Теперь Ионе деваться некуда, и он исполняет вторичный приказ идти в Ниневию и пророчествовать о гибели города через сорок дней. Происходит неожиданное: грешные ниневитяне уверовали и объявили всенародное покаяние. И вот Яхве, Который справедлив, но в придачу к этому еще и милосерден, что делает Его действия совсем свободными и совсем непредсказуемыми, простил ассирийцев и отменил кару. Но каково положение пророка! Он отнюдь не дорос до великодушия своего Бога, и он чувствует только то, что его пророчество не сбылось и тем самым превращено в ложь. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Яхве, и сказал: “О, Яхве! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и бежал в Таршиш, что знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеющий о бедствии. И ныне, Яхве, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, чем жить” (см. Ион 4:1–3 ). Эти эпитеты Яхве – “благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый” – произносятся в псалмах с радостью и надеждой; Иона выговаривает их с досадой. Что может быть хуже, чем служить такому Богу, Который прощает? Чтобы вразумить Своего пророка, Яхве прибегает к неожиданному педагогическому приему: Он заставляет червя погубить куст рицинуса, к тени которого пристрастился Иона. На жалобы Ионы дан ответ, которым достойно завершается книга. И сказал Яхве: “Ты жалеешь о клещевине, над которой ты не трудился и которой не выращивал, которая в одну ночь поднялась и в одну ночь пропала. Так как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и притом много животных?” (см. Ион 4:10–11 ). Для Ионы Ниневия – вражеский город; для Яхве – она живая, средоточие жизни, нечто произросшее и возрастающее, как куст под небом. Упоминание домашних животных в последних словах – кульминация юмора книги и одновременно кульминация ее серьезности: теплое дыхание неповинных животных – это ценность, ради которой Яхве стоит взять Свое слово назад и изменить судьбу великого города. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Итак, Амос, хотя и пророк, но не был таковым прежде своего призвания. Другой пассаж из его книги, без сомнения, намекает на глубокую трансформацию, которая произошла с ним в результате призвания на пророческое служение: Лев начал рыкать – кто не содрогнется? Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать? (Ам 3:8) С образа рыкающего льва начинается книга пророка Амоса (Ам 1:2). Им изображается суд над Израилем, ибо лев рычит тогда, когда перед ним добыча (Ам 3:4). Но это в то же время и образ Бога, действующего в урагане, описываемого как лев, у которого из пасти исходит подобный длинному и острому мечу язык. Рычание Бога – это гром. Амос должен был пережить всю силу этого божественного голоса, грозного как гром. Пророчество Амоса – это рев человека, слышавшего рычание Бога. Опыт Осии был менее травмирующим, более повседневным. Его пророческая карьера начинается с самого обычного для молодого человека дела – с женитьбы. Но этим вовсе не отменяется, что и для него призвание было приказом, ведь его женитьба была совершенно необычной: Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда (Ос 1:2). Что можно сделать перед абсолютностью этого приказа: «Иди!»? Возражения невозможны. По воинскому уставу, можно лишь слушать приказ и исполнять его. Неисполнение является преступлением устава. Прекрасные примеры исполнения и неисполнения приказа содержатся в книге Ионы, которая может быть прочитана как пророческая притча . В первый раз Иона получает приказ: «Встань, иди в Ниневию!» – и не идет. Отправляется в противоположном направлении, на запад, бежит подальше «от лица Господня» (Ион 1:1-3). Начиная читать книгу, мы еще не знаем (узнаем лишь в конце книги) причины, по которой Иона отказывается исполнять приказ, но это неисполнение учит нас тому, что пророк, несмотря ни на что, остается свободным человеком, свободным даже от требований собственного призвания. Однако, он не достаточно свободен, чтобы избежать ответственности за последствия собственного выбора: в книге подробно описываются несчастья, постигающие этого упрямого и капризного пророка.

