пред тобой никакого преимущества в этом отношении; и ты тело так, как я, и я так, как ты, и все мы имеем одну и ту же Главу и родились одинаковым рождением (Крещением), потому и составляем одно и то же тело» 465 . Каждый уд, член тела Церкви крещён одним и тем же Святым Духом ( 1Кор. 12:12 ), и каждый полезен и драгоценен, ибо Христос и за него умер (ср. 1Кор. 12–24, 8:11 ) 466 . Одна Глава для всех и Спаситель Один для всех; Один Бог Отец для всех, и все общаются в Одном Духе ( Евр. 6:4 ) 467 . Одна Мать у всех – Церковь ( Гал. 4:26 ) 468 , одна жизнь – Христос ( Гал. 2:20 ; Фил. 1:21 ; Кол. 3:4 ), одна вера, одно спасение, одно Царство, один хлеб жизни ( Ин. 6:35 ) 469 . То же самое апостол выразит кратко, глубоко и очень ясно в Послании к Ефесянам ( Еф. 4:3–6 ): Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Итак, в смысле места, занимаемого нами в теле Церкви как «удов (членов) Христовых», то есть крещённых и сочленённых ( νσωματωμνοι , инкорпорированных, воцерковлённых) верой и благодатью в тело Христово, в общении в жизни Искупителя и спасении, все члены Церкви равновелики. Поэтому говорит святой Златоуст: «Бог призвал всех нас к одному и тому же; никому ничего не предоставил больше против другого; всем даровал бессмертие, всем жизнь вечную, всем неувядаемую славу, всем братство, всем наследие, для всех сделался общей главой, всех совоскресил и спосадил (на небесах)» 470 . Всё это так, потому что Он в равной мере Господь и Спаситель, и Глава всех, даруя Духом Святым жизнь и спасение всем удам (членам) Своим и связуя между собой любовью, как совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ), а любовь эта излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Любовь Духа Святого есть любовь Святой Троицы, живым образом Которой является Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Аминь. БЕСЕДА 10   " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания " (Еф. 4:4).   Губительность тщеславия.   1. Когда блаженный Павел желает расположить (христиан) к чему-нибудь особенно высокому, то, будучи исполнен мудрости и духовности, он побуждает к этому предметами небесными – примером самого Господа. Так в одном месте он говорит: " И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас " (Еф. 5:2), и еще: " Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу " (Фил. 2:5, 6). Точно также поступает и здесь. Когда бывают указаны великие примеры, у человека рождается сильная ревность и желание (подражать им). Итак, что же он говорить, побуждая нас к единению? " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение " (ст. 4, 5). Что же такое " одно тело " ? Верные всех месть вселенной, живущие, жившие и имеющие жить. Угодившие (Богу) до пришествия Христова тоже составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? " Авраам, отец ваш " , – сказано, – " рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (Иоан. 8:56); еще: " Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне " (5:46). Действительно, не стали бы писать о том, о ком не знали, что сказать. Если же знали, то без сомнения и почитали. Потому-то и они составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом, – потому что у нас о предметах, соединяемых между собою и имеющих большую связь, обыкновенно говорится: одно тело. Так точно и сами мы в соединении составляем одно тело, при одной главе. При единстве же того и другого, тело хотя состоит и из разных членов, важных и неважных, однако ни лучший из них не вооружается против члена ничтожного, ни первый не подвергается зависти со стороны последнего. И хотя не все (члены) имеют одинаковое отправление, а каждый подчиняется определенному требованию необходимости, однако, поэтому самому, – что все совершается ими по необходимости, или по требованию различных нужд, – все они равно достойны уважения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В каком же теле воскреснем мы? Какими свойствами будет обладать наше тело? Мы в этом случае ориентируемся на тело Господа нашего Иисуса Христа и на его свойства; во всяком случае, на то, что нам дано знать об этом. Однако лучше скажем, чего мы с вами не знаем. Мы не знаем, обладало ли тело Господне до Своего Воскресения способностью проходить через стены, как это было по Воскресении. То есть по Воскресении Его тело получило некоторые новые свойства. Например, пребывание на небесах в славе. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). Что значит духовное тело? Духовность тела означает то, что оно полностью подвластно духу, душе человеческой, что нет между ними (телом и духом) и не может быть никакого несоответствия. Полное подчинение тела духу обеспечивается после Воскресения. Нетленность надо понимать, конечно, в том смысле, что оно не подвержено никаким болезням. Когда мы говорим «восставать в славе», мы имеем в виду обычное понимание славы, т. е. что нравственное состояние человека станет очевидно каждому. Сейчас трудно отличить святого от грешника – все спрятано внутрь; другое дело, когда страшное состояние человека становится явным. Когда мы говорим о славе, не надо ограничиваться славой в хорошем смысле. Под славой понимается и греховное состояние, и грешники тоже восстанут из мертвых в славе, но их нравственное состояние будет очевидно каждому. «В силе» означает не то, что речь идет о могуществе, а просто о том, что земного состояния утомления не будет. Сила в данном случае соответствует тому, что требуется для данного существа. Но когда мы говорим о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, то надо понимать это в несколько большем значении. Значение выражения «седяща одесную отца» Оно взято из Евангелия ( Мк.16:19 ), когда говорится о правой стороне, «по правую руку» находится Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Важно заметить, что в Коране и его толкованиях, кроме этих стихов, о происхождении человеческого тела говорится многократно, например, в стихах 15:28; 23:12–14 мы можем прочитать: ü о том, что Аллах сотворил человеческое тело именно таким, какое имеет человек сейчас. ü о том, что все человечество является потомками Адама. ü о стадиях развития, через которые последовательно проходит каждый человек, начиная с момента оплодотворения до рождения, Сравнивая исламское учение о теле с православным, мы находим несколько схожих черт. Первозданный человек имел реальное физическое тело: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). Тело человека было сотворено Богом из земли и находилось в единении с миром, созданным Господом: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься… Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее ( Быт. 3:19 ; Сир. 17:1 ). Более того, в православии, как и в мусульманстве, тело не рассматривается как темница или как злое начало. Человек получил благословение Божие, поэтому в его телесной природе нет ничего дурного или греховного. Священное Писание «нигде не говорит, что тело или плоть – злое начало в человеке» 45 . Есть частичное сходство есть и в том, что тело Адама было единосущно телам всех его потомков: От одной крови Он произвел весь род человеческий ( Деян. 17:26 ). Говоря об отличительных чертах, в первую очередь важно будет заметить, что в Коране мы не встречаем учения о теле как о храме Божием. В Библии же, как пишет апостол Павел, тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога ( 1Кор.6:19 ). Блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании объясняет, что апостол говорил о том, что тело человека «храм и притом святой: ибо вы – храм Святого Духа, не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа» 46 . Более того, православие не только утверждает, что тело сотворено Богом и что из одного тела произошли все другие, не только призывает вести борьбу с греховными страстями – оно также обещает, что при исполнении заповедей Господа Иисуса Христа человек может подавить греховное начало души и тела, достигнуть обóжения и спастись. Забегая вперед, важно отметить отличие ещё и в том, что в исламе человеческое тело не изменилось после грехопадения (это мы рассмотрим подробнее в других главах книги).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010