Мф.12:39–40 . Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. «Род лукавый и прелюбодейный»: «они лицемерно и как враги просят от Него знамения. Потому Он и называет их родом «лукавым», ибо они всегда были неблагодарны к своим благодетелям и, приемля благодеяния, делались еще худшими, что служит признаком крайнего лукавства и злонравия. А «прелюбодейным» родом Он назвал их, указывая на их прежнее и настоящее неверие... Ибо не веровать в Него то же значит, что соделываться прелюбодейным» (Злат., ср. Феофил.). – Отношения между Богом и народом еврейским нередко представляются в ветхозаветных книгах под образом отношений между мужем и женой, и неверность народа Богу, его идолослужение – под образом прелюбодеяния ( Пс.72:27 ; Ис.57:3 ; Иез.16:15, 23:27 ; Ос.3.1 и др.). – «И знамение не дастся ему» и пр.: иудеи просили знамения особенного, чрезвычайного чуда – с неба ( Лк.11:16 ), и просили не с добрым расположением. Господь говорит, что такого чуда им теперь не будет дано. Это не значит, чтобы Господь отказывался вовсе творить чудеса, в доказательство Своего особенного посланничества в качестве Мессии, но значит только, что требуемого ими знамения теперь не дано будет. Он указал теперь только на величайшее знамение в прошедшем, прообразовавшее величайшее чудо, какое имеет совершиться на Нем в будущем, именно – чудо сохранения пророка Ионы в чреве морской рыбы в продолжение трех суток, прообразовавшее чудо воскресения Христова, после трехдневной телесной смерти, которое яснейшим образом доказывает Его особенное небесное посланничество в качестве Мессии. Как Иона, после трехсуточного пребывания внутри рыбы, чудесно сохраненный, воззван был к жизни, так и Христос после трех дней воскреснет из мертвых; и как сохранение Ионы было средством привести Ниневитян к покаянию, так и воскресение Христово должно привести весь род человеческий к истинной религии и вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Бог не указывает непосредственно зависимость дней и лет, но это объясняется тем, что речь идет о будущих событиях и их связь очевидна из текста. По толкованию св. Андрея Кесарийского , «умерщвленные на столько же дней, сколько лет они пророчествовали, они снова взойдут на небо на Владычней колеснице – облаке» 503 . Однако если некогда для евреев годы стали наказанием за недоверие ко дням, то для двух пророков дни бесславия следуют за славной проповедью и предшествуют высшему прославлению пророков от Бога. Для разрешения вопроса о допустимости принципа «день за год» стоит обратиться и к другим пророческим текстам, упоминающим дни и годы. Приведем несколько примеров, которые невозможно понимать из расчета «день за год». Так, прор. Иона был 3 дня во чреве китовом ( Ион. 2:1 ), став прообразом трехдневного нахождения во гробе Христа Спасителя. Ясно, что ни Иона, ни Христос не находились соответственно в ките и в гробе в течение 3 лет. Далее, в Откр. 20 говорится о тысячелетнем царстве. Почему здесь адвентисты не считают годы за дни (тысяча дней или, наоборот, 360 тыс. лет)? В Ис. 23:15 сказано: И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. Сам текст показывает, что имеются в виду реальные семьдесят лет – среднее время жизни человека, не больше и не меньше (ср. Пс. 89:10 : Дней лет наших – семьдесят лет). Аналогично и в Ис. 32:10 (Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет) ясно, что Господь не говорит о многих годах до ожидаемого наказания, а о событиях ближайшего будущего. Одним из важных доказательств принципа «день за год» для адвентистов является пророчество о семидесяти седьминах. Они толкуют седьмину как семь дней, которые здесь представлены как семилетие именно в соответствии с рассматриваемым принципом. Однако прот. А. Рождественский в специальной монографии о семидесяти седьминах объясняет, что оригинальное слово («шабуа») буквально означает «седмеричное время» – время, состоящее из семи равных частей 504 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Они, не слышав ни евангельских слов, ни проповеди пророков, ни благовестия о царстве небесном, оказали, однако послушание пророку и — смотри — как припадают к Богу, как умилостивляют Его, как гнев Его прелагают на милость к себе, и как они отклонили приговор Божий, как смягчили Его гнев и расположили Его к человеколюбию, как свой город, стоявший на краю гибели, оградили надежнее всякой стены и сделали его крепче адаманта. Богу угодны были не царский венец и держава, но пепел с власяницей; не блеск багряницы, но рубище; не златокованный трон, украшенный камнями, но исповедание (грехов). О, сила рубища, превосходящая и побеждающая царскую багряницу! О, могущество пепла, сильнейшее царского венца и престола! Ведь именно в то самое время, когда царь был в венце и сидел на троне в багрянице и с державою, т. е. царским жезлом, в руках, а кругом него стояло войско и толпилась свита, — в это именно время, может быть, вошел к нему пророк, обнаженный, ноги в пыли, лицо в поту, и произнес свои слова: « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена » (Иона 3:4). Что ты делаешь, о, пророк? Если действительно Дух Божий в тебе, то почему не знаешь ты воли Божией, что не погубить желая, но призвать к покаянию, Он изрек этот приговор? Ничего больше, говорит, не сказал мне Бог кроме того, что « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ». Что делаешь, о, Иона? Почему не прибавляешь к этому никакого наставления. В самом деле, что сказано было Богом Исаии для передачи Израилю? Ничего другого, кроме одних этих слов. Каких слов? « Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите » (Ис. 6:9). А между тем, видишь, какими различными наставлениями и поучениями он вразумляет их, какие убеждения и увещания и обличения предлагает им? Вот, например, как он обличает: « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет » (Ис. 1:3). Вот его обличение. Послушай и его увещание: « омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 360. Того же ли самого должно вопрошать вторично об одном и том же, или нет? Знаю, отец мой, что мне было сказано не делать известного дела, но я вторично спросил того же о том же самом и получил ответ сделать оное. Что это значит? Ответ Иоанна. Брат! Судьбы Божия бездна многа (Пс. 35, 7). Смотря по сердцу вопрошающего, Бог влагает (слово) в уста говорящего ему или к испытанию его (вопрошающего), или потому, что сердце его переменилось и он удостаивается услышать иное; или другие, участвующие в том же деле, переменились, и Бог иначе говорит во святом Своем. Так говорил Он чрез Исаию и царю Езекии; ибо после того сказал ему: заповеждь дому твоему, умреши бо (4 Цар. 20, 1), сердце царя изменилось, и он опечалился. Тогда Бог чрез того же самого Исаию сказал ему: се, Бог приложи к летом твоим других лет пятънадесять (4 Цар. 20, 6). Если бы Он сказал сие чрез другого, то в сем был бы соблазн, что святые (об одном и том же) говорят различно. И опять, говоря сообразно с сердцем ниневитян чрез Иону, Он сказал: по триех днех превращу град (см. Иона 3, 4). Когда же сердца их пременились к покаянию, Бог явил на них Свое великое долготерпение и пощадил город за то, что он изменился к лучшему (см. Иона 3, 10). Потому никто не должен когда-либо переменять вопрошаемого святого, но вопрошать опять того же самого. Может быть, нужно будет, чтобы Бог по какой-либо причине изменил ответ, и сие совершается чрез того же святого, дабы иначе не произошло соблазна. Вопрос 361, того же. Владыко! Я имел дело с одним человеком и принужден был пойти с ним к правителю. Предварительно просил я у отцов совета о сем. Они сказали мне, как я должен поступить, когда пойду туда; и я сделал, как мне кажется, по силе моей, все, чтобы не нарушить сказанного ими. Приметив, что на деле не сбывается по их ответу, весьма опечалился и не знал, что мне делать. Нарушить совет? — Но я боялся ослушания. Продолжать держаться его? Я не видел на деле исполнения, согласного ответу. Что это значит, отец мой? И как мне следовало поступить, или что подумать, когда я впал в такое недоумение и нужду? Или с моей стороны была какая-нибудь погрешность, а я не знал того?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

число дней твоих сделаю полным» ( Исх.23:26 ). Гарантию полных дней жизни даёт и соблюдение 5-й заповеди закона, которая гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было...» ( Втор.5:16 ). Почитание отца и матери является источником долгоденствия и благоденствия как отдельных лиц ( Притчи 20:20 ), так и целых поколений ( Иер.35:18–19 ). В древние времена почтение родителей считалось законом. Материнство воспевалось и прославлялось. К сожалению в наш так называемый век цивилизации, культуры и просвещения, непочтение к старшим, насмешки над родителями не приводят уже никого в замешательство. Библия раскрывает перед читателями ещё одну интересную истину: праведник может ходатайствовать за грешников, наполнивших меру грехов. Пример тому Авраам, который просил у Бога о помиловании Содома и получил на это согласие при условии, если в городе окажется 50, или 30, или даже 10 праведников. Но в беззаконных городах Содома и Гоморры не оказалось и такого малого количества праведных. Бог предназначил их к уничтожению, а праведнику Лоту, который «живя между ними, ежедневно мучился... видя и слыша дела беззаконные» ( 2Петра 2:8 ), велел покинуть город, чтобы не погибнуть... за беззакония города ( Быт.19:15 ). Беззакония города. Ещё во времена израильского царя Иеровоама II (ок. 787–747) столица Ниневия славилась своими злодеяниями и уже тогда мера её беззаконий была наполнена до краёв. Но Бог в Своей великой милости решил дать Ниневии последнюю возможность покаяться в своих ужасных беззакониях и вернуться к Нему. Еврейский пророк Иона был избран Богом, чтобы сообщить Ниневии последнее предупреждение о неминуемом суде: «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня» (1:2). И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день и проповедовал, говоря: «Ещё сорок дней, – и Ниневия будет разрушена!» (3:4). Ниневитяне поверили словам пророка: объявили пост и оделись во вретище (3:5–8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Глава I. Ион.1:1–2 .  