http://bogoslov.ru/article/4795402

 А если Иисус молится и если не напрасно Он молится, так как Он молитвою достигает того, чего желает и чего, быть может, и не получил бы без молитвы, то кто же из нас решится пренебрегать молитвой? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там (Мк. 1:35); и Лука: Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему (Лк. 11:1); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12); Иоанн же описывет Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ии. 17:1). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин. 11:42) — указывает на то, что молитва того всегда выслушивается, кто постоянно молится. Нужно ли поэтому для нашей цели называть всех, кто вследствие своей достойной молитвы получил от Бога много великих благ? Каждый из Священного Писания легко может выбрать много относящихся сюда примеров. Так, Анна, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставимого с Моисеем (Иер 15:1), с полным доверием молясь Богу (1 Цар. 1:9 и далее). Езе–кия в то время, как он внимал из уст Исаии слову о том, что он умрет, молился и благодаря этому вошел в родословие Спасителя (4 Цар. 20:1 и далее; ср. Ис. 38:19 и далее). Простым повелением коварного Амана народ Израильский должен был истребиться с лица земли; но тут услышана была соединенная с постом молитва Мардо–хея и Есфири (Есф. 4:1 и др.) и к празднику Моисея и [всего] народа присоединился радостный день Мардохея. (По–видимому, праздник Пурим, установленный в воспоминание о спасении иудеев от персидского избиения, приравнивается к Пасхе. — Прим. ред.). Приносила и Юдифь священную молитву Богу, и, таким образом, одна–единственная еврейская женщина навлекла позор на дом Навуходоносора (Иуд. 13:6—10). Были услышаны Анания, Азария и Мисаил и удостоены ниспослания им прохлаждавшегося и росою орошавшего ветра, не допустившего до них огненное пламя (Дан. 3:50). В вавилонском рву молитвой Даниила была заключена пасть львов (Дан. 6:22). Иона, находясь во чреве поглотившей его рыбы, не отчаивался в успехе своей молитвы и потому вышел оттуда и успешно завершил только что начатое пред тем посольство к нине–витянам (Иона 2:2 и далее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Исаия, например, говорит: «И если скажешь: на Господа Бога нашего уповаем. Ныне вступим в союз с господином моим, царем Ассирийским». И далее: «И разве я без воли Господней пришел на землю сию, чтобы разорить ее?» (2) Так Иона говорит о том же силою пророчества: «И подошел к нему начальник корабля, и сказал ему: Что ты храпишь (rJe> gceiv)? Восстань, воззови к Богу Твоему, может Он спасет нас и мы не погибнем?» (Иона. 1:6.) (3) Словами «Бог Твой» он показал, что считал его человеком, который знает Бога, а продолжение фразы, «чтобы Он спас нас», делает ясным, что в разуме язычников уже присутствовало представление о вседержителе, хотя они еще не верили в него. (4) Далее сказано: «И он ответил ему: Я раб Господен и боюсь Господа Бога небес». (136,1) «Тогда воззвали они: Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего». (2) Малахия пророк влагает следующие слова в уста Господу: «Приношение рук ваших не угодно Мне, ибо от восхода Солнца и до захода велико будет имя Мое между народами, и на каждом месте будет принесена Мне жертва», (3) И снова: «Ибо Я царь великий и имя Мое явлено в народах». (Мал. 1:10.14) О каком имени здесь речь? Об имени Отца, таинственно явленном через Сына, Бога-Творца, как его называют эллины.    Еще раз о поэтах и философах (4) О свободной воле Платон учит следующим образом: «Добродетель не есть лишь достояние какого-либо одного почитателя или непочитателя ее. Каждый приобщается к ней в большей или меньшей степени. И вина лежит на избирающем, Бог же — невиновен». Бог, действительно, не может быть причиной зла. (5) Лирик так говорит об этом:    О войнолюбивые Трояне, всевышний, всех видящий Зевс    Не есть причина скорбей смертных,    Однако каждый человек в силах сам    Найти путь святой и чистой Дикэ,    Сопровождаемый правомерностью и осторожной Фемидой,    И благословенны ваши родители,    Если все они обитают в вашем доме.    (137,1) О Зевсе-Спасителе, муже Фемиды, царе спасительном и праведном, Пиндар говорит в таких словах:    Сначала справедливейшую Фемиду небесную    На колеснице златой к крутому берегу океана    Мойры подводят, к самому началу сверкающих ступеней,    Что ведут на высокий Олимп,    Пред очи спасителя Зевса как его супругу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бодрствовать должны все. Это лучшее средство от бесовских искушений, как замечает церковный устав: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри») . «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Иона 2:3) – этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание душ умерших людей во аде, куда по милости и человеколюбию «снизшел еси Господь (в преисподняя земли)», сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем Воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении евреев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3): «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев». По словам преп. Максима Исповедника, «пророк Иона – это образа Адама и нашей человеческой природы, Христа и пророческой благодати и неблагодарности еврейского народа, утомляющегося от всего доброго и завидующего постоянно милости Божией» . Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскресл еси от гроба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью. В ирмосе 7-й песни автор использует темы из 1-й части Песни трех отроков, которую мы слышим в конце последней паремии литургии Великой Субботы. За отказ поклониться идолу три отрока израильских были брошены Навуходоносором в печь, откуда их избавил Некто «подобный Сыну Божию»: «Тогда Навуходоносор исполнился ярости , и самым сильным мужам из войска своего приказал связать и бросить их в печь, раскаленную огнем… Но Ангел Господень сошел в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер… Навуходоносор царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.

http://bogoslov.ru/article/6027170

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Нужно ли дословно принимать рассказ о Ноевом ковчеге, или это миф? После прочтения Библии возникли вопросы. Например 15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей известно 1 Локоть примерно 50 см. Объем ковчега получается 56250 кубических метров. 14. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, Известно более 24000 вида млекопитающих, рептилий и птиц. По паре 48000. 2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3. также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, Даже если предположить, что большинство животных были нечистыми, и это число умножить на 3 получится 144000 душ. На каждого животного в среднем получается 0,39 кубических метра. Даже для маленького животного в таком небольшом пространстве 6-месячное путешествия невозможно. Кроме того, Есть 1500 тысяч видов насекомых 15. и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни 6-месячный запас продовольствия, места для людей, перегородки в ковчеге и получается в 1 м³ помещалось минимум 5 животных . Это можно как-то объяснить или принять как миф? Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Арчил! В зависимости от того, с какой точки зрения смотреть на это повествование, можно прийти к разным заключениям. Так, если мы будем подходить к чтению Библии как к обычному чтиву или сказке, а не как к Богодухновенной книге, то многое (если не всё) в ней написанное покажется нам неправдоподобным и нелепым. Когда же мы говорим о чудесах, описанных в Библии, то, чтобы понять, как это могло быть, не хватит, пожалуй, и всей жизни. Давайте попытаемся научно обосновать, как Христос мог воскресить Лазаря, смерть которого к тому времени произошла уже около 4 суток назад? Современная наука скажет, что это невозможно. А наша вера подсказывает, что для Бога нет ничего невозможного. Или как Христос мог накормить пятью хлебами 5 тыс. человек? Мы верим, что Бог нас не обманывает. Один из подвижников нашей Церкви, отвечая на подобный вопрос (речь шла о том, как Иона смог выжить после того как его проглотил кит) сказал, что если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона кита, то он всё равно бы в это свято верил.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/nuzhno-li...