И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину, говорящее: встань, и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем; ибо злодеяние его дошло до Меня. LXX, за исключением слов: «вопль злодеяния его дошел до Меня», прочее перевели таким же образом. Иона посылается к язычникам для осуждения израильтян, потому что они упорствуют в злодеянии, между тем как Ниневия приносит покаяние. Далее слова: «злодеяние его дошло до Меня» или «вопль злодеяния его шел до Меня» означает тоже, что сказано в книге Бытия: «вопль Содомский и Гоморрский умножися» ( Быт. 18, 20 ), и к Каину: «глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт. 4, 10 ). В иносказательном смысле Господь наш то и другое означает, или потому, что Дух Святый нисшел на Него в виде голубя и пребывал на Нем, или же потому, что Он сам болезновал о наших ранах, плакал об Иерусалиме и язвою Его мы исцелились, и по истине Он есть сын истины, потому что Бог есть истина, посылается в прекрасную Ниневию, то есть в мир, красивее которого мы ничего не видим плотскими очами. Поэтому и у греков он от красоты получил название χσμος, и по окончании всех дел творения о нем говорится: «виде Бог, яко добра» ( Быт. 1, 31 ). Он был послан в Ниневию, город великий, чтобы весь мир язычников слушал Его, потому что Израиль не захотел слушать. И это потому, что злодеяние его дошло до Бога. Ибо когда Бог устроил как бы некоторого рода прекрасный дом для человека, который должен был служить Ему, то человек развратился по собственной воле, и сердце его стало от юности склонным прилежно помышлять о зле ( Быт. 8 ), и поднял он к небу уста свои ( Псал. 72:9 ), и когда он построил башню высокомерия ( Быт. 11 ), то сошел к нему Сын Божий, чтобы, повергшись в покаянии, достиг неба тот, кто не мог достигнуть его чрез высокомерное превозношение. Ион.1:3 .  И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. LXX перевели таким же образом. Пророк, чрез вдохновение Духа Святого, знает, что покаяние язычников служит падением иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1:16); или опять: « если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли » (Ис. 1:19). И еще многое другое говорит им Исаия и удостоверяет это, написав целую книгу. Не остановился и на этом, но приводит даже свидетелей в начале своей проповеди: « Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит ». Что « говорит »? Скажи громко, Исаия. « Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня » (Ис. 1:2). А ты, Иона, не сделал ничего подобного, но возвестил гибель, говоря: « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ». Ты ничего не сказал им о Боге, не сказал: « потому что Господь говорит », подобно Исаии, а произносишь жестокий и бесчеловечный приговор. Впрочем, ниневитяне, хотя и не были наставлены в учении, не слышали проповеди пророков, не получили обещания евангельской благодати, (не имели) ни любви к царству небесному, ни страха наказаний, но отличались скотским характером и жестокими и бесчеловечными нравами, — несмотря на все это, услышавши произнесенный над ними приговор, они тотчас обращаются к покаянию, исповедуясь в совершенных ими грехах, и это — даже не зная, получат ли прощение. В самом деле, что они говорили? « Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем » (Иона 3:9). Они не могли воспользоваться примером других, которые покаялись бы и были спасены, у них не было других ниневитян, и поэтому они еще сомневаются в своем спасении, но все–таки каются. И тотчас царь, сбросив с себя венец и багряницу, облачается в рубище и посыпает себя пеплом, и за ним весь город — от малого даже до великого, и не только люди, но и скоты, и быки, и овцы. Что делаешь, о, царь? Ведь согрешили люди, — зачем же ты и скотов заставляешь поститься? Зачем и на них возлагаешь вретища и пепел? Мы, отвечает он, отягчены многими грехами и недостойны умолить Бога. С каким лицом предстанем мы пред ним, и будем просить Его? Поэтому мы и заставили умолять за нас неповинных в грехах. Может быть, кто–нибудь наблюдал подобное и между людьми? Если кто нанесет оскорбление кому–нибудь из высокопоставленных лиц, то за него просят не принимавшие участия в оскорблении, чтобы ему был прощен его грех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И опечалися Иона печалию великою и смутися 1567 , – как в Вульгате (iratus est).. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион. 1:1–3, 3:1–10, 4:1–2, 10–11 ). «Иона бежал в Фарсис, предвидев обращение ниневитян, ибо знал, как пророк, Божие благоутробие, – так размышляет Критский учитель, ни к кому, по-видимому, не обращаясь (в отличие от большинства тропарей Великого канона, которые содержат прямое обращение к душе), о чудесных событиях, случившихся некогда с пророком Ионой; – и потому ревновал, чтобы неложным было пророчество». Почему вдруг возникло здесь это размышление? В нем – как бы продолжение размышлений, которыми был объят святитель, когда читал библейские слова, посвященные страданиям пророка Иеремии. Там он поставил перед собой для рассмотрения важнейшее качество жизни христианина: богопосвященность этой жизни, постоянное предложение себя – жизни своей – как жертвы Господу, постоянное существование христианина в координатах богообъятости, богонаполненности. Современные богословы говорят о таком состоянии как о Христоцентричности человеческого бытия, ибо Христос, «как глава Церкви, соединяет в теле Церкви всё и вся. Христос – всеединство. Христос – всесоединитель. В Нем, в Богочеловеке, или Церкви, соединяются Бог и человек, небо и земля, Ангелы и люди, существа и вещи, атомы и вселенная, всё, что на небе, и всё, что на земле, всё, кроме греха, смерти и диавола. Богочеловек всё это соединил, основав и в Себе, и на Себе Церковь , которая есть тело Его, а Он ее глава. Таким образом, она – полнота Его, Богочеловека, Который исполняет «всё во всем» (см.: Еф. 1, 23 )» 1568 . Потому и жизнь христианина – «это подражание Христу не внешнее, воображаемое, но внутреннее, всестороннее жительство во Христе, всестороннее восприятие Христа, всестороннее сообразование Христу. Одним словом, всестороннее вохристовление и охристовление, а через это – всестороннее охристоличение. Человек всем существом вживается во Христа, совоплощается Христу, входит в тело Его Богочеловеческое и весь живет Им, в Нем, от Него. Это не внешнее подражание, а внутреннее переживание. Это не внешняя маскировка под Христа, а внутреннее созидание себя Христом» в Его Богочеловеческом теле – Церкви 1569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Надежда Библейские образцы глубокой надежды на Бога 1 . Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию. 2 . Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий, имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных), и пойди сразись с амаликитянами, а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов. 3 . Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваопом!..» и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян ( Нав.10:12–14 ). 4 . Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости; в этой добродетели он всех превзошел: читающий с любовью псалмы его сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь ( Пс.26:1 )? чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? ( Пс.48:6 ; ср. и мн. др. псалмы). 5 . Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но, как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему: молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною; однако ж я вспомнил о Господе… и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» ( Иона.2:4–8 ). Вот образ величайшего упования на Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   В том и в другом смысле Бог или в то время городу ассирийскому или ежедневно народам всего мира угрожает для того, чтобы они покаялись, и если они обратится, то также Он отменит Свое определение и изменится вследствие обращения народа. Это Иеремия и Иезекииль яснее выражают, говоря, что (Бог не исполнит ни Своих обещаний о благодеяниях, если добрые обратятся к порокам, ни Своих угроз о ниспослании зол людям злым, если те обратятся к спасению. Таким образом и теперь Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего: Он не слова их услышал, в которых обыкновенно Израиль часто делал обещания: «вся..., яже глагола Господь, сотворим» (Исх. 24:3), но увидел дела, и так как Он более желает покаяния грешника, нежели смерти (Иезек. 18), то охотно изменил решение, когда увидел изменение дел их; или, скорее. — Бог остался при Своем решении, желая с самого начала помиловать их, потому что никто, желающий наказать, не угрожает тем, что он исполнит. Зло же следует понимать, как выше мы сказали, в смысле наказаний и бедствий, а не в том смысле, что Бог может совершить какое либо зло.    Между словами: три и сорок.    Число три (вм. 40) попало в списки перевода LXX, как полагают блаж. Феодорит, Феофилакт и многие другие, вследствие ошибки переписчиков. В некоторых списках встречается также число 40 или 43. См. Script. sacrae curs. compl. tom. XX Paris. 1841, col. 840—841.    В толковании на гл. 1 ст. 7 (в русском переводе стран. 214). Глава IV Ион.4:1—2. И опечалился Иона печалию великою и был раздражен. И молился он Господу и сказал.    LXX: И опечалился Иона печалию великою и смутился. И молился он Господу и сказал.    Видя, что входит полное число язычников и что исполняются слова Второзакония: «они раздражили Меня теми, которые не боги, и Я раздражу их... народом, который не есть народ, народом бессмысленным» раздражу их (Второз. 32:21), он отчаивается в спасении Израиля и удручается великою скорбию, которая выражается в словах, и излагает причины печали, как бы говоря: только я один избран из столь великого числа пророков для того, чтобы чрез спасение других возвестить погибель народу моему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010