222 По мнению некоторых богословов (Шелль) ветхозаветные цари прообразуют разные эпохи христианской истории 1) время Моисея, вождя Израиля, друга Божия, странствованием в пустыне в землю обетованную, соответствует первохристианству, 2) время Давида в борьбе с врагами – воинствующая Церковь Константина Великого , 3) царство Соломона соответствует еще не наступившему царству мессианскому. 225 Проповедовал Иона: «еще 40 дней, и Ниневия будет разрушена» ( Иона. 3, 4 ). Однако после всеобщего покаяния Неневитян «увидел Бог дела их.. и пожалел Бог o бедствии, o котором сказал, что наведет на них, и не навел» (3, 10) Подобный случай имеется в 1 Ц. 23, когда Давид вопросил Господа, придет ли Саул взять его и предадут ли ему Давида жители г. Кеиля, получил утвердительный ответ (10–12), но Давид сам вышел из г. Кеиля, а Саул отменил поход (13). 226 Нужно было бы перо Достоевского для того, чтобы художественно показать всю глубину этого провала: мать, получившая регуляцией природных сил воскрешенного сына и сердечным чутьем матери узнающая в нем обманный двойник, не-сына, а куклу, жених, вместо возлюбленной обнимающий робот и опознающий его. Ибо манекены могут лишь механически воспроизводить, но не могут творчески соединит прошедшее с будущим продолжая единую жизнь Механическое повторение, заменяющее тожество, в этом качестве своем не изменяется от того, что «воскрешенные» роботы изготовляются не только механическим собиранием телесных или отелесненных частиц мирового вещества но и включением физиологических элементов до сперматозоидов включительно, поточу что в живой индивидуальности тело есть лишь субстрат живучего в нем духа. Тело именно является таковым лишь в отношении к живущему в нем духу и в соединении с ним, а вне этого соединения оно есть робот. Теоретически допустим, что может быть сделано неопределенное количество, целая толпа повторяющих друг друга роботов, которые однако тем дальше становятся от своего оригинала. 227 Эта печаль смертного изнеможения выражена в грустных образах у Экклезиаста... «доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них». Доколе не померкло солонце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стригущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного остаюсь; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу... Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы.. и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его» ( Еккл. 12, 1–4, 5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Так и ты не отчаивайся из–за грехов: в грехе всего преступнее то, когда остаются в грехе, и в падении всего хуже то, когда лежат по падении. Об этом и Павел плачет и рыдает; это называет он достойным слез: (боюсь) да не так, говорит, когда приду к вам, « уничижит » меня « Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих », не просто, « согрешивших », но « не покаявшихся в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали » (2 Кор. 12:21). А для покаяния какое время может быть удобнее времени поста? 3. Но возвратимся к истории. Услышав эти слова  , пророк « и встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию » (Ион. 1:3). Куда бежишь, человек? Разве ты не слышал, что говорит пророк: « куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? » (Пс. 138:7) На землю? Но « Господня — земля и что наполняет ее » (Пс. 23:1). В ад? « Сойду ли », сказано, « в преисподнюю — и там Ты » (Пс. 138:8). На небо? Но « взойду ли на небо — Ты там » (Пс. 138:8). Или в море? Но « и там », сказано, « удержит меня десница Твоя » (Пс. 138:10), что и с ним (Ионой) случилось. Но таков грех: он доводит душу нашу до великого неразумия. Как люди с отяжелевшей от опьянения головой бродят без цели и без разбора, и случится ли перед ними яма, или стремнина, или что другое, они падают туда от неосмотрительности, — так и стремящиеся к греху, как бы опьянев, от желания совершить грех, не знают, что делают, не видят ничего — ни настоящего, ни будущего. От Господа бежишь, скажи мне? Так подожди немного, и на самом деле узнаешь, что ты не можешь убежать и из рук подвластного Ему моря. Действительно, едва (Иона) взошел на корабль, как оно воздвигло волны и поднялось высоко. Как верная служанка, нашедши беглого со–раба, похитившего что–либо из господского имущества, дотоле не перестает всячески беспокоить принявших его, пока не возьмет его с собой, — так точно и море, нашедши и узнав своего со–раба, всячески беспокоит корабельщиков, мятется, воет, и хоть не влечет в суд, но угрожает потоплением кораблю вместе с людьми, если не отдадут ему со–раба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так. Дальше. Вот ищут фарисеи и книжники знамения. Ну, сколько же нужно было давать еще знамений и каких знамений? Вот дальше Он говорит на эту же тему нашу: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка [Иона пророк отказался идти с проповедью в Ниневию – столицу Ассирии, но Господь его принудил, и он был выброшен в море. Его заглотал кашалот и изрыгнул, каким принял, то есть живым: «якова прият», на берег. И он пошёл и проповедовал, что если Ассирия – Ниневия – не покается через 3 дня, она провалится, уйдёт под землю. Народ настолько принял проповедь, что заставил поститься, каяться даже скот. И Господь отменил то, что определил. Так вот, он был во чреве кита три дня и три ночи и там составил песнь. Песнь пророка Ионы, она в книге его есть. Вот Господь и говорит, что не дастся им знамения, кроме знамения Ионы пророка]; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы [то есть Он Сам]. Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф. 12:38–41 ). В 3-й Книге Царств говорится, что, наслышавшись о Соломоне, о его богатстве и мудрости, царица Савская – полагают, что это Йемен, – пришла оттуда послушать мудрости Соломоновой. Попробуйте сказать эфиопам, что это Йемен, – это Эфиопия. Вот и спорят, кто же это царица Савская (см. 3Цар. 10:1–10 ). Так вот, она пришла послушать мудрости Соломоновой, а здесь Сама воплощённая Премудрость стоит. Вот Она перед ними свидетельствует, а они ищут знамения. Значит, полная слепота. И таким людям , знамения и чудеса для таких людей – не совершаются. Теперь давайте посмотрим свидетельства людей, которые никак не заинтересованы в том, чтобы признавать за Христом чудеса, и тем не менее вынуждены это констатировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Проповедь Ионы сильно подействовала на язычников, спасла Ниневею от истребления, а жителей ее от верной смерти. Что означает это чудное событие? Св. Церковь отвечает нам: Водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть преображаще яве. Тем тридневен исшед, премирное Воскресение прописаше, плотию пригвожденного Христа Бога, и тридневным Воскресением мир просвещающего. Воздвиж. песнь 6). Иисус Христос также сначала проповедовал евреям, – и они не внимали Ему, предали Его на смерть и запечатали гроб Его. Через три дня Господь воскрес, послал учеников Своих к язычникам, и язычники уверовали в Иисуса Христа, получили спасение и жизнь вечную. Вот что означает случившееся с Ионою! Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. ( Мф. 12:40 ), говорить Спаситель. Св. Михей предсказал, что Иисус Христос родится в городе Давидовом Вифлееме и будет царствовать вечно. И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение от начала, от дней вечных. (5:2). От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима, говорит Пророк о всемирной проповеди св. Апостолов, получивших Святого Духа на Сионе (4:2). Св. Аввакум, проповедуя о чудном пришествии Мессии на землю и распятии Его между двумя разбойниками, говорить: Господи, услышал и слух Твой и убоялся. Господи! Господи, разумны дела Твои и ужасны. Будешь узнан посреди двух при приближении лета. Бог придет с юга и Святой с горы, покрытой чащей. (3:1–3). Для пояснения последних слов пророчества нужно прибавить разве только то, что Вифлеем, где родился наш Спаситель, лежит к югу от Иерусалима, на гористой местности и еще около времен св. Кирилла Иерусалимского окружен был частым, тенистым лесом. Св. Захария предвозвестил, что Мессия придет на землю царем кротким и спасающим, вступит в Иерусалим на ослице и осленке, не знавшем ярма; что Спаситель продан будет за тридцать серебренников, распят, прободен, а ученики Его разойдутся, как овцы не имущие пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010